В чем заключается социальная функция науки по мнению представителей нового времени

Социальные функции науки и её роль в обществе

Наука не может возникнуть вне общества, более того, её развитие в таких условиях невозможно. Однако и само общество, особенно, на достаточно высокой ступени своего развития не представляется без науки.

Наука – это общественное явление с множеством различных граней.

Материальные потребности производства влияют на вызревание всё новых и новых научных открытий. Кроме того, именно потребности производственного сектора оказывают влияние на курс исследований, а сама наука влияет на общественное развитие. Научные открытия на протяжении всей истории человечества оказывали огромное влияние на судьбы всего человечества.

Роль науки в обществе

Разные исторические периоды характеризуются разным влиянием науки на жизнь общества. Однако никто не мог даже помыслить о том, чтобы недооценить её истинное значение. С античных времён понимание того, что наука и научные открытия способствуют развитию общества, толкали учёных заниматься исследованиями в различных областях.

В античные времена наука существовала как результат разграничения умственного труда и физического.

Как самостоятельная форма общественного сознания наука оформилась в эпоху эллинизма, в момент, когда единая культура Античности стала объединяться в отдельно взятые виды и формы духовной деятельности. Формирование научных, не зависящих от философии или от религии форм знания напрямую отождествляют с деятельностью Аристотеля. Он стал первооткрывателем основ классификации различных знаний. Но в те времена, наука не оказывала серьёзного влияния на производственный процесс, а потому производство осуществлялось рабами, которые в своём ручном труде использовали исключительно эмпирические знания, выработанные веками. В эпоху феодализма фундаментально ничего не переменилось. В натуральном хозяйстве использовались ручные орудия труда. Эпоха Средневековья стала значимой в плане развития науки, хотя иногда это происходило в скрытой форме.

В области химии и химического мышления выражалось всё посредством законов алхимии.

С течением времени значительно возрастала роль науки в процессе производства. Производства расширялись и приобретали общественные очертания. Зарождающийся капитализм ставил новые задачи перед обществом. Проблемы, связанные с производством товаров могли решиться только с помощью научного знания. Производство приобретало такие масштабы, что без математики, механики и других наук уже было не обойтись.

Наука приобретала духовное содержание производительных сил. Научные открытия сразу же переносились на производство, в результате чего появлялись технические нововведения. С тех пор принято считать, что процесс производства непрерывно «онаучивается» тем самым порождая технический прогресс. Этот процесс имеет несколько путей своего осуществления. В первую очередь, создание теоретической базы для разработки и конструирования инструментов и машин для более совершенного производства. Однако, стоит отметить, что не только естественные науки активно развиваются и способствуют развитию общества, гуманитарные науки также создают вокруг себя интерес, а основы и законы духовной жизни являются предметом познания нематериального мира.

Наука развивается на фоне возрастающих потребностей производства и увеличения мирового рынка. При этом умственные функции общества, созревая, всё больше изолируются от субъекта труда и скапливаются в деятельности властвующего класса и быстро вырабатывающейся социальной группы интеллигенции. Здесь же происходит важное отслоение научной работы от процесса производства. Эта сфера становится подвластной учёным. В среде учёных появляется деление по специальностям.

Процесс специализации имеет прогрессивное значение, потому как создаёт нужные условия для более глубокого изучения той или иной области науки. Однако имеет и отрицательную позицию: узкая специализация ограничивает знания учёных, что по своей сути мешает эффективности научного творчества и расшатывает стабильное положение культуры.

Это время отмечено в истории, как период разрыва связи между гуманитарными науками и естественными, кроме того замечен разрыв между наукой и морально-этическим сознанием.

С момента зарождения и формирования капитализма и до настоящего времени тесная связь научного и материального производства становится всё глубже и глубже. Более того, эта взаимосвязь совершенствуется. В современном мире этот процесс заключается в автоматизации производства, а стремиться к созданию такой модели, которая частично или полностью заменит работу человеческого мозга. Умножая область овеществленного труда, наука даёт возможность с минимальной затратой труда живого достигать больших результатов в материальном производстве.

Создание богатства в обществе теперь практически не зависит от рабочего времени и трудовых затрат. Современные реалии диктуют такие правила, где общее состояние науки, степень развития технологий и применение этих технологий на производстве становятся основными факторами для создания общественных благ. Мощь производства повышается, только опираясь на законы управления экономикой, эта отрасль тоже является сферой изучения специальных наук.

Кибернетика как наука изначально представляла собой естественную науку, а впоследствии переродилась и общественную дисциплину – науку управления.

Социальное значение науки

Социальное значение основывается на:

Современная наука достаточно серьёзно облегчила жизнь и деятельность людей. Производительность труда выросла в десятки раз благодаря научным открытиям и изобретениям. Однако, сокровища научного познания на могут одновременно осчастливить всех людей.

Наука не имеет никакой силы, если она вне человеческого разума, кроме того она без человека не имеет и никакой цели. Очень важно создавать такие условия, чтобы способствовать развитию всех наук, тому, чтобы происходило их обогащение и практическая отдача. Более того, достижения наук должны быть в одинаковой степени адекватно восприняты человеком, потому как именно его социальное развитие лежит в основе социального прогресса.

Практически все открытия имеют две стороны медали: плодотворную и разрушительную. Ввиду этого могут нести как возможности, так и опасности. Здесь всё зависит от того, кем и в какой ситуации они будут применены.

Выдающийся учёный И. Кант сдержанно и критично высказывался и науке, и об учёных. Опираясь на исследования Ж.-Ж. Руссо, он утверждал, что прогресс, будь то социальный или научный, достаточно противоречив. Он с опаской относился к скоплению знаний без положительной или отрицательной оценки.

Исторически зафиксированы мысли учёных, которые многие века назад предсказывали разрушительную силу науки. По их мнению, не все открытия несут только блага человечеству и планете.

Только совсем недавно учёные стали задумываться над тем, что последствия открытий могут быть трагическими и драматическими. До недавнего времени любое научное открытие расценивалось как благо и было заранее оправдано. Ситуация в корне изменилась после Хиросимы. На поверхности показалась моральная проблематика научных открытий, которые могут нанести вред всему человечеству. Оказалось, что истина не существует вне добра, вне ценностных критериев. Человек, который духовно развит, глубоко может их рассмотреть. Появилось новое разумение истины, которая не просто достоверное знание, а нечто гораздо большее.

«Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед».

Д. Тойнби писал: «Зло совершенствуется и при определенных условиях оказывается молохом, пожирающим всё большую и большую долю увеличивающихся продуктов человеческой индустрии и интеллекта в процессе сбора всё большей пошлины с жизни и счастья. Иначе говоря, прогрессирующее развитие науки неизбежно порождает множество проблем, которые носят жизненно важный, нравственный характер.

Относительно такой ситуации логично вспомнить и слова А. Герцена, который говорил о том, что мы стоим на краю пропасти и видим, как она осыпается, и мы не сыщем гавани иначе, как в нас самих, в сознании нашей свободы.

Добавить можно только одно, следует разумно направлять это познание и быть ответственным за судьбы человека и человечества в целом.

Источник

Философия: конспект лекций.

1. Социальная функция науки.

Успехи познания тесно связаны с развитием науки как одной из форм общественного сознания. Без науки невозможно представить современную жизнь и человеческую культуру, она – высшая форма знания, которая охватывает все явления неживой и живой природы, материальную и духовную деятельность людей. С помощью науки оцениваются не только результаты истории, анализируются текущие события, но и в известной мере прогнозируется будущее.

Слово «наука» означает знание, которое противоположно незнанию – отсутствию достоверной информации о каком-либо явлении, процессе или вещи. Каждая наука имеет свой предмет и метод. Под предметом подразумевается что исследуется, а под методом – как, каким способом осуществляется это исследование.

Наука – результат общественного развития, с момента своего зарождения она неразрывно связана с человеческой деятельностью, с одной стороны, находясь под ее постоянным влиянием, а с другой – оказывая на нее активное воздействие. Она всемерно способствует становлению и развитию мировоззрения, одна из главных ее задач – удовлетворение общественных потребностей.

Возникновение науки своими корнями уходит в далекое прошлое. Изучением истории и закономерностей ее развития занимается специальная научная дисциплина – науковедение. И хотя зачатки отдельных наук обнаруживаются задолго до нашей эпохи, в своих современных формах она заявляет о себе в ХVI–ХVII вв. Именно отрезок времени – от даты публикации труда Н. Коперника «Об обращении небесных сфер» (1543) до выхода сочинения И. Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1687) – принято называть эпохой «научной революции». В этот период возникает мощное интеллектуальное движение, в первую очередь связанное с творчеством таких мыслителей, как Галилей, Бэкон, Декарт.

В результате усилий ученых, прежде всего, естествоиспытателей, меняется образ мира, возникает его научная картина. Утверждается представление о бесконечности Вселенной, в которой Земля – небесное тело, существующее наряду с другими планетами. С эволюцией образа мира меняется и образ человека, явленный новым типом мировоззрения.

Вместе с тем и сама наука не стоит на месте. С появлением новых теорий и открытием естественных законов расширяются возможности исследования и объяснения мира природы. Астрология и магия замещаются научным методом, разработанным и обоснованным, главным образом, Галилеем, Бэконом, Декартом. Все более широкое распространение получает эксперимент – важнейшее средство приобретения достоверных знаний. В рамках науки формируется принципиально новый тип знания, опирающийся на коллективное сотрудничество ученых, использующих специальный язык, создающих сложную и разветвленную систему научных, исследований.

После многократных попыток добиться автономии науки от веры и философии ученые достигают заметных успехов в этом устремлении. Сложился новый – более эффективный – способ познания, объединивший теорию и практику, науку и технику. На первый план выдвигается ученый-экспериментатор. Сама наука выходит за стены монастырей и университетов. Ее достижения и она сама, как сфера приложения интеллектуальных способностей, становятся более доступными все большему числу граждан.

Возрастает интерес к научным представлениям о человеке, о природе науки и особенностях научного поиска, об отношениях науки и общества, науки и философии, научного знания и веры.

В настоящее время наука является сложной и многообразной формой общественной деятельности, органически включающей в себя рациональные и материальные факторы. И все же, несмотря на это, в качестве ориентира-путеводителя науку следует рассматривать как систему знаний о мире. При этом объектом научного знания выступают все явления и процессы, происходящие в природе и обществе. Объективному научному знанию предшествует донаучное, которое, в основном, базируется на чувственном субъективном восприятии действительности. Донаучное знание частично зависит от наблюдательности человека, характера, сложности и степени доступности его объектов человеческим чувствам. По этим причинам оно содержит в себе немало ошибок.

В отличие от него научное знание опирается на анализ фундаментальных основ естественных явлений и процессов, а поэтому содержит в себе больший объем истинного знания. С учетом этого можно считать, что наука – это система знаний, полученных в результате практики, включающей в себя исследование и освоение процессов и явлений, происходящих в космосе, природе, обществе и человеческом мышлении.

Условно структуру науки, способы получения знаний можно представить в виде четырех, тесно связанных между собой частей – эмпирической, теоретической, философско-мировоззренческой и практической.

Эмпирические знания включают в себя информацию, полученную с помощью обыденного сознания и добытую опытным путем – посредством наблюдения и эксперимента. Этот уровень знаний, несмотря на его кажущуюся простоту, не следует недооценивать. Именно благодаря получаемым опытным путем фактам, ставящим под сомнение уже существующее знание или же расширяющих количество фактов о еще неосмысленных явлениях, раньше или позднее приходят к созданию новой теории или концепции, объясняющей закономерности, которым подчиняются как «старые», так и новые факты. Прежде чем Коперник, со своими последователями, выдвинул и обосновал гелиоцентрическую систему, уже были известны многочисленные факты, которые ставили под сомнение истинность геоцентрического объяснения Солнечной системы, выдвинутого Аристотелем-Птолемеем и господствовавшего более полутора тысяч лет.

Вторая часть включает в себя теоретическое знание. Напомним, что теоретическое знание – это такой уровень развития науки, когда через знание фундаментальных законов можно объяснить, привести в определенную систему разрозненные факты, явления и процессы. Современное теоретическое знание возникло сравнительно недавно, 300–400 лет тому назад. Именно тогда ученые, прежде всего, естествоиспытатели, впервые начали постигать законы, помогающие постигнуть суть природы. Так, человечеству, задолго до Ньютона, были известные механические процессы, происходившие в окружавшем его мире, но только этот английский ученый придал механике значение науки, открыв в конце ХVII века основные законы движения тел и представив их в виде целостной системы.

Помимо законов, которые составляют основу теоретического знания, к этому разделу науки также относятся идеи и гипотезы. Именно с них, собственно, и начинается формирование научного знания. Каждая теория вначале выступает в качестве идеи или гипотезы, которые, благодаря новым фактам, в том числе добытым с помощью экспериментов, превращаются (или нет) в научную концепцию.

Третью часть составляет философско-мировоззренческий компонент науки. Раньше мы уже показали роль философии как методологии для других наук, что предопределено универсальным характером законов, которые она изучает. Но и сама философия нуждается в достижениях конкретных наук, без знаний которых она не может существовать. Поэтому, чем выше степень универсальности и всеобщности закона конкретной науки, открытого учеными, тем он ближе к философии, тем легче философии выступать в роли методологии познания. Так, открытие закона сохранения и превращения энергии, который охватывает огромное количество явлений и процессов, предоставило дополнительные веские доводы философским положениям о бесконечности и вечности материи и движения.

Мировоззренческий аспект науки отражает истолкование фактов, использование теории для подтверждения существующей картины мира или же дает основания для ее критики и поддержки новых гипотез. В качестве примера можно привести уже упоминавшиеся геоцентрическую систему Аристотеля-Птолемея. В течение столетий вновь обнаруживаемые факты использовались для ее подтверждения, а вот, Коперник, впрочем, как и некоторые астрономы до него, начал трактовать открытые им и известные до него факты для критики геоцентрической системы и обоснования своей астрономической концепции.

В общественной жизни мировоззренческий аспект науки проявляется в подтверждении или отрицании основополагающих принципов общественного устройства и межчеловеческих отношений, например, того или иного типа государственного устройства или различных форм собственности.

В практическую часть науки входят инструменты, приборы, технологии, созданные и используемые человеком для получения новых знаний. Каждому, кто имеет отношение к производству или лабораторным исследованиям, хорошо известно, что без соответствующих инструментов и приборов они практически не приспособлены к исследовательской деятельности.

Например, существует принцип экономической интерпретации (трансформации) Шевчука, согласно идее которого экономические законы можно выводить из законов других наук. Например, закономерности движения денежных потоков из законов физики и математики. Автор принципа – Денис Шевчук.

Вообще, надо прямо сказать, что в наше время никакой род деятельности человека невозможен без технических средств, созданных человеком. Не в последнюю очередь из-за их широкого использования науку сейчас справедливо относят к одной из производительных сил. Но это ее новое качество ни в коей мере не подрывает суть науки как духовного проявления деятельности человека и особой формы общественного сознания.

Источник

Основные функции науки и её социальная роль

Автор: Дорош А.И.
Источник: Реферат по дисциплине «Философия науки и техники»

Введение

Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Ни одна из крупнейших философских концепций XX в. не могла обойти феномена науки, не выразить своего отношения к науке в целом и к тем мировоззренческим проблемам, которые она ставит. Что такое наука? Какова главная социальная роль науки? Существуют ли границы научного познания и познания вообще? Каково место основанной на науке рациональности в системе других способов отношения к миру? Возможно ли ненаучное познание, каков его статус и перспективы? Можно ли научным способом ответить на принципиальные вопросы мировоззрения: как возникла Вселенная, как появилась жизнь, как произошел человек, какое место занимает феномен человека в всеобщей космической эволюции?

Обсуждение всех этих и множества других мировоззренческо-философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходимой формой осознания особенностей, как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано, прежде всего, с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности тотального управления социальными процессами.

В последние годы внимание к этим вопросам в нашей стране заметно снизилось. Думается, что одна из главных причин этого в общем резком падении престижа научного знания в нашем обществе, в той катастрофе, которую переживает наука России в последние годы. Между тем совершенно ясно, что без развитой науки Россия не имеет будущего как цивилизованная страна.

1. Понятие науки

Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука – это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Современная наука – чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

Наука в своих глубинных основаниях всегда была связана с философией, хотя эта связь не всегда осознавалась, а иногда принимала уродливые формы – как, например, в нашей стране на протяжении 20–50-х гг. Наука появляется одновременно с философией тогда, когда миф становится бессильным объяснить мир.

Решающий толчок к широкому обсуждению во всём мире последствий научно-технического прогресса, опасностей злонамеренного использования открытий современного естествознания, а также этических проблем современной науки, социальной ответственности естествоиспытателя был дан атомной бомбардировкой американцами японских городов и той ролью, которую сыграли физики в создании теоретических предпосылок и изготовлении атомной бомбы. Говоря об этих особенностях, следует иметь в виду не только научно-исследовательскую деятельность саму по себе, но и ее роль в качестве интеллектуального фундамента технологического прогресса, стремительно меняющего современный мир, а также социальные последствия современной науки.

2. Основные функции науки

Функции науки выделяют в зависимости от общего назначения ее отраслей и их роли в освоении окружающего мира с конструктивной целью. Функции науки – это внешнее проявлении каких-либо ее существенных свойств. По ним можно судить ее о возможностях участвовать в решении проблем, поставленных перед обществом, и способностях создавать более благоприятные условия для жизни людей и развития культуры.

Функции науки выделяются по основным видам деятельности исследователей, их основным задачам, а также сфере применения полученных знаний. Таким образом, основные функции науки можно определить как познавательную, мировоззренческую, производственную, социальную и культурную.

Познавательная функция является основополагающей, заданной самой сутью науки, назначение которой заключается в познании природы, человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом постижении мира, объяснении процессов и явлений, открытии закономерностей и законов, осуществлении прогнозирования и т.д. Данная функция сводится к производству новых научных знаний.

Мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Также эта функция подразумевает исследование рационалистического отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что означает, что ученые (наряду с философами) должны разрабатывать научные мировоззренческие универсалии и соответствующее ценностные ориентации.

Социальная функция начала выделяться особенно существенно в последнее время. Это связано с достижениями научно-технической революции. В связи с этим наука превращается в социальную силу. Это проявляется в ситуациях, когда данные науки используются в разработках программ социального и экономического развития. Поскольку такие планы и программы имеют комплексный характер, то их разработка предполагает тесное взаимодействие различных отраслей естественных, общественных и технических наук.

Культурные функции науки (или образовательные) сводится к тому, что наука является своего рода феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образования, технологии, методы и форму обучения. Эта функция реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых.

Структура и функции науки тесно связаны. Объективное существование включает три основных сферы: природу, человека и общество. В связи с этим в структуре науки выделяются три главных элемента. По сфере изучаемой действительности научные знания делятся на естествознание (науки о природе) и обществознание (науки о человеке и науки об обществе).

Естествознание исследует все, что относится к природе. Оно отражает логику природы. Структура естественнонаучных учений и знаний сложна и разнообразна. В нее входят знания о веществе, взаимодействии веществ, химических элементах, живой материи, Земле, Космосе. Отсюда развиваются фундаментальные естественнонаучные направления.

Обществознание изучает общественные явления, системы, их структуры, процессы и состояния. Эти науки дают знания о различных общественных связях и отношениях между людьми. Научные знания об обществе объединяют три направления: социологическое, экономическое и государственно-правовое. Отдельным направлением являются знания о человеке и его сознании.

3. Социальная роль науки

Основная функция науки состоит в производстве новых знаний об окружающем мире. Эти знания необходимы для того, чтобы в первую очередь объяснить факты, с которыми приходится постоянно встречаться в разных сферах производственно-технической, культурно-исторической, познавательно-культурной и повседневно-практической деятельности. Для осуществления этой функции наука создает понятия, выдвигает гипотезы, открывает законы и строит теории. В принципе любое объяснение представляет собой дедуктивный вывод конкретного высказывания о факте из некоторого общей посылки, чаще всего из закона или теории. Кроме того, в качестве меньшей посылки используются высказывания, уточняющие конкретные условия, относящиеся к факту (начальные или граничные условия). Однако, несмотря на всю важность и необходимость объяснительной функции науки, она ограничивается лишь исследованием существующих фактов.

Наука как социальный институт – это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п. Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой. Сама же наука мало, что давала практической деятельности – промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в тои, что сама практика, как правило, не умела, да и испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Также ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

Выводы

В результате проделанной работы была достигнута цель и выполнены поставленные задачи. В ходе проведения анализа, было выполнено описание функций науки. Была определена роль этих функций, структура, а также выявлены наиболее основные функции науки.

Социальные функции науки исторически изменяются и развиваются, как и сама наука. Развитие социальных функций представляет собой важную сторону самой науки. Современная наука кардинально отличается от той науки, которая существовала полстолетия назад. Изменился ее характер взаимодействия с обществом.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, к основным функциям науки можно отнести производство научно-теоретического знания, функцию наблюдения, описания, объяснения, мировоззренческую и культурную функцию науки, технологическую функцию и функцию науки как непосредственной производительной силы. Важна функция науки как фактора социальной регуляции общественных процессов, а также проективно-конструктивная функция.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *