В чем заключается специфика античной философии
Особенности античной философии.
Античная философия – это совокупность философских учений, созданных в условиях античной демократии в 6 вв. до н.э. Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах-государствах (полисах) и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры.
Введение термина «философия» традиция приписывает Пифагору Самосскому (6 в. до н.э.). Условной датой начала античной философии принято считать 585 г. до н.э. и связывают с именем греческого ученого и мудреца Фалеса из Милета (625-547 гг. до н.э.), который предсказал солнечное затмение. Ее расцвет приходится на 4 в. до н.э. Окончание связано с декретомримского христианского императора Юстиниана (529 г.н.э.)о закрытии Платоновской философской Академии в Афинах – последней философской школы античности (нехристианской). Последний философ античного мира – Боэций.
Периодизация философии античности.
Античная философия в своем развитии делится на несколько периодов, в рамках которых существовали различные философские школы и направления, представители которых пытались ответить на вопросы:
— «Из чего все возникает?»
— «К чему все возвращается?»
Предфилософская традиция (8-7 вв. до н.э.)
I период.Натурфилософия / досократовская философия (6-5 вв. до н.э.)
II период.Классическая философия (2 пол.5-4 вв. до н.э.)
III период.Эллинистическая философия (2-я пол. 4в.- 30-е гг. 1 в. до н. э.)
IV период.Римская философия (1 в. до н.э.-5/6 вв. н.э.)
3.Характеристика периодов античной философии.
Предфилософская традиция (8-7 вв. до н.э.)
Софисты (Гомер, Гесиод, Орфей, Лин, Мусей, Эпименид, Ферекид, Акусилай)
Не является по сути философией, заложила основы философского познания в дальнейшем.
I период. Натурфилософия / досократовская философия (6-5 вв. до н.э.)
Главная проблема – проблема устройства мира, проблема первоначала.
На данном этапе философия развивалась в рамках философских школ:
Натурфилософия (Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Ионийская школа: Гераклит из Эфесса; Эмпедокл из Агригента)
Утверждали, что мир возник из первовещества. У Фалеса первовеществом является вода. У Анаксимена – воздух. У Гераклита – огонь. Анаксимандр полагал, что все произошло из беспредельного вещества (апейрона). Эмпедокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю. Гераклит заложил основы диалектики, обосновавшей положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и борьба противоположностей.
Анаксимандр (около 610-после 547 г.до н.э.) является учеником Фалеса, автором первого сочинения на греческом языке «О природе». Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту. Высказал идею о происхождении человека «от животного другого вида» (рыб).
Гераклит Эфесский (кон. 6 – нач. 5 вв. до н.э.) высказал идею непрерывного изменения, становления («все течет», «в одну реку нельзя возти дважды»).
Эмпедокл из Агригента (ок. 490 – ок. 430 гг. до н.э.) – поэт, врач, политический деятель. Утверждал, что движущие силы – любовь (сила притяжения) и вражда (сила отталкивания), под действием которых космос то соединяется в единый бескачественный шар, то распадается. Полагал, что подобное познается подобным.
Элеаты (Зенон, Ксенофан, Парменид, Мелисс).
Противопоставляли друг другу мышление и материальный мир. Утверждали, что познать первооснову мира невозможно через его чувственное восприятие, т.к. оно неустойчиво. Истинное бытие открыто только чистому мышлению и представляет собой мир единого и неподвижного бытия.
3. Пифагорийцы (Пифагор Самосский, Алкмеон Кротонский, Архит, Тимей Локрский, Филолай).
Пифагор Самосский (6 в. до н.э) – философ, религиозный и политический деятель, математик. Был убежден в том, что основа вещей (сущего) скрыта в числах и математических атомах, имеющих форму геометрических фигур.
4. Атомисты (Демокрит из Абдер/Фракии, Эпикур, Левкипп).
По их мнению, первооснова мира заключается в атомах, которые представляют собой мельчайшие неделимые материальные частицы, их – бесчисленное множество, различаются формой, величиной. Бытие выступает в виде комбинации атомов, из которых возникают зримые вещи, поэтому бытие познаваемо. Пустота же между ними представляет собой небытие, оно непознаваемо.
II период. Классический (2 пол.5-4 вв. до н.э.)
Смена проблематики: от природы к человеку и обществу. Создание первых философских систем.
Древнегреческая философия. периодизация и черты
Античная философия жила около 1200 лет и в своем развитии насчитывает четыре основных этапа или периода:
Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже «досократиков»:
III.Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:
1. распространение антиобщественной философии киников;
2. зарождение стоического направления философии;
3. деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;
4. философия Эпикура и пр.
ВЫВОДЫ: временные проблемы и особенности в целом.
По сути понятие «философия» в рассматриваемые периоды было синонимом зарождающейся науки и теоретической мысли вообще, совокупного, не разделенного до поры, до времени на специальные разделы знания как конкретного, так и обобщенного. По смене основных проблем можно выделить следующие её периоды:
Таким образом, Античная философия возникла и развивалась во время зарождения и становления рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы и обособлялась социальная группа людей, занимавшаяся только умственным трудом. Своим появлением эта философия обязана и развитию естествознания, прежде всего математики, астрономии. Правда, в то далекое время естествознание еще не выделилось в самостоятельную область человеческого познания. Все знание о мире и человеке объединялось в философии.Не случайно Древнейшую философии еще называют наукой наук.
Особенности античной философии
1.Прежде всего, античная философия космологична. Космос выступает ее абсолютом. Пифагор впервые назвал вселенную словом «Космос». Космос по-гречески это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее хаосу, упорядочностью гармонией и красотой.
Антропоцентризмантичной культуры предполагает культ тела человека. Вспомним, что, идеализируя богов, греки представляли их в человеческом образе и наделяли высшей телесной красотой, считая тело человека наиболее совершенной формой. Следует подчеркнуть, что антропоцентризм имеет более глубокий смысл, нежели только соответствие с человеческим телом. Античный грек стремился походить на титанического человека, героя, что возвышало человека и приобщало его к высокой духовной культуре.
Отсюда и идеал совершенного, гармоничного человека, соединяющего в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, что достигалось единством развития физического, умственного и духовного. Но необходимо отметить, что однако человек в качестве отдельной проблемы не попадает в центр интересов) философии, так как человек рассматривается лишь как органическая часть Космоса. Для соотношения человека и Космоса вырабатываются категории микрокосм и макрокосм, подчеркивающие, что человек не только часть космоса, но как бы его уменьшенная модель. Отсюда вытекает третья особенность античной философии.
3. Основными проблемами философии является онтологические проблемы (онтос-сущее, бытие), т.е. проблемы бытия, в то время как проблемы антропологические, (те. проблемы человеческого существования), проблемы гносеологические, (т.е. проблемы познания) только намечаются и не выходят на передний план. Общество так же не является центральной проблемой, а рассматривается как часть общего мирового порядка, поэтому греческие философы строили умозрительные, наиболее гармоничные, т.е. соответствующие этому порядку модели общественного устройства.
Контрольные вопросы
6. Что такое бытие в философии Парменида?
7. Выразите суть апорий Зенона.
8. Что, на Ваш взгляд, позволяет понять в «устройстве» мира принцип атомизма?
9. Кто такие софисты? Что характерно для их взглядов?
10. Почему с именем Сократа связывают поворотный пункт в древнегреческой философии?
11. В чем суть теории идей Платона?
12. Чем определяется сущность вещи с точки зрения Аристотеля?
13. Кто такие киники? Каковы их взгляды?
Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)
1. Поиски первоначала у философов античности.
2. Апории Зенона и проблема познания движения.
3. В чем заключается метод Сократа?
4. Значение древнегреческой философии для развития мировой культуры.
5. Характеристика основных философских школ древней Греции.
6. Значение философских идей Фалеса для развития науки.
7. Чувственные образы мифологии и категории философии.
8. Космоцентризм античной философии.
9. Пифагор и пифагорейцы.
10. Суть диалектического метода Гераклита.
11. Особенности мышления софистов.
12. Софисты и Сократ.
13. Значение философских работ Аристотеля для последующего развития философии.
14. Решение проблемы бытия философии древней Греции /Пифагор, Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
2. Асмус В.Ф. Античная философия. — М., 1976. С. 24-96.
3. Гриненко Г.В. История философии. – М., Юрайт, 2003.
5. Кессиди Ф.Г. Сократ. – М., 1988.
7. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию.-М., 1977.
8. Лосев А.Ф. История античной философии. — М., 1989. С. 78-109.
9. Лурье С.Я. Демокрит: тексты, перевод, исследования. — Л., 1970.
10. Пивоев В.М. История философия. – СПб., 2002.
11. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.
12. Фирсов А.В. История философии. – Р н/Д: «Феникс»,2004.
13. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.
Античная философия — общая характеристика, периодизация и представители
Античная философия существовала несколько столетий (с конца VII века до н. э. по VI век н. э.) в самых развитых государствах того времени. В нее входили греческие и римские направления мысли, на которые оказали влияние воззрения мудрецов Египта и других стран. Впоследствии резвившиеся направления и найденные идеи стали основой для философских и исторических учений эпохи Средневековья, они оказали влияние на общественное сознание и понимание человеком самого себя.
Общие сведения
Философия дословно означает «любовь к мудрости». Это форма познания мира, которая выработала систему общих характеристик, знаний и познаний бытия человека, отношения человека и мира. Наука занимается изучение общих законов развития общества и мира, изучение нравственных категорий и ценностей, процесса познания и мышления.
Самое раннее употребление слова «философия» встречается в работах Геродота и Фукидида, в современном значении термин употреблял Сократ.
Античная философия формировалась на основе мистерий (греческое учение VI века до н. э., связанное с именем певца Орфея) и традиций мудрствования мыслителей, политиков и общественных деятелей. Немалое влияние на учение оказали мудрецы и жрецы Месопотамии, Египта, древневосточные страны.
В первые века философия в основном изучалась и записывалась на греческом языке. Начиная со II—I вв. еков до н. э. литература также создавалась на латыни. Многие тексты также переводились на сирийский и арабский языки, что позволило сохранить труды в переводах, в то время как греческие оригиналы оказались утрачены.
Специфика и особенности античной философии следующие:
Примечательно, что греческие и римские философы в древности оказались оторваны от физического труда. Со временем произошло возникновение отдельной самостоятельной прослойки общества, культурной и с хорошим образованием.
Деление учений
Античная философия представляет собой совокупность учений, зарождение которых произошло на территории древних Греции и Рима в период с VI века до н. э. по VI век н. э. Более точными сроками традиционно называют 585 год до н. э. — 529 год н. э., когда император Юстиниан закрыл в Афинах неоплатоническую школу.
Интересный факт: первым философом считается греческий философ и математик Фалес, который предсказал затмение Солнца, последним — христианский теолог Боэций.
Периодизация античной философии приведена в таблице.
Название этапа | Время | Представители | Описание кратко |
Натурфилософский (доклассический) | VII—V веков до н. э. | Фалес, Пифагор, Диоген Аполлонийский | Изучение устройства мира и проблемы первоначал |
Классический | V—IV века до н. э. | Сократ, Платон, Аристотель | Переход к решению проблем человека и общества. Создание первых философских систем. |
Эллинистический | IV—I века до н. э. | Пиррон, Эпикур, Диоген Синопский, Гораций | Соперничество разных школ. Изучение проблемы счастья. |
Римская и позднеантичная философия (религиозная), неоплатонизм | I—V века н. э. | Цицерон, Лукреций, Сенека, Плутарх, Марк Аврелий | Центр наук переходит в Рим, изучение проблемы религии. |
С V века в философии зарождается христианская мысль и монотеистическая религия. К христианским мыслителям относятся Августин Блаженный и Боэций.
Подробнее об этапах
Указанные выше хронологические рамки могут быть изменены: уменьшены до вида «Ранняя классика, средняя и поздняя» или увеличены. Например, выделяют предфилософский этап (VIII—VII века до н. э.), при котором произошло заложение философского учения. Некоторые исследователи увеличивают эллинистический период до 6 столетий (с III века до н. э. по III век н. э.) и называют его римско-эллинистическим, а период III—VI вв. еков считают завершающим этапом.
Но в основном действуют указанные этапы под разными названиями. Ниже дано краткое описание каждого периода и значимые философы античности (список философов более подробно можно посмотреть самостоятельно).
Греческий натурфилософский
Также его называют досократическим, космологическим. Само название «натурфилософы» переводит как «философы природы».
Общей характеристикой античной философии этого периода является переход от космогонии к немифологическим, рационализированным учениям, поиском первоначала и изучением устройства мира, его происхождения в единой системе «природа-человек-боги», причем природа космоса определяла природу человека. Проблемы этики и эстетики не поднимались.
К натурфилософским школам относятся:
Школы образовывались в Малой Азии, затем в Италии, в городах-полисах. Названия школы получали по городам, в которых образовывались, или по именам основателей.
Классический, или афинский
Считается расцветом античной философии с центром в Афинах. В это время ученые перешли с вопросов о природе вещей на проблемы этики и морали, вопросы человеческой мысли и проблемы общества. Также происходит систематизация учений и систем.
Главными древнегреческими мыслителями и школами являются:
Важно отметить, что в этот период произошло формирование двух противоположных взглядов — идеализма Платона и материализма Демокрита.
Эллинистический римский
Речь идет о периоде с III века до н. э. до III века н. э. Название произошло от названий греческого государства Эллады и Рима. В этот период развиваются как греческие, так и римские школы, на учения оказывают влияние традиции и идеи покоренных народов Востока и Северной Африки.
Философия понимается в первую очередь как учение, отвечающее за разработку норм и правил жизни, позднее объектом изучения становится познание божественного.
В это время развиваются старые школы и появляются новые. Основными направлениями являются:
После неоплатонизма появилась христианская философия. Ее главной задачей стала полемика с развитыми в то время философскими направлениями для утверждения своего господства.
Античная философия оказала огромное влияние на жизнь и развитие науки не только своего времени, но и последующих столетий. Она прошла значительный путь от первых попыток поставить природу, человека и общество во главу интересов до мыслей о необходимости слиться с высшим Единым божеством, отказаться от телесной оболочки.
Общие сведения
Философия дословно означает «любовь к мудрости». Это форма познания мира, которая выработала систему общих характеристик, знаний и познаний бытия человека, отношения человека и мира. Наука занимается изучение общих законов развития общества и мира, изучение нравственных категорий и ценностей, процесса познания и мышления.
Самое раннее употребление слова «философия» встречается в работах Геродота и Фукидида, в современном значении термин употреблял Сократ.
Античная философия формировалась на основе мистерий (греческое учение VI века до н. э., связанное с именем певца Орфея) и традиций мудрствования мыслителей, политиков и общественных деятелей. Немалое влияние на учение оказали мудрецы и жрецы Месопотамии, Египта, древневосточные страны.
В первые века философия в основном изучалась и записывалась на греческом языке. Начиная со II—I вв. еков до н. э. литература также создавалась на латыни. Многие тексты также переводились на сирийский и арабский языки, что позволило сохранить труды в переводах, в то время как греческие оригиналы оказались утрачены.
Специфика и особенности античной философии следующие:
Примечательно, что греческие и римские философы в древности оказались оторваны от физического труда. Со временем произошло возникновение отдельной самостоятельной прослойки общества, культурной и с хорошим образованием.
Деление учений
Античная философия представляет собой совокупность учений, зарождение которых произошло на территории древних Греции и Рима в период с VI века до н. э. по VI век н. э. Более точными сроками традиционно называют 585 год до н. э. — 529 год н. э., когда император Юстиниан закрыл в Афинах неоплатоническую школу.
Интересный факт: первым философом считается греческий философ и математик Фалес, который предсказал затмение Солнца, последним — христианский теолог Боэций.
Периодизация античной философии приведена в таблице.
Название этапа | Время | Представители | Описание кратко |
Натурфилософский (доклассический) | VII—V веков до н. э. | Фалес, Пифагор, Диоген Аполлонийский | Изучение устройства мира и проблемы первоначал |
Классический | V—IV века до н. э. | Сократ, Платон, Аристотель | Переход к решению проблем человека и общества. Создание первых философских систем. |
Эллинистический | IV—I века до н. э. | Пиррон, Эпикур, Диоген Синопский, Гораций | Соперничество разных школ. Изучение проблемы счастья. |
Римская и позднеантичная философия (религиозная), неоплатонизм | I—V века н. э. | Цицерон, Лукреций, Сенека, Плутарх, Марк Аврелий | Центр наук переходит в Рим, изучение проблемы религии. |
С V века в философии зарождается христианская мысль и монотеистическая религия. К христианским мыслителям относятся Августин Блаженный и Боэций.
Подробнее об этапах
Указанные выше хронологические рамки могут быть изменены: уменьшены до вида «Ранняя классика, средняя и поздняя» или увеличены. Например, выделяют предфилософский этап (VIII—VII века до н. э.), при котором произошло заложение философского учения. Некоторые исследователи увеличивают эллинистический период до 6 столетий (с III века до н. э. по III век н. э.) и называют его римско-эллинистическим, а период III—VI вв. еков считают завершающим этапом.
Но в основном действуют указанные этапы под разными названиями. Ниже дано краткое описание каждого периода и значимые философы античности (список философов более подробно можно посмотреть самостоятельно).
Греческий натурфилософский
Также его называют досократическим, космологическим. Само название «натурфилософы» переводит как «философы природы».
Общей характеристикой античной философии этого периода является переход от космогонии к немифологическим, рационализированным учениям, поиском первоначала и изучением устройства мира, его происхождения в единой системе «природа-человек-боги», причем природа космоса определяла природу человека. Проблемы этики и эстетики не поднимались.
К натурфилософским школам относятся:
Школы образовывались в Малой Азии, затем в Италии, в городах-полисах. Названия школы получали по городам, в которых образовывались, или по именам основателей.
Классический, или афинский
Считается расцветом античной философии с центром в Афинах. В это время ученые перешли с вопросов о природе вещей на проблемы этики и морали, вопросы человеческой мысли и проблемы общества. Также происходит систематизация учений и систем.
Главными древнегреческими мыслителями и школами являются:
Важно отметить, что в этот период произошло формирование двух противоположных взглядов — идеализма Платона и материализма Демокрита.
Эллинистический римский
Речь идет о периоде с III века до н. э. до III века н. э. Название произошло от названий греческого государства Эллады и Рима. В этот период развиваются как греческие, так и римские школы, на учения оказывают влияние традиции и идеи покоренных народов Востока и Северной Африки.
Философия понимается в первую очередь как учение, отвечающее за разработку норм и правил жизни, позднее объектом изучения становится познание божественного.
В это время развиваются старые школы и появляются новые. Основными направлениями являются:
После неоплатонизма появилась христианская философия. Ее главной задачей стала полемика с развитыми в то время философскими направлениями для утверждения своего господства.
Античная философия оказала огромное влияние на жизнь и развитие науки не только своего времени, но и последующих столетий. Она прошла значительный путь от первых попыток поставить природу, человека и общество во главу интересов до мыслей о необходимости слиться с высшим Единым божеством, отказаться от телесной оболочки.