В чем заключается сущность искусства духовной культуры
ОГЭ. ТЕОРИЯ.Сфера духовной культуры. 2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности.
2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности.
План.
Духовная культура.
Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием. Можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.
Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.
Культура в узком смысле — степень воспитанности человека.
Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина).
Культурные ценности – это не только отдельные объекты — памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т. п., но и явления, такие, как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т. д.
Особенности духовных ценностей.
Культурные универсалии — нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).
Какого человека можно назвать культурным?
Культурный человек – это…
Основные функции культуры.
Формы и разновидности культуры.
Типология культур:
Элитарная, массовая и народная культуры
Элитарная
Массовая
Народная
Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры.
Доминирующая культура – это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей. Например, национальная, молодежная, религиозная.
Контркультура — вид субкультуры, которая противостоит доминирующей. Например, хиппи, эмо, уголовный мир.
Искусство.
Искусство – образное и наглядное отражение жизни людей в художественных образах, имеющее специальные средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы.
Основные направления искусства.
Формы духовной культуры
Духовный мир человека — это его взгляды, мировоззрение, ценности, идеалы, социальная деятельность, направленная на созидание, сохранение, распространение культурных и духовных ценностей.
Духовность – это одухотворённость, опора на высокие нравственные, религиозные принципы и идеалы.
Бездуховность — отсутствие высоких нравственных, гражданских, культурных качеств, эстетических потребностей, преобладание биологических инстинктов.
Особенности духовной жизни современной России
Национальная культура— ценности, нормы, образцы поведения, которые характерны для представителей определённой нации.
Национальное самосознание— совокупность взглядов и оценок, выражающих содержание, уровень и особенности представлений представителей нации о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.
Национальный менталитет – склад ума, стереотипы, жизненные установки членов нации.
Тенденции развития национальных культур
Диалог культур – это взаимное обогащение различных культур, их влияние, проникновение, уважение ценностей других культур, толерантное к ним отношение, стремление понять и принять лучшее.
Культурная среда.
Культурная среда — среда, необходимая для здорового личного и общественного развития:
Культура мышления — способность к саморазвитию, умение выходить за рамки стереотипов мышления.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Духовная культура: понятие, примеры, отличия от материальной культуры
Культура — это совокупность накопленных обществом норм и ценностей, относящихся как к миру вещей, так и к внутренней культуре отдельных людей. Культуру разделяют на материальную и духовную, и в этой статье мы поговорим о духовной культуре, ее особенностях, функциях и значении.
Что такое духовная культура?
Духовная культура — это сферу деятельности людей, охватывающая разнообразные аспекты духовной составляющей в жизни социума и человека, а также систематизированные идеи и знания, присущие отдельному обществу или всему человечеству. В состав духовной культуры входит множество элементов культуры нематериальной, например, обычаи, мифология, язык, моральные и нравственные ценности.
Процесс возникновения духовной культуры основывается на отсутствии ограничения людьми собственного чувственного опыта, а также на признании ими главенствующей и руководящей роли духовного опыта в жизни, оценке предметов и взаимодействии с окружающими. По сути, именно духовный опыт является важнейшей составляющей при определении человеком смыслов и высших целей своей жизни, своей роли в окружающем мире.
Возникая на основе потребности людей осмыслять и осваивать действительность с помощью образов и чувств, на практике духовная культура реализуется через такие специфические формы, как наука, религия, философия и др. В жизни человека нет ни одной сферы, где не проявлялась бы духовная культура, усвоенная индивидом благодаря языку, воспитанию и общению с другими людьми. Усваивая духовные нормы в процессе воспитания и социализации, человек приобретает способность оценивать и воспринимать идеалы, принятые в определенном социуме.
К противоположной духовной культуре сфере относят материальную культуру, формирующую искусственную среду жизни индивида и состоящую из техники, материальных ценностей и производственного опыта, накопленного людьми в процессе их развития.
Примеры духовной культуры
А теперь приведем несколько понятных и знакомых всем примеров духовной культуры. К таковым относят:
Признаки духовной культуры
Духовная культура обладает рядом характерных лишь для нее черт, отличающих ее от всех остальных областей культуры. К данным признакам относят:
Как создаётся духовная культура?
К процессам создания, распространения и сохранения духовной культуры причастно множество представителей различных профессий, включая учителей, художников, кинематографистов, ученых, библиотекарей и работников музеев. Помимо этого, целям создания духовной культуры служит ряд специализированных учреждений, к примеру, учебных заведений, театров, музеев, библиотек, консерваторий и т.д.
Существуют и учреждения, занимающиеся подготовкой кадров для данной области, к ним можно отнести учебные заведения, занимающиеся подготовкой профессиональных работников культуры, науки, образования и др. К тому же, созданием духовных ценностей часто занимаются люди, не имеющие профессионального образования в данной сфере, например, участники кружков художественной самодеятельности, и иные лица, создающие произведения искусства в свое личное время.
Духовные ценности
Духовную культуру можно рассматривать как совокупность духовных ценностей. Ученые выделяют социальные, нравственные и абсолютные духовные ценности.
Развитие личности всегда приводит к усвоению человеком тех либо иных духовных ценностей, в процессе чего индивид наделяется чертами, характерными для представителей своего социума, становясь его неотъемлемой органической частью. Естественно, багаж духовных ценностей у двух разных людей может значительно отличаться как по их составу, так и по важности, которую они несут для своего обладателя. Духовные ценности являются индивидуальным выражением отношения конкретного индивида к долгу, дружбе, счастью и другим основополагающим для человека понятиям, позволяющих ему выстраивать собственную жизнь.
Функции духовной культуры
К числу основных функций духовной культуры относят:
Различия между духовной и материальной культурой
Специалисты относят разделение культуры на материальную и духовную составляющие к условностям, поскольку точно определить их границы уже невозможно, т.к. духовная культура находит свое воплощение на материальных носителях, к которым относят книги, картины и орудия производства. Кроме того, к материальной культуре относят весь перечень созданных людьми вещей и явлений, они призваны обеспечить человеку комфортную жизнь, предоставив ему возможность конструктивно взаимодействовать с обществом. Следовательно, материальная культура призвана удовлетворить личные потребности людей.
К отличительным признакам материальной культуры относят следующие черты:
В отличие от материальной, духовная культура относится к непредметным явлениям, базирующимся на чувствах, эмоциях и идеях. К ее главным отличительным признакам относят:
Заключение
Таким образом, обладающие высоким уровнем духовной культуры люди отличаются не только хорошим вкусом и воспитанием, но и воспринятыми ими нравственными и моральными нормами. Как правило, они являются хорошо образованными и эрудированными людьми, а потому, даже работая в собственной узкой профессиональной сфере, такой индивид продолжает живо интересоваться происходящим вокруг него, расширяя багаж своих знаний и не замыкаясь исключительно в отведенной ему профессиональной области.
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
Сущность искусства. Происхождение искусства. Функции искусства
Сущность искусства
Слово “искусство” — первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта (“искусство мышления”, “искусство ведения войны”). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.
Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного творчества, усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм), многообразном стремлении к изменению (Шиллер), стремлении к подражанию (Аристотель, современный натурализм), стремлении к символическому изображению (немецкий идеализм, экспрессионизм) и во многом другом.
Но это все образные определения искусства. Философия же дает следующее определение. Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически. В процессе художественного творчества эстетические представления художников закрепляются, “овеществляются” различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства.
Эстетические представления людей, закрепленные художественными средствами в произведении искусства, называются художественными образами. Главным в искусстве является именно художественный образ, а не его материальное основание (краски, звуки, слова и т.д.), которое существует не самостоятельно, а только в слиянии с художественным образом.
Искусство, как таковое, в отличие от философии, науки, религии и этики начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого, вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. В искусстве человек свободно творит особый мир, также как творит свой мир природа, то есть полновластно. Если и в своей практической деятельности, и в науке человек противопоставлен миру как субъект объекту и тем ограничен в своей свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективное содержание в общезначимое и целостное объективное бытие. Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, так как оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятия. Это внутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивается силой эстетического сознания. Если, читая научные, публицистические, популярные издания, мы сразу же внутренне настраиваемся на как бы “фрагментарное” мышление о мире, “забывая” все, что нам не пригодится для восприятия данного текста, то настраиваясь на чтение художественного произведения, мы активизируем в себе все свои духовные силы: и ум, и интуицию, и чувства, и этические понятия. Нет ни одного момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван и активизирован искусством. Оно призвано обеспечить целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа.
Синтетическим характером искусства во многом объясняется тот удивлявший философов факт, что среди всего многообразия видов духовной деятельности нет ничего, равного ему по силе социального воздействия на человека.
Это знали уже в античности. Искусство нередко даже пугало людей своей таинственной силой. Так, высказывалось мнение, что любое стремящееся к порядку государство должно запретить музыку (да и другие искусства), ибо она размягчает нравы и делает невозможной строгую субординацию. Ортодоксальное христианство в первые века своего восхождения запрещало театр и живопись как нечто, оспаривающее суровый аскетизм, которого требовали этические христианские догматы.
Искусство обеспечивает многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи-образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Эдип и Антигона, Гамлет и Дон Кихот, Дон Жуан и Кандид, пушкинский Борис Годунов и князь Мышкин Достоевского, булгаковские Мастер и Маргарита — это уже не просто художественные образы, это символы культурно-значимых общечеловеческих ценностей. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее и, главное, будущее.
Из того, что искусство служит средством самовыражения человечества, следует и то, что предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях — психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки также имеют своим предметом человека; существуют и психология, и социология, и этика, но все они рассматривают его с какой-либо одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но затрагивает и все самые глубокие и еще неизведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек — тайна тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо учиться прежде, чем он станет понятен.
По делу:
Классификация:
Искусства могут быть классифицированы по разным критериям. Предметом отображения изобразительного искусства является внешняя действительность, неизобразительные же виды искусства воплощают внутренний мир. Неизобразительные искусства по типу выражения и восприятия делятся на музыкальное,танцевальное и литературное, также возможны смешанные виды. Различным видам искусства присуща жанровая дифференциация.
Виды искусств | Статические | Динамические |
Изобразительные | живопись, графика (рисунок, эстамп), декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотоискусство,граффити, комикс | немое кино |
Зрелищные | театр, опера, эстрада, цирк, киноискусство | |
Неизобразительные (выразительные) | архитектура, литература | музыка, хореография, балет, радиоискусство |
По форме развития искусства различают в пространстве (в определённой географической местности) и во времени (в определённую эпоху).
По утилитарности искусства делятся на прикладные (выполняющие, помимо эстетической, и какую-нибудь бытовую функцию) и изящные («чистые», никакой, кроме эстетической, функции не выполняющие).
По материалам искусство можно делить на виды, использующие
В зависимости от субъекта, объекта и способа представления или какого-то их устойчивого, идейно обоснованного, сочетания искусство может подразделяться на жанры (драма, натюрморт, сюита и т. п.) и на стили (классицизм, импрессионизм, джаз и т. п.).
По критериям намеренного эстетического воздействия или мастерства исполнения при определённых условиях искусством можно называть любой вид деятельности. — Для этого достаточно, чтобы деятель рассматривал результат своей деятельности как особый, трудноповторимый, опыт, пожелал бы проявить его посредством своих действий и связаться с другими людьми исключительно по поводу этого опыта. Так, например, мы говорим об искусстве резьбы по дереву, искусстве одеваться, искусстве создавать букеты, о боевых искусствах, искусстве предпринимательства и т. п.
Нужно помнить, что критерии отнесения к искусству, как и содержание самого термина «искусство», не являются раз и навсегда данными. В постоянно меняющемся мире возможен пересмотр тех или иных устоявшихся ценностей, изменение в восприятии тех или иных форм выражения. Искусство может оказаться устаревшим или даже утраченным. С другой стороны, новые виды деятельности, не существовавшие прежде, могут претендовать и на звание нового искусства. Дискуссии о классификации искусства вряд ли когда-нибудь прекратятся.
Иногда вместо термина искусство применяют синоним иностранного происхождения арт: пиксел-арт, ОРФО-арт, арт-терапия, боди-арт (один из видов авангардного искусства), видеоарт, саунд-арт, нет-арт.
Происхождение искусства
Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в эпоху появления человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой человека. Как существует несколько теорий происхождения человека, так существует и несколько теорий происхождения искусства.
Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии — “человек был создан Богом по его образу и подобию”. Именно духовное начало человека предопределило появление искусства.
Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным. “Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, — солнце, звезды, дикие животные и деревья — и стимулирует простейшие, но сильные эмоции — страх, смятение, покой. Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей. С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму”.
Вторая теория возникновения искусства — эстетическая, отражена частично и в предыдущих рассуждениях М. Панаотиса. Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны — гименеи, погребальные причитания — орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению.
Таким образом с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер. В рабовладельческом обществе с появлением избыточного продукта трудовой деятельности, который сделал возможным появление людей занимающихся только искусством. Также происходит разделение искусства на виды.
Наряду с вышеперечисленными теориями возникновения искусства существует психофизиологическая теория. С точки зрения этой версии — искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и выжить (с точки зрения психологии) в этом сложном мире. Философ и психоаналитик Эрих Фромм так пишет о потребности человека в творчестве. “В отличие от пассивного приспособления, присущего животному, люди стремятся преобразовывать мир. А это невозможно без тяготения к запредельному, без поиска идеального. Без этой внутренней изготовки к возвышенному, к романтическому порыву личность не может подняться над повседневной прозой жизни. Эта потребность продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества человек соединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы”.
Искусство приобрело свои основные черты еще в античности, но там оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона “искусством” называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Сначала этот процесс обособления собственно эстетической деятельности, то есть искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах, а затем был перенесен и в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.
Функции искусства
Искусство, как и вся духовная жизнь человечества, развивается под воздействием исторической действительности. Это проявляется в том, что степень и уровень развития искусства не совпадают со степенью и уровнем развития экономики. Например, когда в Англии появился Шекспир, в ней не наблюдалось хозяйственного расцвета; искусство и философия в России XIX века достигли высокого развития несмотря на экономическую отсталость страны. Искусство, как форма общественного сознания, не только отражает реальность, но и оказывает на нее обратное воздействие, что присутствует в некоторых функциях искусства.
Искусство выполняет следующие функции: