В чем заключается проблемная компетенция учащегося тесты

Проблемное обучение как средство формирования межпредметных компетенций выпускника

Разделы: Математика

Цель работы: возможности проблемного обучения как средства формирования межпредметных компетенций выпускника.

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования (модель 2020) является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.

Современное образование должно стать ориентированным на формирование у школьников таких общих межпредметных компетенций (умений), как «математическая грамотность», «компетентность чтения» и «решение проблем». Основопологающим здесь является умение ориентироваться в любой ситуации и самостоятельно находить пути решения любой проблемы. [1]

Научить ребёнка решать жизненные задачи путём одностороннего изучения готовой информации невозможно. Поэтому способов учения, обращённых к репродуктивному мышлению, вниманию и памяти недостаточно. Необходимы способы, побуждающие учащегося к непосредственному познанию действительности, к самостоятельному разрешению теоретических проблем. Одним из таких способов является проблемное преподавание.

1. Сущность проблемного обучения

Проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения.

Т.В.Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач. [4]

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя.

Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей.

Решение учащимися проблемы, пишет польский дидакт В.Оконь, имеет огромное преимущество перед простым заучиванием готовой информации. Преимущество заключается в том, что при решении проблемы учащийся активно мыслит. А это приводит не только к прочности и глубине знаний, приобретенных самостоятельно, но и к ценнейшему качеству ума – умению ориентироваться в любой ситуации и самостоятельно находить пути решения любой проблемы. [8]

2. Методы проблемного обучения

Монологический метод обучения

Признаки: наличие вербального изложения учителем учебного материала, описательное объяснение фактов и т.п., спорадическое возникновение проблемных ситуаций.

Применение: монологический метод применяется в форме рассказа, лекции с использованием таких приемов, как описание фактов, демонстрация явлений, напоминание, указание и др. Этот метод предполагает деятельность учащихся копирующего характера: наблюдать, слушать, запоминать, выполнять действия по образцу, работать с таблицами, приборами, решать типовые задачи и пр.

Показательный метод обучения

Способы применения:в форме рассказа (лекции) с показом логики открытия, решения научной или практической проблемы, показом конструирования способа действий, сопровождаемым демонстрацией опытов, диа- и видеофильмов.

Основные признаки: изложение учебного материала идет в форме сообщающей беседы, в которой используются в основном репродуктивные вопросы по известному учащимся материалу.

Учитель может также создать проблемную ситуацию, поставить ряд проблемных вопросов, но в этом случае сущность новых понятий и способов действий объясняет учитель.

Основные признаки: преподаватель организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового знания, предлагая им задания проблемного характера и разрабатывая совместно с ними цель работы. Проблемные ситуации, как правило, возникают в ходе выполнения учащимися заданий, имеющих обычно не только теоретический, но и практический (инструментальный) характер (поиск дополнительных фактов, сведений, систематизация и анализ информации и т.д.)

Применяя алгоритмический метод обучения, преподаватель имеет возможность показать учащимся готовые образцы действий, он дает предписания, учит их алгоритмам действий, учит самостоятельно составлять их, формирует умения и навыки практической исполнительской деятельности (самостоятельное ее планирование, коррекция, контроль, разработка алгоритмов).

Основные признаки: машинное и безмашинное программирование учебного материала с постановкой вопросов и заданий учащимся для самостоятельного усвоения знаний и способов действий.

Поскольку проблемное обучение применяется в структуре других методов, его нельзя рассматривать ни как особый метод обучения, ни как какую-то новую систему обучения. Правильнее всего будет его считать особым подходом к организации обучения, проявляющимся прежде всего в характере организации познавательной деятельности обучаемых.

Проблемное обучение целесообразно применять когда:

3. Роль проблемного обучения в формировании ключевых компетенций выпускника

Стратегия модернизации образования в российской федерации предполагает, что в основу обновления содержания общего образования будут положены « ключевые компетентности»: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».

Ключевые компетенции можно охарактеризовать как наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества.

Рассмотрим основные виды ключевых компетенций и возможности их формирования при использовании методов проблемного обучения. (Приложение 1)

Проведённый анализ позволяет сделать вывод о целесообразности применения проблемного обучения, как формы организации учебного процесса, способствующей развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека. К их числу относятся:

По каким же результатам можно судить об эффективности применения того или иного метода в процессе формирования компетенций?

Единой системы квалификации надпредметных учебных результатов в образовании нет, как нет и устоявшихся критериев, по которым можно было бы определить, в какой степени ученик освоил ту или иную компетенцию.

Таким образом, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление. Особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. В связи с этим изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.

На сегодняшний день все новые подходы и методы обучения, по сути, сводятся к одному – поиску таких форм организации занятий, в которых учащийся мог бы максимально проявить свои способности, овладеть соответствующими компетенциями в условиях самостоятельной работы. Одна из таких форм – проблемное обучение, когда учащиеся помещаются в условия, где им необходимо проанализировать, понять ситуацию, сформулировать проблемы и наметить пути и способы их решения. Проблемное обучение может являться первым, подготовительным этапом проектной деятельности.

Источник

Проблемно-развивающее обучение как основа формирования ключевых компетенций

Проблемно-развивающее обучение как основа формирования ключевых компетенций.

I . Актуальность проблемно-развивающего обучения

В связи с этим возникают противоречия:

1)между определяющим значением деятельности в развитии личности и пассивной ролью ученика в образовательном процессе,

2) между потребностью школьников и их родителей в формировании компетентности, которая обеспечивает общекультурную и общеучебную подготовку к жизни в обществе, и невозможностью её реализации при использовании традиционных методов образовательной деятельности.

Эти противоречия побудили меня к разработке своей системы обучения. Мой педагогический опыт подсказывает, что решить обозначенные проблемы невозможно, изучая лишь теоретический материал, не подкрепляя его практической деятельностью.

Решение этих проблем заключается в поиске новых технологий обучения, которые были бы направлены на формирование ключевых компетенций учащихся.

Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь химические законы или, постигая их, обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире?

Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…».

Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.

Компетентностный подход усиливает практическую составляющую современного образовательного процесса. Развитие компетентности – процесс, который не заканчивается однажды по причине её окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека. Компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчинённость знаний умениям.

Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущую технологию я выбрала проблемное обучение. Я считаю, что данная технология, как ни какая другая, способствует формированию практически всех выбранных мною ключевых компетенций у учащихся. Доминирование данной технологии в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь ее преобладание.

На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Движущей силой любого развития является преодоление противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей в деятельности, а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям соответствует сегодня проблемное обучение.

Компетентностный подход более соответствует условиям рыночной экономики, так как предполагает формирование, наряду со знаниями, умениями и навыками, еще и ключевых компетенций, востребованных рынком труда: учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, гражданско-политических. Результатом обучения должна стать сформированность минимального уровня компетентности, которого достигнут учащиеся на этапе завершения обучения в школе. Дальнейшее развитие их компетенций будет происходить по мере обучения в системе среднего и высшего профессионального образования.

Способы создания проблемных ситуаций

Использование противоречий между изучаемыми фактами и имеющимися знаниями, на основе которых учащиеся высказывают неправильные суждения.

Построение гипотезы на основе известной теории, а затем её проверка.

Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и конечная цель

Использование принципа историзма.

Демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые неизвестны учащимся и требуют для объяснения дополнительной информации, побуждают к поиску новых знаний

Большое значение имеет создание в ходе обучения нестандартных ситуаций, в которых учащиеся оказываются перед выбором оптимальных способов решения, стоящих перед ними задач, решение творческих заданий, заданий практико-прикладной направленности, в решении которых реализуется компетенция как личностное свойство. В “Стандарте основного общего образования по химии” отмечено, что учащиеся должны “использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни”, в том числе для критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

В результате применения на уроках проблемного обучения, возникла идея создания методических рекомендаций, в которых сформулированы проблемные вопросы, ситуации, эксперимент по основным темам курса химии. Данные рекомендации составлены для курса органической и неорганической химии, не закончены, находятся в стадии доработки.

Для того чтобы активизировать мыслительную деятельность ученика, мало поставить перед ним задачу, надо сделать так, чтобы у него выработалось к ней свое, личностное отношение. Необходимо создать такую обстановку, чтобы возникла личная заинтересованность в её решении. Тогда просыпается его внутреннее «Я», возникает естественное желание выяснить, в чем заключается существо вопроса. Возникает мотивация и использование проблемных ситуаций приводит к тому, что действия и знания обучаемых становятся осмысленнее, прочнее, надолго запоминаются, они превращаются в умственное действие и все это происходит в условиях повышенного эмоционального состояния.

На своих уроках использую разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную. Предпочтение отдаю групповой и коллективной, так как именно они, в большей степени, чем остальные способствуют формированию ключевых компетенций – перед каждой группой ставится проблема, учащиеся пытаются решить эту проблему (задачу) вместе, проводят исследования, выделяют гипотезу по решению этой проблемы

Для того чтобы избежать недостатков групповой работы (конфликты, «спрятаться за чужими спинами» и т.д.) в обязательном порядке разрабатываем совместно с детьми и затем используем правила групповой работы.

Кроме этого провожу:

— уроки-дискуссии (обсуждение и выбор общего решения);

— уроки – зачеты по темам курса;

— уроки – лекции (учащиеся получают базовый теоретический материал).

Проблемное обучение может включать и элементы других технологий, их использование в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося.

Работая над проблемой повышения мотивации учащихся к выполнению домашних заданий, как-то, вместо чтения параграфов и ответов на вопросы, я попросила детей выполнить дома практическую работу. В дальнейшем я поняла, что такого рода задания очень интересны учащимся, выполняют они их с удовольствием, так как задания непосредственно связаны с жизнью, выполняют работу в комфортных для себя условиях, в своем собственном темпе, в полной мере ощущая себя исследователями. Система домашних практических работ позволяет решать ряд задач, актуальных для современного обучения химии, например, таких как вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, использование межпредметных связей, формирование навыков научной химической речи и умения письменно оформлять отчеты о проделанной работе, применение реактивов бытовой химии, грамотное обращение с веществами в повседневной жизни. В процессе выполнения работ формируются самостоятельность, ответственность, аккуратность. Таким образом, данный вид деятельности стал еще одним инструментом в формировании ключевых компетенций учащихся.

Информационные технологии – неотъемлемая часть современной жизни. Я считаю, что любой педагог, заинтересованный в совершенствовании своего профессионального мастерства, независимо от преподаваемого предмета, должен обладать высокой информационной культурой (уметь добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее, уметь пользоваться компьютерной техникой и приспособлениями к ней, работать с популярными компьютерными программами, уметь пользоваться ресурсами Интернет), а главное – учить этому детей. Я согласна с автором этих строк: «…на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжить образование в течение всей жизни».

Поэтому, в обучении химии на моих уроках формирование информационной компетенции учащихся занимает одно из ведущих мест.

Использую при проведении уроков образовательные мультимедийные продукты. Но, обращаюсь к ним только в тех случаях, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами. Предлагаю учащимся использовать компьютерные презентации при подготовке выступлений, докладов, творческих работ, что они с удовольствием и делают.

В своей работе учитываю психолого-педагогические особенности учащихся. Для этого обязательно использую результаты исследований учащихся психологической службой школы (ШТУР, уровень тревожности, карта интересов и т.д.), при проектировании урока учитываю физиологические особенности учащихся, веду мониторинг сформированности отдельных умений, имеющих прямое отношение к ключевым компетенциям, таких как: умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, проводить аналогии, обобщать, доказывать, выделять главное, выдвигать гипотезу, синтезировать. При этом использую следующие методы исследования: наблюдение, тестирование, использование диагностических заданий, изучение документации учащихся.

Интерес к предмету химия, напрямую зависит от организации внеклассной работы. Внеурочная деятельность школьников только тогда будет влиять на развитие их компетенций, если она тесно взаимосвязана с ведущей деятельностью – учебно-познавательной. Поэтому, охотно помогаю учащимся, имеющим повышенный уровень мотивации к учению, проводить исследования отдельных объектов или явлений. Продукт такого взаимодействия – научные работы моих учеников, представленные на научно-практические конференции разного уровня и, как правило, высоко оцененные экспертами.

Завоевание призовых мест для меня и моих учеников не самоцель, главное – проба сил, творческое использование своих способностей, умение принимать адекватные ситуации решения.

Внеурочная познавательная деятельность учащихся по сравнению с учебным процессом имеет больше разнообразных форм. Если есть любознательность и тяга к знаниям, то я стараюсь добиться, чтобы их мысль трудилась.

Наиболее интересным для учащихся оказалось создавать свои презентации, или отдельные слайды по темам. Ведется работа по созданию научно-исследовательских проектов. Учащимися 10 класса были созданы проекты-презентации по темам: «Химия и здоровье человека», « Скажи мне, что ты ешь и я скажу, кто ты», « Алюминий, физические свойства и применение», «Перспективы и развитие экологического туризма на территории Краснодарского края», « Исследование химических свойств воды в реке» малая Лаба».

Разработанная мною структура процесса обучения позволяет формировать кроме предметных и ключевые компетенции выпускников школы, такие как: коммуникативная, информационная, социальная. Это подтверждается устойчивым ростом учебной результативности, ежегодным выбором учащихся 9 и 11 классов экзамена по химии и успешной и их успешной сдачей. Умение учащихся применять полученные знания в жизненных ситуациях помогают им занимать призовые места в городских предметных олимпиадах и научно-практических конференциях.

Работу в направлении формирования компетенций я не считаю законченной. Есть возможности совершенствования в применении и проблемного обучения и исследовательской технологии на уроках и вне его, необходима разработка психолого-педагогического инструментария для определения уровней сформированности ключевых компетенций.

Источник

Контрольные тесты по дисциплине «Современные технологии обучения» для студентов 4 курса факультета русской филологии

Тестирование по дисциплине

«Современные технологии обучения»

#Тип урока, формирующий коммуникативную компетенцию учащихся:

#Цель коммуникативно-деятельностной методики:

— формирование письменной речи учащихся;

+ формирование языковой личности учащегося;

— формирование здорового образа жизни;

#Развитию чего способствуют интерактивные методы обучения:

#Кому впервые пришла идея «технологизации» обучения?

#Что означает термин «технология»?

#Какое понятие вы отнесёте к педагогическому мастерству?

— совершенное владение педагогической техникой

— совершенное знание своего предмета

— совершенное владение педагогическими методами

— совершенное владение педагогическими умениями

#Что такое стимулирование учения?

— требование хорошо учиться

+ «подталкивание» школьников к успешному учению

— борьба с плохими привычками, мешающими учиться

— требование учиться только на отлично

#Из приведённых примеров найдите правильный ответ: инновации – это …

— внесение новшеств на урок

+ нововведение, изменение внутри системы

— проведение урока нетрадиционным методом

— проведение урока традиционным методом

— проведение внеклассной работы

#Основой обучения критическому мышлению являются три фазы:

— обучение, воспитание, развитие

— преподавание, учение, деятельность

+ вызов, осмысление, размышление

— определение, активизация, закрепление

— определение и закрепление

#Что означает «Синквейн»?

#Дайте определение методу критического мышления «Кластер».

#Необходимо ли планировать проведение специальных «мотивационных» моментов на уроке?

— смотря по обстоятельствам

#Что такое цель (учебная, образовательная)?

— это то, к чему стремится обучаемый, будущее, на которое направлены его усилия.

+ то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

— это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации

— способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.

#Технология программированного обучения начала активно внедрятся в образовательную практику. Из приведённых вариантов укажите, когда это произошло?

— с середины 70-х годов ХХ столетия

+ с середины 60-х годов ХХ столетия

— с середины 80-х годов ХХ столетия

— с середины 90-х годов ХХ столетия

— с середины 50-х годов ХХ столетия

#Что является самым элементарным в проектировании дидактики?

— Государственный образовательный стандарт

#Дайте другое название понятию «Пятистрочный стих».

#Что означает «Пучок, связка»?

#В каких годах и в каких странах начали заниматься проблемами педагогических технологий специализированные учреждения?

— к началу 60-х годов в США и Японии

+ к началу 70-х годов в США и Японии

— к началу 80-х годов в США и Японии

— к началу 60-х годов в США и Германии

— к началу 90-х годов в Японии и Германии

#Продвинутая лекция, синквейн, кластер, мозговой штурм, концептуальная таблица – это …

+ методы критического мышления

— методы обучения и воспитания

#К какому обучению относятся три фразы: вызов, осмысление, размышление?

— к обучению на уроке

+ к обучению критическому мышлению

— к обучению самостоятельности

— к обучению ведения дискуссии

#Дайте определение понятию «нестандартный урок».

+ импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру

— организация обучения, при которой учитель ведёт занятия по твёрдому расписанию.

— организация обучения, при которой учитель ведёт занятия по твёрдому расписанию

с применением современных методик

#Специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей обучаемых – это …

#Из приведённых вариантов укажите методы обучения критическому мышлению.

— словесные, наглядные, практические, лабораторные, компьютерные

+ продвинутая лекция, инсерт, кластер, мозговой штурм, синквейн

— лекция, демонстрация кино, лабораторный метод

— убеждение, внушение, метод примера

#Укажите виды образования.

— дошкольное, начальное, общее среднее, средне специальное и профессиональное,

+ повышение квалификации, внешкольное

— дошкольное, начальное, общее среднее, средне специальное и профессиональное

— дошкольное, начальное, общее среднее, средне специальное

— начальное, общее среднее, средне специальное и профессиональное, повышение квалификации,

— общее среднее, средне специальное и профессиональное

#Определите виды обучения

+ объяснительно-иллюстративное, проблемно, программированное

— урок, внеклассное занятие, экскурсия

— начальное, общее среднее, средне специальное и высшее

— начальное, общее среднее, внеклассное занятие, экскурсия

#Интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения:

— интерактивный метод обучения;

#Слово «мультимедиа» в переводе означает:

#Болгарский врач-психотерапевт, один из основоположников суггестопедического направления в педагогике:

#Количество учащихся в группах для занятий по интенсивной методике:

#Интенсивные методы обучения возникли:

— в 50-60 годы XX века;

+в 60-70 годы XX века;

— в 70-80 годы XX века;

— в 80-90 годы XX века;

— в 40-50 годы XX века.

# К принципам обучения, применяемым в информационных технологиях, не относится:
— принцип стартовых знаний;
— принцип интеграции;
— принцип информационной безопасности;
+принцип моделирования;
— принцип наглядности.

# На основе активизации и интенсификации деятельности можно выделить следующие технологии:
— принцип наглядности;
— принцип учёта родного языка;
— принцип доступности;
+компьютерные технологии;

# В подготовительный этап технологии деловой игры входит:
+формулировка общей цели;
— подробный анализ деловой игры;
— определение темы и содержания;
— результат работы;

#Обмен информацией в общении осуществляется при помощи:
+вербальных средств;
— эмпатии;
— рефлексии;
— мимики;
— невербальные средства.

#Невербальный вид коммуникации реализуется при помощи:
— устной речи;
— письменной речи;
+мимики;
— вербальных средств;
— жестов.

#К внешним причинам внедрения информационных технологий относят:
— повышение эффективности труда учителя за счёт экономии времени;
+общественная потребность в людях, владеющих методами информационных технологий;
— массовое тиражирование средствами ИТ передовых технологий обучения;
— повышение квалификация учителей;
— повышение квалификации сотрудников вуза.

#В комплекс образовательных информационных технологий входит:
— принцип наглядности;
+телекоммуникационные технологии;
— принцип научности;
— принцип учёта родного языка;
— принцип доступности.

#Интерактивные средства, позволяющие одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, видеофильмами, анимированными графическими изображениями, тестом, речевым и звуковым сопровождением, – это:
— электронные учебно-методические комплексы;
— педагогические программные средства;
+мультимедийные средства;
— дидактическая игра;
— ролевая игра.

#Система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области, – это:
+ информационная технология;
— информационная технология обучения;
— информационный процесс;
— модульное обучение;
— метод проектов.

#В целостном педагогическом процессе игровая деятельность выполняет функцую:
— принцип научности;
+ коммуникативную;

— принцип доступности;
— принцип учёта родного языка;

— принцип от простого к сложному.

#В процессуальный этап технологии деловой игры входит:
— формулировка общей цели;
— подробный анализ деловой игры;
+проведение игры в соответствии с разработанной моделью;
— результат игры;
— диагностика игры.

#К внутренним причинам внедрения информационных технологий относится:
+повышение эффективности труда педагога за счёт экономии времени;
— общественная потребность в людях, владеющих методами информационных технологий;
— стремительное совершенствование средств новых информационных технологий;
— повышение квалификации;
— аттестация учителей.

# Дайте определение понятию «нестандартный урок».
+импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру;
— организация обучения, при которой учитель ведёт занятия по твёрдому расписанию с применением современных методик;
— нововведение;
— инновации;

# На основе активизации и интенсификации деятельности можно выделить следующие технологии:
+ игровые технологии;
— технологии программированного обучения;
— гуманистические технология;

— технология модульного обучения;
— метод проектов.

#Специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей обучаемых – это …

— преподавание;
— учение;
— образование;

#К какому понятию относится это определение: «Коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентирует своё поведение на выигрыш».

+дидактическая игра;
— мозговая атака;
— обучение сообща;

— дискуссия;
— круглый стол.

#Что является самым элементарным в проектировании дидактики?

— учебник;
— учебная программа;
— Государственный образовательный стандарт;

+конспект урока;
— нестандартный рок.

#В чём заключается принцип мотивации модульного обучения?

— формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста;
+стимулирование учебно-познавательной деятельности студента;
-повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий;

-осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость, гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения;
— диагностика знаний обучаемых.

#В чём заключается принцип деятельности модульного обучения?

+формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста;
— стимулирование учебно-познавательной деятельности студента;
-повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий;

-осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость, гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения;
— диагностика знаний обучаемых.

#Дайте определение принципу проблемности модульного обучения?

-формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста;
— стимулирование учебно-познавательной деятельности студента;
+повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий;

-осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость, гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения;
— диагностика знаний обучаемых.

#Из приведённых вариантов найдите принцип технологичности модульного обучения?

-формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста;
-стимулирование учебно-познавательной деятельности студента;
-повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий;

+осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость, гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения;
— диагностика знаний обучаемых.

#Что такое объяснительно-иллюстративный подход к обучению?

+это метод, при котором учащиеся получают знания на занятиях, из учебной и методической литературы, на основе иллюстративных средств в «готовом» виде;

-методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;

-словесные методы, наглядные методы, практические методы ;

-методы формирования сознания и опыта общественного поведения, методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности, методы контроля и самоконтроля за поведением и деятельностью учащихся;

— диагностика знаний обучаемых.

#Что означает принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий?

+при проектировании, создании и организации системы дистанционного обучения необходимо оценить целесообразность применения существующих информационных технологий, чтобы не сделать ошибку преимущественного ориентирования на какое-то средство обучения;

-необходимость контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видео конфренц связью, использованием различных технических средств;

-целесообразности применения существующих информационных технологий, чтобы не сделать ошибку преимущественного ориентирования на какое-то средство обучения;

-характеризуются разработкой и использованием жёсткого графика планирования и контроля учебного графика;

— диагностика знаний обучаемых.

#Технология модульного обучения разрабатывается на основе принятых принципов:

+деятельности, паритетности, технологичности, системного квантования, мотивации, модульности, проблемности, когнитивной визуальности;

— образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения;

— объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, репродуктивное, компьютерное обучение;

— сознательность, оптимизация, планомерность, учёт возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность;

— диагностика знаний обучаемых.

#Где зародился кейс-метод при обучении языкам?

— в Германии;
— в России;
+в США;

— в Японии;
— в Италии.

#В переводе с английского слово «кейс-метод» означает:

+ обучающий случай;
— обучающая игра;
— обучающая программа;

— обучающий диск;
— обучающий язык.

#Вид кейс-метода:

+практический;
— теоретический;
— грамматический;

#Вид кейс-метода, ориентированный на включение ученика в исследовательскую деятельность:

— практический;
— теоретический;
— обучающий;

#Вид кейс-метода, основной задачей которого является обучение:

#Вид кейс-метода, который как можно реальнее должен отражать вводимую ситуацию или случай:

# Развитию чего способствуют интерактивные методы обучения:

# Какой компонент необходимо реализовать при проведении ролевой игры:

+цель, средство, результат;

# Что такое тестирование?
+ целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики педагогического процесса;
— метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников;
— научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях;
— расположение собранных данных в определенной последовательности, определения места в этом ряду изучаемых объектов;

# Что такое стимулирование учения?
— требование хорошо учиться;
+ «подталкивание» школьников к успешному учению;
— преодоление лени;
— борьба с плохими привычками, мешающими учиться;

# Технология программированного обучения начала активно внедрятся в образовательную практику. Из приведённых вариантов укажите, когда это произошло?
— с середины 70-х годов ХХ столетия;
— с середины 90-х годов ХХ столетия;
+с середины 60-х годов ХХ столетия;
— с середины 80-х годов ХХ столетия;

— с середины 50-х годов ХХ столетия;

# Выберите методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности:
— педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;
— беседа, лекции, диспуты, метод примера;
+соревнование, поощрение, наказание;
— познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха, учебные требования, поощрение и порицание;

— круглы стол.
# Предметная поддержка учебного процесса – это…
+ средство обучения;
— форма обучения;
— метод обучения;
— приём обучения;

— беседа.
# Кто сказал: «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель»?

#Где зародился метод проектов?

— в Германии;
— в России;
+в США;

— в Японии;
— в Италии.

#Кто разработал идею гуманистического направления в методе проектов?

+ Дж. Дьюи;
— Песталоцци;

#Укажите вид проекта в обучении языку:

# Вид проекта в обучении языку с использованием анкетирования и интервью:

# По продолжительности проекты бывают:

# Первый этап работы над проектом:

# Составление подробного плана работы над проектом:

# Сбор материала как этап работы над проектом:

# Демонстрационный этап работы над проектом:

# Завершающий этап работы над проектом:

#Как по другому называют метод проектов?

— метод открытий;
+метод проблем;
— метод ошибок;

— метод игр;
— метод коммуникации.

#В переводе с латинского слово «проект» означает:

+брошенный вперёд;
— брошенный назад;
— программа;

#Главная цель метода проектов:

+ развитие творчества ученика;
— обучение языку;
— обучение грамоте;

— воспитать личность;
— обучение пересказу.

#Роль учителя в методе проектов:

#Роль судей в методе дебатов:

+решают, какая команда была более убедительной;

— решают, какая команда была более сильной;

— решают, какая команда была более слабой:

— решают, какие тренеры были лучшими;

— решают, какая команда победила.

#Роль таймкипера в методе дебатов:

+следит за соблюдением регламента;

— следит за командами;

— следит за тренерами;

— следит за спикерами;

— следит за участниками.

#Как называют учителей в методе дебатов:

#Сколько команд принимают участие в методе дебатов:

# Дискуссионная ролевая игра, учебная технология, позволяющая обучить школьников умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс обсуждения спор­ных вопросов:

# Дебаты берут своё начало в ______:

# В его задачу в дебатах входит: ответить на вопросы, не вступая в дискуссию и не переходя «на личности»;

# В его задачу в дебатах входит: ответить на вопросы, не вступая в дискуссию и не переходя «на личности»;

# Форма дискуссии, в которой «на равных» участвует небольшая группа, во время которой происходит обмен мнениями:

— заседание экспертной группы;

# Форма дискуссии, где обсуждается намеченная проблема, затем излагаются позиции, при этом каждый выступает с сообщением:

+заседание экспертной группы;

# Форма дискуссии, в которой группа вступает в обмен мнениями с аудиторией:

-заседание экспертной группы;

# Форма дискуссии, где участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории:

-заседание экспертной группы;

# Форма дискуссии, явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух соперничающих команд – и опровержений:

-заседание экспертной группы;

# Процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер:

# Вид деятельности, характеризующийся чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью:

# Вид деловой игры, помогающий отработать выполнение конкретных, специфических операций, модель методики написания сочинения, решения задач:

# Вид деловой игры, в котором отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения этих игр разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием»:

#Этот интенсивный метод обучения стал развиваться с середины ХХ века в Болгарии, под руководством профессора Г. Лозанова:

#Слово «суггестия» происходит от … языка:

#Слово «суггестия» означает:

#Этот интенсивный метод обучения предполагает веру учащегося усвоения учебного материала, авторитет педагога, здесь вводятся элементы игры, используется музыкальное воздействие:

#Существует ___ основных принципа суггестопедии:

#Активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры:

#Процесс логического обоснования материала с целью добиться согласия человека:

#Способ воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений, в которых нечто утверждается или отрицается без доказательств:

#Основное орудие воздействия при внушении – это …

#Система обучения, которая создаёт у учащегося внутреннее ощущение свободы, раскрывая потенциальные возможности человека:

#Учебный материал в данном методе представляется посредством синтетических картин, схем, планов – для одновременного логического и эмоционального восприятия и усвоения:

#Основная задача этого метода – это помещение обучаемого в такие условия, когда он будет вынужден общаться на иностранном языке:

#Наиболее распространённым способом обучения этого метода является организация занятий в стране изучаемого языка:

#Этот интенсивный метод обучения предусматривает создание оптимальных условий для работы механизмов памяти:

#Интенсивный метод обучения, разработанный в Кишинёвском университете:

#Данный метод обучения предполагает ввод, закрепление и активизацию учебного материала с использованием ритмостимуляции (ритмические звуки, световые и цветовые сигналы):

#Метод обучения иностранным языкам, направленный на активизацию сознания и подсознания:

#Этот интенсивный метод обучения в переводе с греческого означает «сон и обучение»:

#Интенсивный метод обучения предполагает обучение путём ввода и закрепления информации в памяти во время естественного сна:

#Данный метод обучения зародился в 1923 году в США:

#Гипнопедия как метод обучения зародился данной стране:

#Гипнопедия как метод обучения зародился в США в ___ году:

#Система научно-практических знаний об обучении человека во время сна, а также под гипнозом:

#Гипнопедия как научная дисциплина начала складываться:

+в 30-ые годы ХХ века;

— в 20-ые годы ХХ века;

— в 40-ые годы ХХ века;

— в 50-ые годы ХХ века;

— в 60-ые годы ХХ века.

#Истоки данного метода лежат в древневосточном монастырском опыте (буддизм, факиры, йоги):

#Краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением:

#Слово «реферат» происходит от … языка:

#Слово «реферат» буквально означает:

#4 этапа работы над ним: вводный, основной, заключительный, защита:

#Один из интенсивных методов обучения иностранным языкам, разработанной Илоной Давыдовой:

#Этот интенсивный метод обучения в переводе с греческого означает «усиленный»:

#Экпресс-метод как интенсивный метод обучения начала складываться:

— в 50-ые годы ХХ века;

— в 60-ые годы ХХ века;

— в 70-ые годы ХХ века;

— в 80-ые годы ХХ века;

+ в 90-ые годы ХХ века.

#Учебный материал в данном методе представляется прослушивания аудикассет, с записанными на них текстами тематического характера:

#Считается, что данный метод рассчитан на людей определённого психического склада – внушаемых, податливых:

# Совокупность современных средств аудио- теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе организации, планирования и управления деятельностью, называется:

# Значительный вклад в развитие исследований в области педагогических технологий внесён:
+ Беспалько В.П.;
— Пидкасистым И.П.;
— Сластениным В.А.;
— Давыдовой И.;
— Г. Лозановым.

# Единицей педагогического процесса является:
— педагогическая ситуация;
+педагогическая задача;
— учащийся;
— студент;
— обучаемые.

# Ученики не подготовились к уроку. Задача учителя – включить учащихся в деятельность на уроке. Определите тип задачи:
— стратегическая задача;
— тактическая задача;
+оперативная задача;
— традиционная задача;
— выставить оценку «2».

# Какой уровень активности в образовательном процессе характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний по образцу:
— творческий;
— интерпретирующий;
+воспроизводящий;
— пассивный;
— актуальный.

# К принципам обучения, применяемым в информационных технологиях, не относится:
— принцип стартовых знаний;
— принцип интеграции;
— принцип информационной безопасности;
+принцип моделирования;
— принцип диагностики знаний.

# Виды дистанционных учебных занятий, главной целью которых является привлечение слушателей:
— вводные занятия;
+демонстрационные занятия;
— индивидуальные консультации;
— контрольные тесты;
— индивидуальные занятия.

# Процессуальную часть педагогических технологий входит:
— название технологии, целевые ориентации;
+структура и алгоритм деятельности субъектов;
— экспертиза пед.технологии;
— содержание и структура деятельности учителя и ученика, объем содержания.
— диагностика.

# Текущие, ближайшие задачи, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности – это:
— тактические задачи;
+оперативные задачи;
— стратегические задачи;
— индивидуальные задачи;
— психологические задачи.

# Вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление:
— учение;
— наблюдение;
+игра;
— убеждение;
— внушение.

# Система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области, – это:
+информационная технология;
— информационная технология обучения;
— информационный процесс;
— информационная диагностика;
— информационный мониторинг.

# Классификации педагогических задач по видам деятельности педагога включает в себя:
— конвергентные задачи;
+воспитательные задачи;
— оперативные задачи;
— целевые задачи;
— деловые задачи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *