В чем заключается специфика литературы как вида искусства
В чем заключается специфика литературы как вида искусства
Прежде чем говорить об особенностях литературы как вида искусства, следует разобраться в значении самого слова «литература». Слово это происходит от латинского Слова Litterа, что означает «буква». В буквальном переводе «литература» значит «то, что написано буквами, письменность». С появлением книгопечатания литературой стали называть не только то, что написано, но и то, что напечатано в книгах, журналах, газетах и т. д. Виды литературы разнообразны: учебная литература, техническая, медицинская, спортивная литература и т. д.
Наряду с4термином «литература» для обозначения произведений искусства слова существует термин «поэзия» в широком смысле. В более узком смысле к поэзии относят стихотворные произведения. В старых учебниках и научных работах наряду с терминами «литература», «поэзия» употребляется термин «изящная словесность».
В книгах и статьях нередко встречается выражение «литература и искусство», что может дать повод думать, будто литература есть нечто отличное от искусства. На самом деле это словосочетание обозначает лишь то, что литература является важнейшим видом искусства.
Слово «искусство» употребляется в двух основных ■ значениях. Искусством называют высокое умение, мастерство в овладении каким-либо сложным делом. В этом смысле говорят об искусстве ^рача, педагога, инженера, сталевара и т. д. Искусством называют также особую область человеческой деятельности — художественное творчество.
В процессе общественно-трудовой практики челове-, чество научилось не только извлекать практическую пользу из окружающих его явлений и созданных им предметов, но и ценить их к р а с о т у.
Красота есть мера целесообразности и совершенства предмета или существа. Красивым называется такой предмет, который совершенен как по назначению, так и по форме. В природе красота возникает стихийно как выражение биологического закона сохранения и развития видов: выживают наиболее совершенные виды растений и животных, а в пределах вида — наиболее совершенные экземпляры. В отличие от природы люди сознательно стремятся к тому, чтобы сделать красивыми и самих себя, и предметы своего труда. Это стремление к совершенству помогает людям соперничать с природой, творить новую красоту, более совершенную, чем красота стихийно-природных предметов и существ.
Восприятие и, еще более, творчество красоты доставляет людям особую радость, называемую эстетическим наслаждением. Это радость переживания людьми их творческих сил и замечательных способностей, радость осознания себя творцами, перед волей и трудом которых первобытный хаос превращается в стройную гармонию и красоту. В очерке «В. И. Ленин» М. Горький приводит такие слова Владимира Ильича о прекрасной музыке Бетховена: «Ничего не знаю лучше «Apassionata». Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!»
Потребности людей в красоте, в прекрасном называют эстетическими потребностями. А наука о проявлениях прекрасного в жизни и в искусстве называется эстетикой. Потребность’ в прекрасном заложена в самой природе человека, ибо человек в отличие от животных, по словам Маркса, «производит универсально», «воспроизводит всю природу», «умеет производить по меркам любого вида и всюду. умеет прилагать к предмету соответствующую-мерку; в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты».
Наиболее полно возможность творить «по законам красоты» проявляется в художественном творчестве, в искусстве. Происходит это по следующим причинам.
В повседневной жизни, на производстве люди вынуждены пользоваться вещами, не всегда отвечающими их эстетическим потребностям и запросам. Это объясняется, во-первых, тем, что пока еще не все вещи и предметы удается делать удобными и красивыми, хотя в последнее время на фабриках и заводах все больше внимания уделяется технической эстетике. Во-вторых, в обычной жизни требования к эстетическим качествам вещей, как правило, отступают перед практическим назначением этих вещей. В большой мороз мы охотней наденем малопривлекательную на вид, но теплую шубу, чем модное, но плохо греющее пальто. Точно так же в дождь мы предпочтем грубую, однако прочную обувь изящным, но пропускающим воду туфлям.
Специфика литературы как вида искусства.
Любое искусство призвано духовно обогащать и облагораживать человека, прививать ему определенные знания, развивать его чувства и эмоции. Без эмоций, вызываемых у человека, искусство не может существовать, да и просто не имеет смысла. Предметом искусства, а значит, и литературы, является человек, его внутренняя и внешняя жизнь и все, что так или иначе связано с ним. Поэтому в литературном произведении всегда поднимаются важные, всеобщие, даже глобальные проблемы. На одном, отдельно взятом примере, рассматривается общая, важная для каждого проблема. Это становится возможным благодаря художественному образу, без которого невозможно существование литературы и всего искусства в целом.
Литература как вид искусства — явление уникальное, использующее самый могучий инструмент человеческих возможностей — язык и лежащее в основе многих других искусств, таких как кино, театр, телевидение и многих других. Она выполняет три основные функции:
· Эстетико-эмоциональную — любое произведение так или иначе оказывает на читателя мощное эмоциональное воздействие, доставляет ему интеллектуальное наслаждение. Если произведение не тронуло душу человека, не вызвало заинтересованной эмоционально-личностной реакции, не доставило наслаждения – значит, весь труд пропал даром.
· Воспитательную — литературное произведение формируют личность человека, выстраивает его систему ценностей, исподволь учит его мыслить и чувствовать, делает умнее, добрее, духовно богаче.
Необходимо помнить, что художественное произведение — это не документальная запись, фиксирующая конкретное событие в жизни конкретного человека. Хотя, безусловно, зачастую в основе произведений лежат реальные исторические события или реальные исторические личности. Тем не менее главное в литературном произведении — художественный образ, аккумулирующий в себе какие-то общие человеческие черты или наиболее типичные ситуации. Он является особым, присущим только искусству способом освоения и преобразования действительности. Таким образом произведение художественной литературы — не сама жизнь, а отражение ее. Не случайно литературу недаром называют зеркалом жизни.
Часть 1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века
Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века.
Историко-культурный процесс конца XVIII — XIX веков
Историческая ситуация
Французская революция 1789–1793 годов резко изменила жизнь целых народов не только в Европе, но и во всем мире, привела в движение скрытые ранее силы, сместила исторические устои и традиции. К концу XVIII века феодальная Франция полностью исчерпала себя как государство, и изменение ее политического строя стало неизбежным. После многократной смены власти страна оказалась в руках корсиканского генерала Наполеона Бонапарта, чьи политические амбиции привели к переделу мира и глобальному изменению карты Европы, большая часть которой в начала XIX века оказалась в составе Франции.
Пока Европа бурлила в революционных страстях, в России, огородившейся от европейских событий царил блаженный застой. Российское дворянство пребывало в спокойной уверенности, что времена перемен и потрясений для России остались в прошлом. А тем временем Екатерина II, отдававшая себе отчет, что европейские «страсти» рано или поздно просочатся и на территорию России, что избежать перемен, вызванных французской революцией, не удастся, активно готовилась к законодательным реформам, призванным изменить уклад российской жизни «сверху», не допустив тем самым революционных действий «низов».
Но надеждам ее не суждено было сбыться. Пришедший после смерти Екатерины к власти Александр I погряз в веренице военных конфликтов с наполеоновской Францией и вынужден был остановить проведение в России реформ. Отечественная война 1812 года и вовсе поставили крест на реформировании страны.
Прогрессивное дворянство России, не дождавшись от правительства никаких изменений, решили действовать самостоятельно и ограничить изживающее себя самодержавие, приведя страну если не к Республике, то хотя бы к конституционной монархии. Их деятельность вылилась в вооруженное восстание в декабре 1825 года и последовавшей за ним Реакции.
Правление Николая I, начавшееся с подавления восстания декабристов и расправы над ее участниками, только усилило недовольство масс, не решив главного вопроса того времени — отмены крепостного права.
Тем временем во Франции, взбаламутившей мирные воды Европы, опять воцарилась монархия, в Великобритании наступила викторианская эпоха, вновь выдвинувшая на первый план традиционные ценности. Пережив революционные бури вернулись на стартовые позиции остальные европейские страны.
Но полностью вернуть ситуацию в прежнее русло оказалось уже невозможным: и в Европе и в России стал поднимать голову рабочий класс, создалась благоприятная обстановка для зарождения и последующего расцвета теории Маркса и коммунистического движения.
Александр II, в отличие от своих предшественников начал активное реформирование России, но время было безвозвратно упущено — остановить нараставшие волнения, спровоцированные изменившимся сознанием народных масс, оказалось уже невозможным.
Александр III, напуганный убийством своего предшественника, немедленно прекратил все реформы, сделав ставку на развитие промышленности и искренне веря, что промышленные преобразования сами собой положат конец смуте. Но революционное движение, уже ставшее на тот момент международным, просто затаилось, научилось искусству конспирации и активно продолжало свою деятельность.
В этот период важные изменения происходили и на американском континенте. Гражданская война 1861–1865 гг, вспыхнувшая в США, определила дальнейший путь Америки.
Культура и экономика
Но если прежде богатство подкрепляло власть, основанную на происхождении, то теперь но само стало инструментом власти, вторгшись в политику и начав править миром.
Не избежала этого влияния и литература. Если раньше она была «приютом вдохновения», то теперь она становится способом зарабатывания денег.
Главный инструмент рыночной экономики конкуренция дала толчок череде технических открытий, которые вели к подъему экономики, а она, в свою очередь, требовала новых изобретений. Не стояла на месте и наука: активно развивалась медицина, химия, биология. Наука внесла свою лепту и в развитие искусства, положив начало кинематографу.
1.1.1.3 Искусство и литература
Вторая половина XIX столетия была отмечена появлением в России движения художников-передвижников. Это была плеяда гениальных творцов: И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Васнецов, И. Левитан. Все они будут поклонниками художественных идей, отраженных в литературе, станут работать в тех же жанрах и направлениях.
Искусство активно двигалось вперед. Если в начале XIX века музыкантов и живописцев привлекал их внутренний мир, то потом наступило время «заземления», познания окружающей действительности. А уже к концу века появилось желание познать новое, никем еще ранее не познанное. В этот период в Европе зарождается абсолютно новое направление в искусстве — импрессионизм, яркими представителями которого стали Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега. Новое направление распространилось и на скульптуру в лице гениального О. Родена, и на музыку, где его представителями стали К. Дебюсси, М. Равель, ну и, конечно, на литературу, в первую очередь на поэзию.
На рубеже XIX и XX столетий мыслитель и композитор Р. Вагнер положил начало новому направлению в искусстве. Это течение получило название символизм.
Тема 3. Специфика литературы как вида искусства
Художественная литература принадлежит к более обширной сфере человеческой деятельности – искусству. Словесное художественное произведение – это, с одной стороны, объективная данность. Но с другой стороны, вне воспринимающего сознания оно не существует, и здесь необходимо говорить о субъективной данности эстетического переживания. С третьей стороны, смысл художественного произведения имеет интерсубъективную (межличностную, дискурсивную) природу.
Для того чтобы воспринимать словесное искусство адекватно, мы должны понимать природу словесного искусства, произведение как объективную данность, законы, по которым оно создается. Художественный текст предельно упорядочен и предельно смыслосообразен. В одной из современных литературоведческих концепций, автором которой является В.И. Тюпа, предпринята попытка сформулировать эти законы словесного искусства.
Понятие художественности(как и определение «художественный») служит для указания на специфику искусства, его содержанием является то, что отличает данный род деятельности (способ мышления, область культуры) от философии и религии, от науки и публицистики, производительного труда и политики.
Основу специфики искусства составляет его эстетическая природа. Творчество художника есть деятельность, удовлетворяющая эстетические потребности духовной жизни личности и формирующая сферу этических отношений между людьми. Художественность является высшей культурной формой эстетического отношения человека к миру, поскольку «эстетическое вполне осуществляет себя только в искусстве» (М. Бахтин).
В.И. Тюпа формулирует следующие законыискусства (законы художественности).
1. Закон целостностипредполагает внутреннюю завершенность (полноту) и сосредоточенность (неизбыточность) художественного целого. В принципе это означает предельную упорядоченность формы произведения относительно его содержания как эстетического объекта; в тексте шедевра нет ничего случайного, безразличного, необязательного. Однако история литературы знает и такие неоконченные тексты («Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова) или намеренно оборванные автором («отрывок» А.С. Пушкина «Осень»), которые являются достаточными объективными предпосылками для возникновения внутренней целостности произведения и полноценного эстетического отношения к нему.
2. Эмоциальная рефлексия как своего рода «механизм» эстетического переживания порождает художественный закон условности. Даже самое жизнеподобное искусство сплошь условно (конвенциально, знаково), поскольку призвано возбуждать не прямые эмоциональные аффекты, но текстуально опосредованные «переживания переживаний». Если на театральной сцене, представляющей трагедию, прольется настоящая кровь, эстетическая ситуация будет разрушена. В соответствии с законом условности произведение искусства не сводится к тексту, а представляет собой некий конвенциональный мир.
Условен язык художественного произведения. Творец художественного мира, автор произведения обращается к нам не на житейски практическом языке слов, а на художественном языке, который является вторичным. Так, о своем реальном горе, которое выступает как переживание нравственное и духовное, человек может высказаться, используя житейский язык, первичную знаковую систему. Чувство же, высказываемое в элегии, сочиненной по поводу утраты, – это уже переживание вторичное и опосредованное (в частности, опосредованное жанровой традицией написания элегий). Эмоциональная рефлексия здесь требует от автора творческого самообладания и обращения к вторичной знаковой системе – языку элегической поэзии.
Ни одно слово художественного текста не следует соотносить непосредственно с личностью писателя. В литературных произведениях высказываются либо альтернативные автору фигуры (персонажи), либо его заместители (повествователи, лирические субъекты). И те и другие в конечном счете обладают статусом литературных героев. Даже в самой интимной автобиографической лирике автор – не тот, кто говорит, а тот, кто этого говорящего слышит, понимает, оценивает как «другого». «От себя» писатель высказывается лишь в текстах, лишенных художественности (интервью, мемуары, эссе, письма), где он говорит о себе, о своей жизни реальной.
3. Закон внутренней адресованности осознан теорией литературы относительно недавно. Лишь в XX в. становится ясно, что художественное целое, именно как целое, всегда направляется к более или менее далекому, неизвестному адресату, в существовании которого поэт не может сомневаться, не усомнившись в себе. Внешняя адресованность литературного текста (посвящения, обращения к читателю) для искусства факультативна и отнюдь не характеризует его художественной специфики. Последняя состоит в том, что произведение – в силу своей условной целостности (замкнутости и сосредоточенности) – заключает в себе уготованную читателю-адресату внутреннюю точку зрения, с которой оно только и открывается во всей своей целостности.
«Искусство, – утверждал А.А. Потебня, – есть язык художника, и как посредством слова нельзя передать другому своей мысли, а можно только пробудить в нем его собственную, так нельзя ее сообщить и в произведении искусства»; содержание художественного произведения «действительно условлено его внутреннею формою, но могло вовсе не входить в расчеты художника», поэтому «сущность, сила такого произведения не в том, что разумел под ним автор, а в том, как оно действует на читателя или зрителя…». Эстетическая адресованность художественного целого состоит не в сообщении некоторого готового смысла, а в приобщении к определенному способу смыслопорождения. Произведение подразумевает адресата, для которого художественное восприятие станет не разгадкой авторского замысла, но индивидуальным путем к общему смыслу.
Поскольку художественность не сводится к эстетическому отношению, являясь сверх того сотворением новой (художественной) реальности, а также совершенно особой формой знания о жизни, непереводимой в логические понятия науки или философии, постольку в искусстве имеют место еще два закона.
4. Закон индивидуации(творческой оригинальности) предполагает, что только нечто поистине уникальное, невоспроизводимое может считаться произведением искусства, а не продуктом ремесленной деятельности. Ф.В. Шеллинг, подобно Канту, полагал, что «основной закон поэзии есть оригинальность». Оригинальность художественного творения не только служит самовыражением индивидуальной личности художника, но и апеллирует к индивидуальности восприятия, пробуждает и активизирует самобытность читателя, зрителя, слушателя.
5. С другой стороны, закон генерализации, трактуемый рядом теоретиков как «закон творческой типизации», усматривает в художественности предельную меру обобщения личностного опыта присутствия индивидуального человеческого «я» в мире. По Шеллингу, «чем произведение оригинальнее, тем оно универсальнее».
Художественные тексты способны запечатлевать самые разнообразные (в частности научные) знания о мире и жизни, однако все они для искусства необязательны и неспецифичны. Собственно же художественное знание, по мысли Б.Л. Пастернака, доверенное романному герою, – это «какое-то утверждение о жизни, по всеохватывающей своей широте на отдельные слова не разложимое», а в то же время «узкое и сосредоточенное», в конечном счете, «искусство, в том числе и трагическое, есть рассказ о счастье существования». Предметом такого знания является специфическая целостность феноменов человеческого бытия: я-в-мире, или, говоря современным философским языком, экзистенция – специфически человеческий способ существования (внутреннее присутствие во внешней реальности). Всякое «я» уникально и одновременно универсально, «родственно» всем; любая личность является таким я-в-мире. Никакому логическому познанию тайна внутреннего «я» (ядра личности, а не ее оболочек: психологии, характера, социального поведения) в принципе недоступна. Между тем художественная реальность героя – это еще одна (вымышленная, условная) индивидуальность, чьей тайной изначально владеет сотворивший ее художник. Художественный образ – это тоже кажимость, то, что не существует в первичной реальности, но существует в воображении («незримый рой гостей, знакомцы давние, плоды мечты моей» – Пушкин «Осень»). Даже запечатленные в произведении исторические лица – это не простое воспроизведение, а сотворение аналога, наделенного семиотической значимостью и эстетически концептуальным смыслом. Это проявляется прежде всего в том, что герой – вымышленная автором человеческая личность. Таковы Димитрий Самозванец Сумарокова, Борис Годунов и Гришка Отрепьев у Пушкина в «Борисе Годунове», Пугачев в «Капитанской дочке», Наполеон и Кутузов в «Войне и мире» Толстого, Петр Первый в романе А. Толстого. Постигая художественный образ, мы постигаем тайну внутреннего «я», ядра личности, а по сути, концепцию личности в произведении. Приобщение к пониманию заложенной концепции личности обогащает наш духовный опыт личностного присутствия во внешнем мире и составляет своего рода стержень художественного восприятия.
Рекомендуемая литература по теме
Тюпа, В.И. Художественный дискурс (введение в теорию литературы) / В.И. Тюпа. – Тверь, 2002.
Борев, Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: энциклопедический словарь терминов. – М., 2003.
Литература как вид искусства
Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка.
Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.
Материальным носителем образности литературных произведений является слово, получившее письменное воплощение (лат. littera — буква). Слово (в том числе художественное) всегда что-то обозначает, имеет предметный характер. Литература, говоря иначе, принадлежит к числу изобразительных искусств, в широком смысле предметных, где воссоздаются единичные явления (лица, события, вещи, чем-то вызванные умонастроения и на что-то направленные импульсы людей). В этом отношении она подобна живописи и скульптуре (в их доминирующей, «фигуративной» разновидности) и отличается от искусств неизобразительных, непредметных. Последние принято называть экспрессивными, в них запечатлевается общий характер переживания вне его прямых связей с какими-либо предметами, фактами, событиями. Таковы музыка, танец (если он не переходит в пантомиму — в изображение действия посредством телодвижений), орнамент, так называемая абстрактная живопись, архитектура.
Литература по родам
Эпические жанры: басня, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, сказка, эпопея, художественный очерк.
Лирика — род литературы, который основывается на обращении к сфере внутреннего — к состояниям человеческого сознания, эмоциям, впечатлениям, переживаниям. Даже если в произведениях присутствует повествовательный элемент, лирическее произведение всегда субъективно и сконцентрировано на герое. Характеристиками лирического произведения являются «сжатость», «монологичность», «единство лирического сюжета» и «мгновенность» («точечность», «современность»). Большинство лирических произведений относится к поэзии.
Лирические жанры: ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма, мадригал, эклога, эпитафия.
Драма — род литературы, воспроизводящий прежде всего внешний для автора мир — поступки, взаимоотношения людей, конфликты, но в отличие от эпоса имеющий не повествовательную, а диалогическую форму. В драматических произведениях текст от лица автора носит эпизодический характер, большей частью ограничивается ремарками и пояснениями к сюжету. Большинство драматических произведений пишется для последующей постановки в театре.
Драматические жанры: драма, комедия, трагедия, трагикомедия, водевиль, фарс, мелодрама.
Типы текста по структуре
Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Известен, однако, целый ряд пограничных явлений: многие прозаики сознательно придают своим произведениям некоторые признаки стихотворности (можно упомянуть сильно ритмизованную прозу Андрея Белого или зарифмованные фрагменты в романе Владимира Набокова «Дар»). О точных границах между прозой и поэзией не прекращается спор литературоведов разных стран на протяжении последнего столетия.
Проза широко используется в беллетристике — при создании романов, коротких историй и т. д. Отдельные примеры таких произведений известны уже много веков, однако в самостоятельную форму литературных произведений они развились относительно недавно.
Роман — наиболее популярная разновидность современной прозы (впрочем, в литературе известен и роман в стихах) — представляет собой достаточно длинное повествование, охватывающее значительный период жизни одного или нескольких персонажей и описывающее этот период с глубокой подробностью. Как распространённый жанр романы появились сравнительно поздно, хотя уже в позднеантичное время сложился античный роман, во многом близкий по устройству и задачам к современному. Среди ранних классических образцов европейского романа можно выделить «Гаргантюа и Пантагрюэля» (1533—1546) Франсуа Рабле и «Дон Кихота» (1600) Сервантеса. В азиатской литературе к роману в современном понимании близки более ранние произведения — например, китайский классический роман «Троецарствие» или японский«Гэндзи-моногатари» («Повесть о принце Гэндзи»).
В Европе ранние романы не рассматривались в качестве серьёзной литературы, их создание казалось совсем не трудным. Позже, однако, стало ясным, что и проза может обеспечивать эстетическое удовольствие без привлечения поэтических техник. Вдобавок, отсутствие жёстких рамок поэзии позволяет авторам глубже сосредоточиться на содержании произведения, полнее работать с деталями сюжета, по сути, полнее, чем это можно ожидать даже от повествований в стихотворной форме. Такая свобода также позволяет авторам экспериментировать с различными стилями в рамках одного произведения.
В общем случае, стихотворение — это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка. Характер этого ритма может быть различным в зависимости от свойств самого языка: так, для языков, в которых большое значение имеет различие гласных звуков по долготе (таков, например, древнегреческий язык), естественно возникновение стихотворного ритма, построенного на упорядочении слогов по признаку долготы/краткости, а для языков, в которых гласные различаются не долготой, а силой выдоха (подавляющее большинство современных европейских языков устроено именно так), естественно использование такого стихотворного ритма, который упорядочивает слоги по признаку ударности/безударности. Так возникают разные системы стихосложения.
Для русского слуха привычный облик стихотворения связан с силлабо-тоническим ритмом и наличием в стихотворении рифмы, но ни то, ни другое не является в действительности необходимой чертой поэзии, отличающей её от прозы. В целом роль ритма в стихотворении состоит не только в придании тексту своеобразной музыкальности, но и в том воздействии, которое этот ритм оказывает на смысл: благодаря ритму некоторые слова и выражения (например, оказавшиеся в конце стихотворной строки, зарифмованные) оказываются в стихотворной речи выделенными, акцентированными.
Поэтическая речь раньше, чем прозаическая, была осознана как особое явление, свойственное именно литературному тексту и отличающее его от обычной бытовой речи. Первые известные литературные произведения — по большей части, древние эпосы (например, шумерское «Сказание о Гильгамеше», датируемое около 2200—3000 лет до н. э.) — это тексты стихотворные. В то же время стихотворная форма не обязательно связана с художественностью: формальные особенности поэзии помогают ей выполнять мнемоническую функцию, а потому в разное время в разных культурах были распространены научные, юридические, генеалогические, педагогические сочинения в стихах.
Художественные методы и направления
Художественный образ
Говоря о знаковом процессе в составе жизни человечества (семиотике), специалисты выявляют три аспекта знаковых систем: 1) синтактика (отношение знаков друг к другу); 2) семантика (отношение знака к тому, что то обозначает: означающего к означаемому); 3) прагматика (отношение знаков к тем, кто ими оперирует и их воспринимает).
Знаки определенным образом классифицируются. Они объединяются в три большие группы:
Таким образом, понятие «знак» не отменило традиционных представлений об образе и образности, но поставило эти представления в новый, весьма широкий смысловой контекст. Понятие знака, насущное в науке о языке, значимо и для литературоведения: во-первых — в области изучения словесной ткани произведений, во-вторых — при обращении к формам поведения действующих лиц.
Художественный вымысел
Художественный вымысел на ранних этапах становления искусства, как правило, не осознавался: архаическое сознание не разграничивало правды исторической и художественной. Но уже в народных сказках, которые никогда не выдают себя за зеркало действительности, осознанный вымысел достаточно ярко выражен. Суждение о художественном вымысле мы находим в «Поэтике» Аристотеля (гл. 9–историк рассказывает о случившемся, поэт — о возможном, о том, что могло бы произойти), а также в работах философов эпохи эллинизма.
На протяжении ряда столетий вымысел выступал в литературных произведениях как всеобщее достояние, как наследуемый писателями у предшественников. Чаще всего это были традиционные персонажи и сюжеты, которые каждый раз как-то трансформировались (так дело обстояло, в частности, в драматургии Возрождения и классицизма, широко использовавшей античные и средневековые сюжеты).
Гораздо более, чем это бывало раньше, вымысел проявил себя как индивидуальное достояние автора в эпоху романтизма, когда воображение и фантазия были осознаны в качестве важнейшей грани человеческого бытия.
В послеромантические эпохи художественный вымысел несколько сузил свою сферу. Полету воображения писатели XIX в. часто предпочитали прямое наблюдение над жизнью: персонажи и сюжеты были приближены к их прототипам. По словам Н.С. Лескова, настоящий писатель — это «записчик», а не выдумщик: «Где литератор перестает записчиком и делается выдумщиком, там исчезает между ним и обществом всякая связь». Напомним и известное суждение Достоевского о том, что пристальный глаз способен в самом обыденном факте обнаружить «глубину, какой нет у Шекспира». Русская классическая литература была более литературой домысла», чем вымысла как такового. В начале XX в. вымысел порой расценивался как нечто устаревшее, отвергался во имя воссоздания реального факта, документально подтверждаемого. Эта крайность оспаривалась. Литература нашего столетия — как и ранее — широко опирается и на вымысел, и на невымышленные события и лица. При этом отказ от вымысла во имя следования правде факта, в ряде случаев оправданный и плодотворный, вряд ли может стать магистралью художественного творчества: без опоры на вымышленные образы искусство и, в частности литература непредставимы.
Посредством вымысла автор обобщает факты реальности, воплощает свой взгляд на мир, демонстрирует свою творческую энергию.
Понятие художественного вымысла проясняет границы (порой весьма расплывчатые) между произведениями, притязающими на то, чтобы быть искусством, и документально-информационными. Если документальные тексты (словесные и визуальные) с «порога» исключают возможность вымысла, то произведения с установкой на их восприятие в качестве художественных охотно его допускают (даже в тех случаях, когда авторы ограничиваются воссозданием действительных фактов, событий, лиц). Сообщения в текстах художественных находятся как бы по ту сторону истины и лжи. При этом феномен художественности может возникать и при восприятии текста, созданного с установкой на документальность: «… для этого достаточно сказать, что нас не интересует истинность данной истории, что мы читаем ее, «как если бы она была плодом сочинительства».
При этом имеют место две тенденции художественной образности, которые обозначаются терминами условность (акцентирование автором нетождественности, а то и противоположности между изображаемым и формами реальности) и жизнеподобие(нивелирование подобных различий, создание иллюзии тождества искусства и жизни).
Литература как искусство слова
Художественная литература — явление многоплановое. В ее составе выделимы две основные стороны. Первая — это вымышленная предметность, образы «внесловесной» действительности, о чем шла речь выше. Вторая — собственно речевые конструкции, словесные структуры. Двухаспектность литературных произведений дала ученым основание говорить о том, что художественная словесность совмещает в себе два разных искусства: искусство вымысла (явленное главным образом в беллетристической прозе, сравнительно легко переводимой на другие языки) и искусство слова как таковое (определяющее облик поэзии, которая утрачивает в переводах едва ли не самое главное).
Собственно словесный аспект литературы, в свою очередь, двупланов. Речь здесь предстает, во-первых, как средство изображения (материальный носитель образности), как способ оценочного освещения внесловесной действительности; и, во-вторых, в качестве предмета изображения — кому-то принадлежащих и кого-то характеризующих высказываний. Литература, иначе говоря, способна воссоздать речевую деятельность людей, и это особенно резко отличает ее от всех иных видов искусства. Только в литературе человек предстает говорящим, чему придал принципиальное значение М.М. Бахтин: «Основная особенность литературы — язык здесь не только средство коммуникации и выражения-изображения, но и объект изображения». Ученый утверждал, что «литература не просто использование языка, а его художественное познание» и что «основная проблема ее изучения» — это «проблема взаимоотношений изображающей и изображаемой речи».
Литература и синтетические искусства
Художественная литература принадлежит к числу так называемых простых, илиодносоставных искусств, опирающихся на один материальный носитель образности (здесь это — письменное слово). Вместе с тем она тесными узами связана с искусствамисинтетическими (многосоставными), соединяющими в себе несколько разных носителей образности (таковы архитектурные ансамбли, «вбирающие» в себя скульптуру и живопись; театр и киноискусство в их ведущих разновидностях); вокальная музыка и т. п.
Исторически ранние синтезы являли собой «сочетание ритмованных, орхестических (танцевальных. — В.Х.) движений с песней-музыкой и элементами слова». Но это было еще не собственно искусство, а синкретическое творчество (синкретизм — слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо). Синкретическое творчество, на основе которого, как показал А.Н. Веселовский, впоследствии сформировалось словесное искусство (эпос, лирика, драма), имело форму обрядового хора и обладало мифологически-культовой и магической функцией. В обрядовом синкретизме отсутствовало разделение лиц действующих и воспринимающих. Все были и сотворцами, и участниками-исполнителями совершаемого действа. Хороводное «предыскусство» для архаических племен и ранних государств было ритуально обязательным (принудительным). По Платону, «петь и плясать должны решительно все, все государство целиком и притом всегда разнообразно, непрестанно и восторженно».
По мере упрочения художественного творчества как такового все большую роль обретали искусства односоставные. Безраздельное господство синтетических произведений не удовлетворило человечество, так как оно не создавало предпосылок для свободного и широкого проявления индивидуально-творческого импульса художника: каждый отдельный вид искусства в составе синтетических произведений оставался стесненным в своих возможностях. Не удивительно поэтому, что многовековая история культуры сопряжена с неуклонной дифференциацией форм художественной деятельности.
Вместе с тем в XIX в. и в начале XX столетия неоднократно давала о себе знать и иная, противоположная тенденция: немецкие романтики (Новалис, Вакенродер), а позже Р. Вагнер, Вяч. Иванов, А.Н. Скрябин предприняли попытки вернуть искусство к изначальным синтезам. Так, Вагнер в книге «Опера и драма» расценивал отход от исторических ранних синтезов как грехопадение художества и ратовал за возвращение к ним. Он говорил об огромной разнице между «отдельными видами искусства», эгоистически разъединенными, ограниченными в своей обращенности лишь к воображению, — и «истинным искусством», адресованным «к чувственному организму во всей его полноте» и соединяющим в себе различные виды искусства.
Но подобные попытки радикальной перестройки художественного творчества успехом не увенчались: односоставные искусства остались неоспоримой ценностью художественной культуры и ее доминантой. В начале нашего века не без оснований говорилось, что «синтетические искания выводят за границы не только отдельных искусств, но и искусства вообще».
Литература имеет две формы бытования: она существует и как односоставное искусство (в виде произведений читаемых), и в качестве неоценимо важного компонента синтетических искусств. В наибольшей мере это относится к драматическим произведениям, которые по своей сути предназначены для театра. Но и другие роды литературы причастны синтезам искусств: лирика вступает в контакт с музыкой (песня, романс), выходя за рамки книжного бытования. Лирические произведения охотно интерпретируются актерами-чтецами и режиссерами (при создании сценических композиций). Повествовательная проза тоже находит себе дорогу на сцену и на экран. Да и сами книги нередко предстают как синтетические художественные произведения: в их составе значимы и написание букв (особенно в старых рукописных текстах, и орнаменты, и иллюстрации. Участвуя в художественных синтезах, литература дает иным видам искусства (прежде всего театру и кино) богатую пищу, оказываясь наиболее щедрым из них и выступая в роли дирижера искусств.
Литература и средства массовой коммуникации
В разные эпохи предпочтение отдавалось различным видам искусства. В античности наиболее влиятельна была скульптура; в составе эстетики Возрождения и XVII в. доминировал опыт живописи, которую теоретики обычно предпочитали поэзии; в русле этой традиции — трактат раннего французского просветителя Ж.-Б. Дюбо, полагавшего, что «власть Живописи над людьми более сильна, чем власть Поэзии».
Впоследствии (в XVIII, еще более — в XIX в.) на авансцену искусства выдвинулась литература, соответственно произошел сдвиг и в теории. Лессинг в своем «Лаокооне» в противовес традиционной точке зрения акцентировал преимущества поэзии перед живописью и скульптурой. По мысли Канта, «из всех искусств первое место удерживает за собой поэзия». С еще большей энергией возвышал словесное искусство над всеми иными В.Г. Белинский, утверждающий, что поэзия есть «высший род искусства», что она «заключает в себе все элементы других искусств» и потому «представляет собою всю целость искусства».
В эпоху романтизма роль лидера в мире искусства с поэзией делила музыка. Позже понимание музыки как высшей формы художественной деятельности и культуры как таковой (не без влияния Нищие) получило небывало широкое распространение, особенно в эстетике символистов. Именно музыка, по убеждению А.Н. Скрябина и его единомышленников, призвана сосредоточить вокруг себя все иные искусства, а в конечном счете — преобразить мир. Знаменательны слова А.А. Блока (1909): «Музыка потому самое совершенное из искусств, что она наиболее выражает и отражает замысел Зодчего Музыка творит мир. Она есть духовное тело мира Поэзия исчерпаема так как ее атомы несовершенны — менее подвижны. Дойдя до предела своего, поэзия, вероятно, утонет в музыке».
XX век (особенно в его второй половине) ознаменовался серьезными и сдвигами в соотношениях между видами искусства. Возникли, упрочились и обрели влиятельность художественные формы, опирающиеся на новые средства массовой коммуникации: с письменным и печатным словом стали успешно соперничать устная речь, звучащая по радио и, главное, визуальная образность кинематографа и телеэкрана.
В связи с этим появились концепции, которые применительно к первой половине столетия правомерно называть «киноцентристскими», а ко второй — «телецентристскими». Известный своими резкими, во многом парадоксальными суждениями теоретик телевидения М. Маклюэн (Канада) в своих книгах 60-х годов утверждал, что в XX в. произошла вторая коммуникативная революция (первой было изобретение печатного станка): благодаря телевидению, обладающему беспрецедентной информативной силой, возникает «мир всеобщей сиюминутности», и наша планета превращается в своего рода огромную деревню. Главное же, телевидение обретает небывалый идеологический авторитет: телеэкран властно навязывает зрительской массе тот или иной взгляд на реальность.
В противовес крайностям традиционного литературоцентризма и современного телецентризма правомерно сказать, что художественная словесность в наше время является первым среди равных друг другу искусств.
В своих лучших образцах литературное творчество органически соединяет верность принципам художественности не только с широким познанием и глубоким осмыслением жизни, но и с прямым присутствием обобщений автора. Мыслители XX в. утверждают, что поэзия относится к другим искусствам, как метафизика к науке, что она, будучи средоточием межличностного понимания, близка философии. При этом литература характеризуется как «материализация самосознания» и «память духа о себе самом». Выполнение литературой внехудожественных функций оказывается особенно существенным в моменты и периоды, когда социальные условия и политический строй неблагоприятны для общества. «У народа, лишенного общественной свободы, — писал А.И. Герцен, — литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести».
Ни в коей мере не притязая на то, чтобы встать над иными видами искусства и тем более их заменить, художественная литература, таким образом, занимает в культуре общества и человечества особое место как некое единство собственно искусства и интеллектуальной деятельности, сродной трудам философов, ученых-гуманитариев, публицистов.
05.03.2016, 90873 просмотра.