В чем заключается сущность конкуренции
9.1 Сущность конкуренции и ее виды
В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:
— наличием множества равноправных рыночных субъектов;
— полной экономической обособленностью каждого из них;
— зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
— противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.
Сущность конкуренции проявляется в ее функциях:
— обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль
— стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;
— давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
— ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.); стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.
— функциональную (конкуренция определенного товара);
— видовую (по цене и качеству);
— межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);
— внутриотраслевую и межотраслевую, механизм которых достаточно подробно исследован К. Марксом в Ш томе «Капитала»;
— совершенную и несовершенную, получившую распространение в западной экономической литературе.
Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь.
Несовершенная конкуренция предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии (один продавец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим фактором при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка.
Для выявления природы конкуренции и оценки ее интенсивности в западной экономической литературе используется теория английского ученого, специалиста в области конкуренции М.Е Портера, известная под названием «модель пяти сил конкуренции», согласно которой выделяются следующие пять сил конкуренции:
— соперничество среди конкурирующих продавцов;
— конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены;
— угроза появления новых конкурентов;
— экономические возможности и торговые способности поставщиков;
— экономические возможности и торговые способности покупателей.
«Модель пяти сил конкуренции» М.Е. Портера является концептуальным средством для формирования и диагностики принципиальных структурных схем конкурентных сил. Использование этой модели действительно является простым путем понимания сложной проблемы.
Пять сил конкуренции определяют, в конечном счете, условия, в которых функционирует каждый конкурентный рынок и составляющие его экономические единицы.
Различные условия функционирования рынков (а именно, условия вхождения и выхода рыночных субъектов на рынок, движение товаров, обмен информацией и другие) породили особенность и противоречивость действия механизма конкуренции на субъектов экономических отношений.
1. Наличие множества покупателей и продавцов, при этом ни одна отдельная группа не может влиять на положение на рынке.
2. Идентичность продуктов, вследствие чего покупатель не стремится заплатить продавцу за качество товара выше рыночной цены, а продавец не стремится снизить цену.
3. Наличие единой общей информации о рынке для всех продавцов и покупателей.
4. Возможность для продавцов и покупателей свободно выходить на рынок и покидать его.
5. Отсутствие у кого-либо возможности установить контроль над ценами в силу множества продавцов и покупателей.
В том числе на рынке ценных бумаг:
6. Отсутствие у кого-либо возможности контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг в виде большого количества покупателей и продавцов акций и облигаций.
7. Полная идентичность и взаимозаменяемость отдельных ценных бумаг каждой из фирм.
8. Регистрация всех сделок, доступ к информации широкой публики.
9. Совершение сделок купли-продажи по желанию участвующих сторон.
Абстрактная ситуация «чистой» монополии отличается следующими важнейшими чертами:
2. Монополист-продавец вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции, причем характер этих взаимоотношений таков: если монополист снижает цену, у него будут покупать больше.
Несовершенная конкуренция выступает в следующих формах: монополия (чистая), дуополия, олигополия, монополистический конкуренция.
Монополию отличают следующее черты:
— наличие единственного продавца или монополиста;
— отсутствие близких заменителей данного товара, что вынуждает либо платить назначенную цену, либо обходиться без этого товара;
— существование барьеров для входа на рынок конкурентов.
В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникли различные виды монополий:
— естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, земля и др.);
— искусственная монополия, означающая сосредоточение в отдельных руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую форму. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта и др. в конце XX века. Известны такие формы устойчивых монополий, как пулы, ринги, картели синдикаты, тресты. Эти монополии возникали в одной какой-либо отрасли хозяйства. Появление избыточного капитала в одной отрасли, неспособного приносить в ней высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине нынешнего столетия, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становились основными либо покупателями, либо продавцами.
Существуют целый ряд легальных монополий, таких, как компании по эксплуатации средств связи и коммуникаций, патентная система, институты авторского права и товарных знаков.
Общественные коммуникации обычно находятся в ведении частных фирм, которые обеспечивают население жизненно важными услугами. Они обладают монополией, поскольку в этой области конкуренция может повредить общественным интересам. К коммуникациям относятся электричество, газо- и водоснабжение. За этой сферой государство наблюдает особенно тщательно и регулирует ее деятельность.
Однако конкуренция обеспечивает сфере предпринимательства стимулы к снижению цен и улучшению услуг. Роль конкурента в этом случае выполняет государство, регулируя использование коммуникаций. Это наблюдение осуществляется специальными комиссиями, определяющими объем услуг и возможную цену на них.
Милтон Фридман в своей книге «Капитализм и свобода» пишет, что монополии наличествуют тогда, когда какой-то конкретный человек или предприятие имеет над каким-то товаром или услугой контроль, позволяющий ему в значительной мере диктовать условия на рынке. Здесь же он выделяет три основных источника монополий: «технические» соображения, прямую или косвенную правительственную поддержку и частный сговор.
Появление монополий явилось результатом концентрации (укрупнения производства за счет дополнительного вовлекаемого капитала) и централизации производства (слияния мелких и средних предприятий в единое крупное). Это слияние может происходить по-разному: либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (с помощью скупки за бесценок предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ. Свободная конкуренция достигла своего расцвета к 50-70 годам прошлого столетия, монополии в то время только зарождались, были очень непрочны и быстро распадались. В период промышленного подъема 1895-1910 годов и кризиса 1900-1903 годов монополия становится основой всей хозяйственной жизни крупных государств. Как экономическое явление, монополии были известны давно. Они существовали и в древнем мире и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в данной системе хозяйствования. Но в те времена они были не типичным явлением, а исключением. В текущем столетии они получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а также внутри монополий.
Методы и средства ведения конкурентной борьбы очень разнообразны. Наиболее типичными для монополий являются следующие методы:
— лишение сырых материалов (один из важнейших приемов для
принуждения к вступлению в картель);
— лишение рабочих рук посредством «альянсов», т.е. договоров предпринимателей с рабочими союзами о том, чтобы последние принимали работу на картелированных предприятиях;
— договор с покупателем о ведении торговых сношений исключительно с картелями;
— планомерное сбивание цен (для разорения «посторонних»).
— лишение кредита, объявление «бойкота», а также скупка земельных участков, на которых стоят предприятия конкурентов, скупка акций, патентов, подкуп нужных лиц, давление на конкурентов через государственные органы и т.д.
Дуополия на рынке возникает тогда, когда производство определенного вида продукции сосредоточено на двух фирмах, и на них производится однородная продукция. На таком рынке возникает частичный контроль над ценами.
Монополистическая конкуренция характеризуется множеством уникальных товаров. Большинство фирм старается убедить покупателей, что их товары и услуги являются специфическими, или уникальными. Когда много компаний продают схожие товары, объясняя, что они обладают «новыми, улучшенными» качествами, или предназначены «специально для профессионалов», или они «наилучшие за самую низкую цену», рынок уже больше не является свободно конкурирующим. Экономисты называют такой рынок с большим числом продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары, монополистической конкуренцией. Усилия сделать свой товар более привлекательным для потребителя, чем аналогичный товара конкурента, и отличают монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции.
Придание товару уникальных качеств (реальных или мнимых) носит название товарной дифференциации. Когда этот процесс успешен, он позволяет фирме создать свой постоянный круг покупателей, которые предпочитают ее товары аналогам у конкурентов.
Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п.
Конкуренция
Определение конкуренции
Конкуренция — экономическая борьба между фирмами за лучшие условия купли-продажи и производства.
Конкуренция — один из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и ее звеньев.
Задачи конкуренции в экономике:
определение рыночной цены произведенной продукции;
уравнивание линейки цен, которые предприятия выставляют индивидуально;
контроль перетекания финансов из одной отрасли в другую, из одного производства в другое.
В России экономическую борьбу регулирует ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006. Главное положение этого закона — запрет на образование монополий.
Понятие конкурентоспособности
Конкурентоспособность — это относительная и обобщенная характеристика товара, которая выражает его выгодные отличия от товара-конкурента.
Конкурентоспособность — это сравнительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.
Конкурентоспособность товара определяется тремя группами параметров:
Технические параметры — назначение товара, его принадлежность к определенному виду продукции. Это также характеристики, которые отражают технико-конструкторские решения (стандарты, нормы, правила, законодательные акты) и эргономические показатели.
Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления выше цены продажи. Покупатель тратит средства не только на приобретение товара, но и на его потребление.
Наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, цена потребления которого минимальна за весь срок его службы.
Социально-организационные параметры — учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.
Конкурентоспособность товара во многом определяется конкурентоспособностью самого предприятия, однако между этими понятиями есть различия.
Конкурентоспособность фирмы — это характеристика, которая выражает отличия развития этой фирмы от развития конкурирующих фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.
Функции конкуренции в рыночной экономике
Выделяют шесть основных функций конкуренции:
Регулирующая. В условиях свободной конкуренции фирмы производят ровно столько продукции, сколько необходимо потребителю. Равновесие не устанавливается сразу, к нему компания приходит после нескольких месяцев работы, анализируя объем спроса и продаж.
Конкуренция на рынке определяет величину спроса для продукции каждой фирмы и устанавливает оптимальный объем производства.
Аллокационная. В конкурентной среде проще достичь успеха тем предприятиям, которые размещены ближе всего к производственным ресурсам.
Инновационная. Стремительное развитие технологий в современном мире – результат конкуренции. Инженеры не останавливаются в разработках и стремятся каждый год вносить изменения в существующие технологии.
Адаптационная. Умение предприятий приспосабливаться к внешней среде, предлагая покупателям именно то, чего они ожидают.
Распределительная. Рынок — это живой организм, который постоянно изменяется. Каждый день предприниматели оценивают обстановку и решают, есть ли смысл продолжать вкладывать свои ресурсы в проекты или настало время осваивать новые горизонты. Так, из малодоходных отраслей, где уже есть достаточное количество производителей или спрос на продукцию неуклонно падает, постоянно происходит отток в более перспективные направления.
Контролирующая. В условиях справедливой конкуренции ни один производитель или продавец не может занять господствующее положение на рынке и стать монополистом.
Работая сообща, все функции конкуренции превращают отрасль в эффективную саморегулируемую систему. А совокупность конкурентных отраслей создает более или менее успешную рыночную экономику. Именно поэтому конкуренцию называют мотором рыночной экономики.
Таблица «Черты конкуренции»
Позитивные черты конкуренции
Негативные черты конкуренции
Способствует снижению затрат для потребителей.
Постоянное разорение многих товаропроизводителей.
Создает возможность выбора ассортимента товаров/услуг для потребителя.
Возможно использование нечестных методов борьбы (продажи по демпинговым ценам, подкуп работников, шантаж). Честные методы предусматривают расширение ассортимента, повышение качества, послепродажное обслуживание.
Ограничивает возможность монополизации, препятствует возникновению монополий, которые могут поднимать цены, снижать качество, пользуясь единоличным положением на рынке.
Высокие затраты на рекламу, которые ложатся на потребителей. Если есть конкуренты, нужно выделять товар/услугу из множества альтернатив.
Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки. Например, создаются новые товары, изменяются тарифы. Конкуренты также стремятся не уступать друг другу, чтобы не потерять потенциальных покупателей и пользователей.
Чрезмерная эксплуатация ресурсов. Возможные экологические нарушения.
Улучшение качества продукции за счет внедрения технических достижений в производство. Конкуренты стремятся привлечь покупателей/пользователей именно к себе.
Мы узнали, какие функции выполняет конкуренция в экономике. Теперь дадим характеристику современным видам конкуренции.
Виды конкуренции
Конкуренция бывает чистой (совершенной) и несовершенной. Подробнее о видах конкуренции можно узнать из таблицы.
Линии сравнения
Совершенная (чистая) конкуренция
Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Монополия
Число фирм
Несколько (примерно 3−5)
Тип товаров
Разные изделия сходного назначения (товары-субституты)
Одинаковые или различные изделия сходного назначения (товары-субституты)
Уникальный товар, у которого нет замены
Контроль над ценой
Некоторый, но в узких рамках, ограничен
Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре компаний-олигополий
Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену, при этом ориентируется на спрос
Условия вхождения в отрасль
Очень легкие, нет препятствий
Пример отраслей
Сельское хозяйство, бытовые услуги
Розничная торговля, рестораны и кафе
Производство автомобилей, оказание услуг сотовой связи
Виды монополий
В зависимости от характера и причин возникновения различают естественные и искусственные монополии.
Естественные монополии имеют в своей собственности трудно воспроизводимые элементы производства (нефть) или целые отрасли инфраструктуры (железные дороги). Часто государство выступает в роли такого монополиста при реализации некоторых видов деятельности или при продаже определенных товаров.
Искусственные монополии — это объединения нескольких предприятий, которые создаются ради получения монополистических выгод. Формы искусственных монополий — картель, синдикат, трест и концерн.
Картель — это объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о рыночных ценах на товары, распределяют рынки сбыта, определяют долю каждого предприятия в общем объеме производства.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняются производственная самостоятельность и собственность на средства производства. Однако предприятия, которые входят в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а произведенная ими продукция реализуется через единую контору.
Трест — это единое акционерное общество, которое господствует в определенной отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной и коммерческой самостоятельности.
Концерн — это объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.
Может сложиться обратная ситуация: когда на рынке есть только один покупатель и множество продавцов. В этом случае решающую роль при ценообразовании будет выполнять покупатель. В качестве последнего может выступать и государство. Такая ситуация на рынке называется монопсонией.
Государственное регулирование конкуренции
Для России вопрос поддержки конкуренции имеет особый смысл. В течение долгих десятилетий наша страна активно использовала преимущества крупного производства, его специализации и концентрации. Вся промышленность находилась в руках предприятий-монополистов.
И с переходом к рыночной экономике потребовалось создать новую правовую основу, которая смогла бы поддержать зарождающийся малый и средний бизнес. Первым таким документом стал Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который приняли 22 марта 1991 года. В связи с активным развитием рынка банковских услуг, 4 июня 1999 года был утвержден еще один правовой акт — Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
В 2006 году оба нормативных акта заменил Федеральный Закон «О защите конкуренции». Проведение антимонопольной политики закреплено и в Конституции РФ. В статье 34 сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».
Контроль за выполнением положений закона выполняет Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также его территориальные подразделения.
Чтобы деятельность предприятия была признана угрожающей свободной конкуренции, доля его продукции должна составить на рынке товаров и услуг 65%. Но бывают и исключения: наложить санкции антимонопольный комитет может уже при доле в 35%, если компания препятствует входу в отрасль новых фирм и диктует конкурентам свои условия.
Участники конкурентных отношений
Участников правовых отношений законодательство называет субъектами.
Субъекты правовых отношений:
Продавцы или хозяйствующие субъекты, то есть индивидуальные предприниматели и предприятия всех форм собственности, которые проводят деятельность, приносящую доход.
Покупатели товаров или услуг. Для них закон не прописывает обязанностей, но действует именно в их интересах. При подозрении на нарушения антимонопольного законодательства покупатели могут обратиться с жалобой в территориальное подразделение антимонопольного комитета.
Совместные действия покупателей и продавцов формируют на рынках товаров и услуг спрос и предложение. В условиях свободной конкуренции они уравновешиваются естественным образом и устанавливают экономически справедливые цены.
На конкурентные отношения влияют и другие субъекты:
федеральные органы исполнительной власти;
органы местного самоуправления;
Центральный банк РФ;
государственные внебюджетные фонды.
Эти субъекты не участвуют в конкурентной борьбе, но находятся в поле зрения антимонопольного законодательства, так как способны предоставить отдельным компаниям значительные преимущества: выдать лицензию, профинансировать, установить налоговые льготы. Эти действия негативно влияют на других участников конкурентной борьбы.
Интересно, что в круг субъектов конкурентного права включаются не только уже работающие предприятия и реальные покупатели, но и потенциальные продавцы и потенциальные потребители:
потенциальный продавец — тот, кто готов в течение одного года начать производить и/или продавать товар, который уже есть на рынке по цене не превышающей среднерыночную больше, чем на 10%;
потенциальный покупатель — тот, кто готов приобрести товар, но по каким-либо причинам еще не сделал этого.
Вопросы для самопроверки
Какой закон препятствует возникновению монополий в современной России? Какие органы отвечают за выполнение этого закона?
Как называется рыночная ситуация, обратная монополии (один покупатель и множество продавцов)?
Какие из следующих утверждений верны, а какие — ложны?
Конкуренция защищает производителей товаров от разорения.
Совершенная (чистая) конкуренция позволяет одновременно существовать на рынке большому числу конкурирующих фирм.
Конкуренция приводит к увеличению затрат на товар для потребителя.
В роли монополиста может выступать государство.
В чем проявляется аллокационная функция конкуренции?
Какие формы искусственных монополий вы знаете?
Конкуренция: сущность, виды функции и формы.
Тема 7. Конкуренция и монополия в рыночной системе.
Конкуренция: сущность, виды функции и формы.
Методы конкурентной борьбы. Социально-экономические последствия конкуренции.
Причины возникновения и сущность монополий.
Последствия монополизации. Антимонопольная политика.
Конкуренция: сущность, виды функции и формы.
Конкуренция – это экономическое соперничество между участниками рыночного хозяйства за более выгодные условия производства, продажи, покупки товаров.
Закон конкуренции как один из основных законов рынка основывается на разности между стоимостью товара и издержками по его производству и на взаимоотношении «продавать товар по цене ниже его стоимости, имея при этом доход», т. е. Это борьба за экономическое выживание и процветание.
Сущность конкуренции, которая означает широкое рассредоточение экономической власти внутри двух главных совокупностей экономики (домохозяйства и предприниматели) означает следующее:
1. На рынке имеется такое большое число продавцов, при котором каждый из них обеспечивает незначительную долю общего объема предложения, а следовательно, он не в состоянии воздействовать на цены товаров.
2. Наличие на рынке большого числа покупателей.
Различные виды конкуренции зависят от определенных показателей состояния рынка:
Ø Количество фирм, поставляющих товар на рынок.
Ø Свобода вхождения производителя на рынок и выхода из него.
Ø Дифференциация товаров.
Ø Степень контроля фирмы рыночной цены.
Виды конкуренции:
Позитивная роль конкуренции в рыночной экономике проявляется в ее функциях.
Формы конкуренции:
Формы 1, 2 и 3 являются основными формами конкуренции.
2. Методы конкурентной борьбы. Социально-экономические последствия конкуренции.
Методы конкурентной борьбы:
В Украине отношения по поводу недобросовестной конкуренции регулируются Законом Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности», действующим с 1992 г. Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условия для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В соответствии со статьей 7 данного закона, в Украине определены следующие формы недобросовестной конкуренции:
ü Неправомерное использование товарного знака; копирование формы, упаковки, внешнего оформления и прямое воспроизводство товара другого предпринимателя, самовольное использование его имени.
ü Умышленное распространение неправдивых или неточных сведений, которые могут нанести вред деловой репутации или имущественным интересам другого предпринимателя.
ü Получение, использование, разглашение коммерческой тайны и конфиденциальной информации с целью нанесения имущественного ущерба или вреда деловой репутации другого предпринимателя.
Конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные социально-экономические последствия.
Положительные последствия конкуренции:
Ø В условиях конкуренции обеспечивается наиболее полное удовлетворение потребностей.
Ø Конкуренция является мощным стимулом для роста качественных характеристик товара.
Ø Обеспечивает эффективность производства.
Ø Конкуренция принуждает быстро реагировать на изменения в рыночной конъюнктуре.
Ø Конкуренция стимулирует инновационные процессы.
Ø Конкуренция выступает обязательным условием динамического развития экономики.
Отрицательные последствия конкуренции:
v Победа в конкурентной борьбе для одних является поражением для других.
v В конкурентной борьбе присутствует желание использовать методы недобросовестной конкуренции, а отсюда – снижение нравственности в обществе.
v Конкуренция оказывает влияние на уровень занятости.
v При интенсивном использовании природных ресурсов невозможно избежать экологических нарушений.
v Конкуренция ведет к определенным потерям общественного и экономического потенциала.