В чем заключается работа логопеда в школе по фгос

Страничка учителя-логопеда

В чем заключается работа логопеда в школе по фгос. 1. В чем заключается работа логопеда в школе по фгос фото. В чем заключается работа логопеда в школе по фгос-1. картинка В чем заключается работа логопеда в школе по фгос. картинка 1

Учитель-логопед ГБОУ « СОШ № 38 имени Н. В. Челнокова »

Ольга Владимировна Шухлина

В чем заключается работа логопеда в школе по фгос. grafik 20 21. В чем заключается работа логопеда в школе по фгос фото. В чем заключается работа логопеда в школе по фгос-grafik 20 21. картинка В чем заключается работа логопеда в школе по фгос. картинка grafik 20 21

Система работы учителя-логопеда

Работа школьного учителя-логопеда строится на основании нормативных документов:

– Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598;

Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

— Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. Москва. Когито-Центр. 1996г.

— Положение о дефектолого-логопедической службе ГБОУ «СОШ №38 им. Н.В. Челнокова» от 02.09.2019 г. приказ № 389.

— Примерное положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность от 06.08.2020 г. № Р-75.

Деятельность логопеда при общеобразовательной школе имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику.

Логопедическая работа — это не дополнительная образовательная услуга, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определёнными категориями учащихся.

Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.

Логопедическая служба в школе

Основные задачи логопедической службы:

Основные функции школьного логопеда:

Принципы комплектования групп:

Формы работы в кабинете логопеда:

Этапы работы:

I этап — диагностический (1 сентября — 15 сентября)
II этап — коррекционный (15 сентября — 15 мая)
III этап — оценочный (15 мая — 31 мая)

I этап — диагностический (1 сентября — 15 сентября)
Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю — логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.

Задачи:

Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.

II этап — коррекционный (15 сентября — 15 мая)

Задачи:

Длительность данного этапа коррекционного обучения каждого конкретного ребёнка определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции.
Основные задачи коррекционных занятий:

Примерная структура логопедического занятия

Этапы

Цели этапа

Организация группы детей к началу занятий

Создать рабочее настроение. Учить правильно организовывать свое место.

Развивать и совершенствовать психологические предпосылки письма (память, внимание, темп деятельности, пространственные представления и т.д.)

Развивать навыки фонематического анализа и синтеза.

Формировать и развивать навыки общения в учебной ситуации.

Определение темы занятия посредством постановки проблемных вопросов логопедом

Показать детям, что каждое учебное задание требует осмысленного подхода.

Учить отличать новое от неизвестного.

Стимулировать познавательную активность, способность сомневаться.

Основная часть (устные или письменные упражнения).

Выработать навыки списывания, письма под диктовку.

Формировать и развивать навыки языкового анализа и синтеза, языковые обобщения.

Учить детей планировать свою деятельность.

Прививать и развивать навыки самоконтроля.

Формировать адекватно – позитивную самооценку.

Учить детей мысленно структурировать прошедшее занятие, выделяя существенные для приобретения новых умений этапы.

Вызвать рефлексию каждого ребенка на результативность его деятельности в ходе занятия.

Источник

Особенности работы учителя-логопеда в рамках ФГОС начального общего образования

В чем заключается работа логопеда в школе по фгос. 37bc82c6c28acd6ca8cffa390cfb8b65. В чем заключается работа логопеда в школе по фгос фото. В чем заключается работа логопеда в школе по фгос-37bc82c6c28acd6ca8cffa390cfb8b65. картинка В чем заключается работа логопеда в школе по фгос. картинка 37bc82c6c28acd6ca8cffa390cfb8b65 Гребенщикова Ольга
Особенности работы учителя-логопеда в рамках ФГОС начального общего образования

Особенности работы учителя – логопеда

в рамках ФГОС начального общего образования

О ФГОС не писал и не говорил разве что ленивый.Стандарты критикуют многие: и ученые, и общественные деятели, и учителя, но во ФГОС есть много здравого, прогрессивного, и оно превалирует, поэтому стандарты продолжают существовать.

Введение ФГОС НОО привело к изменениям функциональных обязанностей всех педагогов, в том числе обязанностей учителя – логопеда, деятельность которого как полноценного участника образовательного процесса становится ещё более значимой, конкретной и измеримой. Самосовершенствование и взаимосотрудничество педагогов позволит изменить общую парадигму образования в рамках ФГОС,которая находит отражение в переходе:

• от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений навыков (ЗУН, к определению этой цели как формирование умения учиться;

• от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контексте решения значимых жизненных задач;

• от индивидуальной формы усвоения знаний, к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Сегодня, наряду со знаниевым компонентом, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент формирование УУД в личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных сферах).

Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа, с близкими (дом) и сверстниками.

Таким образом, одно из важнейших направлений логопедического воздействия (вкупе с общепедагогическим)— формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.

Целью работы учителя-логопеда в рамках ФГОС является оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья детей.Кроме этого на первый план выступают следующие основные задачи:

• расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

• развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

• развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Основным принципом работы учителя – логопеда в образовательном учреждении выступает единство диагностики и коррекции, т. к. эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно проведена диагностика речевого развития.

Для мониторинга и диагностики я использую экспресс – диагностику речевой успешности Т. А. Фотековой.Данная методика позволяет:

• уточнить структуру речевого дефекта;

• оценить степень выраженности нарушений разных сторон речи (получение речевого профиля ребёнка);

• выстроить систему коррекционной работы;

• скомплектовать группы на основе общности структуры дефекта.

При обследовании ребёнка используется бланк экспресс – диагностики, в котором фиксируются ответы по семи пробам звукопроизношение;

1) фонематическое восприятие;

2) звуко – слоговая структура;

3) навыки языкового анализа;

4) словообразование;

5) грамматический стой речи;

Исходя из особенностей современных образовательных стандартов, ученику необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, но главное — быть способным ставить перед собой цель, достигать ее, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современной школе необходимо формировать объективные условия, требующие от ученика способности к самореализации на основе сохранения целостности социаль-ной структуры. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового. Одним из механизмов реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в образовательную деятельность с помощью деятельностного метода.

Используя этот метод на занятиях, мы помогаем ребенку на первых этапах обучения преодолевать немалые трудности в овладении устной и письменной речью.

Деятельностный метод предусматривает организацию занятий по особой структуре:

— самоопределение к деятельности;

— постановка учебной задачи;

— построение проекта выхода из затруднения;

—первичное закрепление во внешней речи;

— самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

— включение в системУ знаний и повторение;

Использование деятельностного метода изменило обычный ход занятия, тему которого стали определять сами учащиеся. Для постановки учебной задачи широко используется прием создания учебной «коллизии», т. е. проблемной ситуации, требующей освоения нового знания. Это позволяет повысить интерес учащихся к изучаемой проблеме и добиться более высоких результатов. Выполняя задания и отвечая на предложенные вопросы, дети стараются сами «открыть» новое знание. В конце обсуждения заданий и ответов на вопросы обучающиеся подводят итог, выводят правильные формулировки и находят верные решения.

Организация занятий проводится в форме развернутого конструктивного учебного диалога. Чтобы организовывать, направлять поддерживать такой диалог, учитель должен хорошо владеть техникой педагогического общения «изнутри», т. е. включаясь в диалог как один из его участников.

В развивающем обучении неприемлема авторитарная позиция учителя, руководящего учебным процессом. Единственно возможной остаётся позиция делового партнера в процессе решения учебных задач.

Так при изучении темы «Простое предложение» детям предлагается несколько уровней заданий.

Составь предложения с помощью вопросов:

Какие? что? зацвели где?

Какой? заяц что делает? от кого?

Кто? увидел кого? где?

Кто? Что делает? Откуда? С чем?

Кто? Что делает? Кого? Чем?

Самолёт что делает? (какой? как? где).

Ландыши что делают? (какие? где? когда).

Вариант многоуровнего задания при изучении темы «Сложное предложение».

1 уровень:Прочитай предложения: со значением места; со значением времени; со значением причины. Используй схемы.

Когда мы пришли на станцию, поезд уже ушёл.

Серёжа подошёл к домику, где жил лесник.

Груша упала с дерева, потому что она перезрела.

Дополни предложения так, чтобы в них указывалось место, время или причина действия.

3 уровень: Подумай и составь из двух предложений каждой строки одно сложное. Используй союзы и союзные слова.

На краю поляны мы увидели ель. Она была одета в белый наряд.

Я приехал в село. Солнце уже закатилось.

Машины включили фары. Стало темнеть.

Нам стало веселее. Наши поплавки то и дело плясали на воде.

Скажи, какое значение приобрело каждое составленное тобой сложное предложение?

При необходимости степень трудности заданий снижается, дифференцируется.

Внедрении ФГОС придаёт особую значимость самооценке деятельности обучающегося. Адекватная самооценка приводит ребёнка к пониманию своих проблем и тем самым создаёт предпосылки для дальнейшего самосовершенствования. Осуществить такую оценку позволяют разнообразные приёмы: от похвалы до специальных символов («озеро сил», «скала достижений», лестница успеха, «Цветик-семицветик», карта самонаблюдений). Особенностью данной работы является то, что её критерии разрабатываются совместно с учащимися и заполняется самим обучающимся.Приведу пример нескольких методик самооценки:

Методика «Озеро сил». Каждый ребенок выбирает для себяозеро

соответствующего размера: маленькое — упадок сил, среднее спокойствие, большое — прилив сил.

Методика «Скала достижений»

Каждая ступень «скалы достижений» обозначает уровень работы на занятии: чем выше ступень, тем выше уровень достижений. Учащимся предлагают оценить свою работу на уроке, нарисовав человека на той ступени «скалы», до которой он поднялся на данном занятии, предварительно в начале занятия ему дают целевую ус-тановку на то, что он должен подняться на вершину «скалы». «Скалу достижений» можно выполнить в виде аппликации в рабочих тетрадях или в виде рисунка в конце работы.

Одна из интересных методик — «цветик-семицветик».

1 — лепесток настроения. Детям раздают лепестки красного,розового и бордового цвета с цифрой и задают вопрос: «Какое настроение было у тебя на занятии?»

Ответы: черный цвет — плохое, красный — хорошее, розовый — среднее.

2 — лепесток усталости.

Детям раздают лепестки оранжевого и коричневого цвета с цифрой 2 и задают вопрос:

«Устал ли ты на занятии?»

Ответы: оранжевый цвет — усталости нет, коричневый — я устал.

3 — лепесток успешности в общении. Раздают лепестки желтого и белого цвета с цифрой З.

Ответы: желтый цвет — я успешен, белый — я не был успешен.

4 — лепесток новых знаний. Раздают лепестки зеленого, салатового, темно-зеленого цвета.

Ответы: зеленый цвет — я узнал много нового, салатовый — я узнал мало нового, грязно-зеленый — я ничего не узнал.

5 — лепесток комфорта. Раздают лепестки голубого и бледно-голубого цвета.

Ответы: голубой цвет — мне было комфортно, бледно-голубой — я чувствовал дискомфорт.

6 — лепесток затруднений. Раздают лепестки синего и сизого цвета

Ответы: синий цвет — у меня не было затруднений, сизый — я испытывал затруд-нения.

7 — лепесток — моя оценка на занятии. Раздают лепестки фиолетового, сиреневого и черного цвета.

Ответы: фиолетовый цвет — хорошо, сиреневый — удовлетворительно, черный — плохо.

Рефлексия деятельности помогает учащимся объективно оценивать свою работу на занятии, рационально расходовать силы во время учебной деятельности.

Необходимым условием эффективной коррекционной помощи является создание атмосферы, вызывающей положительные эмоции. Успешное обучение при безразличном отношении к работе невозможно, поэтому необходимо обеспечить личностную включенность ребенка в работу. Переживание маленьких успехов в учебе, удовольствие от хорошо проделанной работы, достаточно быстрое достижение изменений личностно включает ребенка в занятия, что и является основным условием успеха.

В процессе коррекционной работы, необходимо подчёркивать индивидуальность ребёнка, развивать чувство самоуважения и достоинства. Стремиться, чтобы ребёнок сам захотел измениться, а не предлагать готовые рецепты поведения. Помочь самому находить выход их своих проблем, самостоятельно принимать решения, учить понимать учебную задачу, смысл заданий и упражнений.На уроках должны звучать не только вопросы: «Что мы сегодня изучали?», но и «Для чего мы выполняем это задание?» Конечной целью должна быть практическая помощь конкретному ученику, ведь «От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». (В. А. Сухомлинский, а помогает ему в этом ПЕДАГОГ.

1. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей и родителей /О. А. Ишимова, О. А. Бондарчук. – М. : Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам);

2. Поташник М. М., Левит М. В. «Анализ и оценка Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения» // ж. «Управление современной школой. Завуч» №8 2014 г., с. 4-10;

3. Шопина С. А. «Единство диагностики и коррекции – основной принцип работы учителя – логопеда в рамках новых образовательных стандартов». // ж. «Практика административной работы в школе» №8 2014 г., стр. 42 – 44.

Ситуации преемственности дошкольного и начального общего образования в ходе реализации ФГОС Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования является одним из важнейших условий непрерывного образования ребенка.

Годовой план работы учителя-логопеда ДОУ Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда группы № 2 на 2017 – 2018 уч. год Цель работы:.

Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС ДО. Чтобы малыш- первоклассник.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Описание опыта работы «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС» лекция на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОСДО» (слайд 1) (Слайд 2)В федеральном законе.

Оптимизация коррекционной работы учителя-логопеда в соответствии с ФГОС до С введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов, регламентирующих организацию образовательного процесса, актуален.

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Преемственность дошкольного и начального общего образования» 1 часть. Выступление воспитателя. Проблема преемственности в образовании не нова. Она актуальна во все времена. Задача наша, как педагогов,.

Взаимодействие по обеспечению преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим ТРЕНИНГ, с помощью которого создаётся функциональная база для работ соответствующих.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС ДО. Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС до В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной.

Источник

Работа логопедом в условиях ФГОС

Федеральный государственный стандарт образования содержит требования не только к учебному процессу, но и к специалистам, которые его осуществляют. В этой статье мы расскажем вам про работу логопеда в условиях реализации ФГОС.

Требования к компетенции логопеда по ФГОС

Вопрос образования логопеда ФГОС не освещает, а профстандарт для этой специальности еще не принят. Так что пока требования нужно искать в ЕКС. В этом документе сказано, что логопед должен иметь высшее дефектологическое образование. Но в большинстве случаев директора школ и заведующие детских садов рассматривают логопедов как педагогических работников и применяют к ним соответствующий профстандарт. Так что при наличии любого среднего профессионального или высшего образования можно пройти профпереподготовку по логопедическому профилю и устроиться в ДОУ или школу. Подробнее об этом мы писали здесь.

Но все же ФГОС предъявляет к компетенции логопедов определенные требования. Они связаны с целевыми ориентирами, то есть с примерными результатами дошкольного и начального школьного образования. Чтобы сформировать их у детей, специалист должен:

Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС ДО

Согласно ФГОС ДО, развитие речи – важнейший компонент дошкольного образования. Поэтому и работе логопеда в ДОО отводится особое место. Помогая дошкольникам освоить универсальные учебные действия в сфере общения, специалист формирует у них способности к познанию окружающего мира и самоконтролю, диалогу со сверстниками и взрослыми, отстаиванию своего мнения. А все это облегчает решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, образовательный процесс в целом.

По ФГОС, работа учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях направлена на коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на индивидуально-ориентированную педагогическую помощь воспитанникам с учетом особенностей их психологического и физического развития. Она включает следующие компоненты:

Логопедический мониторинг детей в ДОО проводится для проектирования и изменения индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи, повышения эффективности коррекционной работы.

ФГОС рассматривает работу логопедию с точки зрения деятельностного подхода. В соответствии с этим специалист должен:

Учитель-логопед в системе дошкольного образования тесно взаимодействует с педагогами и воспитателями, дефектологами, медицинскими работниками.

Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС НОО

Логопедическая работа в начальной школе направлена, в первую очередь, на помощь детям, у которых есть трудности в освоении навыков письма, чтения. Своевременная и эффективная коррекционная работа предупреждает или сводит к минимуму сложности в учебе и жизни в целом, ведь, не владея устной и письменной речью, невозможно освоить ни один предмет школьной программы, успешно социализироваться.

Согласно ФГОС НОО, работа логопеда в школе должна включать профилактические мероприятия для детей из группы риска с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических особенностей. Специалист участвует в разработке и реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ, создании специальных условий для их воспитания и обучения, составлении коррекционной части основной образовательной программы.

В условиях реализации ФГОС логопед должен организовывать свою работу с учетом самоменеджмента. Это значит, что специалист сам управляет своей профессионально-педагогической деятельностью, процессом личностного, профессионального развития и совершенствования, в том числе выбирает логопедические методы, позволяющие оптимизировать рабочее время.

Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве

Особенно важную роль логопед играет в детских садах и школах, где реализуется модель инклюзивного образования. Специалист вместе с коллегами ведет психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта работа направлена на достижение целого ряда целей:

Логопед в инклюзивном образовании активно взаимодействует с коллегами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, тьютором, социальным педагогом и др.

Где логопеду научиться работать по требованиям ФГОС?

В АНО «НИИДПО» вы можете пройти дистанционные* курсы для логопедов, которые подробно рассматривают вопросы профилактики, диагностики, коррекции речи в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *