В чем заключается смысл жизни обломова

Сочинение Смысл жизни Обломова в романе Гончарова 10 класс

Илья Ильич Обломов, главный герой романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов», является очень любопытным персонажем. Его стиль жизни напоминает реку, вяло текущую в каком-то тенистом парке – спокойный, размеренный, пассивный и очень медлительный. В жизнь Обломова нет места суете или спешке, и практически каждый день герой проводит на любимом диване. Однако в чём же заключается смысл его жизни? Ответ на этот вопрос Гончаров раскрывает на протяжении всего произведения.

С самого детства Обломов не был приучен ни к упорному труду, ни к тяжёлой учёбе. Его родители поощряли некую несамостоятельность и пассивность в детях, поэтому маленький Илюша практически ничего не мог сделать самостоятельно – ни одеться, ни принять решение. Впрочем, что-то остаётся вечным, и даже в сознательные годы Обломов не очень сильно изменился.

Однако невозможно не заметить то, что Обломов, по своей сути, является очень и очень хорошим человеком. У него доброе сердце, он способен проявлять милосердие и сочувствие к другим людям, да и собеседником Илья Ильич является замечательным. Его основная проблема заключается в том, что он так и не повзрослел, навечно оставшись маленьким инфантильным мальчиком где-то там, в самой глубине своей души. Обломова не интересует ни карьерный рост, ни заработок денег, ни самореализация на каком-то поприще, вся его жизнь протекает в мечтах и фантазиях.

На мой взгляд, проблема так называемой «обломовщины» знакома каждому человеку. Желание ничего не делать рано или поздно настигает любого из нас, однако если это состояние становится естественным для человека, наступает кризис личности, ведь без постоянного саморазвития мы деградируем, перестаём развиваться и в итоге просто приходим к бессмысленному и апатичному существованию, которое сложно назвать жизнью.

Я полагаю, что на примере Ильи Ильича Гончаров стремился показать читателям, как человек с изначально хорошими данными, добрым сердцем и светлой душой может практически бессмысленно проживать свою жизнь из-за неспособности принимать решения, отвечать за свои поступки, дисциплинировать себя, да и попросту банально не желая взрослеть и лицом к лицу сталкиваться с реальностью, которая иногда может быть жестокой. Необходимо уметь находить внутренний баланс между тем, что делать необходимо и тем, что делать хочется, и только тогда человек сможет стать по-настоящему гармоничной личностью.

Смысл жизни Обломова

Илья Ильич Обломов рос в лени и бездействии. Сам по себе, он был очень активным и интересующимся ребенком. Однако родители, постоянно сдерживающие порывы маленького Обломова, тем самым привили ему безразличие ко всему, что его окружало уже во взрослой жизни. Илья Ильич привык прятаться за этой стеной консерватизма от любых ситуаций и происшествий, которые появлялись вокруг него. Он отвергал всё, что не вписывалось в его размеренный и ленивый образ жизни. Хотя он даже служил когда-то, однако, в карьере служащего он не преуспел, так как Обломову было сложно постоянно быть занятым каким-то делом. И вот он выбирает для себя участь, запертого в четырёх стенах человека, убеждая себя и окружающих, что это всё что ему нужно от жизни.

Полной противоположностью главному герою выступает Андрей Иванович Штольц. Он активный, амбициозный человек, готовый ринуться куда угодно позову друга и даже врага. Штольца родители воспитали как трудолюбивого ребёнка, которому чуждо лениться и просто так просиживать в своей комнате, духовно не обогащаясь. Однако, в его жизни были проблемы с пониманием своего места в жизни. Андрей не способен жить настоящим, он постоянно что-то планирует и никак не может остановиться. Он не живет моментом а лишь загадывает, что же будет потом. Он видит смысл жизни лишь в своем саморазвитие, но, как правило, это не всегда приносит одни лишь радости.

Автор романа не отвечает, что же является смыслом жизни или как же его найти, ведь даже его герои не смогли этого сделать. Они потеряли этот смысл, обрекая себя не на жизнь, а лишь на существование. Тем самым, он взывает к своим читателям, чтобы они не совершили таких ошибок, как герои этого произведения.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл жизни Обломова

Популярные сегодня темы

Говоря о жанровой композиции данного замечательного произведения, хочется отметить то, что литературоведы все время уделяли особое внимание данному вопросу. Они отметили, что данная история с точки зрения

Каждое произведение М.Е.Салтыкова-Щедрина – это тонкая и остроумная насмешка над самыми разными человеческими пороками. Не стала исключением и знаменитая сказка: Как один мужик двух генералов прокормил.

Конечно, «Алые паруса» о мечтах. Но тут правильно – не просто мечты сбываются сами по себе, чудом, а человек их создает в реальности. Ассоль могла бы сама заказать такие паруса, договориться с капитаном…

Слово «Родина» произошло от слова «род», это место, где ты РОДился, где живут твои РОДные люди. Это место силы, особенное, уникальное, а поэтому его нельзя не любить.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала», даже будучи небольшим по содержанию, затрагивает глубокие философские вопросы, касающиеся гуманизма и нравственности.

Источник

Сочинение Смысл жизни Обломова в романе Гончарова 10 класс

Илья Ильич Обломов, главный герой романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов», является очень любопытным персонажем. Его стиль жизни напоминает реку, вяло текущую в каком-то тенистом парке – спокойный, размеренный, пассивный и очень медлительный. В жизнь Обломова нет места суете или спешке, и практически каждый день герой проводит на любимом диване. Однако в чём же заключается смысл его жизни? Ответ на этот вопрос Гончаров раскрывает на протяжении всего произведения.

С самого детства Обломов не был приучен ни к упорному труду, ни к тяжёлой учёбе. Его родители поощряли некую несамостоятельность и пассивность в детях, поэтому маленький Илюша практически ничего не мог сделать самостоятельно – ни одеться, ни принять решение. Впрочем, что-то остаётся вечным, и даже в сознательные годы Обломов не очень сильно изменился.

Однако невозможно не заметить то, что Обломов, по своей сути, является очень и очень хорошим человеком. У него доброе сердце, он способен проявлять милосердие и сочувствие к другим людям, да и собеседником Илья Ильич является замечательным. Его основная проблема заключается в том, что он так и не повзрослел, навечно оставшись маленьким инфантильным мальчиком где-то там, в самой глубине своей души. Обломова не интересует ни карьерный рост, ни заработок денег, ни самореализация на каком-то поприще, вся его жизнь протекает в мечтах и фантазиях.

На мой взгляд, проблема так называемой «обломовщины» знакома каждому человеку. Желание ничего не делать рано или поздно настигает любого из нас, однако если это состояние становится естественным для человека, наступает кризис личности, ведь без постоянного саморазвития мы деградируем, перестаём развиваться и в итоге просто приходим к бессмысленному и апатичному существованию, которое сложно назвать жизнью.

Я полагаю, что на примере Ильи Ильича Гончаров стремился показать читателям, как человек с изначально хорошими данными, добрым сердцем и светлой душой может практически бессмысленно проживать свою жизнь из-за неспособности принимать решения, отвечать за свои поступки, дисциплинировать себя, да и попросту банально не желая взрослеть и лицом к лицу сталкиваться с реальностью, которая иногда может быть жестокой. Необходимо уметь находить внутренний баланс между тем, что делать необходимо и тем, что делать хочется, и только тогда человек сможет стать по-настоящему гармоничной личностью.

Смысл жизни Обломова

Иван Александрович Гончаров-это не только русский писатель, чьи произведения актуальные и сейчас, но также и литературный критик. Например, его роман «Обломов» вызывает определенные эмоции у разных поколений, заставляя их в кои-то веки подумать о смысле своей жизни. В произведении присутствует контраст, в качестве которого выступают два героя — это Обломов и Штольц.

Илья Ильич Обломов рос в лени и бездействии. Сам по себе, он был очень активным и интересующимся ребенком. Однако родители, постоянно сдерживающие порывы маленького Обломова, тем самым привили ему безразличие ко всему, что его окружало уже во взрослой жизни. Илья Ильич привык прятаться за этой стеной консерватизма от любых ситуаций и происшествий, которые появлялись вокруг него. Он отвергал всё, что не вписывалось в его размеренный и ленивый образ жизни. Хотя он даже служил когда-то, однако, в карьере служащего он не преуспел, так как Обломову было сложно постоянно быть занятым каким-то делом. И вот он выбирает для себя участь, запертого в четырёх стенах человека, убеждая себя и окружающих, что это всё что ему нужно от жизни.

Полной противоположностью главному герою выступает Андрей Иванович Штольц. Он активный, амбициозный человек, готовый ринуться куда угодно позову друга и даже врага. Штольца родители воспитали как трудолюбивого ребёнка, которому чуждо лениться и просто так просиживать в своей комнате, духовно не обогащаясь. Однако, в его жизни были проблемы с пониманием своего места в жизни. Андрей не способен жить настоящим, он постоянно что-то планирует и никак не может остановиться. Он не живет моментом а лишь загадывает, что же будет потом. Он видит смысл жизни лишь в своем саморазвитие, но, как правило, это не всегда приносит одни лишь радости.

Автор романа не отвечает, что же является смыслом жизни или как же его найти, ведь даже его герои не смогли этого сделать. Они потеряли этот смысл, обрекая себя не на жизнь, а лишь на существование. Тем самым, он взывает к своим читателям, чтобы они не совершили таких ошибок, как герои этого произведения.

Источник

Смысл жизни в романе Обломов (И. Гончаров)

Автор: Guru · 14.09.2017

Иван Александрович Гончаров — русский писатель и литературный критик, чьи произведения не теряют актуальности и по сегодняшний день. Достаточно вспомнить знаменитый роман «Обломов», который до сих пор будоражит сознание людей, заставляя их задуматься о собственном смысле бытия. Противопоставляя Обломова и Штольца, автор как бы незаметно даёт читателю шанс осознать собственное предназначение в жизни.

С юных лет Обломова окружали лень и праздность существования. Родители всячески пытались сдерживать подвижного и любознательного мальчика, тем самым навсегда огородив его от внешнего мира стеной апатии. Такая преграда вовсе не являлась его пределом, она лишь «защищала» его натуру от неожиданных поворотов судьбы, которые никак не вписывались в его планы лежать на диване целыми днями и звать своего слугу — Захара. Казалось бы, человек попробовавший себя на «службе», но потерпевший неудачу, должен встать и идти вперёд! Однако Илья Ильич тащит себя назад, умирая духовно. Смысл его жизни заключался в комфортном существовании, только и всего.

Другое дело — позиция Андрея Ивановича Штольца. Целеустремлённость, отвага перед лицом жизненных преград — лишь новые ступени к достижению чего-то большего. Родители Штольца закладывали в его образование как любовь к труду, так и любовь к искусству. И все же, здесь тоже не все идеально: Андрей живёт в будущем, не особо задумываясь о настоящем, что не даёт ему ни единого шанса остановиться и жить так, как он того хочет. Смысл его жизни в саморазвитии, которое не только возвышает его над остальными, но и губит. Именно поэтому он не может стать «живым», он мертв, как машина. Об этом говорит и его отношение к Ольге Ильинской: она является его «ученицей», которая слушает его философские размышления. Его чувства — это механизм, который он заводит, как только видит в этом какую-то цель. Но все его стремления направлены на достижение суетных и преходящих вещей, а не на постижение ценности и мудрости жизни, поэтому он не может достичь счастья.

Гончаров в своем романе не дает ответа, в чем заключается смысл жизни, ведь герои так его и не нашли. Обломов приковал себя к кровати, утратив способность к самореализации. Штольц же, занимаясь своим будущим преуспеянием, забыл о настоящем и утратил духовные ценности. И в том, и в другом положении истинное значение бытия утрачено и сведено к бесцельному существованию.

Источник

Размышления о смысле жизни над страницами романа Гончарова «Обломов»

Илья Ильич Обломов, главный герой романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов», является очень любопытным персонажем. Его стиль жизни напоминает реку, вяло текущую в каком-то тенистом парке – спокойный, размеренный, пассивный и очень медлительный. В жизнь Обломова нет места суете или спешке, и практически каждый день герой проводит на любимом диване. Однако в чём же заключается смысл его жизни? Ответ на этот вопрос Гончаров раскрывает на протяжении всего произведения.

С самого детства Обломов не был приучен ни к упорному труду, ни к тяжёлой учёбе. Его родители поощряли некую несамостоятельность и пассивность в детях, поэтому маленький Илюша практически ничего не мог сделать самостоятельно – ни одеться, ни принять решение. Впрочем, что-то остаётся вечным, и даже в сознательные годы Обломов не очень сильно изменился.

Однако невозможно не заметить то, что Обломов, по своей сути, является очень и очень хорошим человеком. У него доброе сердце, он способен проявлять милосердие и сочувствие к другим людям, да и собеседником Илья Ильич является замечательным. Его основная проблема заключается в том, что он так и не повзрослел, навечно оставшись маленьким инфантильным мальчиком где-то там, в самой глубине своей души. Обломова не интересует ни карьерный рост, ни заработок денег, ни самореализация на каком-то поприще, вся его жизнь протекает в мечтах и фантазиях.

На мой взгляд, проблема так называемой «обломовщины» знакома каждому человеку. Желание ничего не делать рано или поздно настигает любого из нас, однако если это состояние становится естественным для человека, наступает кризис личности, ведь без постоянного саморазвития мы деградируем, перестаём развиваться и в итоге просто приходим к бессмысленному и апатичному существованию, которое сложно назвать жизнью.

Я полагаю, что на примере Ильи Ильича Гончаров стремился показать читателям, как человек с изначально хорошими данными, добрым сердцем и светлой душой может практически бессмысленно проживать свою жизнь из-за неспособности принимать решения, отвечать за свои поступки, дисциплинировать себя, да и попросту банально не желая взрослеть и лицом к лицу сталкиваться с реальностью, которая иногда может быть жестокой. Необходимо уметь находить внутренний баланс между тем, что делать необходимо и тем, что делать хочется, и только тогда человек сможет стать по-настоящему гармоничной личностью.

Смысл жизни Обломова

Иван Александрович Гончаров-это не только русский писатель, чьи произведения актуальные и сейчас, но также и литературный критик. Например, его роман «Обломов» вызывает определенные эмоции у разных поколений, заставляя их в кои-то веки подумать о смысле своей жизни. В произведении присутствует контраст, в качестве которого выступают два героя — это Обломов и Штольц.

Илья Ильич Обломов рос в лени и бездействии. Сам по себе, он был очень активным и интересующимся ребенком. Однако родители, постоянно сдерживающие порывы маленького Обломова, тем самым привили ему безразличие ко всему, что его окружало уже во взрослой жизни. Илья Ильич привык прятаться за этой стеной консерватизма от любых ситуаций и происшествий, которые появлялись вокруг него. Он отвергал всё, что не вписывалось в его размеренный и ленивый образ жизни. Хотя он даже служил когда-то, однако, в карьере служащего он не преуспел, так как Обломову было сложно постоянно быть занятым каким-то делом. И вот он выбирает для себя участь, запертого в четырёх стенах человека, убеждая себя и окружающих, что это всё что ему нужно от жизни.

Полной противоположностью главному герою выступает Андрей Иванович Штольц. Он активный, амбициозный человек, готовый ринуться куда угодно позову друга и даже врага. Штольца родители воспитали как трудолюбивого ребёнка, которому чуждо лениться и просто так просиживать в своей комнате, духовно не обогащаясь. Однако, в его жизни были проблемы с пониманием своего места в жизни. Андрей не способен жить настоящим, он постоянно что-то планирует и никак не может остановиться. Он не живет моментом а лишь загадывает, что же будет потом. Он видит смысл жизни лишь в своем саморазвитие, но, как правило, это не всегда приносит одни лишь радости.

Автор романа не отвечает, что же является смыслом жизни или как же его найти, ведь даже его герои не смогли этого сделать. Они потеряли этот смысл, обрекая себя не на жизнь, а лишь на существование. Тем самым, он взывает к своим читателям, чтобы они не совершили таких ошибок, как герои этого произведения.

Популярные сочинения

Положительные черты в характере главного героя

Раскрывая смысл жизни и смерти Обломова, необходимо упомянуть, что Илья Ильич все-таки не является отрицательным героем в этом произведении. Есть в его образе и достаточно яркие положительные черты. Он безгранично гостеприимный и радушный хозяин. Несмотря на постоянное лежание на диване, Илья Ильич очень образованный человек, он ценит искусство.

В отношениях с Ольгой он не проявляет грубости или нетерпимости, галантен и обходителен. Его очень богат, но разрушен излишней заботой с самого детства. Сначала можно подумать, что Илья Ильич безгранично счастлив, но это лишь иллюзия. Сон, который заменил реальное состояние.

Обломов, которого превратилась в трагедию, вроде бы доволен своим положением. И тем не менее он понимает никчемность своего существования. Приходят к нему моменты осознания собственного бездействия. Ведь запретил Илья Штольцу пускать Ольгу к нему, не захотел, чтобы видела она процесс его разложения. Не может человек образованный не понимать, насколько пуста и однообразна его жизнь. Лишь лень не дает изменить ее и сделать яркой и разнообразной.

Спирочкина О.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Енотаевка» МО Енотаевский район, Астраханской области

Сочинение «Поиски смысла жизни в романе И. А. Гончарова «Обломов»» Эпохи сменяют друг друга, и каждая несёт с собой новые проблемы, ценности, предъявляет к человеку целый комплекс новых требований. Понять, уловить дух времени, построить в соответствии с ним жизнь — значит ответить на извечный вопрос о смысле жизни. Ведь этот вопрос во все времена встаёт перед человеком, пытающимся осмыслить свою жизнь. Этот вопрос вечен и неизбежен, он настоятельно требует своего разрешения и от философа, и от простого человека. Не узнав своего предназначения, человек чувствует себя «лишним» — именно таким термином обозначена в русской литературе целая плеяда героев, не справившихся с задачей постижения смысла бытия и обречённых на бесцельное существование. Русская литература как никакая другая совмещает в себе интерес и к современным, и к вневременным, вечным проблемам. Вот почему наша классика дает обширный материал для раздумий о назначении человека, для осмысления зависимости смысла и цели человеческой жизни от общественных идеалов эпохи. Герой романа И. А. Гончарова Илья Ильич Обломов — плоть от плоти того патриархального мира, который существовал в России не одно столетие. Социальное неравенство было естественным в том мире, как естественны проявления свободы личности в демократическом обществе. Как ни странно, крепостническая система порождала не только ужасы неравенства и угнетения человека человеком, возмущавшие еще Радищева в его знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву», но и некое гармоническое единение угнетенных и угнетателей. Такой органический, родственный, чуть ли не любовный союз мы видим на примере Обломова и его слуги Захара. Оба они — дети своей эпохи, достойные друг друга. Неслучайно во внешних проявлениях их характеров так много общего: оба ленивы, неспособны к переменам в своей жизни. Обломов и Захар не могут обойтись друг без друга: как хозяин не может надеть чулок без помощи своего слуги, так и Захар не в состоянии вообразить для себя «другого» барина. Идиллически рисует Гончаров и картины жизни родового поместья Обломова, которые всплывают в его сновидении. В сущности, именно Обломовка сформировала характеры самого помещика и его слуги, именно уклад жизни ее обитателей может стать ключом к постижению образа главного героя романа. Плавное, патриархальное течение жизни крепостнической деревни, объединяющее бар и холопов в едином первобытно-простом ритме, отсутствие мыслей о будущем и боязнь перемен — вот что мы видим в Обломовке. Девиз ее обитателей: сегодня — как вчера, завтра — как сегодня. Ход жизни обломовцев предрешен, незачем мучиться над смыслом жизни, ведь он задан изначально, освящен веками и не подлежит пересмотру. «Как предки жили, так и мы проживем», — рассуждают они. Именно так, по-обломовски пытается жить и Илья Ильич. Вот почему в начале романа мы видим его лежащим на диване. Целая галерея разнообразных типов проходит перед ним: светский щеголь Волков, карьерист Судьбинский, беллетрист, сторонник «натуральной школы» Пенкин, безликий Алексеев, вымогатель Тарантьев. У каждого из них — свое представление о смысле и цели жизни, ведь они уже порвали с патриархальной жизнью, окунулись в бурлящую жизнь буржуазного города, лихорадочно ищут свое место в новых социальных условиях. Обломов же привез в себе свою Обломовку, и где бы он ни поселился: на Гороховой или на Выборгской стороне — всюду он создает вокруг себя любезную его сердцу родину. Активность его гостей кажется герою суетой, и мы невольно соглашаемся с ним, ведь разве можно назвать смысл жизни посетителей Обломо- ва достойным? Стремление к материальному благополучию, удовлетворение тщеславия и честолюбия, бесцельное существование — вот что заставляет действовать приятелей Обломова. Антиподом Обломова выступает в романе его друг Андрей Штольц. Он с детства живет своим трудом, энергичен и активен. Чуждость его патриархальному русскому укладу подчеркивается тем, что по отцу Штольц немец. Но главное не в национальности Штольца, а в его иной социальной ориентации и иных жизненных установках. Перед нами индивидуалист, делец, стоящий у истоков новой общественно-исторической формации в России. В сущности, в гончаровском романе изображено нечто подобное тому, что недавно произошло в постперестроечной России: смена поколения «старых» русских поколением «новых» русских, ломка старых идеалов и ценностей. Штольц не рефлексирует по поводу места в жизни и цели своего существования. Он деятель, а не мыслитель, хотя и у него имеется своя жизненная философия. Сущность ее можно свести к следующему: активность ради активности, наиболее полная реализация сил и энергии. В исторической перспективе победа будет именно за Штольцем: неслучайно он, а не Обломов женится на Ольге Ильинской. Образ Ольги Ильинской в романе весьма важен. Характер главной героини заключает в себе гармоническое сочетание двух начал: «старорусского» (обломовского прекраснодушия, духовности, идеальных устремлений) и «новорусского» (деятельного, напористого, с западным уклоном). Неслучайно Ольга не находит своего идеала ни в Обломове, ни в Штольце: он возможен лишь в слиянии их характеров. Именно на этом пути возможно найти ответ на вопрос о достойной человека жизни, разгадка смысла бытия на земле. По-разному решают для себя проблему смысла жизни герои романа, по-разному складываются их судьбы. Однако на примере их раздумий и поступков учатся мыслить и чувствовать целые поколения читателей, решая для себя вечные вопросы бытия. Вопрос о смысле жизни – сложный и важный вопрос в жизни каждого. Здесь важно то, как человек ответит на него, ведь от этого ответа будет зависеть очень многое. Кто-то сказал: «Жизнь – это чистый холст, и надо самому быть художником по отношению к ней». Это не просто слова. Жизнь находится в руках каждого человека. Если нарисовать на этом холсте яркие краски, то и жизнь будет красивой. Смысл жизни заключается в том, что она должна приносить каждому человеку радость, любовь, свет. Жизнь – это то, что мы творим внутри, а не извне. Это наш внутренний мир. Если мы будем любить жизнь, то и она будет любить нас.

Сочинение на тему в чем смысл жизни обломова

Всю свою жизнь Гончаров мечтал об обретении людьми гармонии чувства и разума. Он размышлял о силе и бедности «человека разума», об обаянии и слабости «человека сердца». В «Обломове» эта мысль стала одной из ведущих. В этом романе противопоставлены два типа мужских характеров: пассивный и слабый Обломов, с его золотым сердцем и чистой душой, и энергичный Штольц, преодолевающий любые обстоятельства силой своего ума и воли. Однако человеческий идеал Гончарова не персонифицирован ни в том, ни в другом. Штольц не кажется писателю личностью более полноценной, чем Обломов, на которого он тоже смотрит «трезвыми очами». Беспристрастно обнажая «крайности» натуры того и другого, Гончаров выступал за полноту и целостность духовного мира человека при всем многообразии его проявлений. У каждого из главных героев романа было свое понимание смысла жизни, свои жизненные идеалы, которые они мечтали осуществить. В начале повествования Илье Ильичу Обломову чуть больше тридцати лет, он столбовой дворянин, обладатель трехсот пятидесяти душ крепостных крестьян, доставшихся ему в наследство. Прослужив после окончания Московского университета три года в одном из столичных департаментов, он вышел в отставку в чине коллежского секретаря. С тех пор безвыездно жил в Петербурге. Роман начинается с описания одного из его дней, его привычек и характера. Жизнь Обломова к тому времени превратилась в ленивое «переползание изо дня в день». Устранившись от активной деятельности, он лежал на диване и раздраженно пререкался с Захаром, своим крепостным слугой, ухаживавшим за ним. Вскрывая социальные корни обломовщины, Гончаров показывает, что «все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить». Воспитанный в патриархальной дворянской семье, Илья Ильич воспринимал жизнь в Обломовке, своем родовом поместье, с ее покоем и бездействием как идеал человеческого существования. Три главные акта жизни постоянно разыгрывались на глазах маленького Илюши в детстве: родины, свадьбы, похороны. Затем следовали их подразделения: крестины, именины, семейные праздники. На этом сосредоточивается весь жизненный пафос. В этом заключалось «широкое раздолье барской жизни» с ее праздностью, навсегда ставшее идеалом жизни для Обломова. Все обломовцы относились к труду как к наказанию и не любили его, считая чем-то унизительным. Поэтому жизнь в глазах Ильи Ильича разделялась на две половины. Одна состояла из труда и скуки, и это были для него синонимы. Другая же – из покоя и мирного веселья. В Обломовке Илье Ильичу было также привито чувство превосходства над другими людьми. «Другой» сам себе чистит сапоги, сам одевается, сам сбегает за чем нужно. Этому «другому» приходится без устали работать. Илюша же «воспитан нежно, ни холода, ни голода он не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал, черным делом не занимался». И учебу он считал наказанием, посланным небом за грехи, и избегал школьных занятий при любой возможности. Окончив университет, он больше уже не занимался своим образованием, не интересовался наукой, искусством, политикой. Когда Обломов был молод, он ждал много и от судьбы, и от самого себя. Готовился послужить отечеству, сыграть видную роль в общественной жизни, мечтал о семейном счастье. Но дни шли за днями, а он все собирался начать жизнь, все рисовал в уме свое будущее. Однако «цвет жизни распустился и не дал плодов». Будущая служба представлялась ему в не виде суровой деятельности, а в виде какого-то «семейного занятия». Ему казалось, что чиновники, служащие вместе, составляют дружную и тесную семью, все члены которой неустанно заботятся о взаимном удовольствии. Однако его юношеские представления оказались обманутыми. Не выдержав трудностей, он подал в отставку, прослужив всего три года и не совершив ничего значительного. Случалось, лежа на диване, он разгорится желанием указать человечеству на его пороки. Он быстро изменит две-три позы, с блистающими глазами привстанет на постели и вдохновенно смотрит кругом. Кажется, что его высокое усилие вот-вот обратится в подвиг и принесет благие последствия человечеству. Иногда он воображает себя непобедимым полководцем: выдумает войну, устроит новые крестовые походы, совершает подвиги добра и великодушия. Или, представляя себя мыслителем, художником, он в своем воображении пожинает лавры, все ему поклоняются, толпа гоняется за ним. Однако на деле он не был способен разобраться в управлении собственным имением и легко становился добычей таких мошенников, как Тарантьев и «братец» его квартирной хозяйки. Со временем у него появились угрызения совести, не дававшие ему покоя. Ему было больно за свою неразвитость, за тяжесть, мешавшую ему жить. Его грызла зависть, что другие живут так полно и широко, а ему что-то мешает смело идти по жизни. Он болезненно чувствовал, что хорошее и светлое начало зарыто в нем, как в могиле. Он пытался найти виновного вне себя и не находил. Однако апатия и безразличие быстро сменяли беспокойство в его душе, и он опять мирно спал на своем диване. Даже любовь к Ольге не возродила его к практической жизни. Столкнувшись с необходимостью действовать, преодолевая вставшие на пути трудности, он испугался и отступил. Поселившись на Выборгской стороне, он целиком предоставил себя заботам Агафьи Пшеницыной, окончательно устранившись от активной жизни. Кроме этого воспитанного барством неумения, Обломову мешает быть деятельным многое другое. Он действительно чувствует объективно существующую разъединенность «поэтического» и «практического» в жизни, и это является причиной его горького разочарования. Хотя Обломову нечем возразить на упреки Штольца, какая-то душевная правота заключена в исповеди Ильи Ильича о том, что ему не удалось понять эту жизнь. Если в начале романа Гончаров больше говорит об обломовской лени, то в конце все настойчивее звучит тема «золотого сердца» Обломова, которое он невредимо пронес сквозь жизнь. Несчастье Обломова связано не только с социальной средой, влиянию которой он не мог противостоять. Оно заключено и в «гибельном избытке сердца». Мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю и делают его бессильным перед людьми и обстоятельствами. В противоположность пассивному и бездеятельному Обломову Штольц был задуман автором как фигура совершенно необычная. Гончаров стремился сделать его привлекательным для читателя своей «дельностью», рациональной умелой практичностью. Эти качества до сих пор не были свойственны героям русской литературы. Сын немецкого бюргера и русской дворянки, Андрей Штольц с детства благодаря отцу получил трудовое, практическое воспитание. Оно в сочетании с поэтическим влиянием его матери сделало его особой личностью. В отличие от округлого Обломова, он был худощав, весь состоял из мускулов и нервов. От него веяло какой-то свежестью и силой. «Как в организме его не было ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». «По жизни он шел твердо, бодро, жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль». Причину всякой неудачи он приписывал самому себе, «а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь». Он стремился выработать простой и прямой взгляд на жизнь. Больше всего он боялся воображения, «этого двуличного спутника», и всякой мечты, поэтому всему загадочному и таинственному не было места в его душе. Все, что не подвергается анализу опыта, не соответствует практической истине, он считал обманом. Хотя Обломову нечем возразить на упреки Штольца, какая-то душевная правота заключена в исповеди Ильи Ильича о том, что ему не удалось понять эту жизнь. Если в начале романа Гончаров больше говорит об обломовской лени, то в конце все настойчивее звучит тема «золотого сердца» Обломова, которое он невредимо пронес сквозь жизнь. Несчастье Обломова связано не только с социальной средой, влиянию которой он не мог противостоять. Оно заключено и в «гибельном избытке сердца». Мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю и делают его бессильным перед людьми и обстоятельствами. В противоположность пассивному и бездеятельному Обломову Штольц был задуман автором как фигура совершенно необычная. Гончаров стремился сделать его привлекательным для читателя своей «дельностью», рациональной умелой практичностью. Эти качества до сих пор не были свойственны героям русской литературы. Сын немецкого бюргера и русской дворянки, Андрей Штольц с детства благодаря отцу получил трудовое, практическое воспитание. Оно в сочетании с поэтическим влиянием его матери сделало его особой личностью. В отличие от округлого Обломова, он был худощав, весь состоял из мускулов и нервов. От него веяло какой-то свежестью и силой. «Как в организме его не было ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». «По жизни он шел твердо, бодро, жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль». Причину всякой неудачи он приписывал самому себе, «а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь». Он стремился выработать простой и прямой взгляд на жизнь. Больше всего он боялся воображения, «этого двуличного спутника», и всякой мечты, поэтому всему загадочному и таинственному не было места в его душе. Все, что не подвергается анализу опыта, не соответствует практической истине, он считал обманом. Хотя Обломову нечем возразить на упреки Штольца, какая-то душевная правота заключена в исповеди Ильи Ильича о том, что ему не удалось понять эту жизнь. Если в начале романа Гончаров больше говорит об обломовской лени, то в конце все настойчивее звучит тема «золотого сердца» Обломова, которое он невредимо пронес сквозь жизнь. Несчастье Обломова связано не только с социальной средой, влиянию которой он не мог противостоять. Оно заключено и в «гибельном избытке сердца». Мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю и делают его бессильным перед людьми и обстоятельствами. В противоположность пассивному и бездеятельному Обломову Штольц был задуман автором как фигура совершенно необычная. Гончаров стремился сделать его привлекательным для читателя своей «дельностью», рациональной умелой практичностью. Эти качества до сих пор не были свойственны героям русской литературы. Сын немецкого бюргера и русской дворянки, Андрей Штольц с детства благодаря отцу получил трудовое, практическое воспитание. Оно в сочетании с поэтическим влиянием его матери сделало его особой личностью. В отличие от округлого Обломова, он был худощав, весь состоял из мускулов и нервов. От него веяло какой-то свежестью и силой. «Как в организме его не было ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». «По жизни он шел твердо, бодро, жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль». Причину всякой неудачи он приписывал самому себе, «а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь». Он стремился выработать простой и прямой взгляд на жизнь. Больше всего он боялся воображения, «этого двуличного спутника», и всякой мечты, поэтому всему загадочному и таинственному не было места в его душе. Все, что не подвергается анализу опыта, не соответствует практической истине, он считал обманом. Хотя Обломову нечем возразить на упреки Штольца, какая-то душевная правота заключена в исповеди Ильи Ильича о том, что ему не удалось понять эту жизнь. Если в начале романа Гончаров больше говорит об обломовской лени, то в конце все настойчивее звучит тема «золотого сердца» Обломова, которое он невредимо пронес сквозь жизнь. Несчастье Обломова связано не только с социальной средой, влиянию которой он не мог противостоять. Оно заключено и в «гибельном избытке сердца». Мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю и делают его бессильным перед людьми и обстоятельствами. В противоположность пассивному и бездеятельному Обломову Штольц был задуман автором как фигура совершенно необычная. Гончаров стремился сделать его привлекательным для читателя своей «дельностью», рациональной умелой практичностью. Эти качества до сих пор не были свойственны героям русской литературы. Сын немецкого бюргера и русской дворянки, Андрей Штольц с детства благодаря отцу получил трудовое, практическое воспитание. Оно в сочетании с поэтическим влиянием его матери сделало его особой личностью. В отличие от округлого Обломова, он был худощав, весь состоял из мускулов и нервов. От него веяло какой-то свежестью и силой. «Как в организме его не было ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». «По жизни он шел твердо, бодро, жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль». Причину всякой неудачи он приписывал самому себе, «а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь». Он стремился выработать простой и прямой взгляд на жизнь. Больше всего он боялся воображения, «этого двуличного спутника», и всякой мечты, поэтому всему загадочному и таинственному не было места в его душе. Все, что не подвергается анализу опыта, не соответствует практической истине, он считал обманом. Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его глазах. По мысли автора, личностям типа Штольца должно принадлежать будущее: «Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!» Подчеркивая рационализм и волевые качества своего героя, Гончаров, однако, осознавал сердечную черствость Штольца. Видимо, человек «бюджета», эмоционально вмещенный в жесткие и тесные пределы, не герой Гончарова. Одно меркантильное сравнение: «каждый день» своей жизни Штольц тратит, как «каждый рубль», – отстраняет его от авторского идеала. Также Гончаров говорит о «нравственных отправлениях личности» своего героя как о физиологической работе организма или об «отправлении служебных обязанностей». Дружеские чувства «отправлять» нельзя. Но в отношении Штольца к Обломову этот оттенок присутствует. В развитии действия Штольц понемногу проявляет себя как «не герой». Для Гончарова, который воспел святое безрассудство Чацкого и прекрасно понимал тревогу больших духовных запросов, это было признаком внутренней недостаточности. Отсутствие высокой цели, понимания смысла человеческой жизни постоянно обнаруживается, несмотря на кипучую деятельность Штольца в практической сфере. Ему нечего сказать Обломову в ответ на признание о том, что его друг не нашел смысла в окружающей жизни. Получив согласие Ольги на брак, Штольц произносит озадачивающие слова: «Все найдено, нечего искать, некуда идти больше». А впоследствии он осторожно попытается уговорить встревоженную Ольгу смириться перед «мятежными вопросами», исключив из своей жизни «фаустовское» беспокойство. Оставаясь объективным по отношению ко всем своим героям, писатель исследует внутренние возможности разных современных ему человеческих типов, находя силу и слабость в каждом из них. Однако русская действительность еще не дождалась своего истинного героя. Деятельное существование и новые, активные люди были еще только перспективой, уже совсем близкой, но все-таки не ставшей реальностью. е существование и новые, активные люди были еще только перспективой, уже совсем близкой, но все-таки не ставшей реальностью. Уже выяснилось, какой человек не нужен России, но все еще был неуловим тот род деятельности и тот тип деятеля, которые ей требуются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *