В чем заключается специфика общения как вида деятельности
Что такое общение — определение, виды, этапы, средства, цели
Наша жизнь практически полностью состоит из общения. Поэтому оно представляется нам естественным, очень простым и понятным процессом. Но с точки зрения психологии, общение – это система с очень сложной внутренней структурой. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как устроено, каким бывает и какие функции выполняет.
Что такое общение?
Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:
С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).
Средства общения
Средствами общения называют способы представления, обработки, передачи, кодирования и декодирования информации. Под кодированием здесь подразумевается преобразование информации в вид, подходящий для передачи (устная речь, бумажное письмо, электронное сообщение). Соответственно, декодирование – это восприятие сказанного на слух, чтение с бумаги или с экрана.
Существует большое количество способов кодирования и каналов передачи информации. Общение возможно лишь тогда, когда обе стороны владеют подходящим способом кодирования и способны воспользоваться каналом передачи. Все существующие средства общения принято делить на две категории: вербальные и невербальные.
1. Вербальные средства общения
В эту категорию входят все способы общения, подразумевающие использование речи (устной, письменной или какой-либо ещё).
Примеры вербальной передачи информации:
Общим для всех этих способов является то, что они подразумевают передачу слов, состоящих из букв, закодированных определённым образом. Таким образом, вербальные средства общения определяются не каналом передачи информации, а способом её представления.
2. Невербальные средства общения
К невербальным средствам общения относятся способы передачи информации, которые не подразумевают кодирования речи. Они могут зависеть или не зависеть от воли отправителя. К примеру, человек может подмигнуть, осознанно вложив дополнительный смысл в свои слова. А дрожащий голос может выдать волнение говорящего против его воли.
Примеры невербальной передачи информации:
Характерной особенностью невербальных способов передачи информации является их относительная независимость от языка общения. Хоть их и нельзя назвать культурными универсалиями, большинство людей понимает их правильно.
Цели общения
Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).
Основные функциональные цели общения:
Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.
Этапы общения
Весь процесс общения можно разделить на 5 этапов:
Функции общения
Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:
Виды общения
В зависимости от того, как собеседники воспринимают друг друга, можно выделить несколько характерных видов межличностного общения:
Стороны общения
Психологи считают общение сложной системой, которая включает три подсистемы (стороны общения):
Роль общения в человеческой жизни
Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.
Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать.
Общение. Виды общения
Ольга Алимова
Общение. Виды общения
Цель работы: рассмотреть основы общения: его структуру, понятие, сущность, виды.
1. Общая характеристика общения, его функции, структура и средства
Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной деятельности. В отечественной психологии общение понимается в неразрывном единстве с деятельностью. Общение – это такая реальность человеческих отношений, которая предполагает любые виды общения как специфические формы совместной деятельности людей.
Вместе с тем в отечественной психологии существует и другой подход к пониманию категории общения. Согласно этому подходу общение понимается как субъект-субъектное взаимодействие. В целом признается, что любая деятельность всегда прямо или опосредованно включает субъект-субъектные отношения, а процесс общения детерминируется предметом, например, предметом разговора (Б. Ф. Ломов).
В процессе общения происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, психологическое воздействие, осуществление регулирования совместной деятельности и др. Специфика общения состоит в том, что в его процессе происходит взаимораскрытие субъективных миров партнеров. В общении партнеры самоопределяются и самопредъявляются.
При исследовании структуры общения выделяется три уровня анализа.
На первом уровне (макроуровне) анализа рассматривается общение индивида с другими людьми как важнейшая сторона его образа жизни. При этом анализируются общественные институты, этнические и семейные традиции и нормы. Этот уровень близок к социологическим исследованиям и является основным при изучении направленности деятельности личности, мотивационной сферы и межличностных отношений.
Второй уровень анализа (мезоуровень) предполагает изучение отдельных контактов, в которые вступают люди, когда совместно решают ту или иную задачу. На данном уровне исследуются особенности динамики психических процессов и состояний человека.
Исследования на этом уровне предполагают выявление в периоде общения несколько фаз. Начальная фаза состоит в формировании общих координат (опорных образов, точек отсчета, которые определяют развитие дальнейшего процесса, относительно которых строится поведение каждого их участников общения. На второй фазе формируется совместная и обычно нежесткая программа процесса общения, включающая распределение функций между его участниками. Данная фаза задает общую стратегию их поведения. Третья фаза состоит в согласовании или синхронизации временных характеристик психических процессов и состояний. Также на данной фазе формируется общий фонд знаний, умений и навыков. Общение включает в себя взаимное управление, контроль и коррекцию. В результате общения либо создается некоторая общность участников, либо обнаруживается их несовместимость и наличие противоречий.
Феномен общения монолитен и все, что его определяет, существует в неразрывном единстве, однако исследователи пытаются все-таки вычленить отдельные составляющие его элементы. Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление. Так, например психологи выделяют познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты в структуре общения. Б. Д. Парыгин выделяет 3 параметра общения:
•содержание и направленность: общение может быть идентифицирующим и обособляющим, содействующим и противодействующим;
•форма: вербальное и невербальное общение, непосредственное, межличностное и опосредованное;
• способы связи содержания и формы в процессе общения: подражание, заражение, убеждение.
Г. М. Андреева выделяет три взаимосвязанных стороны общения:
Общение – это полифункциональный феномен. Существует несколько классификаций его функций. Б. Ф.Ломовым выделены три функции: информационно – коммуникативная, регуляционно – коммуникативная и аффективно – коммуникативная.
Первая функция состоит в передаче информации. Она предполагает наличие взаимодействующих субъектов, один из которых передает информацию, а другой ее получает.
Вторая функция относится к регуляции поведения. Человек в процессе общения регулирует не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, а также испытывает воздействия с их стороны. Данная функция в основном реализуется во взаимной подстройке действий партнеров. С регуляционно-коммуникативной функцией связаны такие явления, как подражание, внушение и убеждение.
Третья функция относится к эмоциональной сфере человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в условиях общения. Общением может определяться уровень эмоциональной напряженности и эмоциональной разрядки. Зачастую сама потребность в общении у человека может возникнуть в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения происходит изменение модальности и интенсивности эмоциональных состояний, взаимное их усиление или ослабление, сближение состояний партнеров либо их поляризация.
Выделяются также такие функции, как познание людьми друг друга, организация совместной деятельности и управление ею, формирование и развитие межличностных отношений и пр. А. А. Брудным выделяется инструментальная функция общения (необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда, синдикативная (обеспечивает сплоченность групп, трансляционная (необходима для обучения) и самовыражения.
По цели общениявыделяются следующие функции:
• контактная (предполагается установление контакта как состояния готовности к поддержанию взаимосвязи, к приему и передаче сообщения);
• информационная (обмен сообщениями, мнениями, решениями);
• побудительная (стимуляция активности партнера на выполнение каких-либо действий);
• координационная (взаимное ориентирование и согласование действий в рамках совместной деятельности);
• понимания (понимания смысла сообщения, а также переживаний и состояний партнера);
• эмотивная (возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, изменение собственных переживаний и состояний, то есть обмен эмоциями);
• установления отношений (осознание и фиксация своего места в системе отношений и межличностных связей);
• оказание влияния (изменение состояния или поведения партнера, его решений и намерений).
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно «перевести» сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы.
Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основным преимуществом устной речи по сравнению с письменной является экономность, т. е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность.
Невербальное общение – это общение без использования речевых и языковых средств, единственным инструментом которого становится тело человека. Передача и прием невербальной информации могут осуществляться как осознанно, так и на бессознательном уровне. Невербальное общение также называют невербальным поведением.
Основными средствами невербального общения являются поза, движения и жесты, мимика, взгляд, характеристики голоса и пространственное поведение. Невербальные способы общения имеют как биологическое происхождение, так и формируются в культуре. Некоторые теории происхождения языка рассматривают невербальное общение как древнюю основу возникновения речи.
Невербальная коммуникация имеет принципиальные отличия от вербального общенияи характеризуются следующим:
• реализуется одновременно через разные органы чувств (полисенсорная природа);
• эволюционно – исторической древностью (существовала задолго до появления речи);
• относительной независимостью от смысла слов;
• непроизвольностью и подсознательностью;
• независимостью от языковых барьеров;
• особенностями психофизиологических механизмов восприятия;
• особенностями акустических средств кодирования.
Невербальное общение позволяет передать обширный спектр информации. Так, с помощью невербальных средств можно получить представление о расовой, национальной и социальной принадлежности человека, о физическом и психологическом состоянии, об эмоциональном отношении человека, о психологическом климате в группе и т. д.
Невербальное поведение дает возможность получить глубокую информацию о темпераменте человека, его энергичности, склонности к доминантности, самооценке.
2. Виды общения
Виды общения выделяются в соответствии с целями общения, предметом общения, условиями, в которых осуществляется общение, субъектами общения, средствами общения и другими критериями.
По характеру общения, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников процесса общения, Б. Д. Парыгин выделял такие виды, как деловое и игровое, социально-ролевое и личностно-ориентированное, духовное и утилитарное, традиционное и инновационное общение.
А. А. Леонтьев при классификации видов общения исходил из того, что общение всегда осуществляется в условиях социокультурной среды, определенной социальной общности. Общение всегда по своей сущности является социальным, даже когда целью общения выступает удовлетворение биологических потребностей.
А. А. Леонтьев выделяет три вида общения: социально-ориентированное, предметно-ориентированное (групповое) и личностно-ориентированное. Эти виды общения различаются, прежде всего,по своим целям: выполнение функций в соответствии с социальной ролью, определенной предметной деятельностью, межличностным познанием и понимание людей.
В зависимости от содержания, целей и используемых средств выделяют следующие виды общения:
1. По содержанию акта общения: материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное.
2. По целям общения выделяют: биологическое, социальное, духовное.
3. По средствам общения выделяют: непосредственное, опосредованное, прямое, косвенное, вербальное, невербальное.
Непосредственное общение – это вид общения, который осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой (руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.). Опосредованное общение – это вид общения, который осуществляется с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Прямое общение – это вид общения, при котором осуществляются личные контакты и непосредственное восприятие общающихся друг с другом в самом акте общения. Косвенное общение – это вид общения, при котором общение осуществляется через других людей, выступающих в качестве посредников. Вербальное общение – это вид общения, в котором используются преимущественно речевые средства общения. Невербальное общение – это вид общения, в котором используются преимущественно невербальные средства общения.
4.По видам социальной направленности человека выделяют: социально-ролевое, личностно-ориентированное, деловое.
Личностно-ориентированное — вид общения, цели и содержание которого определяются направленностью на познание личности партнера по общению. Участники общения предстают друг перед другом как личности, т. е. они открывают друг другу свои намерения, мотивы, мнения, пристрастия, индивидуальные особенности, привязанности. Предметом личностно-ориентированного общения являются психологические проблемы общающихся людей, их интересы и потребности. В процессе этого общения внимание общающихся сосредоточено вокруг проблем,которые глубоко затрагивают личность человека: проблема смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к происходящим в жизни значимым событиям и т. д.
Деловое общение – это общение, которое включено как один из элементов в какую-то совместную продуктивную деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности. Содержанием делового общения является содержание деятельности, которая выполняется совместными усилиями. Целью делового общения является сотрудничество. Оно предполагает не только использование уже готовых техник общения, организующих людей для выполнения совместной деятельности, но и является условием развития техники мышления и новых форм поведения.
Таким образом, можно сделать вывод, что общение выступает как взаимодействие людей, фактор развития личности, процесс обмена информацией, средство понимания другого человека, средство удовлетворения потребностей.
Некоторые социальные и экономические трансформации современного общества негативно отражаются на психическом и личностном развитии современных детей. Общая тенденция современного детства заключается в том, что взрослые игнорируют специфику дошкольного возраста и его особое значение для полноценного развития личности.В связи с изменениями социально-культурных условий жизни в последние десятилетия происходят: разрыв между поколениями детей и взрослых, дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями, распад разновозрастных детских сообществ, активное внедрение информационных технологий в повседневную жизнь детей, повышение ценности интеллекта и пр. Телевизор, компьютер, подменяют для маленького ребёнка игру, активную продуктивную деятельность, общение с близкими взрослыми, оказывая негативное влияние на становление психики и личности растущего человека.
Современная семья озабочена ранним развитием ребенка, формированием физического здоровья, получением престижного образования. Современные родители воспитывают ребенка «индивидуалиста», стремятся чтобы их дети были успешны, могли «чего-то добиться в жизни сами». Однако родители не учитывают, что индивидуализм, как ведущая позиция человека по отношению к обществу, мешает ребенку научиться строить гармоничные отношения с окружающими людьми. Без понимания другого, без учета его интересов и потребностей невозможна совместная деятельность, полноценное общение со сверстниками.
Фотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение» Фотоотчет Традиция «Я дарю тебе общение» В нашей группе продолжается традиция «Я дарю тебе общение». Взрослые, часто пытаясь заработать,.
Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.
Консультация «Общение детей друг с другом» «Общение рассматривается как взаимодействие людей,направленное на согласование и обьединение их усилий с целью налаживания отношений и.
Общение и дружба «Краснодар-Крым!» с помощью МAAM Хочу поделиться с вами радостью, вот сегодня ко мне в Крым прилетел привет и посылочка от самой чудесной,талантливой,творческой,доброй.
Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.
Общение с гостем «Ваши права, дети» Общение с гостем «Ваши права, дети!» Права ребенка и их защита — тема, которая в последнее время все чаще поднимается в обществе. Все знают,.
«Общение с прекрасным». Фотоотчет об экскурсии на конезавод Добрый вечер,гости моей странички! Хочу поделиться своими впечатлениями, которые я получила после общения с прекрасными созданиями-лошадями.
Памятка для родителей «Общение с животными» Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными, потому что даже «свои» собака или кошка могут позволить.
Дидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани» Создание предметно-развивающей среды: Дидактические пособия «Виды бумаги», «Виды ткани» Доброе время, гости мои! Блуждая по страницам.
Традиция «Я дарю тебе общение» Традиция «Я дарю тебе общение» Маме всегда интересно узнать, как же дети ведут себя, когда её нет рядом. Конечно, им хочется видеть своих.
Общение как вид деятельности
Общение — «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Просмотр содержимого документа
«Общение как вид деятельности»
«Общение как вид деятельности»
Общение — «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Функции по целям общения:
контактная (установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи)
информационная (приём и передача сообщений в ответ на запрос)
побудительная (целевая стимуляция активности)
координационная (взаимная координация и согласованность в совместной деятельности)
функция понимания (адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом)
эмотивная (обмен эмоциями)
функция установления отношений (фиксация своего места в социуме)
функция оказания влияния (изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера)
Исторически общение между людьми возникало и складывалось прежде всего непосредственно в совместной трудовой деятельности. Для объединения усилий и организации совместной деятельности людям было необходимо понимать ее смысл, свое место и свою роль в ней, а также умело сотрудничать с другими ее участниками. А это было возможно только благодаря общению с партнерами с помощью слов, жестов, мимики и других вербальных и невербальных средств.
Деятельность и общение могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия человека. Общение может быть представлено как сторона деятельности, выступающая в роли ее предпосылки, условия, внутреннего или внешнего фактора. Но справедливо и обратное: деятельность может служить предпосылкой, условием или фактором общения. Следовательно, общение можно рассматривать и как особого рода деятельность, и как один из атрибутов той или иной деятельности. Вместе с тем наряду с материальным общением, предусматривающим, что духовная активность субъекта имеет целью лишь управление его практическими действиями, имеет место и общение духовное, целью которого является духовное единение партнеров, достижение их духовной общности.
В психологической теории деятельности общение рассматривается как один из ее видов. Оно имеет ту же структуру, что и любая другая деятельность: возникает на основе соответствующей потребности и побуждается отвечающим ей мотивом, включает действия, направленные на имеющие смысловое отношение к мотиву цели. В каждом возрастном периоде общение имеет свои специфические особенности, определяемые развитием потребностно-мотивационной сферы.
Первые годы жизни человека наполнены общением с близкими взрослыми людьми. Родившись, ребенок не может сам удовлетворить ни одной своей потребности — его кормят, купают, укрывают, перекладывают, переносят, ему показывают яркие игрушки. Вырастая и становясь все больше самостоятельным, он продолжает зависеть от взрослого, который учит его ходить и держать ложку, правильно произносить слова и строить башни из кубиков, отвечает на все его «почему?».
Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1—2 месяца, после кризиса новорожденности. Он начинает улыбаться маме и бурно радоваться при ее появлении. Мама (или другой близкий человек, ухаживающий за ребенком) должна как можно более полно удовлетворять эту новую потребность. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или в детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.
Таким образом, в первый год жизни полноценное общение со взрослым является жизненно важным. Недостаточное или не соответствующее потребностям общение отрицательно сказывается на развитии и позже, причем проявление этого негативного влияния на разных возрастных этапах имеет свою специфику. Каждый возраст, принося новые возможности и новые потребности, требует особых форм общения.
Дополнительная потребность, удовлетворяемая в общении
Потребность в доброжелательном внимании
Потребность в сотрудничестве
Младший и средний дошкольный возраст
Потребность в уважении взрослого; познавательная потребность
Средний и старший дошкольный возраст
Потребность во взаимопонимании и сопереживании
М.И. Лисина изучала, как изменяется общение ребенка со взрослым человеком на протяжении детства. Она выделяла четыре формы общения.
Оно зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным содержанием общения. Ребенка привлекает личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане.
В раннем возрасте ребенок осваивает мир окружающих его предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно. Потребность в общении у него в это время тесно связана с потребностью в сотрудничестве, которая вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности может быть реализована в совместных действиях со взрослыми. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Общение, развертывающееся в ситуации совместной деятельности, названо ситуативно-деловым.
С появлением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?» — начинается новый этап в развитии его общения со взрослым, дополнительно побуждаемый познавательными мотивами. Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо большее» как устроен открывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек.
Возникающее в середине или конце дошкольного возраста. Взрослый для ребенка — высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6—7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.
Отметим, что позже, в младшем школьном возрасте, сохранится и упрочится авторитет взрослого, появится дистанция в отношениях ребенка и учителя в условиях формализованного школьного обучения. Сохраняя старые формы общения со взрослыми членами семьи, младший школьник учится деловому сотрудничеству в учебной деятельности.
В подростковом возрасте ниспровергаются авторитеты, появляется стремление к независимости от взрослых, тенденция к ограждению некоторых сторон своей жизни от их контроля и влияния. Общение подростка со взрослыми и в семье, и в школе чревато конфликтами. Тем не менее оно является весьма значимой для него сферой отношений, подкрепляясь, помимо потребности в любви и заботе со стороны взрослых, нуждой в их мнении и оценках по поводу социальных и нравственных проблем, событий, поступков и т.д.
В старшем школьном возрасте конфликты со взрослыми прекращаются или теряют свою остроту, эмоциональные контакты с родителями, если они были прерваны, обычно восстанавливаются, а интерес к общению со взрослыми возрастает. Дополнительным стимулом в этом общении становится необходимость в опыте старшего поколения при определении своего будущего жизненного пути, а также интерес к взрослым как носителям тех или иных качеств, выступающих эталонами в соответствующих областях.
Общение с другими детьми первоначально практически не влияет на развитие ребенка (если в семье нет близнецов или детей близкого возраста). Даже младшие дошкольники в 3—4 года еще не умеют по-настоящему общаться друг с другим. Как пишет Д.Б. Эльконин, они «играют рядом, а не вместе». О полноценном общении ребенка со сверстниками можно говорить, только начиная со среднего дошкольного возраста. В это время потребность в общении сочетается с игровыми мотивами. Общение, вплетенное в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольного поведения, умения учитывать чужую точку зрения.
В младшем школьном возрасте впервые может появиться особая форма общения, связанная с отношениями в коллективе. Включение в коллективную учебную деятельность (групповую работу, взаимную оценку результатов и т.д.), дополненное общими внеучебными интересами, при благоприятных условиях может привести к идентификации со своим школьным классом. В дальнейшем идентификация1 (чувство своей общности с данной группой) может проявиться в отношениях с членами своего производственного коллектива, в группах по интересам и т.д.
Для подростков общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. У них появляются близкие друзья, с которыми они способны на глубокое интимно-личностное, исповедальное общение. Способность к близкой дружбе развивается в старшем школьном возрасте и на протяжении юности в целом. Как подчеркивает Э. Эриксон, способность к глубоким доверительным отношениям с другими людьми должна стать одним из важнейших завоеваний юности. В молодости и зрелые периоды жизни глубокие дружеские отношения с близкими людьми — одна из самых значимых сторон жизни человека.
Обычно в юности, а иногда и в подростковом возрасте, появляется первая любовь, которая формирует еще одну особую сферу общения. Юношеская любовь, как и дружба, предполагает большую душевную близость, несет в себе потребность в понимании. Она во многом определяет отношения, которые складываются у человека в этой сфере в молодости и зрелости. Любовь является весьма желательным, в идеале — необходимым компонентом более широкой сферы: сферы семейных отношений. Подавляющее большинство людей создает семью в молодости. Общение в сфере семейных отношений может считаться ведущей деятельностью данного возраста. Помимо отношений между супругами, оно включает также общение молодых родителей с детьми. В зрелые периоды жизни семейные отношения также являются одной из важнейших ее сторон.
В заключение следует подчеркнуть, что общение на всем протяжении жизни человека занимает чрезвычайно важное место. В младенчестве (непосредственно-эмоциональное общение с матерью), подростковом возрасте (интимно-личностное общение со сверстниками) и молодости (общение в сфере семейных отношений) оно является ведущей деятельностью, т.е. самой значимой стороной жизни. В остальных возрастных периодах различные виды общения также играют важнейшую роль, как составляя самостоятельные стороны жизни человека, так и выступая в качестве неотъемлемых компонентов других видов деятельности, в том числе ведущих (например, в предметно-манипулятивной деятельности детей раннего возраста, в игровой деятельности дошкольников и т.д.).