В чем заключается протест дубровского
Чему учат нас сказки
Школьное сочинение
Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду ото лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», написанная А. С. Пушкиным, переносит нас во времена царей и цариц, богатырей и волшебных зеркал. Однако и здесь, в стенах богатого дворца, живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед довелось испытать молодой прекрасной царевне, оставшейся без матери. Однако чистота души, терпимость, верность данному слову и чувству, доброта и трудолюбие помогли ей преодолеть все козни злой и коварной мачехи и дождаться своего счастья. Эта сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству. Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники.
Смотрите также:
УкрЛіб © 2000 — 2021, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов’язкове.
УкрЛіб — читати повністю книги українською мовою
Презентация к уроку
Урок составлен на основе программы по литературе для 6 класса под редакцией В. Я. Коровиной и учебника по литературе для 6 класса под редакцией В. П. Полухиной, В. Я. Коровиной, М: Просвещение, 2010 г.
Тип урока: Комбинированный урок.
Цели:
Задачи:
Форма проведения: Интегрированный урок литературы, ИЗО, русского языка.
Формы работы с учащимися: Коллективная.
Методы и приемы обучения: Информационно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Внутрипредметные связи: Этап подготовки к восприятию состоялся на уроках 1,2, где ученики знакомились с созданием романа А. С. Пушкина «Дубровский»; историко-культурном контексте времени; изображения русского барства. Центральная проблемная ситуация создается на уроке 3 «Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков произвола и деспотизма».
Межпредметные связи: Уроки истории и живописи.
Средства обучения:
Словарная работа: (Словарь Ожегова).
Эпиграф урока:
«Есть достоинство выше знатности рода, именно: достоинство личное»
А.С. Пушкин. «Опровержения на критику».
Ход урока
I. Пояснение.
Перед этим уроком на занятиях, посвященных изучению романа Пушкина «Дубровский», ребята познакомились с особенностями жанра романа, с основным конфликтом, героями.
II. Вступительное слово учителя.
(Слайд 1, Слайд 2)
Сегодня на уроке мы поговорим о нравственной основе романа Пушкина «Дубровский». Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова самого автора: «Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное». (Слайд 3, Слайд 4)
Наша задача – выяснить, как герои Пушкина понимают слова «честь» и «бесчестие», как они отстаивают свое достоинство и к чему, в конечном счете, приводит столкновение их взглядов на жизнь. (Слайд 5)
В начале выясним значение слов: «честь» и «бесчестие». Посмотрим, какие определения дает Ожегов в своем толковом словаре (на экране). Как видим, у слов «честь» несколько значений, а у слова «бесчестие» лишь одно. Почему так? Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живет общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами.
Но человеку иногда достаточно один раз оступиться (то есть, отказаться от своего слова, предать, оклеветать кого-либо), и вот он уже прослыл бесчестным человеком. Возвратить честь сложно, а порой – невозможно. Поэтому говорят: «Береги честь смолоду», с самого начала жизни.
Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов А. С. Пушкина. Он считал, что чистота нравов народа основана именно «на уважении к личной чести гражданина».
В романе «Дубровский», главный герой – Владимир – представлен благородным защитником этой идеи. Но ведь человек не рождается сразу честным или бесчестным?
– От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?
(От воспитания, от примера близких людей).
Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характера Владимира Дубровского.
III. Проверка домашнего задания.
(Слайд 6)
2 ученика пересказывают 5-6 главы «Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом (Сжатый пересказ главы «Смерть старого Дубровского»; художественный пересказ эпизода «Владимир в Кистеневской роще»)
Устное рисование сцены «Во дворе дома Дубровских».
Роль эпиграфа: «Где стол был яств, там гроб стоит»
IV. Работа с текстом.
Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»
Выразительное чтение (озаглавим ее «Пожар») («Поднялся ветер…»
– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?
(Владимир понимает, что жизнь его сломана: «Все кончено.» Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его, но он еще не решил, что делать)
– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?
(Владимир пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Опомнившись, он, видимо, принял окончательное решение: «положил письма в карман, взял свечку и вышел из кабинета». Эти мысли были самым ценным и дорогим для него, это единственное, что он взял с собой и спас от огня.).
V. Применение ИКТ Просмотр фрагмента фильма «Дубровский», решение проблемы режиссером А. Ивановским
Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского. (Включаю фильм).
VI. Сравнительная работа.
– Фильм наглядно помог представить события, происходившие в Кистеневке.
– Актеры исполнили свои роли интересно.
– Музыкальный фон отсутствовал, так как он заглушил бы речь героев
Костюмы персонажей соответствуют быту, времени.
– Сюжет фильма снят строго по тексту
Замечание учителя:
Антитеза во втором абзаце главы: «мир семейного счастия», в который погрузился Дубровский, читая письма своей матери, противопоставлен реальности, в которой герой видит поруганную честь отца и хамство подьячих.
VII. Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца
– Что затевал кузнец Архип?
(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)
– Хотел ли Дубровский смерти приказных?
(Нет, он отговаривал Архипа убивать их: «Не приказные виноваты»; он велел Архипу отпереть двери в переднюю, чтобы при пожаре приказные могли спастись. Архип же не послушался барина, запер двери на ключ. Уехав, Дубровский не застал сам пожар и не сразу узнал о гибели приказных.)
– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?
(Крестьяне присоединились к Д., потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит «слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора…» Оскорбление, нанесенное их господину, крестьяне воспринимали, как собственное оскорбление).
VIII. Выразительное чтение эпизода «Архип спасает кошку»…
– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?
(Архип «со злобной улыбкой взирал на пожар», ему не жаль было «окаянных» подьячих, в них он видел виновников бедствий господ и всех их крепостных, считал месть справедливой. Архип же спасает кошку – беспомощное существо, оставить погибать кошку – сточки зрения Архипа – грех. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы с дуру радуетесь…» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон, что крепостными могут владеть и распоряжаться только дворяне. Помогая вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду.)
– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:
«– Архипушка, – говорила ему Егоровна, – спаси их, окаянных. Бог тебя наградит.
– Как не так, – отвечал кузнец».
– Где мы уже слышали эти слова?
Вывод: в сцене с приказным (глава 5) «голос из толпы» принадлежал кузнецу.
IX. Слово учителя. Краткое содержание.
Глава 7 рассказывает о появлении шайки разбойников, которые жгли и грабили помещичьи дома. О начальнике шайки Дубровском рассказывали, что он отличался умом, отважностью и великодушием
Озаглавим ее «Появление разбойников», «Благородный разбойник», «Неуловимый разбойник» – обсуждаем варианты заглавий.
– Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?
(Чувства оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, месть за отца. Дубровским двигало желание возмездия за несправедливость и жестокость, с какой он был лишен всего: семьи, состояния, карьеры, родного дома. Дубровский не призывал крепостных следовать за ним, но люди сказали: «Отец, наш, кормилец, умрем, не оставим тебя, идем с тобою». Владимир назначил местом встречи Кистеневскую рощу и уехал. Таким образом, он взял на себя ответственность за людей, преданных ему. Таким образом, образовалась шайка разбойников.)
– Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?
(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).
– Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?
(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)
Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.
– Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он отказывается от мести?
(Ради любви к Маше Троекуровой).
– Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?
(Они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после того, что случилось.)
– Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?
(Разбойники «распространили ужас по всем окрестностям», они грабили путешественников, почту, помещичьи дома, предавая их огню. Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Все были уверены, что это Дубровский).
– Почему разбойники не трогали дом Троекурова?
(Это остается до времени загадкой. Так Пушкин заинтриговывает читателя, которому не терпится получить ответ на этот вопрос. Читатель понимает, что Троекуров ошибается, приписывая сохранность своих имений «страху, который он сумел внушить всей губернии…и хорошей полиции». Дубровский должен обязательно отомстить Троекурову, считают ученики).
– Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?
– Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?
(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода).
X. Работа с иллюстрациями.
– Рассмотрим иллюстрации художников Б. Кустодиева и Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского». Слайд 7, Слайд 8
(Необыкновенно динамично изображен пожар в Кистеневке на рисунке Кустодиева. Сноп пламени рвется в ночное небо, выхватывая фигуры бегущих крестьян, мечущиеся силуэты приказных в окнах. Рисунок передает ощущение тревоги и напряжения.
Д. Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая.
Опишите оба рисунка, сопоставьте их, ответьте на вопросы:
– Чем отличаются эти изображения?
– Какое чувство вызывает каждый из рисунков?
На иллюстрации в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло. Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, няня Арина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и за фигурой Антона – кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.
Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровского. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.
Вся фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей выражают угрюмую решимость идти за своим гордым барином «..умрем, не оставим тебя, идем с тобою».
Вариант 2.
Художник изобразил главного героя романа «Дубровский» в тяжелую минуту прощания с родным домом. В левом углу картины языки пламени уже лижут стены. Дубровский смотрит на огонь, но мыслями находится далеко. Лицо его печально и сосредоточенно. Но он не напуган, а, наоборот, спокоен, словно уже принял для себя какое-то важное для себя решение. Его держит под руку старая нянька Егоровна, которая вырастила несколько поколений господ в этом доме. Будучи не в силах вынести печального зрелища, она скорбно опустила голову. Чуть поодаль стоят крестьяне. Молодой парень с вызовом смотрит на пламя, словно думает: «Что, досталась вам усадьба Дубровских? Как не так!» Бородатые мужики задумчивы. Они размышляют о том, какая несправедливость постигла их барина, и готовы всюду пойти за ним и отомстить. Тем временем лошади уже поданы. Дубровскому пора ехать. Отъезд из усадьбы станет для него началом нового, тяжелого и опасного этапа жизни.
Выводы учащихся: (Слайд 9)
Назовите сходные черты у Владимира и его отца. (Ненависть к богатству и знатному барству, человеческое достоинство и благородство)
XI. Слово учителя.
В чем же идейный смысл повести? Чтобы лучше понять это, припомним тему произведения – жизнь русского барства в крепостные времена. Мы видели, что тему эту Пушкин развернул при изображении многих событий и людей. Изображая русское барство, поэт с беспощадной правдивостью показал, как несправедлив крепостной строй, как Троекуровы и им подобные издевались над подвластными им крестьянами, как в угоду тщеславию и самодурству расправлялись они с людьми. Поэт правдиво рассказал о том, как крепостной барский строй воспитывал в людях отвратительные черты характера: угодливость, подхалимство, мошенничество, рабскую трусость.
XII. Решение проблем. Вывод учеников
Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.
Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.
В своем стихотворении «Деревня» Пушкин так говорил о крепостной жизни:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.
Это беспощадное осуждение «дикого» барства, защита человеческой чести и достоинства, глубокая любовь Пушкина к родному народу и сочувствие его страданиям и составляют идейный смысл повести «Дубровский».
XIII. Рефлексия.
– С каким героем хотел бы встретиться?
– Какие вопросы по тексту остались?
– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?
XIV. Домашнее задание (на выбор).
(Слайд 12)
Слово учителя:
«Этот урок стал лишь началом трудного разговора о личном достоинстве человека, о чести, справедливости и милосердии. В следующих классах мы познакомимся с разными точками зрения других писателей XIX века на нравственные проблемы».
Литература:
Конспект урока+презентация по литературе на тему «Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.»
Выбранный для просмотра документ Дубровский.docx
Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.
Цель урока: раскрыть своеобразие протеста В. Дубровского против несправедливости и беззакония; выяснить причины протеста Владимира Дубровского, формировать собственное отношение к роману А.С. Пушкина «Дубровский», к авторской позиции, к героям произведения.
Педагогические задачи урока: способствовать формированию представления об А.С. Пушкине как прозаике, авторе романа «Дубровский», мастере художественного слова; создать условия для ознакомления с проблематикой произведения, с множеством сюжетных линий романа. Тип урока : постановка и решение учебных задач
Планируемые результаты обучения: Для ФГОСа: Предметные: владеть навыками различного вида пересказов, понимать роль изобазительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературного произведения Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию. Метапредметные : познавательные:ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения, отвечать на вопросы учителя, уметь обобщать, делать выводы; уметь находить нужную информацию в учебнике, в тексте романа Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока,оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Методы и формы обучения : фронтальная(беседа), индивидуальная, работа в парах, работа в группах, распределительный диктант, блиц-опрос, сравнительная характеристика героев, неоконченное предложение, работа со схемой, проблемный вопрос.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, эпиграф урока записан на доске; презентац ия к уроку, карточки для работы каждой группы.
I .Организационный момент.
II .Проверка домашнего задания Краткий рассказ об отношениях К. П. Троекурова и А.Г. Дубровского. (Сравнительная характеристика)
II .Введение в тему 1.Ребята, приходилось ли Вам когда-нибудь сталкиваться с людьми, которые поступают не по совести, несправедливо? 2.А как вы понимаете, что такое справедливость, несправедливость? Учитель: Итак, в жизненных ситуациях нужно всегда поступать по совести, чтобы не запятнать свою честь.
Работа со словарем
Честь – 1. Достойные уважения и гордости моральные качества. 2. Хорошая, незапятнанная репутация человека, доброе имя.
Бесчестие – поругание чести, оскорбление.
3.Как вы думаете, ребята, о чем мы будем сегодня говорить?
IV . Сообщение темы урока. «Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян»
Эпиграф урока «За совесть да за честь хоть голову снесть»(русская пословица)
V . Изучение нового материала
1. Проблемный вопрос «Похожи ли семьи?
Кирила Петрович Троекуров
Андрей Гаврилович Дубровский
Распределительный диктант(Распределите по колонкам описания)
1….. не понимали друг друга. «С дочерью он своенравен. Любит до безумия: угождает ее прихотям, но в то же время суров и жесток. Она привыкла скрывать от него свои мысли и чувства» Отец и дочь не знают и не понимают друг друга, гармонии в этой семье нет.
2.В этой семье есть святыни, которые они берегут; понимают и любят друг друга.
3.В доме …..висит портрет жены ……, хранятся письма, которые были написаны ею во время турецкого похода. Здесь свято хранят память о любви.
4. «……зачитался и позабыл все на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастья».С чувством глубокой нежности вспоминает свое детство: «любил семейственную жизнь, успел насладиться ее тихими радостями»
5. «……. хотя и женился по любви, но овдовев, слишком быстро утешился».
6. «… у него и своим плохо приходится, а достанутся ему чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет…»
7. «Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем»
Кирила Петрович Троекуров
Андрей Гаврилович Дубровский
Вывод: Судьбы похожи, но семьи разные. Андрей даже не мог представить, что кто-то чужой будет ходить по дому мимо портрета его матери, где прошло его детство, где он испытал тихие семейные радости счастливой жизни, поэтому он прибегает к решительным действиям. Взаимопроверка(Работа в парах) Слайд №5
1.Чего хотел добиться Троекуров, отняв Кистеневку у Дубровского? (сломить гордость Андрея Григорьевича)
2. Удалось ли ему это? 3. Почему его торжество было отравлено?( такого исхода- сумасшествия Дубровского он не ожидал)
4.Что мы узнаем о состоянии Кирилы Петровича из четвертой главы?(совесть его роптала, он не был корыстолюбив, победа не радовала его.)
5. Почему, описывая ссору помещиков, А. Пушкин так много внимания уделяет К. Троекурову? (натура неуравновешенная, властолюбивая, вспыльчивая, но и отходчивая. НО: Дубровский гордый, он никогда бы не смог простить своего обидчика.)
6 Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением?( Троекуров смутился: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердце».) 7. Какие противоположные чувства испытывал Троекуров? («Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали».) 8.Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?
(Раскаяние, которое испытал Троекуров, возникло слишком поздно.)
Слайд №6,7 II группа Сцена пожара. Пересказать сцену пожара, дать ответы на вопросы. Составить ТЕКСТ своего выступления и представить работу группы классу 1. Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение?(Они пытались поднять бунт.) 2. Как ведет себя Дубровский?(Владимир останавливает крестьян, обещает просить милости у государя.) 3.Как его это характеризует?(Дубровский поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от расправы.) 4.Какие чувства испытывает Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают судейские чиновники? На что он решается?(Он переживает, что придется оставить родной дом тому, кто виновен в смерти отца, тому, кто разорил его семью. Владимир решает сжечь дом.)
— Найдите и прочитайте реплику «голоса из толпы», ответ на нее исправника и возражение того же голоса. Почему исправник так возмутился словами крестьянина?
III группа Отношение крестьян к Владимиру. Мотивы поведения Владимира-предводителя разбойников? Составить ТЕКСТ своего выступления и представить работу группы классу 1..Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?(Во-первых, они были преданы своему хозяину, во-вторых, прекрасно понимали, что Троекуров расправится с ними Крестьяне присоединились к Дубровскому, потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит: «. слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора. » Оскорбление, нанесенное своему господину, крестьяне воспринимали как собственное оскорбление.)
2.Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?(Что это смелый, умный и великодушный человек.) 3.Почему разбойники не трогали дом Троекурова?(Троекуров думал, что его дом не трогают из-за страха, который он внушил всем в округе. Но мы понимаем, что он ошибается. Так Пушкин хотел заинтриговать читателя.) 4. Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?(Им двигало чувство мести, желание отомстить за несправедливость и жестокость, т.к. он лишился всего: дома, положения в обществе, состояния.)
VI .Рассмотрим схему, которая перед вами: Ценности Дубровских – беззаконие Троекурова и компании?
Учитель: Владимир протестует против беззакония, несправедливости, но при этом сам становится разбойником, творящим самосуд. Автор явно на стороне героя. А. Пушкин показывает Дубровского человеком благородным, честным, который защищает справедливость. Идея произведения заключается в том, что главными человеческими ценностями являются справедливость, честь и верность данному слову. Об этом мы будем говорить на следующем уроке. А сегодня давайте попробуем ответить на проблемный вопрос: 1. Заслуживает ли герой уважение? 2.Откажется ли герой от мщения? Какие факторы повлияют на это решение? Что может изменить его решение?
«Мои симпатии на стороне этого героя, потому что …»
«Трудно смириться с тем, что….»
Подготовить пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица одного из героев
Ответить письменно на вопрос № 1(главаVII) страница 139
СХЕМА. Ценности Дубровских – беззаконие Троекурова и компании?