В чем заключается система сдержек и противовесов
Система противовесов и сдержек: описание, суть и принцип
Всеми учеными, которые выясняли сущность государственной власти в демократическом обществе, изучается система противовесов и сдержек. Она служит защитой страны, граждан от монополии ветви. Власть государства только тогда может осуществлять задачи, когда исполнительная, законодательная и судебная ветви не зависят друг от друга.
Никакая из них не может быть главной, иначе не будет действовать принцип равновесия. Во всех демократических странах есть система противовесов и сдержек. Эти принципы закреплены в Конституциях.
Как работает система
В каждой стране есть система сдержек и противовесов. В РФ тоже имеется такая система. Она означает, что для защиты прав граждан все ветви связаны, а также контролируют работу друг друга. Основой каждой демократической страны считается исполнение разделения власти не только документально, но и практически. Система противовесов и сдержек обеспечивает это положение.
Государство должно решать вопросы и задачи граждан, выполнять все для безопасности, а также для материального и духовного совершенствования общества. Чтобы это обеспечить, работа властей должна быть эффективной, а это получится только с ограниченными полномочиями.
Система сдержек и противовесов власти указана в Конституции РФ, законах, документах. В них обозначены права и обязанности каждой власти. Президент и Конституционный суд имеют большое значение в этой области, поскольку они могут накладывать вето на неэффективные и незаконные документы, инициативы.
История
Система противовесов и сдержек в первый раз была обоснована Дж. Локком. Это относится к 17 веку. Понятие стало широко использоваться Шарлем Луи де Монтескье – французским писателем. Но первое разделение власти было в 4-6 вв. до н.э. Не полностью, но стала соблюдаться система в конце существования римского государства. Разделение власти было предложено мыслителем Марсилием Падуанским, который желал не допускать беспорядков в стране.
Особенности
В государстве все функции должны быть распределены по всем властям. Принцип системы сдержек и противовесов предполагает, что законодательные органы создают законы, исполнительные – воплощают их, а судебные – контролируют их реализацию, а также наказывают за нарушения. Каждая ветвь выполняет свою работу, и никакая власть не может стать главной.
Система сдержек и противовесов в Конституции основывается на разделении власти. Авторитарные и тоталитарные страны имеют этот принцип только в документах, а на практике он не реализуется. Правление в таких государствах осуществляется одним человеком, а остальные органы выполняют лишь внешнюю функцию.
Представления о системе
Почти во всех демократических странах работает система распределения власти. Принцип основывается на конкуренции и работе нескольких партий. Зависимость от голосов избирателей и периодичность организации выборов становится причиной того, что ни одна партия не может всегда быть лидирующей.
В период развития стран строение системы становилось сложным. Со временем четкие границы между властями не сильно заметны. Одинаковые функции могут быть у двух ветвей. Многие политологи полагают, что политические организации, партии и СМИ тоже входят в эту систему. Эти органы ведут контроль над властями.
Минусы
Авторы теории системы считали ее универсальной, поскольку она защищает общество от главенства одной из властей. Это действовало в период империй и династий, но с 20 века работают межправительственные учреждения, которые имеют полномочия во многих странах. Классическая система уже не может работать с некоторыми современными реалиями. Со временем требуются изменения, поэтому политологи стараются, чтобы теория соответствовала практике.
Как работает система в США и РФ?
В Америке эта система является развитой, поскольку там работа властей продумана до нюансов. Сначала принципы создания каждой ветви имеют отличия, чтобы их можно было отделить. Время работы сотрудников каждой ветви может быть разным. Элементы системы сдержек и противовесов и принципы работы властей позволяют не допускать узурпации. Система служит контролем действий президента.
Существует система сдержек и противовесов в РФ. Каждый орган выполняет свою работу. В нашей стране функционирует Совет Федерации, правительство и суды.
Возможность развития
Система стала входить в демократию, из-за чего изменился мир и многие страны. Но со временем происходят изменения, которые сначала могут показаться незначительными. Политологи полагают, что принцип будет действовать всегда. Со временем будут вноситься изменения. Хотя в истории некоторых стран была главной одна власть, все же это не привело к положительным результатам. Даже с учетом минусов системы лучше вариантов не придумать.
Ветви власти
Органы власти работают по принципам Конституции. Главной обязанностью государства является защита прав и свобод граждан. Законодательная сфера обеспечивается Федеральным собранием, а исполнительная – правительством. За правосудие отвечают суды, которые работают по разным видам производства. Президент является главой страны, которая участвует в международной жизни. Он выполняет задачи, соблюдая права и свободы Конституции. Также он обеспечивает суверенитет и целостность страны.
Государственная деятельность осуществляется не только президентом. Каждая ветвь власти выполняет свою работу. Глава государства согласовывает и регулирует деятельность всех органов. По сравнению с парламентом президент РФ имеет больше полномочий. Он осуществляет назначение выборов в Госдуму, обнародует законы. Создаваемые документы должны быть согласованы с Конституцией.
Принципы работы органов власти
Вся власть в стране осуществляется на основе принципов Конституции. Самыми главными остаются права и свободы граждан. За нарушение норм предусматривается ответственность. Государство развивается, чтобы обеспечить нормальную жизнь людей. Принцип народовластия свидетельствует, что народ выбирает, какими полномочиями будут наделены органы. Федерализм означает, что система власти едина, и все субъекты равноправны. Деятельность органов должна выполняться на основе законодательных документов.
В стране никакая идеология не может быть главной. Никто не имеет права насильно навязывать взгляды и суждения. Церковь и государство не вмешиваются в работу друг друга. Главным документом остается Конституция. Изменить ее принципы позволит принятие нового документа.
Сдержки и противовесы
Некоторые европейские страны, а также Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти.
Содержание
История
Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган.
Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.
Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances ).
Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти.
В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть понималось как власть Советов, то есть власть представительных по сути органов.
Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР.
Содержание и значение принципа разделения властей
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.
Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».
Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено формально.
Принцип разделения властей в законодательстве разных стран
Российская Федерация
Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве
Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.
Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).
Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.
Государственные органы, не относимые к одной из основных ветвей власти
Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:
Разделение властей в субъектах Российской Федерации
Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.
Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют федеральные суды, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.
СМИ как «четвёртая ветвь власти»
Часто используется метафора «четвертая, так называемая, информационная, власть». Однако, средства массовой информации, которые по идее должны быть субъектами этой власти на самом деле не институционализированы, то есть не имеют конституционно-правового статуса. СМИ являются частью политической системы общества и оказывают влияние на политические процессы, но в правовом смысле властными полномочиями они не наделены.
Ссылки
Литература
Диссертационные исследования
Книги
Полезное
Смотреть что такое «Сдержки и противовесы» в других словарях:
США. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО — Управление государством в США основано на Конституции. Однако практика государственного управления и его влияние на жизнь граждан коренным образом изменились со времени принятия Конституции США в 1789. Включенные в нее официальные поправки были… … Энциклопедия Кольера
ПРЕЗИДЕНТ РФ — глава государства. Пост Президента РФ был учрежден путем проведения референдума РФ 17 марта 1991 г. По введенной тогда модели Президент являлся высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти в РСФСР. Президентом мог быть избран не… … Энциклопедия юриста
Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия
СУДЕБНЫЙ НАДЗОР — (judicial review) Право осуществлять проверку законодательных и исполнительных актов и аннулировать те из них, которые противоречат Конституции. Применяется в ряде стран, в т.ч. в Австралии, Пакистане, Японии, Индии, Германии, Италии и… … Политология. Словарь.
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — политико правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства. Согласно ему государственная власть должна быть разделена внутри себя для осуществления системы «сдержек и противовесов». Идея … Большая актуальная политическая энциклопедия
Что такое система сдержек и противовесов?
Система сдержек и противовесов — это определенные законодательно закрепленные меры, которые не допускают присвоение власти одной ветвью власти всей полноты власти в государстве, то есть власть в государстве должна быть разделена между независимыми друг от друга ветвями:
Впервые теория о разделении власти была предложена английским педагогом и философом Джоном Локком. А после термин был введен французским писателем Шарлем- Луи де Монтескьё.
В случае выхода одной из властей за пределы своих полномочий, органы других ветвей власти могут применить соответствующие меры, восстанавливать законность и равновесие властей в государстве. Например, исполнительная власть сдерживает законодательную путем представления проектов законов, которые законодательная власть обязательно должна рассмотреть.
Глава исполнительной власти — президент обладает правом вето, согласно которому он как глава исполнительной власти может не подписать закон и возвратить его на повторное рассмотрение. Также президент может распустить парламент.
Исполнительная власть
Исполнительная власть может оспорить в Конституционном суде государства принятый законодательной властью закон, если он противоречит Конституции страны.
Законодательная власть
Законодательная власть может преодолеть вето повторным голосованием. При этом за закон должны проголосовать две трети депутатов законодательного органа. В этом случае глава исполнительной власти обязан подписать закон. Также законодательная власть может оспорить в Конституционном суде неконституционную и незаконную деятельность исполнительной власти. Она может объявить импичмент, то есть отстранить главу исполнительной власти — президента от должности, либо выразить недоверие правительству, которое после этого уходит в отставку.
Исполнительная власть может оспорить в Конституционном суде государства принятый законодательной властью закон, если он противоречит Конституции страны.
Система сдержек и противовесов: описание, суть и принцип
Все исследователи сущности государства и государственной власти в рамках демократического общества, в той или иной степени, изучают принцип системы сдержек и противовесов, призванный защитить и страну, и граждан от монополии какой-либо ветви. Власть государства только тогда может эффективно решать насущные задачи, когда все ветви власти – исполнительная, законодательная и судебная – не зависят друг от друга. Ни одна из них не может занимать главенствующее положение, в противном случае принцип равновесия будет нарушен.
Все демократические государства придерживаются этой системы, хотя это может быть не отражено в Конституциях.
Смотрите интересное видео по теме:
Основные принципы системы
Система сдержек и противовесов означает, что в целях обеспечения и защиты интересов граждан все три ветви власти в одно и то же время и зависят друг от друга, и контролируют деятельность друг друга. Основой любого демократического государства является исполненное не только на бумаге, но и на практике разделение властей. Система сдержек и противовесов призвана обеспечить именно этот постулат.
Государство призвано решать насущные вопросы и задачи общества, обеспечивать безопасность, а также материальное и духовное развитие каждого гражданина. Для этого власти должны быть эффективными, а это невозможно, если предоставить управляющим неограниченную власть и полномочия.
Уравновешенная система сдержек и противовесов прописывается в Конституции страны, а также в ее законах и законодательных актах, которые регламентируют права и обязанности каждой из ветвей власти. Президент и Конституционный суд также играют значительную роль в этой системе, так как они уполномочены накладывать вето на заведомо неэффективные и противозаконные законодательные акты и инициативы.
Происхождение
Сама система сдержек и противовесов впервые была теоретически обоснована британским философом Джоном Локком во второй половине XVII века. Термин вошел в обиход благодаря его современнику – французскому писателю и философу Шарлю-Луи де Монтескье, который ввел этот термин чуть позднее, в начале XVIII века. Однако некоторые признаки разделения властей существовали еще в VI-IV веках до н.э., когда в персидской империи Ахеменидов военачальники не обладали какой-либо административной властью, а войска не подчинялись правителям.
Частично принципы сдержек использовались и в последних периодах римского государства.Идея о разделении законодательной и исполнительной власти была сформирована в труде средневекового мыслителя Марсилия Падуанского, который писал о необходимости отделить одну ветвь от другой с целью создания невозможных условий узурпации всей власти в государстве одной из них.
Особенности
Главной характерной чертой является полное распределение функций государства, каждая из которых определена для отдельной ветви власти. Система сдержек и противовесов предполагает, что законодательные органы власти принимают законы и выступают с инициативами, исполнительная власть претворяет эти законы в жизнь, а судебная осуществляет контроль над исполнением законов и наказывает за их возможные нарушения.Вкратце можно сказать, что недопущение ситуации, при которой какой-либо из властей или личностей удастся сконцентрировать всю власть в своих руках, есть основной принцип разделения властей. Система сдержек и противовесов должна решать этот вопрос.
Современное представление системы сдержек и противовесов
Практически все современные государства с демократическим строем являются примерами эффективного применения системы сдержек и противовесов в процессе организации деятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
Дополнительную устойчивость принципу разделения властей придает конкуренция и соперничество различных политических партий. Постоянное соперничество за голоса избирателей и регулярность проведения выборов в органы власти приводит к тому, что ни одна партия не может гарантировать себе вечное большинство в парламенте.
В процессе развития государств их строение становилось все более сложным и многогранным. Постепенно четкая грань между тремя ветвями власти стала размываться. Некоторые функции могут быть как у одной, так и у другой ветви.
Современные политологи считают, что влиятельные политические институты, общественные организации, политические партии и СМИ – также часть сдержек и противовесов. По их мнению, эти органы тоже позволяют контролировать полномочия отдельно взятой ветви власти.
Недостатки
Создатели теории системы сдержек и противовесов считали ее некой универсальной формулой, которая позволит предотвратить узурпацию власти какой-либо одной ветвью. Это было актуально в эпоху империй и монархических династий, но в XX веке в игру вступили прежде не существовавшие международные и межправительственные организации, которые также наделены властью по отношению к ее членам – государствам.
Классическая система сдержек и противовесов уже не отражает полноценно все политические реалии современного мира. Необходимы изменения, и современные политологи и философы работают над тем, чтобы привести практику и теорию в соответствие друг с другом.
Разделение ветвей власти и демократия
Современные демократии декларируют свою приверженность принципам теории разделения ветвей власти. Однако некоторые страны, склонные к авторитарному или даже тоталитарному характеру правления, демонстрируют этот принцип исключительно на бумаге. В реальности многие полномочия в таких странах концентрируются в руках одной личности, а судебные, исполнительные и законодательные органы власти лишь играют внешнюю роль независимости друг от друга.
Развитие системы в США и Российской Федерации
Очень развита система сдержек и противовесов в США. В этой стране принцип разделения ветвей власти проработан до мелочей. Изначально даже принципы формирования каждой из них кардинально отличаются, чтобы еще более отделить их друг от друга. Срок деятельности выбранных членов каждой из ветвей власти также отличается – смена происходит постепенно, а не в один год. Различные сроки службы, а также принципиально разные схемы формирования государственных ветвей власти не дают возможности узурпации. А все вместе они контролируют действия и полномочия президента, которого можно снять с должности в рамках процедуры импичмента.С некоторыми поправками можно сказать, что существует система сдержек и противовесов в РФ. Формирование принципов разделения властей в России началось совсем недавно – после распада Советского Союза. В кратчайшие сроки были созданы новые органы власти с учетом принципа сдержек и противовесов. Законодательную ветвь представляет двухпалатный Совет Федерации, исполнительную – Правительство, судебную – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды.
Перспективы
Система сдержек и противовесов стала одной из основных в процессе рождения демократий, что, бесспорно, изменило мир и политическую карту. Но ничто не остается вечным, все претерпевает множество изменений, иногда даже незаметных на первый взгляд. Политологи видят, что принцип разделения хоть и остается главенствующим, но все-таки есть значительные отличия от того, что было задумано философами несколько веков назад.Сам принцип, скорее всего, никуда не уйдет, но по ходу развития политических систем будут вноситься существенные правки. В истории не один раз уже создавались государства по принципу главенства одной ветви или одного человека, и пока положительных примеров среди них, к сожалению, практически нет. Даже с учетом имеющихся недостатков и пробелов в системе сдержек и противовесов никаких вариантов лучше нет.