В чем заключается специфика философии древнего востока
В чем заключается специфика философии Древнего Востока?
Философия Древнего Востока – это не только древнейший кладезь человеческой мудрости, но и уникальный источник для поиска истины, очень своеобразный пласт духовной культуры человечества. Особенности культурно-исторических условий определили глубокое своеобразие восточного и западного типов философии и стилей мышления. И не смотря на то, что русскому человеку более близка по духу западая философия, ибо Россия на протяжении столетий испытывала и продолжает испытывать влияние Запада, восточная философская традиция, исторически возникшая раньше западной, во все времена служила и продолжает служить источником мудрости и вдохновлять лучшие умы человечества. Она многому может научить и современного читателя.
В чем же специфика философского знания, стиля мышления стран Востока? Практически во всех философских учениях Востока можно выделить следующие общие специфические черты:
1) Жизненная ориентация. Если для западной традиции свойственно чередование эссенциальной философии (философии сущности) и экзистенциальной философии (философии существования), то для восточной традиции характерно преобладание философии второго типа. Философия существует для жизни и должна проявляться и использоваться во всех ее сферах: частной, общественной, международной и т. д. – это первое положение, из которого исходили мыслители Востока. При этом если мудрецы древней Индии делились с учениками знанием о том, как уйти из этого мира, то китайские мыслители учили тому, как выжить в существующей реальности.
2) Синтез природного, духовного и телесного. Если для европейской традиции характерен ярко выраженный антропоцентризм, коренящийся уже в христианстве, и трансформировавшийся в энергетизм в новоевропейской философии, то в восточной философии только в согласии с собственным духовным и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, возможно решение основных проблем человеческого бытия.
3) Целостность познавательной установки. Если для западного мышления традиционен принцип двойственности – «одно и другое», то для восточного мышления принцип недвойственности – «одно в другом», «одно во всем и все в одном». Этот целостный взгляд на мир – первый и главный признак «просветления».Познание людьми истины основывается не только на интеллекте. Оно опирается на целостный опыт, в основе которого лежат чувства.
4) Особенности языка (целостность иероглифического знака). Для Запада характерен атомарный характер алфавитного языка, аналитическая структура слова, где самостоятельную семантическую нагрузку несут отдельные его части (корень, суффикс, приставка и т.д.), которые сообщают грамматический смысл целому, механически собранному из этих частей. Для восточной культуры характерна целостность иероглифического знака, заданная самой графической структурой иероглифа. Понятие слито в восприятии со своим образом, запечатленным символически-графически, и раскрывается через целостную образность знака. При этом в западной культуре языку отведена роль средства выражения, фиксации и трансляции смысла. В восточной традиции иероглиф не просто транслирует смысл, а содержит его в себе, в том числе в своем внешнем виде.
5) Многогранность истины. Если в классической европейской философии преобладал рационализм, ориентированный на поиски объективной общезначимой истины, томыслители Востока были убеждены, что истина многогранна, она никогда не может быть выражена полностью, различные воззрения на нее представляют лишь ее различные стороны. Поэтому имеются разные пути к совершенству и любой из них может быть принят в соответствии с внутренней склонностью индивида.
6) Антропологический перфекционизм. На Востоке господствуетпредставление о том, что конечной целью каждого индивида должно быть совершенствование самого себя, так как только через собственное совершенствование можно поднять мир до совершенства, а также приблизиться к Абсолюту. Именно в таком контексте понимания роли и значения философии в жизни людей происходило ее формирование в Индии и Китае.
7) Конкретность. Учения Востока создавались как моральные, научные или религиозные. Статус философских учений они приобретают только с точки зрения европейского сознания. Однако можно считать такое рассмотрение этих учений вполне оправданно, поскольку основная черта философии – это попытка ответить на вопросы, которые касаются наиболее значимых сторон бытия человека как особого существа.
8) Отсутствие целостности. На Востоке существовало две культуры, в которых практически одновременно с Древней Грецией зародилась философия: Индия и Китай. Эти культуры крайне самобытны, а потому их объединение под именем восточной философии достаточно условно. В частности, некоторые исследователи считают Индию тем местом, где жили племена, которые переместились на территорию современной Европы и стали прародителями для европейских народов. С этой точки зрения индийская культура гораздо ближе для европейцев, чем китайская. Их объединяет общее происхождение и общий языковой и культурный фон, определяющий взгляд на мир. Это подтверждается тем, что индийцев, как и греков, всегда интересовали вопросы, связанные с сущностью материи, первоэлементом, который лежит в основе всего мира: в основе первых философских концепций лежали преображенные мифы.
Философия в подлинном смысле этого слова появилась в Индии и Китае позже создания этих памятников и, в значительной степени, в результате полемики с их традиционным пониманием. Другими словами, ее возникновение было связано с противостоянием традиционным устоям и представлениям, отражавшим нужды общинной жизни. Самостоятельные философские школы в Индии и Китае формируются приблизительно в VI веке до н. э.
Ниже мы обзорно рассмотрим основные индийский и китайские философские течения, зародившихся в Индостане и на Дальнем Востоке.
Философия Древнего Востока – кратко самое главное, особенности философов
Философией Древнего Востока представляет собой комплекс религиозно-философских систем Вавилона, Индии, Египта и Китая. Именно здесь зародились первые мировоззренческие идеи, в которых самым тесным образом переплелись религия, научные знания и мифология. Наиболее влиятельные и популярные философские течения были в Индии и Китае.
Общая характеристика
Самые первые философские течения зародились в Египте, Месопотамии, Вавилоне, Ассирии. В этих древних государствах на рубеже IV-III тыс. до н.э. уже возникла полноценная письменность, которая способствовало появлению у людей зачатков метафизической мысли. Однако говорить о появлении упорядоченных философских систем было еще рано.
Рис. 1. Письменность в Древнем Египте.
В I тыс. до н. э. в Китае и Индии стала формироваться собственная самобытная философия, которой было суждено войти в историю как философия Древнего Востока. Ее становлению способствовал особый уклад жизни, климат, социальные, экономические, духовные условия, которые были присущи этим древним государствам.
К характерным чертам древневосточной философии относят:
Философия Древней Индии
Индийская философия вобрала в себя все воззрения древних философов, как атеистического, так и религиозного склада мышления.
К ее особенностям относят:
Рис. 2. Брахманы – жрецы в Древней Индии.
Одним из центральных положений индийской философии является признание существования кармы – неотвратимого закона причины и следствия. Суть кармы заключается в том, что список добродетелей и греховных деяний человека на протяжении его жизни определяет его дальнейшее перерождение.
Философия Древнего Китая
Древний Китай характеризовался деспотически-монархическим типом правления государства. В основе социального строя была семья, центральное место в которой занимал глава семейства. Государственный строй представлял собой аналогию подобного семейно-кланового подчинения. Беспрекословное послушание, консерватизм, обязательность ритуалов и преклонение перед традициями – все это легло в основу философии Древнего Китая.
Среди имен древнекитайских философов наиболее ярко выделяются два: Конфуций и Лао-Цзы. В центре конфуцианской философской системы находился человек, коллектив, все общество в целом. Благо народа возможно лишь в том случае, когда каждый отдельный человек будет стремиться к внутренней добродетели, морали и самосовершенствованию. Мудрый правитель должен служить примером для своих подчиненных, отвергнув политику подавления и угнетения.
В философском течении под названием даосизм, адептом которого выступил философ Лао-Цзы, центральное место занимает Дао – универсальный закон мироздания, всего сущего в мире. Гармония в природе, согласно даосизму, возможна только в единстве двух противоположностей – Инь (женское начало) и Ян (мужское начало).
Несмотря на различия в трактатах китайских и индийских мыслителей, продиктованных принципиально разным государственным строем, можно выделить общие особенности философии Древнего Востока. Она носит консервативный, патриархальный характер, и самым тесным образом связана с религией.
Что мы узнали?
При изучении темы «Философия Древнего Востока» мы узнали кратко самое главное о философии Древнего Востока, выяснили, какие восточные государства оказались лидерами в продвижении философской мысли на Востоке. Также мы узнали, каковы отличия и общие черты мировоззрения Древнего Китая и Древней Индии.
Специфика философии Древнего Востока
Философия Древнего Востока – это не только древнейший кладезь человеческой мудрости, но и уникальный источник для поиска истины, очень своеобразный пласт духовной культуры человечества. Особенности культурно-исторических условий определили глубокое своеобразие восточного и западного типов философии и стилей мышления. И не смотря на то, что русскому человеку более близка по духу западая философия, ибо Россия на протяжении столетий испытывала и продолжает испытывать влияние Запада, восточная философская традиция, исторически возникшая раньше западной, во все времена служила и продолжает служить источником мудрости и вдохновлять лучшие умы человечества. На наш взгляд, она многому может научить и современного читателя.
В чем же специфика философского знания, стиля мышления стран Востока? Практически во всех философских учениях Востока можно выделить некоторые общие специфические черты:
1. Жизненная ориентация Восточной философии. Если для западной традиции свойственно чередование эссенциальной философии (философии сущности) и экзистенциальной философии (философии существования), то для восточной традиции характерно преобладание философии второго типа. Философия существует для жизни и должна проявляться и использоваться во всех ее сферах: частной, общественной, международной и т. д. – это первое положение, из которого исходили мыслители Востока. При этом если мудрецы древней Индии делились с учениками знанием о том, как уйти из этого мира, то китайские мыслители учили тому, как выжить в существующей реальности. «Первое близко к религиозному опыту. Второе – к житейской мудрости» (Мареев С.Н., Мареева Е.В., 2004).
2. Синтез природного, духовного и телесного. Если для европейской традиции характерен ярко выраженный антропоцентризм, коренящийся уже в христианстве, и трансформировавшийся в энергетизм в новоевропейской философии, то в восточной философии только в согласии с собственным духовным и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, возможно решение основных проблем человеческого бытия.
3. Целостность, синтетичность гносеологической (познавательной) установки в Восточной философии, отсутствие чистой рациональности и субъект-объектности в познании, утвердившейся в Западной философии в Новое время. Познание людьми истины основывается не только на интеллекте. Оно опирается на целостный опыт, в основе которого лежат чувства. И игнорировать их нельзя. Истина постигается не только в процессе познания, но и в процессе созерцания, понимаемого как тождественность Я и не-Я, когда Я – это всеобщее, единичное, неизменное, а не-Я — это существующий мир, в котором Я действует. Если для западного мышления традиционен принцип двойственности – «одно и другое», то для восточного мышления принцип недвойственности – «одно в другом», «одно во всем и все в одном». Этот целостный взгляд на мир – первый и главный признак «просветления».
4. Целостность восточного стиля мышления во многом связана с особенностями языка. Для Запада характерен атомарный характер алфавитного языка, аналитическая структура слова, где самостоятельную семантическую нагрузку несут отдельные его части (корень, суффикс, приставка и т.д.), которые сообщают грамматический смысл целому, механически собранному из этих частей. За словом алфавитного языка стоит понятие, образное содержание которого почти полностью устранено. Для восточной культуры характерна целостность иероглифического знака, заданная самой графической структурой иероглифа. Понятие слито в восприятии со своим образом, запечатленным символически-графически, и раскрывается через целостную образность знака. При этом в западной культуре языку отведена роль средства выражения, фиксации и трансляции смысла. В восточной традиции иероглиф не просто транслирует смысл, а содержит его в себе, в том числе в своем внешнем виде.
5. Многогранность истины. Если в классической европейской философии преобладал рационализм, ориентированный на поиски объективной общезначимой истины, то мыслители Востока были убеждены, что истина многогранна, она никогда не может быть выражена полностью, различные воззрения на нее представляют лишь ее различные стороны. Но в любом случае ее познание предполагает «выход» на высший, интуитивно-мистический уровень: слияние с Абсолютом, с космическим законом, переживание, а не только осмысление своего единства с миром. При этом они делали вывод, что имеются разные пути к совершенству и любой из них может быть принят в соответствии с внутренней склонностью индивида.
6. Антропологический перфекционизм, т.е.представление о том, что конечной целью каждого индивида должно быть совершенствование самого себя, так как только через собственное совершенствование можно поднять мир до совершенства, а также приблизиться к Абсолюту. Именно в таком контексте понимания роли и значения философии в жизни людей происходило ее формирование в Индии и Китае.
7. Конкретность. Учения Востока создавались как моральные, научные или религиозные. Статус философских учений они приобретают только с точки зрения европейского сознания. Однако можно считать такое рассмотрение этих учений вполне оправданно, поскольку основная черта философии – это попытка ответить на вопросы, которые касаются наиболее значимых сторон бытия человека как особого существа.
8. Отсутствие целостности восточной философии. На Востоке существовало две культуры, в которых практически одновременно с Древней Грецией зародилась философия: Индия и Китай. Эти культуры крайне самобытны, а потому их объединение под именем восточной философии достаточно условно. В частности, некоторые исследователи считают Индию тем местом, где жили племена, которые переместились на территорию современной Европы и стали прародителями для европейских народов. С этой точки зрения индийская культура гораздо ближе для европейцев, чем китайская. По крайней мере, нас объединяет общее происхождение и общий языковой и культурный фон, которые и определяют наш взгляд на мир. Кстати, это подтверждается тем, что индийцев, как и греков, всегда интересовали вопросы, связанные с сущностью материи, первоэлементом, который лежит в основе всего мира: в основе первых философских концепций лежали преображенные мифы. В дальнейших разделах будет видно, что у китайских мыслителей философские проблемы ставятся совершенно иначе, они в меньшей степени интересовались проблемой первоэлемента (или решали эту проблему качественно по-другому).
Философия в подлинном смысле этого слова появилась в Индии и Китае позже создания этих памятников и, в значительной степени, в результате полемики с их традиционным пониманием. Другими словами, ее возникновение было связано с противостоянием традиционным устоям и представлениям, отражавшим нужды общинной жизни. Самостоятельные философские школы в Индии и Китае формируются приблизительно в VI веке до н. э.
Ниже мы обзорно рассмотрим основные индийский и китайские философские течения, зародившихся в Индостане и на Дальнем Востоке:
а) индийскую школа философской мысли, которая включает в себя идеи, духовно-религиозные и социальные дисциплины, известные под общим названием индуизм, наряду с которым возникли самостоятельные, но органично дополняющие это древнее учение (несмотря на разночтение многих фундаментальных концепций) джайнизм и буддизм;
б) дальневосточные традиции – конфуцианство и даосизм, которые под более поздним влиянием буддизма сформировали китайскую школу мысли.
Философия Древнего Востока основывается на учениях мыслителей Египта, Китая, Индии. Их идеи формировались не одновременно, оказывали влияние друг на друга, изменялись с течением времени, имели противоречия.
Тем не менее, при изучении догм и постулатов древних философов разных стран, можно увидеть много общего.
Общие черты древневосточной философии
Древневосточную философию пронизывали мистические образы. Люди верили в существование духов, богов, поклонялись силам природы. Даже при возникновении науки они не отказывались от подобного мышления.
На Древнем Востоке уважали предков, а значит и знания, переданные ими. Люди не опровергали их, а слепо доверяли, не сомневаясь в их правдивости.
На первом месте стояло именно развитие общества, взаимоотношения между жителями. Уделялось внимание политическому устройству, и искались пути верного взаимодействия между правителями и обычными людьми.
Человек был неразрывно связан с природой, а его внутренний мир занимал центральное положение в философии, неразрывно связанной с религией. Поэтому много говорилось об эмоциях человека, его чувствах и способах самосовершенствования, поиске гармонии.
Ключевые моменты философии Древнего Китая
В Древнем Китае существовали две философские школы, учения которых сформировали менталитет народа и отразились на его историческом развитии. Рассмотрим их.
Даосизм
Основоположник учения – Лао Цзы.
Центральное место в философии занимает Дао, это путь, которому должен следовать человек. Он не может ничего изменить в мире, ему остается только плыть по течению, не мешая законам вселенной. Человек не должен проявлять индивидуальность, смиряясь с происходящим вокруг.
Конфуцианство
Основатель философского учения Кун Фу Цзы, известный как Конфуций.
Постулаты теории основаны на взаимоотношениях между людьми и принципах управления государством. Одна их основных категорий конфуцианства – «благородный муж», который должен проявлять гуманность к окружающим, почитать старших, соблюдать правила этикета и действовать, опираясь на чувство долга.
Великий философ говорил о необходимости соответствия звания человека его поведению. Если его наделяют определенными обязанностями, он должен выполнять их, делать то, что предписывает должность.
Так, правитель заботится о жителях, руководя страной, муж – обустраивает дом и зарабатывает средства, нужные для жизни, любит жену и детей. Задача императора, по мнению Конфуция, объяснять людям, что от них требуется, разговаривать, проявляя уважение. Тогда они будут любить его и выполнять принятые им законы.
Самое главное – нельзя прибегать к наказаниям, чтобы добиться послушания. Необходимо создать общество, где все будут почитать друг друга.
Легизм
В противовес Конфуцианству существовал легизм, основали который Шань Ян и Хань Фэй. Они считали, что в стране должна быть жесткая иерархия, признавали тиранию и деспотизм. Посмотрим на основные черты:
Чтобы в обществе был порядок, насилия не избежать.
Правительство занимается не только государственными делами, но и вмешивается в личную жизнь граждан. Оно следит за их поведением, поощряя и наказывая.
Сущность философии Древней Индии
Основное учение Древней Индии – буддизм. Оно было основано Буддой Шакьямуни, названного при рождении Сиддхартха Гуатама.
Он считал, что смысл человеческой жизни заключается в стремлении к нирване. Это состояние наивысшего блаженства. Чтобы достичь его, нужно отказаться от мирских наслаждений, похоти и стремления к славе. Ведь именно люди своим образом жизни и желаниями не дают свершиться собственному счастью.
Чтобы стать просветленным, необходимо следовать постулатам. Кратко их можно описать следующим образом:
действовать только в согласии с собой, не причиняя никому зла;
быть честным, усердным и трудолюбивым;
контролировать свои мысли и постоянно работать над улучшением жизни.
Древнее учение джайнизм также говорило о стремлении к нирване. Его основателем считается Джина Махавира. Философия призывала заниматься самосовершенствованием души. Только это приведет к всезнанию и всеведению.
Душа есть не только у людей, ей наделено все живое в мире. Поэтому важно относиться ко всему с добром и любовью, также как к себе. Это обязательно воздастся в будущем.
Основой индуизма, одного из популярных в мире религиозно-философских учений, является ведизм, появившийся еще во II-I тысячелетии до нашей эры.
Он основан на ритуалах и мифологических образах. Ведизм опирался на обожествление природных сил.
Позже он развился в брахманизм. Он основан на ведах, сборниках мантр, применяемых в качестве молитв. Брахманы же – это наставники, представители высшей варны или сословия Древней Индии.
Школы, признававшие веды священными книгами, названы ортодоксальными. Среди них Веданта, Санхья, Вайшешика. Все они говорили о существовании материального и духовного начала и верили в продолжение жизни после смерти.
Ключевые особенности философии Древнего Египта
Философия Древнего Египта представляет собой совмещение философских и мифологических мыслей. Она обучала управлению и тесно была связана с правосудием. Она призывала людей контролировать свои эмоции, управлять ими.
Практичность – еще одна черта древних учений. Классовые отношения и цивилизация в Египте зародились намного раньше, чем в других странах.
Основу философии составляли:
мифы, объясняющие устройство мира и рассказывающее о том, что происходит с человеком после смерти;
учения о происхождении космоса и небесных тел.
Это словно божественный проводник, символизирующий единение человека и природы. Также считается, что Сфинкс – воплощение богини Египта Исиды. Она олицетворяет женственность и материнство.
Но философы Древнего Египта не забывали и о материальной стороне жизни. На научных знаниях основаны великие творения местного народа – пирамиды. Математические доказательства и формулы заставляли задуматься о характеристиках объектов, единстве количества и качества.
Среди мыслителей Древнего Египта известны имена:
Имхотеп – мудрец и астролог, впоследствии почитаемый как бог медицины.
Кагемни – зодчий, оставивший в качестве наследия «Поучения», дающие моральные и нравственные рекомендации, объясняющие, как необходимо себя вести в высшем обществе.
Птаххотеп – мыслитель, говоривший о том, что богатство и жадность мешают человеку. Они не помогут после смерти, не изменят моральной облик человека, представшего перед судом Осириса, бога возрождения и царя загробного мира.
Заключение
Философия Древнего Востока – основа религиозной мысли и научных идей не только жителей Китая, Индии и Египта. Через предания и мифы раскрывалась тайна мироздания, роль человека во вселенной, его предназначение.
Постулаты древних мыслителей легли в основу правовых отношений людей и управления государством.
Философы создавали облик идеального человека, к которому должен стремиться каждый в своей жизни, будь он правителем или обычным жителем. Считалось, что только так можно достичь гармонии и счастья.