В чем заключается секрет труда
СЕКРЕТ ТРУДА
Духовное знание есть единственное, что может уничтожить наши несчастья навсегда. Всякое другое знание удовлетворяет наши нужды лишь временно. Только с приобретением духовного знания и совершенствования уничтожается навсегда способность нуждаться. Поэтому самой важной помощью человеку является помощь духовная. Духовно сильный и здоровый человек будет силён и в других отношениях, если он того пожелает.
Если человек не обладает духовной силой, даже его физические потребности не будут надлежащим образом удовлетворены.
Следовательно, рассматривая вопрос об оказании помощи другим, мы всегда должны остерегаться ошибки думать, что физическая и материальная помощь — главная и единственная, которую можно оказать человеку. Она не только последняя, но и самая незначительная, ибо не может дать длительного удовлетворения. Страдание, испытываемое при голоде, проходит как только удовлетворён голод, но голод снова возвращается, а мои страдания прекратятся только тогда, когда я буду удовлетворён навсегда. Тогда и голод не сделает меня несчастным и никакие страдания или горе не способны будут меня расстроить.
Таким образом, наивысшая помощь — это помощь, укрепляющая нас духовно, за ней — помощь уму, а потом — помощь физическая.
В Бхагавад-гите постоянно повторяется, что все мы должны неустанно работать, но всякий труд по своей природе состоит из добра и зла. Нет работы, которая где-нибудь не принесла бы вреда. Доброе действие отразится на нас добром, злое — злом. Но добро и зло — цепи души.
Решение, которого достигает Бхагавад-гита по отношению к этой создающей оковы природе труда, заключается в том, что мы не должны привязывать себя к работе, которую мы делаем. Тогда она не свяжет нашу душу. Мы должны стараться понять, что значит эта непривязанность к работе. Слово «самскара» можно довольно точно передать понятием «врождённая склонность».
Пользуясь сравнением ума с озером, можно сказать, что в уме всякое волнение, затихая, не проходит совершенно, оставляет след — возможность в будущем снова появиться. Этот след и возможность нового проявления прошедшего в уме и есть то, что называется «самскара».
Каждая работа, которую мы делаем, каждое движение тела, каждая мысль оставляет след в уме и даже если эти следы и впечатления не видны, они всегда достаточно сильны, чтобы действовать в глубине ума ума подсознательно. То, что мы представляем собой в каждую данную минуту, обусловливается общим итогом этих впечатлений ума. То, что я представляю собой в данный момент, есть результат общего действия всех впечатлений моей прошлой жизни. Этот результат и есть характер. Дурные впечатления всегда деятельны и влияние их должно по необходимости быть дурно. Человек дурных впечатлений будет дурным помимо своей воли.
Общая сумма его впечатлений создаёт в нём сильное побуждение к совершению дурных поступков. Он будет как бы орудием этих впечатлений и они будут принуждать его делать зло. Подобным образом, если человек думает хорошие мысли и делает хорошие дела, общая сумма составляемых этими мыслями и делами впечатлений будет хорошей и она будет заставлять его делать добро также помимо его воли.
Тогда человек может быть в каком угодно обществе и для него нет опасности в том, что он начнёт кому-либо делать зло. Существует стадия ещё выше этой склонности к добру — это желание освобождения. Вы должны понять, что свобода души есть цель всех йог и каждая йога ведёт в конце к этому результату.
Освобождение означает полную свободу — свободу от оков добра, так же как и оков зла. Дурные склонности следует вытеснять добрыми, а дурные впечатления ума следует удалять свежими волнами хороших, пока всё дурное почти исчезнет или будет подавлено и будет находиться под строгим контролем в дальней части ума. Но после этого хорошие наклонности также следует победить. Таким образом человек «привязанный» становится «непривязанным».
Работайте, но не позволяйте делу или мысли производить глубокое впечатление на ум. Путь эти впечатления, как волны, приходят и уходят. Пускай огромные результаты, получающиеся от работы мускулов или мозга не производят на вашу душу глубокого впечатления. Природа существует только для воспитания души — иного смысла в ней нет. Она существует потому, что душа должна обладать знанием и через знание освобождаться. Если мы будем это помнить всегда, мы никогда не будем привязаны к природе, мы будем знать, что природа — это книга, которую мы должны прочесть, и что когда мы приобретём настоящее знание, книга потеряет для нас своё значение. Вместо этого, однако, мы отождествляем себя с природой. Мы думаем, что душа — для природы и дух — для тела, и как говорит ходячее выражение, мы думаем, что «человек живёт, чтобы есть», а не «ест, чтобы жить».
Постоянно впадая в эту ошибку, мы смотрим на природу как на самих себя и привязываемся к ней, а это прирастание производит глубокое впечатление на душу, связывающее нас и заставляющее нас работать не для свободы, а для рабства. Вся суть этого учения состоит в том, чтобы мы работали как вольные хозяева, а не как рабы.
Работайте непрерывно, но пускай ваша работа не будет рабским трудом. Работайте свободно. Работайте в любви. В рабе не может быть истинной любви, ибо любовь никогда не приходит, если нет свободы.
Если вы купите раба, закуёте его в цепи и заставите его работать на вас, от будет трудиться, как машина, но без любви к этому труду и это будет эгоистическая работа — работа рабская.
Всякое деяние любви приносит счастье. Нет такого акта любви, который не приносил бы с собой мира и довольства. Реальное знание, реальное бытие и реальная любовь всегда соединены одно с другим и все три составляют одно. Где есть оно из них, там есть и два других — это три аспекта одного — единого бытия, знания, блаженства. Когда это бытие становится относительным, мы видим его как мир. Тогда знание в свою очередь сводится к знанию мирских вещей. Блаженство составляет основу всякой истинной любви, испытываемой сердцем человеческим. Поэтому истинная любовь никогда не может причинять страдание ни тому, кто любит, ни тому, кого любят.
Предположим,что мужчина любит женщину и желает обладать её как своей исключительной собственностью и ревниво относится к каждому её движению. Он хочет, чтобы она была его рабыней, чтобы она была всё время рядом с ним, ела и двигалась по его желанию. Он её раб и хочет, чтобы она была его рабыней. Это не любовь. Это нечто вроде тяжёлой привязанности раба, притворяющейся любовью. Такое чувство не может быть любовью, потому что оно тягостно. Если женщина не исполняет его желаний, она приносит такому человеку страдание. В настоящей любви нет тяжёлой реакции — она приносит лишь чувства блаженства. В противном случае это не любовь, а что-то другое, обычно принимаемое за любовь.
Когда вам удаётся любить мир, всю вселенную, близких людей таким образом, чтобы к вас не возникало чувства ревности или страдания, тогда вы близки к состоянию непривязанности.
Где есть привязанность — прикреплённость к земным вещам, там, вы должны знать, есть просто физическое влечение одних частиц материи к другим. Это и есть то, что притягивает два тела одно к другому и создаёт в обоих страдание, если они не могут сблизиться. Но где есть настоящая любовь, она не зависит от физической привязанности. Люди могут любить друг друга, находясь на расстоянии тысячи миль. Любовь их не изменится от этого, она не умрёт и никогда не создаст страданий. Если вы будете неизменно занимать положение дающего, и всё, что вы даёте, будет свободно по отношению к миру, без всякой мысли о награде, тогда ваша работа не создаст вам «привязанности». Привязанность к результатам работы появляется только у того, кто ожидает награды за неё. Если труд подобный труду раба порождает эгоизм и привязанность, то труд господина своего разума создаёт блаженство непривязанности.
Секрет труда
И когда они не могли этого сделать, он приказывал им жениться и жить в мире. Затем приходили другие и говорили: «Семьянин, исполняющий свои обязанности, выше».
Царь согласился, последовал за саннияси, вышел с ним из своего царства и, пройдя много других стран, дошел до одного большого царства. В столице, куда они пришли, происходила торжественная церемония.
Царь и саннияси услышали бой барабанов, музыку и крики глашатаев; народ толпился на улицах в праздничных одеждах, и везде глашатаи возвещали о том, что должно было произойти. Царь и саннияси стояли и смотрели на происходившее.
И каждая выбирала того, кто ей нравился. Так было и здесь. Все соседние царевичи нарядились в лучшие одежды и явились в город.
Если же царевне понравился бы кто-нибудь из них, она бросила бы ему гирлянду из цветов, и он стал бы ей супругом.
Царевна была прекрасна, как заря, и ее супруг должен был получить все царство после смерти ее отца. Царевна хотела иметь мужем самого красивого человека, но она не могла найти такого, который бы понравился ей.
Уже много раз происходили подобные собрания, но царевна не могла выбрать себе супруга. Это собрание было самым блестящим из всех; народу собралось больше, чем когда-либо. Царевна появилась в роскошном паланкине, и носильщики носили ее с места на место. Но ей, по-видимому, опять никто не понравился, и присутствующие с разочарованием думали, что собрание и на этот раз кончится ничем.
Я не хочу жениться», и быстро ушел.
Но царевна так полюбила молодого человека, что сказала: «Я должна выйти за него замуж или я умру», и она последовала за ним, желая его вернуть.
Тогда другой саннияси. приведший царя, сказал ему: «Пойдем за ними», и они последовали за ними, но на значительном расстоянии. Молодой саннияси, отказавшись жениться на царевне, вышел из города, и, когда он дошел до леса в нескольких милях от города, царевна последовала за ним, и двое других тоже. Молодой саннияси хорошо знал этот лес и все запутанные тропинки в нем; он неожиданно свернул на одну из этих тропинок и скрылся, так что царевна не могла найти его. После долгих и бесполезных попыток найти его, она села под деревом и начала плакать, потому что не знала, как выйти из леса.
Тогда царь и другой саннияси, подойдя к ней, сказали: «Не плачь, мы покажем тебе, как выйти из леса, но теперь слишком темно, и мы не найдем дороги. Вот большое дерево, отдохни под ним, и рано утром мы покажем тебе дорогу».
На этом дереве жила в гнезде маленькая птичка с самкой и тремя
птенцами. Эта птичка взглянула вниз и, увидев трех людей под деревом,
сказала своей жене: «Милая, что нам делать; в нашем доме гости; теперь
зима, и у нас нет огня». Она вылетела из гнезда, достала горящую
щепку, принесла ее в клюве, и бросила ее гостям: те собрали топлива и развели большой огонь. Но птичка не была еще довольна.
Она опять сказала своей жене: «Милая, как нам быть? Нам нечем накормить этих людей, а они голодны! Мы хозяева, и наш долг кормить всех, кто приходит к нашему дому. Я сделаю, что могу; я отдам им свое тело». И с этими словами птичка бросилась в огонь и сгорела.
И все они бросились в огонь.
Трое людей, изумленные тем, что они видели, не могли, разумеется, есть этих птиц. Они провели ночь без пищи. и утром царь и саннияси показали дорогу царевне, и она вернулась к отцу.
Когда они возвращались домой, саннияси сказал царю: «Царь, ты видел, что каждый велик на своем месте. Если ты хочешь жить в мире, живи как эти птички, и будь всегда готов во всякий момент пожертвовать собой для других. Если ты хочешь отречься от мира, будь подобен этому молодому человеку, для которого самая прекрасная женщина и целое царство были ничто. Если хочешь быть мирским человеком, пусть вся твоя жизнь будет жертвой для других.
Мы можем превратить каждый дом в стране в богадельню, покрыть ее больницами, но горе человеческое все же будет продолжать существовать, пока не изменится характер человека.
СЕКРЕТ ТРУДА
Духовное знание есть единственное, что может уничтожить наши несчастья навсегда. Всякое другое знание удовлетворяет наши нужды лишь временно. Только с приобретением духовного знания и совершенствования уничтожается навсегда способность нуждаться.
Если человек не обладает духовной силой, даже его физические потребности не будут надлежащим образом удовлетворены.
Следовательно, рассматривая вопрос об оказании помощи другим, мы всегда должны остерегаться ошибки думать, что физическая и материальная помощь — главная и единственная, которую можно оказать человеку.
Таким образом, наивысшая помощь — это помощь, укрепляющая нас духовно, за ней — помощь уму, а потом — помощь физическая.
В Бхагавад-гите постоянно повторяется, что все мы должны неустанно работать, но всякий труд по своей природе состоит из добра и зла. Нет работы, которая где-нибудь не принесла бы вреда. Доброе действие отразится на нас добром, злое — злом.
Решение, которого достигает Бхагавад-гита по отношению к этой создающей оковы природе труда, заключается в том, что мы не должны привязывать себя к работе, которую мы делаем. Тогда она не свяжет нашу душу. Мы должны стараться понять, что значит эта непривязанность к работе. Слово «самскара» можно довольно точно передать понятием «врождённая склонность».
Пользуясь сравнением ума с озером, можно сказать, что в уме всякое волнение, затихая, не проходит совершенно, оставляет след — возможность в будущем снова появиться. Этот след и возможность нового проявления прошедшего в уме и есть то, что называется «самскара».
Каждая работа, которую мы делаем, каждое движение тела, каждая мысль оставляет след в уме и даже если эти следы и впечатления не видны, они всегда достаточно сильны, чтобы действовать в глубине ума ума подсознательно. То, что мы представляем собой в каждую данную минуту, обусловливается общим итогом этих впечатлений ума. То, что я представляю собой в данный момент, есть результат общего действия всех впечатлений моей прошлой жизни. Этот результат и есть характер. Дурные впечатления всегда деятельны и влияние их должно по необходимости быть дурно. Человек дурных впечатлений будет дурным помимо своей воли.
Общая сумма его впечатлений создаёт в нём сильное побуждение к совершению дурных поступков. Он будет как бы орудием этих впечатлений и они будут принуждать его делать зло. Подобным образом, если человек думает хорошие мысли и делает хорошие дела, общая сумма составляемых этими мыслями и делами впечатлений будет хорошей и она будет заставлять его делать добро также помимо его воли.
Тогда человек может быть в каком угодно обществе и для него нет опасности в том, что он начнёт кому-либо делать зло. Существует стадия ещё выше этой склонности к добру — это желание освобождения. Вы должны понять, что свобода души есть цель всех йог и каждая йога ведёт в конце к этому результату.
Освобождение означает полную свободу — свободу от оков добра, так же как и оков зла. Дурные склонности следует вытеснять добрыми, а дурные впечатления ума следует удалять свежими волнами хороших, пока всё дурное почти исчезнет или будет подавлено и будет находиться под строгим контролем в дальней части ума. Но после этого хорошие наклонности также следует победить. Таким образом человек «привязанный» становится «непривязанным».
Работайте, но не позволяйте делу или мысли производить глубокое впечатление на ум. Путь эти впечатления, как волны, приходят и уходят. Пускай огромные результаты, получающиеся от работы мускулов или мозга не производят на вашу душу глубокого впечатления. Природа существует только для воспитания души — иного смысла в ней нет. Она существует потому, что душа должна обладать знанием и через знание освобождаться. Если мы будем это помнить всегда, мы никогда не будем привязаны к природе, мы будем знать, что природа — это книга, которую мы должны прочесть, и что когда мы приобретём настоящее знание, книга потеряет для нас своё значение. Вместо этого, однако, мы отождествляем себя с природой. Мы думаем, что душа — для природы и дух — для тела, и как говорит ходячее выражение, мы думаем, что «человек живёт, чтобы есть», а не «ест, чтобы жить».
Постоянно впадая в эту ошибку, мы смотрим на природу как на самих себя и привязываемся к ней, а это прирастание производит глубокое впечатление на душу, связывающее нас и заставляющее нас работать не для свободы, а для рабства.
Работайте непрерывно, но пускай ваша работа не будет рабским трудом. Работайте свободно. Работайте в любви. В рабе не может быть истинной любви, ибо любовь никогда не приходит, если нет свободы.
Если вы купите раба, закуёте его в цепи и заставите его работать на вас, от будет трудиться, как машина, но без любви к этому труду и это будет эгоистическая работа — работа рабская.
Всякое деяние любви приносит счастье. Нет такого акта любви, который не приносил бы с собой мира и довольства. Реальное знание, реальное бытие и реальная любовь всегда соединены одно с другим и все три составляют одно. Где есть оно из них, там есть и два других — это три аспекта одного — единого бытия, знания, блаженства. Когда это бытие становится относительным, мы видим его как мир. Тогда знание в свою очередь сводится к знанию мирских вещей. Блаженство составляет основу всякой истинной любви, испытываемой сердцем человеческим. Поэтому истинная любовь никогда не может причинять страдание ни тому, кто любит, ни тому, кого любят.
Предположим,что мужчина любит женщину и желает обладать её как своей исключительной собственностью и ревниво относится к каждому её движению. Он хочет, чтобы она была его рабыней, чтобы она была всё время рядом с ним, ела и двигалась по его желанию. Он её раб и хочет, чтобы она была его рабыней. Это не любовь. Это нечто вроде тяжёлой привязанности раба, притворяющейся любовью. Такое чувство не может быть любовью, потому что оно тягостно. Если женщина не исполняет его желаний, она приносит такому человеку страдание. В настоящей любви нет тяжёлой реакции — она приносит лишь чувства блаженства. В противном случае это не любовь, а что-то другое, обычно принимаемое за любовь.
Когда вам удаётся любить мир, всю вселенную, близких людей таким образом, чтобы к вас не возникало чувства ревности или страдания, тогда вы близки к состоянию непривязанности.
Где есть привязанность — прикреплённость к земным вещам, там, вы должны знать, есть просто физическое влечение одних частиц материи к другим. Это и есть то, что притягивает два тела одно к другому и создаёт в обоих страдание, если они не могут сблизиться. Но где есть настоящая любовь, она не зависит от физической привязанности. Люди могут любить друг друга, находясь на расстоянии тысячи миль. Любовь их не изменится от этого, она не умрёт и никогда не создаст страданий. Если вы будете неизменно занимать положение дающего, и всё, что вы даёте, будет свободно по отношению к миру, без всякой мысли о награде, тогда ваша работа не создаст вам «привязанности». Привязанность к результатам работы появляется только у того, кто ожидает награды за неё. Если труд подобный труду раба порождает эгоизм и привязанность, то труд господина своего разума создаёт блаженство непривязанности.
Глава 3. Секрет труда
Для того чтобы достигнуть состояния «непривязанности», потребуется, может быть, работа целой жизни; но, достигнув этой высоты, мы достигаем и цели любви и становимся свободными; рабство природы спадает с нас, и мы видим природу такою, какая она есть. Она больше не кует цепей для нас. Мы совершенно свободны и, работая, не думаем о результатах работы для себя. Кто тогда думает о результатах?
Требуете ли вы чего-нибудь от ваших детей взамен того, что вы им дали? Ваш долг работать на них, и здесь дело кончается. Когда вы делаете что-нибудь для другого человека, для города, в котором живете, для государства, старайтесь занять такое же положение, как по отношению к своим детям, и ничего не ожидайте взамен. Если вы будете неизменно занимать положение дающего и все, что вы даете, будет свободно по отношению к миру, без всякой мысли о награде, тогда ваша работа не создает вам «привязанности». Привязанность к результатам работы является только у того, кто ожидает награды.
Такое представление о милосердии уже исчезает в Индии; великие люди встречаются все реже и реже. Когда я учился английскому языку, я прочел в одной книге рассказ о мальчике, отправившемся на работу и оставившем матери немного денег. И за это его хвалили на четырех страницах. В чем здесь дело? Ни один индусский мальчик никогда не понял бы морали этой истории. Теперь я понимаю ее, зная западную точку зрения! Каждый человек сам за себя, а их отцы и матери, жены и дети могут делать, что хотят.
Теперь вы видите, что такое Карма-Йога: помогать не рассуждая, глядя даже смерти в лицо. Хотя бы вас обманывали миллионы раз, не спрашивайте ничего и не думайте о том, что вы делаете. Не хвалитесь своей щедростью к бедным и не ждите от них благодарности: скорей будьте им благодарны за то, что они дают вам случай проявить на них свое милосердие. Совершенно ясно, что быть идеальным человеком, живя в миру, гораздо более трудная задача, чем быть идеальным саннияси. Истинная жизнь труда так же тяжела, если не тяжелее, чем истинная жизнь отречения.
Читать далее > ЧТО ТАКОЕ ДОЛГ
Тайм-менеджмент: 15 методов эффективного управления временем
Что такое тайм-менеджмент
Экономист Питер Друкер писал, что менеджмент будет все больше выходить за рамки коммерческих предприятий, где появился в попытке организовать производство вещей.
Тайм-менеджмент — это техники и методы для управления временем. Это самоорганизация и управление собой. Тайм-менеджмент помогает человеку или компании планировать время и экономить ресурсы.
Например, если завалило работой, а вы не знаете, за что браться в первую очередь, следует расставить приоритеты. Матрица Эйзенхауэра помогает разобраться, какие задачи срочные и важные, а какие просто отвлекают.
Чем больше задуманного мы успеваем сделать, тем лучше качество нашей работы и жизни в целом. А в условиях цифровой трансформации и ускорения изменений, четкое распоряжение временем помогает сохранять фокус на целях и не отклоняться от курса.
Принципы тайм-менеджмента
Практически все существующие методы управления временем состоят из трех компонентов: приоритизации, планирования и структурирования.
Большая часть техник тайм-менеджмента опирается на структурирование и приоритизацию, и только малая часть — сложная комбинация всех трех принципов. Мы разберем 15 лучших методов тайм-менеджмента: от простых техник к сложным системам управления.
Лучшие методы тайм-менеджмента
1. Подготовка с вечера
Подготовка с вечера подойдет тем, кому трудно вставать рано утром — совет психолога Ника Уигнала [1]. Записывайте рабочие и личные задачи на завтра в конце рабочего дня. Так вы поймете свою нагрузку заранее и распределите задачи без утренней спешки. Можно готовить вечером план задач, рабочую одежду или обед с собой, если вы работаете вне дома.
2. Хотя бы N минут
Метод помогает справиться с прокрастинацией — откладыванием задач «на потом», даже если это важные или срочные дела. Если вы не хотите ничего делать, попробуйте начать хотя бы с нескольких минут на задачу: пять или десять. По мнению Джулии Мюллер, профессора Университета Лейпцига, так у человека останется право передумать, и оно повышает чувство контроля над ситуацией. Он перестает думать, что его принуждают делать что-то, чего он делать совершенно не хочет [2], поэтому дальнейшая работа идет легче.
3. Дедлайны
Ставьте четкие сроки сдачи работы — дедлайны. Понятные сроки стимулируют работать быстрее и помогают справиться с прокрастинацией. Исследователи Массачусетского технологического института выяснили, что даже самостоятельно установленные дедлайны помогают сдвинуть дела с мертвой точки [3]. При этом такие сроки работают хуже внешних дедлайнов, которые ставит руководитель или конкурсная комиссия. В личных делах внешним куратором может быть друг, коллега или родственник.
4. Поедание «лягушки»
Бизнес-тренер Брайан Трейси предлагает съедать «лягушку» каждое утро [4]— делать самую сложную и неприятную задачу самой первой. С утра мозг меньше нагружен информацией, поэтому вам будет проще справиться с трудным делом. После такой задачи все остальные покажутся пустяковыми и на них по-прежнему останутся силы.
5. Мелкие задачи
Это полная противоположность предыдущему методу. Делайте мелкие задачи — на 1–2 минуты — первыми, по возможности в тот же момент. Например, проверьте почту и оборудование, отправьте запросы или раздайте задачи. Это правило взято из метода Getting Things Done (GTD) бизнес-тренера Дэвида Аллена [5].
6. Автофокус
Метод «автофокуса» подойдет людям, которые часто работают с задачами без дедлайна. Два предыдущих принципа обязывают выбирать дело, и это чувство обязанности вызывает отторжение. Автор метода Марк Форстер считает [6], что сначала следует выписать все дела в единый список, а потом медленно его прочитать, пока не захочется остановиться на одной задаче. Объем задачи не имеет значения, важнее желание сделать ее прямо сейчас. Если получилось завершить дело сегодня — вычеркните его. Не получилось — перенесите в конец списка, и прочитайте его заново.
7. Сделайте это завтра
Автор книги «Сделай это завтра» [7] Марк Форстер рекомендует не браться за срочные задачи сразу, а откладывать их на завтра. Для этого нужно вести закрытые списки дел. В закрытый список невозможно добавить новую задачу, но можно занести в список на следующий день. Такой подход помогает сохранять фокус на текущих делах и делать только свою работу.
Форстер разделяет «свою настоящую работу» и «занятость». Настоящая работа помогает продвигаться в бизнесе или профессии. Здесь вы полноценно применяете свои навыки и знания. Часто выходите из зоны комфорта — делаете то, чего не делали раньше. Работать по-настоящему сложно, такая работа может вызывать небольшое сопротивление.
Занятость появляется, когда вы откладываете настоящую работу ради мелких задач. Деятельность — не то же самое, что действие. Если работа вызывает ощущение перегруженности, но не кажется сложной, — скорее всего, это занятость. Настоящая работа бывает сложной, но не заставляет чувствовать себя «белкой в колесе».
8. Деление большой задачи
Эту технику также называют поеданием салями или слона по кусочкам. Глобальная задача может испугать объемом. Чтобы к ней приступить, следует разложить большую задачу на небольшие этапы, декомпозировать. Например, «запуск нового проекта» звучит громко и давит ответственностью. Но когда в нем появляются конкретные шаги, становится проще: «начать исследование аудитории» → «поговорить с Сашей по пунктам анализа» → «изучить результаты» → «подготовить макет по результатам исследования». Задача «обрастает» конкретикой и уже не кажется невыполнимой миссией.
9. Одна задача в один промежуток времени
Многозадачность в интеллектуальном труде не работает. В 2009 году исследователи из Университета Стенфорда провели эксперимент [8]. Они выяснили, что когда человек делает несколько интеллектуальных дел одновременно, например, читает и разговаривает по телефону, то хуже запоминает и содержание разговора, и прочитанное. При этом не может определить, какая информация была важной, а какую можно было опустить. Если человек работает только над одним делом в один промежуток времени, он лучше справляется с задачей и хорошо запоминает информацию.
10. Методы фиксированного времени
Сюда относят методы работы по таймеру. Если завести привычку работать по таймеру, вы будете знать цену своему времени, работать продуктивнее, научитесь управлять ожиданиями, натренируете силу воли и предотвратите выгорание.
Техника Pomodoro. Метод помидора — это «система 25 минут» Франческо Чирилло. «Помидором» называют отрезок времени в 30 минут — 25 минут на работу и пять минут на отдых. Вы работаете 25 минут, делаете пятиминутный перерыв, затем снова уходите в работу. Через каждые четыре повтора — перерыв 30 минут.
Кстати, таймер называется «помидорным» потому, что Франческо Чирилло вначале использовал небольшой кухонный таймер в виде помидора.
Метод «90 на 30» Тони Шварца [9] и метод «52 на 17», который появился в результате исследования сервиса The Muse [10], строятся по похожему принципу. Первое значение — время в минутах, которое нужно отводить для работы, второе — время для перерыва.
Можно сказать, что это модификация дедлайнов, но в них жестко ограничивается само время на работу. Обилие коротких перерывов помогает «разгружать мозг», сменить деятельность и отвлечься.
Если хотите попробовать методы на практике, помните, что в них одинаково важны не только промежутки работы, но и промежутки отдыха. Чтобы методы работали, важно отдыхать и возвращаться к задаче в установленное время.
11. Принцип девяти дел
Этот метод основан на иерархии задач. Согласно принципу, в течение дня нужно «закрыть» одну крупную задачу, три задачи поменьше и пять мелких. Подходят дела вроде подготовки к встрече с будущими клиентами, и задачи попроще, например покупка корма питомцу. Так домашние дела не пропадают из вида и входят в расчет собственной нагрузки.
Вариация этого метода — «принцип трех дел» Криса Бейли [11]. Этот метод поможет тем, кто легко погружается в рутину и не уделяет должного внимания своим долгосрочным целям. По мнению Бейли, нужно завершать три дела в день, которые приближают вас к достижению глобальной цели. Например, час в день делать грамматические упражнения на английском или сформировать заявку на стипендию, если ваша глобальная цель — учеба за рубежом.
12. Канбан
Канбан — это метод организации работы, чтобы распределять нагрузку между людьми и делать работу точно в срок. Метод помогает видеть нарастающий темп работы и ничего не забывать.
Классический канбан — это таблица с тремя столбцами «Нужно сделать», «В работе» и «Сделано». Но столбцов может быть и больше, например, по количеству этапов в вашем проекте или на производстве, а их названия также могут меняться по усмотрению компании.
Все дела по умолчанию заносятся в первый столбец отдельной строкой или на отдельном стикере, карточке. Потом они перетаскиваются из одного в другой, пока, не попадут в последний столбец. Благодаря такому «перетаскиванию» можно легко отследить прогресс отдельного человека и всей команды.
13. Хронометраж
Экономист и автор книг по тайм-менеджменту Глеб Архангельский считает, что в основе планирования — понимание, где время расходуется эффективно, а где не очень. Архангельский предлагает планировать в три этапа.
14. Матрица Эйзенхауэра
Система ведения дел и приоритизации, которую придумал 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр в середине XX века. Все текущие и будущие дела распределяют по четырем категориям матрицы в зависимости от их срочности и важности. Матрицей сложно пользоваться постоянно, но можно периодически к ней возвращаться, если завалило работой и домашними делами. Вот как ей пользоваться.
15. Тайм-менеджмент по хронотипу
Метод подойдет тем, кто хочет составить для себя идеальный распорядок дня. Кандидат медицинских наук и клинический психолог Майкл Бреус считает [12], что существует четыре хронотипа. У каждого из них свое идеальное время для пробуждения, пик продуктивности и режим сна:
Бреус считает: если подстроить личное и рабочее расписание под собственные биоритмы, качество жизни станет намного лучше.
Приложения для управления временем
Эти приложения пригодятся, чтобы управлять задачами. Они подходят для большинства методов тайм-менеджмента из нашего списка.
Книги по тайм-менеджменту
Эти книги дополняют статью и раскроют техники подробнее.
Читайте также на РБК Трендах: