В чем заключается проблема выбора примеры
Экономика. 10 класс
Конспект урока
Название предмета и класс: экономика, 10 класс.
Номер урока и название темы: урок №3 «Выбор и альтернативная стоимость».
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Глоссарий по теме: экономический выбор, альтернативная стоимость, рациональное экономическое поведение.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Экономические законы, по которым развивается рынок и в целом живёт общество, базируются на следующих аксиомах:
— ресурсы ограничены, а потребности безграничны. В связи с этим, перед всеми субъектами экономики стоит компромиссный выбор, как наилучшим способом распорядиться ограниченными ресурсами, благами, финансами;
— люди делают свой выбор рационально. Под рациональностью экономисты подразумевают то, что решения принимаются взвешенно, с учётом выгод и издержек, связанных с их принятием.
Экономический выбор – решения людей о наилучшем использовании имеющихся ограниченных ресурсов.
У человека, принимающего решение, выбор есть всегда. В самом простом случае это решение осуществлять какую-либо деятельность или оставить всё как есть. В действительности альтернативных вариантов обычно несколько. Приняв одно решение, человек отказывается от других вариантов. Ценность его определяется тем, чем же пришлось пожертвовать, приняв решение.
Выбор между возможными альтернативами ведёт к рассмотрению альтернативной стоимости.
Альтернативная стоимость – ценность лучшего из отвергнутых вариантов.
Например, у Антона есть шесть тысяч рублей, и он может их потратить на покупку нового телефона или костюма, приобрести микроволновую печь. Приоритеты выставлены именно в этой последовательности. Денег хватает только на покупку одного товара.
Антон купил телефон, ценой его выбора (альтернативной стоимостью) стал костюм – лучший из отвергнутых вариантов. Если он по настоянию мамы купил бы себе микроволновую печь, альтернативная стоимость этого выбора – телефон. В данном случае альтернативная стоимость – это те товары, которые Антон мог получить по лучшему из отвергнутых вариантов.
Альтернативная стоимость может быть оценена в денежном выражении:
АС = явные затраты + упущенные возможности
Допустим, выбирая между возможностью поступить в вуз и устроиться на работу, молодой человек отдаёт предпочтение учёбе, тогда АС его выбора будет рассчитываться как стоимость обучения (явные затраты) + зарплата, от которой он отказался, выбирая учёбу, т. к. совместить работу и учёбу у него не получилось. Зарплата в данном случае – упущенные возможности.
При выборе альтернативного варианта обычно руководствуются двумя принципами:
Проблема выбора стоит перед всеми субъектами экономики. Выбор приходится делать домашнему хозяйству (например, купить диван или посудомоечную машину), фирме (увеличить производство столов или шкафов), государству (увеличить статьи расходов в бюджете, связанных с оборонной промышленностью или наукой).
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Пусть для того, чтобы добраться от Лондона до Глазго, требуется 1 час на самолёте или 5 часов на поезде. Предположим, что цена авиабилета – 100 фунтов стерлингов, а железнодорожного билета – 60 фунтов стерлингов. Какое средство передвижения выберут Курт, Стив и Ганс, которые зарабатывают:
АС поезд, фунтов/час
АМ самолет, фунтов/час
Альтернативная стоимость рассчитывается по формуле:
АС = явные затраты + упущенные возможности.
Явные затраты здесь – стоимость проезда, а упущенные возможности – недополученная во время путешествия заработная плата. Зарплата Курта составляет 5£/ч, следовательно, АС его решения поехать поездом будет равна 60 + 5 × 5 = 85£, а АС самолёт = 100 + 5 =105£. Т. к. АС самолёт АС поезд, следовательно Курт поедет поездом.
Аналогично просчитываем варианты поездки Стива:
АС поезд = 60 + 10 × 5 =110£, АС самолёт = 100 + 10 =110£, т.к. альтернативные стоимости у Стива равны, то ему сложно сделать выбор в рамках условий данной задачи, в реальности появятся другие критерии (скорость, комфорт, безопасность), которые будут решающими для выбора.
Для Ганса при АС поезд = 60 + 12 × 5 =120£, АС самолёт = 100 + 12 =112£ выгоднее лететь самолётом.
АС поезд, фунтов/час
АМ самолет, фунтов/час
Семья решила израсходовать за месяц 40 тыс. рублей. В первую очередь семье хотелось бы купить стиральную машину (35 тыс. руб.) и холодильник (20 тыс. руб.). По возможности семья желала бы приобрести также пылесос (10 тыс. руб.). Деньги, оставшиеся после покупки одного или нескольких из трёх названных предметов, будут потрачены на посещение аквапарка.
Если семья в итоге примет решение приобрести стиральную машину, то какова будет альтернативная стоимость этого решения?
Т.к. 40 тыс. руб. (ограниченный ресурс семьи) направлен на покупку стиральной машины по цене 35 тыс. руб., то семья не может себе позволить купить холодильник (20 тыс. руб.) + пылесос (10 тыс. руб.) + аквапарк (5 тыс. руб.).
Ответ: холодильник, пылесос и посещение аквапарка.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Экономика. 10 класс
Конспект урока
Название предмета и класс: экономика, 10 класс.
Номер урока и название темы: урок №3 «Выбор и альтернативная стоимость».
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Глоссарий по теме: экономический выбор, альтернативная стоимость, рациональное экономическое поведение.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Экономические законы, по которым развивается рынок и в целом живёт общество, базируются на следующих аксиомах:
— ресурсы ограничены, а потребности безграничны. В связи с этим, перед всеми субъектами экономики стоит компромиссный выбор, как наилучшим способом распорядиться ограниченными ресурсами, благами, финансами;
— люди делают свой выбор рационально. Под рациональностью экономисты подразумевают то, что решения принимаются взвешенно, с учётом выгод и издержек, связанных с их принятием.
Экономический выбор – решения людей о наилучшем использовании имеющихся ограниченных ресурсов.
У человека, принимающего решение, выбор есть всегда. В самом простом случае это решение осуществлять какую-либо деятельность или оставить всё как есть. В действительности альтернативных вариантов обычно несколько. Приняв одно решение, человек отказывается от других вариантов. Ценность его определяется тем, чем же пришлось пожертвовать, приняв решение.
Выбор между возможными альтернативами ведёт к рассмотрению альтернативной стоимости.
Альтернативная стоимость – ценность лучшего из отвергнутых вариантов.
Например, у Антона есть шесть тысяч рублей, и он может их потратить на покупку нового телефона или костюма, приобрести микроволновую печь. Приоритеты выставлены именно в этой последовательности. Денег хватает только на покупку одного товара.
Антон купил телефон, ценой его выбора (альтернативной стоимостью) стал костюм – лучший из отвергнутых вариантов. Если он по настоянию мамы купил бы себе микроволновую печь, альтернативная стоимость этого выбора – телефон. В данном случае альтернативная стоимость – это те товары, которые Антон мог получить по лучшему из отвергнутых вариантов.
Альтернативная стоимость может быть оценена в денежном выражении:
АС = явные затраты + упущенные возможности
Допустим, выбирая между возможностью поступить в вуз и устроиться на работу, молодой человек отдаёт предпочтение учёбе, тогда АС его выбора будет рассчитываться как стоимость обучения (явные затраты) + зарплата, от которой он отказался, выбирая учёбу, т. к. совместить работу и учёбу у него не получилось. Зарплата в данном случае – упущенные возможности.
При выборе альтернативного варианта обычно руководствуются двумя принципами:
Проблема выбора стоит перед всеми субъектами экономики. Выбор приходится делать домашнему хозяйству (например, купить диван или посудомоечную машину), фирме (увеличить производство столов или шкафов), государству (увеличить статьи расходов в бюджете, связанных с оборонной промышленностью или наукой).
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Пусть для того, чтобы добраться от Лондона до Глазго, требуется 1 час на самолёте или 5 часов на поезде. Предположим, что цена авиабилета – 100 фунтов стерлингов, а железнодорожного билета – 60 фунтов стерлингов. Какое средство передвижения выберут Курт, Стив и Ганс, которые зарабатывают:
АС поезд, фунтов/час
АМ самолет, фунтов/час
Альтернативная стоимость рассчитывается по формуле:
АС = явные затраты + упущенные возможности.
Явные затраты здесь – стоимость проезда, а упущенные возможности – недополученная во время путешествия заработная плата. Зарплата Курта составляет 5£/ч, следовательно, АС его решения поехать поездом будет равна 60 + 5 × 5 = 85£, а АС самолёт = 100 + 5 =105£. Т. к. АС самолёт АС поезд, следовательно Курт поедет поездом.
Аналогично просчитываем варианты поездки Стива:
АС поезд = 60 + 10 × 5 =110£, АС самолёт = 100 + 10 =110£, т.к. альтернативные стоимости у Стива равны, то ему сложно сделать выбор в рамках условий данной задачи, в реальности появятся другие критерии (скорость, комфорт, безопасность), которые будут решающими для выбора.
Для Ганса при АС поезд = 60 + 12 × 5 =120£, АС самолёт = 100 + 12 =112£ выгоднее лететь самолётом.
АС поезд, фунтов/час
АМ самолет, фунтов/час
Семья решила израсходовать за месяц 40 тыс. рублей. В первую очередь семье хотелось бы купить стиральную машину (35 тыс. руб.) и холодильник (20 тыс. руб.). По возможности семья желала бы приобрести также пылесос (10 тыс. руб.). Деньги, оставшиеся после покупки одного или нескольких из трёх названных предметов, будут потрачены на посещение аквапарка.
Если семья в итоге примет решение приобрести стиральную машину, то какова будет альтернативная стоимость этого решения?
Т.к. 40 тыс. руб. (ограниченный ресурс семьи) направлен на покупку стиральной машины по цене 35 тыс. руб., то семья не может себе позволить купить холодильник (20 тыс. руб.) + пылесос (10 тыс. руб.) + аквапарк (5 тыс. руб.).
Ответ: холодильник, пылесос и посещение аквапарка.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
В чем заключается проблема выбора примеры
Какие две стороны экономического выбора отметили авторы? В чём состоит проблема экономического выбора? Приведите пример ситуации экономического выбора.
За последние 250 лет человечеству удалось существенно увеличить производство и улучшить качество жизни. И сейчас экономический прогресс общества открывает всё более и более эффективные способы превращения имеющихся в его распоряжении ресурсов в желанные товары и услуги. Но это не отменяет фундаментального закона — человек всё равно испытывает и будет испытывать дефицит. Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать.
Если для производства какого-либо одного товара мы используем труд, станки, природные ресурсы, — это вынуждает отказываться от других товаров, которые могли бы быть произведены в иной ситуации. Этот выбор в рыночной экономике осуществляют потребительский спрос и издержки производства. Спрос на товар — сигнал потребителя, указывающий предпринимателю, что следует производить. Однако чтобы произвести, исходные ресурсы должны быть «откуплены» у других направлений их использования. Издержки на закупку ресурсов напоминают предпринимателю, что существуют и другие производства, требующие тех же ресурсов.
В результате производители имеют сильный стимул поставлять на рынок только те товары, которые могут быть проданы по цене, по крайней мере равной издержкам их производства, и особенно те товары, ценность которых в глазах потребителя в наибольшей степени превышает издержки на их производство.
Важно понимать, что товар может быть предоставлен человеку или группе людей бесплатно, только если его кто-то оплатит, и это лишь перераспределит бремя издержек, ничуть его не уменьшая. Политики часто говорят о «бесплатном образовании», «бесплатной медицине» или «бесплатном жилье». Эти выражения способны лишь ввести в заблуждение. Ни одно из благ не предоставляется бесплатно — для производства каждого из них требуются дефицитные ресурсы. Например, здания, труд и другие ресурсы, вовлечённые в процесс обучения, могли бы использоваться для производства продовольствия, оказания услуг в сфере отдыха и развлечений и т. д. Издержки «производства образования» есть стоимость тех товаров, от которых пришлось отказаться в результате того, что требуемые для их производства ресурсы были потрачены на образование. Правительство может переложить эти издержки с одних плеч на другие, но избавиться от них невозможно. Правило «за всё надо платить» верно во всех случаях жизни.
Чем обусловлены проблемы экономического выбора
Понятие экономического выбора — в чем проблема
Экономический выбор – это поиск экономическим субъектом способов оптимального использования ресурсов для удовлетворения собственных потребностей.
Основной проблемой выбора является сочетание ограниченных ресурсов и безграничных потребностей. При этом неважно, является ли субъект на момент выбора производителем экономических благ или их потребителем. В обоих случаях выбор приходится делать в условиях ограниченных ресурсов и возможностей.
Английский экономист Томас Роберт Мальтус еще в 18 веке обозначил проблему экономического выбора, отметив, что производство продуктов питания растет в арифметической прогрессии, а население – в геометрической: обрабатываемая земля, как ограниченный ресурс, не может в полной мере обеспечить население продуктами.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
По мнению ученого, в скором времени должен был бы наступить массовый голод. Но, благодаря постоянному поиску способов нивелирования ограниченности ресурсов, для большинства государств его прогнозы не оправдались.
Причины появления ситуации, какие три вопроса возникают
Причиной появления ситуации является необходимость установления очередности удовлетворения потребностей. Именно правильно выстроенный алгоритм позволяет сделать абсолютную ограниченность ресурсов относительной, подчинить производство основным законам экономики.
Определить очередность помогают ответы на три вопроса, которые неизменно возникают в процессе производства:
Характер ответов на вопросы зависит от уровня развития общества, особенностей мышления его членов. В слаборазвитом обществе решение основывается на традициях, обычаях. Антирыночная экономика опирается на директивное планирование. Рынок предполагает наличие самостоятельных субъектов, рассчитывающих получить прибыль от реализации своего продукта.
Кривая производственных возможностей
Экономисты решают проблему выбора при помощи кривой производственных возможностей.
Кривая производственных возможностей – это графическое отображение комбинаций максимальных объемов производства нескольких услуг или товаров, которые могут создаваться при полной занятости, с использованием всех имеющихся ресурсов.
Каждая комбинация отражает отдельную версию использования ограниченных ресурсов.
Труд используется в производстве различных благ. Используя единицу труда в производстве одного блага, невозможно задействовать ее в производстве другого. Как следствие, увеличение объемов одного сектора экономики приводит к уменьшению объемов в другом.
В различных секторах ресурсы используются с разной эффективностью. К тому же интенсивность использования ресурса находится в зависимости от наличия или отсутствия остальных факторов производства. Поэтому на кривой можно отследить нелинейную зависимость между разными комбинациями.
Сущность метода состоит в допущении ряда предположений о том, что экономика эффективна и является двусторонней, уровень технологий постоянен, качество и количество ресурсов неизменно на определенном временном отрезке.
В чем заключается решение проблемы выбора
Для хозяйствующего субъекта решение проблемы выбора означает максимизацию прибыли, расширение границ производственных возможностей, обеспечение экономического роста. На кривой экономический рост отображается сдвигом графика вправо и вверх.
Для страны приоритетным является больший расход ресурсов для выпуска товаров производственного назначения, нежели расход на выпуск товаров потребительского назначения. Соответственно, решение проблемы выбора для государства заключается в нахождении оптимального баланса между этими двумя категориями.
Фундаментальный анализ показывает, что в современном мире наиболее успешно проблему выбора решают государства с развитой рыночной экономикой. Различие между ними и менее развитыми странами заключается в наличии здоровой конкуренции, опоре на соотношение спроса и предложения, адаптивности рынка к изменчивости потребительского поведения.
Что такой нравственный выбор и как написать сочинение на эту тему
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Осознанные размышления о нравственном выборе начинаются в школе, на уроках обществознания и литературы, а сам этот выбор мы совершаем каждый день.
Что подразумевает собой данное понятие и как раскрыть проблему нравственного выбора при написании сочинения – читайте дальше.
Нравственный выбор — это.
Нравственный выбор – это необходимость принять ту или иную позицию в конкретной жизненной ситуации.
Человек поступает подло или благородно, честно или бесчестно – этим и определяется его нравственная позиция. Порой люди отдают предпочтение поступкам, которые сулят им личную выгоду, и встают на сторону зла, насилия, обмана. Другие жертвуют личными интересами ради правды и справедливости.
Даже хорошие люди могут ошибаться и делать неверные шаги, но после этого совесть не даёт им покоя. Поэтому правильно расставлять приоритеты важно с самого начала.
Проблема нравственного выбора в литературе
Писатели постоянно ставят героев своих произведений в ситуацию нравственного выбора. Если персонаж живёт спокойно и с ним ничего не происходит, сюжет не будет интересен читателю. Кроме того, книга лишится своего воспитательного значения.
При написании итогового сочинения на тему «Нравственный выбор» можно и нужно пользоваться богатейшим материалом русской и зарубежной литературы.
Одним из ярких примеров ситуации выбора является роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В последней его главе Татьяна выслушивает признание Онегина и понимает, что всё ещё любит героя своих юношеских грёз. Однако время ушло, теперь она замужем и слушать такие речи ей не пристало.
Пушкинская героиня отвечает на пылкие слова Евгения отказом:
«Я вас люблю, к чему лукавить,
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.»
Татьяна выбирает супружескую верность и человеческое достоинство. Она не может построить своё счастье на несчастье ближнего (супруга, который привязан к ней всем сердцем).
А вот другая героиня русской классики делает обратный выбор. Анна Каренина, персонаж одноимённого романа Л.Н.Толстого, как и пушкинская Татьяна, выходит замуж не по любви. В отличие от Лариной, Каренина не чувствует сострадания к супругу и считает, что имеет право быть счастливой, потому что они с мужем «чужие люди», которые давно не понимают друг друга.
Находя спасение в чувстве к Вронскому, Анна бросает не только мужа, но и маленького сына, совершая двойное предательство (что это такое?). Расплата за это – внутреннее смятение Анны, которая, теряя нравственные ориентиры, начинает терять себя и заканчивает жизнь трагически.
Когда вы будете искать на тему «Нравственный выбор» пример из литературы, не забудьте о трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Из зарубежной классики подойдут такие произведения, как «Гамлет» У.Шекспира, «Фауст» И.Гёте, «Портрет Дориана Грея» О.Уайльда.
Нравственный выбор: сочинение
Прежде чем приступить к сочинению на данную тему, определитесь с тезисом работы.
Его можно сформулировать, например, так:
Теперь по проблеме «нравственный выбор» подберём аргументы к одному из тезисов.
Нам нравится второй тезис. Как вы помните, разрешается подобрать на тему «Нравственный выбор» пример из жизни, а также подыскать примеры нравственного выбора в художественных текстах. Лучше, если литературных аргументов будет 2 или 3.
Тезис о том, что один неправильный шаг может полностью изменить жизнь, хорошо иллюстрирует трагедия «Борис Годунов». Совершая убийство законного наследника, маленького цесаревича Дмитрия, Годунов приходит к долгожданной власти.
Сначала ему кажется, что никто не узнает о страшном злодеянии и важен лишь результат. Но постепенно обстоятельства складываются против него. Тайное становится явным. Главное наказание Бориса – голос совести, не дающий ему спокойно жить. «Мальчики кровавые в глазах» — напоминание о том, что цель, к достижению которой приходят через убийство, отвратительна.
Эту мысль продолжает Ф.М.Достоевский. В романе «Братья Карамазовы» Иван и Алёша спорят о возможности счастья человечества, если ради него была пролита «слезинка ребёнка». Переступить через маленькое слабое существо и забыть о нём в прекрасном будущем невозможно.
Об этом написаны «Бесы» Достоевского. Теме превозношения одного человека над другим, «великого» — над «ничтожным» (Раскольников и старуха-процентщица) посвящено «Преступление и наказание».
Если по проблеме «Нравственный выбор» аргументы из литературы вам подобрать сложно, опишите собственный жизненный опыт.
Например, весь класс договорился прогулять урок, а вы принципиально на него пришли. Или вам пришлось рассказать о проступке одноклассника под давлением классного руководителя. Или родители поехали в больницу к бабушке, которая только пришла в себя после операции, а вы выбрали провести выходной в гостях у друга, решив, что навещать старушку не так приятно.
Опишите свои чувства (стыд, неловкость, раскаяние). Хотелось бы вам «переиграть» ситуацию и поступить по-другому?
Делаем вывод
После того как основная часть будет написана, подготовьте по теме «Нравственный выбор» вывод, соответствующий тезису из вступления. В нашем случае допустимо написать, к примеру, вот что:
Разрешив себе один раз перешагнуть через мораль, человек думает, что больше так не сделает, но при этом незаметно теряет нравственные ориентиры.
Он начинает разными способами оправдывать себя и сваливать вину на обстоятельства или других людей.
Один дурной поступок влечёт за собой другой, и человек навсегда сбивается с прямого пути. Жизнь такого человека уже никогда не станет прежней, если он не осознает свою ошибку и от всего сердца не пожелает исправиться.
Желаем удачи на итоговом сочинении и надеемся, что нравственный выбор относительно того, самостоятельно ли его писать, вы сделаете правильно!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (5)
Понятия подлости, благородства и честности весьма относительны. Как узнать, что действительно хорошо, а что навеяно обществом? В Средние века многие поступки считались правильными, хотя сейчас почти любой согласится, что это была ужасная безосновательная жестокость.
Анна Каренина была осуждена тем же обществом и стала изгоем, хотя сейчас никого бы не удивила такая ситуация. Женщина получила бы поддержку психолога, а не буллинг.
В наше время нравственность как таковая всячески нивелируется и осмеивается. На первое место выставляется успешность. И утверждается, что ради успеха можно переступить через любые нормы.
Я бы ещё затронул проблему нравственного выбора через принуждение, ведь государство заставляет нас всех делать «правильный» выбор. Отсюда вопрос — нравственный выбор нужно делать за страх или за совесть?
Нравственность — понятия неоднозначное. Что для одного нравственно, для другого может быть безнравственно.
Если Татьяна, будучи замужней дамой, всё ещё любит Онегина, значит она уже изменяет своему мужу. Лучше бы она подала на развод, вот это был бы верный нравственный выбор.