В чем заключается смысл произведения

Что такое смысл в художественном произведении? 733 слова читать

Каждое художественное произведения – это продукт творческой деятельности художника, результат его переосмысления окружающей действительности. Человек смотрит на мир, анализирует происходящее, пропускает через призму своего мировоззрения и пытается интерпретировать все это в своем творчестве.

Любое художественное произведение имеет свой смысл и несет определённую ценность. Но пройдёт ли оно через столетия и сохранит ли свою актуальность? Ответ на этот вопрос зависит от многих характеристик произведения, присутствия или отсутствия в нём некоторых ключевых аспектов. Среди них:

Система образов. Образы в художественном произведении играют одну из главных ролей. Описывает автор типичных людей или выбирал неординарных личностей? Старается от обобщить характеры и отношения между людьми или пробует описать нечто уникальное, сложную или конфликтную ситуацию? От этого зависит ценность произведения. В каждую эпоху ценились свои образы. Средневековье подарило нам образ рыцаря, благородного и мужественного мужчины. Эпоха Романтизма принесла в мировое искусство образ загадочного героя, с размытым прошлым и наивными взглядам на настоящее. Именно таких героев требовали те эпохи и в этом их успех. Герои Байрона и Скотта навечно вошли в мировой литературное искусство. Ведь они появились вовремя, тогда, когда этого требовало время;

Проблематика произведения. Есть определённый круг тем, которые всегда буду востребованы, и уже много веков находят воплощение в художественных произведениях разных видов искусств. Темы любви и ненависти, предательства и верности, жизни и смерти, родителей и детей, фатума и обстоятельств использовались во все времена, вписываясь в рамки определённой эпохи. В современном мире спектр тем расширяется все больше, поскольку для общества остается все меньше запретных тем. Писатели пишут о политике, гомосексуализме, сексе, садизме, описывают свои самые тайные мечты и желания, снимая все табу;

Идея произведения. Под идеей подразумевают цель, которую преследовал автор, создавая своё творение. Что он хотел этим сказать? Возможно, автор хотел поделиться своими воспоминаниями? Или обратить внимания общества на одну из проблем? Или упрекнуть его в чем-то? Идея произведения тоже является тем ключевым фактором, который определяет смысл и ценность произведения, его актуальность во все времена существования искусства.

Ценность произведения можно оценить в синхронии и диахронии. Можно смотреть на него с точки зрения той эпохи, в которую оно было создано и оценить, учитывая те исторические рамки, в которых жил и творил автор. Только поняв до конца моральные устои того общества, социальные и политические условия, можно полностью понять произведения и дать ему адекватную оценку.

Также можно оценивать произведение и его ценность для искусства в развитии. Ведь есть такие писатели, произведения которых никогда не теряли своей актуальности и до сегодняшнего дня, хотя были написаны совершенно в других условиях и моральных рамках. Произведения Шекспира, Лондона, Толстого, Достоевского, Булгакова и сегодня является источников, из которого можно черпать ответы на многие вопросы. Они отображают состояние общества и мысли человека такими, какими они есть, со всеми сложностями и неоднозначностью. И хотя многие их произведений были написаны больше ста лет назад, проблемы, описанные в них, существуют и сегодня.

Хотя не всегда соответствие историческим условиях создавало произведениям успех. Во время штучно созданного социалистического реализма за требованием партии было создано множество художественных творений, главной задачей которых было изображение советской действительности, успехов пятилеток и деятельностей колхозов. При этом запрещалось создавать любые конфликтные ситуации в произведениях и сложные образы. Такая литература не продержалась долго и сегодня не имеет никакой ценности, а используется только как наглядное пособие штучной литературы. Такие примеры показывают нам, что искусство должно развиваться своим путем, только тогда оно сможет вобрать в себя лучшее из своей эпохи.

Смысл произведения – понятие широкое и многозначное. Любое искусство требует тщательного изучения и может быть по-разному интерпретировано. Каждый реципиент воспринимает произведения через свой опыт и мировоззрение, поэтому говорить о едином смысле художественных творений неправильно.

Рассуждая о ценности и смысле произведений можно также затронуть и другие виды искусства. Музыка, театр, кино и живопись обладают теми же свойствами, что и литературное искусство. Но литература в отличие от них создается с помощью наиболее пластичного материала. Ведь словом можно описать любой из видов искусства.

Система образов, идея, проблематика – все это свойственно любому произведению независимо от вида творческой деятельности, хотя и выражается разными способами. Но можно также наблюдать закономерность: некоторые пьесы не сходят со сцен многие десятилетия, некоторые музыкальные композиции признаны классикой, а некоторые забыты. Одни картины известны все, другие – никому. Это обусловливается ценностью и смыслом этих произведений.

Сложность в том, что не существует определённой шкалы оценки художественных творений. Значимость произведения для человечества оценивается годами, десятилетиями, на протяжении которых оно подвергается критике, интерпретации и попыткам понять его. Если произведение проходит это испытание, оно сохраняется в памяти культурного наследия человечества как такое, что имеет глубокий смысл и ценность для людей во все времена.

За время существования человеческой цивилизации было создано миллионы разнообразных произведений: картин, книг, песен, стихов, поэм. Но только малая часть их них сохраняется и передается будущим поколениям как образец в своем роде.

Известны случаи, когда произведения не были оценены современниками и признание к ним пришло уже после смерти автора. Только время может определить ценность произведения, а критика не всегда является главной в признании творений.

Смысл произведения – понятие широкое и многозначное. Любое искусство требует тщательного изучения и может быть по-разному интерпретировано. Каждый реципиент воспринимает произведения через свой опыт и мировоззрение, поэтому говорить о едином смысле художественных творений неправильно.

Источник

Как правильно делать анализ произведения по литературе: план, приемы, схема, виды

В чем заключается смысл произведения. SWD5NGPXDFB6LH4WFTUFZWBJM4. В чем заключается смысл произведения фото. В чем заключается смысл произведения-SWD5NGPXDFB6LH4WFTUFZWBJM4. картинка В чем заключается смысл произведения. картинка SWD5NGPXDFB6LH4WFTUFZWBJM4

Анализ произведения — одно из самых распространённых заданий по литературе в школе и вузе. От того, насколько хорошо учащийся делать этот вид работы, часто зависит его итоговый балл по предмету. Мы расскажем, как написать анализ произведения по литературе, а вам останется действовать по представленному плану.

Больше советов, которые помогут повысить оценки по любому предмету, вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале с лайфхаками и рекомендациями. А ещё советуем подписаться на интересную группу с акциями и выгодными предложениями.

Что значит анализ произведения

Под анализом текста понимают его разбор по определённым параметрам. Этот процесс позволяет лучше понять произведение, отследить не только его сюжетную линию, но и внутренний смысл.

Благодаря анализу литературного произведения, можно разобраться, что имел в виду писатель, какие идеи и мысли вложил в свой рассказ, пьесу или стихотворение.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Тем, кто интересуется, как делать анализ произведения, поможет план. Он подойдёт для разбора прозы, лирики или пьесы.

Схема анализа литературного произведения

Главный секрет успешного разбора — соблюдение плана анализа произведения по литературе:

История создания

Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.

Смысл названия

В некоторых случаях этот пункт можно пропустить (например, если стихотворение называется по первой строке), но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения.

Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Определиться с жанром поможет форма произведения и его особенности (характер повествования, герои, тема и пр.).

Тема, идея и проблема

Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в стихотворении, рассказе, повести или романе. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.

Например: «Главная тема романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — разногласия между поколениями, которые писатель отражает через проблему взаимоотношений консерваторов Кирсановых и разночинца Базарова. Основная идея произведения — идейные противоречия между представителями русской интеллигенции разных поколений».

Композиция и ключевые эпизоды

В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах:

Конфликт

Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (героя и общества или протагониста и антагониста) либо внутренний (героя с самим собой). Этот конфликт зачастую выступает двигателем сюжета и находит разрешение в развязке.

Система героев и образов

В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев (как положительных, так и отрицательных) и образы, которые использованы в тексте.

Позиция автора

Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.

Художественные средства

Этот пункт чрезвычайно важен при анализе поэзии: языковые средства помогают даже в малой форме раскрыть ключевые мысли автора, понять, что стоит за тем или иным образом. Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности:

Выводы

Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём студент ещё раз отмечает ключевую идею стихотворения или прозы, даёт комплексную характеристику прочитанному.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

В чем заключается смысл произведения. book library with open. В чем заключается смысл произведения фото. В чем заключается смысл произведения-book library with open. картинка В чем заключается смысл произведения. картинка book library with openСделать анализ и интерпретацию литературного произведения поможет чтение критики и рецензий

Виды анализа художественного произведения

Для разных видов разбора характерны разные приёмы анализа художественного произведения. Рассмотрим самые распространённые из них.

Анализ прозаического произведения

Специфика анализа прозы зависит от объёма произведения. Рассказы и повести анализировать проще: как правило, в них меньше героев и сюжетных поворотов, стройная и понятная композиция. При анализе романов очень важно умение выделить главные сюжетные линии и ключевых персонажей, не отвлекаться на второстепенное.

Лайфхак: чтобы проанализировать роман, совсем необязательно читать его полностью. Краткое содержание расскажет о сюжете и основном конфликте, а несколько цитат дадут представление об авторском стиле и героях.

Анализ поэтического произведения

План анализа лирического произведения может не содержать некоторых пунктов, нужных для понимания прозы: например, в стихотворении не всегда есть конфликт и конкретные герои, может не проявляться авторская позиция. В то же время, некоторые пункты придётся добавить: указать стихотворный размер и тип рифмы.

При анализе стихотворения или поэмы важную роль приобретают художественные средства, поэтому данному пункту нужно уделить особое внимание.

Пример краткого анализа лирического произведения можно увидеть на картинке.

В чем заключается смысл произведения. zkbvis. В чем заключается смысл произведения фото. В чем заключается смысл произведения-zkbvis. картинка В чем заключается смысл произведения. картинка zkbvis

Анализ драматического произведения

Учитывая специфику пьес (обилие диалогов, отсутствие активных действий), при их анализе необходимо обращать особое внимание на речь героев и символику, которая часто заложена в самом названии произведения. Например, в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» сам сад символизирует Россию, а в «Доходном месте» А. Н. Островского в названии отражена мечта главного героя — устроиться так, чтобы много получать и мало работать.

Анализ фольклорного произведения

При анализе фольклорного произведения (эпос, сага и пр.) важное значение приобретают истории и традиции конкретного народа. В фольклоре находят отражение мифы и религиозные представления разных наций, их менталитет, и эту взаимосвязь нужно отразить в анализе.

Если несмотря на наши советы, вы все ещё не разобрались, как писать анализ произведения, обратитесь в студенческий сервис. Его эксперты прекрасно справляются даже с самыми сложными учебными задачами.

В чем заключается смысл произведения. 341eb2bfb7d6431d8df48e1c446b384f.small. В чем заключается смысл произведения фото. В чем заключается смысл произведения-341eb2bfb7d6431d8df48e1c446b384f.small. картинка В чем заключается смысл произведения. картинка 341eb2bfb7d6431d8df48e1c446b384f.small

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Источник

Смысл книги Мастер и Маргарита М. Булгакова

«Мастер и Маргарита» — одно из величайших произведений М. А. Булгакова. Исследователи до сих пор спорят о смыслах и тайнах, заложенных писателем в роман. Это самое мистическое произведение ХХ века в русской литературе.

В статье будут представлены основные смыслы произведения: название, эпиграф, финал и сюжетные линии.

Смысл названия книги Мастер и Маргарита

Название знаменитого романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» своей формулировкой напоминает другие произведений мировой литературы (например, «Ромео и Джульетта»). Все это говорит о популярной у писателей схеме – «Он и она». Таким образом, писатель предупреждает своих читателей, что в центре романа будет находиться любовная пара. Так из названия вытекает одна из основных тем творчества Булгакова – тема любви.

Смысл названия «Мастер и Маргарита» заключается в следующем. Мастер (Он) – это обобщающий образ, который вбирает в себя всех представителей мужского пола романтических и героических произведений (например, Ромео). Словом «Мастер» открывается произведение.

Маргарита (Она) – это символ любви (например, Джульетта). Без Маргариты герой является «неоформленным». Героиня представляет собой дополнение героя.

У М. А. Булгакова было много вариантов того, как назвать свой роман. Но, так как менялось содержание и смысл романа, писатель остановился на «Мастере и Маргарите».

О чем книга Мастер и Маргарита

Перед тем, как начать читать книгу, читатели задаются следующим вопросом о содержании книги. Так о чем же книга «Мастер и Маргарита»?

Воланд (Сатана) побывал во многих уголках мира. Одним из пунктов путешествия являлась Москва. Его посещение Москвы падает на 1930 год, когда в стране все перестают верить в Бога. Герой романа – Мастер – написал книгу об Иисусе и его последних днях на земле. Писателя отправили в дом для сумасшедших, а его роман был сожжен автором.

Вместе с Воландом путешествует его свита: Коровьев, Гелла, Бегемот и Азазелло. Они называют людей, которые предались грехам (например, пьянство или взяточничество).

Маргарита – любовница Мастера. Женщина не знает, что Мастер, был помещен в дом для сумасшедших и пытается его найти.

Помимо любовной темы, разворачивается история Иешуа и Понтия Пилата. Великий Прокуратор боится божьего суда за то, что осудил Иисуса.

В конце романа сюжетные линии пересекаются. Мастер освобождает Иешуа. Понтий Пилат, гнетенный совестью, наконец-то, обретает покой. Мастер с Маргаритой обретают покой и вечную любовь.

Смысл эпиграфа

Эпиграф для своего романа М. А. Булгаков взял из произведения И. В. Гете «Фауст». Смысл эпиграфа «Мастер и Маргарита» заключается в том, что он предопределяет двухчастность произведения, смешение времен (прошлого и настоящего), оригинальную философскую концепцию.

Произведения великих писателей во многом схожи. К главным героям является Сатана: к Фаусту Мефистофель, к Маргарите – Воланд.

Также эпиграф говорится, что исход борьбы добра и зла уже предопределен – добро всегда побеждает зло.

Смысл произведения Мастер и Маргарита

Основной смысл произведения «Мастера и Маргариты» – это борьба добра и зла, о чем говорится и в эпиграфе к роману.

М. А. Булгаков склоняет к читателя к мысли о том, в мире должно быть равновесие, состоящие из добра и зла. Это равновесие находит олицетворение в Воланде и Иешуа.

Зло – Воланд – предстает справедливым в романе. Добро и зло переплетаются в душе человека. Сатана наказывал людей злом за то зло, которое они сами творили.

Также в произведении прослеживается и смысл человеческой борьбы.

Москвичи изображены в романе как марионетки. Только Он и Она среди этой безликой толпы понимают устройство мира и его правителя.

Роман делится на следующие пласты:

М. А. Булгаков хочет показать своим романом то, что не стоит следовать за установленным порядком, необходимо внимательно относиться к себе. Иначе это может привести к ущербу своей личности.

Смысл концовки книги Мастер и Маргарита

Последняя глава романа называется «Прощение и вечный приют». В чем же заключается смысл финала «Мастер и Маргарита»?

Ночь срывает со свиты Воланда маски:

Также меняются и Азазелло, и Мастер. Один лишь Воланд не поменял своего облика.

Вопрос о судьбе Мастера остается открытым. Его подвиг не является христианским, а художественным. Следовательно, героя не оставило все земное и он не забыл Маргариту.

Эпилог рассказывает о судьбе оставшихся на земле героев. Все, кто встретился с Воландом, навсегда запомнили этот момент, но как сновидение.

Финал произведения понимается с двух точек зрения:

Здесь Булгаков не дает точного ответа, а предлагает читателям самим поразмыслить над этим вопросом.

«Мастер и Маргарита» — произведение, которое было не единожды прочитано как русскими читателями, так и иностранными. Этот роман был переведен на множество языков. Многие исследователи до сих пор разгадывают тайны, заложенные Булгаковым в его произведение.

«Мастер и Маргарита» — та книга, которую нужно перечитать несколько раз за жизнь, потому что с каждым прочтением в ней открывается что-то новое и индивидуальное.

Напишите в комментариях своё мнение, о чем книга «Мастер и Маргарита». Мы с нетерпением будем ждать!

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.1 / 5. Количество оценок: 13

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

В чем заключается смысл произведения. cropped kakoysmysll. В чем заключается смысл произведения фото. В чем заключается смысл произведения-cropped kakoysmysll. картинка В чем заключается смысл произведения. картинка cropped kakoysmysll

В чем заключается смысл произведения. default avatar. В чем заключается смысл произведения фото. В чем заключается смысл произведения-default avatar. картинка В чем заключается смысл произведения. картинка default avatar

В чем заключается смысл произведения. default avatar. В чем заключается смысл произведения фото. В чем заключается смысл произведения-default avatar. картинка В чем заключается смысл произведения. картинка default avatar

Звездец, дядя Ваня….даже не читав такое великое произведение, а посмотрев, как вы сказали фильм, спектакль и т.п. можно было понять заложенный в него смысл. Если, конечно, есть ЧЕМ понимать.. занавес.
P.s. пусть будет поменьше таких «понятливых». Может тогда Света будет больше.

В чем заключается смысл произведения. default avatar. В чем заключается смысл произведения фото. В чем заключается смысл произведения-default avatar. картинка В чем заключается смысл произведения. картинка default avatar

Дяденька Ваня, Вы даже не читали роман, не шизите, пожалуйста, и не несите бред. Людям крайне стыдно за Вас…

В чем заключается смысл произведения. default avatar. В чем заключается смысл произведения фото. В чем заключается смысл произведения-default avatar. картинка В чем заключается смысл произведения. картинка default avatar

В чем заключается смысл произведения. default avatar. В чем заключается смысл произведения фото. В чем заключается смысл произведения-default avatar. картинка В чем заключается смысл произведения. картинка default avatar

Боже мой, Иван, мне 13 лет и даже я смогла понять, с моим то скудным опытом, что «Мастер и Маргарита» великолепное произведение, меющее безумно интересный сюжет. Если вы не смогли понять смысл произведения, это не значит что оно несёт как вы выразились грязь. А этот текст просто бесценен и подобрать слова описывающее его великолепие невозможно. Это самый настоящий шедевр, хоть я и не самая ярая фанатка данного жанра. Мне бы было стыдно так выражаться о произведение и в открытую показывать неуважение к творчеству Булгакова.

В чем заключается смысл произведения. default avatar. В чем заключается смысл произведения фото. В чем заключается смысл произведения-default avatar. картинка В чем заключается смысл произведения. картинка default avatar

Нас попросили поделиться своим мнением, а с 5ти людей только 2е смогли это сделать…
У романе есть над чем подумать, а от вам — только судить…

С Новым Годом…. я пошел пить

В чем заключается смысл произведения. default avatar. В чем заключается смысл произведения фото. В чем заключается смысл произведения-default avatar. картинка В чем заключается смысл произведения. картинка default avatar

В чем заключается смысл произведения. default avatar. В чем заключается смысл произведения фото. В чем заключается смысл произведения-default avatar. картинка В чем заключается смысл произведения. картинка default avatar

В чем заключается смысл произведения. default avatar. В чем заключается смысл произведения фото. В чем заключается смысл произведения-default avatar. картинка В чем заключается смысл произведения. картинка default avatar

Очень, грустно, что некоторые, не прочитав столь гениальное творение, так негативно отзываются о нем!
Роман «Мастер и Маргарита» во первых очень интересно читать…., в вторых несет он свет, истину и чистоту.
Уверена, что прочитав эту книгу, Иван полярно поменяет свое негативное мнение…Возможно, человек смотрел фильм или слушал радиоспектакль урывками, или постановки были неудачными…
В любом случае прочтите эту замечательную книгу от начала и до конца.
И очень интересно будет узнать ваше мнение уже после ее прочтения))).

Источник

ВЫЯВЛЕНИЕ ИДЕЙНОГО СМЫСЛА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Чтобы судить о содержании любого литературного произведения, надо прежде всего ответить на вопрос: о чем и ради чего оно написано? В переводе на язык научных терминов этот вопрос прозвучит так: каковы тема и идея произведения? Тема и идея, а точнее говоря, тематика и идейный смысл — это фундамент, на котором держится все здание художественного произведения.

Слово «тема» — древнегреческое, буквально означает: «то, что положено в основу». И, действительно, тема (наряду с идеей) —основа основ содержания произведения, то, о чем в нем рассказывается или что в нем изображается. Так, темой «Капитанской дочки» А. С. Пушкина является художественный рассказ о крестьянском восстании против помещиков и властей под водительством Пугачева. Тема поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» — духовное одичание помёщиков-крепостников. Тема рассказа М. Шолохова «Судьба человека» — мужество и гуманизм советских людей в годы Великой Отечественной войны. Тему произведения не следует смешивать с жизненным материалом. Художественная тема — это не сама жизнь, а сгусток впечатлений от жизни, отражение жизненных явлений в сознании писателя. Поэтому возникновение и оформление темы связано с немалыми трудностями. Писатель должен заинтересоваться определенным кругом жизненных явлений, осмыслить их, определить к ним свое отношение и, наконец, воплотить все это в художественные образы. Именно так понимал тему М. Горький, утверждавший: «Тема — это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем щозыв к работе ее оформления».

Даже самый интересный жизненный материал может не вызвать у писателя темы, если этот материал не попадает в поле его литературных размышлений. Показательно признание А. С. Макаренко, сделанное в беседе с начинающими писателями: «Интересно вот что:-я работал в трудовой колонии имени Горького, мимо меня проходила сложная и напряженная жизнь нескольких сот молодых людей, но я считал, что эта жизнь настолько обыкновенна и проста, что она не может быть предметом художественного изображения». Только после ‘бесед с М. Горьким Макаренко увидел в жизни руководимой им колонии источник темы «Педагогической поэмы».

Чаще всего тема выступает в сознании писателя как некая проблема, т. е. жизненно важный вопрос, тре-бующйй своего осмысления и решения. Слово «проблема»— древнегреческое, первоначально значило: «задача, задание». Проблемный характер содержания своих произведений писатели порой подчеркивают в названиях. Так, в названии знаменитой поэмы Н. А. Некрасова уже указана ее социальная проблематика: «Кому на Руси жить хорошо». То же самое видим мы в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Итак, темой художественного произведения является отраженное в нем жизненное явление или круг явлений, имеющих общественный интерес и вызывающих вопросы, интересующие общество.

Тема связана с идеей произведении- Идея — это мысль автора об изображаемом жизненном явлении, авторское отношение к нему, авторское решение вопроса, заключенного в теме. Так,, на вопрос о том, «кому живется весело, вольготно на Руси», Н. А. Некрасов отвечает в своей поэме так: никому, а хуже всего приходится трудовому народу, изнывающему под гнетом царя, помещиков, чиновников и купцов; для того чтобы народ зажил счастливо, он должен бороться за свое освобождение.

И тема, и идея литературно-художественного произведения имеют образный характер, т. е. выступают не как логические определения и отвлеченные рассуждения, а как образное, проникнутое живым авторским чувством воспроизведение жизни людей, их поступков, взаимоотношений, переживаний и т. д.

В силу того что в художественных произведениях, особенно в крупных, жизнь воспроизводится широко и многогранно, они имеют в своем составе не одну, а множество тем и проблем. Эта совокупность тем и проблем называется тематикой и проблематикой произведения. Так, в романе Н. Островского «Как закалялась сталь» автор обращается и к изображению того, как мужали в борьбе за новый мир комсомольцы и молодые коммунисты первых лет Советской власти, и к показу того, как учились они стойкости у старых большевиков, и к рассказу о личной жизни молодежи, и к повествованию о тех, кто под видом борьбы за новый мир устраивал свои мелкие личные делишки, и к ряду других тем и проблем. При чтении и анализе литературного произведения надо учитывать все богатство тематики и проблематики произведения, а не сводить его содержание к одной, пусть даже и очень важной теме или проблеме.

Однако при всем богатстве тем и проблем в подлинно художественном произведении всегда есть основная, центральная, объединяющая тема, которая подчиняет себе остальные темы и является основой единства и законченности произведения. В романе Н. Островского «Как закалялась сталь» такой основной темой является изображение того, как мужала и идейно закалялась рабочая молодежь, участвуя в революции, в гражданской войне и в строительстве социализма. В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» основная тема — изображение жизни, быта и чаяний русского крестьянства дореформенной и пореформенной поры. «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе,— говорил сам автор о своей поэме,— все, что мне привелось услыхать из уст его…»

Тематика произведения, как уже говорилось, связана с его идейным смыслом. Это хорошо подмечено в приведенном выше высказывании Горького. М. Горький отмечает ведущую роль идеи, ибо для писателя в конечном счете важнее не то, что он рассказывает, а то, ради чего и с какой ц е л ь ю он ведет свой рассказ. Не случайно наиболее известные писатели и критики называют идею, мысль сердцем и нервом искусства, душой художественного произведения. Идея выступает как цель творческой деятельности писателя и как могучий стимул к работе над ее образным воплощением. «Надо,— говорил Л. Н. Толстой,— чтобы горела мысль, созрела настолько, чтобы вы горели ею, плакали над ней, чтобы она отравляла вам покой».

Ведущая роль идейного содержания проявляется и в том, что писатели, стоящие на разных идейно-классовых позициях, на одном и том же жизненном материале (т. е. при разработке одинаковых тем) приходят к совершенно разному идейному освещению этого материала. Так, тема «новых людей» в русской литературе 60-х годов освещается в романах Чернышевского, Тургенева, Гончарова, Достоевского и ряда других писателей. И каждый из этих писателей дает свое идейное освещение темы. Чернышевский в романе «Что делать?» показывает лучшие черты разночинцев-демократов, зовет молодежь идти путем, по которому идут герои романа. Тургенев, отдавая должное «новым людям», в то же время акцентирует внимание на их «нигилизме» и их, как ему кажется, обреченности. Достоевский в своих романах отнесся к революционным и материалистическим устремлениям «новых людей» резко отрицательно. По мысли автора романа «Преступление и наказание», не только бедность, но и «безбожие», влияние «новых идей» толкнули Раскольникова на его кровавое преступление. Если Чернышевский в романе «Что делать?» призывает к революции, то Достоевский писал «Преступление и наказание» с целью прославить христианское смирение и терпение. Восприятие литературно-художественных произведений должно быть прежде всего направлено на постижение и активную оценку их идейного содержания. По воспоминаниям лиц, близко знавших В. И. ‘Ленина, и по его статьям и отзывам о литературе известно, что больше всего В. И. Ленин ценил в литературных произведениях их идейность.

К сожалению, в школьной практике действенное осмысление идейного содержания литературных произведений часто ^подменяется наивно-реалистическим восприятием основных образов-персонажей и составлением их характеристик. На вступительных экзаменах абитуриенты обычно показывают довольно хорошее знание человеческих качеств Наташи Ростовой, помнят ее жизненный путь в романе, но затрудняются ответить на вопросы: в чем же смысл образа героини? какую мысль вложил в этот образ Л. Н. Толстой? А между тем, создавая этот образ, писатель вступил в идейный спор с Чернышевским и другими революционерами-демократами о назначении женщины в жизни общества. В противовес писателям революционно-демократического лагеря, ратовавшим за социальное освобождение и равноправие женщин, Толстой образом Наташи Ростовой выражал мысль, что назначение женщины только в том, чтобы быть матерью, женой и домашней хозяйкой. В образе Наташи Ростовой писатель утверждает свой идеал женщины. Этот образ не единственный носитель мысли Толстого о назначении женщины в обществе. Мысль эта воплощена также в образе Марьи Болконской, находящей свое счастье в семейной жизни, а в негативном, отрицательном плане — в образе Сони, бесцветного существа, которое не может’ быть счастливо само и не принесет счастья другим, и в образе Элен Курагиной, абсолютно лишенной инстинкта материнства и семейственности. Вместе с тем мысль о положении и назначении женщины включена в сплетение еще более важных для Толстого мыслей о народе, исторических судьбах России, всего человечества.

Неумение школьников самостоятельно постигать и активно, пристрастно оценивать идейное содержание литературных произведений в какой-то мере объясняется тем, что большинство учащихся представляют себе идейный смысл произведения крайне узко, сводя его к идее, главной мысли. На такое понимание идейного смысла произведения наталкивают учащихся слишком упрощенные определения художественной идеи, нередко даваемые в школьных учебниках и учебных пособиях.

Из всего сказанного сам собой напрашивается вывод; воспринять, освоить, пережить художественную идею — значит осмыслить и прочувствовать образ, понять логику его развития, принять или не принять те оценки, к которым подводит нас автор. Возьмем, например, образ учителя Беликова, из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре». Невнимательному читателю этот рассказ может показаться только смешной историей о странном человеке, который в любую погоду ходил с зонтиком и в калошах. А между тем Чехов вложил в образ Беликова глубоко обобщающую горькую мысль, кас-ающуюся самых существенных сторон общественной жизни России 80 — 90-х годов. Внимательно следя за развитием сюжета рассказа, читатель убеждается, что Беликов — порождение той тупой чиновничьей среды, которая была запугана царской реакцией 80-х годов и сама выступала как оплот этой реакции. В образе Беликова заключена важная чеховская мысль: весь строй царской России формировал и поддерживал таких людей, как Беликов. Не случайно этого ничтожного человека боятся не только в гимназий, но и во всем городе. В образе Беликова Чехов осуждает и высмеивает чиновничье-мещанское общество, превратившееся в «человекой в футлярах», все время думающих о том, «как бы чего не вышло». Беликовым Чехов выразил мысль о том, каким не должен быть человек, внушай презрение к трусости, Тупости, ограниченности, обывательщине.

Мы раскрыли лишь некоторые стороны художественной идеи, заключенной в образе Беликова. Идейный смысл этого образа гораздо богаче, и исчерпать его до, конца с помощью отвлеченных определений и рассуждений просто невозможно. В том-то и сила любого действительно художественного образа, что в нем заключено множество мыслей и оценок. Поэтому при разборе литературных произведений наряду с термином «идея» следует чаще пользоваться терминами «идейный смысл» и «идейное содержание». В двух последних словосочетаниях теоретически закреплен тот факт, что литературное произведение, как правило, содержит в себе не одну, а много идей, что это — сложное сцеплениё и взаимообусловленность мыслей и оценок о самых разных сторонах жизни, отраженной в образах данного произведения.

Однако при чтении, а также анализе литературных произведений возникает необходимость в понятии о с-новной, главной идеи произведения. Отсутствие такой идеи в произведении искусства лишает его цельности и законченности. Основная, главная идея художественного произведения также имеет образный характер, но она существует как тот внутренний смысл, который заключен не в отдельном образе или эпизоде, а в целом произведении, во всей системе его образов, как итог развития этих образов и как общая оценка их содержания.

В критических разборах произведения, в сочинениях о нем на главную идею можно сослаться, дать о ней понятие, но исчерпать ее в отвлеченных определениях и рассуждениях невозможно, как невозможно вообще перевести полностью на язык логических определений содержание художественных образов. Напомним, что Л. Н. Толстой считал основной мыслью романа «Война и мир» «мысль народную вследствие войны 12-го года». Эта мысль нашла образное воплощение и в любовном изображении Толстым подвига народа в войне с наполеоновской армией, и в поэтизации народного характера, и в характеристике Кутузова как народного полководца, и в показе того, как лучшие представители дворянства ищут сближения с народом, и в утверждении того, что наиболее здоровая часть дворянского общества сохранила в себе черты народной психологии, и еще в целом ряде образов, сцен, эпизодов романа. Исчерпать «мысль народную» в романе «Война и мир» можно лишь пересказав весь роман от начала до конца словами и образами самого Толстого. Но понимать, чувствовать, сопереживать эту магистральную идею романа совершенно необходимо, если мы хоТим постичь его содержание не как хаос случайно собранных персонажей и эпизодов их жизни, а как целостное и законченное создание творческой мысли гениального романиста. Благодаря этой мысли огромный и разнообразный жизненный материал был переработан воображением писателя, очищен от случайностей, объяснен, приведен в стройный порядок и навечно закреплен в системе неповторимо ярких образов.

Идейный смысл произведения следует отличать от з а-мысла этого произведения. Замысел возникает в творческом сознании писателя как первоначальная мысль о создании произведения. По мере того как замысел вынашивается писателем, он все более обогащается и конкретизируется. Например, по первоначальному замыслу роман Л. Н. Толстого «Воскресение» мыслился писателем в виде сравнительно небольшой повести. Таким образом, замысел — это как бы текст будущего произведения, существующий лишь в сознании писателя и в первоначальных набросках. Для того чтобы замысел стал реальным художественным произведением, он должен быть воплощен, закреплен в художественных образах средствами языка и композиции. Между субъективным замыслом писателя и объективным содержанием художественного произведения иногда бывают весьма существенные различия. Замысел может быть прекрасен, а его воплощение дурно. Или наоборот, в ходе работы над произведением вначале скромный замысел может обогатиться и стать основой значительного художественного произведения. Кроме того, в силу тех или иных причин замысел вообще может быть не реализован писателем.Так, замысел второго тома «Мертвых душ» не был осуществлен Гоголем.

Образный характер идейного содержания литературно-художественных произведений ведет к известной субъективности восприятия и оценки этого содержания со стороны читателей, критиков и историков литературы. Каждый читатель (критик, историк литературы) •выделяет и подчеркивает в образах произведения то, что ему кажется наиболее важным и значительным. Поэтому-то вокруг содержания многих литературных произведений разгораются настоящие критические битвы, длящиеся порой десятилетиями, а иногда и целыми столетиями. Так, до сих пор не затих спор об идейном содержании романа Сервантеса «Дон-Кихот», пьес Шекспира, произведений Пушкина, Достоевского, Толстого. Причем характер и направление этих споров зависят не только от степени проницательности спорящих, но и от их классовой позиции. Например, буржуазные критики и историки литературы в творчестве Ф. М. Достоевского подчеркивают и выдвигают на первый план реакционные стороны идейного содержания его произведений, в то время как советские литературоведы и прогрессивные историки литературы зарубежных стран, помня о реакционных сторонах творчества великого романиста, главное внимание уделяют выявлению и пропаганде прогрессивных взглядов и идей Достоевского.

Идейное содержание художественного произведения можно считать действительно усвоенньщ лишь тогда, когда читатель, учитывая то, что сказано о произведении в научной и учебной литературе, вырабатывает свой, взгляд на содержание этого произведения в результате вдумчивого чтения его текста и вживания в его образы.

Грамотность и глубина «прочтения» идейного содержания произведения зависит от многих причин: и of природных способностей читателя, и от его начитанности и ббщей культуры, и от специальной теоретической подготовки. Для того чтобы научиться высокой культуре чтения художественных произведений, мало одного знакомства с ними, надо внимательно читать работы Белинского, Добролюбова, Луначарского, литературные статьи К. Маркса и Ф. Энгельса, В. И. Ленина, в которых даны образцы глубокого проникновения в идейный смысл классических литературных произведений. Классики революционно-демократической критики и основоположники марксизма-ленинизма всегда умели показать актуальный, злободневный характер идейного содержания анализируемых произведений, поставить это содержание на службу революции. В. И. Ленин говорил, что из разбора «Обломова» Добролюбов сделал клич, призыв к воле, активности, революционной борьбе, а из анализа «Накануне» — настоящую революционную прокламацию.

Правильное и глубокое постижение идейного смысла лучших произведений художественной литературы является основой их полноценного воздействия на сознание, чувства и волю читателей.

Сюжет произведения

Вера Павловна Розальская – главная героиня романа, не желая выходить замуж за богатого жениха, вступает в фиктивный брак с Лопуховым, студентом- медиком – благородным и порядочным человеком. Таким образом Вера Павловна покидает отчий дом. Будучи человеком самостоятельным и деятельным, она пытается найти свое предназначение. Она открывает швейную мастерскую, куда набирает девушек, которые так же, как и она заинтересованы в развитии дела.

Затем Вера Павловна влюбляется в друга своего фиктивного мужа Александра Кирсанова. Кирсанов испытывает к ней взаимные чувства, но для того чтобы не рушить семью своего друга Кирсанов надолго их покидает. В последствии поняв, что брак тяготит Веру, Лопухов инсценирует свое самоубийство, тем самым дает возможность Вере и Кирсанову быть вместе. Лопухов же уезжает в Америку, там он становится агентом английской фирмы, затем возвращается в Россию, женится, и сообщает о своем возвращении семейству Кирсановых.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Отдельные страницы Чернышевский посвящает Рахметову. Несмотря на то, что он герой второго плана, для Чернышевского он является особенным. В Рахметове автор хотел собрать все качества «новых» людей того времени. Он изучает революционную литературу и является ярым приверженцем своего дела. Он не позволял себе излишеств, ел дешевые продукты, спал на войлоке, тяжело трудился. Все это он делал для того, чтобы лучше понять жизнь простых людей. Свою жизненную цель он видел в служении на благо простому народу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *