В чем заключается сущность проектирования в проектной деятельности

Сущность процесса проектирования

Сущность процесса проектирования заключается в разработке конструкций и технологических процессов, которые должны с минимальными затратами и максимальной эффективностью выполнять предписанные им функции в требуемых условиях.

Обычно ТЗ представляют в виде некоторых документов, и оно является исходным (первичным) описанием объекта. Результатом проектирования, как правило, служит полный комплект документации, содержащий достаточные сведения для изготовления объекта в заданных условиях. Эта документация и есть проект, точнее окончательное описание объекта. Следовательно, проектирование — процесс, заключающийся в получении и преобразовании исходного описания объекта в окончательное описание на основе выполнения комплекса работ исследовательского, расчетного и конструкторского характеров.

Проектирование сложных объектов основано на применении идей и принципов, изложенных в ряде теорий и подходов. Наиболее общим подходом является системный подход, идеями которого пронизаны различные методики проектирования сложных систем. В результате проектирования создаются новые объекты, отличающиеся от своих аналогов и прототипов более высокой эффективностью за счет использования новых физических явлений и принципов функционирования, более совершенной элементной базы и структуры, улучшенных конструкций и прогрессивных технологических процессов.

По степени новизны проектируемых изделий различают следующие задачи проектирования:

Проектирование является сложным многоэтапным процессом, в котором могут принимать участие большие коллективы специалистов, целые институты и научно-производственные объединения, а также организации заказчиков, которым предстоит эксплуатировать разработанную аппаратуру.

С точки зрения последовательности выполнения различают основные стадии проектирования:

Создание технической документации, на основе которой происходит в дальнейшем единичное, серийное или массовое производство — это особенно трудоемкий процесс.

С точки зрения содержания решаемых задач процесс проектирования разбивают на следующие этапы:

Этапы проектирования состоят из отдельных проектных процедур, которые заканчиваются частным проектным решением. Типичными для проектирования РЭС процедурами являются анализ и синтез описаний различных уровней и аспектов.

Процедура анализа состоит в определении свойств заданного (или выбранного) описания. Примерами такой процедуры могут служить расчет частотных или переходных характеристик электронных схем, определение реакции схемы на заданное воздействие. Анализ позволяет оценить степень удовлетворения проектного решения заданным требованиям и его пригодность.

Процедура синтеза заключается в создании проектного решения (описания) по заданным требованиям, свойствам и ограничениям. Например, широко используются при проектировании РЭС процедуры синтеза электронных схем по их заданным характеристикам в частотной или временной области. При этом в процессе синтеза может создаваться структура схемы ( структурный синтез ) либо определяться параметры элементов заданной схемы, обеспечивающие требуемые характеристики

Процедуры анализа и синтеза в процессе проектирования тесно связаны между собой, поскольку обе они направлены на создание приемлемого или оптимального проектного решения.

Типичной проектной процедурой является оптимизация, которая приводит к оптимальному (по определенному критерию ) проектному решению. Например, широко используется оптимизация параметров электронных схем с целью наилучшего приближения частотных характеристик к заданным. Процедура оптимизации состоит в многократном анализе при целевом изменении параметров схемы до удовлетворительного приближения к заданным характеристикам. Оптимизация обеспечивает создание ( синтез ) проектного решения, но включает поэтапную оценку характеристик ( анализ ).

Проектные процедуры состоят из отдельных проектных операций. Например, в процессе анализа математических моделей РЭС приходится решать дифференциальные и алгебраические уравнения, осуществлять операции с матрицами. Такие операции могут иметь обособленный характер, но в целом они образуют единую проектную процедуру.

Проектные процедуры и операции выполняются в определенной последовательности, называемой маршрутом проектирования.

Маршруты проектирования могут начинаться с нижних иерархических уровней описаний (восходящее проектирование) либо с верхних (нисходящее проектирование).

Между всеми этапами проектирования существует глубокая взаимосвязь. Так, определение окончательной конструкции и разработка всей технической документации часто не могут быть выполнены до окончания разработки технологии. В процессе конструирования и разработки технологии может потребоваться коррекция принципиальных схем, структуры системы и даже исходных данных. Поэтому процесс проектирования является не только многоэтапным, но и многократно корректируемым по мере его выполнения, т. е. проектирование носит итерационный характер.

В процессе проектирования необходимо не просто создать аппаратуру, которая будет обеспечивать заданное функционирование, но и оптимизировать ее по широкому спектру функциональных, конструкторско-технологических, эксплуатационных и экономических показателей.

В чем заключается сущность проектирования в проектной деятельности. image066. В чем заключается сущность проектирования в проектной деятельности фото. В чем заключается сущность проектирования в проектной деятельности-image066. картинка В чем заключается сущность проектирования в проектной деятельности. картинка image066

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Сущность понятия «проектная деятельность» и ее классификация

В большом толковом словаре русского языка проект дословно с латинского projectus означает выступающий вперед. В словаре приводится несколько значений этого слова:

В большой советской энциклопедии метод проектов трактуется как организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов [2].

Классификация проектной деятельности

Типология проектов очень разнообразна. На протяжении XX века зарубежные авторы разработали огромное количество классификаций. Приведем примеры основных из них:

У.Х. Килпатрик рассматривает классификацию по двум признакам:

1. по целевой установке

2. по количеству участников проекта

Э.Коллингс рассматривает классификацию проектной деятельности по видам деятельности:

— Экскурсионные проекты. Целью таких проектов является изучение детьми проблем, вязанных с окружающей средой и общественной жизнью;

— Проекты-рассказы. Также их называют повествовательные проекты. Цель данных проектов заключается в получении удовольствия детьми от рассказов разнообразных формах (письменная, музыкальная, художественная);

— Трудовые проекты направлены на самостоятельное изготовление и получение определенного продукта [7].

В школе имени Линкольна проектную деятельность рассматривают по степени взаимосвязанности учебного материала с опорой на класс:

— Проекты, направленные на сравнение и изучение географии;

— Сельскохозяйственные проекты [8].

В классификации О.Декроли (метод центров интересов) деятельность делят по темам изучения:

— Социальные проекты [9].

Ф.Л. Штоллер классифицирует проектную деятельность следующим образом:

1. По способам сбора и источникам информации

— Исследовательский (работа с библиотечными ресурсами);

— Текстовой (работа с источниками информации, но не с людьми);

— Корреспондентский (сбор информации при помощи писем, факсов, телефонных звонков);

— Обзорный (сбор и обработка данных от других лиц посредством разработанного инструментария);

— Личный (контакты с людьми).

2. По характеру решаемой проблемы:

— Моделирующий реальные условия, проблемы;

— Основанный на интересах учащихся, независимо от реальной значимости.

3. По характеру координации проекта:

4. По количеству участников проекта:

5. По продолжительности проекта:

— Средней продолжительности (несколько недель);

— Долгосрочный (длящийся в течение семестра);

6. По характеру контактов:

— Внутренний (в рамках класса);

— Внешний (за пределами класса) [10].

Е.С. Полат предлагает систему основных критериев проектной деятельности:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

2. По признаку предметно-содержательной области:

3. По характеру контактов:

— Внутренние или региональные;

4. По количеству участников проекта:

5. По продолжительности проекта:

— Доклад, альбом, сборник, каталог;

— Макет, схема, план-карта;

А.С. Сиденко классифицирует проекты следующим образом:

1. По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, сборник творческих работ, стенгазета и т.д.);
2. По форме (видеофильм, телепрограмма);

3.По характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный);

6. По уровню контактов (внутришкольные, межшкольные, региональные, международные);

7. По количеству участников (индивидуальные, групповые, парные);

Классификация проектов, предложенная Т.М. Мартыновой.

Первым признаком является уровень творчества, который выделяет следующие виды:

— Творческим проект является тогда, когда учащиеся самостоятельно выбирают тему, находят проблему и решают ее без чьей-либо помощи, выводя готовый продукт.

По второму признаку классификации проекты делятся на индивидуальные и групповые. При индивидуальной работе присутствуют элементы групповой работы, когда необходимо оценить первоначальные идеи друг друга или при проведении мозгового штурма. При групповой работе учащиеся обсуждают и принимают общее решение, развивают навыки сотрудничества и коллективной ответственности. Осваивают элементы организационной деятельности, которая им необходима при выборе лидера, сотрудника, исполнителя. Также при групповой работе присутствуют разделы, которые необходимо выполнять индивидуально.

Третий признак классификации рассматривается с позиции организации проведения проекта в одном классе, либо в разновозрастных группах. В таких проектах учителю необходимо дифференцировать темы по уровню сложности и уделять особое внимание индивидуальным и возрастным особенностям школьников.

По четвертому признаку классификация делится на следующие виды:

— Монопроекты проекты в рамках одного предмета. Часто работа над такими проектами предполагает последующую индивидуальную или групповую работу во внеурочное время. При работе с данными проектами необходимо четко представлять структуру по каждому уроку. В монопроектах для решения проблемы применяются знания и из других областей, но сама проблема лежит в каком-то определенном знании. Для монопроектов необходимо выбирать наиболее сложные разделы.

— Межпредметные проекты выполняются, как правило, во внеурочное время. Такие проекты затрагивают 2-3 предмета, требуют квалифицированной координации со стороны учителей, слаженной работы между участниками проекта.

— Надпредметный проект в основном носит характер исследования. Выходит, за рамки изучения и содержания школьных предметов, используется в качестве дополнения [13].

Выполнение проектных заданий помогает учащимся видеть практическую пользу предметов, повышает интерес, учит учащихся применять полученные знания на практике. Все это способствует качеству знаний, формирует творческий потенциал и развивает мотивированность учащихся.

Для того чтобы учащиеся научились самостоятельно находить решение поставленной перед ними проблемы, им необходимо овладеть определёнными навыками:

В проектной деятельности существует большое количество классификаций, все они в большей степени схожи между собой. Мы считаем, что в работе со студентами более целесообразным будет придерживаться классификации Е.С.Полат. В классификации выделяются 6 основных признаков: по доминирующему в проекте методу или виду деятельности; по признаку предметно-содержательной области; по характеру контактов; по количеству участников проекта; по продолжительности проекта; по результатам.

Список использованных источников.

Источник

Сущность и основные характеристики проектной деятельности

Сущность и основные характеристики

проектной деятельности

Проектная деятельность играет существенную роль в учебном процессе, так как в процессе работы над проектом у учащихся происходит формирование не только специальных, но и универсальных учебных действий.

Рассмотрим понятие «проект» и «проектная деятельность».

В.С. Лазарев отмечает, что «проект – это работа, выполняемая единовременно (т.е. имеющая определенные начало и конец) в целях получения уникального результата».

По мнению В.Н. Фунтова, проект – это целенаправленная, ограниченная во времени деятельность, осуществляемая для удовлетворения конкретных потребностей при наличии внешних и внутренних ограничений и использовании ограниченных ресурсов.

М.Ю. Пахомова считает, что проект – это любая деятельность, выпол­ненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединен­ных в данный момент общим интересом.

Так, по мнению М.Х. Музафаровой, под проектной деятельностью понимается « учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и заранее выработанные представления о продукте деятельности».

В.С. Лазарев считает, что проектная деятельность – это «комплекс интеллектуальных действий, в результате выполнения которых создается образ нового продукта и способа его получения».

Во ФГОС говорится, что проектная деятельность – это «форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта».

Проанализировав различные определения, можно прийти к выводу, что под проектной деятельностью необходимо понимать процесс создания проекта, имеющий общую цель, согласованные методы, направленные на достижение результата – создание проекта. Под самим проектом понимаем целенаправленную деятельность, ограниченную во времени, которая осуществляется для получения образа результата.

Таким образом, заметим, что любой проект включает в себя не только образ желаемого результата, но и саму деятельность по его получению, а также все стадии его производства от зарождения идеи до ее воплощения в действительности.

Основными отличительными признаками проектной деятельности школьников являются: направленность на достижение конкретных, поставленных целей; ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом; в определенной степени неповторимость и уникальность.

Немаловажную роль в том, насколько успешно будет организована работа над проектом, играет профессионализм учителя. Учитель должен определить, какие ребята смогут работать в одной группе, а какие нет, какие разделы проекта будут интересны и посильны для одних и сложны для других, когда имеет смысл оказать помощь, а когда необходимо настоять на том, чтобы работа выполнялась самостоятельно и т.п.

Кроме того, проектная деятельность обладает рядом свойственных ей характеристик:

1. ограниченность во времени – любой проект имеет четкие временные рамки;

2. уникальный продукт – проект должен порождать уникальные результаты, достижения;

3. последовательность разработки – любой проект развивается во времени, проходя через определенные этапы.

Исследователи выделяют следующие основные требования к проектной деятельности школьников:

1. наличие проблемы значимой в исследовательском плане;

2. значимость предполагаемых результатов (теоретическая, познавательная, практическая);

3. самостоятельная деятельность участников проекта (индивидуальная, парная, групповая);

4. структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

5. использование исследовательских методов.

Осваивая способы проектной деятельности, учащиеся смогут развивать умения, которые будут полезными в жизни. К таким умениям В.С.Лазарев относит следующие:

— умение анализировать проблемные ситуации;

— умение проектировать цель;

— умение разрабатывать гипотезу;

— умение проверять (верифицировать) гипотезы;

— умение планировать достижение целей;

— умение оценивать способы решения и делать обоснованный выбор;

— умение ставить и решать познавательные задачи;

— умение эффективно работать в группе;

Каждый проект предполагает деятельность людей, в результате которой происходят существенные изменения. Содержание проекта зависит от того, на изменения в каких областях он ориентирован. К примеру, проекты могут быть технические, социальные, экологические, исследовательские, деловые, гуманитарные и др.

Технические проекты ориентированы на изменения в социальной сфере путем создания и производства новых видов техники.

Социальные проекты нацелены на изменения в социальной сфере путем создания новых политических партий, новых общественных движений, модернизации деятельности существующих организаций и т.п.

Экологические проекты ориентированы на изменения в природной среде (сохранение каких-либо видов животных, растений, очистку территории и т.д.).

Исследовательские, познавательные проекты ориентированы на получение новых знаний (изучение генома человека, изучение доказательств теорем и т.д.).

Деловые проекты, в результате которых могут происходить изменения в социальной сфере, и в технической, и в сфере экологии, но сами по себе эти изменения не являются целями деловых проектов. Их цель – получение прибыли от вложения средств.

Гуманитарные проекты разрабатываются отдельными людьми или группой людей с целью саморазвития, устранения собственных слабостей, ограничений.

Существуют и другие подходы к классификации проектной деятельности (рис. 1).

В чем заключается сущность проектирования в проектной деятельности. image001. В чем заключается сущность проектирования в проектной деятельности фото. В чем заключается сущность проектирования в проектной деятельности-image001. картинка В чем заключается сущность проектирования в проектной деятельности. картинка image001

Рис 1. Классификация проектной деятельности

На рисунке 1 представлена обобщенная схема классификации проектной деятельности. Рассмотрим элементы данной схемы более детально.

По характеру доминирующей деятельности проектная деятельность может быть исследовательской, информационной, творческой, ролевой и практико-ориентированной (рис.1):

Исследовательский проект включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. В результате исследовательских проектов,в основном создаются научные статьи, брошюры, модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.

Информационный или ознакомительно-ориентировочный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении, с возможностью анализировать, обобщать и представлять информацию для широкой аудитории. Такие проекты требуют идеально продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Итоом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet, а также конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть опубликованы в газете, стенде или размещены в Интернете.

Творческий проект предполагает абсолютно свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, творческие мероприятия видеофильмы и др.

Ролевой (игровой) проект – это проект, при котором участники приобретают для себя определенные роли, например, литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как слушатели привлекается к решению проблемы проекта.

Практико-ориентированный (прикладной) проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Эти проекты отличает конкретно обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, города и т.д. Форма конечного продукта при этом разнообразна – от учебного пособия для кабинета математики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Уникальность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Далее рассмотрим основные виды проектной деятельности по предметно-содержательной области.

Монопроект выполняется в рамках одной области знаний, при этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Монопроект предусматривает применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.

Межпредметный проект выполняется на стыке различных областей знаний и, как правило, во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2–3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную сложную проблему, значимую для всех участников проекта;

По характеру координации проекты могут быть с открытой (явной) координацией и со скрытой (неявной) координацией.

В проектах с открытой (явной) координацией (непосредственный) учитель выполняет свою собственную функцию, направляет работу учащихся, организует отдельные этапы их деятельности;

Проект со скрытой координацией (неявный) характерен для телекоммуникационных проектов, организованных на основе компьютерной телекоммуникации, учитель в данном виде проекта выступает как полноправный участник проектной деятельности, это более сложный вид проекта.

По характеру контактов проекты могут быть внутришкольными, региональными, межрегиональными и международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), являются телекоммуникационными, поскольку требуют использования информационных технологий.

По количеству участников проект может быть индивидуальный, парный или групповой.

По продолжительности проект может быть краткосрочным, среднесрочным или долгосрочным.

Кроме того, проект может быть реализован в рамках учебных программ, в рамках программы элективного курса, факультатива, кружка и т.д., т.е. в свободное время.

Проектная деятельность состоит из компонентов, связи между которыми определяют качество самого проекта. К основным компонентам проекта относят:

— план действий по достижению цели;

— механизм управления реализацией плана;

— ресурсное обеспечение проекта;

— действия, обеспечивающие реализацию проекта;

— результаты реализации проекта;

— субъект проекта (один человек или команда).

Проектная деятельность подразумевает при осу­ ществлении проекта соблюдение определенного алгоритма :

1. организационно-подготовительный этап;

Рассмотрим, что включают в себя данные этапы.

Организационно-подготовительный этап. Данный этап предполагает определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, а также формирование микро-групп. Кроме того, данный этап включает в себя формирование мотивации учащихся, создание инициативной группы, консультирование участников проектной группы по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, а также определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

Поисковый этап. Данный этап предполагает сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль. Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов и мониторинг совместной деятельности.

Итоговый этап. Данный этап включает оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защиту содержания проекта. Кроме того, итоговый этап предполагает обязательную рефлексию проектной деятельности.

По мнению некоторых авторов проект – это «пять П», поскольку в проектной деятельности выделяются следующие элементы:

2. П роектирование (планирование)

3. П оиск информации

Кроме того, некоторые авторы выделяют еще и шестое «П» – портфолио проекта (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.).

Продукт проектной деятельности должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое решение проблемы. Кроме того, проектная деятельность всегда предполагает создание (усовершенствование) какого-либо продукта проектной деятельности, т.е. разработанного участниками проектной группы реального средства разрешения поставленной проблемы.

От выбора формы продукта проектной деятельности в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Выделяют следующие формы проектных продуктов:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *