В чем заключается рыночная новизна инновации

Теория инноваций и инновационных процессов

В чем заключается рыночная новизна инновации. cover. В чем заключается рыночная новизна инновации фото. В чем заключается рыночная новизна инновации-cover. картинка В чем заключается рыночная новизна инновации. картинка cover

Рассмотрены теоретические и методологические аспекты инновационного развития, инновационной деятельности и управления инновационными процессами на уровне предприятия (микроуровень), региона (мезоуровень), страны (макроуровень).

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория инноваций и инновационных процессов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. ВВЕДЕНИЕ В ИННОВАТИКУ

2.1. Возникновение и содержание категории «инновация». Понятие новизны. Инновационный менеджмент

Инноватика — это наука о нововведениях.

Предметом ее изучения являются целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах. Впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов еще в ХIХ в. и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую. Только в начале ХХ в. стали изучаться закономерности технических нововведений. В 1911 г. австрийский экономист Йозеф Шумпетер в работе «Теория экономического развития» выделил две стороны хозяйственной жизни:

— статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства);

— динамическую (инновация). Динамическая ситуация означает развитие как особое, различимое на практике и в сознании людей состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборота.

Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений.

1. Изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства.

2. Изменения вследствие внедрения продукции с новыми свойствами.

3. Изменения вследствие использования нового сырья.

4. Изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения.

5. Изменения вследствие появления новых рынков сбыта.

В 30-х годах ХХ в. Й Шумпетер впервые использовал понятие «инновация», подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Инновация (от англ. innovation) = новшество = нововведение — результат интеллектуальной (творческой) деятельности по созданию нового или усовершенствованного продукта или процесса, т.е. объект внедрения.

Инновация — это любые идея, продукт, услуга или процесс (в том числе технология, метод, принцип), обладающие свойством новизны, отличающей их от предшествующих аналогов.

Во всем многообразии подходов к определению сущности нововведения можно выделить два основных. В одном случае «нововведение — это идея, практика или продукт, воспринимаемые индивидом как новые», то есть результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д., в другом — «нововведение есть генерирование, принятие и внедрение новых идей, процессов, продуктов и услуг», то есть процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов в практику.

В целях упорядочения терминологии специалисты предлагают использовать два понятия: нововведение (инновация) и инновационный процесс, соответствующих нововведению как отдельному объекту внедрения (новая продукция, новая идея и пр.) и нововведению как процессу создания и переноса новшества в сферу его применения.

Относительно содержательной стороны инноваций Й. Шумпетер не разделял нововведения на те, которые содержат изобретения, и те, которые их не содержат. Нововведение может означать «либо комбинацию новым способом существующих факторов производства, воплощенных в новых заводах, а как правило, и в новых фирмах, либо новые товары или еще не опробованные методы (производства), или производство для нового рынка, а также производство с использованием новых средств производства» (по Й. Шумпетеру), нововведения также «не обязательно должны быть техническими или «вещественными» (по П. Друкеру).

Любое нововведение подразумевает наличие новизны в объектах в виде технических, технологических, организационных или управленческих изменений и преобразований.

Каждое нововведение характеризуется степенью новизны. Новизна является обязательным свойством и самостоятельной ценностью любого нововведения, отличая его от предшествующих новшеств.

Новизна — это совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта и дающих ему право называться новым.

Факторы, определяющие новизну продукции:

— величина затрат на НИОКР;

— коэффициент обновления основных фондов;

— расходы на маркетинг;

Новизна — это также свойство продукции, действующее определенный период времени, который ограничивается наступлением срока ее морального старения.

— абсолютная новизна — фиксируется при отсутствии аналогов данному новшеству;

— относительная новизна — определяется относительно выбранного признака и имеет несколько разновидностей:

а) частная новизна — когда отдельные элементы являются новыми;

б) условная новизна — возникает при необычном сочетании ранее известных элементов;

в) стоимостная новизна — когда затраты на НИОКР, освоение и использование, отнесенные к объему полезной работы, будут ниже, чем у заменяемой;

г) целесообразная новизна — означает лучшие производительные и потребительские свойства продукции;

д) рыночная новизна — возникает при увеличении числа выполняемых функций изделием и изменении потребностей покупателей.

В зависимости от объекта и предмета исследования инновации могут рассматриваться как (прил. 1):

— процесс (Б. Твисс, В. Рапопорт, Б. Санто, В.С. Кабаков и др.);

— система (Н.Л. Лапин, Й. Шумпетер);

— изменение (Ф. Валента, Ю.В. Яковец, Л. Водачек и др.);

— результат (А. Левинсон, Ф.Г. Гурвич и др.).

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как явление, которое обеспечивает определенный технический, социально-экономический эффект. Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Инновации являются объектом рассмотрения различных наук. Философы, исследуя инновации, делают акцент на новые знания и разрешение противоречий. Психологи рассматривают возникающие при этом конфликты, способы их разрешения. В технических науках внимание акцентируется на технической и технологической сторонах нововведений. В экономических науках акцент делается не только на процессе внедрения, но и на широкомасштабном рентабельном использовании новшества.

Инновационная деятельность — это деятельность, связанная с получением и воспроизводством новых научных знаний и их реализацией в материальной среде общества.

В общем случае менеджмент представляет собой деятельность, направленную на планирование, организацию и эффективное использование трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов для достижения целей организации. Инновационный менеджмент является специальной функцией или отдельным направлением менеджмента.

Инновационный менеджмент — это управление разработкой и внедрением различных новшеств в деятельность организации: разработка новых продуктов, новых технологий, внедрение новой организационной структуры, выход на новые рынки и т.д.

Инновационный менеджмент тесно взаимосвязан с рядом научных и специальных дисциплин (рис. 2.1).

Основная задача инновационного менеджмента состоит в формировании среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений.

2.2. Классификация инноваций

Классификация нововведений может быть осуществлена по ряду признаков и критериев.

1. По уровню новизны инновации подразделяются на:

— базисные (или радикальные), подразумевающие принципиально новые технологии, методы управления, виды продукции. Базисные технологические инновации приводят к образованию новых отраслей промышленности и новых рынков;

— комбинаторные, использующие различные сочетания конструктивного соединения элементов;

— модифицирующие, ведущие к улучшению, дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Появляются в ходе практической реализации новых возможностей, которые закладываются базисными нововведениями.

В чем заключается рыночная новизна инновации. b00000184. В чем заключается рыночная новизна инновации фото. В чем заключается рыночная новизна инновации-b00000184. картинка В чем заключается рыночная новизна инновации. картинка b00000184

Рис. 2.1. Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисциплинами

2. По глубине вносимых изменений различают инновации:

— нулевого порядка — регенерирование первоначальных свойств системы и обновление ее существующих функций;

— первого порядка — изменение количественных свойств системы;

— второго порядка — перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;

— третьего порядка — адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;

— четвертого порядка — новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений, при котором первоначальные признаки системы не меняются, а происходит некоторое улучшение их полезных свойств;

— пятого порядка — новое поколение, где меняются все или большинство свойств системы, но базовая конструкция сохраняется;

— шестого порядка — новый вид — качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа;

— седьмого порядка — новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее частей, которое меняет ее функциональный принцип.

3. По отношению к своему предшественнику:

— замещающие (полная замена предшественника);

— отменяющие (полное исключение предшественника в связи с появлением новых функций);

— возвратные (возврат к прежним способам, методам, видам);

— открывающие (создание средств, не имеющих сопоставимых функциональных предшественников);

— ретровведения (воспроизведение старых средств на современной основе).

4. По механизму осуществления нововведения бывают:

— единичные, осуществленные на одном объекте;

— диффузные, распространяемые по многим объектам и требующие своего тиражирования.

5. По характеру применения:

— продуктовые (новая продукция, потребляемая в сфере производства или в сфере потребления);

— технологические (новые технологии (способы) производства выпускаемой или новой продукции);

–управленческие (новые методы организации работ и управления производством).

Существует качественное отличие нововведений, воплощающих в себе новые научные знания (именно они во второй половине столетия дали толчок развитию отраслей высоких технологий), от остальных. Поэтому следует подразделять нововведения на научнотехнические или технологические, и не научно-технические. Под технологическими понимаются продуктовые нововведения и нововведения в области процессов (технологий), воплощающие в себе новые знания: соответственно — продукт-инновации и процесс-инновации.

Среди специалистов существуют различные мнения о значимости нововведений-продуктов и нововведений-процессов. Одни считают, что нововведения-продукты первичны и оказывают более сильное влияние на динамику экономических показателей, другие подчеркивают, что роли нововведений-продуктов и нововведенийпроцессов примерно одинаковы, хотя соотношение может меняться в зависимости от конкретной стадии развития технологии. Немецкие специалисты выдвинули идею поэтапности развития технологии, в соответствии с которой центр тяжести инновационной деятельности смещается от продуктов к процессам, а затем к модификации продуктов.

1. В широком смысле категории «инновация», «новшество», «нововведение» рассматриваются как синонимы. Выделите отличительные характеристики данных понятий в узком смысле.

2. Что служит главным критерием инновационности, например, продукта?

3. В чем состоит принципиальное отличие понятий «инновационная деятельность» и «инновационный менеджмент»?

4. В чем проявляется междисциплинарный характер инновационного менеджмента?

5. Какие инновации относятся к технологическим? Приведите пример не технологических инноваций.

Проведите группировку определений понятия «нововведение», представленных в приложении, распределив их по принципу содержательной принадлежности к: а) процессу; б) системе; в) изменению; г) результату.

Источник

Научная электронная библиотека

В чем заключается рыночная новизна инновации. file 56c41a9e1e471. В чем заключается рыночная новизна инновации фото. В чем заключается рыночная новизна инновации-file 56c41a9e1e471. картинка В чем заключается рыночная новизна инновации. картинка file 56c41a9e1e471

Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О.,

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы инноваций начинается с оп­ределения классификационных признаков. Классификационный при­знак представляет собой отличительное свойство данной группы инно­ваций, ее главную особенность.

Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации инноваций, а также к выделению ее критериев.

Инновации классифицируются по следующим признакам:

По значимости различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий.

По направлениям воздействия на процесс производства инновации могут быть расширяющими (нацелены на глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций), рационализирующими (по сути, близки к видоизменениям) и заменяющими (предназначены для замены старых продуктов или технологий новыми, основанными на выполнении той же функции).

Классификация инноваций по глубине вносимых изменений позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому:

По масштабам распространения могут быть выделены локальные инновации, развивающие имеющиеся базисные технологии; отраслевые инновации, ставшие основой для новой отрасли; и глобальные инновации, которые находят применение во всех отраслях.

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.

По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными па основе нового способа, примененного к открытым явлениям. Также, по типу новизны для рынка инновации делятся на:

По области применения инновации весьма своеобразны: технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:

Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:

В теории инновационного менеджмента выделяют общую (традиционную) классификацию инноваций и инновационных продуктов и классификацию инноваций, учитывающую развитие технологий на основе «подрывных» инноваций.

Основу общей (традиционной) классификации инноваций и инновационных продуктов составляют следующие признаки.

Как источник идеи для инновации могут выступать:

По областям применения в научно-производственном процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства выделяются следующие виды инноваций:

По областям применения в сферах обслуживания:

По уровню новизны инновационные товары и услуги могут распределяться на обладающие признаками:

Масштабы распространения инноваций:

Широта воздействия инноваций:

Темпы осуществления инноваций:

Стадии жизненного цикла инноваций, с которых начинается инновационный процесс для данной организации и которыми он заканчивается:

По преемственности выделяют следующие инновации:

Классификация инноваций, учитывающая развитие технологий на основе «подрывных» инноваций.

Российский исследователь Ю.В. Яковец развил взгляды Г. Менша и предлагает выделять следующие виды инноваций:

Следует отметить, что подходы Г. Менша и Ю.В. Яковца сосредоточивают свое внимание на рассмотрении исключительно технологических нововведений, при этом используется единственный критерий классификации, в роли которого выступает степень радикальности инновации, уровень ее новизны, поэтому оба данных подхода к классификации инноваций носят в существенной степени ограниченный характер.

В свете этого следует отметить, что рядом российских ученых предлагаются подходы, в основе которых лежит многокритериальная классификация инноваций. К их числу могут быть отнесены подходы П.Н. Завлина и А.В. Васильева, В.В. Горшкова и Е.А. Кретовой, Э.А. Уткина, Г.И. Морозовой и Н.И. Морозовой, С.Д. Ильенковой.

П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций.

Таблица 2.1 Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву

Классификационные группировки инноваций

1. Область применения

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.

2. Этапы НТП, результатом которых стала инновация

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные

3. Степень интенсивности

«Бум», равномерная, слабая, массовая

4. Темпы осуществления инноваций

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

5. Масштабы инноваций

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

Высокая, низкая, средняя

7. Эффективность инноваций

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

В.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения.

С точки зрения структурной характеристики инновации подразделяются на три группы:

По целевому изменению инновации разделяются на инновации тех­нологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.

Таблица 2.2 Классификация инноваций по В.В. Горшкову и Е.А. Кретовой

1. Структурная характеристика инновации

1.1. Инновации на «входе» в предприятие

1.2. Инновации на «выходе» из предприятия

1.3. Инновации структуры предприятия как системы, т.е. ее отдельных элементов

1.1. Целевое качественное или количественное изменение в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, работников и других ресурсов

1.2. Целевые качественные или количественные изменения

1.3. Целевые изменения производственных, обслуживающих и вспомогательных связей по качеству, количеству, организации и способу обеспечения

2. Целевые изменения

2.6. Инновации в области управления

2.1. Создание и освоение новой продукции, технологии, материалов, модернизация оборудования, реконструкция производственных зданий и их оснащения, реализация мероприятий по охране окружающей среды

2.2. Расширение производственных мощностей, диверсификация производственной деятельности, изменение структуры производства и соотношение мощностей отдельных производственных единиц

2.3. Изменение методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат и улучшение конечных результатов, рост экономического стимулирования и материальной заинтересованности трудящихся, рационализация системы калькуляции внутрипроизводственных затрат

2.4. Использование методов ценовой политики во взаимоотношениях с поставщиками и заказчиками, предложение новой продукции и услуг, предоставление или взыскание финансовых ресурсов в форме кредитов, займов, применение новых методов распределения прибыли и других накопленных ресурсов и т.п.

2.5. Улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера взаимоотношений на предприятии или между его отдельными организационными подразделениями

2.6. Улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки информации и документации, рационализации канцелярской работы и т.д.

Иные признаки положены в классификацию инноваций Э.А. Уткиным, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой. По их мнению, классификационными признаками инноваций являются причина возникновения инновации, предмет и сфера приложения инновации, характер удовлетворяемых потребностей.

Таблица 2.3 Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г. И. Морозовой, Н. И. Морозовой

1. Причина возникновения

1.1. Обеспечивают выживание фирмы или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке

1.2. Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе

2. Предмет и сфера приложения

2.1. Новые продукты и услуги

2.2. Открытие новых сфер применения продукта, а также позволяющих реализовать услугу на новых рынках

2.3. Технология, организация производства и управленческие процессы

3. Характер удовлетворяемых потребностей

3.1. Ориентирование на существующие потребности

3.2. Ориентирование на формирование новых потребностей

3.1. Действующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично

3.2. Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т.п.

Подход С.Д. Ильенковой к классификации инноваций определенным образом перекликается с рассмотренными подходами Г. Менша и Ю.В. Яковца. Это связано с тем, что С.Д. Ильенкова в качестве одного из критериев своей классификации обозначает глубину вносимых изменений и выделяет радикальные (базовые), улучшающие и модификационные инновации. В то же время в данном случае указанный критерий классификации имеет более широкую сферу применения, поскольку не предназначается для характеристики исключительно технологических нововведений. Основное же отличие классификации инноваций по С.Д. Ильенковой от подходов Г. Менша и Ю.В. Яковца заключается в том, что обозначенная классификация является многокритериальной и предусматривает выделение групп прогрессивных нововведений не только исходя из глубины вносимых изменений, но также и с точки зрения таких критериев, как технологические параметры, новизна, место на предприятии и сфера деятельности. Кроме того, следует отметить тот факт, что место на предприятии как классификационный признак в рамках подхода С.Д. Ильенковой фактически аналогично по смыслу структурной характеристике инноваций, выделяемой в качестве критерия классификации В.В. Горшковым и Е.А. Кретовой.

Таблица 2.4 Классификация инноваций по С.Д. Ильенковой

1. Технологические параметры

Новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране, новые для предприятия

3. Место на предприятии

Инновации на «входе», инновации на «выходе», инновации системной структуры

4. Глубина вносимых изменений

Радикальные (базовые), улучшающие, модификационные

5. Сфера деятельности

Технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления

И.Т. Балабанов в качестве системы классификационных признаков выделяет следующие:

Таблица 2.5 Классификация инноваций по И.Т. Балабанову

Кризисные инновации, инновации развития

Инновации в форме продукта и в форме операции

3. Структурный признак

Производственно-торговые, социально-экономические, финансовые, управленческие

А.И. Пригожин предлагает следующую классификацию инноваций, представленную в табл. 2.6.

Таблица 2.6 Классификация инноваций по А.И. Пригожину

1. По распространенности

Единичные и диффузные

2. По месту в производственном цикле

Сырьевые, обеспечивающие, продуктовые

3. По преемственности

Заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения

4. По охвату ожидаемой доли рынка

Локальные, системные, стратегические.

5. По инновационному потенциалу и степени новизны

Радикальные, комбинаторные, совершенствующие

Рассматривая различные подходы к классификации инноваций, необходимо учитывать, что обобщение и систематизация классификационных признаков и создание на основе этого научно обоснованной классификации инноваций имеет существенную практическую значимость, поскольку обладает потенциальной способностью дать детальное представление о характеристиках того или иного прогрессивного нововведения. А это, в свою очередь, необходимо для осуществления адекватной поддержки со стороны государства внедрения инноваций на предприятиях страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *