В чем заключается санитарно гигиеническое воспитание и обучение населения
Гигиеническое воспитание и образование
В Федеральном Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ гигиеническое воспитание и обучение граждан определено как одна из главных составляющих комплекса организуемых и проводимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Законом также установлен обязательный характер гигиенического воспитания и обучения граждан с целью повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний и распространения знаний о здоровом образе жизни.
Наиболее актуальным и эффективным направлением гигиенического воспитания и образования является профессиональная гигиеническая подготовка должностных лиц и работников организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, воспитанием и обучением детей, от уровня санитарной культуры которых, соблюдения ими требований соответствующих санитарных правил и гигиенических нормативов зависит здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие всего населения.
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005г. № 402 личные медицинские книжки выдаются центрами гигиены и эпидемиологии. Этим же приказом утверждена форма личной медицинской книжки. Обеспечение центров гигиены и эпидемиологии бланками личных медицинских книжек и голографическими марками к ним осуществляется ФГУЗ «Информационно-методический центр «Экспертиза».
Приобретенные в других местах личные медицинские книжки оформлению не подлежат.
В соответствии со ст. 212, 213 ТК РФ приобретение личных медицинских книжек и прохождение профессиональной гигиенической подготовки должно осуществляться за счет средств работодателя.
Порядок проведения профессиональной гигиенической подготовкой и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, утвержден Приказом МЗ РФ № 229 от 29.06.2000г. «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций» (зарегистрировано в Минюсте РФ регистрационный № 2321 от 20.07.2000г.).
Руководствуясь письмом Минздрава РФ от 07.08.2000 № 1100/2196-0-117, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» (а также его филиалы) осуществляют профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию обязательных контингентов следующих профессий:
Профессиональная гигиеническая подготовка проводится на базе:
и непосредственно в организациях, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, при условии предоставления помещения.
Обучение проводится на основании заявлений ЮЛ, ИП, заключенных с ними договоров, после оплаты в установленных законодательством случаях услуг за проведение гигиенического обучения, оформление, выдачу и учет личных медицинских книжек согласно прейскуранту цен.
Гигиеническое воспитание и образование
Правовое обеспечение гигиенического воспитания населения и обучения
« Основы законодательства Российский Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.07.1993 г.
ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.
Статья 36. ч. 1. Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательно, направлено на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни.
ч. 2. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляется: в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях, при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Статья 55. За нарушения санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Невыполнение требований по гигиеническому обучению и воспитанию должностных лиц и работников влечет применение мер ответственности, налагаемой на граждан, должностных и юридических лиц.
Основные документы, регламентирующие порядок проведения гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций:
— Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
— Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 11,29,34,36);
— Приказ Минздрава России от 14.04.2000. № 122 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте на транспортные средства для перевозки пищевых продуктов», зарегистрирован Минюстом России 24.04.2000 г. рег. № 2199;
— Приказ Минздрава России от 29.06.2000. № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций», зарегистрирован Минюстом России 20.07.2000 г. рег. № 2321;
— Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005 г. № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте»;
Личная медицинская книжка выдается должностным лицам и работникам организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Оформление и регистрация личных медицинских книжек осуществляется в г. Нальчике только в ФБУЗ «ЦГ и Э в КБР». Личная медицинская книжка является документом строгой отчетности, защищенной от подделок полиграфической продукцией уровня «В» и свободной продаже не подлежит. Личная медицинская книжка, заверенная подписью другой организации, является недействительной.
3) допустивших при осуществлении профессиональной деятельности нарушения действующего санитарного законодательства.
Профессиональная гигиеническая подготовка должностных лиц и работников организаций проводится также непосредственно в организациях, при условии предоставления помещений и подбора групп однородных профессий (не менее 12 человек в группе) по заявлению руководителя организации. Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация проводится только, при наличии сведения о профилактических прививках и заключения врача о допуске к работе по результатам медицинского обследования и сведений о профилактических прививках. Результат аттестации по профессиональной гигиенической подготовке подтверждается штампом ФБУЗ «ЦГ и Э в КБР» и квадратной голограммой.
Аттестация должностных лиц и работников организаций по результатам профессиональной гигиенической подготовки проводится в форме собеседования или тестового контроля. При положительном результате аттестации по профессиональной гигиенической подготовке отметка о ее прохождении вносится в личную медицинскую книжку и защищается голографическим знаком. При неудовлетворительном результате аттестации отметка в личную медицинскую книжку не вносится. Не аттестованные должностные лица и работники организаций направляются на повторную профессиональную гигиеническую подготовку по очной форме, не ранее чем через 1 неделю. В случае повторных неудовлетворительных результатов аттестации ФБУЗ «ЦГ и Э в КБР» уведомляет об этом руководителей организаций, работники которых не прошли аттестацию.
МБУЗ Род-Несветайского района «ЦРБ»
График работы кабинета вакцинации от COVID-19:
По адресу: ул. Южная 20, Поликлиника
Об организации деятельности по гигиеническому воспитанию и обучению детей и подростков
Здоровый образ жизни предполагает высокий уровень санитарной культуры и поведения человека, направленного на борьбу с вредными привычками. негативно влияющими на здоровье. Именно вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказывающихся на состоянии здоровья детей и подростков.
Цель гигиенического воспитания и обучения:
• Получение знаний и навыков по здоровому образу жизни
Задача гигиенического обучения и воспитания:
• Обучение детей и подростков современным подходам к оценке своего
здоровья;
• Формирование знаний и навыков самоконтроля за состоянием своего
здоровья;
• Формирование мотивации, знаний и навыков по ведению здорового
образа жизни, преодолению рисков для здоровья (курения, употребления
алкоголя, наркотических и психотропных средств; по приверженности
рациональному питанию, адекватной физической активности, соблюдению
режима труда и отдыха и др.);
• Овладение знаниями и навыками для соблюдения правил
гигиенического поведения.
— снижение потребления алкоголя и табака;
— повышение уровня физической активности;
— приверженность рациональному питанию;
— снижение уровня психо-эмоциональной нагрузки.
Формы гигиенического воспитания и обучения:
— проведение акций, лекций, бесед, консультаций, семинаров, круглых столов и
пр., сопровождается одновременным использованием буклетов, брошюр,
рецептур, памяток;
обсуждение имеющихся проблем между медицинскими работниками и пациентами;
выработка конкретных рекомендаций, сопровождаемая выдачей информационно-образовательных материалов всех видов (таблиц, схем. рецептур и т.п.);
2. Обучение навыкам ЗОЖ в школах здоровья.
Организация гигиенического обучения и воспитания детей и подростков в
оздоровительных учреждениях предусматривает:
знаний о здоровом образе жизни:
— ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика;
— прогулки и пешеходные экскурсии;
— лечебная физкультура и лечебная хореография;
— спортивные игры и соревнования, праздники;
— использование примерного 10-дневного утвержденного меню;
— выполнение норм питания по набору продуктов;
— соблюдение требований по ассортименту продуктов питания;
— выполнение веса порций для детей разного возраста;
— обеспечение требуемого соотношения белков, жиров и углеводов;
— соответствие калорийности суточного рациона возрасту детей.
Воздушные ванны. Солнечные ванны. Водные процедуры. Купание в
• соответствие физической нагрузки возрасту и функциональным
возможностям ребенка.
В целях активизации деятельности по формированию здорового образа жизни рекомендуется:
сохранению нормальной массы тела, борьба с ожирением, пропаганда здорового питания среди детей и их родителей.
3. Популяризация оптимального режима дня среди детей и подростков с
введением элементов двигательной активности, спорта, физического труда.
4. Своевременное выявление и коррекция стрессовых факторов.
Примерная тематика работы школы физической
активности приложение 1
О гигиеническом обучении населения
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р, в числе важнейших задач совершенствования системы охраны здоровья населения, предусматривает такие меры, как:
— пропаганда и формирование здорового образа жизни, повышение ответственности работодателя за здоровье своих работников и населения за собственное здоровье;
— разработка и реализация программ по профилактике алкоголизма, табакокурения и других факторов риска;
— формирование культуры здорового питания населения;
— обеспечение безопасной для жизнедеятельности человека окружающей среды;
— обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Реализация почти всех этих вопросов (в частности: пропаганда и формирование здорового образа жизни; формирование культуры здорового питания; повышение ответственности работодателя и населения за свое здоровье и здоровье работников; реализация программ по профилактике алкоголизма и табакокурения) возможна в процессе гигиенического воспитания и обучения населения, предусмотренного Федеральным законом Российской Федерации от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который относит его к мерам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 2, 5, 6).
Статья 29 вышеназванного Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний предусматривает обязательное выполнение ряда мероприятий, в том числе проведение медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Порядок проведения, перечень контингентов, сроки проведения профилактических прививок регламентируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 г. № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» и Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2017 г. № 125н «Об утверждении национального календаря прививок и календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показателям.
Регламентирующим документом, утверждающим порядок прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров, частоту проведения, перечень обязательных врачей-специалистов, виды медицинских исследований при медосмотре, является Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Проводить медицинские осмотры и профилактические прививки имеют право медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие лицензию на данный вид медицинской деятельности.
Гигиеническое воспитание и обучение граждан предусмотрены ст. 36 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, обязательны для граждан, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни и осуществляются:
— в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных организациях;
— при получении профессионального образования или дополнительного профессионального образования посредством включения в образовательные программы разделов о гигиенических знаниях;
— при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Периодичность, порядок и формы проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, как части гигиенического обучения и воспитания, утверждены ПриказомМинистерства Здравоохранения РФ от 29.06.2000 г. № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций».
Перечень профессий должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (далее должностные лица и работники организаций), обязанных проходить при поступлении на работу и в дальнейшем периодическую профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, обозначен инструктивным письмом Минздрава РФ от 07.08.2000 № 1100/2196–0-117 «О направлении перечня профессий».
Вышеназванный Приказ МЗ РФ от 29.06.2000 г. № 229 предусматривает проведение профессиональной гигиенической подготовки:
— по 6 – 12 часовым дифференцированным программам; по очной форме обучения (для должностных лиц и работников организаций, впервые устраивающихся на работу и лиц не прошедших очередную аттестацию), очно-заочной форме обучения (самостоятельная подготовка по методическим материалам с консультацией специалистов, очная часть составляет не менее 4 часов); заочной форме обучения (самостоятельная подготовка по предлагаемым методическим материалам).
Аттестация указанных выше категорий должностных лиц и работников организаций по результатам профессиональной гигиенической подготовки проводится после внесения в личную медицинскую книжку результатов медицинских осмотров и вышеназванным Приказом МЗ РФ от 29.06.2000 г. № 229 возложена на центры гигиены и эпидемиологии – в Кемеровской области – Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» и его филиалы на местах.
Результаты проведенных предварительных и периодических медицинских освидетельствований (осмотров), положительной гигиенической аттестации, сведения о полученных прививках подлежат обязательному внесению в личные медицинские книжки (ст. 34 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ; приказы Министерства здравоохранения РФ от 29.06.2000 г. № 229; от 12.04.2011 г. № 302н; приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005 г. № 402).
Положительный результат гигиенической аттестации вносится в личную медицинскую книжку штампом «АТТЕСТОВАН» с аббревиатурой ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологи в Кемеровской области» (ФБУЗ «ЦГиЭКО») или его филиала (ФФБУЗ «ЦГиЭКО») и защищается квадратным номерным голографическим знаком с символикой «Роспотребнадзор».
Лица, отказывающиеся от медицинских осмотров, не прошедшие профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию к работе не допускаются.
Ответственность за медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию должностных лиц и работников вышеназванных организаций возлагается на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (работодателя) и влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации; ст. 13.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации; ст. 237 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Гигиеническое обучение и воспитание населения. Учебное пособие
В учебном пособии освещаются вопросы гигиенического воспитания и обучения населения по формированию здорового образа жизни в различных медицинских и не медицинских организациях. Пособие предназначено для студентов средних медицинских образовательных организаций, а также будет полезно работникам медицинских организаций, организующих и ведущих работу по гигиеническому воспитанию и обучению населения.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гигиеническое обучение и воспитание населения. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 1. Профилактика — ведущее направление в охране здоровья населения
Профилактика (от греч. prophylaktikos — предохранительный) — совокупность предупредительно-оздоровительных мероприятий по охране и укреплению здоровья отдельного человека или целого коллектива. В зависимости от этого различают профилактику индивидуальную (личную) и общественную (социальную). На разных этапах исторического развития профилактика принимала разные формы в зависимости от классового строения общества, уровня культурного развития, господствовавших нравов, обычаев, религиозных воззрений, степени развития науки.
Общественная профилактика — система комплексных государственных и общественных социально-экономических и медико-санитарных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний и на всемерное укрепление здоровья населения.
В ближайшей перспективе осуществится широкая программа, направленная на предупреждение и решительное сокращение болезней, ликвидацию массовых инфекционных заболеваний, на дальнейшее увеличение продолжительности жизни.
Особое важное место в профилактике занимает гигиеническое нормирование, все более охватывающее все отрасли производства, технологические процессы, состояние окружающей среды, условий труда, учебы, питания, отдыха. Это способствует осуществлению основной задачи профилактики — укреплению здоровья и трудоспособности, гармоническому развитию физических и духовных сил человека. Здесь сказывается единство социально-экономических и профилактических задач и целей. В стране проводится большая исследовательская работа по научному обоснованию гигиенических нормативов в разных областях народного хозяйства, и результаты этой работы по линии гигиены труда, коммунальной гигиены, гигиены питания и гигиены детей и подростков весьма велики. Обязательность соблюдения этих нормативов установлена законодательно.
Прогресс науки и техники влечет за собой успехи в области профилактики. Усовершенствование промышленных технологий приводит к значительному уменьшению вредных веществ в окружающей среде. В связи с автоматизацией и механизацией производства, с резким сокращением ручных процессов, со значительным использованием электроники, ядерной физики, химии, кибернетики, дистанционных методов управления производством огромное профилактическое значение приобретает научная разработка вопросов физиологии, гигиены труда в новых условиях, режима работы и отдыха.
Актуальные проблемы, посвященные вопросам санитарной охраны природы, в т.ч. атмосферного воздуха, поверхностных и грунтовых вод, почвы. В обязанности министерствам, ведомствам, хозяйственным органам при проектировании предприятий и сооружений вменено своевременно разрабатывать и внедрять технологические процессы, обеспечивающие максимальную переработку сырья и топлива, не дающих вредных отходов в атмосферу, воду и почву. Широкие экологические мероприятия, связанные с преобразованиями природы (лесонасаждения, осушка болот, освоение пустынь, закрепление песков, гидросооружения и т.п.), должны вести к улучшению условий жизни населения и в связи с этим также имеют профилактическое значение.
Вся система и деятельность учреждений здравоохранения построена таким образом, что в соответствующих ее звеньях учитываются специфические задачи профилактики, диктуемые возрастно-половыми особенностями контингентов населения, условий их жизни, характером их заболеваемости и ее этиологией (профилактическая направленность работы детских и женских консультаций, поликлиник, диспансеров, здравпунктов и т.д.).
В проведении профилактических мероприятий значительную роль играет предупредительный и текущий санитарный надзор, осуществляемый Роспотребнадзором. Особенно важен санитарный надзор при планировке и благоустройстве населенных мест; он должен контролировать жилищное строительство, мероприятия по санитарной охране воды, воздуха и почвы, охране труда.
Профилактическая направленность является также характерной особенностью развития всех клинических дисциплин медицины, в которых должное внимание уделяется вопросам социальной этиологии (трудовым и бытовым факторам), раннему выявлению заболеваний, проведению мероприятий по оздоровлению окружающей больного среды, рациональному трудоустройству, укреплению организма (лечебная физкультура, лечебное питание и т.д.) и повышению его адаптивных возможностей.
Профилактика органически связана с лечебной деятельностью. Лечение не противопоставляется профилактике, а сливается в неразрывном единстве, нашедшем наиболее яркое выражение в диспансерном методе лечебно-профилактического обслуживания населения.
Врачи, осуществляя синтез лечения и профилактики, стремятся обеспечить наиболее раннее распознавание заболеваний, правильное лечение больных, необходимые условия и режим труда, отдыха, питания, предупреждать рецидивы болезни. Из этих задач вытекают и обязанности врача знакомиться с социальной этиологией заболевания, особенно с условиями труда и быта обращающихся к нему больных и всячески содействовать через соответствующие организации улучшению этих условий.
Велика роль профилактики в борьбе с инфекционными заболеваниями. В профилактике инфекционных заболеваний широко используются достижения отечественной эпидемиологии и микробиологии, иммунологии, особенно в изучении патогенеза инфекций, иммунитета, проблемы изменчивости микробов, ранней микробиологической диагностики, вопросов специфической профилактики, иммунопрофилактики и лечения ряда инфекционных заболеваний.
Велика роль профилактики в предупреждении сердечно-сосудистых заболеваний; устранение вредно влияющих факторов, связанных с неблагоприятными трудовыми и бытовыми условиями, ведет к сокращению количества сердечно-сосудистых заболеваний. В деятельности медицинского работника видное место занимают психопрофилактика, психогигиена.
Принципы профилактики положены в основу борьбы с туберкулезом, болезнями желудочно-кишечного тракта, мочеполовых органов, болезнями нервной системы, злокачественными новообразованиями и др. Неоценимо значение профилактических мероприятий, обеспечивающих правильное физическое развитие подрастающих поколений. Здесь на первый план выступает физическая культура, являющаяся мощным средством сохранения и укрепления здоровья людей всех возрастов.
В разработке теоретических основ профилактики и практических форм ее осуществления в медицинском обслуживании населения в разных медико-санитарных учреждениях большие заслуги принадлежат социальной гигиене и организации здравоохранения.
Основные факторы, определяющие состояние здоровья населения связаны с образом жизни и окружающей средой. Чтобы снизить распространенность негативных факторов риска и уменьшить их влияние на человека, а также стимулировать благоприятные для здоровья потенции внутренней и внешней среды, необходима реализация всесторонних усилий по укреплению здоровья и профилактики заболеваний. Наши воздействия должны быть направлены на:
— формирование и поддержу стремления людей к позитивным изменениям в их образе жизни через обеспечение качественными медико-гигиеническими знаниями, создание соответствующих мотиваций и отношения к здоровью, выработку умений и навыков здорового образа жизни (субъективный фактор), а также их всемирное развитие и совершенствование;
— создание физической и социальной окружающей среды, благоприятствующей этим изменениям (объективный фактор).
Базисными задачами политики укрепления здоровья и профилактики заболеваний в России являются:
— переориентация служб здравоохранения (также как и образования, социальной защиты, экологических организаций, общественных объединений, средств массовой информации, культуры и религии) на активные действия по предотвращению заболеваний и укреплению здоровья;
— снижение распространенности курения;
— улучшение качества питания;
— увеличение физической активности;
— смягчение влияния повреждающих социально-психологических факторов и повышение качества жизни;
— обеспечение широкого охвата населения иммунизацией;
— профилактика ВИЧ-инфекции и инфекций передающихся половым путем;
— снижение потребления алкоголя;
— профилактика употребления наркотиков;
— улучшение качества среды и минимизация повреждающего действия антропогенных факторов.
Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ №455 от 23.09.2003 г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации», воссоздается система санитарного просвещения и медицинской профилактики в стране, вводятся новые специальности «врач по гигиеническому воспитанию», «средний медицинский работник по гигиеническому воспитанию» (инструктор по санитарному просвещению).
Модернизация пропаганды здоровья
На сегодня изменения взглядов на составляющие компоненты здоровья ведут к пересмотру целей по работе с населением, содержания пропаганды, используемых методов для выработки умений. В конечном итоге в свете современных представлений о здоровье результатом будет выработка устойчивости к внешней среде и сохранение внутреннего равновесия, т.е. всестороннего комфорта.