В чем заключается соотношение законности и культуры
Законность и культура.
Режим законности немыслим в обществе с низким уровнем общей и особенно правовой культуры. Но в свою очередь законность способствует формированию культуры общества.
Правовая культура как часть общей культуры предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых, уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение. Правовая культура является антиподом такого социального явления, которое называется правовым нигилизмом и представляет в самом общем виде непонимание роли права в жизни общества, отрицание его полезности и ценности, неуважение к праву и законам и их массовое несоблюдение.
Причины правового нигилизма коренятся в отсутствии правового воспитания, юридическом невежестве основной массы людей, незнании ими законов своей страны. Крайней формой проявления правового нигилизма является умышленное нарушение действующих законов, но он может проявляться также и в других формах (неуважении к суду, адвокатуре, подмене законности целесообразностью, внесудебных репрессиях и т.п.). Но во всех этих случаях наблюдается неразвитое или деформированное правосознание, под которым понимается совокупность идей, взглядов, представлений о праве. Правосознание имеется у отдельного человека (индивидуальное правосознание), у отдельных групп людей (групповое) и у общества в целом (общественное правосознание).
Любое правовое предписание обращено к сознанию людей. И от того, как человек воспримет правовые запреты, дозволения и обязывания, зависит, будет ли он следовать им или нет. Добровольно и сознательно будут соблюдать закон те люди, которые обладают высоким уровнем правосознания и правовой культуры, так как они понимают необходимость и полезность законов, как для общества, так и для себя лично. Некоторые же люди будут следовать им только из-за страха понести наказание за правонарушение. В первом случае более высокий уровень правосознания проявляется в законоуважении, во втором – более низкий находит выражение в законопослушании.
Общество заинтересовано в том, чтобы большинство людей знали законы своей страны, уважительно относились к ним и добровольно их соблюдали. Для этого необходимо совершенствование законодательства с тем, чтобы законы соответствовали общественным потребностям, охрана прав личности, массовое юридическое просвещение, а также подготовка высококвалифицированных юристов.
Дата добавления: 2015-03-14 ; просмотров: 2153 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Законность и правопорядок. Правосознание и правовая культура
Понятие законности и ее основные признаки
Традиционно в юридической науке под законностью понимается принцип государственного руководства жизнью общества, заключающийся в том, что все без исключения субъекты права должны строго, точно и неукоснительно соблюдать законы, установленные государством. Другими словами, это принцип всеобщности соблюдения законов. Он нашел свое закрепление в Конституции РФ, ч. 2 ст. 15 которой гласит: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Следовательно, законность предполагает обоюдное соблюдение законов как населением, так и государственной властью.
Основой законности являются законы, т.е. нормативные правовые акты, принятые высшими органами законодательной власти, а прежде всего Конституция, обладающая высшей юридической силой. Поэтому одним из важнейших признаков законности является признак верховенства закона в системе нормативно-правовых актов, означающий, что законы и иные акты государства не должны противоречить Конституции РФ.
Современный подход к пониманию законности заключается в том, что для ее существования необходимо такое законодательство, которое бы отражало правовые идеалы свободного демократического общества, права и свободы человека. Поэтому и Конституция, и другие законы государства должны соответствовать также общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам, что также закреплено в Конституции РФ (ч. 4 ст. 15).
Режим законности является неотъемлемой частью демократического политического режима, при котором методы осуществления государственной власти основаны на законе.
Помимо верховенства закона по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам можно выделить также следующие черты законности:
Единство законности в масштабе всей страны означает, что Конституция РФ и федеральные законы действуют на территории всей Российской Федерации, а законы субъектов Федерации, действующие только в пределах их территории, не должны противоречить федеральной Конституции и федеральным законам.
Равенство всех перед законом означает, что у всех граждан должна быть равная возможность пользоваться защитой закона и равная обязанность соблюдать его, невзирая на должностное, имущественное и социальное положение, национальную и религиозную принадлежность и другие отличия.
Неотвратимость ответственности за правонарушение означает, что любое правонарушение должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны быть привлечены к юридической ответственности (подробнее эти вопросы рассмотрены в гл. 4).
Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Никакие отступления от закона не могут быть оправданы тем, что его соблюдение в данном случае нецелесообразно. Целесообразность – это деятельность в пределах закона, так как именно в нем должны быть закреплены наиболее целесообразные и справедливые предписания.
Неразрывная связь законности и культуры. Режим законности немыслим в обществе с низким уровнем общей и особенно правовой культуры. Но в свою очередь законность способствует формированию культуры общества (подробнее см. 5.3).
Законность и правопорядок
Правопорядок – это такой порядок в общественных отношениях, при котором поведение субъектов права является правомерным, т.е. соответствующим требованиям правовых норм. Если законность представляет собой требование всеобщего соблюдения законов, то правопорядок есть фактическая реализация этого требования. Правомерное поведение составляет его содержание. Правопорядок является непосредственным результатом правового регулирования, осуществляемого государством с помощью правовых норм. На их основе субъекты вступают в правовые отношения, в рамках которых устанавливается их возможное и должное поведение. И, наконец, если субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений реально воплощаются в их правомерном фактическом поведении (происходит реализация требований правовых норм в условиях режима законности), то в обществе складывается система отношений, называемая правовым порядком.
От правопорядка следует отличать общественный порядок. Если правопорядок складывается в результате реализации требований правовых норм, то общественный порядок есть результат действия всей системы социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, обычаев, традиций. Поэтому понятие общественного порядка шире понятия правопорядка, который является составной частью общественного порядка. Отсюда вытекает, что любое нарушение правопорядка (правонарушение) одновременно является и нарушением общественного порядка. В то же время возможны такие нарушения общественного порядка, при которых правопорядок не нарушается. Правопорядок охраняется государством, а нарушения других социальных норм (неправовых), например традиций, морали, влекут за собой специфические меры общественного, но не государственного воздействия. Например, проезд в общественном транспорте без билета, будучи правонарушением, влечет меры государственного воздействия (штраф), а безнравственное поведение, являясь нарушением общественного порядка, влечет негативную реакцию со стороны окружающих в виде порицания, осуждения и т.п.
Правосознание и правовая культура. Их роль в осуществлении законности и правопорядка
При рассмотрении признаков законности уже отмечалось, что она невозможна в обществе, где отсутствует правовая культура или уровень ее крайне низок (см. 5.1). Правовая культура как часть общей культуры предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых, уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение. Правовая культура является антиподом такого социального явления, которое называется правовым нигилизмом и представляет в самом общем виде непонимание роли права в жизни общества, отрицание его полезности и ценности, неуважение к праву и законам и их массовое несоблюдение.
Причины правового нигилизма коренятся в отсутствии правового воспитания, юридическом невежестве основной массы людей, незнании ими законов своей страны. Крайней формой проявления правового нигилизма является умышленное нарушение действующих законов, но он может проявляться также и в других формах (неуважении к суду, адвокатуре, подмене законности целесообразностью, внесудебных репрессиях и т.п.). Но во всех этих случаях наблюдается неразвитое или деформированное правосознание, под которым понимается совокупность идей, взглядов, представлений о праве. Правосознание имеется у отдельного человека (индивидуальное правосознание), у отдельных групп людей (групповое) и у общества в целом (общественное правосознание).
Любое правовое предписание обращено к сознанию людей. И от того, как человек воспримет правовые запреты, дозволения и обязывания, зависит, будет ли он следовать им или нет. Добровольно и сознательно будут соблюдать закон те люди, которые обладают высоким уровнем правосознания и правовой культуры, так как они понимают необходимость и полезность законов, как для общества, так и для себя лично. Некоторые же люди будут следовать им только из-за страха понести наказание за правонарушение. В первом случае более высокий уровень правосознания проявляется в законоуважении, во втором – более низкий находит выражение в законопослушании.
Общество заинтересовано в том, чтобы большинство людей знали законы своей страны, уважительно относились к ним и добровольно их соблюдали. Для этого необходимо совершенствование законодательства с тем, чтобы законы соответствовали общественным потребностям, охрана прав личности, массовое юридическое просвещение, а также подготовка высококвалифицированных юристов.
Законность и культура
Режим законности немыслим в обществе с низким уровнем общей и особенно правовой культуры. Но в свою очередь законность способствует формированию культуры общества.
Правовая культура как часть общей культуры предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых, уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение. Правовая культура является антиподом такого социального явления, которое называется правовым нигилизмом и представляет в самом общем виде непонимание роли права в жизни общества, отрицание его полезности и ценности, неуважение к праву и законам и их массовое несоблюдение.
Причины правового нигилизма коренятся в отсутствии правового воспитания, юридическом невежестве основной массы людей, незнании ими законов своей страны. Крайней формой проявления правового нигилизма является умышленное нарушение действующих законов, но он может проявляться также и в других формах (неуважении к суду, адвокатуре, подмене законности целесообразностью, внесудебных репрессиях и т.п.). Но во всех этих случаях наблюдается неразвитое или деформированное правосознание, под которым понимается совокупность идей, взглядов, представлений о праве. Правосознание имеется у отдельного человека (индивидуальное правосознание), у отдельных групп людей (групповое) и у общества в целом (общественное правосознание).
Любое правовое предписание обращено к сознанию людей. И от того, как человек воспримет правовые запреты, дозволения и обязывания, зависит, будет ли он следовать им или нет. Добровольно и сознательно будут соблюдать закон те люди, которые обладают высоким уровнем правосознания и правовой культуры, так как они понимают необходимость и полезность законов, как для общества, так и для себя лично. Некоторые же люди будут следовать им только из-за страха понести наказание за правонарушение. В первом случае более высокий уровень правосознания проявляется в законоуважении, во втором – более низкий находит выражение в законопослушании.
Общество заинтересовано в том, чтобы большинство людей знали законы своей страны, уважительно относились к ним и добровольно их соблюдали. Для этого необходимо совершенствование законодательства с тем, чтобы законы соответствовали общественным потребностям, охрана прав личности, массовое юридическое просвещение, а также подготовка высококвалифицированных юристов.
Укрепление законности ‑ условие формирования правового государства.
Проблема укрепления законности имеет комплексный характер. Для осуществления эффективных мер по укреплению законности важно знать механизм воздействия всех факторов, применительно к различным социальным уровням, к различным видам и направлениям деятельности всех субъектов общественных отношений. Совокупность указанных факторов обладаети всеми признаками социальной системы. Влияние входящих в систему факторов может быть как положительным (способствующим правомерному поведению и укреплению законности), так и отрицательным (толкающим людей на противоправные поступки, нарушающие режим законности). Можно выделить 4 уровня данной системы факторов: 1 общесоциальный – это факторы, влияющие на реализацию всех норм права всеми участниками обществ отношений на всей территории страны. Основная часть социальных процессов и явлений оказывает на состояние законности позитивное воздействие и выстунает в качестве гарантии законности. 2 региональный – действие многих факторов переменно: их влияние на состояние законности может меняться по характеру и интенсивности (степень соответствия правовых норм общественным отношениям и др.). 3 групповой – факторы, действующие на этом уровне представляют собой конкретные условия жизнедеятельности определенной группы. 4 индивидуальный – законность как режим общественной жизни складывается в конечном счете из законности актов индивидуального поведения, хотя и не является их простой суммой. Именно соотношение актов правомерного (законного) и противоправного (незаконного) поведения определяет состояние законности. Из факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на состояние законности, следует выделить: факторы относящиеся к личности – это уровень правового сознания (правовые знания, навыки). Наиболее желательным видом отношения к правовым нормам является не просто уважение к ним, а солидарность с ними, принятие их. Огромную роль играет нравственное сознание – именно на его основе формируется отношение к правовым ценностям. Важное значение имеет и уровень общей культурыб политического сознания и т.п.; Факторы внешней среды – это прежде всего экономика в целом и данного региона. Именно эти условия определяют, как живет и формируется каждый человек, какими он будет обладать качествами. От экономич обстановки зависят и уровень законодательства, и состояние организации и деятельности гос органовб в т.ч. и правоохранительных. Важное значение имеет качество законодательства: его соответствие реальным условиям жизни; законность нормативных актов; четкость, доступность правовых норм и т.п. Для укрепления законности естественна необходимость повышения уровня правовой, нравственной, политической, общей культуры населения. Таким образом укрепление законности необходимое условие формирования правового Г.
Деформации законности в государстве: причины, формы, пути преодоления.В неправовом государстве может наступить искажение законности. Эта деформация может быть вызваны политическими идеологическими причинами, элитарными притязаниями и др. Что наблюдалось и в истории нашего государства. Советское социалистическое государство вмешивалось почти во все сферы жизни гражданина, личности, причем обеспечивало оно себе эту возможность, почти беспредельную степень вмешательства изданием и применением соответствующих законов. Поэтому объективной задачей было теоретическое изучение того, как во-первых, законы и их исполнение работали на тотальное огосударствление личной жизни, общественной деятельности каждой личности, во-вторых, как законы и их исполнение защищали органы государства, должностных лиц, чиновников-распределителей от угроз поставить их под контроль общества, граждан, лишить привилегий, и, наконец, в-третьих, как законы и их исполнение обеспечивали безопасность личности, а также дарованную в ограниченных размерах этой личности свободу, например свободу голосовать, именно голосовать, а не выбирать. Некоторые теоретики вообще развивали концепцию так называемого государства социалистической законности, противопоставляя эту концепцию идее правового государства, всячески обрушивались на правовое государство как на буржуазную фикцию, как на прикрытие кулачного права, которое буржуазия применяет фактически против трудящихся. Еще один тезис-догма: буржуазное правовое государство – это олицетворение такого же кулачного права, как и в средневековье. Ему противостоит государство революционной, подлинно социалистической законности. Пути преодоления. Верховенство права, закона постепенно пришло на смену понятию законности, хотя, разумеется, и законность как одна их общих характеристик правового состояния общества сохраняет все свое теоретическое и практическое значение.
Законность и произвол.Теоретическое понимание необходимости защищать человека от вмешательства в его жизнь полицейского, тоталитарного государства привело уже в начале XIX века многих философов и юристов к воссозданию из античного философского и юридического багажа человечества идеи гражданского общества и правового государства. Гегель блистательно разработал в «философии права» концепцию гражданского общества как средоточия и воплощения свободы личности. Он четко разграничил сферу деятельности относительно самостоятельных образований, в которых и вращается каждый человек, каждая личность. В сущности, эта концепция была концепцией все той же защиты свободы личности от полицейского государства (для Гегеля это было Прусское государство). Гегель к гражданскому обществу относил те сферы жизнедеятельности человека, которые были связаны с его творческой деятельностью, бытом, семьей, трудом, собственностью. И для государства вход в эту сферу был закрыт.
Принцип взаимосвязи законности и культу ры
Законность не может ни развиваться, ни функционировать без опоры на достижения общества в области культуры
Взаимосвязь законности с культурой имеет методологическое значение для реализации законности и повышения её эффективности.
Взаимозависимость этих явлений в юридической науке общеизвестна. Причём она является прямопропорциональной: чем выше уровень культуры общества, тем выше уровень законности в стране. И чем прочнее (стабильнее) законность, тем в большей мере это свидетельствует о достаточно высоком уровне культуры общества. Отсутствие или недостаточно высокий её уровень отрицательно влияет на состояние качества правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной деятельности всех субъектов права, на состояние всей системы общественных отношений и, в конечном счёте, законности и правопорядка.
Принцип взаимосвязи законности и культуры предполагает необходимость при планировании и осуществлении любых мер по обеспечению законности в стране, увязывать их не только с экономическими, политическими и идеологическими факторами, но и с уровнем культурности работников государственного аппарата и населения страны. Недооценка факторов культурного характера с неизбежностью влечёт снижение уровня законности, её девальвацию и, в конечном счёте, разложение.
РОССИЙСКАЯ гос у аарс і в г н пая
Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности
Этот принцип предполагает в государственно- организованном обществе приоритет закона при решении любых вопросов в отношениях, регулируемых социальными нормами.
Реально в различных регионах, отдельных населённых пунктах, в различных сферах жизнедеятельности общества в силу разных причин могут быть и имеются коллизии между предписаниями закона и реалиями жизни.
Вполне естественно, что решение какого-либо вопроса на основе нормативного правового акта, «отставшего от жизни» может в сложившейся ситуации нс соответствовать представлениям о справедливости, быть «несправедливым» по отношению к конкретному лицу, И поэтому должностные лица, даже не склонные к злоупотреблению своим служебным положением и действуя, как будто, из лучших побуждений, стремясь к справедливому решению вопроса, считают возможным отклониться от предписания закона и решить вопрос так, как это представляется целесообразным в данной ситуации.
В советское время отклонение от закона в интересах целесообразности нередко обосновывались ссылками на положение В.И. Ленина о том, что обойти законов (декретов) нельзя, «но провесIи через ЦИК изъятие можно. ». 7 ‘ В первые годы Советской власти «изъятия» из закона делались в порядке исключения, но постепенно «исключения» стали правилом и проводились уже в интересах мнимой целесообразности, становясь прямыми нарушениями законности.
Подобная практика, порочная по своей сути, в какой-то мере сохраняется в современной (постсоветской) России и причиняет немалый вред состоянию законности, в силу чего принцип недопустимости противопоставления закона и целесообразности является одним из наиболее актуальных.
Если допустить отступления от закона в интересах целесообразности, то законодатель никогда не будет иметь достоверной информации об эффективности закона, поскольку субъекты, [54] [55]
«подправившие» закон, только по им ведомым, соображениям целесообразности, не будут фиксировать несоответствие закона нуждам практики и таким образом, закон будет лежать на полке, а править будет произвол.
Если же закон, несмотря на какое-то несоответствие, реалиям жизни, будет применяться в точном соответствии со смыслом выраженной в нём воли законодателя, то информация о его несоответствии реалиям жизни будет поступать к законодателю, и он сможет своевременно и адекватно реагировать на расхождения закона с реалиями жизни, приводя те или иные нормативноправовые акты в соответствие с потребностями правового регулирования.
Из сказанного следует, что закон целесообразен сам по себе и никакие доводы в пользу целесообразности отступления от закона, хотя бы в исключительных случаях, оправдываться, не могул, ибо они подрывают принципы верховенства закона, единства законности и другие.
Законность и правопорядок
Законность:
Законность в России и Татарстане обязаны соблюдать все без исключения граждане, должностные лица, государственные и общественные организации. Высший надзор за законностью осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры субъектов федерации, в их числе прокурор Республики Татарстан, а также городов и районов.
Законность похожа на плотину, которая сдерживает от произвола и беззакония. Древнегреческий философ Гераклит (конец 6 и начало 5 в. до н.э.) отмечал: «Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену». Стоит появиться маленькой трещине, через которую это беззаконие промоет себе путь, как погибнет вся плотина, она пойдет новыми трещинами, и ее снесет мощный поток. Законность прочна, пока в ней нет трещин и отверстий. Много веков назад французский король Франциск I произнес слова, которые стали ныне уже ныне знаменитыми: «Fiat justitia et pereat mundus!» Перевод звучит на первый взгляд странно: «Пусть торжествует правосудие, даже если погибнет мир!» Для чего торжествовать правосудию, если погиб мир? Дня кого тогда торжествовать? Эти слова, на наш взгляд, надо понимать так: если будет торжествовать правосудие и закон, то мир, наоборот, не погибнет.
Самая высокая благородная цель не может достигаться незаконными средствами.
Древнегреческий философ Сократ (470/469—399 гг. до н.э.) преподал нам урок абсолютного совпадения провозглашаемых принципов и их практического воплощения.
Может быть, Сократ не любил жизнь? Нет! Накануне казни попросил сидящего здесь же какого-то музыкант научить его играть на лире одну песню. Тот спросил недоуменно: «К чему, раз ты все равно умрешь?» Сократ ответил: «Чтобы знать ее перед смертью».
Смерть Сократа была свидетельством не тупого законопослушания, а стала одной из форм борьбы за справедливость Сбежать и тем превратить приговор в ничто, сделать его недействительным. Это средство низкое и недостойно человека, значит, им нельзя и пользоваться. Достигнуть высокой цели можно лишь правыми средствами.
На законность опирается существующий правопорядок.
Законность, как явление правовой жизни, основывается на определенных принципах.
Основные принципы законности:
Средства, при помощи которых обеспечивается полное и последовательное проведение в жизнь требований законности, Называются гарантиями законности (и, соответственно, правопорядка). Гарантии можно разделить на экономические, политические, духовные и специально-юридические. Многие гарантии указаны в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан.
Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.
Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам законности и правопорядока в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru
Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)