В чем заключается различие между совершенной и несовершенной конкуренцией
В чем разница между совершенной и несовершенной конкуренцией
Ведение любого бизнеса производится в конкурентной среде. Конкуренция порождает взаимодействие и одновременно борьбу между предприятиями, работающими в одной и той же сфере.
Каждый участник рынка старается обеспечить для себя наиболее выгодные условия работы, чтобы при минимальных затратах получать максимальные результаты.
Конкуренция выполняет сразу несколько важнейших функций:
Экономисты различают такие понятия, как совершенная и несовершенная конкуренция. Совершенная конкуренция предусматривает ведение деятельности на рынке множеством производителей товаров и услуг.
При несовершенной конкуренции ситуация зачастую противоположная. Как правило, несовершенная конкуренция появляется тогда, когда на рынке не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции.
Иными словами, совершенная конкуренция основывается на выполнении предпосылок равновесия, несовершенная – на нарушении этих же предпосылок.
Рассмотрим оба вида конкуренции более подробно.
Особенности совершенной конкуренции
Под совершенной конкуренцией понимается положение рынка, при котором:
На формирование рынка с совершенной конкуренцией влияют различные факторы.
Основными из них можно назвать:
С учетом всех указанных факторов совершенная конкуренция в истинном виде встречается не так уж и часто, ведь во многих сферах присутствуют определенные барьеры либо законодательное регулирование цен.
Покупательская способность также является нестабильным и относительным понятием.
В то же время, в государстве есть отрасли с конкуренцией, приближенной к совершенной. Такой отраслью, к примеру, является сфера IT-технологий.
Характеристика несовершенной конкуренции
Несовершенная конкуренция подразумевает условия, противоположные перечисленным выше. При несовершенной конкуренции определенные участники рынка могут устанавливать желаемые цены на товары и услуги (удобные для себя). Этому способствует низкая насыщенность сегмента или банальная монополия.
Формированию несовершенной конкуренции способствуют следующие факторы:
Большинство существующих рынков – это рынки с несовершенной конкуренцией.
При этом различают три вида таких рынков:
Перечень основных отличий
Основные отличия между совершенной и несовершенной конкуренцией приведены в следующей таблице:
Признаки совершенной конкуренции | Признаки несовершенной конкуренции |
Производители не имеют возможности выставлять удобные для себя цены, а руководствуются в этом вопросе действующими законами спроса и предложений | Производители выставляют желаемые цены на товары и услуги, пользуясь своим положением монополиста или низкой насыщенностью сегмента рынка, в котором они работают |
Образовывается вследствие свободной рыночной среды (без вмешательства органов власти в регулирование цен, без препятствий для новых игроков и при наличии платежеспособности граждан) | Появляется в регулируемой рыночной среде (при наличии регулирования цен, препятствий для новых участников рынка). Новые предприятия часто не открываются из-за низкой рентабельности производства |
Демпинг практически исключен из-за того, что цены и так минимальны | Демпинг часто присутствует из-за поведения участников рынка |
Таким образом, поведение того или иного предприятия на рынке напрямую зависит от существующего вида конкуренции.
Предприятие определяет количество производимой продукции и стоимость ее реализации исходя из условий рынка, рыночной стоимости аналогичных товаров и затрат на их изготовление. К примеру, если предприятие в условиях совершенной конкуренции существенно повысит цены на производимую продукцию, оно рискует потерять покупателей, которые будут приобретать аналогичные товары у конкурирующих фирм по более низкой стоимости.
При несовершенной конкуренции, наоборот, компания может поднимать цены на товары, не рискуя остаться без прибыли – покупатели все равно будут их приобретать ввиду отсутствия какой-либо альтернативы.
Разница между совершенной конкуренцией и несовершенной
В любой рыночной экономике есть конкуренция. Она может быть совершенной или несовершенной. В чем их особенности?
Факты о совершенной конкуренции
Под совершенной конкуренцией современные экономисты понимают состояние рынка, при котором:
Есть ряд условий для формирования рынка с совершенной конкуренцией. Это:
В чистом виде совершенная конкуренция, если говорить о масштабах национальных экономик, практически не встречается. В хозяйственной системе почти любой страны есть отрасли, в которых присутствуют, так или иначе, барьеры для новых игроков либо законодательное регулирование цен. Даже в самых развитых государствах есть регионы с невысокой покупательной способностью населения — что делает затруднительным открытие в них новых рентабельных производств.
Но практически всегда можно найти в национальной экономике отрасли, в которых формируется конкуренция, близкая к совершенной. Например, это IT-сфера. Развить успешный бизнес в ней вполне реально при минимальных барьерах и финансовых затратах, чтобы затем начать продавать IT-решения по ценам, которые продиктует рынок. Касательно платежеспособности клиентов — в большинстве случаев возможно, изучив доступные IT-сегменты, наладить выпуск продукта в достаточной мере востребованного, за который люди готовы платить.
Факты о несовершенной конкуренции
Под несовершенной конкуренцией современные экономисты понимают состояние рынка, в котором отдельные поставщики товаров и услуг могут тем или иным способом устанавливать комфортные для себя цены. Например, в силу низкой насыщенности сегмента или по причине своего монопольного положения на рынке.
Есть ряд ключевых факторов формирования несовершенной конкуренции:
Опять же, сложно найти национальную экономику, которая бы полностью соответствовала признакам несовершенной конкуренции. Практически в любой стране мира есть сегменты рынка, в которых факторы, обозначенные выше, не появляются, и потому в них вполне может формироваться как раз таки совершенная конкуренция.
Сравнение
Главное отличие совершенной конкуренции от несовершенной в том, что в первом случае игроки рынка не могут устанавливать комфортные для себя цены. При несовершенной конкуренции подобные возможности есть у отдельных предприятий, являющихся монополистами, либо у большинства — если рыночный сегмент не насыщен.
Определив то, в чем разница между совершенной конкуренцией и несовершенной, зафиксируем обнаруженные нами факты в таблице.
В чем заключается различие между совершенной и несовершенной конкуренцией
Подробное решение параграф 5 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. Базовый уровень 2018
Что хотел сказать английский экономист Э. Кэннан, утверждая, что «экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга»?
Э.Каннан полагал, что экономическая конкуренция в большинстве случаев имеет целью создать соперничество между производителями, нежели разжечь между ними войну. Соперничество между предприятиями, т.е. конкуренция – это не война, это, наоборот, некая помощь в реализации, развитии своей компании, своего товара.
Нужно ли фирме, действующей в условиях, приближенных к условиям совершенной конкуренции, тратить большие деньги на рекламу своего товара?
Ситуация на рынке, когда множество мелких фирм производят одинаковую продукцию и не имеют возможности контролировать цены на неё, называется совершенной конкуренцией. Количество покупателей на таком рынке также бесконечно велико. Никто из участников рынка не располагает информацией больше, чем все остальные. Это идеальная теоретическая модель; в реальной же жизни нет таких рынков, которые бы в полной мере соответствовали вышеперечисленным условиям. Но на некоторых рынках ситуация близка к совершенной конкуренции. Это рынки сельскохозяйственных продуктов (например, пшеницы, кукурузы, рыбы и т. д.), фондовый рынок, где продаются ценные бумаги.
Монополистическая конкуренция предполагает относительно большое число мелких, средних и крупных предприятий. Охарактеризуйте методы, которые используют фирмы в таких условиях для своего выживания.
Существует много способов дифференциации продукции. Прежде всего, это уже упоминавшееся повышение качества продукции. Фирма может пригласить дизайнера, художника, технолога, программиста и других специалистов, которые проведут научно — исследовательские работы (НИР) и найдут способы повысить качество, надёжность, долговечность продукта. Другой способ дифференциации продукции – повышение качества обслуживания покупателей. Вы и ваши родители знаете, в каких магазинах приятно делать покупки, услуги каких специалистов вызывают больше доверия, какие продавцы обеспечивают высококвалифицированное обслуживание, и за это вы готовы заплатить более высокую цену.
Как можно объяснить существование олигополий? Приведите примеры фирм — олигополистов, товары которых вы регулярно приобретаете.
Примерами олигополий являются: рынок прохладительных напитков, рынок парфюмерии, рынок автомобилей. На таких рынках ценовая конкуренция оказывается малоэффективной: если компания понизит цену, то остальные сделают то же, в итоге у всех компаний сократятся доходы. Цены на товары устанавливаются по принципу ценового лидерства: признанный лидер данной отрасли устанавливает свои цены, остальные фирмы им следуют. В условиях олигополии основными объектами конкуренции становятся потребительские свойства товаров. Высокое качество товаров должно дополняться соответствующей маркетинговой деятельностью, прежде всего рекламой. Поэтому фирмы – олигополисты тратят огромные средства на рекламу. Практически вся дорогостоящая реклама на телевидении, на радио, на транспорте и т. п. – это реклама олигополий.
Какие выгоды для экономики страны может принести существование монополий в отдельных отраслях? Приведите примеры современных российских монополий. Оцените последствия монополизации для экономики современной России. Выскажите своё отношение к монополиям.
В России монополизированы: железнодорожные перевозки, метро, коммунальные службы. Монополия невыгодна потребителям: монополист не заинтересован в повышении качества своей продукции, в увеличении ассортимента, он имеет возможность устанавливать завышенные цены. Государство проводит антимонопольную политику по содействию честной конкуренции, пресечению недобросовестной конкуренции, ограничению монополистической деятельности.
Какой тип рыночной структуры представляет каждое из следующих предприятий: школа, в которой вы учитесь; метрополитен; автомобильная заправка; пивоваренный завод; косметическая фабрика; гипермаркет, расположенный вблизи вашего дома?
1. Школа – несовершенная конкуренция;
2. Метрополитен – естественная монополия.
3. Автомобильная заправка – совершенная конкуренция.
4. Пивоваренный завод – монополия.
5. Косметическая фабрика – несовершенная конкуренция;
6. Гипермаркет, расположенный вблизи вашего дома – совершенная конкуренция;
Вопросы и задания.
1.В чём заключается различие между понятиями «совершенная конкуренция» и «монополистическая конкуренция»?
Совершенная конкуренция = абсолютная конкуренция – на рынке существует большое количество продавцов схожей/ одинаковой продукции, которые конкурируют между собой, что ведет к снижению цен.
Монополистическая конкуренция – на рынке есть только пара крупных фирм, которые способны договариваться о ценах (незаконно).
2.Почему в условиях антимонопольного законодательства разрешены естественные монополии?
Конкуренция в некоторых отраслях просто не выгодна. Так например строительство метро стоит безумных денег и дорогих технологий и никто из частных предпринимателей браться за это дело не хочет, а даже если хочет, то у него нет возможности. А метро необходимо для современного города, поэтому возникает государственная монополия, разрешенная и закрепленная в антимонопольном законодательства. Например монополия разрешена в оборонном секторе промышленности, это облегчает государству контроль за качеством продукции.
3.Сравните механизмы ценообразования в условиях чистой монополии и олигополии. Каким образом в этом случае решается проблема максимизации цен и контроля над их уровнем?
В отличие от действий фирмы в условиях свободной конкуренции фирма — монополист не зависит от цен, складывающихся на рынке, она сама их устанавливает. Монополисту не нужно ориентироваться на политику других фирм. Поэтому кривая спроса на его продукцию относительно стабильна, а цены на товары ограничены лишь покупательской оценкой их полезности относительно дохода и общим состоянием рыночной конъюнктуры. Например, если фирма, монополизирующая рынок упаковочных материалов, установит на них неприемлемо высокую цену, то потребители могут перейти на другие материалы, хотя они и не являются абсолютными заменителями упаковочных материалов. Одна и та же фирма на одном рынке может быть монополистом, а на другом иметь значительное число конкурентов. Таким образом, чтобы утверждать, что та или иная фирма является монополистом, необходимо определить, какую часть рынка конкретной продукции она контролирует.
Максимизация прибыли не является для монополиста жизненной необходимостью, так как он не испытывает давления конкурентов, в то же время увеличению прибыли могут препятствовать правительственные ограничения. Поэтому у монополиста появляются цели, не связанные напрямую с максимизацией прибыли. Это может быть установление большего контроля над рынком, расширение сферы влияния, стабилизация, насколько это возможно, рыночной конъюнктуры, достижение политической власти, субсидирование благотворительных организаций и т.п.
В условиях олигополии, где действуют, фирмы четвертной разновидности рыночных структур имеют возможность исполь-зовать большую свободу установления цен, чем при совершенной конкуренции, но меньшую, чем при монополизации рынка. Эти ограничения отражаются и в стратегиях ценообразования. Одной из возможных стратегий является политика «лидерства в ценах», когда все фирмы при установлении цен следуют примеру одной или нескольких компаний. Если товары абсолютно взаимозаменяемы, то на рынке складывается единый уровень цен. Если же товары чем — то отличаются, возможны некоторые различия в ценах при их примерном соответствии. Так, на автомобильном рынке цены на модели одинакового класса очень близки друг другу. Однако полное их равенство наблюдается в исключительных случаях. Ценовое лидерство может быть относительным и абсолютным. Первое возникает в том случае, если одна из компаний, не обладающая никакими особенными достоинствами, проводит более агрессивную или просто более мобильную ценовую политику. Абсолютное лидерство в ценах возможно лишь тогда, когда у фирмы есть преимущества перед конкурентами (например, в области затрат и объема производства). Такая фирма может вести себя на рынке практически как монополист (одной из модификаций этой стратегии является ценообразование «по кривой освоения», рассмотренная выше).
4.Заполните таблицу.
5.Рынок розничной торговли видеозаписями и музыкальными компакт — дисками отличается высокой степенью конкуренции. В крупных городах открыты десятки магазинов, продающих диски с музыкой и фильмами. Однако крупных фирм видео — и звукозаписи существует сравнительно немного. Они устанавливают оптовые цены, по которым магазины покупают продукцию и продают её своим клиентам.
• На основании приведённого описания дайте характеристику рыночной структуры индустрии видео — и звукозаписи.
• Сколько подобных магазинов находится в вашем районе? Какова рыночная структура розничного музыкального и видеобизнеса?
• Какими методами можно воспользоваться для конкурентной борьбы с другими магазинами?
• Приведите аргументы, доказывающие, что потребителям выгодна конкуренция на данном рынке.
Рыночная структура – совершенная конкуренция.
2 – 3 магазина по близости, это совершенная конкуренция.
Ценовые методы конкуренции являются наиболее простыми с точки зрения их использования (применения). Снижая цену товара или услуги можно осуществить захват рынка. Так, японские фирмы при проникновении на новые рынки практикуют снижение цен на 10%). Однако снижение цен предполагает точный расчет будущих прибылей и уровня рентабельности. Следовательно, фирме обязательно нужно иметь запас цены для ее снижения. Это открытый ценовой метод конкуренции.
Им выгодна конкуренция потому, что отбить поток потребителей соседнего магазина, нужно сделать скидки, акции, занизить цены.
6.В мире за последние годы увеличилось количество слияний фирм, как конкурирующих, так и не конкурирующих друг с другом.
• Объясните, каким образом слияние компаний может привести к повышению эффективности производства.
• Обоснуйте утверждение, согласно которому слияние компаний ведёт к снижению эффективности производства.
• В каких случаях можно выступить в защиту слияния компаний, а в каких – против него?
Плюсы, кажутся очевидными и лежат на поверхности: либо обретение монополистической силы, дающей возможность регулировать деятельность в той или иной отрасли, либо повышение эффективности бизнеса за счет снижения издержек (экономия на трансакционных издержках и т. д.).
Минус, менее заметны, но они имеются. Прежде всего, фирма может пройти порог оптимального размера бизнеса, за которым следует не рост эффективности, а снижение. Второе – усложнение структуры управления. Третье – потеря динамизма и снижение восприимчивости к НТП. Четвертое – возможность стать объектом антимонополистического преследования со стороны государства.
7.Проанализируйте ситуацию. Фирмы одной отрасли объединились для того, чтобы назначить монопольную цену на свой продукт. Как вы полагаете, в чём будут заключаться трудности поддержания такого союза?
В наше время мелкие предприниматели не могут соперничать с крупными, известными компаниями. Для этого нужны ресурсы, а все ресурсы принадлежат индустриальным гигантам. Конечно, некоторым везёт с идеей или стартовым капиталом, и они выбиваются на крупный рынок, но что же делать рядовым предпринимателям? Отличный выход из такой ситуации – сделки M&A по слиянию и поглощению компаний. Это простой и эффективный способ увеличить ресурсы, капитал и количество потребителей.
Совершенная, несовершенная и чистая конкуренция: характеристика и отличия
Термины, определения, примеры
В действительности конкуренция всегда несовершенна, и делится на виды, в зависимости от того, какое условие соответствует рынку в большей степени.
С понятием экономической конкуренции знакомы все. Это явление наблюдается на макроэкономическом и даже бытовом уровне. Ежедневно, выбирая в магазине тот или иной товар, каждый гражданин, желая того или нет, участвует в этом процессе. А какой бывает конкуренция, и, наконец, что это вообще такое с научной точки зрения?
Характеристика совершенной конкуренции
Для начала следует принять общее определение конкуренции. По поводу этого объективно существующего явления, сопутствующего хозяйственным отношениям с момента их возникновения, были выдвинуты различные концепции, от самых восторженных до полностью пессимистичных.
Согласно мнению Адама Смита, выраженному в его «Исследованиях природы и причин богатства народов» (1776), конкуренция своей «невидимой рукой» преобразует эгоистичные мотивы индивидуума в общественно полезную энергию. Теория саморегулирующегося рынка предполагает отрицание любых вмешательств государства в естественное протекание хозяйственных процессов.
Джон Стюарт Милль, будучи также большим либералом и сторонником максимально индивидуальной экономической свободы, был в суждениях осторожней, сравнивая конкуренцию с солнцем. Вероятно, и этот выдающийся учёный понимал, что в слишком жаркий день немного тени – это тоже благо.
Любая научная концепция предполагает использование идеализированного инструментария. Математики к таковому относят не имеющую ширины «линию» или безразмерную (бесконечно малую) «точку». У экономистов есть понятие совершенной конкуренции.
Определение: Конкуренцией называется соревновательное взаимодействие участников рынка, каждый из которых стремится получить наибольшую прибыль.
Как в любой другой науке, в экономической теории принята некая идеальная модель рынка, не вполне соответствующая реалиям, но позволяющая исследовать происходящие процессы.
Признаки совершенной конкуренции
Описание любого гипотетического явления требует критериев, к которым должен (или может) стремиться реальный объект. К примеру, медики считают здоровым человека с температурой тела 36,6° и давлением 80 на 120. Экономисты, перечисляя черты совершенной конкуренции, (её ещё называют чистой) также опираются на конкретные параметры.
Причины, по которым достигнуть идеала невозможно, в данном случае не важны – они заложены в самой человеческой природе. Каждый предприниматель, получая определённые возможности для утверждения своих позиций на рынке, обязательно ими воспользуется. И всё же, гипотетическая совершенная конкуренция характеризуется следующими признаками:
После рассмотрения вышеизложенных признаков напрашиваются выводы:
Условия, близкие к совершенной конкуренции
Практическая полезность понятия совершенной конкуренции состоит в возможности высчитать оптимальную точку равновесия фирмы с учётом всего трёх показателей: цены, предельных затрат и минимальных валовых издержек. При равенстве этих цифр между собой, руководитель получает представление о зависимости рентабельности своего предприятия от объёма производства. Наглядно эту точку пересечения иллюстрирует график, на котором сходятся все три линии:
Где:
S – сумма прибыли;
ATC – минимальные валовые издержки;
A – точка равновесия;
МС – предельные издержки;
MR – рыночная цена на товар;
Q – объем производства.
Достоинства и недостатки совершенной конкуренции
Так как совершенной конкуренции как идеального явления в экономике не существует, то о её свойствах можно судить лишь по отдельным признакам, проявляющимся в некоторых случаях из реальной жизни (при максимально возможном приближении). Помогут определиться в её гипотетических достоинствах и недостатках также умозрительные рассуждения.
Преимущества
В идеале такие соревновательные отношения могли бы способствовать рациональному распределению ресурсов и достижению наибольшей эффективности производственно-коммерческой деятельности. Продавец вынужден снижать издержки, так как повышать цену ему не позволяет конкурентная обстановка. Средствами достижения преимуществ в данном случае могут служить новые экономичные технологии, высокая организованность трудовых процессов и всемерная бережливость.
Отчасти всё это наблюдается и в реальных условиях несовершенной конкуренции, однако есть примеры буквально варварского отношения к ресурсам со стороны монополий, особенно если контроль со стороны государства по каким-то причинам слаб.
Иллюстрацией хищнического отношения к ресурсам может служить деятельность компании «Юнайтед Фрут», долгое время безжалостно эксплуатировавшей природные богатства стран Южной Америки.
Недостатки
Следует понимать, что даже в идеальном виде совершенная (она же чистая) конкуренция обладала бы системными пороками.
Таким образом, положение фирмы в условиях чистой конкуренции, равно как и потребителя, было бы весьма далёким от идеального.
Рынок совершенной конкуренции
Наиболее близким к идеализированной модели на современном этапе считается биржевой тип рынка. Его участники не обладают громоздкими и инертными активами, легко входят в бизнес и уходят с него, их продукт относительно однороден (оценивается котировками). Брокеров много (хотя их количество не бесконечно) и они оперируют в основном величинами спроса и предложения. Однако экономика не состоит из одних лишь бирж. В действительности конкуренция несовершенна, и делится на виды, в зависимости от того, какое условие соответствует рынку в большей степени.
Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции достигается исключительно ценовыми методами.
Характеристика и модель рынка важны для определения возможностей функционирования в условиях несовершенной конкуренции. Трудно представить, что огромное количество продавцов предлагает абсолютно однотипный товар, пользующийся спросом у безграничного числа покупателей. Это и есть идеальная картина, пригодная лишь для концептуальных рассуждений.
В реальной обстановке конкуренция всегда несовершенна. При этом наблюдается лишь одна общая черта рынков совершенной и монополистической конкуренции (наиболее распространённой) и состоит она в состязательности характера явления. Нет никаких сомнений в том, что хозяйствующие субъекты стремятся добиться преимуществ, воспользоваться ими и развивать успех вплоть до полного овладения всеми возможными объёмами сбыта. Во всём остальном совершенная конкуренция и монополия существенно различаются.
Несовершенная конкуренция
Реальной, то есть несовершенной конкуренции, по природе свойственно стремление к нарушению равновесия. Как только в экономическом пространстве выделяются ведущие, наиболее крупные и сильные игроки, они делят рынок между собой, не переставая при этом соперничать. Таким образом, чаще всего дело не в степени «совершенности» конкуренции, а в самой природе явления, обладающего ограниченными свойствами саморегулирования.
Признаки несовершенной конкуренции
Так как идеальная модель «капиталистического соревнования» рассмотрена выше, остаётся проанализировать её расхождения с тем, что происходит в условиях функционирующего мирового рынка. Основные признаки реальной конкурентной борьбы включают следующие пункты:
Из этого перечня понятно, что реальные условия современного рынка не просто далеки от идеальной модели, а чаще всего противоречат ей.
Виды несовершенной конкуренции
Как всякое неидеальное явление, несовершенная конкуренция характеризуется разнообразием форм. До недавнего времени экономисты упрощённо делили их по принципу функционирования на три категории: монопольную, олигопольную и монополистическую, но теперь введено ещё два понятия – олигопсония и монопсония.
Эти модели и типы несовершенной конкуренции заслуживают подробного рассмотрения.
Олигополия
На рынке конкуренция присутствует, но количество продавцов ограничено. Примеры такой ситуации – крупные сети супермаркетов и ритейла или операторы мобильной связи. Вход в бизнес затруднён в силу необходимости огромных начальных капиталовложений и разрешений. Деление рынка часто (не всегда) происходит по территориальному принципу.
Монополия
Полного единоличного овладения рынком в большинстве случаев не допускают законодательные нормы. Исключение обычно составляют естественные монополии, принадлежащие государству, а также поставщики, обоснованно владеющие инфраструктурой доставки продукта (например, электроэнергии, газа, воды, тепла).
Монополистическая конкуренция
Её не следует путать с монопольной, хотя термины и созвучны. Этот тип конкуренции характеризуется активностью ограниченного количества поставщиков, предлагающих сходный по потребительским свойствам продукт.
Примером могут служить отношения производителей, например, бытовой техники и электроники. Ассортимент у них, как правило, сходный, но есть различия в качестве и цене. Рынок поделен между несколькими ведущими брендами. В случае ухода какого-то из них, освобождённая ниша будет быстро поделена между оставшимися участниками.
Монопсония
Возникает явление и на рынке труда. Когда в городе работает всего один, например, завод, то у обычного человека возможности продавать свой труд ограничены.
Олигопсония
Очень похожа на монопсонию, но выбор покупателей, хоть и небольшой, есть. Чаще всего подобная несовершенная конкуренция бывает между производителями комплектующих изделий или ингредиентов, предназначенных для крупных потребителей. Например, какая-то рецептурная составляющая может быть продана только большой кондитерской фабрике, а их всего несколько в стране. Другой вариант – производитель покрышек стремится заинтересовать один из автозаводов для регулярной поставки своей продукции.
Как итог, отметим: любая конкуренция, существующая в реальных условиях, столь же несовершенна, как и сам рынок. С точки зрения экономической теории, совершенная конкуренция представляет собой упрощённую концепцию. Она далека от идеала, но необходима. Никого ведь не удивляет, что физики пользуются различными математическими моделями и научными допущениями?
Несовершенная конкуренция разнообразна по формам, и не исключено, что к уже существующим её видам в будущем добавятся новые.