В чем заключается проблема субстрата психики

История психологии. Шпаргалка

В чем заключается проблема субстрата психики. cover. В чем заключается проблема субстрата психики фото. В чем заключается проблема субстрата психики-cover. картинка В чем заключается проблема субстрата психики. картинка cover

Данное пособие является вспомогательным материалом для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «История психологии». Материал книги составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Объем и качество изложенного материала поможет студентам сдать экзамены на оценку «отлично».

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История психологии. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5 МАТЕРИАЛЬНЫЙ СУБСТРАТ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

На протяжении всей истории человеческой мысли изменялось представление о психике, эти изменения тесно связаны с успехами в познании органического субстрата психики человека.

Еще очень давно был сделан вывод, что существование живого тела находится в зависимости от влияний внешней природы, а состояние души в свою очередь зависит от жизни тела. Основой психической и физической жизнедеятельности души и тела было признано кровообращение. Издревле зародилось понятие о пневме — особом тончайшем веществе, подобном разогретому воздуху. В кругах медиков к пневме относились как к факту, а не как к теории. В наше время существует понятие о функциональной системе как о прижизненном нейродинамическом образовании, которое представляет собой материальный субстрат высшей психической деятельности и способностей человека.

Немецкий врач Ф. Галль считал, что извилины больших полушарий головного мозга человека отвечают за его психические свойства. Ф. Галль положил начало теориям, в которых говорилось, что кора головного мозга (а не его желудочки) является субстратом психической деятельности человека.

Французский философ и писатель Д. Дидро считал, что головной мозг — это материальный субстрат, в котором происходят различные психические процессы. Он сравнивал мыслящее «я» с неким пауком, который гнездится в коре

головного мозга и пронизывает все наше тело нитями своей паутины (т. е. нервами), на котором не существует ни одной точки, не затронутой этими нитями. Нервы формируют в мозгу пучок, который служит основанием для связывания человеческих ощущений воедино. Д. Дидро считал, что единство самосознания обеспечивается памятью. Человек, по Д. Дидро, мыслящее — не только чувствующее, но и — мыслительное существо. Он признавал человека одновременно и музыкантом и инструментом.

Советские психологи А. Н. Леонтьев, А. Р. Лу-рия считали, что не отдельные участки коры или их центры являются материальным субстратом высших психических функций, а функциональная система, состоящая из совместно работающих корковых зон.

Эти функциональные системы формируются в процессе жизнедеятельности человека и постепенно приобретают характер прочных, сложных межфункциональных связей.

И. М. Сеченов в своих трудах, начиная с 1863 г., последовательно формировал концепцию о материалистическом понимании психической деятельности. Он предложил рефлекторную теорию о психической деятельности человека, считая, что материальным субстратом психических процессов является мозг. Его дело продолжил И. П. Павлов. Он создал теорию условных рефлексов и дал начало исследованиям функциональной физиологии центральной нервной системы по изучению материальных основ психических явлений.

Источник

Психика как субстанция и психика как субстрат

Этимологически слово «психика» (по-гречески «душа») имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположностъ и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Отраженное (психические явления)

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т, е. психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика — это «субъективный образ объективного мира».

В этом смысле субстрат психики в древних текстах связывали, например, с процессом питания, с процессом дыхания и его субстратом (воздухом), с мельчайшими атомами и пр. В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается проблема субстрата психики. Проблема может ставиться так: психика это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы или психика имеет также свой специфический субстрат? Единственное, что можно пока здесь сказать, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека. Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы. Возможно, психика имеет и свой собственный субстрат? Как предполагают некоторые физики — это могут быть микро-лептоны — мельчайшие ядерные частицы. Есть и другие гипотезы. Однако г тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности и психики. Хотя головной мозг — это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, его источником является внешний мир. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозге, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Еще К. Маркс писал, что «световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз». Отсюда понятно, что характеристики психических процессов не выводятся только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов в теории психофизиологического параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое составляют 2 ряда явлений, которые звено за звеном соответствуют друг другу, но вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Т. о. предполагается наличие «души», которая связана с телом, но живет по своим законам. Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы по сути есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Источник

Основы психологии (3 стр.)

достоверные закономерности развития психических явлений.

Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых. В настоящее время проблема этичности проведения психологических экспериментов широко обсуждается, так, использование скрытой аппаратуры (фотокамер, видеокамер, диктофонов) считается неэтичным и недопустимым, поскольку записывающая техника может быть использована только с согласия испытуемого. Широту исследования это, конечно, ограничивает, зато снижается риск нанесения душевной травмы испытуемым.

Этимологически слово «психика» (по-гречески «душа») имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи.

Отражаемое (весь мир)

виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

производится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.

Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразование сигналов, совершающееся в мозге, воспринимается человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Еще К. Маркс писал, что «световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз».

Теория механического тождества,’напротив, утверждает, что психические процессы по сути есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

В концепции френологии предполагалось, что существует жесткая однозначная связь между каждым участком мозга и определенной психической функцией, и если какой-либо участок мозга чрезмерно развит, даже «выпячиваясь в виде шишки на черепе», то соответственно очень развита та психическая функция, которая реализуется этим участком мозга. Френологи составляли «карты шишек и впадин черепа» и ставили им в соответствие определенные психические функции. Однако взаимосвязь психических функций и мозга оказалась значительно сложнее, чем предполагали френологи.

Введение в психологию

Источник

Проблема материального субстрата психических явлений.

Параллельно философии в период Античности очень активно развивались медицинские исследования. Концепции медиков с одной стороны формировались под прямым влиянием философских теорий и с другой стороны они откладывали отпечаток на картину мира философов. Результатом медицинский исследований и такого взаимодействия было выработано обобщение – живое тело находится в зависимости от внешней природы, а деятельность души от жизни тела. Существенным шагом вперед в медицине стало открытие нервной системы.Опыты в это время на человеке были запрещены, поэтому все исследования проводились на животных и в результате таких исследований была открыта НС, которая представлялась как каналы, которые существуют в организме, и по которым передается пневма, которая, в свою очередь, и обеспечивает жизнь организма.

Зарождается учение о темпераменте и школа Гиппократа. Подоплекой учения Гиппократа явилось представление о том, что в качестве основы органической жизни нельзя рассматривать единое материальное начало.

Учение о четырех жидкостях.Созданием данного учения была предпринята попытка объяснения естественных причин поведения человека. До Гиппократа сичталось, что в основе жизнедетальности лежит единое начало. Но в учении Гиппократа впервые были поставлены 2 проблемы:

1) Проблема индивидуальных различий между людьми. Гиппократ выдвигал гипотезу о том, что бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким признакам в определенные группы => закладывались зачатки научно типологии.

2) Проблема обоснованности различий между людьми.

Источники и причины различий между людьми Гиппократ, как медик, искал внутри организма => была предпринята попытка естественно – научного объяснения поведения человека.

Наряду с Гиппократом в период Античности, Алкмеон рассматривал проблему материального субстрата психики. Он выдвигает идею о том, что психика является продуктом мозга. В результате своих наблюдений и хирургический операций Алкмеон делает вывод, что мозг орган души. Между органами чувств и мозгом существует прямая связь => зарождение учения о психики как о продукте мозга. Гиппократ, соглашаясь с Алкмоеном, начинает трактовать мозг как орган психики, считая, что он большая железа.

вторник, 30 сентября 2008 г.

* + про Аристотеля и как он рассматривал проблему познания.

Проблема познания рассматривалась также в двух известных школах Античности: школа Стоики и школа перипатетиков.

Школа Стоики. По мнению представителей данной школы, ощущение это непосредственное принятие предмета посредствам органов чувств. Продолжением ощущений является мышление. При этом в процессе познания чувственная ступень не отрывается от мышления, хотя они и различны. Кроме того, они выделили внутренние и внешние мышление. Внутренне мышление/разум – это способность следить за соотношением вещей в ситуации и умение правильно намечать соответствующее поведение. По их мнению, такое мышление образуется на основе восприятия. Внешнее мышление –речевое мышление, т.е. превращение внутренних мыслей во внешнее рассуждение. Достоинством работ данной школы является попытка обоснования способов переработки чувственных образов и их превращения в абстрактные понятия. Предлагалось 4 способа переработки чувственных образов:

Школа перипатетиков. В рамках данной школы особое внимание уделяется проблеме мышления и связи мышления и восприятия. Работы данной школы впервые позволили преодолеть расхождения между чувственными образами и понятиями. По их мнению, нельзя рассуждать без чувственных образов.

Подводя итоги периода Античности, необходимо отметить, что в периоде Античности выделяют 2 периода:

1. Период развития философии. Основные идеи, которые развиваются: идеи идеализма, развитие личности, культ красоты, культ познания.

2. Период кризиса, который был связан с рабовладением. Данный кризис породил новые ценности: уйти от проблем, найти выход из трудных ситуаций и т.д. => сформировалась новая потребность, связанная с заинтересованностью во внутренним мире человека, с интересом к самосознанию и новый взгляд на соотношение чувств и разума. Здесь следует отметить двух философов: Плотин и Августин. Плотин является представителем неоплатонизма и утверждал принцип абсолютно нематериальности души. Основная идея его учения заключалась в следующем: 1) душа человека происходит от мировой души, к которой она устремлен; 2) душа человека также направлена к чувственному миру; 3) душа человека стремится к познанию самого себя, т.е. обращенность души на себя => это положение в дальнейшем послужило началом учения о рефлексии. Т.о., в работах Плотина намечается тенденция к анализу внутреннего мира человека. Он считал, что душа человека проявляется в знании о самой себе. Т.о, психология впервые становится наукой о сознании, понимаемо как самосознание. Такие идеи Плотина оказали влияния на Августина. Августин является основоположником христианской философии => содержание его идей носит религиозный характер. В его работах рассматривается богатство внутреннего мира человека, сознание человека. Кроме того, его работах содержится очень важная мысль – центром интереса философов должна стать личность. Августин считал, что погружаясь в свое Я, человек должен выйти за пределы Я, за пределы своей личности и в результате человек должен выйти к познанию абсолютной истины. Августин подробно рассматривал проблему воли и, по его мнению, воля является важнейшей побудительной силой человека и основу души составляет воля => Августин становится основоположником учения, которое позже было названо волюнтаризм. По мнению Августина существует 2 вида воли:

2) Духовная воля устремлена на жизнь в духовном состоянии.

Между этими двумя видами воли существует конфликт.

Т.О., подводя общий итог, можно сказать, что сведения о душе и ее процессах, накопленные античными мыслителями, послужили отправным пунктом и предпосылкой последующих учений.

Источник

ПСИХИКА КАК СУБСТАНЦИЯ И ПСИХИКА КАК СУБСТРАТ

4. ПСИХИКА КАК СУБСТАНЦИЯ И ПСИХИКА КАК СУБСТРАТ

Этимологически слово «психика» (по-гречески «душа») имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположностъ и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Отраженное (психические явления)

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т, е. психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика — это «субъективный образ объективного мира».

В этом смысле субстрат психики в древних текстах связывали, например, с процессом питания, с процессом дыхания и его субстратом (воздухом), с мельчайшими атомами и пр. В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается проблема субстрата психики. Проблема может ставиться так: психика это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы или психика имеет также свой специфический субстрат? Единственное, что можно пока здесь сказать, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека. Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы. Возможно, психика имеет и свой собственный субстрат? Как предполагают некоторые физики — это могут быть микро-лептоны — мельчайшие ядерные частицы. Есть и другие гипотезы. Однако г тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности и психики. Хотя головной мозг — это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, его источником является внешний мир. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозге, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Еще К. Маркс писал, что «световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз». Отсюда понятно, что характеристики психических процессов не выводятся только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов в теории психофизиологического параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое составляют 2 ряда явлений, которые звено за звеном соответствуют друг другу, но вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Т. о. предполагается наличие «души», которая связана с телом, но живет по своим законам. Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы по сути есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны. Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность человека. Тут мы должны обратить внимание еще на одну важную особенность психики человека — человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка (феномен Маугли) ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает по меньшей мере 3 составляющих: внешний мир, природа, ее отражение — полноценная деятельность мозга — взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

— оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

— сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

— психическое отражение углубляется и совершенствуется;

— обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

— преломляется через индивидуальность человека;

— носит опережающий характер.

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика: 1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку; 2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе); 3) биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуще и растениям); 4) нейропсихизм (Ч. Дарвин) психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему; 5) мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, т. к. у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга); 6) критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев) — способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы — закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя через посредство нервной системы с той или иной деятельностью.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов. На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.

III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Таким образом, психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных.

Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т. е. происходит процесс воплощения, опредмечивания е продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно: 1) употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования; 2) продуктивный характер и целенаправленность процессов труда; 3) подчиненность труда представлению о продукте труда-трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий; 4) общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности; 5) труд направлен на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки н функции в высшие психические функции — специфически человеческие-, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знакрв, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Действия человека, его активность существенно отли чаются от действий, поведения животных.

Важнейшие особенности
Инстинктивно-биологическая деятельностьНаправляется познавательной потребностью и потребностью в общении
Нет совместной деятельностиКаждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности
Руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуацииАбстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Типичны наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты)Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков)
Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянноИзготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям
Приспосабливаются к внешней средеПреобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива (рис. 1.5).

В чем заключается проблема субстрата психики. 2. В чем заключается проблема субстрата психики фото. В чем заключается проблема субстрата психики-2. картинка В чем заключается проблема субстрата психики. картинка 2

Рис. 1.5. Структура деятельности

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Поступок — действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель — мотив, способ — результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемичес-кие (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия: (рис. 1.6).

В чем заключается проблема субстрата психики. 3. В чем заключается проблема субстрата психики фото. В чем заключается проблема субстрата психики-3. картинка В чем заключается проблема субстрата психики. картинка 3

Рис. 1.6. Компоненты действия и их функции

В чем заключается проблема субстрата психики. 4. В чем заключается проблема субстрата психики фото. В чем заключается проблема субстрата психики-4. картинка В чем заключается проблема субстрата психики. картинка 4

Рис. 1.7. Функции речи

Посредством слова обозначается предмет, действие, состояние, т. е. у человека со словом связано представление о предмете или явлении. Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков, т. е. каждое слово уже обобщает, и это позволяет реализоваться мышлению. Коммуникация состоит в передаче друг ДРУГУ определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым в воздействии друг на друга. Экпрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к собеседнику.

5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

В психологии существуют специальные методы, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономерности и механизмы психики.

Наблюдение — научный метод исследования — переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности. Необходимые условия: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка правильности гипотезы в последующих наблюдениях. Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического исследования является эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений. Естественный эксперимент протекает в обычных условиях труда, учебы, общения, и человек не знает, что над ним экспериментируют.

Метод тестов — метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностические и диагностирующие. Тесты должны быть научно обоснованны, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

1. Гегель. Энциклопедия философских наук Т. 3. М„ Мысль, 1977.

2. Выготский Л.С. История развития высших психи-

ческих функций. Собр. соч. Т. 3. М., Педагогика, 1983.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1977.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М„ Мир, 1992.

5. Ярвилекто Т. Мозг и психика. М., Прогресс, 1992.

6. Платонов К.К. Занимательная психология. М., 1990.

7. Шерток Л. Непознанное в психике человека. М., 1982.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *