В чем заключается самодурство дикого и кабанихи
С3. В чём заключается самодурство, носителями которого в пьесе являются Дикой и Кабаниха? (ЕГЭ по литературе)
А.Н. Островский в драме «Гроза» изобразил «темное царство» и самодурство его представителей – Кабановой и Дикого.
Во-первых, самодурство героев вызвано их неограниченной властью. Деспоты понимают, что все герои будут им беспрекословно подчиняться («Лучше уж стерпеть»). Кабанова, как и Дикой, не может отойти от принципов уже минувшего времени: домашней тирании, деспотизма и патриархата в доме.
Она до абсурда предана старым традициям патриархата
(«А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами.»), однако в ее доме все вынуждены подчиняться ей. Основа поведения представителей гнетущей власти – необузданный произвол и тупое упрямство: «Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!»
Во-вторых, самодурство Кабановой и Дикого заключается в их алчности, скупости и зависимости от денег. Кабанова богаче Дикого, поэтому она – единственный человек, кому он не грубит и с кем ведет беседы: «Ты только одна во всем городе умеешь меня разговорить.». Деньги для Дикого – страсть, а потому расстаться с ними крайне мучительно: «…только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет», «Кому своего добра не жалко!». Он чувствует свою власть в большей степени из-за власти своего капитала.
Таким образом, грубость, тирания и деспотичность – черты, характеризующие представителей «темного царства». Самодурство Дикого и Кабановой заключается в их алчности, невежестве и самовластии.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
Пьеса «Гроза» занимает особое место в творчестве Островского. В этой пьесе драматург наиболее ярко обрисовал «мир темного царства», мир купцов-самодуров, мир невежества, произвола и деспотизма, домашней тирании.
Действие в пьесе разворачивается в маленьком городке на Волге — Калинове. Жизнь здесь, на первый взгляд, представляет собой некую патриархальную идиллию. Город весь утопает в зелени, за Волгой открывается «вид необыкновенный», на высоких берегах ее разбит общественный сад, где часто прогуливаются жители городка. Жизнь в Калинове течет тихо и неспешно, в ней нет никаких потрясений, никаких исключительных событий. Новости из большого мира приносит в городок странница Феклуша, рассказывающая калиновцам небылицы о людях с песьими головами.
Одним из самых богатых, влиятельных людей в городе является купец Савел Прокофьевич Дикой. Основные черты Дикого — грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характера. «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», — говорит о нем Шапкин. Вся жизнь Дикого основана на «ругательстве». Ни денежные расчеты, ни поездки на базар — «ничего у него без брани не обходится». Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему из Москвы племяннику Борису.
Савел Прокофьевич скуповат. «. Только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутреннюю разжигать станет», — говорит он Кабановой. Борис приехал к дядюшке в надежде получить наследство, но попал фактически в кабалу к нему. Савел Прокофьевич не платит ему жалованья, постоянно оскорбляет и бранит племянника, упрекая его в лености и тунеядстве.
Неоднократно ссорится Дикой и с Кулигиным, местным механиком-самоучкой. Кулигин пытается отыскать разумную причину грубости Савела Прокофьевича: «За что, сударь Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?» На что Дикой отвечает: «Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважнее тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, — вот и все. говорю, что разбойник, и конец. Что ж ты, судиться, что ли, со мною будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
«Какое теоретическое рассуждение может устоять там, где жизнь основана на таких началах! Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни. Это не анархия, но нечто еще гораздо худшее. », — писал Добролюбов о самодурстве Дикого.
Как и большинство калиновцев, Савел Прокофьевич беспросветно невежествен. Когда Кулигин просит у него денег на установку громоотвода, Дикой заявляет: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами. обороняться».
Дикой представляет собой «природный тип» самодура в пьесе. Его грубость, хамство, издевательства над людьми основаны, прежде всего, на вздорном, необузданном характере, глупости и отсутствии противодействия со стороны других людей. И только потом уже на богатстве.
Характерно, что практически никто не оказывает Дикому активного сопротивления. Хотя утихомирить его не так уж и сложно: на перевозе его «обругал» незнакомый гусар, не робеет перед ним и Кабаниха. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься», — прямолинейно заявляет ему Марфа Игнатьевна. Характерно, что здесь она пытается и Дикого подогнать под свое видение миропорядка. Кабаниха объясняет постоянный гнев, вспыльчивость Дикого его жадностью, однако сам Савел Прокофьевич и не думает отрицать ее умозаключений. «Кому своего добра не жалко!» — восклицает он.
Гораздо более сложным в пьесе является образ Кабанихи. Это выразительница «идеологии темного царства», которая «создала себе целый мирок особенных правил и суеверных обычаев».
Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, культивирующая порядки и традиции старины. Она ворчлива, постоянно недовольна окружающими. Достается от нее, прежде всего, домашним: она «поедом ест» сына Тихона, читает бесконечные нравоучения невестке, пытается контролировать поведение дочери.
Кабаниха ревностно защищает все законы и обычаи Домостроя. Жена, по ее мнению, должна бояться своего мужа, быть безмолвной и покорной. Дети должны почитать своих родителей, беспрекословно выполнять все их указания, следовать их советам, уважать их. Ни одно из этих требований, по мнению Кабановой, не выполняется в ее семье. Марфа Игнатьевна недовольна поведением сына и невестки: «Ничего не знают, никакого порядка», — рассуждает она в одиночестве. Катерину она попрекает тем, что та не умеет проводить мужа «по-старинному» — стало быть, недостаточно любит его. «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце. », — поучает она невестку. Тихон же, по мнению Кабановой, слишком мягок в обращении с женой, не почтителен в должной мере по отношению к матери. «Не очень-то нынче старших уважают», — говорит Марфа Игнатьевна, читая наставления сыну.
Кабаниха фанатично религиозна: она постоянно вспоминает о Боге, о грехе и воздаянии, в доме ее часто бывают странницы. Однако религиозность Марфы Игнатьевны — не что иное, как фарисейство: «Ханжа. Нищих оделяет, а домашних совсем заела», — замечает о ней Кулигин. В своей вере Марфа Игнатьевна сурова и непреклонна, в ней нет места любви, милосердию, всепрощению. Так, в конце пьесы она даже не помышляет о том, чтобы простить Катерине ее грех. Напротив, она советует Тихону жену «живую в землю закопать, чтобы она казнилась».
Религия, старинные обряды, фарисейские жалобы на свою жизнь, игра на сыновних чувствах — Кабаниха все использует для утверждения своей абсолютной власти в семье. И она «добивается своего»: в жесткой, подавляющей атмосфере домашней тирании уродуется личность Тихона. «Тихон сам по себе любил жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может. В нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери, даже в отношениях своих к жене», — пишет Добролюбов.
Простодушный, незлобивый Тихон лишился цельности своих чувств, возможности проявить лучшие черты своей натуры. Семейное счастье для него закрыто изначально: в семье, где он вырос, это счастье заменено было «китайскими церемониями». Проявить свою любовь к жене он не может, и не потому что «жена должна бояться мужа», а потому что просто «не умеет» проявить своих чувств, которые с детства жестоко подавлялись. Все это привело Тихона к определенной эмоциональной глухоте: он часто не понимает состояния Катерины.
Лишая сына любой инициативы, Кабаниха постоянно подавляла его мужское начало и одновременно упрекала его в недостатке мужественности. Подсознательно он и стремится восполнить этот «недостаток мужественности» в выпивке да редких «гулянках» «на воле». Реализовать себя в каком-то деле Тихон не может — вероятно, маменька не допускает его распоряжаться делами, считая сына непригодным для этого. Кабанова может лишь послать сына с поручением, но все остальное находится под ее жестким контролем. Получается, что Тихон лишен и собственного мнения, и собственных чувств. Характерно, что и сама Марфа Игнатьевна в какой-то степени недовольна инфантилизмом сына. Это проскальзывает в ее интонациях. Однако вероятно, она не осознает степень своей причастности к этому.
В семье Кабановых сформировалась и жизненная философия Варвары. Ее правило просто: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара далека от религиозности Катерины, от ее поэтичности, экзальтированности. Она быстро научилась лгать и изворачиваться. Можно сказать, что и Варвара по-своему «усвоила» «китайские церемонии», восприняв саму суть их. В героине пока сохраняется непосредственность чувств, доброта, однако ее ложь — это не что иное, как примирение с калиновской моралью.
Характерно, что в финале пьесы и Тихон, и Варвара, каждый по-своему, восстают против «власти маменьки». Варвара сбегает из дому с Куряшом, Тихон же впервые открыто высказывает свое мнение, упрекая мать в гибели жены.
Добролюбов заметил, что «некоторые критики хотели даже в Островском видеть певца широких натур», «произвол хотели присвоить русскому человеку как особенное, естественное качество его природы — под названием „широты натуры»; плутовство и хитрость тоже хотели узаконить в русском народе под названием сметливости и лукавства». В пьесе «Гроза» Островский развенчивает и то, и другое явление. Произвол выходит у него «тяжелым, безобразным, беззаконным», он видит в нем не что иное, как самодурство. Плутовство и хитрость оборачиваются не сметливостью, а пошлостью, оборотной стороной самодурства.
Сочинение по литературе. Дикой и кабаниха — «Самодуры русской жизни»
Провинциальные нравы
В русской классической драматургии творчество Островского занимает особое место. Все его произведения повествуют о человеческих взаимоотношениях, о несправедливом укладе жизни, о вседозволенности и бесправии.
«Гроза» была написана в 1859 г. Действие пьесы разворачивается в небольшом городе Калинове на берегу Волги. Это спокойное, живописное место, с красивой природой. Таких городов по всей России бесчисленное множество. Жители Калинова в основном приверженцы старообрядчества, суеверные и забитые. Все новости приносят к ним лишь странники богомолы.
Потому великий русский критик Добролюбов метко окрестил этот город и все подобные ему «тёмным царством». Но они привыкли жить так, и не задумываются о том, что можно всё изменить и относиться друг к другу иначе. Им чуждо всё, отличающееся от их представлений о том, что правильно, а что нет. В осуждении такого уклада жизни заключается основная мысль произведения.
Как и везде, бедняки здесь вынуждены работать от зари до зари, а богачи и не думают затруднять себя какими-то обязанностями. Материальное положение человека определяет отношение к нему окружающих. Зажиточные люди Калинова:
Они делают всё что хотят, не считаясь ни с кем. Их деспотизм по отношению к беднякам представляется им самим вполне нормальным. Можно кратко охарактеризовать поведение калиновских «денежных мешков»: кто богаче тот и прав. Купцы нередко конфликтуют по вопросам торговли, не стесняясь вставлять друг другу палки в колёса, даже если это требует расходов.
Купеческий дом
Семья Кабановых: вдовствующая мать Марфа Игнатьевна, дочь Варвара, сын Тихон и его жена Катерина живут в большом богатом доме за глухим высоким забором. Уклад жизни в этом семействе вполне типичен для состоятельного купечества того времени. Патриархальные порядки, царящие в нём, как и во всём городе, определяют взаимоотношения его обитателей.
Эти люди ведут размеренную и спокойную жизнь. Им нет нужды заботиться о хлебе насущном, работать, чего-то добиваться. Богатство позволяет бездельничать и ни о чём не беспокоиться. Они не стремятся к образованию, не читают книг, газет, не интересуются ничем новым. Всё это им не нужно. Большую часть времени проводят дома, изредка выходя на прогулки.
Однако жизнь этого семейства нельзя назвать счастливой. Деспотизм, жестокость и самодурство матери, которая держит всех своих домашних в железных рукавицах, не позволяет никому из них и шагу ступить без её воли. Именно такой домостроевский порядок она считает единственно верным, и противится всему, что даже в малейшей степени не согласуется с ним.
Сын и дочь
Воспитанные в богатой купеческой семье Тихон и Варвара с рождения привыкли безропотно подчиняться своей властной матери, и никогда ни в чём даже не пытаются ей возражать. Кабаниха не позволяла им иметь собственного мнения, и требовала полного повиновения во всём. Её муж давно умер, ничто не мешало ей самодурствовать. И дети выросли покорными. Все их поступки должны быть одобрены родительницей. Однако оба они:
Сын Тихон говорит ей, что не хочет, чтобы жена боялась его, цитата: «мне достаточно, что она меня любит». Человек он добрый, но слабохарактерный и безвольный. Полностью подавленный матерью, Тихон Кабанов страдает от своего бесправия. Однако и не пытается изменить положение.
Он готов и дальше нести эти оковы, осознаёт собственную слабость, хотя мечтает вырваться из них. Чтобы отдохнуть от гнёта, иногда во время поездок по делам пьянствует, находя в этом отдушину. Лишь в конце, после гибели жены он обвиняет мать в этой трагедии. И говорит, что и сам не хочет дальше «жить да мучиться».
Варвара, дочь Кабанихи тоже подчиняется матери. Однако эта девица не так слаба и безвольна, как её брат, и характеры у них разные. Выросшая в деспотичной обстановке, она научилась ловко обманывать и хитрить, чтобы добиться того, что ей хочется. Без этого в их доме жить невозможно, что она и объясняет Катерине. Никаких угрызений совести не чувствует. И сама умело лжёт, чтобы встречаться со своим возлюбленным, а затем и вовсе сбегает с ним из дома. Лицемерие и ханжество давно вошли у неё в привычку. Хотя вряд ли можно строго судить её за это.
Глава семейства
Несложно ответить на вопрос, к какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха. Её образ традиционно считается одним из самых отрицательных женских персонажей в классической русской литературе. Эта пожилая купчиха упрямая и вздорная. Отличительные черты её характера — самодурство, суеверие, жестокость.
Представления этой бездушной женщины о жизни определяются приверженностью к старым порядкам, что проявляется в каждом её поступке и суждении. Она совершенно необразованна, но считает себя умным человеком. Ей чужды даже сами понятия о доброте и справедливости. Никто не слышал от неё никогда ласкового слова.
Кабаниха всеми силами старается поддерживать в своём доме домостроевские устои. Главной её заботой является стремление жить по старым правилам, ничего не меняя. Всех своих домочадцев и слуг «поедом ест». И требует полнейшего подчинения.
Сильная, властная и крайне упрямая, она не позволяет им даже задуматься о правильности своего мнения и принятых ею решений, считая, что лишь она может одобрять или не одобрять действия и поступки. И не видит ничего плохого в том, что превратила собственного сына в настоящего труса, мягкотелого, безвольного слабака, полностью лишённого мужского достоинства. Он так боится её, что даже после женитьбы не смеет возразить ей ни в чём.
По приказу матери он бьёт свою жену, ругается с ней, хотя ему вовсе не хочется этого делать. Но Кабаниха считает необходимым такое обращение, ведь страх жены перед мужем — обязательное условие семейной жизни, по её мнению. Она убеждена, что это единственная возможность поддерживать порядок. Её устами в сочинении Островского говорит целая уходящая эпоха: «Что же будет, как старики перемрут? Как будет свет стоять? Уж и не знаю».
В разговоре о паровозе она называет его «огненным змеем» и заявляет, что не станет ездить на нём. В этой реплике выразилось её отношение ко всему новому. Она не желает признавать никаких перемен, убеждённая в том, что ничего хорошего они принести не могут.
Сердечная привязанность
Любит ли она своих детей? Ответить достаточно сложно. В силу ужасного характера эта жестокая мамаша постоянно пилит их, обвиняя в том, что они не желают во всём жить по привычным ей старым правилам. По её словам, строгости она заводит именно от любви к ним, так как желает им добра. Дочери она даже позволяет изредка прогуливаться и видеться с молодёжью.
Но нелегко представить, чтобы в сердце этой злобной ведьмы есть такое светлое чувство, как любовь к своим детям. С трудом можно предположить, что это жестокое существо любит хоть кого-нибудь. Что же касается невестки Катерины, то её она и вовсе готова сжить со свету, и это у неё успешно получается.
Кабаниха считает себя глубоко религиозной. Однако вера её не подлинная, идущая от сердца. Для неё главное — соблюдение всех обрядов, внешней атрибутики. Важно выглядеть таковой в глазах окружающих, а искренние душевные порывы для неё — дело десятое.
Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (По драме А. Н. Островского «Гроза»)
Написав «Грозу», А. Н. Островский как бы включил себя в ряд таких писателей, как Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов. Он создал еще одну, свою модель города, где царит традиционный уклад жизни. Но в отличие от гоголевского города Калинов показан Островским неоднозначно. С одной стороны, прекрасная природа («Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется»), а с другой — черствость людей, невежество, царящее в городе, злоба и гак далее. Всех жителей этого города можно условно разделить на две группы: деспоты и те, кто им подчиняется. К деспотам можно
смело отнести двух самых влиятельных людей города: Дикого и Кабанову, которую все в городе зовут Кабанихой. Фамилии этих людей говорят многое об их характерах. Ведь недаром никто (кроме Феклуши) не называет Дикого Савелом Прокофьевичем, а Кабаниху — Марфой Игнатьевной. И Дикой, и Кабаниха чувствуют себя в городе полноправными хозяевами. Все им подчиняются: одни охотно («Уж лучше терпеть»), другие же нет, но все их протесты выражаются только на словах («Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили»), И именно поэтому они делают что хотят, и никто не смеет возразить им. Главная
черта, объединяющая этих купцов, — любовь к деньгам. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве. Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. («Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!») Еще одна черта, которая объединяет их, — это религиозность. Но Бога они воспринимают не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может лишь наказывать. Но чтобы лучше понять этих персонажей, рассмотрим каждого в отдельности. Савел Прокофьевич Дикой — жадный и очень грубый человек. Его можно сравнить с гоголевским Плюшкиным. Он так же торгуется буквально за каждую копейку. («…Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю».) Дикой делает все, что в его силах, лишь бы накопить побольше денег. («Недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются».) Но главный недостаток его в том, что он считает себя таким же, как все. («Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко?») Дикой — очень расчетливый. Он никогда не позволит себе нагрубить кому-нибудь, кто сильнее и могущественнее его («…воюешь-то ты всю жизнь с бабами»). Об этом же свидетельствует история с гусаром (Дикой молча слушал, как его ругают, и ничего не возразил). Характер же Кабанихи немного другой. Его довольно четко сформулировал Кудряш; на утверждение Шапкина «Хороша тоже и Кабаниха» он отвечает: «Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…» Кабанова, как никто, отражает всю приверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона и других, как надо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытается казаться доброй, чуткой, искренней, а главное, несчастной женщиной. Пытается оправдать свои поступки возрастом: «Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать». Но это утверждение больше похоже на иронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром вселенной, она не может представить себе, что будет со всем миром после ее смерти. В своем произведении Островский показал город, жители которого невежественны (они не хотят читать книги и что-либо учить, но с удовольствием слушают странниц, которые сами нигде не были). Им чужды такие понятия, как любовь, дружба, взаимопомощь. («Я потрачусь, да уж и ему станет в копейку» ) Но этот мир не так безмятежен. Протест Катерины, т. е. ее самоубийство, колеблет их устоявшуюся тихую жизнь. И уход Катерины из жизни не случаен, ведь она была единственным «лучом света в темном царстве»
Отвратительный самодур
Образ Савёла Прокофьевича Дикого в произведении представлен автором как образец богатого купца, признающего лишь собственную власть над людьми, которую дают деньги. Всё остальное не имеет для него никакого значения.
Этот человек полностью лишён чести и совести, чего даже не пытается скрыть. Он считает себя выше всех. Городничего запросто похлопывает по плечу, зная, что тот не пойдёт против него. Речевая характеристика образа Дикого в пьесе представлена репликами персонажей. «Да разве ж он кого боится!» — говорят о нём горожане.
Окружающих этот деспот даже без всякой причины оскорбляет и унижает. Они для него «червяки», которых ему ничего не стоит раздавить, если захочется. Невежество и бескультурие в сочетании с грубостью и полным бесстыдством делают этот персонаж отталкивающим. Дикой постоянно ругается, это давно стало его основной привычкой. Он никогда не выбирает выражений, болтая всё, что ему вздумается, вполне оправдывая свою фамилию.
Тихая и покорная жена с утра просит всех не тревожить его: «Голубчики, не рассердите!». Однако этому самодуру и не нужен повод для бешенства и нападения на кого-нибудь просто так, чтобы выплеснуть свою злобу. Собственное поведение порой не нравится даже ему самому. Иногда он раскаивается и просит прощения, но изменить себя не может. В этом состоит противоречивость его натуры.
Впрочем, набрасывается Дикой только на тех, кто заведомо слабее его и не сможет дать отпор. Свою куму Марфу Кабанову уважает. Она сама богаче его и не слабее характером. Поэтому умеет поставить его на место. А также Кудряш, его конторщик, не становится объектом нападок Дикого, так как сам является знатным грубияном.
Жадный, скупой, эгоистичный, он изводит и мучает своего племянника Бориса, не желая отдавать наследство, оставленное бабушкой. По условиям завещания он должен получить его, если будет почтителен с дядей. Но, несмотря на все свои старания, племянник не может угодить ему. Этот скряга и не собирается ничего отдавать Борису.
Сходства и различия
Приводя цитатную характеристику Дикого и Кабанихи, читатель может наглядно увидеть, что эти персонажи являются представителями «тёмного царства», которое так ненавистно Островскому. Составляя таблицу для сравнения и характеристики этих образов, следует отметить некоторые общие черты.
Чтобы охарактеризовать их взаимоотношения, необходимо упомянуть о том, что оба они обожают производить впечатление на окружающих. Их портретные образы отличаются высокомерием и властностью. Им нравится подчинять себе всех, кого только можно, и безраздельно командовать. А о том, что они отравляют жизнь своим близким, не желают задуматься. Такими представлены в пьесе Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства каждого из них ярко показаны автором.
Однако, проводя сопоставительный анализ, нельзя не отметить также некоторые различия характеров этих персонажей. Описывая их нравственные образы, непременно следует подчеркнуть, что Дикой всё же хоть изредка, но признаёт собственную неправоту. Он и сам, возможно, желал бы обладать другим характером. А Кабаниха даже мысли не допускает, что когда-то в чём-либо ошибается. Нет, права может быть только она, и никто другой. Кроме того, она не любит показывать и рассказывать на людях о том, что происходит в её доме. Дикой же, напротив, говорит о своей семье и близких со всеми.
Именно люди, подобные Кабанихе и Дикому, олицетворяли собой худшие черты русского купечества. Их непросвещённость и необразованность, а также власть над другими людьми, благодаря богатству, позволяли раскрывать худшие черты характеров.
Дикой и Кабаниха — «Самодуры русской жизни»
Дикой и Кабаниха
«Самодуры русской жизни»
А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского Дикого и Кабаниху. Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства и также некоторые пороки и недостатки.
Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал. В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого “ругателем”, Кудряш же называет его (Дикого) “пронзительным мужиком”. Кабаниха называет Дикого “воином”. Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет ее “ханжой” и говорит, что она “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою. Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: “Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом”. Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен (говорит “с езуитом” вместо “с иезуитом”), так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью (“Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!”), что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным. Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее… Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам. Иногда купчиха становится в позу: “Ну, ты не очень горло-то распускай!” обращается к Дикому.
Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.
Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.
Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие.
Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства героев. Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной концепции и принципах? С одной стороны, кажется, что Дикой грубе’е, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись поближе, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Зато перед нами приоткрывается страшная и деспотичная сущность Кабанихи. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что и приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.
Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может отражать проблемы и недостатки русского общества того времени.