В чем заключается социальная природа государственного управления

Государственное и муниципальное управление

В чем заключается социальная природа государственного управления. cover. В чем заключается социальная природа государственного управления фото. В чем заключается социальная природа государственного управления-cover. картинка В чем заключается социальная природа государственного управления. картинка cover

В настоящем издании подробно рассмотрены вопросы государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Авторы простым и доступным языком рассказывают о системе органов государственной власти, об организации власти в субъектах РФ, об основах и системе местного самоуправления, об административной реформе в России и т. п.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государственное и муниципальное управление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. Природа и социальная сущность государственного управления

1. Сущность государственного управления подразумевает ряд конкретных действий, необходимых для достижения определенных целей с использованием всех ресурсов: материальных, финансовых, информационных, кадровых и других механизмов воздействия на объект со стороны управляющего субъекта.

Государственное управление — разновидность социального управления обществом для упорядочения возникающих отношений.

Природа государственного управления основывается на исполнительно-распорядительной и подзаконной деятельности, которая осуществляется во всех сферах: социально-культурной, внешней и внутренней экономической, административно-политической и др.

2. Государственному управлению присущи следующие основные характеристики:

• исполнительно-распорядительная деятельность (в качестве средства используются юридически властные полномочия для ее осуществления);

• практическая и организационная деятельность;

• подзаконное нормотворчество и подзаконная деятельность.

3. Выделяют также следующие основные характеристики природы государственного управления:

• разработка и практическая реализация политики государства;

• целевая и функциональная специфика государственного управления;

• наличие ответственности за исполнение законодательных актов;

• использование определенных методов государственного управления.

4. В перечень приоритетных проблем государственного управления входят:

• повышение роли государственного управления в общественной жизни;

• укрепление статуса законности государственной власти как единственно возможной;

• реконструкция ветвей государственной власти в связи с текущими изменениями в повседневной жизни государства и мира;

• общее развитие теории государственного управления.

Источник

Государственное управление и его социальная природа.

Среди всех видов управления государственное управление занимает особое место. И это естественно. Ведь государственное управление – это механизм реализации властных полномочий государства по руководству, организации и целенаправленному государственно-властному воздействию на общество и все его подсистемы. Это особый вид профессиональной деятельности по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях реализации его правотворческих, правоисполнительных, правоохранительных и воспитательных функций.

Государственное управление – объективно необходимый элемент общественного бытия. Государство, власть и общество неразрывно связаны между собой, ведь организационные структуры, формы и методы управленческой деятельности не существуют сами по себе, а определяются множеством самых различных факторов объективного и субъективного характера. Сюда входят: конкретно-исторические условия развития страны, ее геополитическое положение, особенности политико-правовой и духовно-нравственной культуры, религиозные и национальные традиции народа, территориальные пространства и климатические условия, обороноспособность страны. Кроме того, нельзя не учитывать, что в мире происходят и глобальные перемены: меняются люди и их образ жизни, меняется техника и технология производства, обостряется или, наоборот, снижается накал социальной борьбы, в том числе за лидерство в глобальной конкуренции, реальностью становятся невиданные ранее природные катаклизмы, техногенные катастрофы и масштабные социальные конфликты. Серьезный отпечаток на управлении оставляет не только современность, но и факты далекой истории. Ко всему этому добавляется расширяющееся пространство виртуальных коммуникаций, практически беспредельные возможности электронных систем управления, усиливающиеся миграционные потоки, возрастающая опасность этнической преступности, негативные проявления многих мультикультурных и субкультурных процессов. Глобализация, киберпространство, массовый, никем и ничем не ограниченный обмен информации посредством социальных сетей формируют новый мир, трансформируют сложившиеся общественные отношения, причем нередко самым парадоксальным образом.

Государственное управление характеризуется многими отличительными чертами и только ему присущими признаками:

а) масштабностью, распространенностью управляющего воздействия на все общество и даже (при определенных условиях) выходящее далеко за его пределы в рамках проводимой международной политики. Только государственная власть регулирует все сферы жизнедеятельности общества. Все другие разновидности власти имеют территориально ограниченный, производный и чаще всего подчиненный характер.

Государственное управление отличается огромными объемами охватываемых общественных отношений, процессов и явлений, затрагивает интересы и потребности всего населения страны. Причем речь не идет о мелочном вмешательстве в частную жизнь человека или во внутрикорпоративные отношения. Нормальное демократическое государство предоставляет обществу достаточно широкие свободы и возможности для принятия самостоятельных решений. Но оно не безразлично к «внешним контурам» жизнедеятельности общества и его подсистем, обеспечивающим стабильность, безопасность и целостность общества. Именно государство устанавливает «пределы» свободы граждан, нормативно определяет поведение людей и общества в целом;

Государственная власть отличается тем, что, во-первых, она носит политический характер, хотя и не всякая политическая власть является государственной; во-вторых, эту власть от имени государства реализуют соответствующие органы, организации и должностные лица; в-третьих, она едина, централизована и консолидирована: двух государственных властей быть не может; в-четвертых, государство выполняет своего рода роль арбитра в решении социальных проблем и конфликтов (прежде всего через судебные органы).

в) возможностью использования в своей управленческой деятельности всех имеющихся в обществе ресурсов: материальных, интеллектуально-кадровых, финансовых, социальных, информационных, демографических и т.д. Государство помимо юридических, экономических, политико-идеологических и организационных форм, широко использует специфические ресурсы управленческой деятельности. Например, принуждение с помощью правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Государство, и только государство обладает легитимным правом применения насилия: уголовного наказания, административных, имущественных и иных санкций. Никакая иная, даже самая авторитетная социальная структура такими полномочиями не обладает.

В экстраординарных случаях государством могут запрещаться митинги, демонстрации, деятельность политических партий и т.д. Но при этом надо помнить, что ограничения, запреты, санкции и наказания, в принципе, мало несут конструктивно-созидательного. Тем не менее, без них нет и быть не может эффективного управления;

а) обеспечение оптимально возможного согласования и сочетания различных групп интересов (общегосударственных, региональных, классовых, корпоративных, личных);

б) определение приоритетных в данной конкретной исторической социально-политической ситуации групп интересов;

в) выбор в соответствии с приоритетными интересами стратегических целей, определение политического курса, основных сил и способов их осуществления;

г) решение вопросов, связанных с поиском, накоплением и распределением материальных, интеллектуально-кадровых и других ресурсов, необходимых для решения жизненно важных для общества проблем;

д) обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства.

Источник

Социальная природа государственного управления

В научной и учебной литературе понятие «государственного управления» представлено в самых различных редакциях.

В учебнике Российской академии государственной службы «Система государственного и муниципального управления» госу­дарственное управление трактуется как «интеллектуально-инфор­мационное воздействие государства, его органов и должностных лиц на сознание, поведение и деятельность людей, его коллекти­вов, общностей в стратегических целях обеспечения целостности, суверенитета, безопасности, упорядочении и развитии общества»

Профессор В.Е. Чиркин трактует государственное управление как «процесс регулирования и упорядочения жизнедеятельности и отношений личности, коллектива, государства и общества, установления рациональных взаимосвязей между ними путем применения государственной власти».

Институт Всемирного банка государственное управление определяет как применение-использование политической вла­сти для контроля-регулирования внутригосударственных дел, как способ осуществления власти в регулировании экономичес­ких и социальных ресурсов общества для их развития. Суть госу­дарственного управления видится в реализации потребностей и интересов общества, решении задач по обеспечению целостно­сти, суверенитета и безопасности страны, упорядочению повсед­невной жизни людей.

Обобщив представленные позиции, государственное управле­ние можно определить как целенаправленное, организующее и регу­лирующее воздействие государства (через систему государственных органов, организаций и соответствующих должностных лиц) на об­щественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей.

Государственное управление характеризуется многими отли­чительными чертами и только ему присущими признаками:

а) масштабностью, распространенностью управляющего воз­действия на все общество и даже (при определенных условиях) выходящее далеко за его пределы в рамках проводимой междуна­родной политики. Только государственная власть регулирует все сферы жизнедеятельности общества.Все другие разновидности власти имеют территориально ограниченный, производный, ча­ще всего подчиненный характер.

Государственная власть отличается тем, что, во-первых, она носит политический характер, хотя и не всякая политическая власть является государственной;

во-вторых, эту власть от имени государства реализуют соответствующие органы, организации и должностные лица;

в-третьих, она едина, централизована и консолидирована: двух государственных властей быть не может;

в-четвертых, государство выполняет своего рода роль арбитра в решении социальных проблем и конфликтов (прежде всего че­рез судебные органы). Никакая другая власть такого рода задачу выполнять не может, у нее для этого нет ни полномочий, ни средств, ни соответствующего инструментария;

в-шестых, государственная власть имеет свой механизм осуществления, реализуется специализиро­ванным государственным аппаратом;

в-седьмых, только государ­ственная власть юридически уполномочена применять легализо­ванное легитимное принуждение. Для этого у государства име­ется специальный аппарат принуждения, соответствующие министерства, службы и агентства, инспекции, судебные и кон­трольно-надзорные органы, специально подготовленные кадры;

в) возможностью использования в своей управленческой дея­тельности всех имеющихся в обществе ресурсов: материальных, интеллектуально-кадровых, финансовых, социальных, инфор­мационных, демографических и т.д. Государ­ство, и только государство обладает легитимным правом приме­нения насилия: уголовного наказания, административных, иму­щественных и иных санкций. Никакая иная, даже самая автори­тетная социальная структура такими полномочиями не обладает.

а) обеспечение оптимально возможного согласования и соче­тания различных групп интересов (общегосударственных, регио­нальных, классовых, корпоративных, личных);

б) определение приоритетных в данной конкретной истори­ческой социально-политической ситуации групп интересов;

в) выбор в соответствии с приоритетными интересами страте­гических целей, определение политического курса, основных сил и способов их осуществления;

г) решение вопросов, связанных с поиском, накоплением и распределением материальных, интеллектуально-кадровых и других ресурсов, необходимых для решения жизненно важных для общества проблем;

д) обеспечение внутренней и внешней безопасности общест­ва и государства.

Таким образом, государственное управление представляет со­бой практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную и частную жизнедеятельность лю­дей в целях ее упорядочения, сохранения и заранее спланирован­ного преобразования. Оно включает в себя целый ряд взаимосвя­занных элементов:

Ø анализ конкретной ситуации;

Ø прогнозирова­ние развития событий и процессов;

Ø материально-финансовое, информаци­онное, кадровое, правовое и др. обеспечение реализации этих решений;

Ø координацию и регулирование;

Ø мотивацию исполни­телей;

Ø организацию и контроль;

Ø оценку промежуточных и итого­вых результатов управления.

Источник

Социальная природа государственного управления

В научной и учебной литературе понятие «государственного управления» представлено в самых различных редакциях.

В учебнике Российской академии государственной службы «Система государственного и муниципального управления» госу­дарственное управление трактуется как «интеллектуально-инфор­мационное воздействие государства, его органов и должностных лиц на сознание, поведение и деятельность людей, его коллекти­вов, общностей в стратегических целях обеспечения целостности, суверенитета, безопасности, упорядочении и развитии общества»

Профессор Атаманчук Г.В. представляет государственное управление как сознательное организующее и регулирующее воздействие государства на общественную (публичную) жизнеде­ятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или пре­образования. С этой точки зрения государственное управление представляет собой целенаправленное, системно-организован­ное, практически-преобразующее воздействие на процессы, отно­шения и явления в обществе, на сознание, поведение и деятель­ность людей, придающее объекту управления необходимую ди­намику и социально ориентированный характер.

Профессор В.Е. Чиркин трактует государственное управление как «процесс регулирования и упорядочения жизнедеятельности и отношений личности, коллектива, государства и общества, установления рациональных взаимосвязей между ними путем применения государственной власти». Институт Всемирного банка государственное управление определяет как применение-использование политической вла­сти для контроля-регулирования внутригосударственных дел как способ осуществления власти в регулировании экономичес­ких и социальных ресурсов общества для их развития. Суть госу­дарственного управления видится в реализации потребностей и интересов общества, решении задач по обеспечению целостно­сти, суверенитета и безопасности страны, упорядочению повсед­невной жизни людей.

Обобщив представленные позиции, государственное управле­ние можно определить как целенаправленное, организующее и регу­лирующее воздействие государства (через систему государственных органов, организаций и соответствующих должностных лиц) на об­щественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей.

Государственное управление характеризуется многими отли­чительными чертами и только ему присущими признаками:

а) масштабностью, распространенностью управляющего воз­действия на все общество и даже (при определенных условиях) выходящее далеко за его пределы в рамках проводимой междуна­родной политики. Только государственная власть регулирует все сферы жизнедеятельности общества. Все другие разновидности власти имеют территориально ограниченный, производный, ча­ще всего подчиненный характер.

Государственное управление отличается огромными объемами охватываемых общественных отношений, процессов и явлений, затрагивает интересы и потребности всего населения страны, судьбы миллионов и каждого человека в отдельности. Причем речь не идет о мелочном вмешательстве в частную жизнь челове­ка или во внутрикорпоративные отношения. Нормальное демо­кратическое государство предоставляет обществу достаточно широкие свободы и возможности для принятия самостоятельных решений. Но оно не безразлично к «внешним контурам» жизне­деятельности общества и его подсистем, обеспечивающим ста­бильность, безопасность и целостность общества. Именно госу­дарство устанавливает «пределы» свободы граждан, нормативно определяет поведение людей и общества в целом;

в) возможностью использования в своей управленческой дея­тельности всех имеющихся в обществе ресурсов: материальных, интеллектуально-кадровых, финансовых, социальных, инфор­мационных, демографических и т.д. Государство помимо юриди­ческих, экономических, политико-идеологических и организа­ционных форм, широко использует специфические ресурсы уп­равленческой деятельности. Например, принуждение с помощью правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Государ­ство, и только государство обладает легитимным правом приме­нения насилия: уголовного наказания, административных, иму­щественных и иных санкций. Никакая иная, даже самая автори­тетная социальная структура такими полномочиями не обладает.

В экстраординарных случаях государством могут запрещаться митинги, демонстрации, деятельность политических партий и т.д. Но при этом надо помнить, что ограничения, запреты, санкции и наказания, в принципе, мало несут конструктивно-со­зидательного. Тем не менее, без них нет и быть не может эффек­тивного управления;

Характер субъектно-объектных отношений позволяет также определить государственное управление в широком и узком смыслах.

а) обеспечение оптимально возможного согласования и соче­тания различных групп интересов (общегосударственных, регио­нальных, классовых, корпоративных, личных);

б) определение приоритетных в данной конкретной истори­ческой социально-политической ситуации групп интересов;

в) выбор в соответствии с приоритетными интересами страте­гических целей, определение политического курса, основных сил и способов их осуществления;

г) решение вопросов, связанных с поиском, накоплением и распределением материальных, интеллектуально-кадровых и других ресурсов, необходимых для решения жизненно важных для общества проблем;

д) обеспечение внутренней и внешней безопасности общест­ва и государства.

Источник

Государственное управление, его природа и сущность

Вы будете перенаправлены на Автор24

Природа государственного управления

Под природой государственного управления понимают совокупность:

Государственное управление выступает в качестве социального феномена, организованного с политической точки зрения цивилизации. Начиная с ХХ века, эволюция системы государственного управления и его природы неразрывно связана с развитием индустриального общества, в котором государственное управление выступает в качестве продукта функционирования рыночной экономики, неспособной существовать без вмешательства со стороны государства.

Начало XX века выступает периодом, характеризующимся существенным количественным увеличением задач и целей государственного управления, их качественным усложнением, проявлением технического превосходства бюрократической организации над иными формами управления.

В настоящее время парадигмы государственного управления находится на стадии переосмысления, обусловленного наличием глобальных социальных реформ, осуществляемых разными государствами мира. Модернизация государственного управлением обусловило переход общественного развития к постиндустриальной фазе, в рамках которой роль государственного управления, я получает принципиально новое значение, обусловленная информационной открытости общества. Государственное управление по своей природе проявляется в масштабности, социальной обусловленности и эффективности.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственное управление имеет двоякую трактовку, в рамках которой рассматривается либо как научная дисциплина, либо как область практической деятельности, направленная на решение государственных проблем и проблем регулирования общественных процессов и жизнедеятельности.

Природу государственного управления раскрывает понимание необходимости этого управления, его общественной обусловленности и направленности целевого характера. Необходимость государственного управления является следствием наличия потребности в реализации государственной политики, призванной обеспечить эффективность использования разнообразных ресурсов, справедливость распределения доходов, гарантии социальных прав, поддержку общественного порядка. Также необходимость государственного управления обусловлена несовершенством рыночной экономики, проявляющимся в несостоятельности рынка в отдельных сферах и задачах. К числу таких узких мест рынка относят общественные товары, естественные монополии, информационную асимметрию, инфляцию, безработицу, неполные рынки.

Развитые страны ограничивают масштабы государственного управления в соответствии с принципом субсидиарности, подразумевающим предоставление нижестоящим уровням управления простора и свободы действий в рамках их компетенции.

Государственное управление в части общественной обусловленности состоит в организации системы, призванной удовлетворять потребности населения. Государственное управление в этом смысле призвано обеспечивать упорядочивание общественных процессов.

Сущность целевой направленности государственного управления состоит в постановке рациональных задач и целей, позволяющих получить максимальный результат при минимальном использовании ресурсов.

Природа государственного управления определяется содержанием его особых социальных функций, призванных упорядочить процессы общественного развития за счет согласованности нужд, требований и форм деятельности, в рамках которых государственный аппарат является действенным механизмом реализации публичной власти.

Сущность государственного управления

Сущность государственного управления раскрывается через определённые его признаки и задачи.

К числу признаков государственного управления можно отнести следующие:

Государственное управление призвано решать широкий спектр задач, к числу которых можно отнести следующие:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *