В чем заключается работа экспедитора
Кто такой экспедитор. Объясняем простыми словами
Согласно Гражданскому кодексу РФ, компания-экспедитор заключает договор с клиентом (грузоотправителем или грузополучателем) на выполнение услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором могут быть предусмотрены следующие обязанности экспедитора:
Сотрудник-экспедитор может работать в транспортной, торговой или производственной компании. Он забирает товар на складе по сопроводительным документам, пересчитывает его, следит за погрузкой и отправляется на место назначения. Там экспедитор снова проверяет целостность груза и сдаёт его товароведу или другому принимающему сотруднику.
Экспедитор заполняет накладные и другую документацию, связанную с доставкой груза, отвечает за его сохранность и учёт.
В некоторых компаниях работу экспедитора выполняет водитель, перевозящий товар. Его должность называется водитель-экспедитор.
Примеры употребления на «Секрете»
«Договор (страховки) заключается в офисе экспедитора, да ещё и по более низким тарифам: как правило, экспедитор с широким кругом клиентов получает у страховщика скидки. При этом в случае наступления страхового случая все вопросы клиенту придётся решать напрямую со страховой компанией».
(Транспортно-экспедиторская компания NTD Service — о случаях, когда клиент страхует груз через экспедитора.)
«На любом рынке логистика — самостоятельный бизнес, требующий квалифицированных кадров, ИТ-поддержки, развитой транспортной инфраструктуры, удобных коммуникаций. На Западе этот механизм давно отлажен. Там все звенья логистической цепочки действуют по заранее прописанным схемам. Условно говоря, если водитель, курьер, экспедитор попадает в какую-то нештатную ситуацию, у него есть точная инструкция, как самостоятельно действовать в этом случае».
(Медиаменеджер Евгений Абов — о том, как неразвитая логистика тормозит весь бизнес.)
Ошибки в употреблении
Иногда экспедитором называют диспетчера грузовых перевозок. Диспетчер — это посредник, который подбирает для клиента транспортную компанию и договаривается с ней о сроках, цене, маршруте и других нюансах. В отличие от экспедитора диспетчер не участвует в погрузке-разгрузке товара и не контролирует его сохранность.
Помимо Гражданского кодекса обязанности экспедитора и клиента определяет закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», а также Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утверждённые правительством.
Из этих документов следует, что:
Какую роль играет экспедитор играет в логистике и что это значит для участника ВЭД?
Подпишитесь на наш канал на YouTube!
Согласно теории эволюции Чарльза Дарвина, в живой природе выживает не сильнейшая и не умнейшая, а самая приспособленная, к окружающим условиям, особь.
Изначально транспортная логистика была очень простой, и её задача была доставить груз из точки А в точку Б.
Но с веками простая доставка из одного пункта в другой, особенно при международной торговле, превратилась в сложный, запутанный и многоступенчатый процесс.
Обычно, сегодня организацией этого сложного процесса занимаются компании посредники, которые называются транспортными экспедиторами, а в мире ВЭД, просто экспедиторы.
Особенно для компаний малого и среднего бизнеса, которые занимаются импортными и экспортными операциями, такие экспедиторы, часто бывают волшебниками, которые решают множество проблем от транспортной логистики до таможенного оформления грузов.
ТАК, КТО ЖЕ ТАКОЙ ЭТОТ САМЫЙ ЭКСПЕДИТОР?
Вы знаете, кто такой тур агент? Правильно – это агент туристической компании, который планирует весь ваш отпуск и организовывает его от двери до двери.
При этом экспедитор в процессе доставки очень часто решает все сопутствующие задачи, начиная от проверки и подготовки документации для страхования грузов и заканчивая таможенным оформлением грузов в стране импорта.
В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ РАБОТА ЭКСПЕДИТОРА?
Экспедиторы резервируют лучший транспорт в зависимости от характера груза и пожеланий клиентов, по его перевозке.
Для организации перевозок экспедиторы используют судоходные и авиа компании, операторов железнодорожных и автомобильных перевозок. В некоторых случаях транспортно-экспедиционные компании предоставляют услуги собственными силами и транспортными средствами.
Экспедиторские компании отличаются по типу и размеру. От крупных компаний, которые работают на национальном и международном рынке, до мелких компаний работающих на региональных рынках и которые занимаются перевозкой только определённых видов товаров.
Давайте определим функциональные обязанности экспедиторских компаний, с точки зрения работы, которую они обычно выполняет, для своих клиентов.
● исследуют и планируют наиболее подходящий маршрут для перевозки, учитывая скоропортящийся или опасный характер груза, его стоимость, время в пути и безопасность перевозки;
● обеспечивают соответствующую маркировку и упаковку товаров с учетом климата, рельефа местности, веса, характера товаров и их стоимости, а также доставки и складирования товаров, в местах их конечного назначения;
● ведут переговоры и заключают контракты на перевозку и обработку грузов;
● получают, проверяют и подготавливают всю экспортную документацию, необходимую, для соблюдения таможенных и страховых требований, а так же для соблюдения правил налоговых режимов зарубежных стран;
● организуют услуги по консолидации грузов, отправляемых воздушным, морским и автомобильным транспортом. При этом, обеспечивают наилучшие экономически эффективные и безопасные решения для мелких грузоотправителей, у которых нет достаточного объёма грузов, чтобы зафрахтовать собственный контейнер или вагон;
● контролируют работу операторов, обеспечивающих перемещения товаров (автомобильным, железнодорожным, воздушным или морским транспортом), в соответствии с требованиями клиентов;
● оформляют страховку и предлагают помощь в претензионной работе;
● предлагают применение различного программного обеспечения и специализированных ИТ-решений, предназначенных для электронного обмена данными (EDI);
● проводят оплаты сборов, пошлин и других платежей от имени клиентов;
● используют различные интернет решения и спутниковые технологии, для отслеживания перемещения грузов в режиме реального времени;
● организовывают срочную доставку дорогих и особо важных грузов авиа транспортом и обеспечивают курьерскую доставку от двери до двери;
● организуют чартерные перевозки, для больших объёмов нестандартных грузов, перевозимых по воздуху или по морю;
● выступают посредниками при оформлении импорта и экспорта грузов по всему миру, чтобы оградить своих клиентов от сложных и специфических таможенных процедур;
● принимают специальные меры для организации сложных перевозок: скота, продуктов питания и медицинских препаратов;
● непрерывно сотрудничают и постоянно находятся на прямой связи со своими клиентами и всеми сервисными сторонними организациями, вовлечёнными в процесс доставки товаров, с целью бесперебойных поставок в установленные сроки;
● поддерживают связь и осуществляют контроль на всех этапах передвижения товаров, включая подготовку управленческих и статистических отчётов, а также анализ удельных затрат;
● сопровождают клиентов на всём пути движения их товаров, консультируют по вопросам таможенного законодательства, международного законодательства, обеспечивают своих клиентов всей необходимой информацией о политической, экономической, экологической ситуации и о других ключевых факторах, которые могут повлиять на перевозку грузов.
Мы видим, что перед экспедиторами стоит огромный перечень задач, который необходимо выполнить для того, чтобы логистика их клиентов была эффективной и экономически выгодной, для импортно-экспортных операций.
Фактически экспедиторы или транспортно-экспедиторские компании, в зависимости от уровня своей компетентности, занимаются управлением либо только транспортной логистикой либо управлением логистикой и ВЭД клиента одновременно
В противном случае нет никакого смысла для малого и среднего бизнеса отдавать организацию, планирование и исполнение логистики на аутсорсинг.
Экспедиторы играют роль палочки выручалочки, которые берут на себя всю ту рутинную, нудную и иногда даже «грязную» работу, которую не очень хочется выполнять клиентам.
Но без этой сложной, но очень важной работы не получится не только международного импортно-экспортного бизнеса, но и бизнес на местном рынке, клиентам будет достаточно трудно осуществлять.
В то время пока экспедиторы занимаются логистикой своих клиентов, клиенты могут полностью сосредоточиться на развитии своего бизнеса, маркетинга и продаж.
Профессиональный экспедитор – это по настоящему эксперт в своей области.
Он доктор, который помогает избавиться клиенту от логистического стресса.
Он вечный рационализатор, который постоянно занимается оптимизацией стоимости доставки товаров, увеличением скорости доставки и упрощением всего процесса в целом.
Но для того, чтобы экспедиторы могли приносить реальную пользу малому и среднему бизнесу особенно в сфере ВЭД, они должны одновременно обладать профессиональными знаниями и в области транспортной логистики и в области внешней экономической деятельности.
Скоро у вас будет возможность пройти этот учебный курс дистанционно, что позволит вам одновременно и работать экспедитором и сразу внедрять на практике полученные от нас профессиональные знания.
«В дальнобой чаще всего идут от безысходности»: сколько зарабатывает водитель-экспедитор
В Перми
Наши читатели продолжают делиться историями о своих профессиях и о том, какой доход они приносят.
Водитель-экспедитор из Перми рассказал, насколько работать дальнобойщиком выгоднее, чем учителем, почему ДТП для него бывают не только опасны, но еще финансово обременительны и где худшие дороги в России.
Выбор профессии
У меня высшее педагогическое образование по профилю «История». Я с детства любил читать. Многие книги, которые мне нравились, основаны на реальных событиях, например романы Сабатини и Скотта. Поэтому я заинтересовался историческими источниками. Еще одной причиной стали компьютерные игры: серия Total War, «Цивилизация» и «Казаки». Сомнительный способ изучать историю, но если уж увлекаться играми, то лучше такими.
Сдав ЕГЭ, я пошел в вуз, в котором проще всего было пройти на бюджет, — в педагогический университет. Через год понял, что учеба оставляет чувство бесполезного времяпрепровождения, и перевелся на заочку. От военной службы меня освободили из-за полученного на тренировке перелома голени: чтобы соединить кости, поставили титановую пластину, а с чужеродным предметом в армию не берут. При этом никаких ограничений по физической активности и спорту нет. И я устроился на завод грузчиком.
Параллельно мне удалось получить удостоверение машиниста бульдозера — на категорию B и C я сдал еще в школе: думал, пригодится в армии. Через год увлекательной работы с лопатой и кувалдой я перешел на более интересную должность слесаря по ремонту тяжелой техники.
Ванильной мечтой детства для меня был собственный грузовик, лучше не один, а целая транспортная компания. И в 2014 году я купил тягач марки Камаз. Потратил на него свои накопления — 150 тысяч рублей, еще 350 тысяч взял в кредит.
стоил старый тягач
После этого я получил категорию E, которая дает право управлять транспортным средством с прицепом: это может быть легковая машина, грузовик или автобус. Обучение проводится в обычных автошколах, в России оно мало отличается от обучения вождению легкового автомобиля. Хотя, например, в Финляндии водители автопоезда учатся гораздо дольше. У нас же расчет на то, что тебя всему обучит работодатель, но на деле мало кто этим занимается.
Чтобы сдать экзамен в ГИБДД, раньше нужно было просто отучиться в автошколе и принести коньяк инспектору. Теперь экзамен серьезнее: билеты, езда на площадке и в городе. Проблема в том, что все это время ты ездишь на маленьком ГАЗе с тракторным прицепом. Естественно, никакого отношения к реальной работе на фуре это не имеет.
На тягаче я мог зарабатывать в сезон около 50 тысяч в месяц за вычетом топлива.
Но тягач был старше меня, я постоянно занимался его ремонтом, на запчасти и кредит ежемесячно тратилось около 20 тысяч. А зимой можно было неделями стоять без заказов. Так что я проработал на нем всего сезон и продал за 150 тысяч рублей. Очень устал от этой машины, хотелось просто поскорее от нее избавиться.
Немного погрустив, я решил сменить сферу деятельности, вспомнил про свою профессию и устроился в школу. Дети были рады увидеть молодого преподавателя, а не классическую училку. Учитель, который с ними на одной волне, смотрит Ютуб и играет в игры, был для них разрывом шаблона. Но через полгода я бросил эту работу из-за низкой зарплаты: мне платили около 12 тысяч рублей. Нагрузка была всего 19 часов в неделю, но это все равно крайне мало за целую ставку.
Честно говоря, из школы в дальнобой я попал случайно. Главным критерием стал уровень зарплаты и «возможности для роста и развития». Из-за отсутствия опыта меня никуда не брали. Пришлось говорить на собеседовании, что опыт был, но я работал неофициально. Работодателя устроил тот факт, что я умею управлять «большими машинками», тем более что в этой сфере очень большой дефицит кадров.
Место работы
Я работаю в одной из крупнейших транспортных компаний России: у нее больше тысячи автопоездов. Компания занимается перевозкой самых разных грузов. К примеру, в Москву фура может везти медную проволоку или строительные смеси, а из Москвы — шины «Мишлен». Часто мы выполняем заказы крупных компаний — «Метро», «Озона», Икеи. Хорошо развиты международные перевозки в Китай и страны Европы.
Зарплата полностью белая, есть оплачиваемые отпуска и больничные.
Суть профессии
Я перевожу грузы по стране на автопоезде, или еврофуре. В автопарке нашей компании в основном Вольво Эф-эйч, это один из лучших грузовиков, конкуренцию ему могут составить разве что машины другого шведского производителя — «Скании». Средняя стоимость нового тягача — порядка 7 миллионов рублей, а прицепа — от 2 до 4 миллионов.
и больше может стоить новый тягач с прицепом
В кабине своего тягача я могу встать в полный рост — 186 см. Там есть две кровати, холодильник и много ящиков для вещей. А в кабинах американских траков, например, может оказаться даже целая комната.
На дальнобое обычно используют полуприцепы двух видов: шторный — это тентованный прицеп, который открывается сзади, сбоку и сверху, и рефрижератор — прицеп с поддержкой температурного режима для перевозки продуктов питания. Длина таких полуприцепов — 13 или 16 метров.
Автопоезд гораздо больше и тяжелее, чем легковое авто, но и скорость движения ниже. Нам нужно контролировать все изменения дорожной ситуации. Почти в каждой машине есть рация, которая может помочь в некоторых случаях. К примеру, по ней могут предупредить о том, что впереди стоит аварийка или ходит лось.
Истории о взаимовыручке на трассе случаются все реже. Тут никакой романтики: выдернуть зимой кого-то забуксовавшего, поделиться домкратом, помочь с заменой колеса. Многие справедливо опасаются останавливаться, так как в таких случаях ты рискуешь деньгами и жизнью. Поэтому водители останавливаются только на охраняемых стоянках и все равно спят «с открытым глазом».
Существует и некая «романтика больших дорог»: приятно ехать по живописным местам, природа у нас довольно красивая. Я больше всего люблю работать осенью и весной: дороги еще не завалены снегом, нежарко. В каждой машине есть климат-контроль, но жару я не люблю, к тому же солнце сильно старит кожу.
По моему мнению, в дальнобой чаще всего идут от безысходности.
В основном на такую работу устраиваются потому, что в провинции это одна из немногих возможностей заработать. Иногда водители по два месяца живут в кабине, вдали от дома и семьи. Кто-то привыкает, но, как по мне, это сложно назвать полноценной жизнью.
У водителей в возрасте, коих подавляющее большинство, нередки проблемы с сердцем. Также бывают проблемы со спиной и органами таза: работа преимущественно сидячая. И в целом сложно поддерживать свое здоровье. Хотя я лично знаю дальнобойщиков, которые возят с собой гири и гантели и следят за питанием, но это все же исключение из правил.
Рабочий день
Я работаю в новом направлении грузоперевозок, оно называется «Грузопровод». В отличие от обычного рейса, когда водитель сам грузит машину, оформляет документы и едет до точки выгрузки, мы занимаемся только перевозкой груженого полуприцепа по маршруту. Схема выглядит так: маневровый тягач занимается погрузкой, разгрузкой и оформлением, а водители курсируют между городами, передавая прицепы друг другу. Это позволяет увеличить скорость доставки практически в два раза. При этом мы, водители, всегда недалеко от дома, это очень удобно.
Я вожу грузы из Перми в Екатеринбург или Ижевск и в тот же день возвращаюсь. Расстояние примерно одинаковое: 350 км до Ижевска, 375 — до Екатеринбурга. Маршруты сформированы таким образом, чтобы не нарушать режим труда и отдыха водителей. У нас эти нормы появились не так давно, но последние несколько лет в России в каждом автопоезде обязательно устанавливается тахограф, который фиксирует время в пути и время отдыха.
Дорога в одну сторону занимает 4,5 часа, в пункте назначения необходимо сделать перерыв 45 минут. Можно поесть, поспать, почитать или сделать зарядку. Затем тебя меняет напарник и груз продолжает движение, а ты возвращаешься домой. За месяц наш автопоезд проходит около 40 000 км — по 10 000 км на водителя.
в среднем проезжает один водитель за месяц
В нашей компании удобный график, который в первую очередь зависит от пожеланий экипажа. Самые распространенные варианты — это 2/2 или 4/4. Я работаю 2/2. Дневные и ночные смены чередуются, у всех получается равное количество тех и других. У меня они начинаются в полдень или в полночь и длятся около 12 часов.
Самое сложное в ночных сменах — это ограниченная видимость и физиологическая потребность во сне, но и с тем и с другим в принципе можно справиться. На новых авто очень хорошее освещение. Со сном же борются по-разному, лучший способ — это отдых перед сменой. Лайфхаков для ночной работы не очень много — и большинство не работают: громкая музыка и открытое окно не решают проблемы. Если по дороге очень захотелось спать, то лучший вариант — это, как ни странно, поспать или сделать зарядку. У нас практически всегда достаточно времени в запасе, и по дороге можно сделать небольшой перерыв.
Радио перестает ловить почти сразу после выезда из города, поэтому я пользуюсь телефоном, подключенным к аудиосистеме по блютусу. Слушаю музыку на «Яндекс-музыке» и лекции в приложении «Арзамас», а также стримы на Ютубе. Некоторые водители любят аудиокниги, но я не из их числа.
Зимой во время снегопадов наши дорожные службы не успевают чистить дороги, в горах Урала скапливаются пробки, в которых можно простоять несколько часов. Правда, это бывает крайне редко. В такой ситуации фуре навстречу отправляется другая машина, чтобы график не смещался и груз был доставлен вовремя. К тому же мы стараемся работать с запасом времени на случай подобных моментов.
Лучшие дороги, по моему водительскому опыту, в Татарстане, а на нашем маршруте — на участке Пермь — Екатеринбург. А самые убитые — в Удмуртии и на некоторых участках в Пермском крае.
Случай
В некоторых фирмах есть страхование жизни и ответственности. У нас такого нет, так что если в дороге случается авария, то сумму ущерба, которая может достигать сотен тысяч рублей, приходится выплачивать водителю.
За год работы я уже успел попасть в ДТП, благо оно было не слишком серьезным и обошлось без пострадавших. После этого мне навстречу отправили маневровый тягач, я передал ему прицеп и вернулся на поврежденной машине на базу, а груз продолжил движение.
Наша компания не страхует машины по каско, видимо в целях экономии. Такая политика — один из главных минусов нашей работы. Ремонт машины лег на меня, договорились на ежемесячные выплаты из зарплаты.
Доход
В месяц я получаю 45—50 тысяч рублей, это не самый плохой заработок для нашего региона.
Если верить очень оптимистичной официальной статистике за 2018 год, средняя зарплата в Пермском крае — в районе 33 тысяч рублей, но на деле многие высококвалифицированные специалисты получают гораздо меньше. У нас же водителям платят 50—70 тысяч рублей. В других компаниях примерно та же ситуация.
и больше получают водители в Пермском крае
В нашей компании для водителей есть система категорий, размер зарплаты сильно зависит от нее. Категорий четыре: высшая, первая, вторая и третья. Третья — это в основном стажеры, там зарплата самая низкая. Большинство водителей работают по второй категории, я в том числе. Со стажем и хорошими показателями дают первую. Высшая категория — это международники.
При грамотной экономичной езде зарплата растет на 15%. Есть нормы расхода бензина, например при грузе в 20 тонн это 32 литра на 100 км. Но часто можно обойтись 29 или 28 литрами — если плавно разгоняться и правильно выбирать передачи и скорости. Тут многое зависит от дороги: при езде по горам, скажем, сэкономить не получится.
Денег, конечно, много не бывает, но сейчас мне скорее хватает — подработки я не беру. Свободное время провожу в свое удовольствие: гуляю по парку, катаюсь на велосипеде, читаю, играю в игры и устраиваю сериальные марафоны.
Расходы
Больше всего я трачу на еду: около 10 тысяч рублей в месяц. Хлеб, молоко и овощи покупаю каждый день в магазинах рядом с домом. При помощи приложения «Едадил» слежу за скидками в супермаркетах и беру некоторые продукты сразу в больших количествах про запас — например чай и кофе. Но в принципе я не экономлю на качестве еды, просто не покупаю лишние продукты, такие как сладости или колбаса. Не люблю ходить в дешевые супермаркеты типа «Магнита» и «Пятерочки»: те, что находятся поблизости, скорее напоминают склад, причем не самый аккуратный. А небольшая выгода в цене не компенсирует не очень высокое качество товаров и довольно скудный ассортимент.
6000 рублей в месяц уходит на кредит: я немного побаловал себя, купил компьютер с актуальным железом. Брал 70 тысяч на два года. Кредит планирую закрыть уже сейчас, не вижу смысла растягивать платежи еще на год.
На одежду, книги и игры я трачу примерно 3000 рублей в месяц. Книги беру на «Лабиринте», игры — в «Стиме».
Столько же уходит на транспорт: своей машины у меня нет, езжу на трамваях и такси.
На медицину тратим немного, только на лекарства для папы: он в прошлом году перенес инфаркт и теперь проходит курс реабилитации. Это примерно 2 тысячи в месяц.
Еще 447 рублей я плачу за подписки: 99 Р — за «Яндекс-музыку», 149 Р — за «Арзамас», 199 Р — за «Ютуб-премиум».
Хотя бы 20% зарплаты стараюсь откладывать.
Экономия
Одежду я предпочитаю заказывать на распродажах в зарубежных интернет-магазинах: Asos, Yoox, Farfetch. Так мне удается здорово сэкономить, например, на покупке обуви: New balance 1500 на Yoox повезло взять за 4000 Р вместо 15 000, поскольку там остался последний размер — и как раз мой. А ботинки Timberland я купил за 5000 Р вместо 12 000. Конечно, чтобы так экономить, нужно мониторить скидки и распродажи, но сейчас это довольно просто: уведомления приходят на почту и в Телеграм. Из масс-маркета предпочитаю H&M и Pull & bear, но тоже преимущественно распродажи.
Раньше я снимал однокомнатную квартиру в спальном районе, платил 12 000 Р в месяц плюс еще 3000 Р за коммунальные услуги. Но мне не очень там нравилось, в первую очередь из-за отсутствия стадионов и турников: рядом была только пара фитнес-клубов сомнительного качества. За такую цену можно снять квартиру практически в центре города, где гораздо больше развлечений и возможностей для занятий спортом.
Скорее всего, постараюсь взять полноценную квартиру. Но что-то мне подсказывает, что, накопив какую-то часть, я не выдержу и поеду в Англию на домашний концерт «Мьюз».
С родителями я рассчитываюсь по-разному, чаще всего мы просто обсуждаем, что купить, и прикидываем, по сколько скинуться. Раз в месяц стараюсь переводить тысяч пять на оплату коммуналки.
Финансовая цель
Хотя сейчас моя цель — собственное жилье, я не уверен, что хочу брать квартиру в Перми, поэтому оформлять ипотеку не спешу.
Мне нравится мой город, здесь есть возможности и для карьерного роста, и для собственного дела. Но иногда появляется желание просто сменить обстановку, и переезд кажется неплохой идеей. Многие жители Урала постоянно думают о том, чтобы перебраться на юг: все-таки климат у нас не самый благоприятный.
Будущее
Я работаю водителем-экспедитором уже год, и в целом это дело меня, можно сказать, устраивает. Но если появится возможность сменить занятие на что-то более интересное, то точно не буду сомневаться.
Я стараюсь получать новые знания, прохожу курсы на «Курсере», смотрю видеоуроки на Ютубе. Раньше немного интересовался ИТ, но написание калькулятора сложно назвать программированием, поэтому особых иллюзий насчет карьеры в этой сфере не питаю. Гораздо больше меня интересуют родные мне гуманитарные дисциплины: история, политология, социология. По ним материалов очень много: это и литература, и лекции, и различные стримы.
Мне бы хотелось найти более творческую работу, но назвать что-то конкретное сложно, потому что о себе я с уверенностью могу сказать только одно: «Будучи человеком увлеченным, но непоследовательным, он знал много бесполезных, но интересных вещей».
Возможно, получится так, что вернусь в школу.
Может быть, удастся как-то продвигаться на своей работе. Впрочем, учитывая развитие технологий, вполне вероятно, что профессия водителя, как и многие другие, в течение ближайших десятилетий либо претерпит значительные изменения, либо исчезнет вообще.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.