В чем заключается профессиональное становление кратко технология 9 класс
Профессия и карьера
Презентация по профориентации на уроках технологии
Просмотр содержимого документа
«Профессия и карьера»
Технология 9 класс под редакцией В.Д.Симоненко «Вентана-Граф» 2006
1. Профессия и карьера
Для жизни человека
Вертикальная карьера – рост в должности
Горизонтальная карьера – рост профессионального мастерства
Если есть мастерство, то должность приложится
Тест «Уровень вашей самооценки»
Я часто волнуюсь понапрасну
Очень часто 4 балла
Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
Очень часто 4 балла
Я боюсь выглядеть глупцом
Очень часто 4 балла
Я беспокоюсь за своё будущее
Очень часто 4 балла
Внешний вид других куда лучше чем мой
Очень часто 4 балла
Чувствую, что я не умею, как следует разговаривать с людьми
Очень часто 4 балла
Как жаль, что многие не понимают меня
Очень часто 4 балла
Люди ждут от меня слишком многого
Очень часто 4 балла
Чувствую себя очень скованным
Очень часто 4 балла
Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность
Очень часто 4 балла
Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне
Очень часто 4 балла
Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной
Очень часто 4 балла
Я не чувствую себя в безопасности
Очень часто 4 балла
Мне не с кем поделиться своими мыслями
Очень часто 4 балла
Люди не особенно интересуются моими достижениями
Очень часто 4 балла
. Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.. Если меньше 10 баллов, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую вы высекли сами или помогли разжечь. Если сумма превышает 30 баллов, то вы себя недооцениваете. Набранное количество баллов от 10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется, прежде всего, в адекватности самоотражения, т. е. реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Вам по плечу серьезные дела.
Нет большого роста вертикальной карьеры (повышения в должности)
Не отмечается большого роста горизонтальной карьеры (повышения мастерства)
Будет обеспечен вертикальный и горизонтальный рост
На профессиональный рост положительно влияет призвание –
склонность к определённой деятельности
План профессионального роста
2. Предполагаемое образование
иметь учёную степень
3. Профессиональное мастерство:
4. Желаемый размер зарплаты:
5. Предполагаемая должность:
директор предприятия (фирмы)
6. Желаемые награды:
звание Героя России
8. Какую иметь квартиру:
9. Сколько иметь детей:
Факторы профессионального успеха
Образование. Возраст. Профессия. Стаж работы. Пол. Достижения и навыки в профессии.
Служебные и профессиональные обязанности. Положение человека в коллективе. Отношение к труду как ценности
Масштаб предприятия. Уровень материального вознаграждения. Отрасль.
Спрос и предложение на рынке труда.
Вертикальная и горизонтальная карьера
Вопросы для самопроверки и размышления
Этапы профессионального становления
Под профессиональным становлением понимают процесс накопления опыта практической деятельности, профессионального совершенствования и приобретения мастерства.
В жизни каждого человека профессиональное становление занимает важное место. И если данный процесс рассматривать относительно времени, то он охватывает большую часть жизни каждого человека, начиная от выбора профессии в старшей ступени общеобразовательной школы и вплоть до окончания профессиональной деятельности в зрелом возрасте.
Исходя из этого, можно сказать, что профессиональное становление– это очень длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность безграничного развития человека.
В зависимости от выбранной профессии процесс профессионального становления имеет свои особенности. Сделав выбор профессии и затем, осваивая её, каждый человек меняется. Так, в процессе совершенствования своего профессионализма человек обогащает свой опыт, формирует направленность и компетентность, а также развивает профессионально важные качества.
Профессиональное становление связано с различными целями и имеет разное содержание на разных возрастных этапах. Вообще, в течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления.
Давайте подробнее рассмотрим их.
Этапов профессионального становления
Первый этап – формирование профессиональных намерений. На этом этапе человек получает общее представление о профессии, осознаёт собственные потребности и способности.
На момент окончания общеобразовательной школы, появляется необходимость выбора профессии.
На втором этапе начинается профессиональное обучение.Этот этап относится к периоду, когда выпускники школ поступают в профессиональные учебные заведения (техникумы, вузы), где непосредственно получают профессиональное образование по выбранной профессии. На этом этапе человек осваивает необходимые знания, умения, навыки. Также в ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажёра, практиканта или работает и учится одновременно.
Третий этап профессионального становления предполагает вхождение в профессию, профессиональную адаптацию. Этот этап связан со взрослой жизнью, когда идёт непосредственное осваивание практических навыков и алгоритмов действий, профессиональных норм и требований, технологий деятельности, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности, освоение системы взаимоотношений в коллективе, приспосабливание к ритму, характеру, особенностям работы. Результатом данного этапа является профессиональная компетентность.
В толковых словарях компетентность определяют как осведомлённость, эрудированность. Под профессиональной компетентностью понимают совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.
Основными уровнями профессиональной компетентности являются умелость, воспитанность, деловитость, адекватная самооценка, профессиональная обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм.
Последний этап (четвертый) профессионального становления – это частичная или полная реализация в самостоятельной трудовой деятельности. На этом этапе происходит стабилизация профессиональной деятельности, повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, качественное и творческое выполнение профессиональной деятельности. Результатом данного этапа будет профессиональное мастерство и творчество. Это высший уровень овладения профессиональной деятельностью.
Профессиональное мастерство определяется следующими личностными качествами:
· профессиональными знаниями и умениями, которые обеспечивают успешное выполнение сложной трудовой деятельности;
· высоким уровнем общей и технологической культуры; профессиональной мобильностью;
· стремлением к самосовершенствованию;
· творческим подходом к работе.
Совершенствование мастерства — это очень сложный и длительный процесс. Немало времени и сил нужно человеку, чтобы достичь вершины в профессиональной деятельности. Но всегда нужно помнить, что каждый может стать мастером своего дела.
Профессиональное мастерство связано с профессиональным творчеством.
Профессиональное творчество — это создание человеком в ходе профессиональной деятельности чего-то нового, неповторимого, оригинального.
Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его содержания. Любая творческая деятельность, в том числе профессиональная, должна носить характер новизны: объективно новое и субъективно новое.
Объективно новое — это всё то, чего не было в истории человечества.
Субъективно новое — это всё то, что является новым для данного человека или группы людей. Например, перенос известных методов работы в новые условия, включение в свою деятельность новых средств, способов и приёмов и многое другое.
Профессиональное становление является составной частью профессиональной карьеры.
Вообще, карьера— это быстрое достижение успехов в какой-либо деятельности.
В свою очередь, профессиональная карьера — это достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.
В содержание понятия «профессиональная карьера» включают: профессиональный рост, мастерство, высокую оплату труда, продвижение по служебной лестнице, занятие определённых постов и должностей, приобретение свободы в принимаемых решениях, адекватную оценку обществом трудовых заслуг, личную удовлетворённость профессиональной деятельностью.
Человек достигает вершины своего профессионального развития на стадии осуществления самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому профессиональное развитие зависит от особенностей деятельности и индивидуальных возможностей конкретного человека. А значит, можно сказать, что процесс профессионального становления является индивидуальным и неповторимым для каждого человека.
Показателем профессионального становления являются формальные и неформальные критерии.
К формальным критериям относятся: диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность.
А к неформальным: профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда.
Сегодня все этапы профессионального становления имеют особое значение. Ведь современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью. А значит, рынку труда необходимы высококвалифицированные специалисты, которые будут хорошо разбираться в новейших технологиях.
Современный специалист не должен замыкаться только на своей узкой специализации. Чтобы добиться успехов, он должен быть разносторонне образован. Ведь экономическая ситуация часто меняется, что приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности.
Конспект урока по технологии в 9 классах «Понятие о профессиональных интересах, способностях и склонностях»
Конспект урока по технологии в 9 классах
Тема урока: Понятие о профессиональных интересах, способностях и склонностях.
1. Способствовать формированию понятий «интерес», «профессиональный «интерес», «склонности», «способности»; познакомить со значением деятельности как важнейшего условия развития способностей.
2. Способствовать развития умений осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов, склонностей и способностей.
3. Способствовать формированию активизации деятельности по выявлению своих способностей
— Здравствуйте. Как настроение? К уроку готовы? Можно начинать?
Урок я хочу начать со стихотворения Левитанского
«Каждый выбирает для себя».
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу
Дьяволу служить или пророку
Слово для любви и для молитвы
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе…
Прием «Составление кластера»
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои.
Подберите кластер- интерес – увлечения, тяга, хобби, круг интересов, развитие, пристрастие,
Схема (метод «паутины» для примера)
побуждения
способности
Следовательно, каковы будут цели урока? ==
3. Изложение нового материала
Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии, являются интересы и склонности.
Интересы — это побуждения познавательного характера. Интересы обусловлены потребностями: духовными (потребность в познании и эстетическом наслаждении), общественными (потребность в труде, общении, общественной деятельности), материальными (потребность в одежде, питании, жилище). Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности.
Профессиональный интерес — эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности.
Пример: Если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый.
Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес.
Склонность — это нечто большее, чем просто познавательное побуждение. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных либо на усвоение разных знаний, либо на создание каких-либо вещей, предметов. Областью склонностей может быть любая возможная область приложения духовных или физических сил. Когда есть склонность, то предполагается и интерес.
Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: с удовольствием ходить каждый день в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, собирать их фотографии. Но самому при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино, т.е. не заниматься в кружке. Или мы знаем много любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует. Интересы можно выразить формулой «Хочу знать», а склонность – «Хочу сделать».
Как правило, область интересов и склонностей совпадает. Проверить себя, узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности.
Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные виды деятельности, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как наступит момент выбора профессии, ведь склонности развиваются вместе с соответствующими способностями и выступают как компонент одаренности.
Профессиональная деятельность зависит от многих факторов и, прежде всего, — от способностей человека.
Способности — это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков. Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это – способность, чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов, и комбинировать их нужно математику, программисту и др. Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий: художники, музыканты, артисты.
Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения. Задатки выступают как исходный момент, предпосылка формирования и развития способностей. Они проявляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодействии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в активной творческой деятельности.
Успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность.
Специальные
Педагогические, спортивные, технические, математические, художественные, организаторские, литературно-лингвистические и др.
Интеллект, работоспособность, целеустремленность и др.
В любой профессии общие и специальные способности должны сочетаться, обеспечивая успешность этой профессиональной деятельности. Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности. Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности.
Академик Е. А. Климов таким образом группирует эти специальные способности.
Ведущие свойства специальных способностей (по Е. А. Климову)
Особенности творческого воображения и мышления, хорошо развитая речь, яркие и наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языков
Интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т.п.
Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца
Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление
Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний
Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность
Способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.
Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Высшими уровнями развития способностей, является, как вы думаете, ЧТО? – мастерство, талант и гениальность.
Талант — выдающиеся способности личности в определенной деятельности.
Гениальность — наивысшая степень творческих проявлений личности.
Способности развиваются, но для их развития нужно время и терпение. Однако можно определить уровень развития технических способностей, необходимых во многих практических профессиях, где предмет труда — «техника».
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задание 1. «Определение технических способностей». Вам предлагается ряд задач, в которых поставлены технические проблемы. Внимательно рассмотрите рисунок, прочитайте вопрос к нему и отметьте один из трех вариантов решений.
1 . Если нижнее колесо вращается в направлении, указанном стрелкой, то в каком направлении будет вращаться ось Х?
1. 1. В направлении стрелки А.
2. 2. В направлении стрелки В.
2. Какими ножницами легче резать лист железа?
3. В какую сторону занесет машину на повороте?
4. В каком пакете мороженое быстрее растает?
5. На какую высоту поднимется вода из шланга, если ее выпустить?
1. Как показано на рис. А.
2. Как показано на рис. В.
3. Как показано на обоих рис.
6. Какая цепь нужна для поддержки груза?
Задание 2. «Ничего не трогайте, Ватсон!». Прочитайте отрывок из книги В.И. Речицкого «Профессия — изобретатель».
…Александр Белл был специалистом в области акустики и ораторского искусства в школе для глухонемых. В электротехнике он был абсолютным профаном. Увлечение техникой началось с желания заработать 100 тысяч долларов, обещанных компанией «Вестерн Юнион» тому, кто обеспечит одновременную передачу нескольких телеграмм по одному проводу. Создать телефон ему помогли знания акустики и случай. В один из летних дней 1875 года Белл со своим верным помощником Ватсоном налаживали музыкальный телеграф. У Ватсона, работающего на передающем аппарате, что-то не ладилось — заело контакт. Биографы Белла пишут, что Ватсон громко сказал, что он думает об этом аппарате. Только в неисправном аппарате тонкий слух Белла мог уловить прерывистые сигналы, преобразуемые в речь: в хорошо работающем аппарате эти сигналы заглушались. Еще не понимая, что произошло, обычно интеллигентный и выдержанный Белл заорал: «Ничего не трогайте, Ватсон!» Прибежав в соседнюю комнату, Белл, не слушая объяснений Ватсона, полез в аппарат. Потом схватил лист бумаги и быстро набросал эскиз… Через год посетители Филадельфийской Всемирной выставки услышали из трубки первого в мире телефона невероятно искаженный монолог Гамлета «Быть или не быть» в исполнении потомственного оратора и удачливого изобретателя Александра Белла (Речицкий В.И. Профессия — изобретатель).
5. Закрепление знаний
Закончить наш урок, мне хотелось бы притчей.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?”
И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: “ А что ты делал целый день?”
А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в строительстве храма!”
В чём смысл этой притчи?
Запомните эту притчу. На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед!
Неважно, какая профессия у человека, главное, чтобы он получал от нее удовольствие. Спасибо за внимание
8. Рефлексия. Синквейн – профессиональный интерес
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Как вы считаете, кто сегодня на уроке был самым активным Что нового узнали о себе? Что нового открыли в себе? Ваше настроение …
Уборка рабочих мест. Спасибо за урок.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.