В чем заключается специфика индийского общества
Специфика индийского общества: кто такие неприкасаемые
Во всем многообразии индийских каст и подкаст, которых насчитывается около 3000, сложно разобраться тем, кто не является коренным индийцем. Поэтому мы попытаемся обрисовать лишь основные черты кастового деления населения этой загадочной страны.
Принято считать, что основных каст, или варн, как их еще называют, в Индии всего пять, и образовались они около трех тысячелетий назад на заре формирования индийского общества. Основой возникновения четырех высших каст послужило деление людей по роду их деятельности, то есть профессиональной принадлежности.
Самой высшей кастой считаются брахманы, затем идут кшатрии, вайшьи, шудры и, наконец, неприкасаемые, которые занимают низшую ступень индийского общества. Кастовая принадлежность определяет род занятий людей. Так, например, брахманы являются священнослужителями, они также могут быть учителями или чиновниками. Представители группы кшатрий — это военные, предводители и руководители общин. Вайшьи — это индийцы, которые занимаются земледелием, скотоводством, торговлей или каким-то ремеслом. Шудры — это, как правило, наемные рабочие. Такое обширное понятие включает в себя людей, занятых в сельском хозяйстве, ремесленном производстве или в сфере обслуживания.
С неприкасаемыми все несколько сложнее. Как полагают историки, эта каста возникла в результате завоевания Индии арийскими племенами. Местные племена, обитавшие на ее территории, так и не смогли стать частью нового общества. Пришлое население образовало четыре высших касты, а пятой стали как раз неприкасаемые, состоявшие из коренного населения. Они жили на окраинах поселений, не имели своей земли и могли заниматься только самым грязным и тяжелым трудом, таким как стирка белья или обработка шкур животных. Им также запрещалось посещать индуистские храмы и участвовать в ритуалах, так как считалось, что они могут осквернить брахманов, самую высшую касту общества.
На сегодняшний день неприкасаемые составляют 12-17% населения Индии. В XX веке они начали борьбу за равноправие в обществе. Поддерживаемые многими политическими деятелями, в том числе и Ганди, неприкасаемые добились того, что их признали равными другим кастам. В Конституции Индии, принятой в 1950 году, было признано равноправие представителей разных каст, в том числе и неприкасаемых. За ними закреплялись квоты на получение высшего образования и даже занятие управленческих должностей. С этих пор официальная политика индийских властей была направлена на искоренение кастового деления общества, но в жизни все оказалось гораздо сложнее.
Неприкасаемые, или, как их еще называют, далиты, что означает «угнетенные», по-прежнему остаются ущемленными в своих правах со стороны представителей других каст. Нередки случаи насилия и даже вооруженных столкновений, связанных с попытками неприкасаемых нарушить вековую дискриминацию.
В последние десятилетия исследователи отмечают, что касты начали сдавать свои позиции. Но происходит это, скорее, в крупных городах и в деловых кругах, ориентированных на западный образ жизни. Большинство же более чем миллиардного населения Индии по-прежнему живет в сельской местности, для которой строгое соблюдение кастового деления является обязательным условием существования.
Специфика индийского общества: кто такие неприкасаемые
Во всем многообразии индийских каст и подкаст, которых насчитывается около 3000, сложно разобраться тем, кто не является коренным индийцем. Поэтому мы попытаемся обрисовать лишь основные черты кастового деления населения этой загадочной страны.
Принято считать, что основных каст, или варн, как их еще называют, в Индии всего пять, и образовались они около трех тысячелетий назад на заре формирования индийского общества. Основой возникновения четырех высших каст послужило деление людей по роду их деятельности, то есть профессиональной принадлежности.
Самой высшей кастой считаются брахманы, затем идут кшатрии, вайшьи, шудры и, наконец, неприкасаемые, которые занимают низшую ступень индийского общества. Кастовая принадлежность определяет род занятий людей. Так, например, брахманы являются священнослужителями, они также могут быть учителями или чиновниками.
С неприкасаемыми все несколько сложнее. Как полагают историки, эта каста возникла в результате завоевания Индии арийскими племенами. Местные племена, обитавшие на ее территории, так и не смогли стать частью нового общества. Пришлое население образовало четыре высших касты, а пятой стали как раз неприкасаемые, состоявшие из коренного населения. Они жили на окраинах поселений, не имели своей земли и могли заниматься только самым грязным и тяжелым трудом, таким как стирка белья или обработка шкур животных. Им также запрещалось посещать индуистские храмы и участвовать в ритуалах, так как считалось, что они могут осквернить брахманов, самую высшую касту общества.
На сегодняшний день неприкасаемые составляют 12-17% населения Индии. В XX веке они начали борьбу за равноправие в обществе. Поддерживаемые многими политическими деятелями, в том числе и Ганди, неприкасаемые добились того, что их признали равными другим кастам. В Конституции Индии, принятой в 1950 году, было признано равноправие представителей разных каст, в том числе и неприкасаемых. За ними закреплялись квоты на получение высшего образования и даже занятие управленческих должностей. С этих пор официальная политика индийских властей была направлена на искоренение кастового деления общества, но в жизни все оказалось гораздо сложнее.
Неприкасаемые, или, как их еще называют, далиты, что означает «угнетенные», по-прежнему остаются ущемленными в своих правах со стороны представителей других каст. Нередки случаи насилия и даже вооруженных столкновений, связанных с попытками неприкасаемых нарушить вековую дискриминацию.
В последние десятилетия исследователи отмечают, что касты начали сдавать свои позиции. Но происходит это, скорее, в крупных городах и в деловых кругах, ориентированных на западный образ жизни. Большинство же более чем миллиардного населения Индии по-прежнему живет в сельской местности, для которой строгое соблюдение кастового деления является обязательным условием существования.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
anchiktigra
СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.
Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.
Менталитет Индии. Особенности Индийского общества. Часть 1
Недавно готовила реферат по антропологии на тему «Менталитет Индии». Процесс создания был весьма увлекательным, поскольку сама страна поражает своими традициями и особенностями. Кому интересно-почитайте.
Официальное название страны, Индия, происходит от древнеперсидского слова хинду, которое в свою очередь произошло от санскритского синдху (санскр. सिन्धु) — исторического названия реки Инд. Древние греки называли индийцев индои (др.-греч. Ἰνδοί) — «люди Инда». Конституция Индии признаёт также второе название, Бхарат (хинди भारत), которое происходит от санскритского имени древнеиндийского царя, история которого была описана в «Махабхарате». Третье название, Хиндустан, используется со времён Империи Великих Моголов, однако официального статуса не имеет.
Территория Индии на севере простирается в широтном направлении на 2930 км, в меридиональном – на 3220 км. Индия омывается водами Аравийского моря на западе, Индийского океана на юге и Бенгальского залива на востоке. Ее соседями являются на северо-западе Пакистан, на севере – Китай, Непал и Бутан, на востоке – Бангладеш и Мьянма. Кроме того, Индия имеет морские границы с Мальдивами на юго-западе, со Шри-Ланкой на юге и с Индонезией на юго-востоке. Спорная территория штата Джамму и Кашмир имеет границу с Афганистаном.
Индия занимает седьмое место в мире по площади, второе место по численности населения (после Китая), на данный момент в ней живет 1,2 миллиарда человек. В Индии плотность населения уже тысячи лет является одной из самих высоких в мире.
В Индии зародились такие религии как индуизм, буддизм, сикхизм и джайнизм. В первом тысячелетии нашей эры на индийский субконтинент также пришли зороастризм, иудаизм, христианство и ислам, которые оказали большое влияние на формирование разнообразной культуры региона.
Более 900 млн индийцев (80,5 % населения) исповедуют индуизм. Другие религии, имеющие значительное количество последователей, это ислам (13,4 %), христианство (2,3 %), сикхизм (1,9 %), буддизм (0,8 %) и джайнизм (0,4 %). В Индии также представлены такие религии как иудаизм, зороастризм, бахаи и другие. Среди аборигенного населения, которое составляет 8,1 %, распространён анимизм.
Почти 70 % индийцев проживают в сельских регионах, хотя за последние десятилетия миграция в большие города привела к резкому увеличению городского населения. Самые большие города Индии это Мумбаи (ранее Бомбей), Дели, Колката (ранее Калькутта), Ченнай (ранее Мадрас), Бангалор, Хайдарабад и Ахмадабад. По культурному, языковому и генетическому разнообразию Индия занимает второе место в мире после Африканского континента. Половой состав населения характеризуется превышением количества мужчин над количеством женщин. Мужское население составляет 51,5 %, а женское — 48,5 %. На каждую тысячу мужчин приходится 929 женщин, такое соотношение наблюдается с начала нынешнего века.
Индия является родиной индо-арийской языковой группы (74 % населения) и дравидийской языковой семьи (24 % населения). Другие языки, на которых говорят в Индии, произошли из австроазиатской и тибето-бирманской лингвистической семьи. Хинди, самый распространённый в Индии язык, является официальным языком правительства Индии. Английский язык, который широко используется в бизнесе и администрации, имеет статус «вспомогательного официального языка», он также играет большую роль в образовании, в особенности в среднем и высшем. В Конституции Индии определён 21 официальный язык, на которых говорит значительная часть населения или которые имеют классический статус. В Индии насчитывается 1652 диалекта.
Климат влажный и теплый, преимущественно тропический, на севере тропический муссонный. Индия, располагающаяся в тропических и субэкваториальных широтах, отгороженная стеной Гималаев от воздействия континентальных арктических масс воздуха, — одна из самых жарких стран мира с типичным муссонным климатом. Муссонный ритм выпадения осадков определяет ритм хозяйственных работ и всего образа жизни. 70–80% годового количества осадков выпадает за четыре месяца сезона дождей (июнь–сентябрь), когда приходит юго–западный муссон и почти беспрестанно идут дожди. Это время основного полевого сезона «хариф». Октябрь–ноябрь — послемуссонный период, когда дожди в основном прекращаются. Зимний сезон (декабрь–февраль) сухой и прохладный, в это время цветут розы и множество других цветов, расцветают многие деревья — это самое приятное время для посещения Индии. Март–май — самый жаркий, сухой сезон, когда температуры часто превышают 35 °C, нередко поднимаясь и выше 40 °C. Это время изнуряющей жары, когда выгорает трава, с деревьев осыпаются листья, в богатых домах на полную мощность работают кондиционеры.
Индию можно назвать колыбелью человеческой цивилизации. Индийцы первыми в мире научились выращивать рис, хлопчатник, сахарный тростник, первыми начали разводить домашнюю птицу. Индия подарила миру шахматы и десятичную систему исчисления.
Средний уровень грамотности в стране 52%, причем для мужчин этот показатель составляет 64%, а для женщин – 39%.
КАСТЫ- разделение индусского общества на Индийском субконтиненте.
Касту в течение многих веков определяла прежде всего профессия. Профессия, которая переходила от отца к сыну, зачастую не менялась на протяжении жизни десятков поколений.
Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой — с тем сводом традиционных религиозных предписаний и запретов, создание которого приписывается богам, божественному откровению. Дхарма определяет нормы поведения членов каждой касты, регулирует их поступки и даже чувства. Дхарма — это то неуловимое, но непреложное, на что указывают ребенку уже в дни его первого лепета. Каждый должен поступать в соответствии со своей дхармой, отступление от дхармы есть беззаконием — так учат детей дома и в школе, так повторяет брахман — наставник и духовный руководитель. И человек вырастает в сознании абсолютной нерушимости законов дхармы, их непреложности.
В настоящее время кастовая система официально запрещена, а строгое деление ремесел или профессий в зависимости от касты постепенно сводится на нет, одновременно с этим проводится государственная политика вознаграждения тех, кого угнетали веками за счет представителей других каст. Широко распространено мнение, что в современном индийском государстве касты утрачивают свое прежнее значение. Однако развитие событий показало, что это далеко не так.
Официальная тенденция преуменьшать значение кастовой системы привела к тому, что в проводимых раз в десятилетие переписях населения исчезла соответствующая графа. В последний раз сведения о числе каст были опубликованы в 1931 (3000 каст). Но эта цифра не обязательно включает все местные подкасты, которые функционируют как самостоятельные социальные группы. В 2011 году в Индии планируется проведение всеобщей переписи населения, при которой будет учитываться кастовая принадлежность жителей этой страны.
Главные характеристики индийской касты:
• эндогамия (заключение браков исключительно между членами касты);
• наследственное членство (сопровождаемое практической невозможностью перейти в другую касту);
• запрещение разделять трапезу с представителями других каст, а также иметь с ними физический контакт;
• признание твердо закрепленного места каждой касты в иерархической структуре общества в целом;
• ограничения на избрание профессии;
Индийцы полагают, что Ману – это первый человек, от которого мы все произошли. Когда-то давным-давно бог Вишну спас его от Потопа, уничтожившего все остальное человечество, после чего Ману придумал правила, которыми отныне надлежало руководствоваться людям. Индуисты верят, что это было 30 тысяч лет назад (историки же упрямо датируют законы Ману I-II веком до нашей эры и вообще утверждают, что это сборник инструкций является компиляцией трудов разных авторов). Как и большинство других религиозных предписаний, законы Ману отличаются исключительной дотошностью и внимательностью к самым ничтожным деталям человеческой жизни – от пеленания младенцев до кулинарных рецептов. Но там содержаться и куда более основополагающие вещи. Именно согласно законам Ману все индийцы разделены на четыре сословия – варны.
Очень часто путают варны, которых всего четыре, с кастами, которых великое множество. Каста – это довольно небольшое сообщество людей, объединенных профессией, национальностью и местом жительства. А варны больше похожи на такие категории, как рабочие, предприниматели, служащие и интеллишенция.
В типичной сельской местности высший слой кастовой иерархии образуют члены одной или нескольких брахманских каст, составляющие от 5 до 10% населения. Среди этих брахманов присутствуют некоторое число землевладельцев, несколько деревенских писарей и бухгалтеров или счетоводов, небольшая группа служителей культа, выполняющих ритуальные функции в местных святилищах и храмах. Члены каждой брахманской касты заключают браки лишь в своем кругу, хотя возможна женитьба на невесте из семьи, принадлежащей к аналогичной подкасте из соседней местности. Брахманам не полагается ходить за плугом или выполнять определенные виды работ, связанные с ручным трудом; женщины из их среды могут прислуживать в доме, а землевладельцы обрабатывать наделы, но только не пахать. Брахманам позволительно также работать поварами или домашними слугами.
Брахман не вправе употреблять кушанья, приготовленные вне его касты, но из рук брахманов могут принимать пищу члены всех других каст. В выборе еды брахман соблюдает множество запретов. Члены касты вайшнава (поклоняющиеся богу Вишну) придерживаются вегетарианства уже с 4 в., когда оно становится массовым; некоторые другие касты брахманов, поклоняющихся Шиве (брахманы шайва), в принципе не отказываются от мясных блюд, но воздерживаются от мяса животных, входящих в рацион низших каст.
Брахманы служат духовными наставниками в семьях большинства каст высшего или среднего статуса, за исключением тех, которые считаются «нечистыми». Брахманы-священнослужители, а также члены ряда религиозных орденов часто узнаются по «кастовым знакам» – нарисованным на лбу белой, желтой или красной краской узорам. Но такие отметины указывают только на принадлежность к основной секте и характеризуют данного человека как поклоняющегося, например, Вишну или Шиве, а не как субъекта определенной касты или подкасты.
Брахманы в большей мере, чем остальные, придерживаются занятий и профессий, которые предусматривались их варной. Из их среды на протяжении многих столетий выходили писцы, писари, священнослужители, ученые, учителя и чиновники. Еще в первой половине 20 в. в некоторых районах брахманы занимали до 75% всех более или менее важных государственных должностей.
В общении с прочей частью населения брахманы не допускают взаимности; так, они принимают деньги или подарки от членов других каст, но сами никогда не делают даров ритуального или церемониального характера. Среди брахманских каст нет полного равенства, но даже низшая из них стоит над остальными самыми высокими кастами.
Вслед за брахманами наиболее видное иерархическое место занимают кшатрийские касты. В сельской местности они включают, например, помещиков, возможно связанных с бывшими правящими домами (например, с раджпутскими князьями в Северной Индии). Традиционными в таких кастах занятиями являются работа управляющими в поместьях и служба на различных административных должностях и в войсках, но ныне эти касты уже не пользуются прежней властью и авторитетом. В ритуальном отношении кшатрии стоят сразу за брахманами и тоже соблюдают строгую кастовую эндогамию, хотя допускают брак с девушкой из более низкой подкасты (союз, называемый гипергамией), но женщина ни в коем случае не может выйти замуж за мужчину подкасты ниже ее собственной. Большинство кшатрий употребляют мясо; они вправе принимать пищу от брахманов, но не от представителей каких-либо других каст.
Третья категория включает торговцев, лавочников и ростовщиков. Эти касты признают превосходство брахманов, но не обязательно выказывают такое отношение к кшатрийским кастам; как правило, вайшьи более строго соблюдают правила, касающиеся пищи, и еще более тщательно стараются избегать ритуального осквернения. Традиционным занятием вайшьев служат торговля и банковское дело, они стремятся держаться подальше от физического труда, но иногда включаются в управление хозяйствами помещиков и деревенских предпринимателей, непосредственно не участвуя в обработке земли.
Занятые самыми грязными работами, чаще нищие или очень бедные люди.
Находятся за пределами индусского общества.
После того, как в некоторых штатах Индии были приняты законы о штрафовании владельцев столовых за отказ кормить далитов, в большинстве мест общепита завели особые шкафы с посудой для них. Правда, если у столовой нет отдельной комнаты для далитов, обедать им приходиться на улице.
Большинство индуистских храмов до недавнего времени были закрыты для неприкасаемых, существовал даже запрет подходить к людям из более высоких каст ближе установленного числа шагов. Характер кастовых барьеров таков, что считается, будто хариджаны продолжают осквернять членов «чистых» каст, даже если они давно оставили свое кастовое занятие и занимаются ритуально нейтральной деятельностью, например земледелием. Хотя в других социальных условиях и ситуациях, например, находясь в промышленном городе или в поезде, неприкасаемый может иметь физический контакт с членами более высоких каст и не осквернять их, в своей родной деревне неприкасаемость неотторжима от него, чем бы он ни занимался.
Когда британская журналистка индийского происхождения Рамита Наваи решила снять революционный фильм, раскрывающий миру страшную правду о жизни неприкасемых (далитов), она выдержала многое. Мужественн смотрела на далитских подростков, жарящих и едящих крыс. На маленьких детей, плещущихся в сточной канаве и играющих частями дохлой собаки. На домохозяйку, вырезающую их стухшей туши свиньи кусочки понаряднее. Но когда ухоженную журналистку взяли с собой на рабочую смену дамы из касты, традиционно вручную очищающей туалеты, бедняжку стошнило прямо перед камерой. «Почему эти люди живут так. – спросила у нас журналистка в последних секундах документального фильма «Далит значит сломленный». Да потому же, почему ребенок брахманов проводил утренние и вечерние часы в молитвах, а сына кшатрия в три года сажали на коня и учили махать саблей. Для далита умение жить в грязи – это его доблесть, его мастерство. Далиты как никто знают: тот, кто боиться грязи, умрет быстрее прочих.
Каст неприкасаемых насчитывается несколько сотен.
Далитом является каждый пятый индиец – это не меньше 200 миллионов человек.
Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, вообще непонятно кем станет в следующей жизни.
Трем первым высоким сословиям варн предписывалось проходить обряд посвящения, после которого их называли дваждырожденными. Члены высоких каст, особенно брахманы, надевали после этого через плечо «священный шнур». Дваждырожденным разрешаюсь изучать Веды, но проповедовать их могли лишь брахманы. Шудрам строжайшим образом запрещалось не только изучать, но даже слушать слова ведических поучений.
Одежда, несмотря на все кажущееся ее однообразие, разная у разных каст и заметно отличает члена высокой касты от члена низкой. Одни обертывают бедра широкой полосой ткани, ниспадающей до лодыжек, у других она не должна прикрывать колени, женщины одних каст должны драпировать свое тело в полосу ткани не меньше семи или девяти метров, тогда как женщины других не должны употреблять на сари ткань длиннее четырех-пяти метров, одним предписано носить определенный тип украшений, другим он запрещен, одни могли пользоваться зонтом, другие не имели на это права и т.д. и т.п. Тип жилья, пищи, даже сосудов для ее приготовления — все определено, все предписано, все изучено с детства членом каждой касты.
Вот почему в Индии очень трудно выдать себя за члена какой-нибудь другой касты — такое самозванство будет немедленно разоблачено. Только тот может сделать это, кто много лет изучал дхарму чужой касты и имел возможность практиковаться в ней. Да и то он может так преуспеть только вдали от своей местности, где ничего не знают о его деревне или городе. И вот почему самым страшным наказанием всегда были исключение из касты, потеря своего социального лица, разрыв со всеми производственными связями.
Даже неприкасаемые, из века в век выполнявшие самую грязную работу, жестоко подавляемые и эксплуатируемые членами более высоких каст, те неприкасаемые, которых унижали и которыми брезговали как чем-то нечистым, — они все же считались членами кастового общества. У них была своя дхарма, они могли гордиться приверженностью ее правилам и поддерживали свои давно узаконенные производственные связи. У них было свое вполне определенное кастовое лицо и свое вполне определенное место, пусть в самых нижних слоях этого многослойного улья.
Касты в Индии: особенности общества
Индийское общество разделяется на сословия, именуемые кастами. Такое разделение произошло много тысяч лет тому назад и сохранилось до сих пор. Индусы считают, что следуя правилам, установленным в своей касте, в следующей жизни можно родиться представителем уже чуть более высокой и почитаемой касты, занять гораздо лучшее положение в обществе.
История происхождения кастовой системы
Индийские Веды рассказывают о том, что еще даже древние арийские народы, проживающие на территории современной Индии приблизительно за полторы тысячи лет до нашей эры, уже имели общество, разделенное на сословия.
Гораздо позже эти социальные слои стали именоваться варнами (от слова «цвет» на санскрите — по цвету носимой одежды). Иной вариант наименования варн — касты, происходящий уже от латинского слова.
Изначально в Древней Индии было 4 касты (варны):
Подобное разделение на касты появилось из-за различного уровня благосостояния: богатые хотели находиться в окружении только подобных себе, преуспевающих людей и брезговали общаться с более бедными и необразованными.
Храм Лотоса — знаменитый индийский храм, который находится в столице Дели. Примечателен он тем, что в него может зайти любой желающий любого вероисповедания.
Главные характеристики каст
Каждая индийская каста обладает своими особенностями и уникальными характеристиками, правилами существования и поведения.
Брахманы — высшая каста
Брахманы в Индии — это священники и жрецы в храмах. Их положение в обществе всегда считалось самым высоким, даже выше, чем должность правителя. В настоящее время представители касты брахманов также занимаются духовным развитием народа: преподают различные практики, смотрят за храмами, работают учителями.
Брахманы имеют очень много запретов:
Кшатрии — каста воинов
Представители кшатриев всегда исполняли обязанности солдат, охранников и милиционеров.
В настоящее время ничего не изменилось — кшатрии занимаются военным делом либо идут на административную работу. Жениться они могут не только в своей касте: мужчина может взять в жены девушку из касты уровнем ниже, но женщине выходить за мужчину из нижестоящей касты запрещено. Кшатриям можно есть продукты животного происхождения, но они также избегают запрещенной еды.
Вайшья
Вайшья всегда были рабочим классом: они занимались земледелием, разводили скот, торговали.
Сейчас представители вайшьев занимаются хозяйственными и финансовыми делами, различной торговлей, банковской сферой. Наверное, эта каста наиболее щепетильна в вопросах, связанных с приемом пищи: вайшья как никто иной следят за правильностью приготовления еды и никогда не примутся за оскверненные блюда.
Шудры — низшая каста
Каста шудров всегда существовала в роли крестьян или даже рабов: они занимались самой грязной и тяжелой работой. Даже в наше время этот социальный слой — самый бедный и часто живет за гранью нищеты. Шудрам можно жениться даже на разведенных женщинах.
Неприкасаемые
Отдельно выделяется каста неприкасаемых: такие люди исключены из всех общественных отношений. Они занимаются самыми грязными работами: убирают улицы и туалеты, сжигают мертвых животных, выделывают кожу.
Поразительно, но представителям этой касты нельзя было даже наступать на тени представителей более высших сословий. И только совсем недавно им разрешили заходить в храмы и подходить к людям других сословий.
Уникальные особенности каст
Бинди и тилака — так называется красная точка на лбу у индианки.
Махатма Ганди проповедовал борьбу с кастовым неравноправием. Ознакомьтесь с его биографией, это поистине человек с великой душой!
Еще одна значимая личность в истории Индии: Индира Ганди. Она не была родственницей Махатмы, просто однофамильцы. С ее биографией можете ознакомиться здесь: https://indianochka.ru/india/history/indira-gandi.html
Касты в современной Индии
Сегодня индийские касты стали еще более структурированными, в них появилось множество различных подгрупп, называемых джати.
В период последней переписи представителей различных каст, насчитывалось более 3 тысяч джати. Правда, перепись эта проходила более 80 лет тому назад.
Многие иностранцы считают кастовую систему пережитком прошлого и уверены, что в современной Индии кастовая система больше не работает. На самом деле, все совершенно иначе. Даже индийское правительство не смогло прийти к единому мнению касательно такого расслоения общества. На разделении общества на слои активно работают политики во время выборов, добавляя в свои предвыборные обещания защиту прав той или иной касты.
В современной Индии более 20 процентов населения относится к касте неприкасаемых: им приходится и жить в своих отдельных гетто либо за чертой населенного пункта. Таким людям нельзя заходить в магазины, государственные и лечебные учреждения и даже использовать общественный транспорт.
В касте неприкасаемых есть совершенно уникальная подгруппа: к ней отношение общества довольно противоречиво. Сюда относятся гомосексуалисты, трансвеститы и евнухи, зарабатывающие на жизнь проституцией и просящие у туристов монеты. Но какой парадокс: присутствие такого человека на празднике считается очень хорошим знаком.
Еще одна удивительная подкаста неприкасаемых — пария. Это люди, совершенно изгнанные из общества — маргиналы. Раньше стать парией можно было даже прикоснувшись к такому человеку, а сейчас ситуация немного изменилась: парией становятся либо родившись от межкастового брака, либо от родителей-париев.
Заключение
Кастовая система зародилась тысячелетия тому назад, но до сих продолжает жить и развиваться в индийском обществе.
Варны (касты) делятся на подкасты — джати. Существует 4 варны и множество джати.
В Индии есть общества людей, не входящих ни в одну касту. Это — изгнанные люди.
Кастовая система дает людям возможность быть с себе подобными, обеспечивает поддержку собратьев и четкие правила жизни и поведения. Это — естественная регуляция общества, существующая параллельно с законами Индии.
Видео по индийским кастам
Мы с мужем хотим посетить Индию. У нас есть знакомый индийский студент,довольно интересная история знакомства с ним, но это отдельно.Так вот, он нам рассказывал о кастах, а мы считали, что это выдумка. Неужели такое возможно в наше время?А можно ли учиться шудрам в школе?Могут ли они получить высшее образование?
Вообще-то мы планируем побывать в Гоа в следующем году. Интересно, сможем ли познакомиться с представителями низшего сословия? Мы были во многих странах, но такого не наблюдали нигде.Может, кое-что есть в Канаде с индейцам.
Мария, касты в Индии официально отменили. Сейчас данная система существует только негласно. Познакомиться в Гоа, вы конечно, сможете с различными кастами. На счет школ точно сказать не могу. Тут нужно учитывать и штат и финансы семьи. Образование в Индии платное, поэтому не у всех семей хватает денег, чтобы учить своих детей.
ошибка — касты не отметили, запрещена лишь кастовая дискриминация, перечитайте конституцию Индии, она есть в сети на английском и хинди.
Это великое благо что остались касты, так порядок есть и меньше путаниц в самоидентификации личности у ребенка в семье и четкое понимание при выборе профессии. А мы европейцы мучаемся имеем кучу навыков всю жизнь тратим на знания и апгрейды и в результате это просто суета ради денег.
Конкретно вы не еаропеец, не нужно льстить себе.
Да тебя бы определили б изгнанным
В Индии, как и во многих странах, есть государственные школы на бесплатной основе (в основном для бедных), а есть частные — платные. Практически в каждой школе есть дополнительная опция — школьный автобус. Эта опция за отдельную плату. Физкультура не является школьной дисциплиной,трудового обучения тоже нет, что обусловлено особенностями индийского общества: несмотря на то, что традиционное деление на касты уже давно запрещено законом, многие и по сей день считают ниже своего достоинства взять в руки рабочий инструмент. Эта информация от местного жителя=)
Касты увы не выиерли, и даже в Британии, где после 47-53 много индусов, можно наблюдать такое разделение. впрочем, в статье не все касты отмечены. так назваемые Индобританцы, хотя и новое явление, но вписывается в особую касту.
Все это жутко архаично…
Повнимательней там, а то тоже станете « неприкасаемыми ».
По поводу неприкасаемых, для индусов все иностранцы неприкасаемые.
Я тоже бы хотела поехать в индию
были на ГОА в 2015 году. уже тогда нам сказали, что по закону касты отменены.По крайней мере, унижать по закону никого нельзя
Приветствую. Я живу в Индии. И здесь действительно существует кастовая система.
Если вы хотите увидеть реальную Индию, то это НЕ ГОА.
ЭТО — Дели. Здесь можно увидеть ВСЁ. В РАЗНЫХ КРАСКАХ. ВСЯ ИНДИЯ В ДЕЛИ. МУМБАИ — это другая Индия, современная. И другая…..
Приезжайте в гости в Гималаи (пообщаемся)
День добрый! Могут учиться, более того есть случаи, когда они становились даже министрами индии… Есть квота государственная для таких людей, им выделяется место в учебных завединениях
У меня запросто укладываются. В России миллионеров тоже огромное количество, а на операции детям деньги через телевидение собирают. В Индии все тоже самое, только не так завуалировано. Там другой менталитет, они не унывают, не устраивают революций, знают, что если будут достойно жить в предложенных условиях, то через реинкарнацию смогут подняться выше. Или наоборот, опуститься вниз и стать не человеком, а животным. Морально им проще наверно.
,,Черт знает че написала. ’. ».
Я не понимаю. Как можно жить с кастами
а вы с ними и так живете, просто они не оформлены официально. Неужели вы дружите с бомжами и миллионерами одновременно? скорее всего вы общаетесь с людьми своего же круга и образования. Просто у нас есть какой-то шанс родившись в низшем сословии пробраться наверх, а у них нет
Ну в моем окружении есть люди которые живут и на 3000грн и на 300.000грн в месяц. Есть знакомые которые на пороге бедности. Так что наверное можно сказать я дружу с бомжами и миллионерами. В Индии такое невозможно. Наше общество кардинально другое
Уважаемая Оксана,чтобы увидеть такие *парадоксы и загадки*,ехать в Индию необязательно.Достаточно отъехать километров на 200 от МКАДа,и вы увидите людей,*влачащих нищенское существование*.И их процентный состав будет по мере удаления от благословенного МКАДа будет нарастать до практически 100%
Интересно, к какой касте относятся артисты эстрады, театров и кино, певцы, и прочие «развлекающие»?
Рави Шанкар, Харипрасад Чаурасия и другие великие индийские музыканты — шудры? Наталья, не вводите в заблуждение людей!
К сожалению, в большинстве к высшим кастам — брахманам и кшатриям. Редко когда исключения, ну а неприкасаемых там нет вовсе
Почему к сожалению?)
шуты гороховые паяцы и скоморохи
петухи декоративные — поют много потомства ноль
К удивлению современного человека все так и осталось во многом. в1610 Британцы разделили всех на касты и племена, что очень схоже с каставастьюринятой самими индийцами. К разделению стоит добавить и религиозные особенности. так буддисты строже придерживаются кастовости, но позволяют брахманам смешиваться с католиками. 30проц на сегодняшний день среди христиан. Самые терпимые к происхождению оказались приверженцы Хиндуизма. В статье не все упомянуты, не все возможно внести в такой формат, но правительство Индии после отделения достаточно долго пользовалось системой оставленной нашими предками. кастовая система не совсем отменена, отменена внекастовость «неприкасаемых», но не отменены законы относительно касты и племени. М Ганди, не смог повлиять на состояние индийского общества в эпоху перехода к независимости. » в1997 году президент Индии был представитель неприкасаемых.
Спасибо за статью! Интересно.
Интересно к какой касте относятся богатые люди?
Здесь это значения не имеет. Есть брахманы бедняки, а есть вайшьи и шудры богатые. Кто сумел заработать, а кто украсть вот и не зависит от касты.
Спасибо я получила хорошие ответы на мои вопросы
Касты никто не отменял, в конституции лишь запрещена кастовая дискриминация, т.е угнетение кого-либо по кастовому признаку. Если хватит терпения, то прочитайте конституцию Индии — как никак, а она самая большая в мире
«Индусы считают, что следуя правилам, установленным в своей касте, в следующей жизни можно родиться представителем уже чуть более высокой и почитаемой касты, занять гораздо лучшее положение в обществе.»
….интересное переложение теории реинкарнации
«Брахманы никогда не дарят подарков: они принимают, но не дают.»
…О, это новое слово в мире индологии! Дальше читать даже смысла нет.
И кто позвольте узнать сделал это открытие? Имя автора можно узнать? Или откуда этот бред скопипастили?
И вообще не ясен смысл этого сайта, когда существует много сайтов профессиональных индологов, любителей, и просто путешественников, которые Индию знают и любят, и отвечают за свои слова своей репутацией, и им не стыдно ставить подпись. А этот сайт для чего и для кого?
Спасибо за мнение. Над сайтом работает не один человек, и, естественно, не все мы являемся профессиональными индологами, как вы ).
Вы лично, можете привести примеры сайтов, которые являются эталонами в познании индийских каст и Индии в целом? Бесспорно, сайтов много, но вы действительно считаете, что все они так хороши, а мы тут Интернет засоряем?
я считаю что писать стоит только о том что знаешь. хорошо, лично и точно. а остальное — это деза.
сайтов о кастах нет, зато есть книги очь уважаемых людей. на бумаге. надо будет найдете.
нет автора — значит нет доверия и это прочто содрано переписано с других сайтов ибо приличные люди и сайты имен не скрывают, а напротив гордятся авторами
Это всего лишь ваша точка зрения, но есть на свете еще и другие ). Не нравится сайт — не ходите и не читайте. Выбор есть у каждого.
Здравствуйте, помогите мне узнать ответ, на один вопрос — опишите подварну человека, для которого работа телохранителем будет идеальной. Спасибо
С древности все население Индии делится на брахманов — жрецов и ученых, воинов — кшатриев, торговцев и ремесленников — вайшьи и обслугу — шудров. Каждая каста в свою очередь подразделяется на многочисленные подкасты, в основном по территориальному и профессиональному признакам.
Брахманский фашизм в Индии
За то есть ПОРЯДОК. А не как сейчас разный сброд правят миром. Вес мир стал одной большой свалкой где если ты не выродок, то значит у тебя менше прав. Тот кто с розовыми очками в пропагандиской эуфории, тому будет непонятные мои слова ……..
вась ты чё куришь ещё есть?
Кастовая система есть и в современном западном обществе.Только она завуалирована словами о демократии,равенстве и равноправии,хотя дает возможность индивидуму сделать бросок к приобретению денег и возможности разбогатеть(перебраться в другую кастовую систему).
Интересно. А белый человек к какой касте относится? или тоже от профессии зависит? Белый электрик будет более почитаем чем белый уборщик?
Когда я был маленьким, я просил у Бога велосипед. Потом я понял, что Бог работает по-другому — и тогда я украл велосипед и стал просить у Бога прощения. (с) Аль Пачино
Как же можно измерять людей по кастам-ми все дети БОГА и имеем равенство перед самими собой—это всё выдумка людей, чтобы унижать других-мы все равны перед БОГОМ- какие ещё касты- всё выдумка самого человека, прошу кончайте с неграмотностью
хмммм спасибо за информацию
Большое спасибо! С помощью вашего сайта я сделала доклад по истории.
Приветствую. Может ли представитель Вайшья взять в жены христианку? Благодарю за ответ
Ребята не обращайте внимание на бедность или богатство. Неприкасаемые это самые богатые люди Индии. Касты созданы не для определения кто должен быть богатым а кто рабом. Каста зависит от крови. Там запрещено (не официально ) смешение крови. У кого то она голубая 🙂 Все это забота о следующем поколении. И не все так просто. Самые высокие касты в древности, потомки Ариев. А например неприкасаемые (не чистокровные) Хочу сказать что славяне в Индии (настоящие славяне) относятся к одними из высших рас. Почитайте литературу. все узнаете. Со временем конечно все свелось к тому кто где может работать и как питаться. Но главное здесь это кровосмешение (недопущение этого)
Варны возникли у ведических ариев из мифологии о творении человека. Варна брахманов (священнослужителей раного ранга), кшатриев(воинов) и вайшью (земледельцы, скотоводы, ремесленики). Древнеарийское общество в этом смысле было единым первым сотворенным человеком Пурушей и варны эти нужны были для сохранения арийской идентичности, потому они предпочитали не смешиваться с другими народами. Дети брахманов могли жениться и выходит замуж за брахманских детей или кшатриев (дочерей брать), кшатрии только среди кшатриев же (замуж могли брать вайшиек), вайшью — только вайшью. Среди этих трех варн только и распространялись Веды. Это нужно было чтобы сохранить Веды и не смешивать их с верованиями других народов. В период, когда ведические арии еще не достигли Северной Индии, Ирана и Средней Азии, ти три варны были взаимно свободными и никто не был никому рабом, но существовала идея служения в своей варне единому арийскому обществу. Именно на новых территориях, дабы не смешиваьтся с аутентичным населием (тамильским, двравидским, хамитским и др.) появились представления о шудрах и париях. причем пария — это тамильское слово и означает вне касты. С забвением Вед в индуистский период происходит смешение верований и смешение в браках. Как это происходило: У ведических ариев был разработан институт ученичества, т.е эти «дважды рожденные» (двиджу повита) три варны ариев отдавали детей на обучение. Брахманские дети с 5 лет, кшатрийские с 12, вайшиские с 16. Только после того, как ученик закончил обучение, он мог жениться. Если же в среде ариев оказывался эдакий фонвизинский недоросль, нежелавший учиться, покидавший раньше времени своего духовного учителя, не соблюдавший закон, он с позором изгонялся из арийского сообщества, и естественно устраивал свою жизнь как мог среди аутентичного населения.Вот мы видим, как уже через тысечелетия появляется новый этнос с новой своеобразной культурой и вполне себе с новой сенкритической религией
Даже за одно это спасибо Революции
русское арий- это понятие ярый, т.е ч-з йотированную а»ЙАРЫЙ», И это как вязано с почитанием божества в его зримом природном образе через солнце и огонь. Т. е. изначально(Внимание, еще раз повторюсь) не обожествление огня и солнца, как светила, а как видимого нетварного проявления сущности Бога в мире людей. Отсюда наши Ярило, Ярослав, яркий, ярый и проч. Совершенно очевидно почитание Божества через созерцание его, как огня и солнца и создание вокруг этого ритуалов уже. Наше ярый (арий) означает преданный Божеству, могучий, красивый. Иранские и Центральноазиатские понятия это вторичное «благородный», поскольку правителями становились в этих странах воины (кшатрии). И, смотрите, у нас, в Иране и ЦА не появилось шудр и неприкасаемых. Зато первые три существовали всегда, даже при смене религий на Зороастризм, Христианство и Ислам.
Вообще, информация интересная, я интересуюсь Индией и раньше думала, что богатые, это отдельная каста. Только у меня вопрос: а высокопоставленные чиновники, министры и т. д. они к какой касте относятся? И если в каждой касте могут быть богатые, то если, например, неприкасаемый заработает, или получит каким-то образом много денег, то чисто теоретически, его тоже будут избегать, как всех неприкасаемых, или отношение к нему как-то измениться?
В Индии касты закрытая тема с 1950г. Индийцы на любят говорить об этом. Неприкасаемых берут на простую работу, не требующую квалификации,потому что они как правило не образованы. Но ничто не мешает им заняться своим образованием. Тем более есть государственное начальное образование, которое бесплатно до 5 класса. На последних выборах в 2017г. оба кандидата в президенты были из касты неприкасаемых. Победил Рам Натх Ковинд
Это называется «Индийский фашизм»
А
Авана — мусульманская земледельческая каста в Пенджабе, притязающая на арабское происхождение.
Агарвал — торговцы в Северной Индии. Многие члены этой касты джайны.
Агхорипантхи — разряд нищих, которые утверждают, что питаются падалью.
Араин — садовники.
Арора — торговцы.
Ахар — скотоводы и пастухи в Рохильканде.
Ахир — пастухи-скотоводы, а также земледельцы.
Б
Бавури — корзинщики (Южная Индия).
Багди — рыбаки и лодочники.
Банья — торговцы, банкиры.
Байраги — нищенствующие монахи.
Банспхор — поделки из бамбука (банс — бамбук).
Бант — крестьяне.
Бархай — плотники.
Беллара — корзинщики (Южная Индия).
Бханги — мусорщики.
Бхатра — каста брахманов, живущих милостыней.
Бхой — рыбаки и лодочники.
Бхиспи — водоносы.
Бхуинхары (бахханы) — землевладельцы (Бихар).
В
Ваддера — каменщики и землекопы (Южная Индия).
Вани — торговцы.
Веллал — крестьяне (Южная Индия).
Вешья — танцовщицы и гетеры.
Вайшми — торговцы.
Г
Гадария — овцеводы.
Гадди — скотоводы.
Гамалла — виноделы.
Гоала — пастухи и скотоводы.
Госаин — нищенствующие монахи.
Гудала — корзинщики.
Гуджар — землевладельцы.
Д
Дарат — мусульманская каста (Керала).
Дарзи — портные.
Джалия — рыбаки и лодочники.
Джангам — священники.
Джат — землевладельцы (Пенджаб).
Джоги — нищенствующие монахи.
Джуги — ткачи.
Джулаха — ткачи.
Джхинвар — водоносы.
Дикшитар — каста брахманов в Чидамбарам.
Дом — кочевники.
Дхангар — овцеводы.
Дхедх — кожевники.
Дхимар — водоносы.
Дхоби — стиральщики белья.
Дхор — кожевники.
И
Идига — виноделы (Южная Индия).
Изхаван — виноделы (Южная Индия).
К
Кайбартха — рыбаки и лодочники.
Камар — кузнецы.
Капу — земледельцы (Андхра).
Кахар — водоносы.
Каястха (каяштха) — писари. (см. Шривастав).
Коли — землевладельцы (Гуджарат).
Комати — торговая каста (Андхра).
Кори — ткачи.
Кошти — ткачи.
Кумбхар — гончары.
Кумор — гончары.
Кумхар — гончары.
Кунби — землевладельцы.
Курми — землевладельцы.
Кхати — плотники.
Кхатри — торговцы.
Кходжа — торговцы.
Л
Лодха — землевладельцы (Уттар-Прадеш).
Лохар — кузнецы.
М
Маратхи — землевладельцы (Махараштра).
Марвари — купцы, бизнесмены.
Мираси — музыканты, сказители, знатоки родословных.
Муккуван — рыбаки (Малаялам).
Н
Намбудири — каста брахманов в Керале.
О
Од — каста, занимающаяся расчисткой каналов или постройкой домов.
Оджха — лекари, знахари и маги; подкаста брахманов (Северная Индия).
Охри — каста кхатри.
П
Патидары — землевладельцы (Гуджарат).
Р
Раджбанси — землевладельцы (Бенгалия).
Раджпуты — землевладельцы (Уттар-Прадеш).
Х
Хаджджам — цирюльники (мусульмане).
Хиджра — неприкасаемые в Индии, Бангладеш и Пакистане.
Ч
Чандала — член низшей касты в древней Индии.
Чаран — барды, писатели, рассказчики (Гуджарат).
Чекаван — виноделы (Керала).
Четти, четтияр — купцы, ростовщики, банкиры (Керала, Мьянма, Шри-Ланка).
Чунгаттан — каста рыбаков на Малабарском побережье.
Ш
Шанан, шанар — каста, занимающаяся добычей пальмового сока.
Шаундика — винокуры и виноторговцы.
Касты по специальности
Северная Индия
Б
Брахманы.
В
Водонос. (Касты: бхисти, дхимар, джхинвар, кахар и др.)
Г
Гончар. (Касты: кумхар, кумбхар, кумор и др.)
З
Земледелец и воин. (Касты: бхуинхар, гуджар, джат, коли, кунби, курми, лодха, маратха, патидар, раджбанси, раджпут и др.)
К
Кожевник. (Касты: дхор, чамар, чамбхар, махар и др.)
Козопас и овцевод. (Касты: дхангар, гадария и др.)
Кузнецы. (Касты: лохар, камар и др.)
М
Маслоделы. (Касты: тели, тили и др.)
Мусорщик. (Касты: бханги, чандал, чурха и др.)
Н
Нищенствующий монах. (Касты: байраги, факир, госаин, косвами, джоги и др.)
П
Парикмахер. (Касты: хаджджам, най, нхави, напит и др.)
Пастух-скотовод. (Касты: ахир, гоала и др.)
Писец. (Касты: каяштха, прабху и др.)
Плотник. (Касты: бархай, кхати, сутар и др.)
Портной. (Касты: дарзи, шимпи и др.)
Р
Рыбак и лодочник. (Касты: бхой, багди, джалия, кайбартха, коли, маллахи и др.)
С
Садовник. (Касты: араин, качхи, мали и др.)
Стиральщик белья (прачка). (Касты: дхоби, парит и др.)
Т
Ткач. (Касты: кори, кошти, джуги, джулаха, сали, танти и др.)
Торговец. (Касты: арора, банья, бохра, кхатри, кходжа, лохана, махаджан, марвари, вани, ванья и др.)
Ю
Ювелир. (Касты: сонар, сварнакер и др.)
Южная Индия
Б
Брахманы. Намбудири
В
Виноделы. (Касты: гамалла, идига, изхаван, шанан, тьян, ята и др.)
Вор и грабитель. (Касты: каллар, корава, маравар и др.)
К
Каменщик и землекоп. (Касты: одде, ваддар и др.)
Корзинщик. (Касты: бавури, беллара, эрула, гудала, меда, параян и др.)
Крестьянин. (Касты: бант, кург, камма, надувар, найяр, оккалига, реди, веллал, велами и др.)
С
Священнослужитель. (Касты: джангам, куруккал, пандарам, пуджари и др.)
Арии — хранители космических знаний, поэтому не смешивались. Кто сохранился по сей день в чистом виде — те и программисты, и вообще выдающиеся умы в различных отраслях знаний и практик. В современности их мало, они особенные. Может так и надо для нашей цивилизации.