В чем заключается специфика философских проблем
Вопрос 1. Предмет философии. Специфика философских проблем
Философия. Этот термин пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить «вечные» загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития.
Существует 3 понимания философии:
1) Старо-античное. 7-5 вв до н.э., Древняя Греция. Понималось всё научное знание о мире, противопоставленное мифологическому.
2) Традиционное. 2я половины 17го в – 19 в. До 17го в все науки были едиными, зачем они начали дробиться и отделяться. Философия – наука всех наук, наука об общем. Подчеркивалось главенство философии.
Предпосылки возникновения философии – 1) возможности человека, его умственный труд, товарно-денежные отношения, появления государства и т.д. 2) потребности человека, интерес человека понимать мир
Предметом философии является сфера субъектно-объектных отношений, где субъект – это деятельное существо, человек, а объект – мир, который его окружает. То есть предмет философии – отношения человека и мира.
Специфика философских проблем:
1) Проблема первоосновы мира. Это проблема материальной или духовной, идеальной первоосновы мира. Отсюда встает проблема материи, движения как всеобщего свойства или способа существования материи.
2) Исследуется проблема сознания, которая требует привлечения естественнонаучных знаний о природе идеального, механизма мышления, памяти и др.
3) Проблема развития мира. Это проблема формирования метафизического и диалектического методов познания мира, которые по-разному подходят к вопросу о его развитии. Метафизический подход не видит развития мира, процессов и явлений от низшего к высшему, от простого к сложному, не видит противоречий как источника саморазвития мира. Диалектический метод учитывает поступательное развитие, изучает его, вскрывает объективную Диалектику мира, формулирует и исследует всеобщие принипы и законы диалектики. Отсюда проблема историзма при изучении всех явлений Природы и общества, критерии их прогрессивности, что имеет огромное значение для современности, для практической политики.
4) Проблемы познания мира. Это определение объекта и субъекта познания, раскрытие его сложного диалектического процесса, проблема Истины, роли практики как основы ее познания и критерия, раскрытие Методов познания, научная объективность познания и социальная позиция человека и др.
5) Проблема человека и его места в мире. Это изучение человека в целом. Развитие человеческой культуры в этом случае предстает как единый процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, переходом культурно-исторических ценностей из одной эпохи в другую, с преодолением устаревших форм культуры и становления новых форм.
Фотограф Chris Wells
Проблемы философии
Научная проблема – это наличие нескольких различных гипотез на разрешение одного вопроса, или вопрос, не имеющий определённого решения и требующий дополнительных изысканий. Думаю понятно, что в этой статье речь пойдёт не об обывательском неверном употреблении понятия проблема.
Для исследования в философии можно найти проблему на любой вкус, которая потребует много времени, а возможно и всю жизнь, на своё разрешение, но останется открытой. Например, назову лишь примерный круг проблем философии кратко, в него входят такие известные:
Легко отметить разнообразие и важность, едва ли не извечную актуальность перечисленного списка, а это далеко не всё. На эти проблемы философии были предложены решения и, зачастую, не одно на каждую, но дискуссия остаётся и она актуальна.
Возможно есть главная проблема философии? И да, и нет; в наиболее крупном типе объектов науки главной проблемой может быть назван и человек, то есть разумное существо, и мир, и их связи, читай любой из основных объектов философии. Последнее справедливо к произвольной проблеме; так, если назвать главным человека, то он без мира не так интересен, отдельно мир теряет целесообразность для разумного существа, которому мир безынтересен без самого исследователя. Тогда возможно главная проблема философии это связь разумного существа и мира? Вероятно, вопрос дискуссионный.
Специфика проблем философии
К специфике проблем философии можно отнести:
• сложность определения критериев проблемы;
• способы определения характера истинности;
• экзистенциальность философского исследования;
• фундаментальность и предельность, универсальность и конкретика;
• антиномия и парадокс, априорность и апория – формы интенсивного развития;
• рамки проблематики: исторические, применимости и прочее (общие, частные, практические, локально-ситуативные и так далее).
По сути можно сформулировать проблему философии в многих концепциях, так как любой ответ или подход имеет противоположный взгляд на рассматриваемые им явление или процесс, безусловно не всегда, но зачастую. Так же верно и то, что проблема в науке это не что-то плохое и говорящее о тупике в исследовании. Нет, проблема в основном складывается когда уже есть ряд теорий и гипотез, которые необходимо соотнести и подвести итог, этом ключе философскую проблему можно рассматривать как промежуточный этап между теориями и выводом по вопросу, либо между теорией взятой за основу и окончательным её доказательством.
Однако в отличии от чисто естественных наук, философии из-за её специфичных предметов, подходов или задаваемых вопросов не так просто добиться окончательного решения, как, например, в физике. Хотя в физике также достаточно теоретических моделей с косвенными эмпирическими доказательствами. В определённых дисциплинах, таких как этика или эстетика, экспериментально установить окончательные данные невозможно, так как предмет по большей части субъективен, а выбор эталона осуществится такой же и изъят он будет из субъективной, во многом, среды. Это тоже специфика философских проблем, которая, кстати, является одной из первых часто критикуемых апологетами естествознания. Правда, нужно отметить, что эти лица просто не разбираются в вопросе, который критикуют, иначе с такой позиции они не выступали бы с критикой. Но это тема уже совсем другого разговора.
Тема 2. Философские проблемы и способы их решения
Особенности философских вопросов и проблем. Уникальная особенность философии заключается в постановке проблем. Наука, решив проблему, двигается дальше, философы в различные эпохи ставят одни и те же так называемые вечные проблемы. Например:
• Возможно ли знание о том, каковы мир и вещи сами по себе?
• Существует ли Бог, а если нет, то как возможны наши мысли о Нем?
• Добро и зло относительны или абсолютны?
• Откуда появился человек?
• Почему возможен язык человеческого общения?
• Существует ли индивидуальная судьба и мировое предопределение?
• Есть ли у человека смысл жизни и в чем он заключается?
• Что ждет нас после смерти? И в соответствии с этим как мы должны вести себя при жизни? На что человек может рассчитывать в этом мире?
Существует множество других философских проблем, но их общий характер созвучен с изложенными выше.
Способы решения проблем в философии. В отличие от науки, где стремятся к однозначному решению проблем, в философии проблемы не имеют однозначных решений, причем каждому решению может соответствовать целое учение или направление. Таким образом, возможно параллельное сосуществование и развитие различных решений одной и той же философской проблемы. Современный испанский философ Ортега-и-Гассет объяснил, что неокончательность философских решений связана с тем, что мир в целом бесконечен.
Раздел I. Предмет философии
Философия, как правило, не предлагает способов и решений конкретных проблем, а изучает всеобщие мировые закономерности, дает суждения о том, как устроен мир в целом. Но на основе этих суждений можно делать выводы о тех или иных частных случаях, и вот это дело уже не философии, а конкретных наук.
Методы философии. Философия опирается не на наблюдения или эксперимент, как это делают науки, а только на мышление. Тем не менее философы в своих размышлениях могут использовать данные, полученные различными науками. В философии используются методы, применяемые в частных науках:
1) индуктивный метод, т.е.-движение от частных, единичных фактов к общим выводам и законам;
2) дедуктивный метод, т.е. движение от общих положений к частным заключениям;
3) аналогия, при которой на основе сходства предметов по одним признакам делают вывод о сходстве этих предметов и по другим признакам;
4) гипотетические предположения и др. Также используются методы, свойственные именно для философии:
1) философское сомнение, когда для достижения безусловно достоверного знания ставится под сомнение самое очевидное, вплоть до существования вещей окружающего мира (Августин Аврелий, Рене Декарт);
2) диалектическое отрицание, состоящее в том, что вскрывается ограниченность определенного тезиса и необходимость перехода к его противоположности (антитезису), а затем через синтез того и другого осуществляется выход на более глубокий уровень познания предмета (Г. Гегель);
3) интеллектуальная интуиция. Охарактеризуем ее словами Рене Декарта: «Понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим. порождаемое лишь естественным светом разума, и,благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция».
Для пояснения этого метода познания можно провести также аналогию с оценкой наших поступков на основе голоса совести или с художественной интуицией, позволяющей отличать шедевр от посредственного произведения.
Практическое значение философии. Люди всегда живут в рамках той или иной культуры, в условиях господства тех или иных ценностей» испытывая при этом влияние соответствующих философских идей. Например, целая страна (Россия) прошла через эксперимент по установ-
лению «рая на земле» — коммунизма. Но если заглянуть в глубь истории, то окажется, что коммунизм ведет свою «родословную» от идей философа IV в. до н.э. Платона об идеальном государстве.
Философия имеет значение не только для политического устройства государства. Каждый человек по отдельности, часто даже не подозревая об этом, регулярно философствует, решая те или иные этические проблемы, выбирая ту или иную жизненную позицию.
Изучение философии помогает выйти за рамки повседневного жизненного опыта, учит многовариантному, объемному видению проблем. Философская культура тем самым может способствовать жизненному преуспеванию конкретного человека. Философские идеи незримо присутствуют в творческом акте изобретения новых устройств, помогают ученым познавать свойства объективной реальности, художникам — находить новые формы и средства выражения своих мыслей. Роль философии, по мнению профессора А.А. Гусейнова, состоит в том, что она «дополняет ц завершает любое специальное образование, помогая стать специалисту интеллигентом».
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается особенность философских проблем?
2. Как вы считаете, почему приведенные в пособии проблемы являются именно философскими? Обоснуйте свой ответ.
3. Приведите собственные примеры философских проблем.
4. В диалоге Платона «Гиппий Больший» Сократ задает своему собеседнику вопрос о том, что такое прекрасное само по себе, вне «привязки» к конкретным вещам, которые мы Считаем прекрасными. Каков будет ваш ответ знаменитому мыслителю?
5. Как вы считаете, почему философские проблемы невозможно подтвердить или опровергнуть опытным путем?
6. Почему философ во всем должен сомневаться?
7. Зачем заниматься философией, если она не приводит нас к окончательным решениям?
8. Выразите свое отношение к высказыванию древних о том, что их интересует не обладание мудростью, а стремление к ней.
9. Как философские идеи оказывают влияние на жизнь общества?
10. Расскажите о практическом значении философии в вашей жизни.
Литература
1. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
2. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
3. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
4. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.
Раздел I. Предмет философии
5. Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М., 2001.
6. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
7. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
8. Торосян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии. 1993. № 9. С. 94-96.
СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ
Тема 2. Предмет философии и ее структура.
План:
1. Предмет и функции философии
2. Специфика философских проблем
3. Проблема «основного вопроса» философии
4. Роль философии в современной культуре
ВВЕДЕНИЕ
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
«Философия» по-гречески значит «любовь к мудрости». Поначалу «философией» назывались все существующие знания о причинах вещей, устройстве мира, космоса, природы. Предметом философии был, следовательно, весь мир. В период средневековья философия была тесно связана с христианской теологией (богословием), и своим предметом она избрала представления о духовном мире человека и его связи с Богом. В эпоху Возрождения, напротив, предметом философского познания стала природа, что придало естественнонаучный характер знаниям. Вплоть до эпохи Просвещения слово «философия» оставалось собирательным именем для всех наук, синонимом науки как таковой. Все, и естественные, и гуманитарные научные дисциплины считались разделами философии. Представители позитивистской философии утверждают, что у философии нет больше своего личного предмета, и ей остается только собирать готовые знания, полученные другими науками, и строить из них «всеобщую картину мира».
В ходе развития философии представления о собственных задачах философии также менялись. Каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос, ибо сложность предмета взрывала все исторические рамки. Так, например, для греческого мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств – искусством самопознания. Ученик Сократа Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, то есть мира идей, который он противопоставлял миру материи (небытию) и миру чувственных вещей. Аристотель считал философию наукой, изучающей первые причины вещей, и называл ее госпожой наук. Для Античности характерно понимание философии как матери всех наук. Философией греки называли весь конгломерат теоретического знания, противопоставляя его мифу с одной стороны, и обыденному знанию – с другой.
В Средние века философия долгое время выступала служанкой богословия. В эпоху Возрождения происходит отделение философии от теологии. Мыслители этого времени, так же как греки, любое теоретическое знание называют философским.
Таким образом, структура философского знания, как и представления о ее предмете и главных задачах, имеют исторический характер.
В настоящее время к числу философских наук относят:
— основы философии: наука о законах и категории мышления и бытия;
— этика: учения о добре и зле, о смысле человеческой жизни.
— социальная философия: учения об основах и общих законах общества
— философская антропологию (от греч. ἄνθρωπος – «антропос»: «человек»): учения о месте человека в мире
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ
Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек – мир», философия – это рационально-теоретическое (основанное на разуме и логике) осмысление этих связей. В природе или культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, прекрасном и безобразном, истинном и ложном.
Таким образом, главная особенность философских проблем заключается, прежде всего в их всеобщности. Более широких проблем, чем мировоззренческие не бывает, поскольку они предельны для бытия человека и его деятельности по отношению к миру.
Следующая черта философских проблем в их вечности, постоянстве для всех времен. Это проблема «мира в целом», проблема человека, смысла жизни человека и т.д. Философские проблемы «вечны», поскольку сохраняют свое значение в каждой эпохе.
В чем заключается специфика философских проблем
Прoблема oбъекта и предмета филoсoфии. В oтличие oт KOHКРЕТНЫХ наук (физики, химии, биoлoгии и т.д.), oбъектoм кoтoрых являются oтдельные oбласти, стoрoны материальнoгo мира, oбъектoм филoсoфии является мир как единoе целoе, чтo дает oбщий взгляд на мир.
Если кoнкретные науки свoим предметoм имеют закoны, свoйства и фoрмы бытия, действующие в oпределеннoй, бoлее или менее oграниченнoй, oбласти материальнoгo мира, тo предметoм филoсoфии являются закoны, свoйства и фoрмы бытия, действующие вo всех oбластях материальнoгo мира, вo всех предметах, прoцессах и явлениях, ибo oни связаны в неразрывнoм единстве.
Прoблема первooснoвы мира. Этo прoблема материальнoй или; духoвнoй, идеальнoй первooснoвы мира, выступающая в виде первoй стoрoны oснoвнoгo вoпрoса филoсoфии. Oтсюда вo всей пoлнoте встает прoблема материи, движения как всеoбщегo свoйства или спoсoба существoвания материи.
Исследуется прoблема сoзнания, кoтoрая требует привлечения естественнoнаучных знаний o прирoде идеальнoгo, механизма мышления, памяти и др.
Прoблема развития мира. Этo прoблема фoрмирoвания метафизическoгo и диалектическoгo метoдoв пoзнания мира, кoтoрые пo-разнoму пoдхoдят к вoпрoсу o егo развитии. Метафизический пoдхoд не видит развития мира, прoцессoв и явлений oт низшегo к высшему, oт прoстoгo к слoжнoму, не видит прoтивoречий как истoчника самoразвития мира. Диалектический метoд стрoжайшим oбразoм учитывает, чтo пoступательнoе развитие, изучает егo, вскрывает oбъективную Диалектику мира, фoрмулирует и исследует всеoбщие принипы и закoны диалектики. Oтсюда прoблема истoризма при изучении всех явлений Прирoды и oбщества, критерии их прoгрессивнoсти, чтo имеет oгрoмнoе значение для сoвременнoсти, для практическoй пoлитики.
… Прoблемы пoзнания мира. Этo oпределение oбъекта и субъекта пoзнания, раскрытие егo слoжнoгo диалектическoгo прoцесса, прoблема Истины, рoли практики как oснoвы ее пoзнания и критерия, раскрытие Метoдoв пoзнания, научная oбъективнoсть пoзнания и сoциальная пoзиция челoвека и др.
Прoблема челoвека и егo места в мире. Этo изучение челoвека как мирoздания в целoм. Развитие челoвеческoй культуры в этoм случае. Предстает как единый, целoстный прoцесс, связанный с фoрмирoванием, функциoнирoванием, хранением, перехoдoм культурнo-истoрических ценнoстей из oднoй эпoхи в другую, с критическим преoдoлением устаревших фoрм культуры и станoвления нoвых фoрм. Следoвательнo, имеется благoтвoрнoе влияние филoсoфии на развитие культуры; oнo вoзникает благoдаря ее главным функциям: мирoвoззренческoй, культурoгеннoй, метoдoлoгическoй и интеграциoннoй.