В чем заключается сущность принципа единства воспитательных воздействий
В чем заключается сущность принципа единства воспитательных воздействий
Этот принцип называют также принципом координации усилий школы, семьи и общественности или, в другом варианте, принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений. Он требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, помогали друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам — Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные нервные перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.
Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия.
Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т. д. Среди этих многообразных влияний немалая роль классному коллективу и личности воспитателя, однако он всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы все требования были едиными и не противоречили одно другому.
Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласно с формулой: по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.
Единство воспитательных воздействий
3.1 Содержание и пути воспитания учащихся. Понятие о содержании воспитания. Содержание воспитания составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, то есть знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначе говоря, предметом формирования являются чувства, сознание, отношения, оценки, поведение школьника. В современной школе целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для ее дальнейшего развития. База в данном случае предполагает культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую культуру, культура труда, политическую, правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную (эстетическую), физическую. Культура жизненного самоопределения в данном случае понимается как осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умение принимать решения и нести ответственность за действия, а также умения по самовоспитанию.
3.2 Нравственное воспитание. Мораль как форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Структуру нравственности личности составляют знания, чувства и отношения, поведение.
| |
Все три компонента нравственности определяют задачи нравственного воспитания (НВ), которое понимается как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Нравственным надо считать того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.
Содержание нравственного воспитания состоит из формирования чувства долга, ответственности за свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально-одобряемых взглядов, отношение в семейной и половой жизни, выработка коммуникативных навыков, культуры общения и других моментов.
Гражданское воспитание.Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых каждому человеку как члену современного общества, а именно: политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных отношений.
Содержание политической культуры школьника, будущего полноправного гражданина страны составляет следующее: знания в области политики, политической системы страны, органов управления государством, лояльное отношение к политической организации общества, умение участвовать в политической жизни страны. Все это является для некоторой общей системой задач формирования политической культуры учащихся и определяет содержание и средства такой работы. Правовую культуру школьников составляют такие качества и знания, как сознательная дисциплина, законопослушность, нетерпимость к правонарушениям, знание основных законов общества и государства, представление о праве, о гражданских правах человека и ребенка, в частности.
Современная школа и общество располагают достаточным арсеналом средств для гражданского воспитания учащихся. К ним относятся прежде всего ряд традиционных школьных предметов (история, литература, география, обществоведение). Основными показателями гражданской воспитанности, зрелости выпускника школы можно считать знание законов, социальной системы страны, умение участвовать в общественной жизни, нетерпимость к нарушению законов.
Трудовое воспитание. Трудовое воспитание (ТВ) есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. ТВ направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации (ПО).
В классической советской педагогике имеется принцип связи обучения с трудом, отражающий концептуальный взгляд на роль труда в воспитании. Согласно этой концепции, труд ребенка, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности. Кроме обучающей функции, труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр. Для создания концепции ТВ много сделал А.Макаренко, он описал педагогические условия труда как средства воспитания: производительный, коллективный и соревновательный характер труда, разнообразие и усложнение трудовых операций, эстетика и научная организация труда, рациональный режим труда и отдыха, положительный эмоциональный фон.
Систему ТВ составляет совокупность задач, содержания, методов и средств. К задачам ТВ относятся: формирование знаний о технике, производстве, экономико-социальных проблемах; выработка навыков и умений работы с простейшими инструментами и станками; развитие способностей, интересов, ума, воли и пр.; формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем; подготовка к выбору профессии.
Эти задачи решаются в процессе общеобразовательной подготовки, на уроках труда, в различных видах труда школьников, в том числе в летних работах, во внеурочной деятельности. В последней используются такие методы и формы, как беседы, встречи с интересными людьми, различные трудовые акции, экскурсии и пр.
Показателями трудовой воспитанности являются потребность школьника в труде, интерес к труду, трудовая активность, наличие знаний о производстве, трудовых умений, готовность к выбору профессии.
Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется, прежде всего, на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах. Последнее имеет богатые возможности по формированию художественных умений, развитию эстетических переживаний. Природа, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей. Показателями эстетической воспитанности являются наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством.
Систему ФВ в школе составляют физические упражнения и знания в учебном процессе, на уроках физкультуры, биологии и некоторых других, во внеурочной деятельности. Средства ФВ включают гимнастику, игры, туризм, спорт. К ним относятся также природные силы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда и отдыха, питание, одежда, санитарные нормы в устройстве помещений).
Основными методами ФВ являются физические упражнения, тренировки, убеждение (разъяснение), инструкции, положительный пример. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют осуждение, одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима и норм развития школьника.
Большие возможности для физического развития и просвещения детей в области физического самосовершенствования имеет внеучебная работа: кружки, секции, работа классных руководителей, оздоровительных центров. ФВ имеет особое значение для формирования здорового образа жизни школьников. К показателям физической воспитанности относятся развитые двигательные умения и физическое развитие в целом, соответствующее возрасту, систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, выполнение нравственных и медицинских предписаний в половой жизни, следование требованиям здорового образа жизни.
Экологическое воспитание есть составная часть общей системы воспитания, поэтому к рассмотрению сущности применимы общие подходы теории воспитания.
Характерной чертой отношений, выработавшихся в процессе экологического воспитания, является гармоничное сочетание долга и убеждений в решении задач по изучению и охране природы.
Таким образом, экологическое воспитание осуществляется на основе личностного подхода и направляется во взаимодействие всех элементов, имеющих общую цель овладение экологической культурой, ценностностным и сознательно ответственным отношением к природе и человеку, которое должно выражаться в экологообразной деятельности.
Тест по профессиональной переподготовке «Педагогическое образование: тренер-преподаватель»
Тест по профессиональной переподготовке
«Педагогическое образование: тренер-преподаватель»
Тема: «Основы педагогики»
Предметом педагогики выступает…
— вызываемые образовательным процессом изменения в уровне интеллектуального, личностного, профессионального развития человека как субъекта психического процесса;
— структурно-динамические особенности и закономерности психологических явлений, которые возникли в процессе общественного взаимодействия, а также обоснованные способы управления этими явлениями;
— содержание внутренней жизни человека, непосредственно данное ему в ощущениях, образах, мыслях, чувствах и других субъективных проявлениях;
Стиль педагогического руководства, при котором создаются предпосылки для наиболее полного развития творческой активности учащихся и инициативности.
Восприимчивость к усвоению знаний в процессе учебной деятельности – это –
Какое понятие (термин) не является понятием теории обучения?
Признание самооценки личности, реализация внутренней и внешней свободы – это принцип:
Тема: «Психология физической культуры и спорта»
Один из видов социально значимой деятельности, регламентированный системой тренировок, соревнований и направлений на достижение высокого спортивного результата – спортивная деятельность.
Периодом зарождения психологии спорта как научной дисциплины принято считать…
— первая половина 20 века
К специализированным видам восприятия в процессе занятий физической культурой и спортом относят
— восприятие движения собственного тела
К специфическим условиям деятельности учителя ФК относится
— значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки
— высокая конфликтность взаимодействия
— большие материальные затраты на организацию педагогического процесса
— опасность при использовании электрооборудования
Тема: «Основы анатомии, физиологии, гигиены»
Сущность дыхания заключается в:
— обновлении газового состава внутренней среды организма
— поступлении в организм и утилизации кислорода и выделении из организма углекислого газа
— поступлении в организм питательных веществ
— выделении из организма продуктов обмена веществ
Перечислите основные типы телосложения:
— легкокостный, гиперстенический, ширококостный
— тонкокостный, антенический, среднекостный
— астенический, нормостенический, гиперстенический
— тонкостный, ширококостный, нормостенический
Дети, имеющие небольшой риск развития хронических заболеваний, относятся к …2…. группе здоровья
Резкая усталость, головокружение, одышка, болевые ощущения, тошнота, бледность кожных покровов, снижение артериального давления наблюдаются при:
— хроническом физическом перенапряжении
— остром физическом перенапряжении
При нехватке каких веществ в организме возникает, снижение активности, и работоспособности, авитаминоз?
Одной из стратегий поведения человека в конфликтной ситуации является компромисс, который можно определить как:
— попытка уйти от решения конфликта
— урегулирование разногласий путем взаимных уступок
— открытую борьбу за свои личные интересы
Деструктивный конфликт – это конфликт, который приводит:
— к негативным, а часто и к разрушительным последствиям
— к быстрому разрешению противоречия между людьми
— к затуханию конфликтной ситуации
Предупреждение конфликта – это деятельность, направленная:
— на недопущение его возникновения
— на сокрытие информации о нем
— на быстрое его разрешение
Лицо, которое подталкивает других участников к конфликту называется:
Могут ли конфликты выполнять положительную функцию в трудовом коллективе?
— нет, поскольку конфликт всегда приводит к вражде
— да, если они помогают выявить недостатки в работе
— нет, если отсутствует третья, независимая сторона
Тема: «Реализация дополнительных образовательных программ в сфере физической культуры и спорта»
Дополнительные профессиональные программы реализуются
— для детей и взрослых
— только для взрослых
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются
— любые лица без предъявления требований к уровню образования
— любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы
Дополнительные общеразвивающие программы реализуются:
— для детей и взрослых
— только для взрослых
Федеральные государственные требования установлены по отношению к
— дополнительным профессиональным программам
— дополнительным предпрофессиональным программам
В соответствии с Федеральным законом №273 «Об образовании» итоговая аттестация по дополнительным общеразвивающим программам
— может проводиться в порядке, установленном локальном нормативным актом организации дополнительного образования
Тема: «Семья и образовательная организация: современные подходы к организации сотрудничества и взаимодействия»
Составные компоненты семейного воспитания:
— физическое, нравственное, эстетическое, интеллектуальное, трудовое
Выбор методов, средств, форм в семейном воспитании определяется:
— педагогическая культура родителей
— наличие специальной литературы
Сущность принципа единства воспитательных воздействий заключается
— в учете возрастных и индивидуальных особенностей
— координации воспитательных воздействий школы, семьи и общественности
— координации средств массовых коммуникаций со школой
— опоре воспитателей на семью, учитывая при этом индивидуальность ребенка
— решении всех воспитательных задач с опорой на реальную жизнь
Основные функции семьи
— творческая, методическая, диагностическая
— дидактическая, специальная, профессиональная
— социальная, общественная, психологическая
— репродуктивная, коммуникативная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреативная, воспроизводящая, коррекционная
Основные критерии диагностики семьи:
— методы контроля в семье
— социальная активность ученика, участие в кружках, в научных проектах
— методы стимулирования в семье
— успеваемость ученика, посещение занятий, участие в общественных делах школы
— характеристика семьи, нравственно-психологическая атмосфера, педагогическая культура родителей, характеристика школьника
Тема: «Организация системы выявления и поддержки одаренных детей»
Выберите ведущий стимул к формированию познавательного интереса учащихся к занятиям в системе дополнительного образования детей:
— общение в процессе проведения занятий между воспитанниками, воспитанниками и
педагогом дополнительного образования
— получение сертификата об освоении программы дополнительного образования
— возможность приобретения более высокого статуса в среде сверстников
Отметьте признаки, не отражающие содержание опыта творческой деятельности обучающегося (воспитанника):
— видение новой проблемы в знакомой ситуации
— умение точно соблюдать инструкцию
— самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый
— построение принципиально нового способа решения проблемы
Выберите механизм, за счет которого осуществляется поиск и отбор талантливых детей в системе образования:
— анализ результатов участия в различных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и т.д.
— анализ учебных достижений школьников
Выбор методов воспитания НЕ определяется:
— целями и задачами воспитания
— возрастными особенностями воспитанников
— индивидуальными и личностными особенностями воспитанников
— наличием материальных средств
— уровнем квалификации педагога
— предвидением результатов применения методов
В целях обеспечения индивидуальных потребностей, обучающихся основная образовательная программа предусматривает:
— дополнительную деятельность по подготовке к ЕГЭ
— дополнительную профориентационную деятельность
Тема: «Содержание и методика воспитания в системе ДОП»
Анатомо-физиологические и психические качества людей, характерные для определенного периода жизни – это:
Интенсивное проявление потребности в самовоспитании, как правило, происходит в возрасте:
Сущность принципа единства воспитательных воздействий заключается:
— в учете возрастных и индивидуальных особенностей
— координации воспитательных воздействий школы, семьи и общественности
— координации средств массовых коммуникаций со школой
— опоре воспитателей на семью, учитывая при этом индивидуальность ребенка
— решение всех воспитательных задач с опорой на реальную жизнь
Принцип связи воспитания с жизнью предполагает:
— формирование общеучебных умений
— соединение воспитания и дополнительного образования
— соединение воспитания с практической деятельностью
— учет индивидуальных особенностей воспитанников
Назовите базовые ценности воспитания и социализации подрастающего поколения:
— любовь к России, свобода личная и индивидуальная, долг перед Отечеством, любовь и верность, познание
— патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество
— мир во всем мире, жизнь, красота, международное сотрудничество, трудолюбие
— Земля, здоровье, семья, природа, общество, человек
Тема: «Основы законодательства в сфере
дополнительного образования детей и взрослых»
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются:
— любые лица без предъявления требований к уровню образования
— любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы
Каким документом закреплено право ребенка заниматься в нескольких объединениях дополнительного образования и менять их?
— Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей
— Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
— Законом об образовании
Педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности:
— не реже чем один раз в пять лет
— не реже чем один раз в три года
— по собственному желанию
После утверждения дополнительной общеразвивающей программы:
— работа над этим документом завершается
— программа реализуется в строгом соответствии с утвержденным вариантом
— в программу вносятся коррективы, изменения с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы
В соответствии с Федеральным законом № 273 «Об образовании» итоговая аттестация по дополнительным общеразвивающим программам.
— может проводиться в порядке, установленном локальным нормативным актом организации дополнительного образования
Тема: «Возрастная психология»
На ученика 5-8 классов более всего при определении своего отношения к чему-либо влияет:
Анатомно-физиологические и психические качества людей, характерные для определенного периода жизни – это:
В среднем школьном внимание:
Ведущим типом деятельности в среднем школьном возрасте является
— общение в процессе обучения и труда
Осознанный процесс самовоспитания школьника начинается в возрасте:
Тема: «Теория и методика тренировочного процесса»
Спортивная тренировка – это:
— объем психолого-педагогического, методического воздействия на спортсмена в процессе спортивной тренировки
— специфический вид человеческой деятельности и в то же время – социальное явление, способствующее поднятию престижа не только отдельных личностей, но и целых общностей, в том числе и государства
— система воздействия на организм, психику и личность спортсмена с помощью физических упражнений
Спортивная форма – это:
— физическая готовность к достижению высоких результатов
— техническая готовность к достижению высоких результатов
— тактическая готовность к достижению высоких результатов
— морально-волевая готовность к достижению высоких результатов
В чем заключается основная цель массового спорта?
— достижение максимально высоких спортивных результатов
— восстановление физической работоспособности
— повышение и сохранение общей физической подготовленности
Что НЕ является компонентом структуры спортивной тренировки?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1433481
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России
Время чтения: 3 минуты
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.