В чем заключается сущность процесса интеграции в доу
Использование процесса интеграции в ДОУ
воспитатель МБДОУ д/с №45
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ В ДОУ
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема интеграции дошкольного образования, доказана ее современность и важность, как для теории, так и для практики. / In this article the problem of integration of preschool education, modernity and proved its importance for both theory and practice.
Ключевые слова. Интеграция, образовательные технологии, современное образование, систематизация. /Integration, educational technology, modern education, systematization.
занятия. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно.
У детей рано складывается своя «картина мира». Данное понятие означает зримый портрет мироздания, образно-понятийную модель Вселенной, в которой обозначены ее пространственно-временные границы и место в ней человека.
Понятие «целостность» связывается в один смысловой узел с понятием
«гармония» и «интеграция». Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я. А. Коменского,утверждавшего: что интеграция- одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.
Использование интеграции знаний в образовании позволяет нам выделять компоненты содержания, соответствующие целостным представлениям о явлениях и процессах, происходящих в окружающей среде.
Перед началом работы по осуществлению интеграции мы, используя труды К. Ю. Белой,выполняем ряд важных действий:
• определяем области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;
• анализируем и отбираем из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;
• учитываем программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;
• определяем одно или несколько базовых направлений в интеграции содержания образования;
• выявляем основной принцип построения системы интегрированных занятий;
• продумываем развивающие задачи;
• используем разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом;
• используем большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой)
• используем в работе методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование и т. д.);
Интегрированныезанятия мы проводим по следующим направлениям:
развитие речи-расширение и систематизация словарного запаса,
развитие инициативной речи, совершенствование грамматической структуры речи;
Ознакомление с окружающим миром-систематизация и углубление знаний о
предметах и явлениях, развитие познавательной мотивации, формирование интереса к различным формам познания мира;
моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение,
Подготовка к обучению грамоте-развитие речевого слуха, сенсорное развитие ребенка в области языка, формирование звукового анализа и синтеза, ознакомление с предложением и словом в предложении;
продуктивная деятельность-реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния в сюжетно-ролевой игре, изобразительном творчестве, инсценировках;
музыкальное воспитание в большей степени, чем другой вид искусства, доступного ребенку. В процессе слушания у детей формируется восприятие музыкальных образов. Они учатся соотносить их с литературными и выразительными образами изобразительного искусства разных видов (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство);
ознакомление с художественной литературой может выступать в роли своеобразного стержня, объединяющего другие виды искусства;
изобразительное искусство способствует развитию внимания, наблюдательности, детализации воспринимаемого изображения, эмоциональную окраску;
драматизация связывает художественное творчество с личными переживаниями и позволяет знакомиться с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Используя образовательную программу детского сада,опирающуюся на программу «От рождения до школы «под редакцией Н. Е. Вераксы и выше изложенных авторов,нами были проведены занятия:спортивный праздник,посвященный «Дню Защитника Отечества»,который включил в себя следующие области:физкультурная,познавательная, речевая, коммуникативно-личностная и мероприятие «Чистый город» по утилизации и вторичного использования мусора, где также очень удачно была проведена интеграция областей. Незабываемые впечатления на детей произвела театрализованная постановка сказки»Репка» в стихотворной форме, где также были использованы все пять областей образовательной деятельности. Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированныхзанятий дают следующие сочетания предметов:
• обучение грамоте + математика
• художественная литература+ развитие речи + обучение грамоте
• развитие речи+ музыка + рисование
• математика+ труд и другие.
Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения.
Программа»От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.
Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург., 1994.
Белая К. Ю. И др. Интеграция- как основной инструмент создания новой модели ДОУ// Управление ДОУ 2003 №4.
Дик Ю. И. Интеграция учебных предметов// Советская педагогика. 1987.№9.
Интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями Презентация предначена для педагогов ДОУ. Заголовки слайдов из презентации: Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе.
Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ Подходы к определению интеграции в соответствии с ФГТ Педагогическая интеграция- это установление связей и отношений педагогическими средствами.
Интеграция в образовательном процессе ДОУ
Ирина Япончинцева
Интеграция в образовательном процессе ДОУ
Интеграция в образовательном процессе ДОУ является одним из важных направлений для реализации ФГОС ДО.
Интегрированное направление в процессе обучения способствует более глубокому пониманию и осмыслению детьми учебного материала. Благодаря таким занятиям у детей создаётся единая, целостная картина мира. Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы. (Интерактивное обучение – это способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса.) Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности, в интересной игровой форме обогащается его активный словарь, развиваются коммуникативные умения. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка и его образного мышления. Именно процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту детей с окружающим миром.
Преимущества интегрированных занятий заключаются в том,что они:
• способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников;
• в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы;
• эмоционально развивают и раскрепощают детей, способствуют их активному восприятию;
• углубляют представление о понятиях, закономерностях, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Почему логоритмика? Логоритмика — это синтез музыки, движения и слова (интеграция трёх образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура»). Это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение образовательных, коррекционно-развивающих и оздоровительных задач. Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал, стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.
Логоритмика позволяет детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей детей.
Так как логоритмика – это интегративный процесс, то хочется обратить внимание на роль педагогов в этом процессе. При развитии неречевого слуха логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель развивают слуховое внимание, восприятие и память детей. Так, например, инструктор по физической культуре может решать поставленные задачи,используя следующее задание: «Угадай, что делать?» (громкий хлопок – поднять руки, тихий – опустить). Воспитатель может проводить игры типа «Что шумит?» (учит отгадывать, каким предметом произведен звук, закрепляет навыки дифференциации звуков речи, включая задания логопеда во все виды детской деятельности. Во время ходьбы педагоги, могут использовать четверостишия из песен, потешки,упражнения: ходьба с остановками (смена направления); чередование напряжения и расслабления мышц рук; упражнения на релаксацию, пальчиковую гимнастику, игры и упражнения с предметами, которые также могут сопровождаться чтением короткого стихотворения.
Повторение одного и того же материала педагогами на разных предметных занятиях, способствует не только его закреплению и усвоению, но и раскрепощению детей, что в свою очередь помогает им активно и непринуждённо воспринимать новый учебный материал. Так же, благодаря тому, что большинство логоритмических упражнений способствует психофизическому развитию детей, то логоритмическую работу целесообразнопроводить и в течение дня:
*Утренняя гимнастика с речёвками и звукоподражаниями;
*Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к образовательной деятельности;
* Речевые игры перед едой;
* Физкультурные театрализации с использованием речевого материала;
* Подвижные игры с пением (на прогулке);
* Игры малой подвижности (в группе).
Таким образом, эффективность логоритмического воздействия на развитие детей дошкольного возраста настолько велика, что необходимо вводить её в практику не только как средство коррекции, но, прежде всего, как средство профилактики речевых психофизических нарушений у дошкольников.
ИКТ-технологии в образовательном процессе ДОУ Качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении детьми большого объёма знаний, а в.
Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет. Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать на то, что основным.
Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ с учетом ФГОС ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 4 2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦТОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС 6 3. ПРОБЛЕМАТИКА.
Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ» Консультация для воспитателей по теме «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ»Информатизация общества существенно изменила практику.
Мультимедийные дидактические игры в образовательном процессе Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. И это предъявляет качественно.
Отчет об использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе Для максимального развития и устойчивого интереса дошкольника, в современных условиях, перед педагогами ставится непростая задача: создать.
Отчет по использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе Отчет по использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе в группе № 11 МДОУ ДСКВ № 15 МО Ейск г. Ейский район Внедрение компьютерных.
Использование интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ тема: «Использование интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ». Актуальность темы. Использование информационно-коммуникационных.
Справка о применении ИКТ в образовательном процессе Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера,.
Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС до
Татьяна Паулова
Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС до
Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад №17»
Интеграция
образовательных областей
в образовательной деятельности
с детьми в условиях реализации
ФГОС ДО.
Выступление на педсовет подготовила:
педагог-психолог Паулова Т. Е.
Выступление на педсовете.
Паулова Татьяна Евгеньевна педагог-психолог МАДОУ «Центр развития ребёнка Детский сад № 17»
В нашей стране на сегодняшний день происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая и дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты,представляющие собой совокупность трех групп требований:
— к структуре Программы;
-к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;
— к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Содержание Программы должно охватывать:
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.
Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает овладение дошкольниками чистой и правильной речью, подготовку к речевой грамотности в школьном обучении.
Какова же цель – Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.
Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ.
В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления.
Специфика образовательной деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.
Дошкольные образовательныеучреждения поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по образовательной деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье, знаниях человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.
Что же такое интеграция? Интеграция – это состояние связанности и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Она должна охватывать все виды деятельности.
Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах.
В педагогической науке интеграция рассматривается как ведущая форма организации содержания образования, в том числе и на первой важнейшей его ступени, дошкольной.
Что может и должно интегрироваться воспитателем?
1. Интеграция информации (содержание образования, которое представлено в образовательной программе.
2. Интеграция способов познания (представления и умения детей или опыт деятельности, которые также широко представлены в образовательных программах по каждой образовательной области).
3. Человек во взаимоотношениях с миром (человек и природа; человек и общество; человек и человек)
4. Человек и культура.
5. Объективные явления, процессы, предметы окружающего мира; виды человеческой деятельности, образы, эмоции, профессии; виды знаний, системы научных понятий, законы, ведущие идеи, системы действий, модели объективных процессов и явлений жизни.
В ФГОС определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.
Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
Интегрированный подход к образовательной деятельностисоответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областеймы решаем такие задачи как:
• формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире;
• интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
• интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.
Важно заметить, что при планировании и проведении образовательной деятельности воспитателю в работе с детьмипомогут такие методы как:
· сюрпризный, игровой моменты,
· рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование,
· сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);
· проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;
· разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Форма проведения образовательной деятельности нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.
Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников.
В течение дня дети читают произведения о маме (В. Осеевой, Ю. Яковлева, Е. Благининой и др, рассматривают «Портрет матери» А. Шилова, сами рисуют портреты мам, делают выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные мамам. В такой день дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и осваивают идеальные черты современной женщины, такие, как нежность, заботливость, ласка, доброта; учатся ценить и уважать свою маму. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, социальное, личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, а также формирование у детей таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.
«Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество» в процессе использования нетрадиционных тех Тема: «Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество» в процессе использования нетрадиционных техник рисования.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Путешествие по родному краю» Конспект непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.
Интеграция образовательной области «Физическое развитие» в других образовательных областях в условиях реализации ФГОС Интеграция образовательной области «Физическое развитие» в других образовательных областях в условиях реализации ФГОС». Все, чему учат.
Интеграция образовательной области «Социализация и коммуникация» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается.
Интеграция образовательных областей в проведении физкультурных досугов в ДОО Интеграция образовательных областей в проведение физкультурных досугов в ДОО. Одним из эффективных путей воздействия на физкультурный досуг.
Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы.
Консультация «Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» Цель: повышение профессионального уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями в познавательном развитии дошкольников.
Эффективные формы взаимодействия с родителями по реализации образовательных областей ФГОС дошкольного образования Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях педагогов.