В чем заключается сотрудничество россии и китая
России непросто «энергетически» повернуться к Китаю
Китай становится все более крупным партнером России в энергетике. Руководители стран говорят о выдающихся результатах. Для этого есть стратегические причины, считают эксперты. Но добавляют, что процесс идет непросто.
Россия и Китай добились выдающихся результатов в области энергетического сотрудничества, заявил председатель КНР Си Цзиньпин в обращении к участникам III Российско-китайского энергетического бизнес-форума.
«Китай готов налаживать с Россией более тесное энергетическое партнерство, совместно поддерживать энергетическую безопасность и реагировать на вызовы глобального изменения климата», — заявил в своем письме Си Цзиньпин. Он отметил, что обе стороны преодолели последствия пандемии Covid-19, добились роста торговли энергоносителями, вопреки тенденции, успешно продвигали крупные проекты сотрудничества и продолжали расширять сотрудничество в новых областях».
У России с Китаем за последние десятилетия сложились отношения стратегического партнерства, которых в истории двух государств ранее не достигали, ранее заявил президент России Владимир Путин.
«Мы продаем в Китай газ, нефть, уголь и просто электроэнергию. Китай является крупнейшим потребителем энергии в мире. Поэтому собственной добычи ему не хватает, и он много импортирует. В отличие от Европы, Поднебесная не собирается полностью отказываться от потребления ископаемых источников энергии, и этот рынок сбыта будет существовать гораздо дольше, чем европейский рынок», — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.
Эксперт отмечает, что Россия уже сейчас является лидером по поставкам нефти в Китай. «Периодически первое место у нас отбивает Саудовская Аравия, но в целом мы обычно лидируем. Причем азиатские рынки являются премиальными, так как здесь цены, как правило, выше, чем в Европе, — говорит ведущий аналитик ФНЭБ. — Газа пока мы поставляем в Китай мало, так как „Сила Сибири“ только выходит на проектный уровень поставок. В прошлом году экспортировали чуть менее 5 млрд кубометров, в этом году поставки, вероятно, превысят 10 млрд кубометров и далее они вырастут до 38 млрд. Кроме того, в Китай идет сжиженный газ с проекта „Ямал СПГ“ и еще немного с сахалинского завода СПГ».
Преувеличивать при этом роль России в энергобалансе Китая сейчас все-таки не стоит, считает руководитель рейтинговой службы «Национального рейтингового агентства» Сергей Гришунин.
«Наша доля в экспорте угля в Поднебесную, например, не превышает 15−20%. А экстренный рост закупок угля Китаем в августе и сентябре в основном проходит мимо российских поставщиков — у нас просто нет свободных провозных мощностей на такой объем в сторону Дальнего Востока. Поставки электроэнергии на уровне 7 ГВт в год для китайской энергосистемы незначительны», — рассказывает эксперт.
По его мнению, Россия как энергопоставщик полезна Пекину: «Но называть нашу роль стратегической пока не приходится».
В поставках электроэнергии этого может и не произойти. «Китай является лидером по „зеленым“ вводам и анонсировал цели по достижению углеродной нейтральности к 2060 году, а также по достижению пика выбросов до 2030 года. Российская электроэнергия между тем остается преимущественно „грязной“ по своей природе, что серьезно ограничивает потенциал роста поставок в Поднебесную. Кроме того, энергокризис поставил вопрос энергетической безопасности Китая в очень острой форме, что может спровоцировать и увеличение собственных резервных мощностей в стране. В таких условиях спрос на российскую электроэнергию также будет серьезно лимитирован», — полагает аналитик ФГ «ФИНАМ» Александр Ковалев.
Россия является как экспортером самого электричества в Китай, так и строителем на территории страны атомных электростанций, добавляет эксперт группы корпоративных рейтингов АКРА Денис Красновский: «Плюсами такого сотрудничества можно назвать как экспорт товаров высокой степени переработки (электричество вместо ископаемого топлива), так и экспорт высокотехнологических услуг (строительство и дальнейшее обслуживание АЭС)».
Однако и в этом роль России пока невелика, замечает директор автономной некоммерческой организации для поддержки развития атомной науки, техники и образования «АтомИнфо-Центр» Александр Уваров. «Например, доля атомной генерации в Китае составляет менее 5%, а из 51 атомного энергоблока, который эксплуатируется в Китае, лишь четыре имеют российские реакторы (в будущем к ним добавятся ещё четыре). У Китая есть собственные реакторные проекты, которые они предпочитают строить», — говорит эксперт.
Однако, считает он, более важно российское участие в развитии атомной отрасли Китая в целом.
«Так, Россия в свое время помогла Китаю создать промышленное производство по обогащению урана газоцентрифужным методом, а сейчас „Росатом“ принимает активное участие в строительстве первого в КНР энергоблока с реактором на быстрых нейтронах, — замечает Александр Уваров. — С этой точки зрения Россия для Китая сейчас незаменима, так как другого надежного партнера, обладающего передовыми технологиями в атомной отрасли, у Китая просто нет».
Эксперты считают, что роль России в энергобалансе Китая будет расти, но все не так просто.
Для Китая Россия привлекательна не только большой ресурсной базой, но и надежностью поставок. «Чем больше развивается Китай, тем больше у него конфликтов с США, которые воспринимают Пекин как стратегического глобального конкурента. Китай опасается, что в определенный момент США могут попытаться устроить ему „ресурсное голодание“ и перекрыть поставки углеводородов. Из России поставки перекрыть для США невозможно. Поэтому фактор обеспечения надежности поставок приобретает для Китая все более важное значение», — продолжает ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. Он не исключает, что поэтому Пекин вошел уже в два СПГ проекта «Новатэка», на Ямале и Гыдане (так как СПГ с севера перекрыть очень сложно), и закупает много нефти напрямую из России…
При этом, говорит Игорь Юшков, энергетическое партнерство между Россией и Китаем складывается не так гладко, как хотелось бы.
«Китай — очень жесткий переговорщик и торгуется до последнего. В энергетике это основная проблема наших отношений. Очень долго продолжались переговоры по контракту на поставку газа по „Силе Сибири“. Сейчас идут очень долгие и жесткие переговоры „Газпрома“ с Китаем по вопросу поставок газа по второму газопроводу — с месторождений Западной Сибири», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ. Он замечает еще, что и с китайскими кредитами не все просто: «Если Китай дает кредиты российским компаниям, то берет высокий процент и требует, чтобы часть этих кредитов тратилась для закупки у китайских компаний. Чтобы деньги в итоге все равно оставались в Китае».
Тем не менее Китай становится нашим крупнейшим рынком сбыта, а мы для него — одним из крупнейших поставщиков с совместным участием в крупнейших проектах, резюмирует аналитик.
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Современные российско-китайские отношения официально определяются сторонами как «отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающие в новую эпоху» (в соответствии с совместным заявлением лидеров двух стран по итогам визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Россию в июне 2019 г.). Их основные принципы и направления развития отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 г., 20-летие подписания которого рассматривается лидерами двух стран в качестве ключевого события политического диалога в 2021 г.
Осуществляются интенсивные контакты на высшем и высоком уровнях.
19 мая с.г. В.В.Путин и Си Цзиньпин в формате телемоста приняли участие в церемонии начала сооружения четырех энергоблоков российского дизайна на АЭС «Тяньвань» и «Сюйдапу» в КНР. 28 июня состоялась беседа глав России и Китая в формате видеоконференции. По ее итогам принято Совместное заявление к 20-летию подписания «базового» российско-китайского договора. 25 августа проведен телефонный разговор лидеров двух стран, обсуждались вопросы двусторонней повестки дня, афганская и шосовская проблематика.
На ежегодной основе функционирует механизм регулярных встреч глав правительств, повестка дня которого охватывает весь комплекс двустороннего практического сотрудничества. В его рамках на уровне вице-премьеров действуют пять межправительственных комиссий: по подготовке регулярных встреч глав правительств (24-е заседание проведено в формате видеоконференции 24 ноября 2020 г.), гуманитарному (21-е заседание по видеосвязи состоялось 25 ноября 2020 г.), инвестиционному (7-е заседание проведено в режиме ВКС 17 ноября 2020 г.) и энергетическому сотрудничеству (17-е заседание проведено 24 ноября 2020 г. в режиме видеомоста), а также по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона России и Северо-Востока КНР (3-е заседание состоялось 29 сентября 2020 г. в видеоформате). В их структуру входит около 60 отраслевых подкомиссий и рабочих групп.
Функционирует Межпарламентская комиссия по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации с Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП). Ее 6-е заседание в удаленном режиме прошло 2 ноября 2020 г. под сопредседательством Председателя Государственной Думы В.В.Володина и Председателя Постоянного комитета ВСНП Ли Чжаньшу. В мероприятии также приняла участие Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко.
Развивается взаимодействие между Администрацией Президента Российской Федерации и аппаратом ЦК Компартии Китая. На регулярной основе организуются консультации по стратегической безопасности – 25 мая 2021 г. в Москве состоялся 16-й раунд (Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушев – член Политбюро ЦК КПК, руководитель Канцелярии Комиссии ЦК КПК по международным делам Ян Цзечи), а также по вопросам общественной безопасности, юстиции и правопорядка (Н.П.Патрушев – член Политбюро ЦК КПК, секретарь Политико-юридической комиссии ЦК КПК Го Шэнкунь), на сегодня проведено 6 заседаний.
Поддерживается активный контакт на уровне глав внешнеполитических ведомств. 22-23 марта с.г. состоялся рабочий визит С.В.Лаврова в Китай (г.Гуйлинь) и его переговоры с членом Госсовета, Министром иностранных дел КНР Ван И. 15 июля они встретились в рамках международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» (г.Ташкент), а 16 сентября – «на полях» сессии Совета глав государств – членов ШОС (г.Душанбе). 4 февраля, 4 июня и 16 августа с.г. министры общались в телефонном формате. Очередная очная беседа состоялась 30 октября с.г. (г.Рим).
Двусторонний товарооборот, по данным российской статистики, в 2020 г. составил 104 млрд долл. (-6,7%), в том числе экспорт России в КНР – 57,3 млрд долл. (-14,4%), импорт из Китая – 54,1 млрд долл. (+1,4%). В январе-июле 2021 г. объем торговли вырос на 29,1% до 74,1 млрд долл., в том числе экспорт из России составил 36,8 млрд долл. (+31,1%), импорт из КНР – 37,3 млрд долл. (+27,3%).
Россия и Китай тесно взаимодействуют в борьбе со вспышкой коронавируса. 5 февраля 2020 г. самолетами Минобороны России осуществлена эвакуация 144 граждан Российской Федерации и ряда стран СНГ из г.Ухань. Страны оказали друг другу гуманитарную помощь, направили специалистов, на регулярной основе проводят экспертные консультации.
21 января с.г. в формате видеоконференцсвязи состоялись консультации Роспотребнадзора с китайскими профильными ведомствами, в результате которых достигнуто взаимопонимание о запуске работы по гармонизации стандартов и сопоставлению подходов к проведению тестирования на COVID-19, обмену данными и выработке алгоритма действий при обнаружении положительных проб. В начале февраля с.г. в состав научной миссии ВОЗ, побывавшей в г.Ухань с целью установления источника новой коронавирусной инфекции, вошел российский эксперт.
По линии Российского фонда прямых инвестиций достигнуты договоренности о производстве отечественной вакцины «Спутник V» на мощностях китайских фармацевтических компаний. ООО «НПО Петровакс Фарм» сотрудничает с китайской компанией «Кансино» по разработке и производству в России китайского вакцинного препарата «Конвидеция».
Россия и Китай не имеют друг к другу территориальных претензий, что зафиксировано в статье 6 Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем от 16 июля 2001 г. В соответствии
с межправительственным соглашением о режиме российско-китайской государственной границы от 9 ноября 2006 г. для контроля за ее выполнением создана Совместная Российско-Китайская Комиссия по границе, сессии которой проводятся два раза в год поочередно в России и КНР. Действует уникальный для Восточной Азии механизм мер доверия в военной области в районе границы с участием России, КНР, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.
Между российскими и китайскими регионами сложились 364 партнерские пары, в том числе 135 – на уровне субъектов Федерации, 229 – по линии муниципалитетов. 59 субъектов Российской Федерации связаны с регионами КНР соглашениями, у около 100 муниципальных образований имеются побратимы или партнеры в Китае.
В мае 2013 г. запущен формат взаимодействия «Волга-Янцзы» между регионами Приволжского федерального округа (ПФО) и верхнего и среднего течения реки Янцзы (в июле 2016 г. преобразован в Совет по межрегиональному сотрудничеству регионов ПФО и верхнего, среднего течения Янцзы), который охватывает 14 субъектов ПФО и 6 китайских административных образований провинциального уровня. К настоящему времени в данном формате заключено 52 рамочных соглашения о сотрудничестве.
2020-2021 гг. объявлены главами государств Годами российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества. Церемония открытия состоялась 26 августа 2020 г. в формате телемоста. В совместный План вошли более тысячи мероприятий в таких сферах, как робототехника, материаловедение, биотехнологии, информационные технологии, искусственный интеллект, агротехнологии, медицина, а также социально-культурной направленности. В 2020 г. состоялось около 650 мероприятий, как заявленных в Плане, так и дополнительных. В связи со сложной эпидемиологической ситуацией, а также действующими в России и Китае мерами по предотвращению распространения COVID-19, большинство из них проводятся в онлайн-формате.
Развиваются неправительственные обмены, в том числе между политическими партиями. Основным каналом диалога между представителями общественности является созданный в 1996 г. по решению глав государств Российско-Китайский Комитет дружбы, мира и развития. «Народная дипломатия» также осуществляется по линии Общества российско-китайской дружбы.
10-15 мая 2013 г. прошел первый в истории визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Китай, в ходе которого состоялась встреча с Председателем КНР Си Цзиньпином, проведены богослужения
в Пекине, Харбине и Шанхае. 8 мая 2015 г. в Москве организована вторая встреча Патриарха с Си Цзиньпином.
Одна из важнейших составляющих российско-китайского стратегического партнерства – осуществление координации для поддержания глобальной стратстабильности. В декабре 2020 г. подписан Протокол о продлении на десятилетний период двустороннего Соглашения об уведомлениях о пусках баллистических ракет и космических ракет-носителей. В этом же месяце состоялось второе совместное воздушное патрулирование района Японского и Восточно-Китайского морей с задействованием стратегических бомбардировщиков ВКС России и ВВС НОАК.
Подходы России и КНР к принципиальным вопросам современного миропорядка и ключевым международным проблемам совпадают или близки. На этой основе поддерживается тесное взаимодействие в международных делах. Помимо регулярных встреч глав внешнеполитических ведомств в ходе взаимных визитов и «на полях» международных форумов, между МИДами России и Китая действует система плановых консультаций на уровне заместителей министров и руководства подразделений.
Позиция России по тайваньскому вопросу зафиксирована в российско-китайском Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 г. и состоит в том, что существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань, а правительство КНР выступает в качестве единственного законного правительства, представляющего весь Китай. КНР не возражает против развития Россией неофициальных связей с Тайванем в торгово-экономической, научно-технической, культурной, спортивной и других практических областях.
Уровень взаимного доверия повышается
Китай и Россия как две соседние крупные державы, а также как постоянные члены Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) сталкиваются со сложными внешними вызовами на пути развития глобального и регионального сотрудничества, которое имеет существенное значение в построении международных отношений нового типа. Китайско-российские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающие в новую эпоху, предполагают не только углубление двустороннего прагматического сотрудничества, но и повышение его качества и уровня.
Совместная инициатива создания международных отношений нового типа
В 2020 году отмечалась 75-я годовщина победы во Второй мировой войне. Народы Китая и России участвовали в кровопролитных сражениях и вместе внесли огромный вклад в правое дело человечества. Вторая мировая война стала беспрецедентной катастрофой, зверства фашизма привели к массовой гибели людей и экономическому кризису.
После Второй мировой войны произошел стремительный подъем новых развивающихся сил. Несмотря на то что биполярная система не способствовала нормальным международным отношениям, научно-технический прогресс позволил государствам развивать обмены и предоставил развивающимся странам возможность участия в мировой экономике. После окончания холодной войны эта тенденция усилилась: экономическая глобализация, политический мультилатерализм и демократизация международных отношений предоставили миру новые возможности для развития. Международные организации, базирующиеся на принципах многосторонности, стали важными факторами, играющими незаменимую роль в глобальной и региональной стабиль ности и развитии. Китай и Россия, представители этой новой возрастающей силы, выдвинули новые принципы и новые концепции развития международных отношений. Следуя за течением времени, лидер КНР предложил сформировать международные отношения нового типа, базирующиеся на взаимном уважении, беспристрастности, справедливости и взаимовыгодном сотрудничестве. Это позволит привнести новое содержание в пять принципов мирного сосуществования в новый исторический период. Руководство России также выступает за многополярность, придерживается независимой и самостоятельной внешней политики, поддерживает свои статус и влияние крупной державы, развивает тесное сотрудничество с Китаем на международной арене.
Китай и Россия подчеркивают важность уважения авторитета ООН и норм международного права
В китайско-российском Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанном в Москве в июле 2001 году, подчеркивалось, что стороны предпринимают усилия по укреплению центральной роли ООН как наиболее авторитетной и универсальной международной организации, образованной суверенными государствами, в решении международных дел, особенно в области мира и развития.
Для совершенствования глобального управления важно придерживаться принципов «совместных консультаций, совместного строительства и совместного использования», содействовать равенству всех стран в правах и возможностях, а также равенству перед общими правилами. Сама система глобального управления должна отвечать изменившейся международной политической и экономической ситуации, реагировать на глобальные вызовы, формироваться в русле исторической тенденции мира, развития, сотрудничества и взаимного выигрыша.
Неконфронтационные партнерские отношения нового типа
Китай и Россия рассматривают национальное возрождение и превращение в одного из ключевых игроков на международной арене в качестве целей развития. Две страны создали новый тип отношений между крупными державами, основанный на принципе «партнерства без образования союза». Стратегическое сотрудничество КНР и РФ не направлено против третьих стран.
Китай и Россия подчеркивают свое желание установить равноправные партнерские отношения с другими крупными государствами. Руководство КНР выдвинуло концепцию «китайской мечты», предполагающей достижение целей, приуроченных к «двум столетним юбилеям», и заявило о желании создать благоприятную международную обстановку. В марте 2013 года Си Цзиньпин выступил в МГИМО МИД России, впервые предложив концепцию нового типа международных отношений, основанных на взаимовыгодном сотрудничестве. На XIX Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая (КПК) идея создания международных отношений нового типа, основанных на взаимном уважении, равенстве и справедливости, сотрудничестве и всеобщем выигрыше, была также выдвинута в качестве внешнеполитического курса страны. Базовой концепцией этих отношений является взаимовыгодное сотрудничество. Руководство КНР многократно продвигало инициативы создания сети партнерских отношений по всему миру.
Совместное реагирование на серьезные глобальные кризисы
Совместное продвижение международного мира и безопасности
После окончания противостояния между Китаем и СССР в период холодной войны и нормализации двусторонних отношений страны посредством переговоров быстро укрепили взаимное доверие и произвели взаимное сокращение вооружения в приграничных районах. КНР и РФ совместно запустили механизм «шанхайской пятерки» и Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), начали сотрудничать со странами Центральной Азии для борьбы с «тремя силами зла» и трансграничной преступностью, а также предложили новую концепцию безопасности через сотрудничество. В начале XXI века путем переговоров, основанных на принципах взаимопонимания и взаимных уступок, был полностью урегулирован пограничный вопрос, и более 4300 км сухопутной границы между двумя странами превратились в территорию мира и дружбы.
Необходимо изучить опыт конкуренции и сотрудничества между крупными державами
Ретроспективный взгляд на историю показывает, что главной причиной начала Второй мировой войны была неспособность выстроить систему международной безопасности. Великие державы заключали союзы, чтобы сдерживать друг друга, участвовали в безостановочной гонке вооружений.
Необходимо поддерживать глобальный стратегический баланс и стабильность
Необходимо совместно препятствовать унилатеризму отдельных крупных государств
Китай и Россия в полной мере осознают ответственность, возложенную на них как на крупные державы, на многосторонних площадках они неоднократно подчеркивали, что надеются на заключение нового договора о контроле над вооружениями, чтобы предотвратить новую гонку вооружений.
Совместная защита мультилатерализма и системы многостороннего сотрудничества
За последние 20 лет в мире произошли серьезные изменения, возникло множество новых тенденций, включая развитие мультилатерализма и основанной на нем многосторонней системы. Прогресс, достигнутый в экономике и технике, позволил сделать обмены между странами более удобными и привел к непрерывному возрастанию взаимозависимости.
Взаимопроникновение заметно не только в экономике и торговле, но и в культуре, науке, технике и других сферах; оно проявляется и в решении многих общих проблем развития и безопасности.
Важность многосторонней системы
В XXI в. мир столкнется с невиданными за последнее столетие изменениями, возможности и вызовы будут сопутствовать друг другу. Человечество стоит на распутье. Лидер КНР выдвинул идею построения сообщества единой судьбы человечества, которая была официально внесена в документы ООН. Она направлена на продвижение региональной интеграции и предлагает «китайскую мудрость» и «китайский вариант».
Необходимо тесно сотрудничать в рамках многосторонних организаций и механизмов
ШОС была создана в июне 2001 года, ее предшественницей была «Шанхайская пятерка». В состав ШОС входят восемь государств-членов, в том числе Китай, Россия, Индия и другие крупные страны. Межгосударственное объединение БРИКС создано по инициативе России: в 2006 году была проведена первая встреча министров иностранных дел, а в 2009 году в Екатеринбурге состоялся первый саммит стран-участниц, который прошел отдельно от саммита ШОС. Это демонстрирует тесное сотрудничество Китая и России в создании новых многосторонних форматов.
КНР и РФ также участвуют в диалоговых механизмах, среди которых АТЭС и Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), которые играют позитивную роль в продвижении регионального диалога по вопросам экономики и безопасности.
В связи с тем, что региональные интересы Китая и России различаются, страны участвуют в одних и тех же многосторонних механизмах, а их планы международного взаимодействия часто пересекаются, чтобы избежать конкуренции, стороны предложили сотрудничество по сопряжению важнейших инициатив и стратегий развития двух стран.
Необходимо совместно способствовать совершенствованию глобальной и региональной систем управления
Китай и Россия твердо придерживаются принципа открытого сотрудничества, активно выдвигают предложения по совершенствованию системы глобального управления на различных международных мероприятиях, сотрудничают с другими странами и международными организациями, а также поощряют неправительственные обмены, призывают международное сообщество работать сообща для решения актуальных транснациональных проблем, урегулировать разногласия и противоречия посредством равноправных межгосударственных консультаций и переговоров.
Необходимо совместно способствовать развитию ШОС
Китай и Россия как два крупных государства с международным влиянием всегда подчеркивали необходимость поддержания устойчивости многосторонних институтов, тесно сотрудничали в рамках международных организаций и выступали против односторонних действий и так называемой «национальной приоритетности». Китай и Россия считают, что эффективные многосторонние механизмы являются важными средствами обеспечения равенства интересов развития всех стран и поддержания регионального и международного мира. Возникновение ШОС стало логичным продолжением расширения и развития отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия КНР и РФ на региональном уровне, ее международное влияние непрерывно растет.
Заключение
Китай и Россия сотрудничают в сфере совершенствования системы глобального управления. Во-первых, такое сотрудничество направлено на развитие диалога и взаимодействия между различными участниками международных отношений и предотвращение открытых конфликтов.
Во-вторых, КНР, РФ и другие государства осознают, что перед лицом серьезных кризисов и вызовов все страны должны стремиться к реализации общих интересов. В-третьих, международная ситуация не должна определяться несколькими странами, а конфликты должны разрешаться с помощью диалога и политических методов. Глобальное управление включает множество субъектов и уровней, в разных сферах существуют различные способы сотрудничества, это динамичный и сложный процесс, затрагивающий широкий спектр сфер. Китай и Россия должны на основе взаимодоверия и взаимной выгоды согласовать совместные цели. Необходимо сочетать двусторонний и многосторонний подходы.