В чем заключается специфика сократовской диалектики
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Диалектический метод Сократа
Человек живет в динамично быстром меняющемся мире, и перед ним встает, в качестве актуальной, проблема переработки и усвоения постоянно растущих объёмов информации. Решение данной задачи напрямую связано с воспитанием творчески мыслящей личности, нового типа человека, который не чувствовал бы себя потерянным в быстро меняющемся мире, человека, которого не пугали бы изменения, а наоборот воодушевляют, человека, способного к импровизации, уверенного в себе и в своих силах. Для решения этой проблемы я предлагаю обратиться к античности, а именно к диалектическому методу Сократа.
Этот метод имеет своей задачей обнаружение «истины» путем беседы, спора, полемики, поэтому Сократа считают родоначальником диалектики. Под «диалектикой» понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии. Античные философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является «лучшим средством обнаружения истины».
Сократ пользовался именно диалогом, так как считал, что знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и потому не так долговечно, как продукт собственного мышления. Беседовать (быть в диалоге) с Сократом означало держать «экзамен души», подвести итог жизни, и как уже заметили современники, выдержать именно «моральный экзамен».
Итак, беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает «общего понятия».
Основные составные части «сократического» метода:
• «ирония» и «майевтика» — по форме,
• «индукция» и «определение» — по содержанию.
Ирония – отличительная черта диалектического метода Сократа, его способа ведения диалога и поиска общих определений. Об этом свидетельствуют диалоги Платона, среди которых нет почти ни одного, где бы Сократ, ведя беседу, не иронизировал. Платоновский Сократ то и дело принижает себя и превозносит других, делая вид, что ничего не смыслит в предмете обсуждения, и просит своего собеседника вразумить его, Сократа, наставить на путь истинный.
Таким образом, ирония Сократа — это скрытая насмешка над самоуверенностью тех, кто мнит себя «многознающим». Прикидываясь простаком и задавая вопросы, Сократ лишал самонадеянности «многознающего» собеседника, обнаруживая противоречия в его суждениях, несоответствия между исходными посылками и конечными выводами.
Ирония Сократа — нечто большее, чем обычная ирония: ее цель не только в том, чтобы разоблачить и уничтожить, но и в том, чтобы помочь человеку стать свободным, открытым для истины и для приведения в движение своих духовных сил.
Сократ ставил своей задачей не только «ироническое» раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться «истины». Поэтому продолжением и дополнением «иронии» служила «майевтика» — «искусство помочь родиться знанию». Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жизни, к познанию «всеобщего» как основы истинной морали. Сократ считал, что знания уже содержатся в головах слушателей, и задачей учителя видел лишь извлечение этих знаний на поверхность, доведение их до сознания человека.
Основная цель «сократического» метода — найти «всеобщее» в нравственности и установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной «индукции» и «определения».
Диалектика в понимании Сократа есть метод исследования понятий, способ установления точных определений. Определить какое-либо понятие для него значило раскрыть содержание этого понятия, найти то, что заключено в нем. Для установления точных определений Сократ разделял понятия на роды и виды, преследуя при этом не только теоретические, но и практические цели. Сократ был убежден, что разумный человек, «разделяя в теории и на практике предметы по родам», сможет этим методом отличить добро от зла, выбрать добро и быть высоконравственным, счастливым и способным к диалектике.
«Индукция» Сократа — это то же, что и его «определение», с той лишь разницей, что индукция устанавливает общее в частных добродетелях путем их анализа и сравнения, а определение, решая ту же задачу, разделяет, кроме того, понятия на роды и виды, выясняет их соотношения.
Сократ широко использовал «индуктивные доводы» на всех этапах диалога, привлекая множество случаев и обстоятельств с намерением придать обсуждаемому вопросу ясный и точный характер. Сократ направлял собеседника на поиск этического общего, заставляя его изменять свое мнение и уточнять определения.
При этом привлекает внимание техника ведения беседы, виртуозно отработанная Сократом, который то и дело ловит собеседника на противоречиях, а также тщательно продуманный набор примеров, позволяющий выявлять моменты сходства в одних случаях и черты различия в других. Сократовская индукция и есть определение добродетелей путём установления в единичных и частных поступках сходств и различий.
Со времен Сократа прошли сотни лет, но его метод познания является очень актуальным в наше время. Существует большое количество методик обучения, в основе которых лежит сократовский диалог. Наиболее эффективным способом является учитель-репетитор, так как в этом методе используется индивидуальный подход к ученику. Основной принцип обучения – сотрудничество учителя с учеником. Отличие от диалога Сократа заключается в том, что весь учебный материал учителю известен заранее. Можно сказать, истина одному уже ясна. Другой участник диалога – ученик, должен ее узнать. Поэтому учитель еще до урока продумывает серии наводящих вопросов с учетом возможных ответов ученика. Если учителю удается найти оптимальную траекторию обхода основных понятий, слагающих учебный материал урока, то скорость обучения будет очень высока.
Одним из существенных признаков современных информационных образовательных технологий является индивидуализированный, личностный подход к обучению. В будущем получит широкое распространение проективное образование, в котором сама образовательная среда проектируется в зависимости от запросов человека, его жизненного проекта, который он пытается реализовать средствами образования. Такое образование является не только личностно-ориентированным, но и личностно-центрированным. Следовательно, на смену тормозящей развитие старой формы обучения придет более прогрессивная, развивающая творческие способности форма образования. Я думаю, основой такого обучения должен являться диалектический метод Сократа.
Диалектика Платона (википедия)
Внутренний диалог (википедия)
Внутренний диалог как механизм развития сознания. 2006 г.
Вопрос (собрания) (википедия)
Метод Сократа (википедия) — метод, названный в честь древнегреческого философа Сократа, базирующийся на проведении диалога между двумя индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Этот метод часто подразумевает дискуссию, в которой собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывал суждения, обнаруживая свои знания или, напротив, свое неведение.
Внутренний диалог (википедия)
Метод Сократа (википедия) Психотерапия.
Украина: Вопрос задан 9 раз, но ответа нет!! (видео=0,40 мин.)
Право на восстание (майдан). Соловьев против Карасева.
11.12.15 Представителя Госдепа США раздражают вопросы российской журналистки (видео=2,05))
Часто спорное утверждение безапелляционно выдается за единственно достоверное и правильное.
Факт наличия другой точки зрения игнорируется.
ЭТО ПОСТОЯННО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В РЕЛИГИИ, ПОЛИТИКЕ И ПР. И ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ МЕТОДОМ ЗОМБИРОВАНИЯ, МАНИПУЛИРОВАНИЯ, ПРОМЫВАНИЕМ МОЗГОВ.
Например: В статье: НАТО об агрессии России против Украины. игнорируются спорность утверждений:
1. Агрессия России против Украины.
2. Российское вторжение в Грузию в 2008 г.
ОЧЕНЬ ВАЖНО УМЕТЬ РАЗОБЛАЧАТЬ ДАННЫЙ МЕТОД.
Необходимо уметь разоблачать провокационные вопросы (википедия), а также логические ошибки (википедия), делать в процессе диалога исправление имён (википедия).
Не ходите по кругу в дискуссии, диалоге (правила википедии).
«Диалектик установит имена прекрасным образом». Платон. Кратил или о правильности имён.
«Н еспособность полиции предоставить ответы на возникшие в связи с гибелью подростка 9.08.2014 вопросы привели к тому, что мирные акции протестов скорбящих друзей и родственников Брауна обернулись многодневным противостоянием с полицией. Из-за начавшихся беспорядков в Фергюсон была введена национальная гвардия, полиция применяла слезоточивый газ и резиновые пули для разгона толпы.
Шойгу добавил, что Украина до сих пор не ответила ни на один из вопросов Минобороны России по катастрофе лайнера. «Мы сформулировали десять простых вопросов украинской стороне, ответы на которые могли бы пролить свет на обстоятельства случившегося. К сожалению, ни на один из этих вопросов мы пока не получили ответов», — сказал министр.
25.07.2014 Россия подготовила 28 вопросов по катастрофе Boeing
«Не учите своих детей читать. Учите их задавать вопросы тому, что они узнают из чтения. Учите их задавать вопросы всему вокруг». Джордж Карлин
В 19—20 вв. Философский диалог утрачивает своё прежнее значение.
ПЕРЕВОРОТ, ПУТЧ, РЕВОЛЮЦИЯ, ВОССТАНИЕ ИЛИ СМЕНА ВЛАСТИ?
Открытое государство (википедия)
Мир, где женщины говорят только правду.
Мессия устранит Зло на Земле Словом, без насилия.
«Круги Сократа»: как диалектический метод используется в обучении
Каждому человеку знакома фраза «В споре рождается истина». Но так ли это на самом деле? Сократ, величайший философ всех времен, был уверен в том, что спор не способствует нахождению истинного знания, в отличие от беседы. Философия апеллирует понятиями: спор представляет собой желание отстоять свою позицию, но никак не «достучаться до истины», а вот беседа – это уже обсуждение, направленное на выявление правды.
Вероятнее всего, эта фраза возникла как результат неправильной трактовки его слов, в результате чего многие люди ошибочно стали считать, что спор способен привести к чему-то полезному. Однако ощущение собственного превосходства, возникающее как следствие победы, никогда не сравнится с тем многообразием чувств, которые возникают в результате обнаружения истины, – о чем, собственно, и говорил великий философ на самом деле.
В данной статье мы кратко изложим основные идеи философии Сократа и его диалектического метода, а потом подробно расскажем вам об инновационной технологии в обучении, основанной на этом методе, – сократических семинарах.
Философия Сократа
Думаем, Сократ не нуждается в долгом представлении – величайший древний философ Афин известен каждому благодаря своему пристрастию к философским диалогам, которые нашли свое отражение в книге Платона «Апология Сократа. Диалоги». Более того, сама наука риторика во многом сформировалась и получила свое развитие именно под его влиянием: на ряду с Платоном и Аристотелем он смог теоретически осмыслить принципы и методы ораторской речи.
Чтобы понять философию великого философа, достаточно изучить ее три основополагающих идеи: тождества знания и добродетели, самосознания и философской скромности.
Абсолютным благом жизни Сократ считал добро, которое выражается в красоте и истине. Сократ заметил, что люди предпочитают делать то, что им нравится, а нравится им то, что их привлекает и кажется красивым. Сократ считал, что истинная красота заключается именно в добродетели, т.е. нет ничего прекраснее, чем добро, выражающееся в поиске истины. Он хотел, чтобы каждый человек осознал этот факт, и стал стремиться именно к самопознанию, как к самому красивому на земле. Творить добро, согласно Сократу, означает выбирать «правильный путь» во всем и воплощать только «светлые» идеи: порядочность, бескорыстие, почтительное отношение к окружающим и т.д.
Главным в жизни Сократ считал именно самопознание. По его мнению, постижение абсолютной истины всего сущего не является возможным, т.к. такое абсолютное знание доступно только Абсолюту (Богу), а мы способны познать только собственные достоинства и недостатки. Сам Сократ всю жизнь в поиске истины занимался непрерывным самообразованием и пытался показать наглядный пример другим.
Путь мудрости, согласно Сократу, заключается в бесконечном поиске и постижении безграничной истины. Предмет философии – это нескончаемые идеи о мире и человеке. Несмотря на тот факт, что Сократ считал знание главным благом, вместе с тем он также считал, что это благо крайне тяжело достижимо человеком. Он был уверен в том, что чем сильнее раздвигаются границы человеческого знания, тем яснее для него становятся границы его бесконечного незнания и тем больше осмысливается безграничность поиска дальнейшего познания. «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого)» – говорил Сократ. Так называемый Сократов круг знаний наглядно демонстрирует обратно пропорциональную зависимость между категориями «знания» и «незнания» в его философии:
Таким образом, каждый внешний круг всецело включает внутренний круг, расширение круга «я не знаю» приводит к расширению круга «я знаю, что не знаю», а его расширение неизбежно приближает человека к границе круга «я не знаю», которая одинакова для всех (как уже было сказано ранее, согласно Сократу, абсолютное знание доступно только Богу, человек его постичь не может).
Диалектический метод Сократа
Чтобы достичь абсолютного блага, истинного знания, Сократ разработал диалектический метод, который основывался на трех основных компонентах:
Ирония
Ранее мы уже говорили о том, что Сократ был уверен в том, что в основе познания должно лежать знание человека о том, что его возможности познания сильно ограничены. Мнение о том, что мы способны хоть как-то приблизиться к абсолютной истине, является высшей степенью самонадеянности – в этом Сократ видел главную иронию: настоящий философ должен насмехаться над собой, над ограниченностью своего сознания, а не считать себя всезнающим и всемогущим. В последнем случае, по мнению Сократа, философ уже не мудрец, а пустой догматик либо болтун. Ирония Сократа, таким образом, обращает человека против самого себя и помогает ему бороться с мнимой самоуверенностью, которая замедляет процесс познания (а иногда и вовсе прекращает его). Она способствует «очищению разума» для того, чтобы он всегда был в состоянии, необходимом для постижения истины.
Маевтика
Возможно, вы часто слышали и фразу о том, что «нельзя ничему научить, можно только научиться». По мнению Сократа, преподавание способно только помочь человеку в достижении истинного знания: после того, как человек осознает ограниченность своих познавательных возможностей, его необходимо подтолкнуть к нахождению истины (или ее «рождению», как говорил сам философ). Сделать это можно путем использования особой техники задавания вопросов, ответы на которые помогали человеку найти истину (внутри себя самого).
Сократ был уверен в том, что истина находится внутри самого человека, т.е. каждый из нас уже обладает знанием, однако оно находится в «неосознанном» состоянии. Кроме того, он был уверен, что это знание нельзя «достать», если у человека нет никакого потенциала к учению и самопознанию, т.е. искреннего желания достичь истины. Таким образом, маевтика – это побуждение человека к познанию: ей не подвластно научить кого-либо чему-либо (особенно всему), но она способствует продвижению человека к истине.
Наведение (индукция)
В основе диалектического метода лежит диалог, в рамках которого противоположные мнения (мысли) противопоставляются друг другу, чтобы в результате их столкновения «родилась» истина. Как уже было сказано ранее, Сократ считал, что достичь абсолютной истины невозможно, однако идти к ней можно и нужно. Вы можете заметить в этом некоторое противоречие: как человек может одновременно достичь истины и не достичь ее?
Дело в том, что, по мнению Сократа, каждое новое знание рождает еще большее незнание, т.е. условно, каждый раз, находя истину, мы лишь переходим на более «высокий» этап ее осознания: абсолютной истины достичь невозможно, а вот простую истину отыскать мы в силах. Движение к истине в диалектическом методе происходит методом, который называется «наведение».
Как правило, люди не задумываются об истинности своих суждений. В ходе умозаключений они приходят к какой-то мысли, которую они принимают за истинное знание, но которая им на самом деле не является. Чтобы помочь человеку прийти к истине, нужно заставить его сомневаться в правильности вынесенных им суждений путем использования техники задавания «наводящих» вопросов, имеющих форму убеждений, противоречащих его мнению. Только так человек сможет самостоятельно признать, что его мнение не было истиной, а было лишь идеей (мыслью), а затем и прийти к истинному знанию.
Основная техника, которую использовал в своем методе Сократ, называется Elenchus и переводится как «Аргумент опровержения» или «Перекрестный допрос». Условно можно выделить следующие ее этапы:
Однако сократовский диалог всегда оставляет вопрос открытым: вспомним Сократов круг знаний, в котором каждое новое знание только расширяет границы незнания, а абсолютно истинного знания и вовсе, по мнению философа, достичь невозможно. Кому-то такое определение истины может показаться удручающим, однако невозможность найти абсолютную истину является единственным двигателем развития нашего разума. Если бы найти ее было возможно, мы бы давно это сделали, что привело бы к стагнации, застою нашего развития, а затем и к противоположному эффекту – деградации.
Диалектический метод может иметь форму разговора как с самим собой (самопознание), так и с другим человеком (совместный поиск истины или наведение). Однако разумно беседовать с самим собой способны только поистине мудрые люди, обладающие непредвзятым мышлением, – истинные философы. Поэтому в большинстве случаев диалектическая беседа проходит в форме диалога двух людей или более, который может быть двух видов:
Более подробно рассмотреть пример диалектического диалога вы можете в одной из наших статей, а сегодня расскажем вам о такой инновационной технологии в обучении, как «Круги Сократа», в рамках которой две этих формы диалектического диалога слились воедино.
«Круги Сократа»: что это за технология и для чего она используется
Ряд зарубежных исследователей (Г. Властос, М. Стронг, М. Копелэнд, А. Адамс, В. Моеллер и М. Моеллер, П. Богоссян и другие) на основе диалектического метода Сократа основали сократическую педагогику – современный подход к обучению, позволяющий ученикам выражать свои мысли в открытом виде и развить свои способности в полной мере, а не ограничивает их потенциал с помощью унификации и стандартизации, что характерно для традиционных подходов. Суть сократической педагогики заключается в создании условий, в которых ученики могли бы сами найти ответы на вопросы, которые их интересуют.
Использование диалектического метода в обучении обусловлено тем, что он сам по себе изначально представлял своеобразный педагогический подход, поскольку он был направлен на поиск истины и способствовал глубинному пониманию понятий, как и любая преподавательская деятельность в принципе.
Два основных преимущества использования диалектического метода в обучении:
В рамках сократической педагогики была создана отдельная форма обучения – сократические семинары или «Круги Сократа», в ходе которых ученики получают возможность развить свой потенциал и овладеть рядом полезных практических навыков. Давайте более подробно рассмотрим, что это за технология и как она используется.
Основателем технологии является Скотт Бьюкенен, который использовал ее для обучения в колледже Святого Иоанна. Затем свое развитие технология сократических семинаров получила благодаря Национальному центру Paideia, проекту Touchstones и другим.
Технология сократических семинаров развивает:
А самое главное, она помогает сформировать навык непрерывного самообразования, который как никогда актуален в современному мире.
В основе технологии «Круги Сократа» лежит изучение отрывков текста путем активной интеллектуальной беседы. Ее эффективность заключается в том, что таким образом ученики учатся совместно находить правильные ответы на вопросы и получать более глубокие знания путем аналитического диалога, а не стандартного «заучивания» ответов на вопросы.
Технология проведения таких семинаров описана в книге М. Копелэнда «Круги Сократа. Развитие критического и творческого мышления в средней и старшей школе» и может быть представлена в виде: «обсуждение-обратная связь». Проходят сократические семинары в четыре этапа:
Такое чередование позиций может иметь разную продолжительность и зависит от объема и сложности текста, который используется в рамках диалога.
Выделяют три уровня (ступени) сложности сократических семинаров:
Вопросы, которые задаются в рамках проведения сократических семинаров, должны представлять собой общие идеи, а не какие-то конкретные данные. Они должны быть неоднозначными и не иметь одного лишь правильного ответа. Выделяют три вида вопросов, используемых в рамках сократического семинара:
Также выделяют типы сократических вопросов, которые позволяют рассмотреть технику их задавания более подробно:
Отдельное внимание следует уделить текстам, которые используются в рамках сократических семинаров. Они должны обладать следующими характеристиками:
Что касается роли учителя в обсуждении, то он выступает в роли некого посредника:
Таким образом, можно сказать, что проведение сократических семинаров способно существенно повысить эффективность обучения и позволяет овладеть рядом практических навыков, способствующих личностному и профессиональному развитию.
Несмотря на то, что данная технология используется преимущественно в рамках очного обучения учащихся средней и старшей школы и студентов вузов, она находит применение и в других областях. Поскольку поиск истины актуален для всех областей человеческого знания, технология «Круги Сократа» может позволить обсудить любую насущную проблему и найти ее решение. Например, вы можете использовать данную технологию в кругу друзей и единомышленников либо применять ее как более научную версию «мозгового штурма» в профессиональной деятельности.
Если вы хотите, подобно Сократу, в мастерстве овладеть искусством аргументации и освоить лучшие ораторские приемы, обязательно записывайтесь на нашу онлайн-программу «Современная риторика». А лучше взаимодействовать с собеседником во время диалога вам поможет наша программа «Лучшие техники коммуникаций», на которой вы научитесь находить индивидуальный подход к любому человеку, сглаживать конфликты и многое другое.
Желаем вам удачи в самопознании и верим в то, что вы обязательно найдете истину (пусть и не абсолютную)!
А в заключение предлагаем проверить свои знания по теме статьи с помощью небольшого теста:
Диалектика Сократа. Диалектика и самопознание
Сократ является наиболее значимым античным диалектиком. Наподобие того, как софисты обучали логосу и искусству ведения беседы, Сократ также видел в этом пользу для человека. Однако софисты, например, Протагор и Горгий, утверждали, что логос – это социальный инструмент, а Сократ высказывал мнение, что это орудие познания и самопознания, важно только правильно направить его. Глубина его мысли позволяло сделать вывод о том, что не всё может быть постигнуто органами чувств, что-то может быть постигнуто разумом, но только в том случает, если умело использовать собственные рассуждения.
Диалектика Сократа – это способ обращения к знанию, а не к социальному действию.
Сократ придерживался мнения, что социальное действие может быть адекватным и справедливым только в том случае, когда человек совершает его с осознанием, руководствуясь разумом.
Именно эти идеи Сократа свидетельствуют о его авторстве тезиса «добродетель есть знание».
В данном положении имеется в виду не только некий набор «учёной» и «объективной» информации, но и частная уверенность в правильности собственных поступков, которые опираются на совесть и разум.
Если правильно выбрать форму диалектической беседы, то необходимости в доказывании правильности собственного мнения отпадает напрочь. Потому как в такой беседе будет ощущение, что оно единственное верное. Наоборот, диалектика – это перманентная испытание обсуждаемых тезисов на состоятельность.
В данном случае, собеседники представляются своеобразными зеркалами, которые отражают суть высказываемого тезиса. В конечном счёте, диалектик с опытом искусно привлекает внимание собеседника к своим суждениям и их основаниям. Этот процесс напоминает определённую форму самопознания, в силу того, что всякое суждение основано на нашем собственном отношении в миру и к самому себе. Обосновывая данные основания, мы можем узнать себя.
Диалектика против апелляции общего мнения
Диалектика в данном случае противопоставляется апелляции к общему мнению, к воззрениям большинства или традиций. Кроме этого стоит отметить, что она представляет собой высшую форму «заботы о себе»: только после того, как человек начнёт понимать, что он из себя представляет, он сможет определить для себя образ жизни, который будет соответствовать его природе.
Подобно тому мнению, которое высказывали пифагорейцы относительно нашего истинного начала, Сократ утверждал, что это душа, а не тело. Заботиться о собственной душе, значит следить за её образованием и воспитанием, полагаясь на дух добродетели. Душа, которая получает знание, способна на нравственные поступки, тем самым совершенствуется и становится носительницей блага. Более того, совершенствующаяся душа удовлетворяет свою потребность в независимости от тела и в бессмертии.
Сократ дополняет платоновское «Государство» и как итог высказывается: «В убеждении, что душа бессмертна и способна переносить любое зло и любое благо, мы все — если вы мне поверите — всегда будем держаться вышнего пути и всячески соблюдать справедливость вместе с разумностью, чтобы, пока мы здесь, быть друзьями самим себе и богам».
Диалектика и метод наведения
Аристотель дал название методу Сократа «Наведение» от греческого epagoge. Это он объяснил тем, что в нём сочетаются индуктивные и дедуктивные элементы и желание отыскать наиболее удачный пример, который откроет смысл обсуждаемого. Аристотель был уверен в том, что данный метод сконцентрирован на «начало знания». В поисках ответа на вопрос о природе знания, о красоте или мужестве – Сократ первостепенно фокусировал внимание на круг тем, при обсуждении которых начальное понятие может быть раскрыто. В качестве инструмента Сократ использовал парадигму или подборку примеров, которые помогали ему обнаружить искомое существенного признака. Парадигма в данном контексте – это пример, который может стать моделью или образцом для проведения аналогии, а также средством поиска истины.
Платоновские диалоги посвящены исследованию различных проблем, следовательно, он использовал множество разных моделей: ткачество, пастушество, обучение грамоте и многое другое. Можно предположить, что Сократ делал приблизительно то же самое, использовал подобные модели.
Согласно некоторым античным текстам, собеседники Сократа часто возмущались тем, что в беседах он часто уходил от основной темы и обращался к корабельщикам, ремесленникам и т.п.
Однако стоит сказать, что снижение пафоса рассуждений о благе и справедливости дали Сократу возможность проиллюстрировать истинную суть концепций его собеседников и их применимость или неприменимость в практическом смысле.