В чем заключается социальный контекст задач социально психологической теории и практики

Урок 3-4 СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИЙ

Социальная психология состоит из двух частей — теории и прак­тики, в связи, с чем выполняет соответствующие функции (теоре­тическую и практическую). Учебные курсы и учебники по соци­альной психологии обычно так и называются, хотя и не всегда имеют право на это. Они, по существу, отражают только основы социально-психологической теории. Учебников по прикладной социальной психологии в общепринятом смысле не было до вы­хода в свет таких работ, как «Введение в практическую социальную психологию» (1996) и «Прикладная социальная психология» под редакцией А.Н.Сухова, А.А.Деркача (1998).

Между тем в зависимости от выполняемых функций курс и учебники «Социальная психология» следует подразделять на «Со­циально-психологическую теорию» и «Прикладную социальную психологию».

Социально-психологическую теорию нельзя представить без частных в различных сферах, т.е. без таких теоретико-прикладных дисциплин, как «Политическая психология», «Этнопсихология», «Психология управления», «Экономическая психология», «Эколо­гическая психология» и др. Что же касается содержания прикладной социальной психологии, то ее «ядро» образуют социально-психоло­гическая диагностика, консультирование, воздействие и психотех­нологии в социальной практике. В этом случае социально-психоло­гическая теория является как бы стволом дерева социальной психо­логии, а ее ветвями — соответственно перечисленные отрасли.

Главная задача социально-психологической теории состоит в ос­вещении основных характеристик социально-психологических явле­ний, объяснении причин и механизмов, построении прогнозов их разви­тия, а также в научном раскрытии и обосновании существа приемов оказания социально-психологической помощи.

Структура социально-психологической теории включает следующие компоненты: методологию; феноменологию; закономерности и механизмы; теоретическое обоснование прак­сиологии (методики применения различных воздействий или их совокупностей с точки зрения их эффективности).

Социальную психологию невозможно представить без истории, точно так же, как нельзя понять и объяснить историю без соци­альной психологии.

В России впервые подобный подход применил Л. С. Выготский, затем Б. Ф. Поршнев и др.

В свою очередь, знание об историко-культурном развитии со­циально-психологических явлений позволяет объяснить современ­ное состояние политических, общественных и экономических институтов.

Как уже отмечалось, в настоящее время проблемами власти, общества и экономики занимаются теоретико-прикладные отрас­ли социальной психологии: политическая, этническая и эконо­мическая психология.

Выделяют пять базовых определений культуры: как особой сфе­ры и формы деятельности, связанной с мышлением и т.д.; как общего уровня развития общества; как суммы общественных дос­тижений; как специфической системы норм, ценностей и смыс­лов, отличающей одно общество от другого, и как духовного из­мерения всякой деятельности.

К элементам культуры можно отнести устное народное твор­чество (фольклор, фразеологизмы), художественную литературу, живопись, музыку, театр, традиции, обычаи, религию и многое другое.

Презентация культуры происходит через следующие социаль­но-психологические явления: ментальность, смыслы (смысл жиз­ни, жизненные планы и цели), социальные ценности, мотивационная сфера, Я и когнитивные характеристики (картины мира, стереотипы, самооценка, самоотношение), понятие «Мы» и «Они», социально-психологическая компетентность, конфликты, социальные чувства и эмоции характеристик, общения, (язык, стиль, диалектные особенности и т.п.).

История социальной психологии как науки началась с изуче­ния мифов, обычаев, языков, т.е. психолого-исторических, эт­нопсихологических явлений, проведения кросскультурных, срав­нительных исследований.

Но в дальнейшем увлечение позитивизмом без учета истори­ко-культурного контекста при проведении исследования привело к кризису социальной психологии. Это проявилось и в теории, и на практике.

Если говорить о том ценном, что было накоплено благодаря своеобразной теоретической моде, то это в основном происходи­ло путем выявления и научного освещения феноменологии на микроуровне. Почти не развивались теории социальных конфлик­тов, межэтнических отношений, психологии власти. Причем эм­пирическая база для социально-психологической теории создава­лась главным образом в стенах научных учреждений и учебных заведений, в частности, в результате изучения студентов.

По мере развертывания социально-психологической службы на предприятиях и в других сферах крепла и вставала на ноги при­кладная социальная психология. Это нашло отражение в разделе­нии кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского уни­верситета на кафедры прикладной социальной психологии и социально-психологической теории. Там же открылась и кафедра политической психологии. Факт разделения социальной психоло­гии на теорию и практику способствовал и открытию в Российс­ком педагогическом университете кафедры практической психологии.

В последнее время в области прикладных социально-психоло­гических исследований наблюдается своеобразный бум. В России возникли многочисленные центры прикладных социально-пси­хологических исследований: общественного мнения, межнацио­нальных конфликтов и других явлений. Однако дефицит теории обесценивает их практическое значение.

Прикладную функцию со­циальной психологии нельзя рассматривать в отрыве от теории. Проводимые многочисленные опросы общественного мнения, не объединенные какой-либо теоретической конструкцией, мало продуктивны.

Существенным образом возросло значение и теоретического обоснования праксиологии (учения о практике, т.е. прикладной социальной психологии). Отсутствие солидной теоретической базы не только снижает эффективность социально-психологических диагностики, консультирования и воздействия, но и нередко дис­кредитирует их. Интерпретация данных не должна проводиться без учета теорий, которые лежат в основе использованных мето­дик. В противном случае, а это бывает еще довольно часто, проис­ходит подрыв авторитета социальной психологии.

В чем заключается социальный контекст задач социально психологической теории и практики. edugr4. В чем заключается социальный контекст задач социально психологической теории и практики фото. В чем заключается социальный контекст задач социально психологической теории и практики-edugr4. картинка В чем заключается социальный контекст задач социально психологической теории и практики. картинка edugr4

Что же касается практики воздействия, то здесь наблюдается такая же пестрая картина, как и в социально-психологической теории, а если сказать односложно, то «всеядность». Стремясь наверстать упущенное время и возможности, социальные психо­логи спешно обучаются на курсах по овладению технологиями эриксонианского гипноза, нейролингвистического программиро­вания, трансактного анализа, медитации, зомбирования и пр.

В основе повального увлечения прикладными направлениями лежит стремление быть на уровне мировых стандартов, а также нередко и склонность ко всему сенсационному, экстраординар­ному. Поэтому не случайно у нас немало социальных психологов не являются профессионалами и не работают в рамках какой-либо фундаментальной научной школы.

Малая продуктивность многих прикладных социально-психо­логических направлений, в частности групповой психотерапии, совершенно очевидна. Тем не менее, психологические шоу пользу­ются успехом и приносят большой доход в отличие от занятий социально-психологической теорией. Но «болезнь роста» не долж­на дискредитировать прикладную социальную психологию. Бум, наблюдаемый сегодня, пройдет. Вместе с ним канет в Лету непро­фессиональный и поверхностный подход, используемый в сугубо коммерческих целях. Гуманная сущность прикладной социальной психологии должна остаться. Гарантом этого могут выступить толь­ко профессиональная идеология и высокая общая культура спе­циалистов-психологов.

Потребность в социально-психологической теории в последнее время возрастает и в связи с происходящими переменами в обще­стве, в сферах экономики, национальных отношениях, экологии и др. Все это сопровождается социально-психологичес­кими изменениями: переоценкой ценностей, ломкой сте­реотипов, социальными стрессами, утратой смысла жизни, дегу­манизацией отношений, сменой ролевого поведения, статуса, резкой дифференциацией общества, этнополитическими конф­ликтами.Коренной ломке подвер­гаются взаимоотношения в семье, малых и больших группах. Реальной стала проблема психического нездоровья общества. Используя средства массовой информации, происходит экспан­сия государства и общества, их различных институтов в область интимного, личного. Все это выдвигает перед социально-психологической теорией совершенно новые задачи, из которых основными явля­ются:

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Структура социально-психологической теории и ее значение

Социальная психология состоит из двух частей – теории и практики, в связи с чем выполняет соответствующие функции – теоретическую и практическую. Учебные курсы и учебники по социальной психологии обычно так и называются, хотя и не всегда имеют право на это. Они, по существу, отражают только основы социально-психологической теории. Учебников по прикладной социальной психологии в общепринятом смысле не было до выхода в свет таких работ, как «Введение в практическую социальную психологию» (МГУ, 1996) и «Прикладная социальная психология» под редакцией А.Н.Сухова, А.А.Дегкача (М., 1998).

Между тем, в зависимости о выполняемых функций курс и учебники «Социальная психология» следует подразделять на «Социально-психологическую теорию» и «Прикладную социальную психологию».

Главная задача социально-психологической теории состоит в освещении основных характеристик социально-психологических явлений, объяснении причин и механизмов, построении прогнозов их развития, а также в научном раскрытии и обосновании существа приемов оказания социально-психологической помощи.

Структура социально-психологической теории включает в себя следующие компоненты:

3) закономерности и механизмы;

4) теоретическое обоснование праксиологии (методики применения различных воздействий или их совокупностей с точки зрения их эффективности).

Западная социальная психология более свободна от методологии, вместо которой она использует профессиональную «идеологию».

Отечественная социальная психология имеет давние традиции, хотя и не всегда положительные, по взаимодействию с философией. В прошлом развитие социальной психологии тормозили чрезмерно жесткие рамки закостеневшей в своих догмах философии. Сейчас в области философии и социальной психологии ситуация кардинально изменилась.

Следует особо выделить принцип объективности, без соблюдения которого нельзя серьезно говорить о социальной психологии как науке. Своими корнями он уходит к позитивизму, сформулировавшему требования к процессу познания социальных явлений.

Однако в гуманитарных науках все большую популярность приобретает подход к социальным явлениям с позиций понимающей социологии и психологии. Как правильно подметил немецкий философ и историк культуры В.Дильтей, мало фиксировать социально-психологические явления, их нужно еще и «прочувствовать», для того чтобы познать. Социальной психологии необходимо сотрудничество с социальной философией и социологией. В то же время ей не обойтись и без истории, точно так же, как нельзя понять и объяснить историю без социальной психологии.

Изучение любого социально-психологического явления (личности, общности, социальных институтов, в том числе политических, общественных и экономических( невозможно без учета влияния культурно-исторического контекста.

В России подобный подход впервые применил Л.С.Выготский, затем Б.Ф.Поршнев и другие.

В.А.Шкуратов подготовил докторскую диссертацию, в которой обосновал предмет исторической психологии, а затем издано одноименное учебное пособие.

В настоящее время, по мнению В.А.Шкуратова, в психологии наблюдается переход от естественно-научных парадигм к нарадигме (повествованию, сюжетному мышлению, рассказу). Вряд ли с этим полностью можно согласиться. Но исключать данный подход – значит обеднять социальную психологию.

Учет культурно-исторического контекста при изучении социально-психологических явлений важен в теоретико-методическом плане.

Культура, ее элементы имеют непосредственное отношение к базовым социально-психологическим явлениям: ментальности, смыслу жизни, социальным ценностям, картинам мира и социальным чувствам.

В свою очередь, знание об историко-культурном развитии социально-психологических явлениях позволяет объяснить современное состояние политических, общественных и экономических институтов.

Как уже отмечалось, в настоящее время проблемами власти, общества и экономики занимаются теоретико-прикладные отрасли социальной психологии: политическая, этническая и экономическая психология.

В то же время следует отметить, что предметы указанных отраслей социальной психологии определены нечетко, что связано с отсутствием концептуального подхода к определению предмета политической, этнической и экономической психологии. С точки зрения содержания эти отрасли представляют собой достаточно абстрактные рассуждения о психологических аспектах политического лидерства и так далее при отсутствии конкретики.

В качестве концептуальной основы теоретико-прикладных отраслей социальной психологии, а именно политической, этнической и экономической психологии, должны стать современные парадигмы психологии.

С этой точки зрения во главу угла должны быть поставлены культура и социально-психологические явления, связанные с нею.

В 1952 году вышла книга американских культурологов А.К.Либера и К.Клаксона «Культура. Критический обзор концепций и определений». В ней приведено более 150 определений культуры.

Б.С.Ерасов выделяет пять базовых определений культуры:

1) культура как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением и так далее;

2) культура как общий уровень развития общества;

3) культура как сумма общественных достижений;

4) культура как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающая одно общество от другого;

5) культура как духовное измерение всякой деятельности.

Культуру представляют такие социально-психологические явления, как ментальность, смыслы (смысл жизни, жизненные планы и цели), социальные ценности, мотивационная сфера, «Я» и когнитивные характеристики (картины мира, стереотипы, самооценка, самоотношение), понятия «Мы» и «Они», социально-психологическая компетентность, конфликты, социальные чувства и эмоции, общение: язык, стиль, диалектные особенности и т.п.

Между элементами культуры и социально-психологическими явлениями существует взаимосвязь, в отдельных случаях границы между ними практически отсутствуют.

История социальной психологии началась с изучения мифов, обычаев, языка, то есть психолого-исторических, этнопсихологических явлений, проведения кросскультурных, сравнительных исследований.

Но в дальнейшем увлечение позитивизмом без учета историко-культурного контекста при проведении исследования привело к кризису социальной психологии. Это проявилось и в теории, и на практике. Еще в 1880 году М.Забылин – составитель книги «Русский народ. Его обычаи, обряды предания и поэзия» писал: «Читая лекции отечественной истории в наших учебных заведениях, преподаватели этого предмета мало говорят об обычаях и образе жизни наших предков, почему бытовая сторона нашего народа в своем прошлом почти потеряна для нас. Между тем археологические и этнографические исследования указывают нам на следы и остатки обычаев, обрядов и образов жизни народа. В сказках, былинах, повериях, песнях встречается очень много правды о родной старине, и в поэзии их передается весь народный характер века, с его обычаями и понятиями».

Объектом социального психоанализа является сфера бессознательного, но применительно к конкретным социальным субъектам: личности, группе, этносу, нации, народу на основе изучения «коллективного бессознательного» (К.Юнг) и «социального бессознательного» (Э.Фромм). Сюда же относятся исследования структуры душевной жизни социума («психологии народной жизни», «души народа», «души России»). Социальный психоанализ может быть использован в основном в качестве метода интерпретации социально-психологических явлений.

Картина мира представляет собой сложное многоуровневое образование, в которое наряду с научным, понятийным знанием входят и религиозный опыт, и виртуальные построения искусства, и идеологии, и глубинные пласты мифологического и коллективного бессознательного в духе К.Юнга.

В психологии исследование картины мира, в том числе и ее политического аспекта, интенсивно развивается в рамках психосемантического. В психосемантике реализуется парадигма конструктивизма, где картина мира трактуется не как зеркальное отражение действительности, а как одна из возможных «пристрастных» культурно-исторических моделей мира, которые создает единичный или коллективный субъект. В этом плане психосемантика стоит на позиции признания множественности возможных моделей мира, плюрализма истины и, как следствие, множественности путей развития отдельного индивида, общества, страны, всего человечества.

Дж.Келли ввел понятие личностного (персонального) конструкта как элемента этой конструктивной системы на уровне индивида. Этот термин может быть расширен и применительно к общественному сознанию, впитавшему в себя личностные конструкты, которые стали достоянием культуры.

Феноменология должна включать как общую, так и частную теорию социально-психологических явлений, а именно: теорию социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровне. Что же касается взаимоотношений социальной психологии с ложно понимаемой идеологией, то первой следует оставаться нейтральной, последней же уступить место профессиональной этике социальных психологов.

Вопрос об идеологизации не праздный. Можно спорить о содержании идеольгии, но наивно полагать, что какое-либо общество и гуманитарная наука могут обойтись без нее. Еще недавно исторический материализм безапелляционно выступал в роли истинной теории. Именно это обстоятельство низводило социально-психологическую теорию до «полуфабриката», и всем социально психологическим явлениям требовалось материалистическое обоснование.

В США в 1990 году Национальная ассоциация социальных работников приняла этнический кодекс, в котором изложены основные принципы деятельности социального работника, в частности: безупречное поведение и компетентность, моральная ответственность перед клиентом, коллегами, работодателем, своей профессией и обществом.

В отечественной психологии также разработан и принят этнический кодекс. Суть его состоит в том, что основополагающим принципом отечественной социальной психологии должен стать принцип гуманизма: обеспечение личностного роста, Самоактуализация «Я», приумножение общечеловеческих ценностей, то есть критерием оценки теории и социально-психологической практики обязан быть тезис: «Человек – мерило всех вещей». Однако при этом нельзя отрицать и сбрасывать со счетов роль политических, идеологических и экономических условий. Не стоит игнорировать и целый ряд положений, сформулированных К.Марксом и его последователями относительно детерминант, определяющих сущность социально-психологических явлений. Вместе с тем необходимо сказать о том, что в качестве методологии отечественной социально-психологической теорией более семидесяти лет выступала идеология, превратившаяся из когда-то живого учения в совокупность догм. Следствием псевдометодологии явилось искажение содержания и структуры социально-психологической теории. Так, вместо анализа реальной дифференциации общества изучалась только его классовая структура – рабочий класс, крестьянство и интеллигенция, а вместо исследования широчайшего спектра общностей – коллективы. В конечном счете, это привело к тому, что общество, в котором мы живем, оказалось неизученным.

Воинствующая и односторонне разрабатывающаяся методология привела к абсурдному разделению социальной психологии на буржуазную и марксистскую, в то время как следовало говорить о зарубежной и отечественной социальной психологии. Идеологическое разъединение социальной психологии повлекло за собой ограничения в области теории, создание деформированного и одновременно рафинированного, профильного психологического тезауруса, содержание которого свелось к формуле: «У них все плохо – у нас все хорошо».

В настоящее время набирает силу критическая социальная психология, пытающаяся подвергнуть коррекции идеологизированный понятийный аппарат, превратить описательную социальную психологию в обязательную, имеющую пусть развивающийся, но достаточно строгий понятийный аппарат, четко сформулированные задачи, которые она призвана решить, свою систему методов, продуманный порядок планирования и координации научных исследований.

Как ни парадоксально, но несмотря на обилие в недалеком прошлом публикаций по методологическим проблемам, отечественная социально-психологическая теория оказалась на своеобразном голодном пайке. Длительное соревнование за идеологическую чистоту в исследованиях породило в отечественной социальной психологии монополизм отдельных школ и направлений, выразившейся в однобоком взгляде на социально-психологические явления и факторы, определявшие их основные характеристики.

Подобные академические теории оказались мертворожденными. Ни одна из них так и не «заработала» на практике. Однако немало представителей этих псевдотеорий бросились в социальную практику и, забыв о принципах своих школ, занялись бизнесом. Понятно, что такая эклектика, основанная на механическом соединении различных теорий и практических приемов, дискредитирует социальную психологию как науку.

Таким образом, положение сейчас таково, что говорить об общей социально-психологической теории пока преждевременно. Она не имеет единой парадигмы. Ни одна из существующих социально-психологических теорий, если исходить из данного параметра, не может претендовать на этот статус.

Теории социальных институтов, организаций, групповой динамики, нейролингвистического программирования, психоаналитические, когнити­вистские, бихевиористские, психосинтетические, интеракционистские, теория гештальтпсихологии и другие не являются универсальной объяснительной моделью. Они носят частный характер и теоретически обслуживают только определенный круг социально-психологических явлений. Одни объясняют закономерности возникновения и протекания социально-психологических явлений, другие делают упор на раскрытие механизмов их взаимодействия, третьи обслуживают прикладные направления психологии: диагностику, консультирование и технику воздействия. Такое разделение сфер приложения этих теорий правомерно. Однако, к сожалению, факт специализации теории далеко не всегда учитывается, что приводит к курьезным последствиям.

Попытки придать какой-либо теории ранг общей, универсальной теории имели место, как в отечественной, так и в зарубежной социальной психологии. В данном случае имеются в виду деятельностный, стратометрический подходы, а также психоанализ и другие теории. Указанные теории имеют свой конкретный объект приложения. Вне этих границ они превращаются в квазитеории, надуманные, искусственные конструкции, которые их создатели пытаются наложить на все без исключения социально-психологические явления и объяснить их.

Перед социально-психологической теорией выдвигаются совершенно новые задачи, основные из которых следующие:

1. Теоретическое осмысление места и роли человека в изменяющемся мире; выявление социально-психологических характеристик личности, наиболее распространенных ее типов в современных условиях в целях разработки приемлемой ее модели.

2. Исследование всего многообразия отношений и общения, в том числе их деформации в связи с утверждением в нашем социуме новой системы ценностей и изменениями в формах собственности.

3. Выработка социально-психологического взгляда на природу государства, политики, экономики и общества на основе объективного анализа социальных институтов и общностей, их реального значения для личности.

4. Разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических, криминальных и пр.).

5. Выработка теоретических основ социально-политических диагностики, консультирования и оказания помощи (психогигиена, социальная реабилитация, психопрофилактика, групповая психотерапия, тренинги, обучение и так далее). Наряду с необходимостью теоретического освещения названных проблем социально-психологическая наука не должна оставаться безучастной к решению проблем организованной преступности. Разработка признаков и организация борьбы с преступностью невозможны без обращения к социально-психологической теории. Последняя помогает разобраться в механизмах индивидуального, группового и массового преступного поведения, анализировать конфликты и забастовки, а также устанавливать психологические контакты, доверительные отношения с различными категориями населения, вести переговоры по освобождению заложников, оказывать воздействие в целях пресечения массовых эксцессов. Социально-психологическая теория позволяет также совершенно по-иному взглянуть на природу института наказания и выявить его потенциальные социореабилитационные возможности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *