В чем заключается проблема северных территорий японии

Курильские и российские Япония придумала проблему спорных островов. 70 лет это губит отношения с Россией

«Северные территории» — так в Японии называют южные острова Курильской гряды, без сомнения, станут одной из основных тем для обсуждения на переговорах японского премьер-министра Синдзо Абэ с российским президентом Владимиром Путиным. Перед встречей тема спорных островов активно обсуждалась публично: Токио пообещал отказаться от компенсаций и не выселять жителей Южных Курил в случае их передачи. Дошло до того, что в Кремле вынуждены были одернуть Абэ и заметить, что такая суета не способствует нормальному переговорному процессу. Специально для «Ленты.ру» российский японист Виктор Кузьминков вспомнил историю спорных островов и причины, по которым претензии Японии на них выглядят, мягко говоря, спорными.

Острова мохнатых людей

«Приведенных в подданство на дальних островах мохнатых курильцев оставить свободными и никакого сбору с них не требовать», — гласил указ русской императрицы Екатерины II, подписанный ею в 1779 году. «Мохнатыми курильцами» русские землепроходцы называли коренных жителей японских островов — айнов, которые, в отличие от других северных народов, имели на лице сильную растительность.

Однако в 1855 году был заключен Русско-японский трактат о торговле и границах, по которому все четыре ныне спорных острова — Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи — царское правительство признало японской территорией, каковой они оставались до конца Второй мировой войны. Именно на основе этого документа официальный Токио выдвигает на них свои претензии.

Из виду, однако, упускается важный факт: Россия уступила эти острова Японии с тем условием, что последняя согласится на торговлю. Однако торговля с Японией развивалась слабо, и потому соглашение 1855 года (по сути невыполненное) не может служить доказательством в территориальных претензиях к России. Тем более что впоследствии граница между Россией и Японией дважды менялась, в том числе в результате военных действий.

В чем заключается проблема северных территорий японии. preview a7ea00bd3b6142630b18114e8672d1e8. В чем заключается проблема северных территорий японии фото. В чем заключается проблема северных территорий японии-preview a7ea00bd3b6142630b18114e8672d1e8. картинка В чем заключается проблема северных территорий японии. картинка preview a7ea00bd3b6142630b18114e8672d1e8

Фото: Андрей Шапран / РИА Новости

В 1875 году Россия признала японский суверенитет над всеми Курильскими островами до полуострова Камчатка в обмен на официальный отказ Японии от притязаний на остров Сахалин, однако в 1905-м, после поражения России в Русско-японской войне, по Портсмутскому мирному договору Японии отошла южная часть острова Сахалин, на который Япония вроде «не претендовала». Такая ситуация сохранялась до 1945 года, когда Советский Союз, выполняя обещание, данное союзным державам — США и Великобритании, вступил в войну с Японией.

Токио считает, что это было сделано в нарушение пакта о нейтралитете, однако это всего лишь попытка представить Японию жертвой нападения, вывести ее из блока агрессивных государств и подорвать авторитет СССР (и, соответственно, России).

Эти обвинения нельзя рассматривать всерьез: они абсолютно игнорируют ситуацию, сложившуюся тогда в мире. Остановка действия пакта о нейтралитете и вступление Советского Союза в войну против Японии были правомерны и вытекали из положений Устава ООН (статей 1 и 113), принятых на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 года, еще до вступления СССР в войну против Японии.

Именно в соответствии с Уставом ООН у Японии изъяли территории в качестве меры наказания за агрессию. И это зафиксировано в соглашении, принятом на Ялтинской конференции Иосифом Сталиным, Уинстоном Черчиллем и Франклином Рузвельтом. Говорить в этих условиях о нарушении договора и вероломном нападении никак нельзя.

У Японии есть еще один аргумент: в Токио считают, что их страна не являлась одной из сторон Ялтинского соглашения и поэтому никак не связана этим документом. Но из виду упускается еще один важнейший момент.

Капитуляция и обман

В сентябре 1945 года в Сан-Франциско состоялась мирная конференция, окончательно положившая конец Второй мировой войне. На ней решалась судьба разгромленной Японии. В американский город съехались представители более 50 стран, в том числе Советского Союза.

На конференции была написана новая глава истории Курильских островов — Токио подписал документ, в котором черным по белому значилось: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года». Казалось бы, как можно требовать вернуть острова, отказ от которых документально зафиксирован?

Все просто: тогда Япония просто не считала Хабомаи, Шикотан, Итуруп и Кунашир Курильскими островами. Премьер-министр Японии Ёсида Сигэру 7 сентября 1951 года заявил: «Острова Хабомаи и Шикотан являются частью острова Хоккайдо и были оккупированы Советским Союзом в одностороннем порядке 20 сентября 1945 года, вскоре после японской капитуляции». То есть Токио считал их частью Хоккайдо, а не Курил.

Позднее японское правительство добавит к ним острова Итуруп и Кунашир и будет настаивать на том, что эти четыре острова не входят в географическое понятие Курильские острова, а следовательно — не подпадают под определение Курильских островов, от которых Япония отказалась по Сан-Францисскому мирному договору.

В чем заключается проблема северных территорий японии. preview b6bcb0b76063d25fcd2be39f48b506a5. В чем заключается проблема северных территорий японии фото. В чем заключается проблема северных территорий японии-preview b6bcb0b76063d25fcd2be39f48b506a5. картинка В чем заключается проблема северных территорий японии. картинка preview b6bcb0b76063d25fcd2be39f48b506a5

Фото: Андрей Шапран / РИА Новости

Кроме того, советская делегация участвовала в Сан-Францисской конференции, но поскольку ни одна из предложенных ею поправок не была принята, она мирный договор подписывать отказалась. Этим Токио тоже обосновывает свою правоту, хотя говорить о ней не приходится: Ялтинский договор Сталина, Черчилля и Рузвельта согласия Японии не предполагал, а Сан-Францисский договор она подписала, признала «полную силу всех договоров» и обязалась выполнять решения союзников.

Вместе с тем в Сан-Францисском договоре есть огромный подводный камень, который делает обсуждение принадлежности каких-либо островов Курильской гряды невозможным. В соответствии с этим документом, Япония отказалась от Южного Сахалина и Курильских островов просто, а не в чью-то пользу. При этом тот же самый договор предусматривает: если Япония договорится о мире с каким-то государством и даст ему что-то сверх того, что предусмотрено этим договором, она обязана будет дать то же самое всем остальным подписантам.

Иными словами, если Япония признает суверенитет России над Курилами и Южным Сахалином формально, то все 48 стран-подписантов (в том числе, например, США) смогут претендовать на владение ими.

Это связано с тем, что договор не определяет статус Курил и Южного Сахалина, а просто фиксирует отказ Японии. И сегодняшняя Россия как государство-продолжатель СССР владеет ими не де-юре, а на исторических основаниях — потому что никто другой не предъявил своих претензий.

Холодная война против советской теплоты

В 1956 году Советский Союз пошел навстречу Японии и добровольно согласился передать ей Хабомаи и Шикотан, но только после заключения мирного договора. Однако Сан-Францисский договор предусматривал, что он должен быть подписан в течение трех лет, — Москва и Токио не успели, и обещание передать острова перестало действовать, а затем вообще было аннулировано в ответ на требование Японией еще двух островов и подписания нового договора о взаимном сотрудничестве и безопасности с США.

В начале 1960-х годов правительство Японии продолжило упорствовать: Токио сформулировал концепцию «исконно японских территорий». В соответствии с ней Хабомаи, Шикотан, Итуруп и Кунашир не входят в состав Курильских островов и издревле принадлежат Японии. С тех пор для обозначения этих четырех островов было введено понятие «северные территории». То есть проблема этих островов была создана Японией искусственно, намеренно и самостоятельно, исходя из собственного извращенного толкования международных соглашений.

Но в ту пору шла холодная война, открытую поддержку территориальным притязаниям Японии к Советскому Союзу оказал Госдепартамент США, выступивший 13 декабря 1962 года с заявлением, в котором утверждалось, что южные Курильские острова являются «исконно японской территорией».

С момента заключения нового договора о безопасности между США и Японией — того самого, который заставил СССР отказаться от добровольной передачи Хабомаи и Шикотана, — Токио и Вашингтон стали рассматривать лозунг «возвращения северных территорий» как один из самых удобных рычагов, с помощью которых в японском обществе можно было нагнетать антисоветские настроения. Москва отказалась от добровольной передачи двух островов, Токио захотел сразу четыре — СССР и Япония сознательно пошли на взаимное политическое дистанцирование.

Верните ваши острова

Японские власти всячески поощряли «движение за возвращение северных территорий». Оно началось с протестов рыбаков из ближайшего к островам города Нэмуро на Хоккайдо, который до войны был центром района Тисима (Курилы). В результате утраты Курильских островов рыболовная отрасль Японии — одна из главных основ жизнедеятельности региона Хоккайдо — несла серьезные убытки.

Постепенно протесты рыбаков города Нэмура переросли в организованные митинги и марши по всей стране с требованиями «вернуть острова». В 1963 году был учрежден Координационный совет движения по «возвращению северных территорий», в состав которого вошла 41 организация. Этот совет проводил народные слеты и семинары, стал налаживать координацию деятельности и солидарность входящих в него организаций.

Он начал давить на японское правительство и требовать, чтобы оно добивалось возвращения островов не только на словах. В результате в мае 1970 года в структуре правительства была учреждена структура, занимавшаяся подготовкой возвращения Окинавы и «северных территорий».

Движение за «возвращение северных территорий» окрепло лишь после того, как в 1972 году США вернули Японии административные права над островом Окинава: базы на нем играли роль стратегических форпостов в деле противостояния с СССР, а размещенные на них ядерные ракеты были важной частью глобальной политики ядерного сдерживания.

Источник

Проблема северных территорий

В чем заключается проблема северных территорий японии. 300px demis kurils russian names. В чем заключается проблема северных территорий японии фото. В чем заключается проблема северных территорий японии-300px demis kurils russian names. картинка В чем заключается проблема северных территорий японии. картинка 300px demis kurils russian names

Содержание

История

XIX век

7 февраля 1855 года Япония и Россия подписали первый русско-японский договор — Симодский трактат о торговле и границах. Документ устанавливал границу стран между островами Итуруп и Уруп. К Японии отходили острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи, а остальные признавались российскими владениями. Именно поэтому 7 февраля в Японии ежегодно отмечается как День северных территорий.

7 мая 1875 года подписан Петербургский договор, по которому Россия передала Японии права на все 18 курильских островов в обмен на Южный Сахалин.

XX век

В 1905 году, после поражения России в Русско-японской войне, подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому Россия уступила Японии южную часть Сахалина. При заключении мирного договора в Портсмуте в 1905 году японская сторона потребовала от России в порядке контрибуции остров Сахалин. Русская сторона заявила тогда, что это противоречит договору 1875 года. На что японцы заявили: «Война перечеркивает все договоры, вы потерпели поражение и давайте исходить из сложившейся на сегодняшний день обстановки.» [2]

В 1925 году СССР был вынужден признать положение, сложившееся в результате русско-японской войны, однако отказался признать «политическую ответственность» за Портсмутский договор.

В Каирской декларации от 27 ноября 1943 года указывалось, что цель союзных держав (США, Великобритании и Китая) заключается в том, чтобы лишить Японию всех островов на Тихом океане, которые она захватила или оккупировала с начала Первой мировой войны. В этом заявлении также говорилось, что Япония должна быть изгнана со всех других территорий, захваченных ею благодаря насилию (Корея, Тайвань).

11 февраля 1945 года на Ялтинской конференции СССР, США и Великобритания достигли устной договорённости о вступлении Советского Союза в войну с Японией при условии возвращения ему после окончания войны Южного Сахалина и Курильских островов — имеется в виду Крымское соглашение глав правительств США, СССР и Великобритании по вопросам Дальнего Востока. По условиям договорённости, Советский Союз должен вступить в войну не позднее трёх месяцев после победы над Германией.

В Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года говорится, что условия Каирской декларации будут выполнены и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми более мелкими островами, которые укажут союзники — без упоминания островов Курильской гряды. В Каирской декларации сказано что Япония должна быть лишена тех территорий, которые она захватила силой в результате своей агрессии. Но как известно Курильские острова Япония силой не захватывала. Они отошли ей в результате мирных договоров. А это значит, что эти острова никто не имеет никакого права отторгать от Японии в чью-либо пользу.

8 августа 1945 года, ровно через три месяца после капитуляции Германии, СССР, в нарушение действовавшего Пакта о нейтралитете между СССР и Японией от 1941 года, начал боевые действия против Японии, а в августе-сентябре оккупировал Южные Курилы. Последняя операция была окончательно завершена после подписания Акта о капитуляции Японии 2 сентября 1945 года. А точнее с 3 по 5 сентября 1945 года.

2 февраля 1946 года президиум Верховного совета СССР издал указ о вхождении Южного Сахалина и Курил в состав СССР.

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско заключён мирный договор между Японией и союзниками, согласно которому Япония отказалась от всех прав на Южный Сахалин и Курильские острова (СССР договор не подписывал). Как утверждает японское руководство в наши дни, Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи в состав Курильских островов не входят и от них Япония не отказывалась.

19 октября 1956 года СССР и Япония приняли Совместную декларацию, которая прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические отношения между двумя странами, а также фиксировала согласие СССР на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора (который не подписан до сих пор. Отказ от подписания договора японская сторона произвела под давлением США, которые пригрозили не отдавать Окинаву, если Япония откажется от претензий на Кунашир и Итуруп). [3] [4]

19 января 1960 года Япония продлила договор безопасности с США, подписанный 8 сентября 1951 года, являющийся юридической базой для пребывания американских войск на японской территории. 27 января 1960 года СССР заявил, что поскольку данное соглашение направлено против СССР и КНР, советское правительство отказывается рассматривать вопрос о передаче островов Японии, поскольку это приведёт к расширению территории, используемой американскими войсками.

Всю вторую половину XX века вопрос о принадлежности южной группы Курильских островов Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (в японской интерпретации — вопрос о «северных территориях») оставался основным камнем преткновения в японско-советских (позже и японско-российских) отношениях.

В 1993 году была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где говорится о том, что Россия — продолжатель СССР и все соглашения, подписанные между СССР и Японией, будут признаны как Россией, так и Японией. Было также зафиксировано стремление сторон решить вопрос о территориальной принадлежности четырёх южных островов Курильской гряды, что в Японии было расценено, как успех и, в определённой степени, породило надежды на решение вопроса в пользу Токио.

XXI век

14 ноября 2004 года глава МИДа России Сергей Лавров в преддверии визита президента России Владимира Путина в Японию заявил, что Россия как государство-продолжатель СССР признаёт Декларацию 1956 года как существующую и готова вести территориальные переговоры с Японией на её базе.

Премьер-министр Японии Коидзуми в ответ заявил, что Японию не устраивает передача лишь двух островов: «Если не будет определена принадлежность всех островов, мирный договор подписан не будет». [6] При этом японский премьер пообещал проявить гибкость при определении сроков передачи островов.

14 декабря 2004 года министр обороны США Дональд Рамсфельд выразил готовность посодействовать Японии в разрешении спора с Россией по поводу Южных Курил. Некоторые наблюдатели видят в этом отказ США от нейтралитета в японско-российском территориальном споре.

В годы холодной войны США поддерживали позицию Японии в споре о Южных Курилах и делали всё, чтобы эта позиция не смягчалась. Именно под давлением США Япония пересмотрела своё отношение к советско-японской декларации 1956 года и стала требовать возвращения всех спорных территорий. Но в начале XXI века, когда Москва и Вашингтон нашли себе общего врага в лице международного терроризма, США перестали делать какие-либо заявления по поводу российско-японского территориального спора.

13 декабря 2006 года. Глава Министерства иностранных дел Японии Таро Асо на заседании внешнеполитического комитета нижней палаты представителей парламента высказался за то, чтобы разделить с Россией пополам южную часть спорных Курильских островов. Существует точка зрения, что таким образом японская сторона надеется решить давнюю проблему в российско-японских отношениях. Однако сразу после высказывания Таро Асо японский МИД дезавуировал его слова, подчеркнув, что они были неверно истолкованы. [8]

2 июля 2007 года. Для снижения напряженности между двумя странами секретарь кабинета министров Японии Ясухиса Сиодзаки (Yasuhisa Shiozaki) предложил, а российский вице-премьер Сергей Нарышкин принял предложения Японии о помощи в развитии дальневосточного региона. Предполагается развивать атомную энергетику, прокладывать оптические интернет-кабели через территорию России для связи Европы и Азии, развивать инфраструктуру, а также сотрудничество в области туризма, экологии и безопасности. До этого это предложение было рассмотрено в июне 2007 на встрече большой восьмерки между премьер-министром Японии Синдзо Абэ и президентом России Владимиром Путиным [9]

21 мая 2009 года. Премьер-министра Японии Таро Асо в заседания верхней палаты парламента назвал Южные Курилы «незаконно оккупированными территориями» и заявил, что ждёт от России предложений походов к решению этой проблемы.

Официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко прокомментировал это высказывание как «незаконное» и «политически некорректное».

Источник

Новое в блогах

ПРОБЛЕМА «СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ» В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

1. Причины возникновения проблемы

Корни возникновения проблемы «северных территорий» (островов Итуруп, Кунашир, Хабомаи, Шикотан с общей площадью 4946 кв. км) лежат в агрессивной политике милитаристской Японии в ХХ в. Русско-японские договоры 1855 г. и 1875 г., признавшие сначала южные, а затем и северокурильские острова принадлежащими Японии, обязывали последнюю развивать дружественные отношения с Россией.

Однако Токио использовал владение указанными островами для агрессии против России и захвата Ю. Сахалина. В результате насильственный Портсмутский мир перечеркнул договоры 1855, 1875 гг. как аргумент в пользу принадлежности Курил современной Японии. В соответствии с Ялтинскими соглашениями Курильские острова и Южный Сахалин наряду с другими правами России, попранными милитаристской Японией, возвращались Советскому Союзу. Японская капитуляция в 1945 г. на условиях Потсдамской Декларации ограничивала территорию этой страны четырьмя крупнейшими японскими островами.

По Сан-Францисскому Мирному договору Япония признала Курилы ей не принадлежащими. Принадлежность островов России, не подписавшей этого договора, обусловлена предыдущими Ялтинскими соглашениями. Таким образом, с точки зрения международного права Токио на острова претендовать не может. Однако проблема возникла в условиях «холодной войны», и ее отцовство принадлежит Вашингтону. США была невыгодна нормализация советско-японских отношений после 1951 г., т. к. она ставила под вопрос необходимость и целесообразность американского военного присутствия в Японии. Поэтому Вашингтоном был предпринят ряд мер по торпедированию этой нормализации: сенатом США при ратификации Сан-Францисского договора была принята специальная резолюция, что «ничто в этом Договоре» не может истолковываться в пользу СССР (т. е., Ю. Сахалин, Курилы). Во время советско-японских переговоров в Москве 1956 г. Вашингтон сделал все возможное для их срыва: в ноте госдепартамента Токио говорилось, что США рассматривают Малые Курилы (Хабомаи и Шикотан) как геологическую часть японского острова Хоккайдо, а южные острова Большой Курильской гряды как часть Японии. При этом США угрожали Токио не возвращать Окинаву Японии, если последняя откажется от требования к Москве «вернуть» 4 острова Курильской гряды. Таким образом, США сорвали в 1956 г. возможность окончательного советско-японского урегулирования, а Токио не получил Хабомаи и Шикотан в качестве «платы» Москвы за это урегулирование.

2. Аргументы сторон по проблеме «северных территорий»

Аргументация Токио сводится к двум основным тезисам: Малая Курильская гряда является геологическим продолжением Японского архипелага и, следовательно, ее острова Хабомаи и Шикотан не относятся к числу Курильских островов, от которых Япония отказалась по Сан-Францисскому договору. Следовательно, Москва должна передать Японии указанные острова без всяких предварительных условий.

3. Попытки решения проблемы «северных территорий»

Официальная советская позиция вплоть до к. 80 гг. сводилась к тому, что проблемы как таковой не существует и даже соответствующий пункт Декларации 1956 г. ни к чему Москву не обязывает, поскольку Токио сам уклонился от выполнения необходимых предварительных условий. В ответ на упрек Премьер-министра Танаки, что большой СССР из-за маленьких островов теряет возможность дружбы с Японией, советский посол в Токио Трояновский заявил: «Мы потому Великая Держава, что никогда не торговали своей территорией». С началом перестройки и стремлением к улучшению отношений с западными странами Горбачев признал наличие «проблемы», но уклонился от ее детального рассмотрения и решения.

В результате в Токио сначала возникла эйфория, а затем почувствовали себя Горбачевым обманутыми. Позиция Ельцина до августовского путча 1991 г. сводилась к признанию наличия проблемы и предложению ее поэтапного решения с завершением последних этапов «последующими поколениями» россиян и японцев. С распадом СССР у части руководства МИД (Козырев, Кунадзе) возобладало стремление избавиться от проблемы путем односторонней уступки островов Японии по формуле 2+2 (передача Хабомаи и Шикотана сразу без условий, и переговоры по поводу судьбы Итурупа и Кунашира) в надежде на участие японского капитала в реформировании российской экономики.

Нынешние японские политики не могут отказаться полностью от претензий, сформулированных их предшественниками и превращенных в общенациональную цель, без потери лица. В свете изменившихся реалий в качестве базы для компромиссного решения проблемы может быть использован пункт советско-японской Декларации 1956 г. о передаче Японии Хабомаи и Шикотана, но на более мягких предварительных условиях (ограничиться демилитаризованным статусом этих островов вместо требования вывода американских войск из Японии вообще). При реализации такого варианта Российское правительство не теряет своего престижа внутри страны, т. к. Декларация 1956 г. подписывалась Советским Правительством, которое передачей островов хотело оторвать Токио от США (а Договоры надо выполнять). С другой стороны, Японское правительство сохраняет лицо, приобретя эти два острова без вывода американских войск и разрыва Пакта безопасности с Вашингтоном.

Источник

«Северные территории»

«Северные территории» (для России — южные) давно являются камнем преткновения в отношениях между двумя соседними странами Россией и Японией. В этом давнем споре смешано многое: история, международное право, внешняя и внутренняя политика, военная стратегия, национальные чувства и т. д. В основном она рассматривается с двух сторон: с точки зрения международного права и с точки зрения истории, то есть приоритета в открытии и исследовании.

Подробнее о проблеме

Итак, проблема «северных территорий». Эти территории включают три относительно крупных (Шикотан, Итуруп, Кунашир) и ряд мелких островов Курильской гряды, так называемая гряда Хабомаи (Полонского, Зелёный, Танфильева, Юрий, Анучина, Дёмина, Сигнальный, Лисьи, Шишки). Спор о том, кому же всё-таки принадлежит данная территория, пронизывает всю историю взаимоотношений двух государств-соседей, то затухая, то вновь обостряясь. Например, в Советское время этой проблемы просто «не существовало». Советское правительство не признавало её существования. Однако после распада Советского Союза его преемником стала Россия. Россия, которая называет себя демократическим государством. Россия, которая стремиться перевести свою экономику с наименьшими потерями на «рыночные рельсы». Россия, которая хочет тесно сотрудничать с другими государствами и намеревается стать полноценным и полноправным членом современного международного сообщества, нового для нас как в экономическом, так и во многих других аспектах. В такой момент, естественно вспомнить о существовании этой проблемы, так как Япония — один из привлекательных экономических партнёров в довольно перспективном Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что долгие годы холодной войны Япония находилась, образно выражаясь «по другую сторону баррикад» и в то время, когда многие из нас даже и не подозревали о существовании проблемы, там велась активная антисоветская пропаганда. В итоге сегодня мы имеем довольно реакционное японское общественное мнение.
Освоение Сахалина и Курильских островов и формирование Русско — Японской границы

Начало формирования русско-японской морской границы в районе Сахалина и Курильских островов, как и вообще, начало исследования этих территорий, относят к XVII веку. Предполагается, что раньше всех о Сахалине узнали нивхи, которые посещали остров зимой, когда узкая часть пролива замерзала. Иногда и летом они переплывали на своих лодках Татарский пролив. Первые сравнительно точные сведения о Сахалине в России исходили от участников экспедиции под руководством письменного головы В.Д. Пояркова в 1643 — 1646 г.г. Однако о существовании островов в Охотском море могли подозревать и до этого. В описании экспедиции Максима Перфильева в 1693 — 1641 г.г. по рекам Витим и Амур говорится, что устье Амура свободно, здесь нет никакого полуострова, и что китайские торговые корабли плавают по Татарскому проливу (чтобы с берегов Китая, т. е. с юга, пройти в устье Амура, нужно пройти большую часть Татарского пролива, в том числе и самый узкий его участок — пролив Невельского). Вполне вероятно, что Перфильев мог знать от местных народностей и об острове, лежащем напротив устья Амура.

Примерно в тот же период русские узнали и о Курилах. По некоторым русским источникам, около них побывал первым Федот Алексеевич Попов, участник дежнёвской экспедиции в 1648 — 1649 гг. Японский же историк Т. Мацунага писал: «В 1643 году (20-ый год Кэи-ан) русские пришли в Камчатку и открыли острова Тисимские, название которых они изменили на Курильские», а после плавания Беринга «русские заняли ближайшие 21 остров», т. е. все Курилы, ибо 22-м островом называли Хоккайдо. Он же пишет и о Сахалине: «Говорят, что русские прибыли на остров Карафуто впервые в 1650 году (3-й год правления Кэи-ан), и с того времени северная часть острова стала владением России. Наша же страна, хотя и утверждает, что Карафуто издавна составляет наши владения, но не существует никакого действительного оккупирования нами его территорий». Существуют также источники, говорящие в пользу первооткрытия Курил и Сахалина японцами. Например, немецкий японовед Ф. Зибольд в середине XIX века сообщал, что в 1613 г. японцы путешествовали к Сахалину для его описания и картографирования.

Д. Гаррисон писал, что ещё в 1604 г. военный правитель Японии сёгун даровал Сахалин и Курилы князю Мацумаэ, а Рэй Сиратори утверждал, что коренное население Курил состояло в вассальных отношениях с центральными властями Японии с 1615 г. О том, кто всё-таки первым узнал о существовании островов можно спорить долго, но наверное стоит уделить большое внимание не только датам, но и самим способам проникновения на острова и целям, которые они преследовали. Японцы в основном завязывали торговые контакты, причём торговля шла довольно активно и носила равноправный характер. Некоторые айны уезжали вместе с японцами на Хоккайдо, будучи наняты последними. Для русских же первопроходцев главной задачей была не столько торговля, сколько присоединение этих земель к русскому государству и в соответствии с этим обложение местного населения ясаком, т. е. сбором в пользу казны. Причём русские встречали часто сопротивление со стороны местного населения и применяли силу.

Русско-японские переговоры XIX, начала XX века

Начало русско-японским дипломатическим и торговым отношениям положил Симодский договор о торговле и границах, заключённый 7 февраля 1855 года. Он был подписан в результате переговоров, которые вел Е. Путятин. Согласно этому трактату между Россией и Японией устанавливались дипломатические отношения; подданные двух стран должны были взаимно пользоваться покровительством и защитой; для русских судов открывались порты Нагасаки, Симода, Хакодатэ; разрешалось пребывание русского консула в одном из японских городов с 1856 г. и т.д. Граница устанавливались между островами Уруп и Итуруп — т.е. о-ва Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отходили к Японии. Сахалин оставался неразделенным. В инструкции к переговорам Николай I писал, что следует сделать так, чтобы «от нашей стороны южная оконечность сего острова [Урупа] была (как и ныне она в сущности есть) границей с Японией». Следующей вехой в русско-японских взаимоотношениях было подписание в 1875 году Петербургского договора, по которому в обмен на отказ от своих претензий на южную часть острова Сахалин Япония получала всю Курильскую гряду. Это объяснялось в отечественной истории опять таки как вынужденные действия, следствия тяжелого положения России в тот период, которое обуславливалось следующими факторами:

Средоточение российской дипломатии на Ближнем Востоке, где в то время назревал кризис и война с Турцией;

Недостаточно прочные позиции России того времени в Тихоокеанском регионе;

В опровержение тезиса о вынужденности для России подписания договора 1875 года можно привести проводимую в ряде исследований мысль о том, что российские власти сами намеревались оставшиеся им после 1855 года Курилы обменять на более ценный Сахалин, а также свидетельства о вспыхнувшем в Японии недовольстве договором 1875 года как ущемляющем интересы японского государства.
СССР — Япония

Молодая Советская Россия признала Портсмутский договор 1905 г. действительным. Он был заключен после русско-японской войны. По этому договору Япония не только сохраняла все Курильские острова, но и получала Южный Сахалин. Так обстояло дело со спорными островами до Второй мировой войны — даже до 1945 г. Хочу еще раз обратить общее внимание на то, что до 45-ого года Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи никогда не принадлежали России, и утверждать обратное — значит идти против фактов. Все, что происходило после 1945 г. уже не так однозначно. В течение почти всего периода второй мировой войны (сентябрь 1939 г. — август 1945 г.) Япония и Советский Союз не находились в состоянии войны. Ибо в апреле 1941 года между обеими странами был заключен Пакт о нейтралитете со сроком действия на 5 лет. Однако 9 августа 1945 года, три дня спустя после атомной бомбардировки Хиросимы и в тот же день атомной бомбардировки Нагасаки, Советский Союз, в нарушение Пакта о нейтралитете, вступил в войну против Японии, поражение которой уже не вызывало никаких сомнений. Спустя неделю, 14 августа Япония приняла условия Потсдамской декларации и капитулировала перед союзными державами.

После окончания войны вся территория Японии была оккупирована союзными войсками. В результате переговоров между союзниками территория собственно Японии подлежала оккупации войсками США, Тайвань — войсками Китая, а Сахалин и Курильские острова — советскими войсками. Оккупация Северных территорий была военной оккупацией, совершенно бескровной после военных действий, и следовательно подлежала прекращению в результате территориального урегулирования по мирному договору. Во время войны может случиться оккупация территории другой страны и у оккупирующей страны по международному праву есть права на осуществление ее управления на основе военной необходимости. Однако, с другой стороны, Гаагская конвенция 1907 года о законах и обычаях сухопутной войны и другие международные юридические акты налагают на эту страну определенные обязанности, в частности, уважение частных прав населения. Сталин игнорировал эти международные нормы и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года включил районы, находящиеся под оккупацией, в состав территории своей страны.

А вот мнение японской стороны: «Мы приветствуем, что в последнее время правительство России заявляет о том, что оно рассматривает территориальную проблему между Японией и Россией исходя из законности и справедливости. Именно с точки зрения законности и справедливости, мы считаем, что упомянутый Указ Президиума незаконен и выяснение этого имеет первостепенную важность и присвоение территории другого государства посредством подобного одностороннего акта юридически не допускается.» Мирный договор между Японией и США, Англией и другими союзными странами был заключен в 1951 году в Сан-Франциско. В мирной конференции принял участие и Советский Союз, но он не подписал Сан-Францисский договор. В Сан-Францисской конференции и Сан-Францисском мирном договоре относительно проблемы Северных территорий существенны следующие два момента. Первый состоит в отказе Японии по договору от всех прав на Южный Сахалин и Курильские острова. Однако, Итуруп, Шикотан, Кунашир и гряда Хабомаи, всегда являвшиеся японской территорией, в состав Курильских островов, от которых отказалась Япония, не входят. Правительство США по поводу сферы понятия «Курильских островов» в Сан-Францисском мирном договоре заявило в официальном документе: «[Они] не включены и не имелось никакого намерения включать [в состав Курил] гряды Хабомаи и Шикотан, а также Кунашир и Итуруп, которые прежде всегда были частью собственно Японии и, следовательно, должны быть справедливо признаны как находящиеся под японским суверенитетом». Второй момент связан с тем, что на акт присоединения Советским Союзом Южного Сахалина, Курил и Северных территорий не было получено международного признания. Первый заместитель министра иностранных дел СССР А. Громыко пытался добиться признания советского суверенитета над этими районами, в частности, предлагая поправки к договору, но они были отклонены конференцией, и не приняты в содержание договора. СССР по этой и ряду других причин не подписал договор. Сан-Францисский договор ясно указывает, что он не предоставляет никаких прав, возникающих из договора, странам, не подписавшим его.

Из-за того, что СССР не подписал Сан-Францисский договор, с июня 1955 года по октябрь1956 года между Японией и Советским Союзом были проведены переговоры с целью заключения отдельного мирного договора между обеими странами. Эти переговоры не привели к договоренности: японская сторона заявляла, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи являются территорией Японии и требовала их возвращения, а советская сторона занимала такую позицию, что она, согласившись вернуть лишь Шикотан и Хабомаи, не может вернуть Итуруп и Кунашир. В результате Япония и СССР вместо мирного договора подписали Совместную декларацию, то есть договор, предусматривавший прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений. Статья 9 этого договора гласит, что после установления дипломатических отношений стороны продолжат переговоры о заключении мирного договора; а также СССР возвращает после заключения мирного договора гряду Хабомаи и остров Шикотан.

Японо-советская Совместная декларация ратифицирована парламентами обеих стран и является договором, депонированным в ООН

В апреле 1991 года Японию посетил тогдашний Президент СССР М. Горбачев. В опубликованном в то время японо-советском Заявлении недвусмысленно упоминались гряда Хабомаи, острова Шикотан, Кунашир и Итуруп. Стороны согласились, что «мирный договор должен стать документом окончательного послевоенного урегулирования, включая решение территориального вопроса», а также была достигнута договоренность об ускорении подготовки мирного договора. После Августовской демократической революции Президент России Б. Ельцин предложил новый подход к территориальному вопросу, унаследованному Россией от СССР что естественно и положительно оценивается так как правительство Российской Федерации, наследуя международно-правовые обязанности СССР, заявляет о соблюдении Декларации ООН. В этом новом подходе, во-первых, подчеркивается понимание того факта, что в результате позитивных перемен в сегодняшнем мире возникает новый международный порядок, в котором больше не существует деления на победителей и побежденных во второй мировой войне. Во-вторых, подчеркнуто, что при решении территориального вопроса важными принципами становятся законность и справедливость, включая уважение заключенных в прошлом международных соглашений. И все. Движения дальше не было.

Теперь о населении злополучных островов. По словам Рудаковой, заведующей социальным отделом администрации Курильска, японцы каждый год опрашивают курильчан, хотят ли они, чтобы острова отошли Японии. На Шикотане, как правило, 60 процентов этого не желают, а 40 — не против. На других островах 70 процентов категорически против. «На Шикотане после землетрясения 1994 года все японское, даже фрукты. Народ очень привык к халяве, работать не хочет. Они думают, что японцы всегда будут их так кормить», — констатирует Рудакова. Действительно, в планы японцев такой вариант не входит. «Общество по изучению проблемы восстановления суверенитета Японии над северными территориями» еще в марте 1999 года разработало правила, по которым русские будут жить на островах после передачи их японцам. «Жители российского происхождения, прожившие более 5 лет после восстановления на территории Японии, при наличии собственного желания имеют возможность получить японское гражданство после проведения соответствующей индивидуальной проверки», гласит документ.

Тем не менее Япония, страна мононациональная, в которой даже потомки иностранцев, поселившихся несколько поколений назад, не могут получить гражданство, делает вид, что все права русских, оставшихся на островах, будут сохранены. Чтобы курильчане воочию убедились в том, как прекрасна будет их жизнь при новых хозяевах, японцы не жалеют денег на приемы. Иочи Накано, начальник секретариата «Комиссии Хоккайдо по развитию отношений с северными островами», сказал, что только на одного русского, приехавшего на Хоккайдо, правительство острова тратит 1680 долларов, не считая взносов различных общественных организаций. Японские власти, похоже, иначе воспринимают происходящее.

Итак, к чему пришёл русско-японский территориальный спор. Утверждения о принадлежности Курил к одной из спорящих сторон на основе приоритетов в первооткрытии, первоописании, первозаселении, первоосвоении и первоприсоединении в юридическом смысле не перевешивают друг друга. В международно-правовом плане Курилы были частично закреплены за Японией по Симодскому договору 1855 г. и полностью — по Санкт-Петербургскому договору 1875 г. Что касается Симодского, Санкт-Петербургского и Портсмутского договоров, то требует учёта их статус как международно-правовых актов, подписанных представителями обоих государств и подлежащих неукоснительному соблюдению. Ссылки на то, что Россия была вынуждена подписать эти договоры, несостоятельны.

Важным моментом является зафиксированное в Пекинском договоре 1925 г. согласие СССР с тем, что Портсмутский договор остаётся в силе. Трудно согласиться и со встречающейся трактовкой Пекинского договора как временного для СССР. Отказалась ли Япония от «северных территорий» по окончании второй мировой войны? Для ответа на этот вопрос важно решить: относятся или не относятся «спорные острова» к понятию «Курильские острова». Анализ Симодского и Санкт-Петербургского договоров не даёт подтверждения правоты ни японской стороны, исключающей «северные территории» из состава Курил, ни советской стороны, занимающей противоположную позицию. Что касается Сан-Францисского договора, то он, закрепив отказ Японии от Курильских островов, не внёс ясности в географические пределы этого понятия. По этому договору Япония отказалась от Курил, но ни в одном международно-правовом документе не определены ни адресат этого отказа, ни само понятие Курил (то есть сохраняется возможность для утверждений о том, что «северные территории» к Курилам не относятся).

Ниже привожу два взгляда на проблему

«Почему острова наши?». Точка зрения России

Полная и безоговорочная капитуляция (о которой объявила Япония после поражения в войне) означает не только признание поражения в военных действиях, но и прекращение существования государства как субъекта международных отношений, утрату им суверенитета и властных полномочий, которые переходят к победителям. Таким образом, послевоенная Япония (равно как и послевоенные ФРГ и ГДР, и даже нынешняя объединенная Германия) не являются продолжателями субъектности довоенных государств; это новые государства, созданные на условиях союзников в новых границах, с новыми конституциями и органами власти. Таким образом, являясь новым государством, Япония не может требовать «возвращения» островов, от которых, к тому же, отказалась по Сан-Францисскому мирному договору.

«Почему острова наши?» Точка зрения Японии

Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи всегда являлись японской территорией и не относятся к «районам, захваченным Японией на основе насилия и алчности», упоминаемых в Каирской декларации. Акт аннексии Северных территорий противоречил принципу нерасширения территорий, который провозглашала та же декларация. Что касается Ялтинского соглашения, то Япония, которая не подписывала его и даже не знала о нем в момент подписания, не считает себя связанным им. К тому же, Ялтинское соглашение является всего лишь документом, излагающим общие цели, и не представляет собой юридического основания для передачи территории. Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи не входят в состав Курильских островов, от которых Япония отказалась по Сан-Францисскому мирному договору, так как являются исконно японской территорией. Более того, в договоре нигде не оговаривается их передача СССР.

Дополнительный аргумент: о-ва Шикотан и Хабомаи не относятся к Курильским островам, а являются частью островной системы острова Хоккайдо. В свою очередь, понятие «Курильские острова» не охватывает «особую географическую единицу» — «Южные Курилы», т. е. Кунашир и Итуруп. NB: последний аргумент весьма спорен в той его части, которая относится к островам Кунашир и Итуруп, — «Южные Курилы» никогда не выделялись в самостоятельную группу на географических картах. Также спорно и отнесение Шикотана к островной системе Хоккайдо. С другой стороны, Хабомаи, скорее всего, действительно к ней относятся. Но этот вопрос нужно оставить на рассмотрение геологов.

А в заключение всего этого давайте вспомним, что писал Н. Ломанович перед визитом М.С. Горбачёва в Японию (1991 г.): «…обе стороны приводят многочисленные исторические справки, из которых совершенно ясно: спорные острова всегда были исконно японскими (русскими) землями. Эти заявления, пожалуй, безнравственны обоюдно. Давайте вспомним, что Курилы — это, прежде всего, исконная земля айнов».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *