В чем заключается сущность метода
Что такое метод
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Узнавать каждый день что-то новое – это прерогатива «человека разумного».
Вот и сегодня «забросим» новую порцию информации в копилку наших знаний. Узнаем, что такое «метод», разберем, какие виды методов бывают.
Метод – это …
В переводе с древнегреческого «метод» (methodos) – это «путь познания».
Допустим, есть цель, которую нужно достигнуть (познать ее). Можно идти к ней напролом, результат в итоге трудного и долгого пути все равно будет достигнут, но ценой «проб и ошибок». Следовательно, ценой напрасно потраченных усилий и времени.
Как минимизировать потери и оптимизировать свои усилия? Правильно, придумать способ, которым можно с минимальными затратами достичь цели, т.е. создать выверенный алгоритм, наметить правильный путь. Еще проще – воспользоваться способом, который кто-то уже придумал и опробовал.
Вывод: метод – это способ достижения поставленной цели.
Пример: мне нужно решить задачку: «2 + 2». Как это лучше сделать? У меня есть 2 варианта:
Следовательно, я нашла 2 метода (алгоритма) решения этой задачки.
Еще один пример: цель – поужинать. Методы достижения: приготовить ужин самостоятельно, заказать доставку еды на дом, пойти в гости к друзьям, зайти к друзьям и там заказать доставку.
Вывод: для достижения какой-либо цели существует один или несколько методов, либо комбинация этих методов.
Виды методов научного и ненаучного познания
Методы, применяемые в различных сферах деятельности человека или в научных исследованиях, имеют различную природу и алгоритм. В той или иной области возможно использование методов как в чистом виде, так и в комбинации друг с другом.
Разберем, в чем суть некоторых из них.
Говоря простым языком, научный метод – это следующая цепочка этапов: наблюдение за фактами → обнаружение закономерности → построение гипотезы → проверка, может ли выстроенная гипотеза предсказать новые факты → если гипотеза соответствует новым фактам, то она истинна, если нет – гипотеза ложна.
Применительно к методам исследования это означает, что объект исследования рассматривается в процессе изменения, развития, в единстве и разнообразии.
При этом основными принципами диалектического метода являются:
Группы методов исследования
Все многочисленные методы исследования можно сгруппировать в зависимости от способов их обоснования, т.е. от тех факторов, на основе которые эти методы были разработаны:
Вместо резюме
Часто при достижении какой-либо цели мы начинаем «изобретать велосипед». Очевидно, что мы его рано или поздно изобретем, но сколько драгоценного времени, усилий и нервных клеток будет потеряно!
Так не проще ли воспользоваться тем, что уже придумано, и, благодаря этому, двигаться вперед и ставить перед собой еще более грандиозные цели.
Всем удачи, терпения и здоровья!
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Интересно, а метод интуитивного познания, он научный или нет? Наука признает интуицию?
Сущность метода
2.1. Сущность метода
Метод состоит в определении нормального светопропускания безопасного стекла trпо интенсивности светового потока, пропускаемого испытываемым стеклом.
2.2. Термин и его определение
14.1. Сущность метода
Сущность метода заключается в определении величины приращения объема глинистых частиц в течение не менее 24 ч с момента отстаивания и расчета содержания глинистых частиц по средней величине приращения объема.
Метод распространяется на природные пески и пески из отсевов дробления горных пород, из шлаков черной и цветной металлургии и фосфорных шлаков, применяемые для дорожного строительства.
2.1. Сущность метода
Пробу прокаливают в электрической печи при (1000±50) °С до постоянной массы и определяют изменение ее массы гравиметрическим методом.
4.1 Сущность метода
4.1 Сущность метода
Выделяющаяся при пирогидролизе фтористоводородная кислота поглощается титрованным раствором гидроокиси натрия.
5.1 Сущность метода
Метод основан на измерении степени поглощения резонансного излучения свободными атомами железа, образующимися в результате распыления анализируемого раствора в пламени ацетилен-воздух.
6.1 Сущность метода
Метод основан на образовании в растворе ионами кальция и магния комплексного соединения с металлиндикатором хром темно-синим, окрашенного в сиреневый цвет, которое с введением трилона Б гидролизует с образованием более прочного соединения ионов кальция и магния. Выделившийся свободный индикатор изменяет свою окраску в эквивалентной точке из сиреневой в голубую.
Массовую долю окиси магния в пробе вычисляем по разности объемов раствора трилона Б, и расходованного на титрование суммы общей окиси кальция и общей окиси кальция и окиси магния.
4.1. Сущность метода
1.1. Метод разработан в соответствии с приложением 3.
1.2. Вероятность возникновения пожара в(от) электрическом(го) изделии(я) является интегральным показателем, учитывающим как надежность (интенсивность отказов) самого изделия и его защитной аппаратуры (тепловой и электрической), так и вероятность загорания (достижения критической температуры) частями изделия, поддерживающими конструкционными материалами или веществами и материалами, находящимися в зоне его радиационного излучения либо в зоне поражения электродугой или разлетающимися раскаленными (горящими) частями (частицами) от изделия.
Комплектующие изделия (резисторы, конденсаторы, транзисторы, трансформаторы, клеммные зажимы, реле и т.д.) допускаются к применению, если они отвечают требованиям пожарной безопасности соответствующих нормативно-технических документов и для них определены интенсивности пожароопасных отказов, необходимые для оценки вероятности возникновения пожара в конечном изделии.
1.5. Характерный пожароопасный режим устанавливают в ходе предварительных испытаний. Он должен быть из числа наиболее опасных в пожарном отношении режимов, которые возникают в эксплуатации и, по возможности, имеют наибольшую вероятность. В дальнейшем выбранный пожароопасный режим указывают в методике испытания на пожарную опасность.
В зависимости от вида и назначения изделия характерные испытательные пожароопасные режимы создают путем:
увеличения силы тока, протекающего через исследуемое электрическое изделие или его составную часть (повышение напряжения, короткое замыкание, перегрузка, двухфазное включение электротехнических устройств трехфазного тока, заклинивание ротора или других подвижных частей электрических машин и аппаратов и др.);
снижения эффективности теплоотвода от нагреваемых электрическим током деталей и поверхностей электрических устройств (закрытие поверхностей горючими материалами с малым коэффициентом теплопроводности, отсутствие жидкости в водоналивных приборах, выключение вентилятора в электрокалориферах и теплоэлектровентиляторах, понижение уровня масла или другой диэлектрической жидкости в маслонаполненных установках, снижение уровня жидкости, используемой в качестве теплоносителя, и др.);
увеличения переходного сопротивления (значение падения напряжения, выделяющейся мощности) в контактных соединениях или коммутационных элементах;
повышения коэффициента трения в движущихся (вращающихся) элементах (имитация отсутствия смазки, износ поверхностей и т.п.);
воздействия на детали электроустановок электрических дуг (резкое перенапряжение, отсутствие дугогасительных решеток, выход из строя элементов, шунтирующих дугу, круговой огонь коллектора);
сбрасывания раскаленных (горящих) частиц, образующихся при аварийных режимах в электроустановках, на горючие элементы (частиц от оплавления никелевых электродов в лампах накаливания, частиц металлов, образующихся при коротких замыканиях в электропроводках, и т.п.);
расположения горючих материалов в зоне радиационного нагрева, создаваемого электроустановками;
пропускания тока по конструкциям и элементам, которые нормально не обтекаются током, но могут им обтекаться в аварийных условиях;
создания не предусмотренного условиями работы, но возможного в аварийном режиме нагрева за счет электромагнитных полей.
16.3 Сущность метода заключается в измерении значения растягивающих усилий, вызывающих разрушение образца материала или изделия при заданных условиях испытания.
6.1 Сущность метода
Метод основан на способности ионов титана образовывать с перекисью водорода в кислой среде комплексное соединение, окрашенное в желтый цвет. Мешающее влияние трехвалентного железа устраняется добавлением в раствор ортофосфорной кислоты. Оптическую плотность раствора измеряют на спектрофотометре при длине волны 390 нм или на фотоэлектроколориметре с синим светофильтром.
4.1 Сущность метода
5.1 Сущность метода
В эквивалентной точке сиреневая окраска комплексного соединения кальция и магния с эриохромом черным Т разрушается и появляется голубой цвет свободного индикатора.
Объем трилона Б, израсходованного на титрование оксида магния в пробе, вычисляют по разности между объемами трилона Б, израсходованного на титрование суммы общего кальция и оксида магния и общего кальция.
5.1 Сущность метода
Метод основан на осаждении ионов фтора в виде фторхлорида свинца. Избыток свинца титруют раствором трилона Б.
4.1 Сущность метода
5.1 Сущность метода
5.1 Сущность метода
5.1 Сущность метода
Метод основан на растворении стали в неокисляющих кислотах и разложении образующихся аммонийных солей гидроксидом натрия.
Поглощение аммиака при воздушной аспирации проводят также раствором индикатора Таширо и титрованием его кислотой.
3.1. Сущность метода
Метод основан на образовании магнием в щелочной среде с титановым желтым или с феназо соединения красно-фиолетового цвета и измерении оптической плотности окрашенного раствора.
4.1 Сущность метода
6.1 Сущность метода
Метод основан на измерении степени поглощения резонансного излучения свободными атомами марганца, образующимися в результате распыления раствора в пламя воздух-ацетилен. Для определения массовой доли оксида марганца (II) до 5 % используется резонансная линия 279,5 нм. Для определения массовой доли оксида марганца (II) свыше 5 % используется менее чувствительная линия 403,0 нм.
4.1 Сущность метода
1.1. Сущность метода
Метод заключается в определении массы ворса, состриженного с покрытия, и толщины ворса, вычисленных как разница этих величин, измеренных перед и после стрижки ворса.
Полезное
Смотреть что такое «Сущность метода» в других словарях:
сущность — 3.16 сущность (entity): Конкретизация или абстракция, различаемая в пределах системы. Примечание Примерами сущностей являются: система, подсистема, компонент, класс, объект, интерфейс, клиент, процесс, приложение, спецификация. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПРОТИВ МЕТОДА — ’ПРОТИВ МЕТОДА’ (‘Against Method. Outline of an Anarchistic Theory of Knowledge’, 1974) программное сочинение Фейерабенда, в котором излагается его позиция эпистемологического анархизма. Работа посвящена Лакатосу и первоначально задумывалась как… … История Философии: Энциклопедия
метод трудовой — сущность метода заключается в том,что при изучении профессиональной деятельности психолог совмещает в одном лице исследователя и рабочего,осуществляя самонаблюдение … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
метод — метод: Метод косвенного измерения влажности веществ, основанный на зависимости диэлектрической проницаемости этих веществ от их влажности. Источник: РМГ 75 2004: Государственная система обеспечения еди … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Цена — (Price) Определение понятия цены (стоимости) и стоимости товара Информация о понятих цены, стоимости товаров, рыночной и закупочных цен, цене производства Содержание (Price) — фундаментальная экономическая категория, обозначающая количество … Энциклопедия инвестора
ГОСТ 12248-96: Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости — Терминология ГОСТ 12248 96: Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости оригинал документа: Коэффициент фильтрационной cv и вторичной ca консолидации показатели, характеризующие скорость деформации грунта… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Метод моментов — Метод моментов метод оценки неизвестных параметров распределений в математической статистике и эконометрике, основанный на предполагаемых свойствах моментов(Пирсон, 1894 г.). Идея метода заключается в замене истинных соотношений… … Википедия
Метод Чохральского — Схема метода Чохральского Метод Чохральского метод выращивания кристаллов путём вытягивания их вверх от свободной поверхности большого объёма распла … Википедия
ГОСТ 27902-88: Стекло безопасное для автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин. Определение оптических свойств — Терминология ГОСТ 27902 88: Стекло безопасное для автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин. Определение оптических свойств оригинал документа: 3.3. Испытание с помощью коллиматора 3.3.1. Сущность метода Метод состоит в определении… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Философия науки
Тема 7. Методы научного познания: классификация, характеристика. Методы эмпирического исследования
1. Методы научного познания: классификация, характеристика. Методы эмпирического исследования
2.Виды методов научного познания.
3.Функции методов научного знания.
Метод – средство познания (как лопата: если применяют – хорошо, если нет- плохо, перестает быть орудием). Более сложное определение: метод – система приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Аспекты метода: предметно-содержательный (в нем отражено представление о предмете исследования); операциональный (метод содержит совокупность требований, которые характеризуют порядок познавательных операций); аксиологический (характеризует степень его надежности, экономичности, эффективности).
Пример развития метода. Эмпирический уровень (что-то разделяем); теоретический уровень – обобщение: делить можно все; метатеоретический – получаем метод – «анализ» (свойство становится средством).
2.Виды методов научного познания.
Выделяют приемы и методы научного познания. К приемам относятся:
Анализ и синтез. Анализ – прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения. Синтез – противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей в целое с целью получить знание о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют ранее выделенные в анализе части в одно целое.
Индукция («наведение») – мысль движется от частного (знание фактов) к общему (законам). Дедукция – мысль идет от знания общего к знанию частного.
Аналогия – прием, в котором по сходству объектов в некоторых признаках делают вывод об их сходстве в иных отношениях.
Методы научного познания.
Измерение – важная форма наблюдения. Это – процесс определения отношений одной измеряемой величины, характеризующий изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. Пример – измерение роста или веса человека.
Эксперимент – активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Связывает эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Виды эксперимента: 1) исследовательский (поисковый), нацеленный на обнаружение новых свойств объекта; 2) проверочный (контрольный), нацелен на проверку гипотез (может быть подтверждающим, опровергающим, решающим); 3) воспроизводящий; 4) изолирующий; 5) качественный (количественный); 6) физический, химический, биологический, социальный.
Мысленный эксперимент. Если в реальном эксперименте ученый для воспроизведения, изоляции или изучения свойств какого-либо явления ставит его в реальные физические условия и варьирует их, то в мысленном эксперименте эти условия являются воображаемыми, но воображение при этом строго регулируется известными законами науки и правилами логики.
Гипотеза – метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущих к установлению законов, принципов, теорий.
Методологический плюрализм. Сколько наук – столько методов.
Бинарный подход. Есть методы естественных наук и методы гуманитарных наук. Между ними нет ничего общего. Так, неокантианцы (В.Виндельбанд и Г. Риккерт) выделяли номотетические и идиографические методы.
Тройственный подход, который наиболее распространен. 3 группы методов: специальные, общенаучные, универсальные.
Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук. Примеры: спектральный анализ в физике и химии, метод статистического моделирования, микроскопия.
Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Примеры: эксперимент, наблюдение, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному.
Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности (с учетом их специфики). Примеры: диалектический метод, принцип историзма и т.д.
3.Функции методов научного знания.
Есть мнение, что заниматься методологией –бесмысленное занятие. Из философов об этом говорят постмодернисты (Ж. Делез, Ж.Деррида). Эта позиция неправильна. Методы нужны для упорядочения системы познания, придания ему единства. Пример: дорога со светофором и без него.
Понятие «методология»имеет два основных смысловых значения: методология, во-первых, трактуется как система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности — в науке, политике, искусстве и т. д.; во-вторых — как учение об этой системе или как общая теория метода, теория в действии. Иначе говоря, методология— это философское учение о системе методов научного познания и преобразования реальной действительности, а также учение о применении принципов, категорий, законов диалектики и науки к процессу познания и практики в интересах приобретения новых знаний.
В процессе познания и действия методология разрабатывает как бы стратегию познавательной и практической деятельности и выполняет следующиеосновные функции:
— она направляет ход научного исследования по оптимальному пути в интересах приобретения нового истинного знания;
— регулирует применение методов, средств и приемов в процессе познания и практики;
— обобщает результаты научного познания в различные формы знания;
— формирует общие принципы и методы научного исследования.
Понятие «метод»(от греч. methodos— способ познания) в широком смысле означает «путь к чему-либо» или способ деятельности субъекта в любой ее форме. Другими словами, метод — это способ, путь познания и практического преобразования реальной действительности, система приемов и принципов, регулирующая практическую и познавательную деятельность людей (субъектов).
Основная функция метода состоит во внутренней организации и регулировании процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов и норм познания и действия. Это определенная система предписаний, принципов, требований, которая должна ориентировать субъекта познания на решение конкретной научно-практической задачи, на достижение определенного результата в той или иной сфере человеческой деятельности. Если метод правильный, он дисциплинирует поиск истины, позволяет, экономя силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, избегая при этом возможных ошибок.
История и современное состояние познания и практики показывают, что далеко не всякий метод, не любая система принципов и других средств деятельности обеспечивают успешное решение теоретических и практических проблем. Дело в том, что не только результат исследования, но и ведущий путь к нему должен быть истинным.
В процессе научного исследования необходимо правильно использовать и такое понятие, как «методика научного познания», которая выражает определенную последовательность решения конкретной научной и практической задачи, а также совокупность и порядок применения используемых при этом методов.
Методология научного исследованияанализирует средства, приемы и методы познания, которые используются для получения нового знания.
Во-первых,в сферу ее интересов входит анализ методов и средств познания, которые используются учеными как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях научного исследования.
К задачам методологии как особой науке относится необходимость обобщения и развития тех методов и средств исследования, которые были открыты в частных науках. К примеру, эксперимент как специальный метод исследования, впервые эффективно нашедший применение в механике, позже получил широкое распространение в других науках. Аксиоматический метод построения научного знания, долгое время считавшийся почти исключительной привилегией математики, сегодня находит все большее распространение в физике, теоретической биологии, лингвистике, не говоря уже о логике науки, где он служит основным методом построения формализованных языков.
Словом, отталкиваясь от конкретных наук, методология строит на этой основе свои теоретические обобщения и дает практические рекомендации. Поэтому методологию науки часто рассматривают и как теоретическую дисциплину и как нормативную.
Во-вторых,как часть общей методологии познания методология научного исследования рассматривает наиболее существенные особенности и признаки методов исследования, т. е. раскрывает эти методы по их общности и глубине, а также по уровням научного познания. Как наиболее общее учение о методах, она не сводится к простой совокупности ни частных, ни общих методов исследования, а изучает прежде всего возможности и границы применения этих методов в процессе постижения научной истины.
Подчеркнем мысль о том, что результаты исследовательской деятельности ученых зависят не только от того, кто познает и на что направлена познавательная деятельность, но и от того, как, какими способами, приемами и средствами, осуществляется сам познавательный процесс. То есть речь идет о проблеме метода научного познания или исследования. В этой связипроблема метода научного познания всегда была в центре внимания философской и научной мысли, особенно начиная с Нового времени. Она обсуждалась и продолжает активно обсуждаться в рамках разнообразных научных подходов. Известный философ и мыслитель Ф. Бэкон, сравнивая метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, стремился создать такой метод, который мог бы обеспечить субъекту познания наиболее оптимальный путь к истине, и таким методом он считал индукцию, которая направляет мысль исследователя от частного к общему, от эмпирического анализа, наблюдения и эксперимента к познанию причин и законов реального мира. Другой известный философ Р. Декарт лучшим методом познания считал дедукцию, которая, наоборот, направляет мысль исследователя от общего к частному. Существенный вклад в методологию научного познания внесли представители немецкой классической философии (Г. Гегель) и материалистической философии (К. Маркс, который разработал диалектический метод познания и действия).
Применяя определенные методыи методологиювпроцессе научного познания, нельзя впадать в крайности, т. е. нельзя, с одной стороны, преувеличивать, а с другой — недооценивать их роль в научном исследовании. Каждый метод окажется неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как «руководящей нитью» в научной или иной сфере деятельности, а как готовым шаблоном для перекраивания фактов. Главное предназначение любого метода состоит прежде всего в том, чтобы на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем.
Следует также отметить, что рассмотрение понятий метода и методологии не могут быть ограничены лишь философскими или внутринаучными рамками, а должны рассматриваться в более широком социально-культурном контексте. Это означает, что на данном этапе социального развития необходимо учитывать связь науки с производством, взаимодействие науки с другими формами общественного сознания, соотношение методологического и ценностного аспектов, особенности субъекта деятельности и другие социальные факторы. При этом применение методов может быть как стихийным, так и сознательным. Но только осознанное применение методов, основанное на понимании их возможностей и границ, делает деятельность субъектов познания при прочих равных условиях более рациональной и плодотворной.
Эффективность или сила того или иного метода обусловлена прежде всего содержательностью, глубиной и фундаментальностью теории, которая как бы «сжимается в метод». В свою очередь, «метод расширяется в систему», т. е. используется для дальнейшего развития науки, углубления теоретического знания как системы, а также его материализации и объективизации в практике. Как известно, развитие науки заключается в нахождении новых явлений природы и в открытии тех законов, которым они подчиняются. Чаще всего это осуществляется благодаря тому, что находят новые методы исследования.
В этой связи понятия «теория» и «метод» тождественны и в то же время различны по смыслу. Сходство их состоит в том, что они взаимосвязаны и в единстве представляют собой аналог, отражение реальной действительности. Будучи едиными во взаимодействии, теория и метод жестко не разделены, но в то же время не есть непосредственно одно и то же. Они как бы взаимопереходят, взаимопревращаются друг в друга. Однако утверждение о том, что метод — это теория, обращенная к практике научного исследования, не является точным, ибо метод обращен также и к самой практике как чувственно-предметной, социально-преобразующей деятельности. Строго говоря, метод есть та же теория, приведенная в действие и «направленная своим острием» не только на дальнейшее, более глубокое познание действительности, но и на ее изменение в ходе практики.
Полностью отождествлять научную теорию и методы научного познания и утверждать, что всякая теория одновременно является и методом познания и действия неправомерно. Метод не тождествен прямо и непосредственно теории, а теория не является непосредственно методом, ибо не она есть метод познания, а вытекающие из нее методологические установки, требования, регулятивы. Основные различия теории и метода состоят в следующем:
· теория — это результат предыдущей когнитивной деятельности научного познания, метод — исходный пункт и предпосылка последующей познавательной деятельности;
· главные функции теории — объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, открытия законов, причины и т. д.), а метода — регуляция и ориентация субъекта познания на приобретение новых знаний;
· теория — это система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта познания, а метод — система регулятивов, правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и преобразования реальной действительности:
· теория нацелена в основном на решение проблемы и пытается ответить на вопрос, что представляет собой данный объект, в тс время как метод нацелен главным образом на выявление способов и механизмов исследования и преобразования объекта. Таким образом, теории, законы, категории и другие абстракции еще не составляют метода. Чтобы выполнять методологическую функцию, они должны быть соответственно преобразованы из объяснительных положений теории в регулятивные принципы (требования, предписания, установки) метода. Причем любой метод детерминирован не только другими методами и не только той теорией, на которой он основан. Каждый метод обусловлен прежде всего своим объектом исследования (отдельные объекты или их классы). Метод не может оставаться неизменным, а должен изменяться в своем содержании вместе с объектом, на который он направлен.
Истинность метода всегда обусловлена содержанием объекта, но метод в то же время не является ни объективным и ни субъективным феноменом. Отражая объективную закономерность, взятую из окружающей реальности, метод используется субъектом как орудие объяснения и преобразования мира. Поэтому происхождение метода следует искать не в головах людей, не в их сознании, а в реальной действительности. Но даже самые тщательные поиски методов в действительности не приведут к успеху, так как мы отыщем лишь объективные законы природы и общества.
Можно утверждать, что метод формируется, существует и развивается в сложной диалектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего. В этом смысле любой метод прежде всего объективен по содержанию. Вместе с тем он субъективен по форме, так как его «носителем» является конкретный субъект познания или действия, для которого данный метод и предназначен. Еще Г. Гегель справедливо подчеркивал, что метод есть «орудие», некоторое стоящее на стороне субъекта средство, через которое он соотносится с объектом. Г. Гегелю вторил Л. Фейербах своим афоризмом о том, что именно «человек — центр всей методологии», причем любой метод, даже наиболее важный — это лишь один из многих факторов творческой деятельности человека, которая не ограничивается сферой познания и не сводится только к логике и методу, а включает в себя гибкость ума, развитость воображения, способность к интуиции.
Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям или критериям: по месту и роли в процессе научного познания – эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные; по степени общности и широте применения – всеобщие, общенаучные и частнонаучные.
К системе научной деятельности вполне применима многоуровневая концепция методологического знания, достаточно успешно «работающая» в современной науке и практике, и включающая в себя философские, общенаучные и частнонаучные методы.
Философские методы.Каждая философская концепция имеет методологическую функцию, следовательно, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому к числу основных философских методов относятся диалектический, аналитический (характерен для современной аналитической философии), интуитивный, синергетический, феноменологический, герменевтический (понимание) и другие. Нередко философские системы, а значит и их методы, сочетались между собой в разных «пропорциях». К примеру, у Гегеля диалектический метод был соединен с идеализмом, у Маркса – с материализмом. Гадамер пытался совместить герменевтику с рационалистической диалектикой. Подобный подход приемлем и к исследовательской деятельности.
Важная задача диалектико-материалистической методологии состоит в выработке методологических принципов, для чего всеобщие диалектические положения должны принять форму нормативных требований, своеобразных предписаний, которые (в сочетании с регулятивами других уровней) определяют способ действия субъекта в познании и изменении реального мира.
Поэтому для ученого интересны не сами по себе категории «развитие», «противоречие», «причинность» и т.п., а сформулированные на их основе регулятивные принципы. При этом важно знать, как последние могут помочь в реальном научном исследования, каким образом они могут способствовать адекватному постижению соответствующей предметной области и познанию истины.
Приведем примеры методологического значения некоторых важнейших принципов диалектического метода:
1. Принцип объективности, основанный на признании действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах, содержит следующие требования: исходить из чувственно-предметной деятельности (практики) во всем ее объеме и развитии; осознать и реализовать активную роль субъекта познания и действия; исходить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику вещей в логике понятий; выявить внутреннее единство (субстанцию) предмета как глубинную основу всех его формообразований; умело выбрать адекватную данному предмету систему методов и сознательно, последовательно реализовывать ее; рассмативать предмет в соответствующем социокультурном контексте, в рамках определенных мировоззренческих ориентаций; подходить ко всем процессам и явлениям конструктивно-критически и действовать в соответствии с логикой данного предмета.
2. Принцип всесторонности, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности, включает в себя следующие основные требования: вычленение предмета исследования и проведение его границ; его целостное «многоаспектное» рассмотрение; изучение в чистом виде каждой из сторон предмета; осуществление познания как процесса, развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон; вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального его свойства.Принцип всесторонности наиболее тесно связан с философским принципом конкретности и общенаучным принципом системности.
3. Принцип конкретности, выражающий вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе), включает ряд требований: «вывести» данное явление из его субстанционального признака (главной, существенной стороны) и воспроизвести его как диалектически расчлененное целое;проследить преломление общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях; учесть многообразные условия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие бытие этого предмета; выявить специфический механизм взаимосвязи общего и единичного; рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он является.
5. Принцип противоречия, имеющий основой реальные противоречия вещей, сводится к следующим основным требованиям: выявление предметного противоречия; всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия; исследование другой противоположности; рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей в целом на основе знания каждой из них; определение места противоречия в системе других противоречий предмета; прослеживание этапов развития данного противоречия; анализ механизма разрешения противоречия как процесса и результате его развертывания и обострения.
Диалектические противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых «логических» противоречий, которые выражают путаницу и непоследовательность мысли и запрещены законами формальной логики.
Неверное применение принципов диалектики ведет к искажениям, отклонениям от пути к истине и возникновению заблуждений. Это проявляется в объективизме и субъективизме (в многообразных своих формах); односторонности или субъективистском объединении случайно «вырванных» сторон предмета; игнорировании его сущности или подмене ее второстепенными, несущественными моментами; абстрактном подходе к предмету без учета определенных условий места, времени и других обстоятельств; некритическому его рассмотрению; модернизации или архаизации прошлого; отождествлению (смешению) предпосылок возникновения предмета с ним самим; пониманию разрешения противоречия как «нейтрализации» его сторон и ряду других.
Общенаучные подходы и методыисследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке, выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. Характерными чертами общенаучных понятий являются: во-первых, общность в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий; во-вторых, возможность их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики. На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами.
Общенаучными или общелогическими методами являются анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, исторический метод, логический метод и классификация.
Анализ – это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Метод анализа используется как в реальной, так и в мыслительной деятельности.
Синтез – это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. Однако это не просто их соединение, но и познание нового – взаимодействия частей как целого. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.
Анализ и синтез являются важными методами исследования. Они позволяют установить элементы, из которых складывается предметная область исследования, установить взаимосвязь между ними, а затем воспроизвести изучаемый фрагмент в целом.
Функция анализа состоит в выделении различных признаков в исследуемом предмете,которые могли бы быть приняты в качестве основания для систематизации фактов, расположения их в хронологическом, функциональном, структурном порядке, характеризующем определенную сторону развития исследуемого события.
Функция синтеза состоит в установлении связей между фактами и объединение их в группы по выделенным основаниям.
Следует иметь в виду, что в научных исследованиях применяются различные виды анализа: факторный, логический, контент-анализ и др.
Главными целями факторного анализа являются сокращение числа переменных и определение структуры взаимосвязей между переменными. При сокращении числа переменных итоговая переменная включает в себя наиболее существенные черты объединяемых переменных. Классификация подразумевает выделение нескольких новых факторов из переменных, связанных друг с другом.
Логический анализ предназначен для определения круга тех понятий, с помощью которых описывается предмет исследования, поиск внешне хорошо различимых признаков, т. е. эмпирических индикаторов, позволяющих произвести измерение сторон и свойств. Логический анализ включает такие процедуры, как интерпретация основных понятий (трактовка скрытого в них содержания) и их операциональные определения (расчленение понятий на элементы, для которых можно подобрать эмпирические индикаторы). В конечном счете получают признаки, измерение которых дает ответ на информационный запрос заказчика.
Контент-анализ– формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в определенной деятельности в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью и систематичностью. Метод контент-анализа применяется для исследования документальных источников и как вспомогательное средство при анкетировании, наблюдении, тестировании, в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинге.
Обобщение– это процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему.
Мысленное обобщение основывается на всеобщности связей предметов и явлений действительности, взаимосвязи единичного и общего в исследуемом предмете. Формирование обобщающих положений (понятий, законов, выводов, концепций) возможно через изучение конкретного. Степень общности фактов (событий) может быть различной. Отсюда и различие в уровнях обобщения – от установления простейшего, элементарного сходства на этапе эмпирического исследования фактов до раскрытия существенного, общего, лежащего в основе формирования понятий, раскрытия законов и объяснения фактов на теоретическом уровне познания, когда создается система объясняющих положений, формируется стройная концепция изучаемого явления.
Сложной формой обобщения, позволяющей отличать важные факты от второстепенных, является типизация, заключающаяся в отборе характерных (типичных) фактов, выражающих наиболее важную сторону изучаемого явления. Отбор характерных (типичных), фактов составляет важную черту научного обобщения, которая приближает явления к познанию латентных связей. Для раскрытия сущности исследуемого явления недостаточно описания, поэтому нужны обобщения более высокого порядка и те, которые вскрывают повторяемость, необходимость, существенность и причинную обусловленность признаков события.
Абстрагирование (идеализация)– мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. При абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.
Метод абстрагированияпозволяет выявить типичные связи и отношения в предмете, отвлекаясь от всего многообразия частностей.
В результате использования метода абстрагирования можно получить абстрактные знания обобщающего характера об отдельных закономерностях явления, общих целях сторон, причинах событий в изучаемом предмете.
Индукция – это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее. При индуктивном методе исследования для получения общего знания о каком-либо классе предметов необходимо исследовать отдельные предметы, найти в них общие существенные признаки, которые послужат основой знания об общем признаке, присущем данному классу предметов.
Дедукция – это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей.
Аналогия – это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими, рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. Степень вероятности (достоверности) умозаключений по аналогии зависит от количества сходных признаков у сравниваемых явлений. Наиболее часто аналогию применяют в теории подобия.
Моделирование –метод научного познания, сущность которого заключается в замене изучаемого предмета или явления специальной аналогичной моделью, содержащей существенные черты оригинала.
Историческийметодподразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности с учетом всех деталей и случайностей. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.Историческое представляет развитие в его последовательном проявлении, а логическое выражает развитие в его сущности.
Историческое и логическое в исследовании – это две стороны одного и того же явления, в котором логическое выступает его сущностью, генеральной линией, квинтэссенцией, а историческое – многообразным проявлением этой основы через массу случайностей.
Логический метод– это логическое воспроизведение истории изучаемого объекта, освобождение от всего случайного, несущественного.
В основе логического метода лежат закономерности, присущие реальной действительности. Любое явление имеет определенную логику своего возникновения, развития и перехода в качественно новое состояние, которую и следует вычленить.
Классификация– метод научного исследования и обобщения, суть которого заключается в том, что изучаемые объекты, явления или процессы упорядочиваются в определенные группы (классы) на основе каких-либо избранных признаков.
К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других. Пожалуй, одним из распространенных и важных по значимости является системный подход, который включает в себя несколько направлений.
1. Системно-структурный анализ дает возможность выявить закономерности взаимозависимости, иерархичности и координации элементов в системе, устойчивые и существенные связи и взаимоотношения между ними.
3. Системно-функциональный анализ ориентирует на рассмотрение различных аспектов проявления системы, ее взаимодействия с другими системами (внешний аспект функционирования), взаимодействия элементов самой системы (внутренний аспект функционирования).
В методологическом плане целесообразно рассматривать изучаемые объекты в качестве системы, ибо они представляют относительно самостоятельное целостное явление, сохраняющее свои признаки и другие характеристики под воздействием внутренних и внешних условий и факторов.
В содержании данной системы можно выделить следующие главные атрибуты: множество связанных между собой элементов (или компонентов), их упорядоченность, иерархическая структура, устойчивое единство, взаимообусловленность компонентов, связи элементов в структуре, наличие интегрального свойства (или нескольких таких свойств), возникающего в процессе функционирования в обществе.
Специфика методологии системного анализа исследуемых процессов предполагает нахождение факторов и условий, приводящих к организации их элементов в систему, определение специфических оснований, связей и взаимозависимостей в системе, выявление противоречий формирования и функционирования системы и обоснование направлений их разрешения, обнаружение закономерностей функционирования и развития данной системы.
Частнонаучные методы— совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.
В зависимости от места и роли методов в процессе познания, степени проникновения в сущность исследуемых феноменов различают методы эмпирического уровня и методы теоретического уровня. К методам эмпирическогоуровняотносятся наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент и моделирование. Кметодам теоретического уровняпричисляют аксиоматический, гипотетический, гипотетико-дедуктивный, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа. Содержание вышеназванных методов было раскрыто в структуре научного познания.
Таким образом, методология научного исследования направлена на постижение форм и методов научного познания, их структуру, способы получения достоверного знания. Методы научного исследования представляют собой сложную совокупность разноуровневых, разнящихся по способу проникновения в сущность предметов средств, которые постоянно развиваются и носят конкретно-исторический характер и социокультурную обусловленность.