В чем заключается различие между процессами познания и оценивания
В чем заключается различие между процессами познания и оценивания
Возрастные различия в оценивании
С возрастом и увеличением стажа профессиональной деятельности у представителей многих профессий (например, следователей) снимается стереотипность суждений об особенностях личности других людей, вырабатывается способность к более глубокому пониманию психологии человека. Возраст является одним из факторов детерминации самооценки человека, поэтому категориальная система понятий, используемая субъектом в процессе познания им других людей, в течение его жизни меняется. Естественно, что в проводившихся экспериментах это должно было привести к различиям в оценках личности ветеранов испытуемыми разного возраста.
Сравним данные 278 юношей и девушек, 146 мужчин и женщин, ровесников бывших «афганцев» (21–35 лет), и 64 человек возраста их родителей (36–60 лет). Разница в баллах, приписываемых свойствам личности участников войны «ровесниками» и «родителями», обнаружена только по фактору О методики ”Типичный «афганец»”: 1,37 и 0,50; р
При таком подходе результаты, показанные молодыми людьми и взрослыми по обеим методикам, оказались очень однородными. Значимых различий между самооценками двух групп нет ни по одному фактору, но взрослые испытуемые проявили большее сходство со свойствами личности ветеранов, чем молодые (К=1,82 и 2,05; р
Таким образом, с возрастом, приобретением жизненного опыта, как и вследствие общения, уменьшается стереотипность представлений о волевых и коммуникативных качествах ветеранов войны в Афганистане. Испытуемые начинают видеть в каждом из них не абстрактного предста-вителя большой социальной группы, а человека, обладающего определенными психологическими особенностями. По-видимому, с возрастом люди приходят к пониманию того, что участники афганской войны отличаются от них самих не столько степенью выраженности поведенческих проявлений отдельных свойств личности, сколько мировоззрением, основанным на уникальном жизненном опыте, отличном от опыта их невоевавших соотечественников.
3.4.6. Половые различия в оценках
Самооценки 306 испытуемых женского пола намного превышают самооценки 182 испытуемых мужского пола по факторам О (1,87 и 1,72; р
Итак, что касается более высокой оценки нравственных свойств личности участников войны испытуемыми женского пола, то, как было показано выше, вполне возможно, что она обусловлена самооценкой испытуемых. А вот психологическое объяснение данных по факторам С и А не однозначно. Известно, что типичный мужчина обычно описывается как более настойчивый, активный, рациональный и компетентный, чем типичная женщина. Оценки «афганцев» испытуемыми мужского пола вполне соответствуют такому стереотипу, задаваемому стандартами культуры.
Зато оценки девушек и женщин психологически противоречивы: если судить по фактору С, то типичный участник войны является для них образцом настоящего мужчины – сильного, волевого, способного повести за собой и оказать помощь другим в трудной ситуации. В то же время даже высокая самооценка этих испытуемых по фактору А не повлияла на оценку общительности и коммуникативной уравновешенности ветеранов – средние величины баллов оказались низкими. По-видимому, решающую роль здесь сыграли распространенные в нашей стране стереотипные представления об участнике войны в Афганистане как человеке, переживающем посттравматические стрессовые состояния, – неразговорчивом, отчужденном от общества, которому свойственны приступы депрессии или, наоборот, вспышки гнева.
Проанализированные данные дают основание для предварительного заключения о том, что адекватнее других психологическую структуру личности «афганцев» представляют мужчин со средним образованием, знакомые с ветеранами и имеющие психологическое сходство с ними. Наиболее искаженные представления о психологических особенностях участников войны в Афганистане – у не знакомых с ними девушек.
Исследование показало, что формирование образа участника афганской войны в сознании невоевавших людей происходит в условиях противоречивого влияния различных факторов. С одной стороны, важную роль в этом процессе играют личностные детерминанты (мотивация, ценностные ориентации, самооценка), т.е. психические образования, вносящие существенный вклад в образо-вание и развитие ценностно-смысловой позиции понимающего субъекта. С другой стороны, специфика образа «афганца» определяется объективными и не зависящими от испытуемого (в момент эксперимента) факторами – его полом, возрастом, образованием, частотой контактов с ветеранами.
Психологические и социально-демографические детерминанты формирования ценностно-смысловых позиций познающих друг друга субъектов необходимо знать не только при анализе ситуаций понимания одним человеком личности другого (в том числе и такого «заочного» понимания, в процессе которого незнакомый с участниками войны человек пытается составить представление о типичных особенностях их личности, мировоззрения и поведения). Воплощенные в ценностно-смысловых позициях субъектов психологические стереотипы понимания личности играют большую роль в формировании взаимопонимания между ними в ситуациях общения, при обсуждении каких-либо конкретных вопросов
в) оценивание и познание
Однако сам процесс познания не является аналогом ценностной деятельности и, по мнению ряда мыслителей, даже противостоит ему.
Попытку соединить процессы субъективного и объективного в понимании процесса познания предпринял И.
В отличие от познавательной деятельности, процесс оценивания, лишенный объективности, прибавляет оцениваемому объекту дополнительные признаки, формы существования, и в этом он близок к креативной деятельности. Анализ познавательного процесса приводит к выводу о неизбежности некоторого отвлечения объекта от реальности, выделение в его бытие тех компонентов, которые доступны познанию. Эту мысль последовательно развивал П.Л. Лавров в работе «Три беседы о современном значении философии»: «. сознание, обдумывание, мышление лишает то, что мы узнаем, части его бытия, переводя его в нашу мысль, делая его достоянием нашей мысли»[51]. Речь идет именно о рациональном научном познании, традиционно понимаемом в русской философии как одностороннее и неполноценное.
Эту идею, но уходящую от гносеологии к онтологии и нравственной философии, мы встречаем и у Н. Бердяева в работе «И мир объектов. Опыт философии одиночества и общения». Исследователь отмечает, что научное познание является наиболее объективированным в силу того, что его объект находится «совершенно вне внутреннего существования субъекта» и далее: «Это познание совершенно эксцентрично в отношении к человеку»[54]. Научное знание «уменьшает» бытие предмета, число признаков в том, что узнается, переходит от реального к отвлеченному, от формы единичного предмета к признакам его представления. Но и такое познание креативно по своей сути, хотя Лавров и Бердяев отказывали ему в этом, признаки творческого процесса, сформулированные ими, доказывали обратное. Другой момент представляется более важным: в научном познании субъективное рассматривается как негативация, в то время как в других видах творчества выступает высшей ценностью.
Виды и формы познания мира
Определение познания
Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.
Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.
Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.
У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.
Чувственное познание
Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.
Рациональное познание
Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.
Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.
Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.
Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
То, которое получается по аналогии.
Сравнение чувственного и рационального познания
Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.
Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Опора на результаты чувственного познания.
Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Основные виды и формы знаний
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.
Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).
Практическое — овладение вещами, преобразование мира.
Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.
Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.
Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:
Соотношение познания и оценивания: генезис способов обоснования ценности
В работе «О процессе обоснования» [1Ыс1.] мы подробно рассматриваем эти порядки обоснования ценности и сравниваем их с философскими построениями политической сферы.
Я выделяю следующие этапы в процессе складывания нового порядка обоснования ценности.
Исходная ситуация соответствует некоей элементарной форме прикреп- ленности между людьми и их окружением (человеческим и материальным). Я использую термин «прикрепленность» [акасНтем], чтобы оставить откры-тым определение характера связи с окружающей средой. Подобная прикрепленность усиливает способности человека и ведет к некоторой асимметрии позиций. Однако здесь необходим еще один шаг: мы должны рассмотреть «ресурсы» в целом, сравнить их между собой и выявить различия, ведущие к формам неравенства. Например, в значительной степени локализованная, привычная вовлеченность в мир не позволяет категорически и однозначно приписывать людям и вещам те или иные качества и тем более сравнивать их между собой [ТЬёуепо! 1994]. Будь то личностный и телесный способ приспособиться к кому-то или чему-то, или идиосинкратичное визуальное решение проблемы идентификации, или одна и та же эмоция в сходной ситуации — ни один из способов прикрепленности не формируется так, чтобы сразу привести к общему способу координации.
Люди постоянно испытывают достоинства и недостатки новых типов прикрепленности, исследуя новые способы связи с миром. Примером исследования такой новой прикрепленности является связь между человеческими агентами и компьютеризированной информационной средой.
Второй шаг заключается в расширении границ прикрепленности: последняя усиливается и обретает более общий характер в ходе специализации и развития оснащения. Такое расширение — результат неистребимого людского стремления к сравнению. Сравнение же оказывается возможным путем под- страивания материального окружения под себя таким образом, чтобы систематизировать более локальные или идиосинкратичные прикрепленности и обнаружить параметры эквивалентности между общностями независимо от конкретных ситуаций. Например, связь, основанная на визуальном восприятии, хотя и коренится в перцептивных способностях человека, превратилась в обобщенную связь, а в результате путем развития специального оснащения, визуальных способностей породила и новый способ упорядочения оценок — мир вещей, специально созданных и квалифицируемых в качестве знаков.
На третьем шаге, который отвечает политическим и нравственным требованиям публичного пространства, систематизированная связь между людьми и вещами ставит вопрос о справедливости: появляются видимые несоответствия между способностями людей, составляющих одно сообщество. Для оценки этих асимметрий требуется конструирование некоей формы эквивалентности. Однако поскольку оценка неравенства возможна лишь посредством одной из форм эквивалентности, возникает противоречие с идеями общечеловеческих ценностей и равного достоинства, которые и составляют ядро повседневного чувства справедливости.
Порядки обоснования ценности суть моральные и политические артефакты, в основе которых лежат сомнения в справедливости власти по отношению к систематической связи между людьми и вещами. Однако с точки зрения справедливости эти сомнения подготовлены обобщением некоторых способов вовлеченности людей в их «оснащенную среду».
Что такое познание — виды, формы, методы и уровни познания
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Разные науки пытаются понять, что такое познание: это когнитивная психология, науковедение, социология и другие рассматривают данный феномен лишь частично.
Только раздел философии гносеология (от греч. gnosis — знание + logos — учение) интересуется познанием полнообъемно и максимально емко, делая его предметом своего изучения.
Познание — это.
Цивилизация имеет тенденцию к развитию. Происходит это благодаря потребности человека в получении новых знаний: стремлению к пониманию неизвестного, духовному совершенствованию и любопытству.
Первым о теории познания заговорил Платон: он определил этот термин как получение знаний об окружающей среде и явлениях, в ней происходящих.
Познание – это деятельность, включающая в себя разные методы и приемы добывания информации о мире.
Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру:
Отсюда можно сделать вывод, что познание является элементом всех других деятельностей.
Формы познания — чувственное и рациональное
Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.
Рассмотрим их в отдельности более конкретно:
Познание через чувства включает в себя:
В настоящий момент нет ясного заключения, что важнее – разум или чувства. Поэтому принято считать, что оба уровня познания одинаково важны: для более полного понимания явления необходимо использовать и тот и другой.
Чувства являются проводником между нами и средой: если не станет сразу всех чувств, то познание станет невозможным. Однако, работа всех пяти также не гарантирует приобретение исчерпывающей информации, и вот тут нас «выручает» разум, выстраивающий полученные знания понятным образом.
Виды познания (научное, творчество, самопознание)
Принято различать 7 видов познания:
В результате индивид понимает, как нужно делать и как не стоит, что для него хорошо и что плохо, овладевает представлениями и выстраивает причинно-следственные связи, которые в перспективе делают его жизнь лучше.
Данный вид познания доступен и взрослым, и детям. Ребенок, играя в песочнице, узнает, что если высыпать кому-то песок на голову, то его за это не похвалят – еще и накажут. Домохозяйка, случайно добавившая лишнюю щепотку соли в блюдо, приходит к неожиданному выводу, что так еда становится намного вкуснее.
Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.
Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).
Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.
Методы познания
Методы познания – это инструменты, с помощью которых мы получаем знания. Все методы делятся на два вида:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Широкое понятие. Все подробно описано выше, мне и добавить нечего, кроме того, что познание движет человечество вперед, без познания не было бы прогресса.
Человеческий внутренний мир очень глубок и разнообразен, познание, так как и любознательность (любопытство) заложено в нас с самого детства, благодаря этому мы развиваемся и учимся чему-то новому, в данной статье автор очень подробно отразил все нюансы познания и саморазвития.
Только совершенствуясь и познавая что-то новое мы можем достичь желаемой цели и построить путь к успеху!