В чем заключается символика звука лопнувшей струны
Символика звука в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
Разделы: Литература
Пьесы А.П.Чехова – уникальное явление и не только в русской драматургии. А последняя его пьеса «Вишневый сад» (1903г.) особенно. Её можно назвать пьесой – символом. В ней символично всё, начиная с заглавия. Недаром режиссеры сходятся во мнении, что эта пьеса очень трудна для сценического воплощения.
Некоторые из исследователей считают, что чеховский символ особенный. В нем на равных живут совершенно разные стихии – реальность и мистика. Возможно, это относится к главному образу – символу – к образу вишневого сада. В целом же символика Чехова отличается от символа русских символистов. «Для символистов видимая реальность – лишь «паутинная ткань» явлений (Андрей Белый), которая окутывает и скрывает другую реальность – высшую, мистическую. Для Чехова иной реальности, чем та, в которой живут его герои, просто не существует.» 1 Чеховские символы раздвигают горизонты, но не уводят от земного.
Однако «в пьесах А.П.Чехова важна не внешняя событийность, а авторский подтекст, так называемые «подводные течения»». 2
В системе символов «Вишневого сада» особое место занимает звуковая символика (музыкальные звуки, шумовые эффекты), создающая психологический подтекст, поддерживающая напряжённость действия.
«Далее, во втором акте пьесы, под гитару Епиходов напевает: «Что мне до шумного света, что мне друзья и враги…». 5 В авторской ремарке помечено: «Епиходов стоит… и играет на гитаре что-то грустное». Эта песня, действительно грустная, подчеркивает не только настроение Епиходова, но и разобщенность героев, отсутствие взаимопонимания между ними.
В литературоведении существует такое выражение, как «разговор двух глухих». Если старый Фирс «плохо слышит», то другие персонажи вообще не слышат друг друга. Отсюда отсутствие взаимопонимания и разобщённость.
К звуковым эффектам относятся скрип сапог «недотепы» Епиходова и звуки игры на бильярде, которым на протяжении всей пьесы бредит Гаев.
Скрип сапог Епиходова отражает, с одной стороны, его внутреннею скованность, а с другой – претензию на свою значимость.
Бильярд для Гаева – способ уйти в игру от страшной, неуютной жизни, как-то спрятаться, впасть в детство. Поэтому и бормочет он: «Желтого в середину». Поэтому и ходит за ним старый Фирс, как за ребенком: то пальто принесет, то выбранит «недотепой».
Нужно сказать, что музыкальными звуками и шумовыми эффектами третий акт богат.
Свою радость от покупки им имения, «прекраснее которого нет на свете», Ермолай Лопахин выражает не только развернутым монологом, но и хохотом, громким топотом. И зритель уж точно не сомневается, что «идет новый помещик, владелец вишневого сада».
Лейтмотивом проходит в пьесе звук лопнувшей струны, который зрители слышат дважды. Исследователи (З.С.Паперный) отмечали, что этот звук во втором акте объединяет героев, которые до этого момента как бы не слышат друг друга. Чеховская ремарка: «Тишина… Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». Вслушиваясь в этот таинственный звук, все начинают думать в одном направлении. Но каждый из героев по-своему объясняет его природу. Лопахин, например, считает, что «где-нибудь далеко в шахте сорвалась бадья, но где-нибудь очень далеко». «Гаев говорит, что это кричит «птица какая-нибудь…вроде цапли». Трофимов считает, что это «филин». У Раневской загадочный звук порождает неясную тревогу: «Неприятно, почему-то» (вздрагивает). Фирс словно подводит итог всему сказанному: «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь»». 7 Для Фирса несчастьем является отмена крепостного права.
Принято считать, что звук лопнувшей струны символизирует грядущую гибель вишневого сада, прощание героев с прошлым, которое уходит безвозвратно.
Тот же самый звук слышится и в финале пьесы. Кстати, в последней ремарке Чехов почти дословно повторяет описание этого звука, данное в ремарке второго акта. Значение звука тоже повторяется. «Он четко определяет границу времени, границу прошлого и будущего». 8
Однако существует более глубокая в философском плане трактовка этого образа – символа. По мнению Б.В.Катаева, например, в звуке лопнувшей струны «соединилась символика жизни и родины, России: напоминание о её необъятности и о времени, протекающем над ней, о чем-то знакомом, вечно звучащем над русскими просторами, сопровождающем приходы и уходы всё новых поколений». 9
И ещё один звуковой символ – стук топора по дереву, который также повторяется дважды в четвертом акте пьесы.
Первый раз этот стук раздается в самом начале акта, как бы подчеркивая решительность, деловую хватку Лопахина.
В финале пьесы стук топора по дереву и звук лопнувшей струны сливаются в один ёмкий символ. Вот последняя чеховская ремарка: «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву». Этот звуковой символ знаменует собой конец прежней жизни героев пьесы, создает ощущение их бесприютности, оторванности от своего прошлого, от своих корней.
Однако философская глубина чеховского подтекста, если вспомнить высказывание о звуке лопнувшей струны Б.В. Катаева, позволяет предположить, что этот звук и стук топора по дереву в финале пьесы имеют более глубокую трактовку. Они свидетельствуют о конфликте поколений, о трагедии непонимания людей друг другом, об отсутствии в жизни гармонии и любви, о бесприютности и отсутствии корней, привязывающих человека к дому, к родине, к памяти предков.
Не в этом ли кроется уникальность пьесы «Вишнёвый сад», написанной в самом начале ХХ века и до сих пор не потерявшей своей актуальности?
Итак, анализ последней пьесы А.П.Чехова даёт основание утверждать, что музыкальные звуки и шумовые эффекты, наряду с символикой художественных деталей, образов, мотивов, способствуют созданию в ней эмоционально-психологической напряжённости. «Проблемы, поставленные в пьесе, также благодаря звуковой символике, обретают философскую глубину, переносятся из временного пространства в ракурс вечности. А психологизм Чехова обретает невиданную ранее в драматургии глубину и сложность». 10
1,9. Катаев В.Б. Перечитывая классику. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. Издательство Московского университета. 2002.
2-8,10. Устинова Е. Роль звука в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». Электронная версия.
Эпизоды комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад», где слышится звук лопнувшей струны. В чём смысл этого символического звука в
Из действия второго
Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный.
Любовь Андреевна. Это что?
Лопахин. Не знаю. Где-нибудь далеко в шахтах сорвалась бадья. Но где-нибудь очень далеко.
Гаев. А может быть, птица какая-нибудь. вроде цапли.
Трофимов. Или филин.
Любовь Андреевна (вздрагивает). Неприятно почему-то.
Из действия четвёртого
Сцена пуста. Слышно, как на ключ запирают все двери, как потом отъезжают экипажи. Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно.
Слышатся шаги. Из двери, что направо, показывается Фирс. Он одет, как всегда, в пиджаке и белой жилетке, на ногах туфли. Он болен.
Фирс (подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали. (Садится на диван.) Про меня забыли. Ничего. я тут посижу. А Леонид Андреич, небось, шубы не надел, в пальто поехал. (Озабоченно вздыхает). Я-то не поглядел. Молодо-зелено! (Бормочет что-то, чего понять нельзя). Жизнь-то прошла, словно и не жил. (Ложится.) Я полежу. Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего. Эх ты. недотёпа. (Лежит неподвижно).
Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.
Сочинение на тему: “Роль звука лопнувшей струны в пьесе А. Чехова “Вишневый сад”
Пьесу “Вишневый сад” ее автор, известный русский писатель А. П. Чехов назвал комедией. Но с первых же строк произведения мы понимаем, что если это и комедия, то очень грустная. Ведь с самого начала становится понятным, что имение, в которое происходят все события, так же, как и его обитатели, обречено. Раневской, Гаеву, Ане и Варе не на что жить, им не на что даже надеяться.
Выход, который предлагает им Лопахин, для героев невозможен. Для них все символизирует прошлую, давнюю прекрасную жизнь, жизнь, в которой все было просто и легко, жизнь,
Но теперь сад очень старый, а способ заготовки вишни навсегда утрачен. Теперь за всеми поступками и словами героев чувствуется постоянное неблагополучие, и надежды на будущее, которые питает один из самых деятельных персонажей “Вишневого сада” Лопахин, кажутся им неубедительными. Неубедительны и короткие, но емкие слова Пети Трофимова: “надо работать”, ведь “Россия – наш сад”.
Это тоже вполне понятно, поскольку и сам Трофимов – вечный студент, который не горящий желанием заняться реальной деятельностью, которая принесла
Героям “Вишневого сада” характерно трагическое неумение слышать других, поэтому в их диалогах все время смешивается мелкое и важное, глупое и трагическое.
В пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” точно так же, как и в жизни, смешаны воедино комические, трагические и драматические обстоятельства. Точно так же, как и в жизни неустроенных людей, оказавшихся в сложной ситуации, наблюдается разлад. Этот разлад проявляется даже в том, что слуги ведут себя точно так же, как и их господа. Сравнивая настоящее и прошлое, Фирс по-своему оценивает сложившиеся обстоятельства: “Все враздробь!”.
Характерным является и тот факт, что о Фирсе не помнят и в конце концов просто забывают в имении.
Очень символичен в этом произведении и “звук лопнувшей струны”. Если натянутая струна символизирует в жизни любого человека решительность и немедленную готовность к действиям, то струна, которая лапается – это, безусловно, конец всему. При этом еще существует призрачная надежда. Ведь повезло же как-то помещику Симеонову-Пищику, который проживал по соседству.
Он не лучше и не хуже главных героев этого грустного сюжета, а у него – то железную дорогу через поместье проложили, то глину зеленую нашли.
Жизнь непредсказуема, смешна и в то же время трагична – об этом м пытается рассказать в своих пьесах выдающийся русский писатель А. П. Чехов. И ни в коем случае нельзя доводить свою жизнь до таких обстоятельств, когда можно услышать звук лопнувшей струны. Когда струна жизни слишком натянута, нужно действовать, а не разводить пустые разговоры, в которых каждый из участников слышит только себя и не желает слушать остальных.
Related posts:
Символика
В драматургических произведениях, написанных «до Чехова», как правило, был центр — событие или персонаж, вокруг которого развивалось действие. В пьесе Чехова такого центра не существует. На его месте оказывается центральный образ-символ — вишневый сад. В этом образе соединяются и конкретное, и вечное, абсолютное — это сад, «прекрасней которого ничего нет на свете»; это красота, прошлая культура, вся Россия.
Три сценических часа в «Вишневом саде» вбирают пять месяцев (май — октябрь) жизни героев и почти целое столетие: от предреформенной поры и до конца XIX века. Название «Вишневый сад» связано с судьбами нескольких поколений героев — прошлых, настоящих и будущих. Судьбы персонажей соотнесены с судьбами страны.
По воспоминаниям К. С. Станиславского, Чехов однажды сообщил ему, что нашел чудесное название для пьесы — «Вишнёвый сад»: «Из этого я понимал только, что речь шла о чем-то прекрасном, нежно любимом: прелесть названия передавалась не в словах, а в самой интонации голоса Антона Павловича». Через несколько дней Чехов Станиславскому объявил: «Послушайте, не Вишневый, а Вишнёвый сад». «Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук “ё” в слове Вишнёвый, точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушил в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: Вишневый сад — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но “Вишнёвый сад” дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого».
Вместе с тем, сад в творчестве Чехова значим не только как символ, но и как самостоятельный природный, чрезвычайно поэтический, образ. И. Сухих справедливо утверждает: природа у Чехова не только «пейзаж», или психологическая параллель к переживаниям персонажей, а также первоначальная гармония «неиспорченного» человека Ж. Ж. Руссо («назад к натуре»). «Природа для Чехова — некая самостоятельная стихия, существующая по своим особым законам красоты, гармонии, свободы. Она. в конечном счете справедлива, содержит в себе печать закономерности, высшей целесообразности, естественности и простоты, часто отсутствующей в человеческих отношениях. К ней нужно не “возвращаться”, а подниматься, приобщаться, постигая ее законы». С этим утверждением согласуются и слова самого драматурга из его писем: «Глядя на весну, мне ужасно хочется, чтобы на том свете был рай».
Именно сад является онтологической основой сюжета пьесы Чехова: «история сада как живого существа представляет собой первое звено. цепочки трансформаций» пьесы. «Это своего рода подпочва текста, то основание, из которого вырастает весь мир его идеологии и стилистики. Сад обречен не потому, что сильны его враги — купцы, промышленники, дачники, а потому, что ему и в самом деле пришло время умирать».
В пьесе преобладают мотивы «слома», разрыва, разъединения. Так, заявленным и на сюжетном уровне «невостребованным» остается сломанный Епиходовым бильярдный кий в третьем действии, о чем со смехом рассказывает Яша.
Этот мотив продолжается в финальной ремарке пьесы: «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву». Уточнение «точно с неба» указывает на находимость главного конфликта пьесы вне сценических рамок, на некую силу извне, перед которой бессильными и безвольными оказываются персонажи пьесы. Звук лопнувшей струны и топора остается тем звуковым впечатлением, о необходимости которого в любом произведении говорил Чехов (он, напомню, считал: литературное произведение «должно давать не только мысль, но и звук, известное звуковое впечатление»). «Что общего у порванной струны с гибелью сада? То, что оба события совпадают или во всяком случае перекликаются по своей “форме”: разрыв — почти то же самое, что разрубание. Не случайно в финале пьесы звук лопнувшей струны сливается с ударами топора».
Финал «Вишневого сада» оставляет действительно двойственное, неясное впечатление: и грусти, но и некой светлой, хотя и смутной, надежды. «Разрешение конфликта находится в соответствии со всею спецификой его содержания. Финал окрашен двойным звучанием: он и грустен, и светел. Приход лучшего зависит не от устранения частных помех, а от изменения всех форм существования. И пока такого изменения нет, каждый в отдельности бессилен перед общей судьбой». В России, по Чехову, зрело предчувствие переворота, но неясное и смутное. Писатель зафиксировал то состояние русского общества, когда от всеобщего разъединения, слушания только самих себя до всеобщей вражды остался лишь один шаг.
В соответствии с литературной традицией, творчество Чехова относится к литературе XIX века, хотя закончился жизненный и творческий путь писателя в ХХ веке. Его литературное наследие стало в полном смысле этого слова связующим звеном между литературной классикой XIX века и литературой века ХХ. Чехов был последним великим писателем века уходящего, он сделал то, что в силу различных причин не было сделано его гениальными предшественниками: дал новую жизнь жанру рассказа; он открыл нового героя — чиновника на жаловании, инженера, учителя, врача; создал новый вид драмы — чеховский театр.
В какие моменты раздается звук лопнувшей струны. Вишневый сад. А. П. Чехов Помогите срочно, пожалуйста.
Принято считать, что звук лопнувшей струны символизирует
грядущую гибель вишневого сада, прощание героев с прошлым,
которое уходит безвозвратно.
Самое важное упоминание звука во втором действии –
«отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны,
замирающий, печальный».
Он упоминается после долгой тишины, во время которой
«тихо бормочет Фирс».
Роль этого звука неоднозначна.
Во-первых, это первый шум, произведенный не человеком,
а «точно с неба» (природой, Богом?).
И, как ни странно, именно он играет роль связующего
между мыслями всех героев:» в звуке лопнувшей струны
есть что-то объединяющее героев».
Только после него персонажи начинают впервые думать
и говорить об одном.
Тот же самый звук слышится и в финале пьесы.
Пьеса заканчивается ремаркой:» Слышится отдаленный звук,
точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий,
печальный. Наступает тишина, и только слышно,
как далеко в саду топором стучат по дереву».
Ясно, что Чехов отсылает читателя к струне в
предыдущем действии, но зачем?
Смысл упоминания струн абсолютно разный:
если в первый раз он обращает внимание читателя на разговор
героев, то сейчас, наоборот, подчеркивает и усугубляет
его отсутствие, а значит, и то, что говорить-то больше некому –
все уехали.
Звук лопнувшей струны играет роль границы,
на этот раз границы времен.
Он разделяет безвозвратно ушедшее прошлое и будущее.
Звук лопнувшей струны отделяется от звука топора
тишиной намеренно.