В чем заключается сложность воспитательного процесса
Сложность воспитательного процесса.
Тема: «Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса»
Цель:познакомить студентов с воспитательным процессом, проанализировать его сущность, основные понятия и составляющие.
Задачи:
¾ образовательная:рассмотреть сущность воспитательного процесса; раскрыть функции, закономерности, сложности, задачи воспитательного процесса, объяснить понятия: «воспитательный процесс», «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание», «воспитанность»;
¾ развивающая: развивать продуктивное проблемное мышление, формировать умение анализировать и обобщать изучаемый материал, ориентироваться в основных понятиях по теме;
¾ воспитательная: формировать научное мировоззрение, педагогический такт по отношению друг к другу, пытаться раскрыть внутренний потенциал студентов, воспитывать их личностные качества: активность, целеустремлённость.
Оборудование:конспект лекции, пояснительные примеры, записи на доске.
Литература:
1) Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. ¾ СП(б): Питер,2000. ¾ С. 32-33.
2) Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. ¾ М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. ¾ С.88-95.
План
1.Определение воспитательного процесса и его функции.
2.Сложности воспитательного процесса.
3.Закономерности воспитательного процесса.
4.Задачи воспитательного процесса.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
II.Постановка цели и задач.
III.Изучение нового материала (изложение лекционного материала).
1. Определение воспитательного процесса и его функции.
Целостный педагогический процесс прежде всего представлен двумя его взаимообусловленными частями: воспитанием и обучение. Как отдельная составляющая педагогический процесса воспитание на теоретическом уровне было выделено немецким педагогом И. Ф. Гербартом, который в начале XIX в. выпустил а свет свой основной труд «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания».
Воспитательный процесс – процесс взаимодействия, в котором в соответствии с целями и задачами самой личности и общества совершается организованное воспитательное влияние и взаимодействие, с целью формирования личности, организации и стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальными и духовным опытом, ценностями и отношениями.
Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.
Функции воспитательного процесса:
— организация многообразной и разносторонней деятельности учащихся;
-охрана физического и психологического здоровья воспитанников;
— использование общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования системы ценностных отношений к окружающему миру и людям и социализации воспитанников;
— специальное формирование общественно ценных нравственных, волевых, эстетических и физических качеств;
— осуществление превентивного (предупреждающего) воздействия для коррекции и преодоления девиантного (отклоняющегося) поведения.
Воспитательный процесс направлен не только на воспитание, но и на перевоспитание – корректировку поведения ребенка, устранение ошибочных суждений и оценок, преодоление девиантного (отклоняющегося) поведения.Перевоспитание начинается с определения уровня воспитанности и причин неправильного поведения и выработку на этой основе программы.
Процесс воспитания должен привести личность к необходимости и потребности в самовоспитании– сознательной и целенаправленной деятельности по формированию у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных.Самовоспитание связано с наличием у личности истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания, четко поставленных целей, идеалов, личностных смыслов, что формируется в процессе воспитания.
Сложность воспитательного процесса.
Воспитательный процесс сложен в силу того, что в нем проявляется действие множества нередко противоречивых факторов.
«Особенности воспитательного процесса»
Ольга Молчанова
«Особенности воспитательного процесса»
Воспитание занимает важное место в целостном педагогическом процессе.
Процесс воспитание – это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цель развивающихся воспитательных ситуаций (воспитательных дел, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания – это саморазвивающаяся система, единица которой – развивающаяся воспитательная ситуация (воспитательное дело).
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. При их достижении именно единством целей, сотрудничеством, характеризуется современный воспитательный процесс.
Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, индивидуальности его, характера и отношения к воспитанникам.
Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживаются, как например процесс обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности и не воспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив. Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. К.Гельвецкий писал: «Я продолжаю, еще учится; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание». Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому, что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность. Нельзя заблуждаться, полагая, что одно яркое мероприятие способно изменить поведение воспитанника. Если процесс прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прикладывать усилия, вместо того, чтобы углублять его, вырабатывая устойчивые привычки. Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целенаправленности формирования личности.
Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условия результаты могут быть разные. (Почему). Это обусловлено большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовки педагогов, их мастерство, умение руководить процессом также оказывает влияние на его ход и результаты.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем,что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, друзей, окружающих взрослых, общественных организаций и т. д. Среди этих многообразий немалая роль принадлежит детскому коллективу и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили друг другу.
Стоит отметить, что огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействия, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателя, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя.Недаром большинство педагогов соглашаются с формулой: «По- настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье». Отсюда требования поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.
Основные задачи дошкольного воспитания.
Детский сад – это второй после семьи социальный институт в жизни ребенка. Воспитание в детском саду, прежде всего, направлено на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Для дошколят общение со сверстниками – необходимая составляющая гармоничного развития, ведь благодаря развитому эффекту подражания обучение в коллективе позволяет гораздо быстрее осваивать новые знания и умения.
В задачи дошкольного воспитаниявходит обучение основным законам общения: ребенок учится искать компромисс между своими желаниями и интересами других, отстаивать свою точку зрения и одновременно уметь сдерживать себя при разрешении споров. Под присмотром воспитателя дети приобретают первые навыки самостоятельности, которые ложатся в основу самоорганизации ребенка дома и, в детском коллективе все эти навыки формируются самым естественным образом – во время игры и в процессе общения с другими детьми. Безусловно детсадовское воспитание нисколько не умоляет ценности домашнего воспитания. Однако, учитывая, что в современных семьях редко рождается больше одного ребенка, самым доступным источником общения и развития в коллективе остается именно детский сад.
Помимо знакомства с социумом, целями воспитания в детском саду являются умственное, физическое, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Все это – необходимые компоненты для формирования полноценной самодостаточной личности. Задача воспитателя – предложить самые разнообразные занятия, которые позволят реализоваться каждому воспитаннику в группе. Это может быть рисование, конструирование и создание аппликаций, музыкальные занятия, физкультура, хореография и мн. др.
Таким образом, создаются условия для развития пяти основных личностных потенциалов – познавательного, коммуникативного, ценностного, художественного и эстетического.
ФГОС. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Бусловская т. в. :ФГОС ДО1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,.
Консультация для родителей «Особенности образовательного процесса в старшей группе». Особенности образовательного процесса в старшей группе. Деркач О. И. воспитатель первой квалификационной категории Щербаковский д/сад, алексеевского.
Консультация для воспитателей «Эффективные формы работы с родителями». Проблемы организации воспитательного процесса Семья-тот институт,в котором закладываются основы воспитания ребенка и даются направления для его развития во всех сферах жизни. И мы с.
Особенности нарушений процесса чтения и пути их преодоления Значение речи в жизни подрастающего поколения Речь выполняет в нашей жизни множество разнообразных функций: средства общения, передачи накопленного.
Особенности организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС Если говорить о изменениях, которые произошли в дошкольном образовании с появлением Федерального государственного стандарта, то можно отметить.
Отчёт по организации учебно-воспитательного процесса отчет во второй младшей группе за 2015–2016 учебный год ОТЧЁТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД. В нашей группе 35 детей, 17 девочек.
Родительское собрание «Народная игровая кукла как необходимый элемент воспитательного процесса» Родительское собрание Тема: Народная игровая кукла, как необходимый элемент воспитательного процесса На территории России было много тряпичных.
Роль воспитательного процесса в становлении личности дошкольника в условиях ДОУ Для современного этапа развития теории и практики формирования и развития личности характерна тенденция к гармоничному сочетанию государственного,.
Обеспечение качества организации образовательно-воспитательного процесса посредством здоровьесберегающих технологий Консультация для молодых педагогов и воспитателей. Тема: «Обеспечение качества организации образовательного и воспитательного процесса.
Особенности воспитательного процесса
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания – это организованное, целенаправленное руководство воспитанием детей в соответствии с целями, поставленными обществом. Уязвимость данного определения мы легко обнаруживаем, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое, как мы уже знаем, отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе представляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего – это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.
Процесс воспитания – процесс многофакторный, в нем проявляются объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.
Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.
Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.
Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.Клод Гельвеций писал: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание». Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при четкой организации воспитательного процессав школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.
Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Заблуждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Необходима система работы, освещенная определенной целью. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.
Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Мы уже знаем, что формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.
Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться.Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем,что он идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие23.
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
Особенности планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС в разных возрастных группах «Особенности планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС в разных возрастных группах». В дошкольном образовании сегодня.
Особенности планирования воспитатель-образовательного процесса в условиях ФГОС Уважаемые коллеги, представляю Вам готовый информационный материал (презентацию и текстовый материал к ней, который может пригодиться как.
Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.
Особенности организации образовательного процесса с детьми раннего возраста Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека. В этот период складываются ключевые качества: познавательная активность, речь,.
Особенности организации процесса подготовки к школе в детском саду Какие задачи решает процесс подготовки ребенка к школе? Подготовка к школе в детском саду — это содержательный, индивидуально ориентированный.
Особенности организации учебного процесса как контекста убеждающего воздействия Констатирующий этап исследования Исследования проходило на базе начальной школы. В исследование приняли участие дети младшего школьного.
Особенности воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе с учетом ФГОС Особенности воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе с учетом ФГОС Организация обучения и воспитания в разновозрастных.
Особенности воспитательного процесса В национальной доктрине образования Российской Федерации говорится, что стратегические цели образования неразрывно связаны с проблемами.
Особенности воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения К этой категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интелекте. У детей с нарушением.