В чем заключается регулятивная функция педагогического общения заключается в

Функции педагогического общения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие педагогического общения

Педагогическое общение – это профессиональное общение, осуществляемое педагогом с учащимися (воспитанниками) во время воспитательно-образовательного процесса и за его пределами.

Значимость педагогического общения заключается в том, что оно направлено на создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, оптимизацию педагогического процесса, установление положительных отношений между педагогом и детьми.

По своему содержанию педагогическое общение – это многоплановый процесс установления и развития коммуникации, взаимодействия и взаимопонимания между детьми и педагогом. Направление данного процесса зависит от цели и содержания совместной деятельности.

В рамках педагогического общения реализуются следующие стороны:

Таким образом, педагогическое общение должно быть организовано так, чтобы не быть тяжелым бременем для педагога и детей, а идти естественно и непринужденно.

Компоненты педагогического общения

Педагогическое общение состоит из следующих компонентов.

Когнитивный компонент – предусматривает:

Регулятивный компонент – представлен:

Готовые работы на аналогичную тему

Аффективный компонент – это эмоциональное состояние, которое характеризуется отношениями и переживаниями, которые возникают между партнерами по общению.

Духовный компонент – представлен совокупность интеллектуальных способностей и духовного состояния участников общения. Данный компонент включает в себя духовное понимание собеседника, проявление чувства такта, умение поддержать и при необходимости дать совет.

Основные функции педагогического общения

В силу своей многоликости педагогическое общение полифункционально. Выделяют следующие функции педагогического общения:

Функция «открытия» ребенка на общение направлена на создание комфортных условий общения детей в рамках образовательной организации. Условия необходимо создавать во всех видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, исследовательской и т.д.). Это необходимо для того, чтобы ребенок мог проявить себя в детском коллективе, установиться как личность. Для реализации данной функции педагогами используются специальные операции в процессе педагогического общения:

Вербальный контакт – устанавливается посредством словесного общения с ребенком, в рамках которого, педагог выстраивает доверительные и уважительные взаимоотношения с детьми.

Визуальный контакт – устанавливается глазами. В процессе общения с ребенком педагогу необходимо смотреть на ребенка, показывая свою заинтересованность и эмоции от общения.

Тактильный контакт – устанавливается с использованием жестов, касаний, поглаживаний и т.п. Тем самым педагог показывает свое расположение к ребенку.

Источник

В чем заключается регулятивная функция педагогического общения

В чем заключается регулятивная функция педагогического общения заключается в. V chem zaklyuchaetsya regulyativnaya funktsiya pedagogicheskogo obshheniya. В чем заключается регулятивная функция педагогического общения заключается в фото. В чем заключается регулятивная функция педагогического общения заключается в-V chem zaklyuchaetsya regulyativnaya funktsiya pedagogicheskogo obshheniya. картинка В чем заключается регулятивная функция педагогического общения заключается в. картинка V chem zaklyuchaetsya regulyativnaya funktsiya pedagogicheskogo obshheniya

Что такое педагогическое общение

Под педагогическим общением мы понимаем общение преподавателя с учащимися на профессиональном уровне с целью создания благоприятной обстановки в коллективе.

Всевозможные отклонения от нормы педагогического общения являются причинами возникновения у детей страха, неуверенности в своих силах, ослабление памяти, снижение внимания и работоспособности.

Кроме того возможно появление заметных отклонений в динамике речи, ее стереотипность. Меняется поведение ребенка, снижается желание учиться, думать, рассуждать.

Регулятивная и другие функции общения

Общение педагога с детьми условно разбивается на множество функций, среди которых немаловажное значение имеет регулятивная функция.

Регулятивная функция общения предполагает установку и соблюдение разных форм контроля учебной деятельности со стороны педагога. Сюда относится и выбор преподавателем методов поощрения и наказания.

Знание таких функций общения, как информативная, воспитательная, коммуникативная, познавательная, нормативная и регулятивная, позволяет эффективно строить целостный учебный и воспитательный процесс.

Структура педагогического общения при обучении

Педагогическое общение на уроке выстраивается через прогноз предстоящего общения с коллективом, организацию общения, управление взаимодействием с детьми и анализ получившейся модели общения с целью дальнейшего прогнозирования с корректировкой на сложившиеся условия в коллективе.

Стили отношений педагога с учениками

На регулятивную и другие функции общения значительно влияет общий стиль отношения учителя к учащимся.

Ученые выделяют несколько стилей, среди которых можно назвать устойчиво-положительный, неустойчивый, отрицательный и пассивно-положительный.

Самые успешные, доверчивые, раскованные и любознательные дети у педагогов с устойчиво-положительным отношением к ним.

Спокойный и ровный тон общения, создание деловой атмосферы в целом положительно влияют на поведение и успеваемость школьников.

К сожалению, встречается и отрицательный стиль общения педагога, когда учитель попадает в зависимость от собственного настроения, позволяет себе негативные высказывания в адрес отдельных учащихся и класса в целом, что рождает у детей в виде ответной реакции агрессию, недоверие, подхалимство, замкнутость.

Стиль руководства учителя

Как руководитель, педагог выбирает определенный стиль, в соответствии с которым строится вся работа преподавателя. Основными стилями можно назвать демократический, либеральный и авторитарный.

Учитель, соблюдающий демократический стиль руководства, строит отношения с детьми на основе доверия, активно привлекает учащихся к совместному решению и обсуждению проблем, касающихся коллектива, проявляет заинтересованность к личности и переживаниям каждого ребенка.

Учитель-демократ не пользуется приказными формами общения, но побуждает к действию косвенно, с помощью просьбы, совета. Практика показывает, что таких учителей дети любят больше всех.

Авторитарный стиль руководства основан на подчинении, жестком контроле предъявляемых учителем требований.

Такой учитель активно использует приказы, выговоры, отрицательные отметки, что положительно сказывается на дисциплине и создает видимость успешного коллектива.

Однако на деле такой стиль способствует появлению неблагоприятного психологического климата и влечет за собой развитие отрицательных качеств учащихся, выражающихся в агрессии, унынии, апатии. Учащиеся неохотно идут на урок к такому учителю, радуются его отсутствию.

Учитель-либерал пускает отношения с детьми на самотек, практически не участвует в их делах, ведет себя пассивно, если не сказать равнодушно.

Из-за такой позиции педагога наиболее активные учащиеся сами берут на себя обязанности организаторов. Дети относятся к подобным учителям снисходительно, но никогда не делятся своими мыслями или переживаниями.

Выработке определенного стиля руководства способствуют объективные и субъективные факторы. К объективным показателям можно отнести общую образованность учителя, характер отношений в педагогическом коллективе, а также стиль руководства самого директора учебного заведения.

Субъективно на стиль руководства педагога накладывает отпечаток его собственный характер, темперамент, нравственные устои, способность управлять эмоциями, а также уровень притязаний и самооценки.

Все перечисленные стили отношений и руководства создают в целом стиль педагогического общения, имеющий огромное влияние на обучение и воспитание учащихся, на их организованность, успеваемость и желание учиться.

Источник

Понятие и функции педагогического общения

В чем заключается регулятивная функция педагогического общения заключается в. fadedf694f2f6b7afad67baccc49e357. В чем заключается регулятивная функция педагогического общения заключается в фото. В чем заключается регулятивная функция педагогического общения заключается в-fadedf694f2f6b7afad67baccc49e357. картинка В чем заключается регулятивная функция педагогического общения заключается в. картинка fadedf694f2f6b7afad67baccc49e357 Тазаян Арменуи Анна
Понятие и функции педагогического общения

Понятие педагогического общения, его функции

Профессионально важные качества педагогического общения:

1. интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

2. способность к эмпатии и пониманию людей;

3. гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро менять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студента;

4. умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

5. умение управлять собой, своими психическими состояниями, телом, голосом, мимикой, настроением, умение снимать мышечные зажимы;

6. способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации;

7. умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

8. хорошие вербальные способности;

9. владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;

10. способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия.

Функции педагогического общения:

— познавательная, обозначающая объяснение окружающего мира;

— эмотивная, представляющая собой отношение говорящего к со-общаемому и собеседнику;

— воспитывающая, целенаправленно формирующая социально-полезные качества личности учащегося;

— регулятивная, побуждающая адресата к действию, координации деятельности путем общения;

функция само актуализации, производящая процесс актуализации своих возможностей;

— коммуникативная, состоящая в передаче необходимого контента, в связи с чем, часто называется информационно-коммуникативной.

— интерактивная, функция регулирования коммуникации, ее назначение во взаимной корректировке действий при осуществлении совместной деятельности.

— перцептивная, относится к эмоциональной сфере человека и отвечает потребностям в изменении своего эмоционального состояния, в понимании состояния субъектов коммуникации.

в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности

Сложной, педагогически значимой проблемой педагогической психологии, психологии общения является проблема затруднений, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении.

Затруднение в общении и деятельности – это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста (сообщения, непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т. д.

Статусно-позиционно-ролевая область затруднений. Эта область затруднений в общенииобусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т. д. Такие затруднения в общении чаще всего возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенциональных ролей.

Возрастная область затруднений. Возрастные особенности партнеров общения также могут вызвать затруднения. Известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми, до среднего подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками. Это предпочтение доминирует у старшеклассников до окончания школы, когда вновь около трети юношей и девушек проявляют интерес к общению со взрослыми. Затруднения в общении с взрослым, с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку.

Область индивидуально-психологических затруднений. Индивидуально-психологические особенности партнеров общения (как учителя, так и учеников) чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений. Это объясняется, во-первых, тем,что эти затруднения есть результат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил: индивидуально-психологических особенностей учителя (преподавателя, ученика (студента) и их принятия друг другом. Как отмечает Е. А. Климов, совпадение индивидуальных стилей деятельности, отражающих индивидуально-психологические особенности людей, есть одно из основных условий их незатрудненного общения. Во-вторых, затруднение в педагогическом общении может быть обусловлено сознательным отсутствием сдерживания педагогом своих индивидуально-психологических особенностей (раздражительность, излишняя эмоциональность, критичность, скептицизм и др., негативно влияющих на общение.

Педагогическое общение – профессиональная деят-ть преподавателя, как на уроке, так и вне его, направление на создание благоприятного психологического климата, это общение должно снимать негативные эмоции, вызывать радость постижения нового знания и стимулировать познавательную деят-ть учащихся.

Функции пед. общения:познание личности как педагога, так и уч-ка; обмен информацией, создание условий для развития положит. мотивации учебно-воспитательного процесса; организация деят-ти; обмен ролями (общение через роли, образование социального поля деят-ти личности и программирование у личности того или иного шаблона поведения; сопереживания – обеспечивают условия для понимания чувств др. ч-ка, для формирования способностей поддерживать точку зрения другого ч-ка; самоутверждение в общении проявляется в осознании учеником собственного личного «я» в ощущении личностной значимости и формировании адекватной самооценки учеников.

Взаимодействие между учеником и учителем,3 стиля: авторитарный (учителем единолично определяется деят-ть уч-ка либо колл-ва, указывается всё вплоть до мелочей, присваиваивание всякой инициативы детей,демократический (проявляется в опоре педагога на мнение ученика или коллектива, такой педагог старается поощрить любое проявление активности детей, развив. самоуправление. в коллективе,либеральный (анархический, педагог не вмешивается в жизнь колл-ва, не проявляет активности и формально относится к своим обязанностям, педагог устраняется от ответственности за происходящее).

Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.

Конспект урока математики во 2 классе «Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки таких треугольников» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Класс: 2 Г Тема. Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

В чем заключается регулятивная функция педагогического общения заключается в. detsad 186743 1456557478. В чем заключается регулятивная функция педагогического общения заключается в фото. В чем заключается регулятивная функция педагогического общения заключается в-detsad 186743 1456557478. картинка В чем заключается регулятивная функция педагогического общения заключается в. картинка detsad 186743 1456557478Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! «Мастерство.

Новые формы общения с родителями Как выстроить гармоничные отношения с родителями? Мотивированные и вовлеченные родители помогут не просто достичь новых образовательных.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

В чем заключается регулятивная функция педагогического общения заключается в. detsad 340008 1480687909. В чем заключается регулятивная функция педагогического общения заключается в фото. В чем заключается регулятивная функция педагогического общения заключается в-detsad 340008 1480687909. картинка В чем заключается регулятивная функция педагогического общения заключается в. картинка detsad 340008 1480687909Социальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Источник

Регулятивная функция педагогического общения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Регулятивная функция в педагогике

Регулятивная функция предусматривает выбор и использование средств, форм, приемов, методов контроля учебного процесса с целью его корректировки. Действенность регулятивной функции зависит от профессионализма педагога, его способности применять соответствующие методы, приемы, средства контроля, требования к той или иной педагогической ситуации.

Регулятивно-коммуникативная функция напрямую касается организации совместной деятельности в процессе воспитания и обучения. В результате педагог получает возможность воздействовать на мотивы, цели, принятие решений, программы и другие действия собеседника.

Важно, чтобы педагогические требования соответствовали возможностям детей (справедливость, педагогически оправданная форма предъявления требований, систематичный и регулярный контроль). Выполнение требований всегда связано с их объемом и качеством.

Регулирование поступков и деятельности всегда связано со словесной оценкой (осуждение или одобрение), применение методов поощрения и наказания.

Регулятивная функция предопределяет поведение членов педагогического коллектива, в котором существует определенная соподчиненность, которой важно придерживаться. Благодаря общению педагог регулирует не только свое поведение, но также и поведение учащихся, коллег, родителей, испытывает регуляционные воздействия с их стороны, наблюдается взаимная «подстройка».

Под регулятивной функцией общения понимают определенное взаимодействие, когда для изменения поведения партнера происходит обмен знаками. Поэтому регулятивная функция включает в себя интерактивную функцию (функцию взаимодействия). Такие взаимодействия оказывают влияние как на организационное поведение, так и на личность участников общения.

Типы взаимодействий

Существуют многочисленные классификации взаимодействий. Наиболее распространенной классификацией является деление на: кооперацию и конкуренцию.

Готовые работы на аналогичную тему

Наряду с этими видами взаимодействия выделяют:

Данные виды взаимодействий способствуют организации совместной деятельности и несут позитивную составляющую. В то же время наблюдаются и негативные проявления, которые препятствуют эффективной реализации учебного процесса и расшатывают совместную деятельность.

Для практики организационного поведения выделение только дихотомической классификации недостаточно. В классификациях важно учитывать отдельные конкретные компоненты взаимодействия: педагоги и учащиеся, их воздействие друг на друга, связь, их изменения.

Все множество взаимодействий можно разделить на категории:

Однако, эта классификация не вскрывает их содержательную и структурную сложность.

Формы организации совместной деятельности

Регулятивная роль общения и природа взаимодействий педагога и учащихся зависят от форм организации совместной деятельности.

Формы организации совместной деятельности:

В процессе взаимной регуляции создаются и проявляются феномены, которые характеризуют совместную деятельность: подражание, совместимость людей, убеждение, внушение, дух команды и т. д. Взаимная регуляция действий и поведения в группе выступает значительным фактором преобразования ее в совокупного субъекта деятельности.

Педагогическое общение всегда оказывает и предполагает воздействие на поведение и психическое состояние партнера. Насколько удалось такое взаимодействие и определяется эффективность общения. В ходе общения изменяется тип отношений, уже сложившийся между участниками.

От адресата может исходить констатирующая и побудительная информация.

Побудительная информация выражается в просьбе, совете, приказе. Направлена на стимуляцию какого-либо действия: активизация (побуждение к деятельности в заданном направлении; интердикция (запрет неподходящих видов деятельности, побуждение, которое не допускает определенных действий); дестабилизация (нарушение или рассогласование отдельных автономных форм деятельности или поведения).

Регулятивная функция педагогического общения реализуется в тексте сообщения. Методика контент-анализа позволяет анализировать отдельные количественные характеристики текста и устанавливает пропорции в соотношении его разных частей.

Реальный механизм регуляции поведения в процессе педагогического общения можно понять, только основываясь на анализе того, как возникает между его участниками взаимопонимание. Тактика и стратегия совместного организационного поведения и взаимодействия могут быть разработаны исключительно на основе взаимопонимания. Для понимания регуляционного механизма общения нужно выяснить, как мотивы, намерения, установки одного человека накладываются на представление о партнере. Для последующего анализа проблемы педагогического общения, необходимо детальное рассмотрение вопроса о том, как создается образ партнера по общению.

Источник

Специфика педагогического общения. Педагогическое общение

Специфика педагогического общения

1.1 Функции педагогического общения

Педагогическое общение — специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми.

В педагогическом общении реализуются коммуникативная (обмен информацией между общающимися, интерактивная (организация взаимодействия) и перцептивная (восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) стороны. При этом используется вся совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.

Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Как отмечает Н. В. Кузьмина, педагогическая система — понятие общественно-историческое и каждый исторический тип педагогической системы направлен на достижение определенных государственных, педагогических и исторических целей. Эта система осуществляет организуемое педагогическим коллективом (как своим важнейшим элементом) обучение и воспитание личности обучающегося в процессе целенаправленного, систематического и длительного воздействия на него. Педагогическая система имеет свои цели, задачи, содержание, структуру и, что особенно важно для анализа общения,разные единицы: структурные, функциональные, содержательные. В этом широком контексте педагогическое общение определяется как «. такое общение педагога (и шире — педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера», обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности педагога». Кроме этого педагогическое общение как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся.

В целом же функции педагогического общения обусловлены целями профессиональной деятельности педагога и видами общения, которое бывает поверхностным (по типу приказов, различного рода предписаний, поучений и т. п.) или глубинным (затрагивает личностно-смысловые образования; взаимное проникновение партнеров в мир чувств и переживаний друг друга; готовность встать на точку зрения другой стороны). Есть немало ситуаций, когда оптимальным, например, оказывается общение стандартизированное, поверхностное и манипулятивное. Общение бывает ролевое (деловое) и межличностное (свободное). Разнообразные виды профессионального педагогического общения (общение педагога с учащимися, с другими педагогами, с директором школы, с методистом) различаются и по задачам, которые ставит педагог, и по тем способам, с помощью которых он их решает. Владение учителем разными видами общения обеспечивает ему оптимальность профессионального поведения.

Для определения сущности общения важным оказывается развиваемое в последние десятилетия представление о его функциональной и уровневой организации (Б. Д. Парыгин, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. А. Брудный, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Л. А. Карпенко, В. Н. Панферов, Е. Ф. Тарасов, Я. Яноушек и др.). Так, определяя общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является взаимное познание и обмен информацией с помощью различных отношений, благоприятных для процесса совместной деятельности», В. Н. Панферов выделил в общении четыре момента: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение, соответственно наметив и четыре подхода к изучению общения: коммуникативный, информационный, гностический (познавательный) и регулятивный. Б. Ф. Ломов описал три стороны (функции) общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную, подчеркивая обязательность собственно коммуникативного компонента как приема и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, переживания, т. е. аффективного компонента.

Субъекты общения несут собственную функциональную нагрузку и рассматриваются как изначально реализующие разные функции общения. Так, согласно А. А. Брудному, в коммуникации (общении)могут быть выделены три начальные функции: активационная – побуждение к действию; интердиктивная – запрещение, торможение («нельзя – можно»); дестабилизирующая – угрозы, оскорбления и т. д., и четыре основные функции общения: инструментальная – координация деятельности путем общения; синдикативная – создание общности, группы; самовыражения; трансляционная. Последняя представляет для педагогического общения особый интерес, так как «эта функция лежит в основе обучения: через общение и происходит обучение личности, как институциональное, санкционированное и организованное государством, так и собственно индивидуальное, неформальное, происходящее в процессе повторяющихся контактов с людьми, способными передавать данному лицу свои знания и навыки».

Более детальный анализ функций общения позволяет диффе-ренцировать контактную, информационную, побудительную, ко-ординационную, функцию понимания, эмотивную функцию установления отношений и функцию оказания влияния (Л. А. Карпенко). Анализируя речевое общение, Р. Якобсон выделил шесть основных функций речи, существенно дополняющих три основные функции языка, названные еще в начале 40-х годов Н. С. Трубецким (экспликативную, апеллятивную, экспрессивную). По Р. Якобсону,основными функциями речи являются:

1. Эмотивная (экспрессивная, аффективная) — отношение говорящего к сообщаемому («Как жаль, какая неприятность!», «Снова дождь пошел»).

2. Конативная — побуждение адресата к действию, просьба, приказ.

3. Референционная (когнитивная, денотативная) — выражение мысли.

4. Поэтическая — демаркация реального и воображаемого.

5. Фатическая — поддержание контакта (например, «Алло», «Привет», «Как живете?»).

6. Метаязыковая — уточнение, регуляция собственного высказывания.

Несколько иначе речевые функции определил М. Холлидей. Наблюдая за речевым развитием своего сына,он выделил семь функций речевого поведения:

• инструментальную (удовлетворение материальных потребностей); регулирующую (контроль поведения окружающих);

• взаимодействия (поддержание контакта);

• эвристическую, поисковую (почему);

• воображаемую (внутренний мир);

• информативную (сообщение новой информации).

Основными функциями взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном педагогическом общении являются следующие:

— конструктивная функция общения, обеспечивающая педагогическое взаимодействие преподавателя и студента при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости конкретной учебной дисциплины;

— организационная функция педагогического общения состоит в целенаправленной организации совместной учебной деятельности преподавателя и студента, в их взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи в учебно-воспитательном процессе;

— коммуникативно-стимулирующая функция педагогического общения представляет собой сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной, организацию взаимодействия и взаимопомощи с целью обеспечения педагогического сотрудничества. Она направлена на формирование осведомленности студентов о том, что они должны узнать, понять на данном занятии или при изучении данной дисциплины, чему научиться;

— информационно-обучающая функция педагогического общения служит для показа места учебной дисциплины в системе будущей профессиональной деятельности студента и ее связи с производством. Она предназначена для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; обеспечивает подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полноту в сочетании с эмоциональным изложением материала, опорой на наглядно-чувственную сферу студентов;

— эмоционально-корригирующая функция педагогического общения состоит в реализации в процессе обучения принципов “открытых перспектив” и “победного” обучения в ходе смены видов учебной деятельности. Она обеспечивает установление отношений доверительного общения между преподавателем и студентом и повышение с его помощью качества учебно-воспитательного процесса и его результативности;

— контрольно-оценочная функция педагогического общения заключается в организации взаимоконтроля обучающего и обучаемого, в совместном подведении ими итогов учебно-воспитательного процесса или определенного его этапа, в его оценке с самоконтролем и с самооценкой.

Таким образом, отметим, что очевидна многосторонность содержания и названия речевых функций. Важно то, что все они широко используются при интерпретации педагогического общения, отражая разные стороны коммуникативного взаимодействия.

1.2. Педагогический оптимизм

Современный философ Е. В. Абоносимова рассматривает «оптимизм как феноменологический стержневой элемент культуры, который всегда структурировал гуманистические стремления и одухотворял продуктивную деятельность человечества», и считает его эмоционально-рациональной мировоззренческой составляющей социума, способной восстановить духовное здоровье общества. Хотя оптимизм преимущественно идеальный объект восприятия, у него все же существует физическая характеристика – это здоровье (соматическое, нравственное и др.). Этико-культурологический и педагогический анализ показывает, что оптимизм человека является целостным проявлением не только культуры, но и структуры личности.

Он проявляется во всех сферах жизни и деятельности личности и является частью последней.

Так, И. П. Подласый в учебниках по общей педагогике, по коррекционной педагогике пишет о том, что «личностные качества педагога неотделимы от профессиональных. Профессия педагога требует специальных знаний, умений, способов мышления, стилей общения. Среди них владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, профессиональный оптимизм»

В педагогической литературе существует достаточно приблизительная трактовка близких по значению понятий – педагогической любви; доверия, веры в ребенка и его возможности, что затрудняет выстраивание стратегии и тактики воспитания оптимизма, оптимистической уверенности в успехе, формулировку его цели, исследование условий и способов приобщения к педагогической культуре и оптимизму как его проявлению.

Таким образом, педагогический оптимизм не только профессиональное качество, как у И. П. Подласого, но и личностное. Исходя из этого, можно заключить, что педагогический оптимизм – профессионально-личностное качество, отчасти приобретаемое (как у М. Зелигмана, и ему можно научить-ся, отчасти личностное, врожденное (как, например, у К. Роджерса, и его можно развить в целенаправленно развиваемых благоприятных педагогических условиях.

Для педагогов оптимизм – профессионально-личностное качество, необходимое в обучении и воспитании, поскольку мы ведем воспитанника «поступательно вверх: от незнания к знанию» (А. С. Белкин, фактически от беспомощности, о которой говорит М. Зелигман, к силе и упорству, как призывает педагогика сотрудничества.

Организация процесса обучения на основе признания самоценности каждой личности имеет корни и в отечественной педагогике сотрудничества. Одним из самых эффективных и педагогически целесообразных способов организации обучения является создание ситуации успеха, т. к. это предоставленная педагогом возможность, в которой ребенок обязательно достигнет значимого учебного результата и оценит его как успешный. Технология создания ситуации успеха складывается из целого ряда педагогических приемов созидающего характера, среди которых снятие страха, внесение мотива, неосуждающая дискуссия, похвала, высокая оценка детали и др.

Ситуация успеха – реальное воплощение идеи педагогического оптимизма. Совокупность позитивно окрашенных эмоциональных воздействий и педагогических приемов конструктивного характера (среди которых похвала и одобрение) образует ситуацию успеха – способ мастерски организовать учение так, чтобы оно вело к новым свершениям, «от незнания к знанию, вперед и выше» (по А. С. Белкину); стало значимым (по Ш. А. Амонашвили, К. Роджерсу) и венчалось успехом (В. А. Сухомлинский, А. С. Белкин, Ю. В. Андреева).

Принцип педагогического оптимизма основывается на радости, что зарождается в творческом труде. В ней раскрываются природные дарования ребенка, закаляются его воля, характер, формируется нравственно-эстетический идеал, отрицается созерцательный оптимизм. С целью развития у ребенка радости созидания педагог сам должен овладеть педагогическим мастерством, тактом, моральной культурою.

Умение раскрыть творческий потенциал ребенка, поддержать его стремление самовыражения добрым словом и чутким отношением является настоящим искусством, которым должен овладеть педагог. Оптимизм устраняет недоброжелательность, злобу и подозрительность в отношениях между педагогом и воспитанником, создает живую, радостную атмосферу общения и взаимопонимания, вызывает ощущение счастья. И. Г. Песталоцци в письме к другу о таком состоянии духовного переживания отмечал, что воспитанники имеют по выражению лица педагога понимать, что он всегда вместе с ними, переживает их успехи и неудачи.

Важность юмора отмечал В. Сухомлинский, указывая, что задачей педагога является «воспитывать чувство благородного юмора: способность сочетать радостное удивление с соболезнованиями, сопереживанием, сожалением. Ребенок, который, улыбаясь, сочувствует и жалеет, никогда не будет смеяться над человеком, высмеивать ее тогда, когда надо помочь».

Чувство юмора помогает решить воспитательные и дидактические проблемы. Педагогическийюмор считается составной профессионального мастерства и осуществляет следующие функции:

1. Создание атмосферы доброжелательности и искренности. Характеризуется отсутствием злой иронии унижающего достоинство ребенка и отчуждает его от коллектива, переключает внимание с самоуглубления на раздраженное самооправдания. Насмешливость педагога над ребенком превращает ее в изгоя, поощряя и усиливая насмешки над ней сверстников, доводя их до издевательств. Гармонизируя отношения между педагогом и ребенком, юмор воспитывает навыки самоанализа и самоконтроля, способствует осознанию гуманистического идеалу.

2. Констатация эмоциональной зрелости, содействие активному психической саморегуляции, нивелирование уровня тревоги у детей, приучения к поддержанию интеллектуально и эмоционально искренних отношений со сверстниками.

3. Обновление развития высших интеллектуальных чувств. Умение детей воспроизводить комическое в рисунках, изделиях из различных материалов, наблюдать его в себе и друзьях формирует мировоззрение.

4. Обеспечение психологической разгрузки, устранения умственной усталости, сопровождающей обучения, содействие удержанию внимания, лучшему усвоению

Ведущими признаками педагогического юмора В. Прокопенко считал оптимизм,жизнерадостность и определили следующие его функции:

а) содействие развитию интеллекта и стимулирования деятельности мышления;

в) объединение учителей и учеников;

г) корректировка взаимоотношений и поведения педагогов и учащихся

Д. Гришин и В. Прокопенко также раскрывают условия эффективности юмора в педагогическом процессе:

— смеяться можно над тем, что действительно заслуживает осмеяния;

— юмор должна проявляться в безобидном шутке, высмеивании;

— юмор должен быть тактичным;

— нужно отвечать шуткой на шутку

В. Сухомлинский советовал педагогам изучать, познавать мир детства, пытаясь понять и почувствовать в нем жизнерадостность, призвал творить детство именно средствами радости, в чем видел сохранения здоровья, силы духа, состояния сердца. Основное значение в этом творческом процессе, по его мнению, имеет оптимизм.

1.3. Структура педагогического общения

В структуре педагогического общения можно выделить временной аспект, который позволяет рассматривать процесс этого общения как некоторую логически обусловленную последовательность этапов.

Этапы педагогического общения соответствуют логике педагогического процесса, включая замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. В соответствии с этим принято выделять следующие основные этапы педагогического общения.

1. Прогностический этап. Состоит в предварительном моделировании преподавателем предстоящего общения со студентами в процессе подготовки к осуществлению педагогической деятельности.

2. Начальный период общения. Состоит в знакомстве с аудиторией, группой и в организации непосредственного общения с ней.

3. Этап управления общением. Имеет место уже непосредственно в ходе развивающегося педагогического процесса и состоит в реализации предварительно выбранной и смоделированной технологии общения.

4. Заключительный этап. Состоит в анализе результатов осуществления выбранной технологии общения и в моделировании новых технологий для решения последующих педагогических задач.

Первый этап. На этом этапе педагогического общения осуществляется своеобразное планирование коммуникативной структуры взаимодействия, процесса и содержания общения, исходя из целей и задач занятия, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога и особенностей обучаемых. При этом заранее выбирается эмоциональный настрой на будущее занятие, исходя из состава и численности группы, сложившегося опыта общения. Продумываются «лирические отступления», как возможное заполнение пауз, способы реагирования на ожидаемое поведение и др.

Предварительное моделирование помогает педагогу представить вероятностную схему взаимодействия, заранее предвидеть возможную атмосферу занятия, ощутить возможный уровень взаимоотношений в ходе предстоящего общения и на этой основе точнее построить как содержательную, так и методическую структуру взаимодействия.

Таким образом, на этом этапе ярко выступают как элементы нравственно-психологические, так и собственно коммуникативно-технологические, происходит перевод педагогических задач в сферу задач коммуникативных, достигается их соответствие, обеспечивающее продуктивную реализацию целей педагогического взаимодействия.

Второй этап педагогического общения представляет собой организацию непосредственного взаимодействия педагога с аудиторией в начальный период контакта с ней. Этот этап во многом определяет успешность дальнейшего развития как содержательно-дидактической системы деятельности, так и ее социально-психологической основы. Важными его элементами для педагога являются: а) конкретизация спланированной ранее модели общения; б) уточнение условий и структуры предстоящего общения; в) осуществление изначальной стадии непосредственного общения. При установлении контакта в общении важную роль играет нешаблонность, оригинальность поведения педагога.

Третий этап педагогического общения заключается в управлении общением в ходе развивающегося педагогического процесса и в управлении самим этим процессом, в организации обучения в ходе проведения взаимодействия. На этом этапе педагог осуществляет задуманную систему коммуникации, оказывает речевое воздействие, подбирает и реализует различные средства общения и передачи информации, поддерживает контакт.

На третьем этапе реализуется комплекс коммуникативного взаимодействия субъектов педагогическогопроцесса на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и социально-психологическом.

Эмоциональный, или поверхностный уровень общения определяет комфортность ситуации педагогического общения, однако не характеризует содержательных его сторон.

Когнитивный уровень связан с предметной стороной общения. Именно на этом уровне развертывается объяснительный процесс как стержневой элемент личностно-группового педагогического общения и обеспечения желаемой эффективности учебно-познавательной деятельности.

Общение на социально-психологическом уровне определяет межличностные и групповые отношения педагога и участников воспитательно-образовательного процесса между собой.

На заключительном, четвертом этапе педагогического общения педагог в случае необходимости анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, соотносит все это с содержательными аспектами осуществленной деятельности, тем самым прогнозирует предстоящее последующее взаимодействие с аудиторией. Этот этап представляет собой своеобразную обратную связь в общей структуре общения.

Представленные этапы раскрывают наиболее типичные ситуации, складывающиеся в процессе педагогического общения. Хотя в реальной педагогической деятельности они могут быть иными. Некоторые этапы, например, могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными, а иногда, наоборот, чрезмерно растянутыми. Все зависит от ситуации, в которой происходит педагогическое общение.

Консультация «Специфика интеграции в России» В отличие от интеграции в западноевропейских странах, отечественные интеграционные процессы основываются на позицию деятельностного подхода.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! «Мастерство.

Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.

Педагогическое эссе «Как воспитать героя» В детском саду проводится месячник по патриотическому воспитанию дошкольников. На педсовете принято решение познакомить детей с людьми героических.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель:.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *