В чем заключается смелость тютчева

Особенности лирики Тютчева: характеристика творчества

Содержание:

Особенности лирики Тютчева выделяют его стихотворения на фоне поэзии других авторов. Лирический герой постоянно пребывает в сомнениях, он ищет нечто, находится на краю пропасти. Автор часто упоминает о том, что жизнь заканчивается, ее конец всегда трагичен. Он повествует о мучительных переживаниях, с которыми сталкивается герой, но продолжает стремиться к единству с принципами бытия.

Нельзя сказать, какая тема в поэзии является основной. По мнению исследователей, Тютчев в одном произведении поднимает несколько важных вопросов, объединяя их общими характеристиками. Ключевые тематики:

В чем заключается смелость тютчева. 7659311f5f838dc773734eb33bb63394ac6f7a33. В чем заключается смелость тютчева фото. В чем заключается смелость тютчева-7659311f5f838dc773734eb33bb63394ac6f7a33. картинка В чем заключается смелость тютчева. картинка 7659311f5f838dc773734eb33bb63394ac6f7a33

Художественные особенности лирики Тютчева – кратко

Каждое стихотворение знаменитого поэта носит лирический характер. Часто он писал короткие произведения, которые сложно причислить к определенному жанру. Своеобразие лирики Тютчева заключается в его подходе к созданию стихов. Он не продумывал тему заранее, не искал подходящий момент. Поэт действовал импульсивно, эмоционально, опираясь на внезапное ощущение, душевное переживание, впечатление от увиденного явления.

Особенности поэзии Тютчева о любви проявляются в отсутствии конфликта между лирическим героем и обществом. Стихи строятся на базе метафизического принципа. Все люди одиноки относительно конечности жизни, вечности. Они не умеют выражать эмоции, ощущения, потому что чувства человека нельзя вложить в слова. Основные темы стихотворений Федора Ивановича:

Писатель создал много детских стихотворений, литературных шедевров для школьников. Особенности творчества Тютчева для детей – это уникальные эмоции и чувства, которые автор смог передать в своих строках. Они наполнены добротой, надеждой, верой в будущее, любовью к природе.

Особенности творчества Тютчева – кратко о философии поэта

Писатель не считал, что поэзия – это его основная деятельность. Он создавал шедевры по велению сердца, многие из них не были опубликованы. Федору Ивановичу нравилась его работа дипломата. Благодаря ей он часто бывал за границей, но всегда тосковал по родине, будучи в отъезде. Исторические воззрения поэта формировались на основании сравнения жизни в России и других странах. К анализу истории автор подходил с философской точки зрения.

Характеристика творчества Тютчева показывает, что многие стихи гражданской, философской тематики имеют общий пафос. Автор изучает вечность, хаос, бытие. Он излагает мысль столь оригинально, что читатели невольно проникаются видением поэта. Федор Иванович подолгу размышлял о вопросах хаоса в мировых масштабах, выстраивал зависимость между днем и ночью. Это ярко отражено в стихотворениях:

В большинстве работ Тютчева преобладает философская лирика, даже если писатель рассказывает о красоте природы, любви или Родине. Он поставил для себя три главных цели:

Особенности лирики Тютчева – кратко о значении природы

Федор Иванович – один из лучших поэтов, которые описывали природные пейзажи. Он изображает все одушевленным, одухотворенным. Каждое растение, каждый сезон обретает тайное, невидимое творческое начало. Стихотворения о природе:

Через описание природных красот автор размышляет о сущности человека, его предназначении:
«Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя».

Художественные особенности лирики Тютчева в стихах о любви

Любовная поэзия поэта наполнена философскими мотивами. Он старается понять суть мощных чувств, страсти, размышляя на тему их возникновения. Автор уверен, что передать всю красоту и полноту любви словами невозможно. Присутствуют космические мотивы, единение, борьба с собой в любовных стихах Тютчева: «Как в буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!». Шедевры о любви:

Источник

Что нового принес Тютчев в русскую поэзию

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности лирики Ф. И. Тютчева

Лирика Ф. И. Тютчева сильно отличалась от того, что тогда печаталось в поэтических разделах журналов и альманахов того времени. Его стихотворения стали настоящим открытием для русских читателей.

Первый сборник В. И. Тютчева вышел в 1854 году под редакцией И. С. Тургенева. это стало вторым открытием Тютчева на родине, сборник имел колоссальный успех, а в 1868 году было опубликовано второе прижизненное издание стихотворений поэта.

Ф. И. Тютчев стал заметной фигурой в литературных и светских салонах. Он отличался остроумием, имел блестящее образование, одинаково хорошо писал и по-русски, и по-французски. Тютчев имел широкий круг знакомств при дворе и в правительственных кругах, а его мнение опытного политического мыслителя и дипломата высоко ценилось, к нему прислушивались, его уважали. Поэта знали Лев Толстой, Гончаров, Тургенев. Отзывы Тютчева об их романах отличались меткостью и оригинальностью.

Благодаря своему авторитету и этим связям Тютчев способствовал смягчению цензурной участи большого количества изданий, помогал ввозу в Россию книг, прежде запрещенных. Афоризмы поэта, отличавшиеся остротой и парадоксальностью, впоследствии вошли в особый сборник под названием «Тютчевиана». Также как статьи и афоризмы на русском языке, французские афоризмы, статьи и письма поэта изобилуют тонкими остротами, глубокими рассуждениями о политике и литературе.

Лирика Тютчева отличается краткостью, внутренней свободой, энергией сжатой поэтической мысли, его произведениям присущи смелые и неожиданные метафоры. Заслуга Тютчева состоит в том, что он вернул поэтической мысли ее лиризм, красоту и художественность, для чего изменил весь метафорический, ритмический и жанровый строй русского стиха. Тютчеву удалось избежать отработанные штампов и формул элегической школы романтизма. Поэт сумел найти новые формы для нового содержания.

К сожалению, до современности дошло не все лирическое наследие поэта. Часть его произведений была им сожжена или утеряна при разборе бумаг. Поэтому стихотворений, которые составляют лирику поэта, сохранилось достаточно немного. Гончаров насчитал несколько десятков произведений, Тургенев говорил о ста. А сам Тютчев просил не публиковать его произведения «на случай». У Тютчева много стихов на политическую тематику и переводов зарубежных поэтов. Среди этих стихотворений есть шедевры, содержащие великолепные строки, строфы и образы.

Готовые работы на аналогичную тему

Тютчев как мастер малой поэтической формы

Но все же Тютчева называют непревзойденным мастером малой поэтической формы. Лучшие произведения лирика-мыслителя обычно короткие, состоящие из одной – трех строф. Необходимо заметить, что это не лирические фрагменты либо отрывки, это целостные, завершенные произведения. В этих коротких стихотворениях как нельзя лучше отражается удивительно емкая и подвижная мысль поэта. Эта мысль является не просто глубокой, она удивительно ясна и убедительна. Эта мысль гениально встроена в виде афоризма, стремительно разворачивающегося, в виде четкого высказывания. Мысль поэта в этих произведениях красива и завершена эффектным утверждением – образом. Тютчев не предается философствованию, однако его идеи вышли из школы классической философии.

Стихотворной миниатюрой называется небольшое произведение, имеющее строгую законченную форму и отличающееся глубиной содержания, афористичным выражением мысли автора.

Наиболее известное стихотворение Тютчева было написано в 1869 году. Полностью оно выглядит так:

Природа — сфинкс. И тем она верней

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

На примере этого стихотворения видно, как живая, гибкая мысль поэта разворачивается внутри одного четверостишия. Эта мысль представляет собой единый рифмованный афоризм. Однако если присмотреться к ходу этой мысли, углубляющейся в идею и образ, и развитию самого стиха, можно убедиться в том, каким великим искусством композиции обладал поэт. Заслуживает особого внимания и особая постановка философской проблемы. В произведении речь идет о фундаментальной загадке бытия и месте человека в этом бытие. Этот вопрос является основным вопросом в философской науке. А поэт дает на него ответ, сталкивая ключевые слова «человека» и «века».

Это стихотворение свидетельствует о том, что Тютчев, увлекавшийся в молодости идеями Руссо, имеет свой собственный, особый взгляд на природу. Природа – это не только мир, который полон жизни, красок и звуков. Все это является лишь оболочкой, под которой скрывается сама тайна мироздания. Человек и природа в лирике Тютчева выступают как два живых существа, неразрывно связанных друг с другом и понимающие друг друга. В творчестве Тютчева мир природы переосмысливается заново.

Лирик поэтизирует каждую частичку природы, в результате рождается новый образ – Великой Матери Природы. Лирика Тютчева – это беседа с ней.

Поэт обновил метафоры. Лирическая смелость метафор Тютчева удивляла А. Фета, который сам являлся смелым лириком природы.

Новая поэтизация природы в качестве единого целого, а также открытие ее вечных богатств, забытых человеком, стала основной задачей Тютчева – лирика.

Тютчев писал стихотворения и на историческую тему. Такими стихотворениями являются «Наполеон» и «Цицерон». В этих произведениях великий национальный поэт выступает со своим неожиданным суждением о творцах мировой истории и о самой мировой истории. Даже трагедию декабристов Тютчев увидел и отразил как объективный, внимательный свидетель. Можно сказать, что взгляд Тютчева – это русский взгляд. Россия, вопреки своей тяжелой кровавой истории, несмотря на все трагические события, остается христианской страной. Это является главным для поэта. Он считает, что это дает веру и надежду, этим объясняется стойкость русского народа в любых испытаниях. Это обусловливает нахождение России в центре мировой истории.

Таким образом, творчество Тютчева привнесло много нового в русскую поэзию. Заслуга поэта заключается в следующем:

И это далеко не полный список новшеств, которые поэт внес в отечественную поэзию.

Источник

Тютчев и Рубцов

Почему Н.М.Рубцов до самой смерти не расставался с томиком Тютчева? На основании рецензий, откликов поэтов и писателей, а также анализа отдельных стихов Ф. Тютчева и Н. Рубцова я постараюсь ответить на этот вопрос. В своей статье я отразила:
1)многозначность прочтений и глубину стихов Ф.Тютчева и Н.Рубцова;
2) сходство художественных миров поэтов;
3) слияние поэтов с природой, отражение её в их душах.
Наверняка, многие задумывались над этим вопросом. Но отсутствие каких-либо печатных материалов говорит то ли о боязни заниматься им (а вдруг придешь к не ожидаемому выводу), то ли о предвзятом отношении к поэзии Рубцова и к самому поэту (никак некоторые не желают осознавать, что Н.Рубцов – великий поэт, из зависти, что его любит простой народ, а их – нет).
Тютчев писал:

Свет не таков: борьбы,
разноголосья –
Ревнивый властелин –
не терпит он,
Не косит сплошь, но лучшие
колосья
Нередко с корнем вырывает он.
Стих. «Две силы есть – две роковые силы…»

Эти строчки подчеркивают скромность Тютчева. А Н.Рубцов в своей похвале был нескромен:

Мое слово верное
прозвенит!
Буду я, наверное,
знаменит!
Мне поставят памятник
на селе!

Стих. «Мое слово верное прозвенит…»

Не пёс, а бес четвероногой.
Бес, обернувшийся во пса.
В порыве буйства, для забавы,
Самоуверенный нахал,
Смутил покой их величавый
И их размыкал, разогнал!

Да, тут есть цепь! В ленивом стаде
Замечен страшный был застой,
И нужен стал, прогресса ради,
Внезапный натиск роковой.

Что за отчаянные крики,
И гам, и трепетанье крыл?
Кто этот гвалт безумно дикий
Так неуместно возбудил?

Оказывается, в стадо гусей и уток забежал пёс.. И, еще не дочитав до конца, ждешь какого-то вывода. И, действительно, Тютчев не обманывает наше ожидание:

Иной, ты скажешь, просто лает,
А он свершает высший долг –
Он, осмысляя, развивает
Утиный и гусиный толк.
Стих. «В деревне».
Вот она, та многозначность прочтений, которая характерна для рубцовских стихов. Не у Тютчева ли Н.Рубцов учился придавать своим стихам ту глубину, которая трогает нас, изумляет и побеждает. Вот только Тютчев в конце стихотворения поясняет свою многозначность:

Поезд мчался с полным напряженьем
Мощных сил, уму не постижимых,
Перед самым, может быть, крушеньем
Посреди миров несокрушимых.
(Стих. «Поезд»)
Речь идет вроде бы о простом поезде, но последние две строчки подчеркивают, что это далеко не так. И убеждаемся в своих догадках, когда дочитываем:

Но довольно! Быстрое движенье
Все смелее в мире год от году.
И какое может быть крушенье,
Если столько в поезде народу?

Что мы чувствуем? Наверное, то, что Н.Рубцов нашу страну, Россию, сравнивал с поездом, который потерпит крушение, и боялся своего предвидения. Ведь столько народу! И, удивительное дело, мысль эта его не отпускает и с новой силой появляется, на первый взгляд, в незатейливом стихотворении «На автотрассе», написанном позднее:

За мною захлопнулась дверца,
И было всю ночь напролет
Так жутко и радостно сердцу,
Что все мы несемся вперед,
Что все мы почти над кюветом
Несемся куда-то стрелой.
И есть соответствие в этом
С характером жизни самой.

Вернемся к Ф. Тютчеву. В стихотворении «PROBLEME» пишет:

С горы скатившись, камень лег в долине.
Как он упал! Никто не знает ныне –
Сорвался ль он с вершины сам собой
Иль был низринут волею чужой?

Что-то не верится, что поэт имел в виду простой камень, без подтекста… Скорее всего речь идет о судьбе человека-гения!
Интересно следующее стихотворение:

Какое дикое ущелье!
Ко мне навстречу ключ бежит –
Он в дол спешит на новоселье…
Я лезу вверх, где ель стоит.

Вот взобрался я на вершину.
Сижу здесь радостен и тих…
Ты к людям, ключ, спешишь в долину.
Попробуй, каково у них!

Вроде бы, существует какая-то недосказанность, а, вроде бы, и так все ясно.
Посмотрим, что о стихах Тютчева говорят другие.
И.С.Тургенев: «Каждое стихотворение Тютчева начинается мыслью, которая вспыхивает под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления, а затем сливается с образом, взятым из мира души или природы. Он не думает ни щеголять своим ощущением перед другими, ни играть с ним перед самим собой. Поэзия Тютчева искренняя, серьёзная. Чувство природы в нём необыкновенно тонко, живо и верно».
А.А.Фет пишет: «У одного мысль выдвигается на первый план, у другого непосредственно за образом носится чувство и за чувством уже светится мысль. Мы же укажем на другие творческие натуры, у которых, при первом взгляде на предмет, ярко загорается мысль и выступает на первый план или непосредственно на второй, сливаясь с чувством или отодвигая его в глубину перспективы. К таким художникам принадлежит господин Тютчев.

Мы сваливать не вправе
Вину свою на жизнь.
Кто едет, тот и правит,
Поехал, так держись!
Стих. «Мы сваливать не вправе…»

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака,

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет,
И сам великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
Стих. «Полдень», 1836г.
Стихотворение это даёт ясное представление о воззрении поэта на сущность индивидуальности… По склону речных вод, вновь оживших весною, плывут друг за другом льдины: они кажутся разнообразными; одни блистают радужно на солнце, другие проходят мимо нас в ночной темноте. Но судьба их одна:

Вот что было для Тютчева образом человеческой личности:

О, нашей мысли, обольщенье
Ты – человеческое Я,
Не таково ль твоё значенье
Не таково ль судьба твоя?

Ограниченности личности соответствует…ограниченность стремления человеческой мысли. Прообразом этого тщетного стремления является для поэта струя фонтана, бьющая вверх и неизменно падающая на землю:

О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Каков закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятёт?
Как жадно к небу рвёшься ты.
Но длань незримо – роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
Стих. «Фонтан», 1836г.
…Двойственность – такой ясный и всеобъемлющий символ всего его творчества».
В.Я.Брюсов утверждает: «Для Тютчева человек перед природой – это «сирота бездомный», «немощный» и «голый»… Скорее он склонен видеть в человеке случайное порождение природы…И Тютчев не мог не задавать себе вопроса, доступно ли человеку «слиться с беспредельным».
О Рубцове В.Кожинов пишет: «Природа у поэта почти не выступает как объект изображения. Его стихи воплощают органическое, хотя и противоречивое единство человека и природы, которые как бы непрерывно переходят друг в друга.
В поэтическом мире Н.Рубцова именно природа предстаёт как необходимый исток и основа истории, как естественно порождающая бытие народа почва. И именно этим, по убеждению поэта, живёт человек, именно это надо постоянно помнить и сознавать. Только в единстве со своим народом и его тысячелетней историей человек обретает действительное единство с природой – таков сквозной смысл поэзии Н.Рубцова. Лишённый народного сознания и исторической памяти, оказавшийся в одиночестве человек неизбежно ощущает вдруг чуждость и враждебность природы. Вот, например, стихотворение «Неизвестный»:

Он шёл против снега во мраке,
Бездомный, голодный. Больной.
Он после стучался в бараки
В какой-то деревне лесной.

Его не пустили. Тупая
Какая-то бабка в упор
Сказала, к нему подступая:
— Бродяга. Наверное, вор…

он шёл. Но угрюмо и грозно
белели снега впереди!
Он вышел на берег морозной,
Безжизненной, страшной реки!

Он вздрогнул, очнулся и снова
Забылся, качнулся вперёд…
Он умер без крика, без слова.
Он знал, что в дороге умрёт…

Угрюмой, грозной, безжизненной, страшной предстаёт природа, когда человек оказывается совсем наедине с ней…»
Ю.М.Лотман (1922-1993) – литературовед, историк культуры как бы подвёл итог по творчеству Тютчева: «…Наследие поэта – наличие прямо противоположных решений одних и тех же вопросов. Центральным вопросом тютчевской картины мира является оппозиция «Бытие – Небытие». …Особенность поэтики Тютчева заключается в широкой вариативности оценки: то, что в одном тексте выступает отрицательное, в каком-либо другом получает противоположную оценку. Ощущение хрупкости бытия органически связано с отгороженностью «я» от остального мира, чувством, чрезвычайно обострённым у Тютчева. Ещё в 1810г. он писал:

И если бить хочу кого,
То бью себя я самого.

Состояние слияния противоречий одновременно нейтрализует оппозицию индивидуального и внеличностного бытия: всё вмещается в человека, но и сам он растворяется во всём:

Всё во мне, и я во всём.

Я так люблю осенний лес,
Над ним сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Или в дождевой весёлый свист…

Нет. Н.Рубцов не подражал Тютчеву, он создавал свою рубцовскую поэзию, учась у Тютчева лиричности, глубине стиха. Он не подражал, он соизмерял свои силы с силами великих, стремился проверить собственные возможности. Не об этом ли писал он, видимо, ещё не вполне удовлетворённый достигнутым:

Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова.

Гордо, честно, с сознанием своих сил сказано это.
Владимир Степанов писал: «…Остро и непривычно ощущал Н.Рубцов себя не просто человеком, а частицей мирозданья…»
Не поэтому ли по его стихам можно если не проследить, то почувствовать состояние души его, а, почувствовав, невозможно не сопереживать.
М.Корякина: «Рубцов утверждал, что … все поэты – пророки. И тут же приводил своего любимого Тютчева, что писал он сто лет назад – и уже о нас, о жизни, о человеке, о судьбе его, писал так, что читаешь сейчас – и душа заходится от восторга, глубины и высочайшего мастерства…»
Среди своих стихотворений он почти всегда исполнял на какой-либо мотив и тютчевские, т.к. эти стихи по своему стилю, по своему тону были близки ему. Нет сомнений, что гениальная поэзия Тютчева оказала сильнейшее воздействие на Рубцова. Но он не «воскрешал» стиль Тютчева. Дело идёт о широте и глубине той поэтической почвы, на которой выросло зрелое творчество Николая Рубцова.
Лирика Ф.Тютчева Н.Рубцова не принадлежат к области того, о чем они говорят в своих стихах, а относится к более глубокому пласту: к тому, как они видят мир. Их лирика почти всегда сопровождается моментальным впечатлением, острым личным переживанием.
Николай Рубцов тянулся к поэзии Ф. Тютчева, изучал ее, т.к. чувствовал родство своей души с его. Слияние с природой, отражение ее в своей душе, глубина – вот что объединяет двух поэтов, которых разделяло более века.
Тютчевская острота ощущения противоречий действительности актуализируется в мировоззрении Рубцова. И Н.М.Рубцов, и Ф.И.Тютчев используют образы природы для выражения сложного мира человеческой души.

Источник

Характеристика личности Федора Ивановича Тютчева

Имя Федора Ивановича Тютчева знакомо миллионам. Этот великий дипломат, поэт и член Петербургской Академии Наук, прославился своими произведениями. Написанными в направлениях пантеизм и романтизм. Краткая характеристика Федора позволяет лучше понять, каким был культовый литератор.

В чем заключается смелость тютчева. Fyodor Ivanovich Tyutchev. В чем заключается смелость тютчева фото. В чем заключается смелость тютчева-Fyodor Ivanovich Tyutchev. картинка В чем заключается смелость тютчева. картинка Fyodor Ivanovich Tyutchev

Личность, каким я представляю себе Тютчева

Характеристика Тютчева – это то, что нельзя рассматривать, не уделяя должного внимания увлечениям писателя. В том числе его детским годам и юности, которые предопределили жизненный путь Федора Ивановича. В этой характеристике мы с вами постараемся разобраться каким был литератор.

Как и многие дети интеллигентов той эпохи, будущий великий мыслитель Тютчев, получал образование на дому. Его учителем был назначен Семен Егорович Раич, добившийся успеха, как поэт, переводчик. Став одним из величайших умов своего времени.

По его словам, маленький Федор Тютчев был невероятно любознательным и прилежным учеником. Которому легко давалась латынь и изучение серьезной литературы. Именно под началом Раича мальчик начал писать первые стихи. В то время Семен Егорович привил Федору любовь к поэзии.

Бытует известный факт, в том что в юности было сложно увидеть Тютчева без книги в руках. Парень обожал читать Жуковского и восхищался работами Державина. С помощью педагога, Тютчев подготовил первый в своей жизни перевод литературного произведения. Им был труд Горация, а также звезды «золотого века».

Поэт пронес сквозь годы свою любовь к природе, с которой «жил одной жизнью». Эта тема прослеживается во многих его произведениях. А еще говорит о Федоре Ивановиче, как о человеке с тонкой душой. А также как об истинном ценителе прекрасного.

Предлагаем к прочтению статьи на темы биография или интересные факты Ф. И. Тютчева.

Самообразование для Федора Тютчева играло важную роль. Ведь заниматься образованием Федору не помешали даже боевые действия. Такое рвение знать больше и становиться лучше принесло свои плоды. А именно, Федор Иванович окончил университет раньше положенного срока. А также быстро покорил мир своими невероятными произведениями.

Характер

Характер Федора Ивановича Тютчева, для тех кто хорошо знал его семью, напоминал характер его отца. Иван Николаевич был человеком рассудительным и спокойным. В обществе его уважали. Для своего наследника он являлся примером для подражания.

То же можно сказать о великом поэте Федоре Тютчеве, который умел располагать к себе людей. Покорять их своим талантом и ласковой натурой. Окружающие восхищались умением Тютчева не терять голову, и это вовсе не значит, что сердце его было холодным. Это – всего лишь особенности его нрава.

Он умел любить, хотя любовь его часто напоминала трагедию. А также становилась причиной болезненных переживаний, что отражено во многих лирических произведениях поэта. Великий литератор был сострадательным, о чем опять же таки можно судить по его стихам. В них он часто рассуждал на тему политических событий в России. В том числе переживая за судьбы тех, кто становился жертвой режима в 1848 –1849 г.

Невзирая на то, что отношение Федора Ивановича к власти часто было резко негативным. За родиной своей он всегда тосковал, проводя по долгу службы, много времени за ее пределами.

Источник

Тютчев и Рубцов

Почему Н.М.Рубцов до самой смерти не расставался с томиком Тютчева? На основании рецензий, откликов поэтов и писателей, а также анализа отдельных стихов Ф. Тютчева и Н. Рубцова я постараюсь ответить на этот вопрос. В своей статье я отразила:
1)многозначность прочтений и глубину стихов Ф.Тютчева и Н.Рубцова;
2) сходство художественных миров поэтов;
3) слияние поэтов с природой, отражение её в их душах.
Наверняка, многие задумывались над этим вопросом. Но отсутствие каких-либо печатных материалов говорит то ли о боязни заниматься им (а вдруг придешь к не ожидаемому выводу), то ли о предвзятом отношении к поэзии Рубцова и к самому поэту (никак некоторые не желают осознавать, что Н.Рубцов – великий поэт, из зависти, что его любит простой народ, а их – нет).
Тютчев писал:

Свет не таков: борьбы,
разноголосья –
Ревнивый властелин –
не терпит он,
Не косит сплошь, но лучшие
колосья
Нередко с корнем вырывает он.
Стих. «Две силы есть – две роковые силы…»

Эти строчки подчеркивают скромность Тютчева. А Н.Рубцов в своей похвале был нескромен:

Мое слово верное
прозвенит!
Буду я, наверное,
знаменит!
Мне поставят памятник
на селе!

Стих. «Мое слово верное прозвенит…»

Не пёс, а бес четвероногой.
Бес, обернувшийся во пса.
В порыве буйства, для забавы,
Самоуверенный нахал,
Смутил покой их величавый
И их размыкал, разогнал!

Да, тут есть цепь! В ленивом стаде
Замечен страшный был застой,
И нужен стал, прогресса ради,
Внезапный натиск роковой.

Что за отчаянные крики,
И гам, и трепетанье крыл?
Кто этот гвалт безумно дикий
Так неуместно возбудил?

Оказывается, в стадо гусей и уток забежал пёс.. И, еще не дочитав до конца, ждешь какого-то вывода. И, действительно, Тютчев не обманывает наше ожидание:

Иной, ты скажешь, просто лает,
А он свершает высший долг –
Он, осмысляя, развивает
Утиный и гусиный толк.
Стих. «В деревне».
Вот она, та многозначность прочтений, которая характерна для рубцовских стихов. Не у Тютчева ли Н.Рубцов учился придавать своим стихам ту глубину, которая трогает нас, изумляет и побеждает. Вот только Тютчев в конце стихотворения поясняет свою многозначность:

Поезд мчался с полным напряженьем
Мощных сил, уму не постижимых,
Перед самым, может быть, крушеньем
Посреди миров несокрушимых.
(Стих. «Поезд»)
Речь идет вроде бы о простом поезде, но последние две строчки подчеркивают, что это далеко не так. И убеждаемся в своих догадках, когда дочитываем:

Но довольно! Быстрое движенье
Все смелее в мире год от году.
И какое может быть крушенье,
Если столько в поезде народу?

Что мы чувствуем? Наверное, то, что Н.Рубцов нашу страну, Россию, сравнивал с поездом, который потерпит крушение, и боялся своего предвидения. Ведь столько народу! И, удивительное дело, мысль эта его не отпускает и с новой силой появляется, на первый взгляд, в незатейливом стихотворении «На автотрассе», написанном позднее:

За мною захлопнулась дверца,
И было всю ночь напролет
Так жутко и радостно сердцу,
Что все мы несемся вперед,
Что все мы почти над кюветом
Несемся куда-то стрелой.
И есть соответствие в этом
С характером жизни самой.

Вернемся к Ф. Тютчеву. В стихотворении «PROBLEME» пишет:

С горы скатившись, камень лег в долине.
Как он упал! Никто не знает ныне –
Сорвался ль он с вершины сам собой
Иль был низринут волею чужой?

Что-то не верится, что поэт имел в виду простой камень, без подтекста… Скорее всего речь идет о судьбе человека-гения!
Интересно следующее стихотворение:

Какое дикое ущелье!
Ко мне навстречу ключ бежит –
Он в дол спешит на новоселье…
Я лезу вверх, где ель стоит.

Вот взобрался я на вершину.
Сижу здесь радостен и тих…
Ты к людям, ключ, спешишь в долину.
Попробуй, каково у них!

Вроде бы, существует какая-то недосказанность, а, вроде бы, и так все ясно.
Посмотрим, что о стихах Тютчева говорят другие.
И.С.Тургенев: «Каждое стихотворение Тютчева начинается мыслью, которая вспыхивает под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления, а затем сливается с образом, взятым из мира души или природы. Он не думает ни щеголять своим ощущением перед другими, ни играть с ним перед самим собой. Поэзия Тютчева искренняя, серьёзная. Чувство природы в нём необыкновенно тонко, живо и верно».
А.А.Фет пишет: «У одного мысль выдвигается на первый план, у другого непосредственно за образом носится чувство и за чувством уже светится мысль. Мы же укажем на другие творческие натуры, у которых, при первом взгляде на предмет, ярко загорается мысль и выступает на первый план или непосредственно на второй, сливаясь с чувством или отодвигая его в глубину перспективы. К таким художникам принадлежит господин Тютчев.

Мы сваливать не вправе
Вину свою на жизнь.
Кто едет, тот и правит,
Поехал, так держись!
Стих. «Мы сваливать не вправе…»

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака,

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет,
И сам великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
Стих. «Полдень», 1836г.
Стихотворение это даёт ясное представление о воззрении поэта на сущность индивидуальности… По склону речных вод, вновь оживших весною, плывут друг за другом льдины: они кажутся разнообразными; одни блистают радужно на солнце, другие проходят мимо нас в ночной темноте. Но судьба их одна:

Вот что было для Тютчева образом человеческой личности:

О, нашей мысли, обольщенье
Ты – человеческое Я,
Не таково ль твоё значенье
Не таково ль судьба твоя?

Ограниченности личности соответствует…ограниченность стремления человеческой мысли. Прообразом этого тщетного стремления является для поэта струя фонтана, бьющая вверх и неизменно падающая на землю:

О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Каков закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятёт?
Как жадно к небу рвёшься ты.
Но длань незримо – роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
Стих. «Фонтан», 1836г.
…Двойственность – такой ясный и всеобъемлющий символ всего его творчества».
В.Я.Брюсов утверждает: «Для Тютчева человек перед природой – это «сирота бездомный», «немощный» и «голый»… Скорее он склонен видеть в человеке случайное порождение природы…И Тютчев не мог не задавать себе вопроса, доступно ли человеку «слиться с беспредельным».
О Рубцове В.Кожинов пишет: «Природа у поэта почти не выступает как объект изображения. Его стихи воплощают органическое, хотя и противоречивое единство человека и природы, которые как бы непрерывно переходят друг в друга.
В поэтическом мире Н.Рубцова именно природа предстаёт как необходимый исток и основа истории, как естественно порождающая бытие народа почва. И именно этим, по убеждению поэта, живёт человек, именно это надо постоянно помнить и сознавать. Только в единстве со своим народом и его тысячелетней историей человек обретает действительное единство с природой – таков сквозной смысл поэзии Н.Рубцова. Лишённый народного сознания и исторической памяти, оказавшийся в одиночестве человек неизбежно ощущает вдруг чуждость и враждебность природы. Вот, например, стихотворение «Неизвестный»:

Он шёл против снега во мраке,
Бездомный, голодный. Больной.
Он после стучался в бараки
В какой-то деревне лесной.

Его не пустили. Тупая
Какая-то бабка в упор
Сказала, к нему подступая:
— Бродяга. Наверное, вор…

он шёл. Но угрюмо и грозно
белели снега впереди!
Он вышел на берег морозной,
Безжизненной, страшной реки!

Он вздрогнул, очнулся и снова
Забылся, качнулся вперёд…
Он умер без крика, без слова.
Он знал, что в дороге умрёт…

Угрюмой, грозной, безжизненной, страшной предстаёт природа, когда человек оказывается совсем наедине с ней…»
Ю.М.Лотман (1922-1993) – литературовед, историк культуры как бы подвёл итог по творчеству Тютчева: «…Наследие поэта – наличие прямо противоположных решений одних и тех же вопросов. Центральным вопросом тютчевской картины мира является оппозиция «Бытие – Небытие». …Особенность поэтики Тютчева заключается в широкой вариативности оценки: то, что в одном тексте выступает отрицательное, в каком-либо другом получает противоположную оценку. Ощущение хрупкости бытия органически связано с отгороженностью «я» от остального мира, чувством, чрезвычайно обострённым у Тютчева. Ещё в 1810г. он писал:

И если бить хочу кого,
То бью себя я самого.

Состояние слияния противоречий одновременно нейтрализует оппозицию индивидуального и внеличностного бытия: всё вмещается в человека, но и сам он растворяется во всём:

Всё во мне, и я во всём.

Я так люблю осенний лес,
Над ним сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Или в дождевой весёлый свист…

Нет. Н.Рубцов не подражал Тютчеву, он создавал свою рубцовскую поэзию, учась у Тютчева лиричности, глубине стиха. Он не подражал, он соизмерял свои силы с силами великих, стремился проверить собственные возможности. Не об этом ли писал он, видимо, ещё не вполне удовлетворённый достигнутым:

Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова.

Гордо, честно, с сознанием своих сил сказано это.
Владимир Степанов писал: «…Остро и непривычно ощущал Н.Рубцов себя не просто человеком, а частицей мирозданья…»
Не поэтому ли по его стихам можно если не проследить, то почувствовать состояние души его, а, почувствовав, невозможно не сопереживать.
М.Корякина: «Рубцов утверждал, что … все поэты – пророки. И тут же приводил своего любимого Тютчева, что писал он сто лет назад – и уже о нас, о жизни, о человеке, о судьбе его, писал так, что читаешь сейчас – и душа заходится от восторга, глубины и высочайшего мастерства…»
Среди своих стихотворений он почти всегда исполнял на какой-либо мотив и тютчевские, т.к. эти стихи по своему стилю, по своему тону были близки ему. Нет сомнений, что гениальная поэзия Тютчева оказала сильнейшее воздействие на Рубцова. Но он не «воскрешал» стиль Тютчева. Дело идёт о широте и глубине той поэтической почвы, на которой выросло зрелое творчество Николая Рубцова.
Лирика Ф.Тютчева Н.Рубцова не принадлежат к области того, о чем они говорят в своих стихах, а относится к более глубокому пласту: к тому, как они видят мир. Их лирика почти всегда сопровождается моментальным впечатлением, острым личным переживанием.
Николай Рубцов тянулся к поэзии Ф. Тютчева, изучал ее, т.к. чувствовал родство своей души с его. Слияние с природой, отражение ее в своей душе, глубина – вот что объединяет двух поэтов, которых разделяло более века.
Тютчевская острота ощущения противоречий действительности актуализируется в мировоззрении Рубцова. И Н.М.Рубцов, и Ф.И.Тютчев используют образы природы для выражения сложного мира человеческой души.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *