В чем заключается социальная природа государственного управления
Государственное и муниципальное управление
В настоящем издании подробно рассмотрены вопросы государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Авторы простым и доступным языком рассказывают о системе органов государственной власти, об организации власти в субъектах РФ, об основах и системе местного самоуправления, об административной реформе в России и т. п.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государственное и муниципальное управление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
4. Природа и социальная сущность государственного управления
1. Сущность государственного управления подразумевает ряд конкретных действий, необходимых для достижения определенных целей с использованием всех ресурсов: материальных, финансовых, информационных, кадровых и других механизмов воздействия на объект со стороны управляющего субъекта.
Государственное управление — разновидность социального управления обществом для упорядочения возникающих отношений.
Природа государственного управления основывается на исполнительно-распорядительной и подзаконной деятельности, которая осуществляется во всех сферах: социально-культурной, внешней и внутренней экономической, административно-политической и др.
2. Государственному управлению присущи следующие основные характеристики:
• исполнительно-распорядительная деятельность (в качестве средства используются юридически властные полномочия для ее осуществления);
• практическая и организационная деятельность;
• подзаконное нормотворчество и подзаконная деятельность.
3. Выделяют также следующие основные характеристики природы государственного управления:
• разработка и практическая реализация политики государства;
• целевая и функциональная специфика государственного управления;
• наличие ответственности за исполнение законодательных актов;
• использование определенных методов государственного управления.
4. В перечень приоритетных проблем государственного управления входят:
• повышение роли государственного управления в общественной жизни;
• укрепление статуса законности государственной власти как единственно возможной;
• реконструкция ветвей государственной власти в связи с текущими изменениями в повседневной жизни государства и мира;
• общее развитие теории государственного управления.
Государственное управление и его социальная природа.
Среди всех видов управления государственное управление занимает особое место. И это естественно. Ведь государственное управление – это механизм реализации властных полномочий государства по руководству, организации и целенаправленному государственно-властному воздействию на общество и все его подсистемы. Это особый вид профессиональной деятельности по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях реализации его правотворческих, правоисполнительных, правоохранительных и воспитательных функций.
Государственное управление – объективно необходимый элемент общественного бытия. Государство, власть и общество неразрывно связаны между собой, ведь организационные структуры, формы и методы управленческой деятельности не существуют сами по себе, а определяются множеством самых различных факторов объективного и субъективного характера. Сюда входят: конкретно-исторические условия развития страны, ее геополитическое положение, особенности политико-правовой и духовно-нравственной культуры, религиозные и национальные традиции народа, территориальные пространства и климатические условия, обороноспособность страны. Кроме того, нельзя не учитывать, что в мире происходят и глобальные перемены: меняются люди и их образ жизни, меняется техника и технология производства, обостряется или, наоборот, снижается накал социальной борьбы, в том числе за лидерство в глобальной конкуренции, реальностью становятся невиданные ранее природные катаклизмы, техногенные катастрофы и масштабные социальные конфликты. Серьезный отпечаток на управлении оставляет не только современность, но и факты далекой истории. Ко всему этому добавляется расширяющееся пространство виртуальных коммуникаций, практически беспредельные возможности электронных систем управления, усиливающиеся миграционные потоки, возрастающая опасность этнической преступности, негативные проявления многих мультикультурных и субкультурных процессов. Глобализация, киберпространство, массовый, никем и ничем не ограниченный обмен информации посредством социальных сетей формируют новый мир, трансформируют сложившиеся общественные отношения, причем нередко самым парадоксальным образом.
Государственное управление характеризуется многими отличительными чертами и только ему присущими признаками:
а) масштабностью, распространенностью управляющего воздействия на все общество и даже (при определенных условиях) выходящее далеко за его пределы в рамках проводимой международной политики. Только государственная власть регулирует все сферы жизнедеятельности общества. Все другие разновидности власти имеют территориально ограниченный, производный и чаще всего подчиненный характер.
Государственное управление отличается огромными объемами охватываемых общественных отношений, процессов и явлений, затрагивает интересы и потребности всего населения страны. Причем речь не идет о мелочном вмешательстве в частную жизнь человека или во внутрикорпоративные отношения. Нормальное демократическое государство предоставляет обществу достаточно широкие свободы и возможности для принятия самостоятельных решений. Но оно не безразлично к «внешним контурам» жизнедеятельности общества и его подсистем, обеспечивающим стабильность, безопасность и целостность общества. Именно государство устанавливает «пределы» свободы граждан, нормативно определяет поведение людей и общества в целом;
Государственная власть отличается тем, что, во-первых, она носит политический характер, хотя и не всякая политическая власть является государственной; во-вторых, эту власть от имени государства реализуют соответствующие органы, организации и должностные лица; в-третьих, она едина, централизована и консолидирована: двух государственных властей быть не может; в-четвертых, государство выполняет своего рода роль арбитра в решении социальных проблем и конфликтов (прежде всего через судебные органы).
в) возможностью использования в своей управленческой деятельности всех имеющихся в обществе ресурсов: материальных, интеллектуально-кадровых, финансовых, социальных, информационных, демографических и т.д. Государство помимо юридических, экономических, политико-идеологических и организационных форм, широко использует специфические ресурсы управленческой деятельности. Например, принуждение с помощью правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Государство, и только государство обладает легитимным правом применения насилия: уголовного наказания, административных, имущественных и иных санкций. Никакая иная, даже самая авторитетная социальная структура такими полномочиями не обладает.
В экстраординарных случаях государством могут запрещаться митинги, демонстрации, деятельность политических партий и т.д. Но при этом надо помнить, что ограничения, запреты, санкции и наказания, в принципе, мало несут конструктивно-созидательного. Тем не менее, без них нет и быть не может эффективного управления;
а) обеспечение оптимально возможного согласования и сочетания различных групп интересов (общегосударственных, региональных, классовых, корпоративных, личных);
б) определение приоритетных в данной конкретной исторической социально-политической ситуации групп интересов;
в) выбор в соответствии с приоритетными интересами стратегических целей, определение политического курса, основных сил и способов их осуществления;
г) решение вопросов, связанных с поиском, накоплением и распределением материальных, интеллектуально-кадровых и других ресурсов, необходимых для решения жизненно важных для общества проблем;
д) обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства.
Социальная природа государственного управления
В научной и учебной литературе понятие «государственного управления» представлено в самых различных редакциях.
В учебнике Российской академии государственной службы «Система государственного и муниципального управления» государственное управление трактуется как «интеллектуально-информационное воздействие государства, его органов и должностных лиц на сознание, поведение и деятельность людей, его коллективов, общностей в стратегических целях обеспечения целостности, суверенитета, безопасности, упорядочении и развитии общества»
Профессор В.Е. Чиркин трактует государственное управление как «процесс регулирования и упорядочения жизнедеятельности и отношений личности, коллектива, государства и общества, установления рациональных взаимосвязей между ними путем применения государственной власти».
Институт Всемирного банка государственное управление определяет как применение-использование политической власти для контроля-регулирования внутригосударственных дел, как способ осуществления власти в регулировании экономических и социальных ресурсов общества для их развития. Суть государственного управления видится в реализации потребностей и интересов общества, решении задач по обеспечению целостности, суверенитета и безопасности страны, упорядочению повседневной жизни людей.
Обобщив представленные позиции, государственное управление можно определить как целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему государственных органов, организаций и соответствующих должностных лиц) на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей.
Государственное управление характеризуется многими отличительными чертами и только ему присущими признаками:
а) масштабностью, распространенностью управляющего воздействия на все общество и даже (при определенных условиях) выходящее далеко за его пределы в рамках проводимой международной политики. Только государственная власть регулирует все сферы жизнедеятельности общества.Все другие разновидности власти имеют территориально ограниченный, производный, чаще всего подчиненный характер.
Государственная власть отличается тем, что, во-первых, она носит политический характер, хотя и не всякая политическая власть является государственной;
во-вторых, эту власть от имени государства реализуют соответствующие органы, организации и должностные лица;
в-третьих, она едина, централизована и консолидирована: двух государственных властей быть не может;
в-четвертых, государство выполняет своего рода роль арбитра в решении социальных проблем и конфликтов (прежде всего через судебные органы). Никакая другая власть такого рода задачу выполнять не может, у нее для этого нет ни полномочий, ни средств, ни соответствующего инструментария;
в-шестых, государственная власть имеет свой механизм осуществления, реализуется специализированным государственным аппаратом;
в-седьмых, только государственная власть юридически уполномочена применять легализованное легитимное принуждение. Для этого у государства имеется специальный аппарат принуждения, соответствующие министерства, службы и агентства, инспекции, судебные и контрольно-надзорные органы, специально подготовленные кадры;
в) возможностью использования в своей управленческой деятельности всех имеющихся в обществе ресурсов: материальных, интеллектуально-кадровых, финансовых, социальных, информационных, демографических и т.д. Государство, и только государство обладает легитимным правом применения насилия: уголовного наказания, административных, имущественных и иных санкций. Никакая иная, даже самая авторитетная социальная структура такими полномочиями не обладает.
а) обеспечение оптимально возможного согласования и сочетания различных групп интересов (общегосударственных, региональных, классовых, корпоративных, личных);
б) определение приоритетных в данной конкретной исторической социально-политической ситуации групп интересов;
в) выбор в соответствии с приоритетными интересами стратегических целей, определение политического курса, основных сил и способов их осуществления;
г) решение вопросов, связанных с поиском, накоплением и распределением материальных, интеллектуально-кадровых и других ресурсов, необходимых для решения жизненно важных для общества проблем;
д) обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства.
Таким образом, государственное управление представляет собой практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения и заранее спланированного преобразования. Оно включает в себя целый ряд взаимосвязанных элементов:
Ø анализ конкретной ситуации;
Ø прогнозирование развития событий и процессов;
Ø материально-финансовое, информационное, кадровое, правовое и др. обеспечение реализации этих решений;
Ø координацию и регулирование;
Ø мотивацию исполнителей;
Ø организацию и контроль;
Ø оценку промежуточных и итоговых результатов управления.
Социальная природа государственного управления
В научной и учебной литературе понятие «государственного управления» представлено в самых различных редакциях.
В учебнике Российской академии государственной службы «Система государственного и муниципального управления» государственное управление трактуется как «интеллектуально-информационное воздействие государства, его органов и должностных лиц на сознание, поведение и деятельность людей, его коллективов, общностей в стратегических целях обеспечения целостности, суверенитета, безопасности, упорядочении и развитии общества»
Профессор Атаманчук Г.В. представляет государственное управление как сознательное организующее и регулирующее воздействие государства на общественную (публичную) жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования. С этой точки зрения государственное управление представляет собой целенаправленное, системно-организованное, практически-преобразующее воздействие на процессы, отношения и явления в обществе, на сознание, поведение и деятельность людей, придающее объекту управления необходимую динамику и социально ориентированный характер.
Профессор В.Е. Чиркин трактует государственное управление как «процесс регулирования и упорядочения жизнедеятельности и отношений личности, коллектива, государства и общества, установления рациональных взаимосвязей между ними путем применения государственной власти». Институт Всемирного банка государственное управление определяет как применение-использование политической власти для контроля-регулирования внутригосударственных дел как способ осуществления власти в регулировании экономических и социальных ресурсов общества для их развития. Суть государственного управления видится в реализации потребностей и интересов общества, решении задач по обеспечению целостности, суверенитета и безопасности страны, упорядочению повседневной жизни людей.
Обобщив представленные позиции, государственное управление можно определить как целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему государственных органов, организаций и соответствующих должностных лиц) на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей.
Государственное управление характеризуется многими отличительными чертами и только ему присущими признаками:
а) масштабностью, распространенностью управляющего воздействия на все общество и даже (при определенных условиях) выходящее далеко за его пределы в рамках проводимой международной политики. Только государственная власть регулирует все сферы жизнедеятельности общества. Все другие разновидности власти имеют территориально ограниченный, производный, чаще всего подчиненный характер.
Государственное управление отличается огромными объемами охватываемых общественных отношений, процессов и явлений, затрагивает интересы и потребности всего населения страны, судьбы миллионов и каждого человека в отдельности. Причем речь не идет о мелочном вмешательстве в частную жизнь человека или во внутрикорпоративные отношения. Нормальное демократическое государство предоставляет обществу достаточно широкие свободы и возможности для принятия самостоятельных решений. Но оно не безразлично к «внешним контурам» жизнедеятельности общества и его подсистем, обеспечивающим стабильность, безопасность и целостность общества. Именно государство устанавливает «пределы» свободы граждан, нормативно определяет поведение людей и общества в целом;
в) возможностью использования в своей управленческой деятельности всех имеющихся в обществе ресурсов: материальных, интеллектуально-кадровых, финансовых, социальных, информационных, демографических и т.д. Государство помимо юридических, экономических, политико-идеологических и организационных форм, широко использует специфические ресурсы управленческой деятельности. Например, принуждение с помощью правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Государство, и только государство обладает легитимным правом применения насилия: уголовного наказания, административных, имущественных и иных санкций. Никакая иная, даже самая авторитетная социальная структура такими полномочиями не обладает.
В экстраординарных случаях государством могут запрещаться митинги, демонстрации, деятельность политических партий и т.д. Но при этом надо помнить, что ограничения, запреты, санкции и наказания, в принципе, мало несут конструктивно-созидательного. Тем не менее, без них нет и быть не может эффективного управления;
Характер субъектно-объектных отношений позволяет также определить государственное управление в широком и узком смыслах.
а) обеспечение оптимально возможного согласования и сочетания различных групп интересов (общегосударственных, региональных, классовых, корпоративных, личных);
б) определение приоритетных в данной конкретной исторической социально-политической ситуации групп интересов;
в) выбор в соответствии с приоритетными интересами стратегических целей, определение политического курса, основных сил и способов их осуществления;
г) решение вопросов, связанных с поиском, накоплением и распределением материальных, интеллектуально-кадровых и других ресурсов, необходимых для решения жизненно важных для общества проблем;
д) обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства.
Государственное управление, его природа и сущность
Вы будете перенаправлены на Автор24
Природа государственного управления
Под природой государственного управления понимают совокупность:
Государственное управление выступает в качестве социального феномена, организованного с политической точки зрения цивилизации. Начиная с ХХ века, эволюция системы государственного управления и его природы неразрывно связана с развитием индустриального общества, в котором государственное управление выступает в качестве продукта функционирования рыночной экономики, неспособной существовать без вмешательства со стороны государства.
Начало XX века выступает периодом, характеризующимся существенным количественным увеличением задач и целей государственного управления, их качественным усложнением, проявлением технического превосходства бюрократической организации над иными формами управления.
В настоящее время парадигмы государственного управления находится на стадии переосмысления, обусловленного наличием глобальных социальных реформ, осуществляемых разными государствами мира. Модернизация государственного управлением обусловило переход общественного развития к постиндустриальной фазе, в рамках которой роль государственного управления, я получает принципиально новое значение, обусловленная информационной открытости общества. Государственное управление по своей природе проявляется в масштабности, социальной обусловленности и эффективности.
Готовые работы на аналогичную тему
Государственное управление имеет двоякую трактовку, в рамках которой рассматривается либо как научная дисциплина, либо как область практической деятельности, направленная на решение государственных проблем и проблем регулирования общественных процессов и жизнедеятельности.
Природу государственного управления раскрывает понимание необходимости этого управления, его общественной обусловленности и направленности целевого характера. Необходимость государственного управления является следствием наличия потребности в реализации государственной политики, призванной обеспечить эффективность использования разнообразных ресурсов, справедливость распределения доходов, гарантии социальных прав, поддержку общественного порядка. Также необходимость государственного управления обусловлена несовершенством рыночной экономики, проявляющимся в несостоятельности рынка в отдельных сферах и задачах. К числу таких узких мест рынка относят общественные товары, естественные монополии, информационную асимметрию, инфляцию, безработицу, неполные рынки.
Развитые страны ограничивают масштабы государственного управления в соответствии с принципом субсидиарности, подразумевающим предоставление нижестоящим уровням управления простора и свободы действий в рамках их компетенции.
Государственное управление в части общественной обусловленности состоит в организации системы, призванной удовлетворять потребности населения. Государственное управление в этом смысле призвано обеспечивать упорядочивание общественных процессов.
Сущность целевой направленности государственного управления состоит в постановке рациональных задач и целей, позволяющих получить максимальный результат при минимальном использовании ресурсов.
Природа государственного управления определяется содержанием его особых социальных функций, призванных упорядочить процессы общественного развития за счет согласованности нужд, требований и форм деятельности, в рамках которых государственный аппарат является действенным механизмом реализации публичной власти.
Сущность государственного управления
Сущность государственного управления раскрывается через определённые его признаки и задачи.
К числу признаков государственного управления можно отнести следующие:
Государственное управление призвано решать широкий спектр задач, к числу которых можно отнести следующие: