В чем заключается сталинская идеология
Сталинизм
Сталини́зм — авторитарная политическая система в СССР в конце 1920-х — начале 1950-х годов и лежавшая в её основе идеология. Сталинизм характеризовался наличием абсолютистского режима личной власти И. В. Сталина, господством авторитарно-бюрократических методов управления (командно-административной системы), чрезмерным усилением репрессивных функций государства, сращиванием партийных и государственных органов, жёстким идеологическим контролем за всеми сторонами жизни общества, нарушением фундаментальных прав и свобод граждан. Ряд политологов считает сталинизм одной из главных форм тоталитаризма.
Содержание
Общая характеристика
Как пишет А. Н. Медушевский, ключевыми параметрами проекта модернизации (строительства нового общества) стали:
По определению А. Н. Медушевского, изменение информационной картины мира привело к «переформатированию социума по таким основополагающим координатам, как пространство, время и смысл существования индивида».
Сталинизм и ленинизм
Сталинистские режимы в других государствах
Иногда термин «сталинизм» используется для характеристики стран, политическая система которых во многом напоминала политическую систему СССР времён Сталина (например, режимов Мао Цзэдуна в КНР, Ким Ир Сена и Ким Чен Ира в КНДР, Хо Ши Мина и Ле Зуана во Вьетнаме, Энвера Ходжи в Албании и др.), а также политических партий, являющихся сторонниками подобной политической системы. Представителями некоторых течений марксизма (например, троцкистами) термин «сталинизм» используется для обозначения политической системы и идеологии, существовавшей в СССР и других социалистических странах как при Сталине, так и в последующий период до распада СССР.
Оценка сталинизма в Европе
На следующий день после смерти Сталина манчестерская «Гардиан» выпустила статью с высокой оценкой его деятельности по преобразованию России. Автором некролога был Исаак Дойчер. [8] Некоторые фрагменты статьи Дойчера были включены в статью о Сталине Британской энциклопедии (изд. 1956 г., том 21, стр. 303)
Папа Иоанн Павел II также сравнил две системы XX века: сталинский СССР и нацистскую Германию: «Некоторые считают, что Сталин был лучшим лидером, чем Гитлер. С моральной точки зрения, они оба были ужасны.» [источник не указан 209 дней]
Резолюция, названная «Воссоединение разделенной Европы», подчеркивает, что оба тоталитарных режима нанесли серьёзный ущерб Европе, в обоих режимах наблюдались проявления геноцида и преступления против человечества.
Одним из призывов резолюции ОБСЕ, к государствам-участникам, является прекращение восхваления тоталитарных режимов, включая проведение публичных демонстраций в ознаменование нацистского или сталинистского прошлого, а также открытие исторических и политических архивов. [10]
В ответ Россия выступила с резким осуждением этого решения ОБСЕ, заявив, что данная резолюция, фактически уравнивающая сталинский режим и нацизм, искажает историю.
Официальная оценка в СССР / России
См. также
Литература
Ссылки
Примечания
Марксизм | |
---|---|
Социология | Диктатура пролетариата • Теория отчуждения • Эксплуатация • Классовая борьба • Буржуазия • Пролетариат • Революция • Научный социализм • Коммунизм |
Экономика | Закон прибавочной стоимости • Политэкономия • Производительные силы • Производственные отношения • Рабочая сила • Первоначальное накопление капитала |
История | Первобытный коммунизм • Материалистическая теория происхождения государства • Азиатский способ производства • Рабовладельческий строй • Феодализм • Капитализм • Социализм • Коммунизм |
Философия | Диалектический материализм • Исторический материализм |
Направления | Австромарксизм • Западный марксизм • Ленинизм • Большевизм • Люксембургианство • Коммунизм рабочих советов • Археомарксизм • Марксизм-ленинизм • Сталинизм • Троцкизм • Маоизм • Титоизм • Чучхе • Еврокоммунизм • Неомарксизм • Операизм • Аналитический марксизм • Структуралистский марксизм • Ситуационизм • Постмарксизм • Ходжаизм |
Школы | Франкфуртская школа • Будапештская школа • Школа праксиса |
Полезное
Смотреть что такое «Сталинизм» в других словарях:
СТАЛИНИЗМ — (stalinism) Репрессивная советская политическая система при Иосифе Сталине (1879–1953). Началась не позднее 1928 г. и продолжалась до смерти Сталина, хотя многие включают в эту систему и весь последующий период вплоть до перестройки (perestroika) … Политология. Словарь.
СТАЛИНИЗМ — англ. Staunism; нем. Stalinismus. Идеология и политика, реализованные И. В. Сталиным и его сторонниками. С. характеризуется господством авторитарно бюрократических методов управления государством и обществом, практическим отождествлением… … Энциклопедия социологии
СТАЛИНИЗМ — политическая и экономическая линия, режим и стиль правления, а также социальная и экономическая организация в СССР (и в восточноевропейских социалистических обществах при гегемонии СССР) под руководством Иосифа Сталина с конца 1920 г. до его… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
сталинизм — сталин изм, а … Русский орфографический словарь
сталинизм — (2 м) … Орфографический словарь русского языка
сталинизм — а; м. 1. В СССР в 30 50 е гг.: связанный с деятельностью И.В.Сталина режим личной власти, выражавшийся в жёстком контроле всех сторон жизни общества, массовых репрессиях и т.п. 2. Политическое течение в рамках коммунистической идеологии,… … Энциклопедический словарь
СТАЛИНИЗМ — понятие, используемое для характеристики идеологии политики советского государства в период правления И.В.Сталина (20 ; 50 е гг.) … Политология: словарь-справочник
сталинизм — а; м. см. тж. сталинистский 1) В СССР в 30 50 е гг.: связанный с деятельностью И.В.Сталина режим личной власти, выражавшийся в жёстком контроле всех сторон жизни общества, массовых репрессиях и т.п. 2) Политическое течение в рамках… … Словарь многих выражений
сталинизм — СТАЛИНИЗМ, а, м Политика в рамках коммунистической идеологии, основанная на принципах вождизма, идеологического контроля всех сторон жизни общества, усилении репрессивных функций государства, отказа от частной собственности; Ант.: антисталинизм.… … Толковый словарь русских существительных
сталинизм — сталин/изм/ … Морфемно-орфографический словарь
Сталин и идеология в обществе
От редакции: РОТ ФРОНТ — широкая коалиция, в рядах которой есть активисты с разным отношением к СССР и пониманием роли различных его руководителей. Но несомненную пользу представляют попытки противодействовать переписыванию истории и распространять фактический материал о той эпохе. С этой точки зрения интересен публикуемый ныне материал, который мы размещаем как дискуссионный материал.
Сталин в России – противоречивая фигура. Идеологи прошлого формировали однозначное отношение – негативное. Развернулась кампания против Сталина на XX съезде коммунистической партии СССР.
Народу с официальных трибун вещали, что Сталин не просто ошибался, от чего не застрахован никто, а совершил ряд преступлений. Так говорили в хрущевский период, а в годы Брежнева пропаганда изменилась – о Сталине предпочитали молчать. Во время Перестройки издавали литературу, где Сталина осуждают не только якобы с марксистско-ленинских позиций, но и с праволиберальной или религиозной точки зрения.
Если в период Перестройки мифы о Сталине распространяли публицисты, то уже после развала Советского Союза основные мифы перешли в учебники по истории. Там за истину принимались данные Солженицына, художественная литература стала историческим источником.
Самый знаменитый момент – рассуждения о числе жертв репрессий. По утверждению Солженицына, убитых (не считая военные потери) – 60 млн человек. Но ведь источник этих данных не работал в архивах, не был знаком со статистикой, на тот момент секретной. Когда архивы открылись, историк В. Н. Земсков привел данные, опровергающие домыслы пропагандистов:
«Ещё в начале 1954 года в МВД СССР была составлена справка на имя Н.С.Хрущева о числе осуждённых за контрреволюционные преступления, то есть по 58-й статье Уголовного кодекса РСФСР и по соответствующим статьям УК других союзных республик, за период 1921—1953 годов. (Документ подписали три человека — Генеральный прокурор СССР Р.А.Руденко, министр внутренних дел СССР С.Н.Круглов и министр юстиции СССР К.П.Горшенин). В документе говорилось, что, по имеющимся в МВД СССР данным, за период с 1921 года по настоящее время, то есть до начала 1954 года, за контрреволюционные преступления было осуждено Коллегией ОГПУ, тройками НКВД, Особым совещанием, Военной коллегией, судами и военными трибуналами 3 777 380 чел., в том числе к высшей мере наказания — 642 980».
Однако информация от Солженицына не исчезла, ее продолжают использовать для того, чтобы доказать простой тезис – России нужна десталинизация. Раз речь идет о массовой пропаганде, то она должна иметь успех, как считают интеллектуалы, прислуживающие режиму. Но этого не происходит. И тут дело в том, что после крушения СССР изменились социальные основы общества. Проведена экономическая «шоковая терапия», оставившая действительно большинство населения в шоке. В такой ситуации официальная пропаганда толкала к тому, чтобы презирать все официальное и относиться с симпатией к тому, что изобличают пропагандисты. С каждым годом конфликт усиливался, а взамен советской идеологии власть ничего придумать не могла, хотя и пыталась, ведь еще в 1996 году Ельцин просил политологов найти «национальную идею».
Все попытки найти эту идею проваливались. В конце 90-х политика по отношению к СССР изменилась. Вновь показывали советские фильмы, многие журналисты ностальгировали по ушедшей эпохе, но история и успехи СССР подстраивались под нужды современности.
Консенсус: советское прошлое – славное, но вернуть СССР уже не получится. Остается помнить, что существовал СССР, и быть патриотом России. Достижения СССР: победа в Великой Отечественной войне и освоение космоса, а вот коммунизм – это утопия.
Отдельные моменты советской истории можно считать приемлемыми, если их переработать в выгодном свете для современного руководства России. Но революция, коллективизация и индустриализация – всегда негативные стороны, хотя объективно это основа существования и развития СССР.
Отношение в обществе
Акции в поддержку Сталина уже долгие годы организуют снизу. Поначалу просто участие в коммунистических митингах, а затем идеи вроде Сталинобуса и акций «2 гвоздики товарищу Сталину». Сталинобус, или автобус Победы, общественная акция, приуроченная ко Дню Победы. Участники акции указывают, что в этот день нельзя забывать о Сталине.
В официальной пропаганде закрепилось поверье, что якобы народ победил в войне вопреки Сталину. В годы войны Сталин – Верховный главнокомандующий. Каким образом можно победить вопреки? Это все-таки война, а не драка городских и деревенских жителей. Акция вызвала ненависть со стороны любителей свободы слова и самовыражения. Сотрудники «Мемориала» требовали убрать изображение Сталина с автобусов, а когда этого не сделали, то нашлись люди, которые избавлялись от изображений разными методами, активисты партии «Яблоко» закрашивали их. Появление изображения Верховного главнокомандующего назвали «политической провокацией». Любые попытки сторонников Сталина начать диалог заканчивались призывами к «десталинизации». Нормальный диалог в таких условиях вряд ли возможен, потому что противники «сталинизма» представители мейнстрима.
Проект «Имя России» вновь поднял вопрос о Сталине, потому что тогда проголосовать за любое имя мог каждый, а не только либеральные историки. С первых же дней Сталин занимал лидирующие места. Конечный результат – Сталин на третьем месте. А по оценкам жюри хуже Сталина был только Ленин.
Проект нельзя однозначно отнести к кристально честным, потому что в ходе голосования была возможна накрутка. Но все же повышенный интерес к Сталину очевиден. И после проекта на книжных полках все чаще появлялись работы, посвященные Сталину, где деятельность оценивалась не отрицательно, а положительно.
Обратим внимание на динамику значимых имен:
Динамика в России такова: в прошлом году к Сталину положительно относилось 37%, а в этом году – 46%. Никак нельзя популярность теперь списать на ностальгирующих пенсионеров, как это делали в прошлом. К Сталину относятся с уважением представители разных слоев российского общества. В идеологии это выражается интересным образом. В один момент резко появляются в СМИ с определенными идеями сторонники Сталина. Многие из них и ранее высказывались в поддержку Сталина, однако теперь они могли формировать мнение широкой аудитории.
В качестве примера можно вспомнить хотя бы передачу «Суд времени», где осуждали Сталина Млечин и Сванидзе, а защищал – Кургинян. Голосования зрителей почти всегда за Кургиняна. Таким образом сформировалось особое отношение к Сталину, но контролируемое, поскольку это тоже часть государственной идеологии.
Сталин и кремлевская идеология
Кургинян не только защищает Сталина, но также посещает проправительственные акции вроде митинга на Поклонной горе в 2012 году. На этой акции присутствовали почти все медийные «сталинисты». Главный тезис таких деятелей – «потеряли СССР, но не потеряем Россию!».
О том, что сторонник Сталина должен быть патриотом России, говорят уже очень давно. Чего стоит историк Юрий Жуков. Он в документальном фильме «биохимия предательства» заявлял, что Сталин никогда бы не предал свою Родину, какой бы она ни была. Историк рассчитывал на то, что зрители плохо знакомы с историей России, ведь в действительности Сталин активно выступал против Российской империи. В этом и суть, каким образом доверие к Сталину можно использовать государству. Ведь если Сталин – патриот Родины (вне зависимости от социальных основ), то нужно всегда поддерживать существующую власть. А в качестве идеологии, помимо патриотизма, у людей вроде Сергея Кургиняна выступает метафизика. Такие идеологи отказываются от революции, от марксизма-ленинизма, намекая на то, что и сам Сталин бы отказался, если бы не определенные обстоятельства. Самое примечательное, что в прошлом два самых знаменитых медийных сторонников Сталина – Вассерман и Кургинян – рекламировали Ельцина. Потом и сейчас – Путина. Так и появляются выводы, что Сталин был сторонником религии и даже монархии, что сегодня бы он точно поддержал Путина.
Такая версия находит немало сторонников и вложить в уста пропагандистов вроде Кургиняна можно все что угодно. Ведь никто не скажет, что у них есть ясная социальная и экономическая программа. И если в начале 90-х Сталин — символ протеста, то теперь он стал во многом символом лояльности по отношению к власти.
Условно мы разделим эти течения на два: правый и левый сталинизм. Правые считают, что Сталин – хозяин империи, почти монарх, что он возродил сильное государство и при нем весь мир боялся Россию. Левые же считают, что Сталин был революционером и популяризатором марксизма. Точек соприкосновения между этими группами нет. Но правых в разы больше.
Самое важное – причины популярности Сталина среди масс. Ведь те самые 46% это в основном не коммунисты и не сторонники учения Сталина. Их позитивное отношение к Сталину связано с той ложью, которая льется уже долгие годы на него, а также с простым представлением: враг моего врага – мой друг. Чем больше ненависть по отношению к официальной идеологии, направленной против СССР, тем больше почтения к советскому периоду. Уважают люди не только Сталина, но и Брежнева, тогда как дальше этого уважения дело не заходит, то есть изучать взгляды этих людей почти никто не собирается. В сознании масс закрепилось положение, что при Сталине было сильное социальное государство, вовремя платили зарплату, периодически ее повышали, тогда как цены на продукты – понижали. Еще можно вспомнить о бесплатной медицине. Это все было действительно бесплатно, а не как сейчас говорят «услуги». Было еще право на жилье, закрепленное в законе. Многие социальные права появились в СССР впервые, и только затем их стали частично применять на западе, но только в самых развитых странах. После крушения СССР от социальных прав во многом отказались, особенно это затронуло постсоветские страны. Пока еще сохраняются некоторые остатки социального государства, но этого недостаточно для удовлетворения потребностей общества. Для многих граждан России серьезным аргументом является и положение страны в мире. В СССР времен Сталина страна объективно была второй в мире (после США) по экономическим и военным показателям (в каких-то областях обгоняла). Теперь положение России откатилось далеко назад, возможно даже дальше положения Российской Империи в XX веке. Сталин ассоциируется с модернизацией, что тоже немаловажно.
Но опять-таки представления о Сталине неверны. Во-первых, ошибочно полагать, что дело только в личности, нельзя игнорировать объективные факторы и экономический базис. Во-вторых, Сталин получается карикатурный, и в каждом сообществе его поклонников обосновываются любые идеи, вплоть до «народного капитализма».
Не стоит удивляться, что такие группы могут даже от имени Сталина выступать против коммунизма, даже против социального государства. Людям навязывается положение, что Сталин – защита государства, любого государства. Если при Сталине боролись с остатками буржуазии, то современная идеология использует его образ для борьбы с трудящимися, потому что так тоже «укрепляется государство».
Остается только вспомнить слова Сталина:
«нам идолопоклонники не нужны…». Сказал он это во время беседы с работниками партии по поводу биографии Ленина и Сталина. Дело в том, что во время составления этих трудов некоторые авторы перестарались, и в итоге вышло нечто, что вызвало такую реакцию Сталина: «Что должен делать читатель после прочтения этой биографии? Стать на колени и молиться на меня».
Современные биографии нередко именно такие, потому что вместо реальных идей Сталина и даже фактов из жизни там содержатся либо позитивные оценки, чуть ли не обожествление, либо полностью негативные, где Сталин обвиняется во всех смертных грехах.
При таком повышенном интересе к личности, конечно, следовало бы заняться популяризацией истории, потому что доступны исторические исследования, работы самого Сталина, но, увы, поклонники Сталина с ними не знакомятся, и именно поэтому ими манипулируют официозные идеологи.
Станислав Дзюбенко
colonelcassad
Colonel Cassad
Рупор тоталитарной пропаганды. Военно-политическая аналитика и публицистика.
Довольно часто в спорах всплывают термины «сталинизм», «антисталинизм», как правило, без объяснения, что же именно подразумевают под ними. Причем, не секрет, что у разных людей, разное восприятие этих терминов, и содержание «сталинизма/антисталинизма» так же различается для каждого конкретного человека.
Известная информационная помойка Википедия ( colonelcassad.livejournal.com/3790.html ) дает следующее определение:
Сталинизм – политическая система и идеология, возникшие в результате перерождения рабочего государства, рожденного Октябрьской революцией 1917 года. Сталинизм образован от имени Иосифа Сталина, который будучи генеральным секретарём ЦК ВКП(б), идейно и организационно возглавил процесс перерождения большевистской партии и советского государства. В этом Сталин опирался на партийно-государственный аппарат, советскую бюрократию, превратившуюся в касту привилегированных управленцев. Сталинизм характеризуется господством авторитарно-бюрократических методов управления государством и обществом, слиянием партийных и государственных органов власти, жёстким идеологическим контролем над обществом, применением репрессивных методов принуждения против врагов и оппонентов существующего строя и правящего режима.
Следует понимать, что возврата в сталинскую эпоху не будет. И Сталин никогда не вернется к власти. Вопрос лишь в том, что мы возьмем с собой на поезд уходящий в будущее.
Лично я бы взял (с учетом сталинского опыта) так на вскидку:
Что такое сталинизм
Ещё одно добавление в марксизм — это изменение в системе ценностей. Если марксизм в большей степени разделял прогрессивные ценности, то сталинизм переходит на консервативную систему ценностей, причём чем он «правее», тем в большей степени происходит и проявляется этот переход.
«Правые» сталинисты выступают за усиление поиска врага вплоть до борьбы с другими нациями – например, евреями – и за активное использование религии в идеологической работе. «Правый» сталинизм идеологическими установками практически полностью совпадает с нацизмом. Его представители вовсе не выступают за отмирание государства (только за усиление), и не принципиальны в вопросах относительно экономической повестки.
Крайне «левые» сталинисты же могут выступать против национализма, религии, критиковать в некоторых вопросах политику Иосифа Сталина и признавать неработоспособность плановой экономики в тех формах, в каких она работала в СССР. То есть они отчасти находятся под влиянием прогрессивных ценностей и идей социал-демократии. Однако в целом сталинизм держится в той или иной степени на положениях, которые мы здесь отметили.
Также в основной своей массе сталинисты одобряют культ личности, исключают полезность большинства демократических институтов и отличаются непримиримостью к любым иным точкам зрения. Таким образом, часть «правых» сталинистов не признают за Иосифом Сталиным ошибок, а любую критику объявляют ложью.
Многие националисты и консерваторы уважают Сталина
Чьи интересы выражает сталинизм?
Ответ на вопрос о том, чьи интересы выражает сталинизм, нужно искать в одном из основных его положений, а именно в усилении государства. Поскольку сталинизм выступает за укрепление институтов государства и власти, а также не признаёт роли демократических институтов, то он является выгодной идеологией для номенклатуры – то есть высших чиновников, органов госбезопасности и обслуживающих высшее чиновничество слоёв общества. Потому что чем сильнее государственная власть (и меньше степень демократии), тем это выгоднее, в первую очередь, самой власти.
Остальные положения сталинизма также обслуживают интересы этих групп. Тезис об усилении классовой борьбы, как мы отметили, перерос в борьбу с инакомыслием и национализм. Борьба с инакомыслием – это именно то, что нужно власти, чтобы задавить критику внутри страны. Национализм – это то, что нужно власти для того, чтобы задавить критику извне.
Простой пример – если в обществе не силён национализм, то фраза, допустим, американского политика о том, что в России низкий уровень жизни и нет нормальной медицины, получит поддержку у общества, которое действительно живёт плохо и без вменяемой медицины. И это в итоге может вылиться в массовые протесты и пойдёт на пользу обществу, но не пойдёт на пользу власти. Но если в обществе силён национализм, то граждане поверят властям, которые представят всё таким образом, что «американский политик оболгал Россию, в Америке сотни людей тоже голодают, а у нас всё не так плохо». Властям нужен национализм, чтобы получались такие примитивные попытки сыграть на гордыне.
Выражает ли он интересы простого народа?
В противовес этому, пропагандисты номенклатуры упорно пишут в своих книжках и говорят по телевизору, что Иосиф Сталин выражал интересы простого народа, и сталинизм выгоден большинству людей. Но человек, который умеет мыслить критически, должен хорошо подумать, чем положения сталинизма будут выгодны для него. Если государство и его органы будут усиливаться, хорошо ли будет рабочим или интеллигенции? От того, что будет больше чиновников и они будут сильнее контролировать общественную жизнь, лучше им не станет – на прокорм этой номенклатурной армии будет уходить больше их собственных денег. Если начнется борьба с инакомыслием и конфронтация с другими странами, лучше ли будет простому офисному работнику, учителю, врачу? Не станет, потому что их могут просто арестовать за неправильно сказанное слово (например, за критику чиновников), или приписать им такие слова и сделать с ними всё, что угодно (поскольку при слабых демократических институтах представители государства оно лучше контролирует полицию и суды), а другие страны могут ввести жёсткие экономические санкции.
Номенклатура из КПРФ тратит немалые деньги из партийной кассы на рекламу Сталина, причём при помощи фальшивых «цитат Черчилля»
Как формировался сталинизм
Сталинизм начал формироваться в 1920-е годы, когда Иосиф Сталин писал теоретические работы. В 1924-м году Сталин в работе «Об основах ленинизма» написал, что «пролетариат победившей страны может и должен построить социалистическое общество 6 », и эти слова провозгласили о возникновении его знаменитой теории о возможности построения социализма в отдельно взятой стране. Ключевой вопрос – в том, что подразумевалось под формулировкой «социалистическое общество». Фридрих Энгельс, к примеру, писал вот что:
Принудительные выборы под наблюдением назначенного государством начальства вместо фабричных надсмотрщиков — хорош социализм! Но к этому непременно придёшь, если поверишь буржуазии в том, чему она сама не верит, а только прикидывается, что верит: будто государство — это социализм! 7
Проект Эрфуртской программы 1891 года, одобренный Энгельсом, утверждал:
Именно это было построено (то, что номенклатура, по марксистской же логике, эксплуатировала рабочих, мы доказываем в этой статье) в СССР к 25 ноября 1936 года, когда Сталин в докладе на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов заявил следующее:
Именно этот доклад и определил, что понятие социализма в сталинской системе взглядов обладает самодостаточным характером, и, согласно теории Сталина, представляет собой то, что было построено в СССР к концу 1936 года. Но это положение окончательно сформируется только к этому времени, а в речи «Об индустриализации и хлебной проблеме» от 9 июля 1928 года на пленуме ЦК ВКП(б) Сталин вводит другой свой основной тезис:
Фактически этим тезисом оправдывались все насильственные действия власти в эпоху Сталина. Наконец, в докладе «Итоги первой пятилетки» на объединённом пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) от 7 января 1933 года Сталин дополняет это положение:
В 1938 году выходит учебник «Краткий курс истории ВКП(б)», в котором изложены взгляды сталинизма на историю партии большевиков (фальсификации в этом учебнике заслуживают рассмотрения в отдельной статье, где мы покажем, что Сталин фактически сам написал историю партии), и который также является важным идеологическим документом сталинизма, который во многом влияет на исторические взгляды этой теории.
По некоторым данным, «Краткий курс» был издан 301 раз тиражом 42 816 000 экземпляров на 67 языках.
Развитие после смерти Иосифа Сталина
Своим выступлением на ХХ съезде КПСС Никита Хрущёв фактически создал свою версию сталинизма, попытавшись сплавить её с теорией Владимира Ленина. В итоге эта версия сталинизма не содержала в себе культа личности, поддержки религии и тезиса об обострении классовой борьбы. Однако другие основные положения – признание построения социализма в СССР, необходимость сильного государства, национализм и борьба с инакомыслием (хотя и менее интенсивные) – остались. Возвращаются лозунги к «единству пролетариев всех стран» после сталинских лозунгов о «советской родине». Хрущёв старался в более лёгких формах сказать то же самое, что говорил и Иосиф Сталин; так, на XXI съезде КПСС он фактически повторил одно из основных положений сталинизма:
В том же выступлении он подтвердил и то, что его понятие социализма совпадает со сталинским, раз он позволяет себе говорить о «мире социализма»:
Наконец, Хрущёв прямо даёт положительную оценку Сталину (напоминаем – на XXI съезде):
При Брежневе хрущёвская версия сталинизма даёт слабину, и возвращается ближе к классическому сталинизму – возвращаются элементы культа личности Сталина, гораздо лояльнее становится политика в отношении религии, исчезают пролетарские лозунги, заменяясь национализмом.
В 1970 году установлен бюст Сталина у его могилы рядом с Кремлём 15 (причём по некоторым свидетельствам Леонид Брежнев лично презентовал памятник и снимал с него покрывало 16 ), также образ бывшего генсека фрагментарно был отражён в историко-мемориальном комплексе «Мамаев курган», законченном в 1967 году, где на Монументальном рельефе Сталин изображён в группе солдат, радующихся победе. Сталин вернулся в исторические фильмы, романы и книги, и вовсе не в отрицательном образе. Президиум ЦК был переименован в Политбюро ЦК, а глава партии стал называться генеральным секретарём (как Сталин), а не первым секретарём (как Хрущев). Деятели науки, литературы и искусства заметили тенденции к реабилитации Иосифа Сталина, проскальзывавшие в выступлениях и печати, и ещё в 1966 году написали известное «Письмо двадцати пяти» в протест возможной реабилитации бывшего генсека, поддержанное затем также «Письмом тринадцати». Номенклатуре реакция интеллигенции не понравилась – в выступлении на XXIII съезде КПСС первый секретарь Московского городского комитета КПСС Николай Егорычев заявил:
В последнее время стало модным… выискивать в политической жизни страны какие-то элементы так называемого „сталинизма“, как жупелом, пугать им общественность, особенно интеллигенцию. Мы говорим им: не выйдет, господа! 17
Помимо Егорычева, выгораживавшего сталинизм вместо его осуждения, за возврат к правому, более тоталитарному сталинизму выступали КГБшники Александр Шелепин и Владимир Семичастный: последний попробовал возобновить борьбу с инакомыслием, инициировав процесс Синявского и Даниэля, на который интеллигенция ответила «митингом гласности». Кандидат исторических наук Сергей Семанов так описывает события того периода:
Ренессанс «правого» сталинизма
В 1988 году, во времена реабилитации жертв сталинского террора, в газете «Советская Россия» выходит статья ранее мало кому известной преподавательницы химии Ленинградского технологического института Нины Андреевой «Не могу поступаться принципами» с апологетикой классического сталинизма. Эта статья была, вероятно, первой, где появилась хвалебная «речь Черчилля» в адрес Сталина, которая ныне является доказанной фальшивкой, причём сразу же после этого выдуманного пассажа Андреева лицемерно обвиняла «леволиберальных социалистов» в фальсификации истории. Эту статью можно считать манифестом сталинистов, с которого начался их реванш.
На заседании Политбюро 24 марта того же года Михаил Горбачёв понял, что это был коллективный манифест:
Дело даже не в содержании статьи Андреевой и не в появлении её. Были публикации и похуже. Но обращает на себя внимание отношение к этой статье, её оценка как эталона, рекомендация перепечатывать и всячески пропагандировать статью… Вряд ли Андреева сама написала эту статью. Как могла она знать, о чём говорил Федосеев с Горбачёвым, Лигачёв с Яковлевым? …Кто же в Москве давал указание изучать эту статью в системе партийного просвещения? 20
Ясно, что сама Андреева неспособна была написать такую статью. Кто её вдохновил? Неясно. Но есть главный редактор газеты — кандидат в члены ЦК. Это не просто литературный приём. Это концепция, суть которой в том, что до этого вроде бы всё было хорошо. Нужна ли тогда перестройка, не слишком ли далеко ушли в вопросах гласности и демократии? 21
Обозначились на том заседании и сталинисты. Это, прежде всего, был секретарь ЦК КПСС по организационно-партийной работе и идеологии Егор Лигачёв, главный инициатор провальной антиалкогольной кампании.
Лигачёв. …С Запада нам подбросили термин «сталинизм». По страницам газет и журналов гуляет тезис о необходимости других партий… 22
В целом письмо показало, что сталинисты в то время были в том числе в высших кругах СССР и влияли на идеологию. Причём ещё до этого. Так, 12 июля 1984 года на заседании Политбюро ЦК КПСС слышно было много высказываний с позиций сталинизма:
УСТИНОВ. А на мой взгляд, Маленкова и Кагановича надо было бы восстановить в партии. Это всё же были деятели, руководители. Скажу прямо, что если бы не Хрущёв, то решение об исключении этих людей из партии принято не было бы. Вообще, не было бы тех вопиющих безобразий, которые допустил Хрущёв по отношению к Сталину. Сталин, что бы там не говорилось, — это наша история. Ни один враг не принёс столько бед, сколько принёс нам Хрущёв своей политикой в отношении прошлого нашей партии и государства, а также и в отношении Сталина… В оценке деятельности Хрущёва я, как говорится, стою насмерть. Он нам очень навредил. Подумайте только, что он сделал с нашей историей, со Сталиным.
УСТИНОВ. Не секрет, что западники нас никогда не любили. Но Хрущёв им дал в руки такие аргументы, такой материал, который нас опорочил на долгие годы.
ГРОМЫКО. Фактически благодаря этому и родился так называемый «еврокоммунизм».
ТИХОНОВ. А что он сделал с нашей экономикой! Мне самому довелось работать в совнархозе.
ГОРБАЧЁВ. А с партией, разделив её на промышленные и сельские партийные организации! 24
В эпоху Перестройки сталинисты, не имея инструментов принятия важнейших решений из-за централизации политической системы (по иронии судьбы, их детища и пункта программы), зато имея мощный состав, в том числе и на значительных государственных должностях, решили сделать упор на идеологическую работу. В 1988 году 70-тысячным тиражом 25 издаётся один из первых публицистических панегириков Сталину – роман «Тайный советник вождя» Владимира Успенского (далее его издают громадными тиражами – например, в двух книгах по 500 000 экземпляров в издательстве «Советский патриот»), в 1989 году выходит текст Александра Зиновьева «Катастройка» с критикой перестройки со сталинистских позиций, в 1990 выходит «Письмо 74-х» с классическим нацистским набором – обвинения курса правительства в «русофобии», «геноциде русского народа», «раболепном отношении к еврейству», «переписывании истории» без конкретных примеров, поиск «сионистов в советской прессе» и Политбюро. В числе подписавших – «правые» сталинисты Александр Проханов, Вадим Кожинов, Михаил Лобанов. А в 1991 году печатается «евангелие сталинистов» — книга Феликса Чуева «140 бесед с Молотовым», из которой идут многие мифы и легенды.
В том же 1991 году сталинисты предприняли попытку государственного переворота, провозгласив органом власти ГКЧП. Лидерами ГКЧП были:
Высказывания и действия этих людей говорят о том, что сталинистами они являлись, и остальные члены комитета, скорее всего, тоже. Попытка переворота потерпела неудачу, а все руководители были арестованы.
Реванш сталинизма
После очередной неудачи в виде ГКЧП сталинисты снова принялись за идеологическую работу, накопив уже большой опыт ошибок. По всей видимости, на этот раз они решили избегать участия в «дворцовых» интригах, понимая, что неудачные попытки отбрасывают их назад. В этот раз они решили сначала завоевать идеологическое поле, вытесняя своих соперников – номенклатурщиков-рыночников. В конце 80-х последние были злее, голоднее, проворнее. Но вот они состарились, и подрастает поколение таких же голодных до власти сталинистов.
Завоёвывать идеологическое поле принялись не дорвавшаяся к кормушке в конце 80-х и начале 90-х номенклатура (в том числе генералитет), работники КГБ, пропагандистский аппарат. Помимо уже упоминавшихся Язова, Янаева, Крючкова, Стародубцева это были, к примеру, следующие лица:
Сталинизм получает также подпитку и с неожиданной стороны – от американских охотников за сенсациями, таких как Арч Гетти или Гровер Ферр.
Но большей частью появление историков-сталинистов связано не с вербовкой и идеологическими операциями (это необходимо было на начальном этапе), а со следованием конъюнктуре рынка. После реформ Перестройки и 90-х годов, которые местами привели к катастрофическим последствиям, в народных массах возник запрос на оппозиционную правительству номенклатурщиков-рыночников позицию. И сталинисты, имевшие наибольший ресурс, оставшийся ещё со времён СССР, поспешили заполнить эту брешь своими идеологическими работами, в результате чего узурпировали значительную часть антиправительственной повестки. Народ начал верить, что лучший враг для этой власти – Иосиф Сталин, и что сталинисты расстреляют всех воров, поэтому в обществе возник запрос на сталинистскую литературу, и за её написание взялись различного рода публицисты, удовлетворяя рыночный спрос.
Идеологические операции сталинистов обычно проводятся массированно
Это известный писатель жанра фолк-хистори Александр Бушков, бывший автор русского фэнтези Елена Прудникова, нацист Юрий Мухин, извинявшийся перед ингушами за ложь Игорь Пыхалов, плагиатор идей Арча Гетти Юрий Жуков, коммерческий директор путинского Первого канала 44 Николай Стариков и множество других фальсификаторов, таких как Владимир Кучеренко (Максим Калашников), Андрей Фурсов, Михаил Делягин, Юрий Емельянов, Дмитрий Лысков, Сигизмунд Миронин, Александр Колпакиди, Константин Романенко, Александр Север, Александр Шабалов и другие. Сталинисты уверяют, что власти пытаются оболгать Сталина, а правду о нём скрыть, но почему тогда вышеперечисленные печатаются десятками, порой сотнями тысяч экземпляров, а некоторые получают назначение на Первый канал (подробнее миф об «оболганном Сталине» мы рассматривали отдельно)?
Дальнейшие планы сталинистов
Можно ли говорить о том, что существует заговор сталинистов, и все они управляются коллективно и слаженно? Разумеется, нет. Номенклатура лишь следует своим интересам, выражая сталинистские взгляды. Мы можем только предполагать, что один из крупных центров, проводящих «идеологические операции», находится где-то в органах государственной безопасности. Всё остальное складывается скорее стихийно. Однако действуют эти люди и вправду относительно слаженно, и даже разные их полюса, будто сговорившись, повторяют небылицы из легендариума сталинистов. Но это не результат заговора, а результат личной заинтересованности либо недостаточной осведомлённости.
Вероятнее всего, они будут по-прежнему наращивать своё присутствие в информационном поле, и при этом повышать качество лжи. Так, если например Юрий Мухин просто занимался фальсификацией в открытую, то Юрий Жуков уже искусно скрывает лживые выводы среди большого количества реальных фактов и объективных рассуждений.
Если им удастся победить в сегодняшней России, это, по всей видимости, будет сопровождаться следующими мерами:
Если у вас есть иллюзия, что сталинисты будут вводить институты социального государства, то по их работам и книгам вы можете видеть, что эти темы их мало интересуют, они их не изучают и если пишут по ним – то вскользь, в стиле «надо сделать, чтобы всем было хорошо» или «надо всё вернуть, как было, а было хорошо». Им интересны оправдание репрессий, борьба с евреями, «величие державы», борьба с «переписыванием истории» (хотя переписыванием занимаются главным образом они сами), борьба с либералами и троцкистами, возвеличивание образа Иосифа Сталина. Здесь они готовы писать целые книги и это выдаёт их настоящие мотивы.
Действительно построить в такой стране, как Россия, социальное государство с эффективной экономикой, которая с одной стороны будет конкурентоспособна на мировом рынке, а с другой будет основана на справедливых принципах распределения, могут прогрессивные социал-демократы или какая-нибудь из демократических левых сил, но никак не сталинисты, праволибералы или сегодняшняя номенклатура у власти.
Источники
Главный редактор и создатель «Логики прогресса». Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.
У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней
Редакция онлайн-журнала «Логика прогресса» разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.
Надеюсь, после ознакомления с источниками вы больше не будете верить в утверждения сталинистов об «эффективной сталинской экономике».
Саботаж политических противников — это также выдумка пропагандистов сталинизма. Вот статья, где мы подробно разобрали, что уничтожение людей в 1930-е было организовано Иосифом Сталиным, саботаж же массовым явлением не был: https://logikaprogressa.com/legendarium-stalinistov/stalin-ne-vinovat-v-repressiyah.html
Из дневников актёра Георгия Буркова:
«Убейте меня, но сталинизм – это болезнь. Массовое психическое заболевание. Типа клептомании. Какое-то чудовищное сочетание бедности, отсутствия культуры, религиозности (с подменой «Бога»), стадности, доведенной уже до истерики… Сколько людей, умнейших людей, было втоптано в грязь или физически уничтожено! В угоду, на радость черни. Ну и, конечно, для укрепления собственной, партийной власти.»
Лучше всего вернуться к просвещенной абсолютной монархии, взяв все лучшее от князей и царей Рюриковичей, первых Романовых и императоров Голштей-Готторпской линии Романовых. Но, специально, не запрещать иные политические взгляды и идеи (хоть либералов с демократами, хоть сторонников Маркса (который, кстати, был русофобом), Ленина, Сталина и всех последующих генеральных секретарей одной политической партии).
Для кого лучше? Взято будет не то, что вы хотите, а то, чего хочет монарх.
В монархии нет ничего хорошего, чего бы не было в других идеологиях.
Маркс не был русофобом.
Атеист Сциентист
8 авг 2021 в 14:54
Стереотипы — гумно.
Социалистическое товарищество (Бывш. ОАСГ)
7 авг в 11:00
#басни@socialistpartnership
«Россия представляет собой передовой отряд революционного движения в Европе» – К. Маркс.
«Если русская революция послужит сигналом пролетарской революции на Западе, так что обе они дополнят друг друга, то современная русская общинная собственность на землю может явиться исходным пунктом коммунистического развития» – он же.
«Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости» — друг К. Маркса русофоб Ф. Энгельс.