В чем заключается сущность стратегии развития города киржач
177484 (Опыт и реализация стратегии социально-экономического развития муниципального образования)
Описание файла
Документ из архива «Опыт и реализация стратегии социально-экономического развития муниципального образования», который расположен в категории «дипломные работы». Всё это находится в предмете «экономика» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «остальное», в предмете «экономика» в общих файлах.
Онлайн просмотр документа «177484»
Текст из документа «177484»
Теоретико-методологические основы изучения стратегического управления муниципальным образованием
Различные подходы к определению природы понятия «стратегия»
Сущность и этапы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования
Анализ использования стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования
Анализ стратегических планов социально-экономического развития муниципального образования в Российской Федерации
Анализ социально-экономического положения муниципального образования «Город Нижнекамск» Республики Татарстан
Опыт и реализация стратегии социально-экономического развития муниципального образования
Применение стратегического планирования в развитии муниципального образования в Российской Федерации
Разработка проекта стратегического плана социально-экономического развития города Нижнекамска
Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы
Обоснование социальной значимости внедрения разработанных мероприятий
Математическое и статистическое обеспечение выпускной квалификационной работы
Правовое обеспечение выпускной квалификационной работы
Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы
Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы
Ссылки на использованные источники
Список использованных источников
Приложение А Демографическая ситуация в городе Нижнекамске
Приложение Б Динамика количества детей
Приложение В Размер среднемесячной заработной платы
Приложение Г Система пенсионного обеспечения
Приложение Д Износ подвижного состава пассажирского автотранспорта
Приложение Е Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройств
Приложение Ж Динамика вводимого жилого фонда
Приложение И Показатели экологической ситуации в городе
Приложение К Данные СВОТ-анализа
Приложение Л Бланк экспертного опроса
Приложение М Проект стратегического плана социально-экономического развития города Нижнекамска до 2010 года
Без своей стратегии попадёшь
под влияние чужой тактики
Актуальность выбранной темы состоит в том, что преобладавший в начале 90-х годов ХХ века тезис о несовместимости рыночных отношений и плановой деятельности обусловил общий спад прогнозно-аналитической деятельности в сфере комплексного развития административно-территориальных образований нашей страны. Однако анализ реальных проблем и потребностей руководства муниципалитетов, а также мирового опыта подтверждает, что сочетание планового регулирования и рыночных механизмов не только возможно, но и необходимо.
В настоящее время проблема разработки стратегических планов стала очень актуальной не только среди консультантов, профессионально занимающихся такой работой, но и для руководителей муниципальных образований и регионов. Распространяющийся подход по оценке муниципального образования как компании также является дополнительным аргументом в пользу необходимости внедрения элементов корпоративного управления органами власти.
С одной стороны, стратегический подход к развитию территории определяется желанием федеральной и региональной власти вернуться к плановым основам ведения хозяйствования, избегая при этом чрезмерной детализации. Рассматривая город как корпорацию, жизненно важным является понимание тенденций развития и оценки силы влияния внешней среды на его текущее состояние.
Необходимо также отметить, что в городе всегда присутствуют различные ресурсы для развития, которые сосредоточены не только в банковском и финансовом секторах, но и в материальных и нематериальных активах предприятий, организаций и учреждений города. Для того чтобы проводить последовательную работу по развитию города, необходимо определить базис для объединения всех усилий и возможностей развития.
Стратегический план развития города – это своего рода «золотая середина» между рыночным способом хозяйствования и целесообразностью централизованного планирования. Он позволяет сформулировать перспективные цели и ориентиры социально-экономического развития города, использовать экономические рычаги и стимулы в принятии решений, выбирать альтернативные варианты развития, эффективно работать в рыночной экономике.
Стратегическое планирование является наиболее адаптированным инструментом теории управления к современным условиям развития таких сложных систем, каким является город. Его сущность заключается в ориентации на конечную цель развития, эффективное расходование для ее достижения имеющихся ресурсов, использование всех возможностей и парирование предполагаемых угроз. При этом важен не только Стратегический план как итоговый документ, но и процесс его разработки и обновления как важнейший инструмент аккумуляции знаний, выявления идей и инициатив, достижения общественного согласия.
Для этого система планирования социально-экономического развития муниципального образования основывается на методологии, предполагающей постоянное использование современных методов коммуникации с населением, направленных на оптимальное удовлетворение потребностей местного сообщества. С этой точки зрения стратегическое планирование представляет собой процесс обмена информацией, противопоставления точек зрения и согласования позиций, формирования у всех участников данного процесса (населения, органов власти, бизнес-сообщества) общего видения развития города, заинтересованности в реализации выработанной стратегии.
Разработанный стратегический план социально-экономического развития позволяет определить готовность города к реагированию на выявленные факторы влияния внешней среды и объединить ресурсы внутри города. Кроме того, стратегический план развития города свидетельствует о способности города вести планомерную работу и по привлечению внешних ресурсов для его развития (использование в переговорах с инвесторами, подготовленные PR-акции по формированию привлекательного имиджа города в различных средствах массовой информации и Интернете).
Разработанность данной тематики в научной литературе представлена широким спектром научной литературы. Общие принципы менеджмента заложены в учебниках таких известных авторов, как: М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури., А.С. Большаков, А.Г. Гладышев, Р.Л. Дафт, Г.П. Зинченко и других. Для написания работы был проанализирован большой объем литературы по стратегическому менеджменту и стратегическому планированию. Особого внимания заслуживают труды таких авторов, как В.А. Баринов, Б. Валетта, О.С. Виханский, А. Л. Гапоненко, А.Т. Зуб, Б. Н. Кузык, Ю.Н. Лапыгин Р.А. Фатхутдинов. В них рассматриваются теоретические основы стратегического планирования и методология разработки стратегических планов развития городов.
В периодической научной литературе имеют место большое количество научных изысканий на тему стратегического планирования и управления. В трудах таких ученых, как: В.К. Заусаев, Е. Иванов, Е. Колесник, С. Г. Ходасевич, Л. Шапиро и других проводятся социологические исследования в области стратегического планирования развития города, оценивается качество стратегического планирования, предлагаются методические рекомендации по разработке стратегических планов, приводится анализ уже разработанных стратегических планов (стратегий развития) и другие. Особого внимания заслуживает цикл трудов Т.В. Сачук, которая в своих научных работах представила сущность стратегического планирования, методические рекомендации по разработке стратегических планов муниципальными образованиями и сущность стратегического маркетинга как способа продвижения и представления территории с целью ее дальнейшего развития и повышения инвестиционной привлекательности.
Данная научно-практическая работа тесно связана как с перечисленными выше, так и с другими научными работами в области стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования. Это обусловливается тем, что теоретической базой данной работы являются именно методические рекомендации профессиональных исследователей в области стратегического менеджмента. Их работы уже являются общепризнанными, а их разработки внедряются в муниципальных образованиях разного уровня: от Москвы и Санкт-Петербурга до малых городов типа Киржач, Березовский и, конечно же может быть использован и в городе Нижнекамске.
Несомненной отличительной особенностью данной научной работы является то, что в настоящее время органы муниципальной власти не занимаются разработкой стратегического плана развития города Нижнекамска и предлагаемый вариант – проект стратегии является уникальным (новым) для нашего города.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании процесса стратегического планирования и разработке на основе этого стратегического плана социально-экономического развития города Нижнекамска, посредством систематизации и расширения теоретических и практических знаний по специальности, обеспечив применение этих знаний при решении научных и практических задач.
Задачи выпускной квалификационной работы обусловливают выполнение поставленной цели:
изучить теоретические основы стратегического планирования и управления;
обозначить сущность и основные этапы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования;
провести анализ стратегий развития муниципальных образований в Российской Федерации;
изучить опыт по разработке и реализации стратегических планов социально-экономического развития муниципального образования в Российской Федерации;
провести анализ конкурентных преимуществ, возможностей и трудностей социально-экономического развития города Нижнекамска;
на основе проведенного анализа разработать проектные предложения по стратегическому планированию развития города Нижнекамска.
Объектом научного исследования является социально-экономическое развитие муниципального образования.
Предметом выпускной квалификационной работы является процесс стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования.
Методологическую основу научного исследования составляют системный и сравнительный анализ. В начале работы анализируются системообразующие элементы стратегического планирования, далее в процессе анализа проводится сравнительный анализ имеющихся разработок.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составляют научные исследования в области стратегического планирования, стратегические планы социально-экономического развития Казани, Хабаровска, Барнаула и других, а также результаты проведенного нами исследования методом экспертного опроса руководителей местных органов власти и статистические данные, характеризующие социально-экономическое положение города Нижнекамска.
Новизна рассматриваемой темы заключается в том, что стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования «Город Нижнекамск» на уровне местных органов власти не ведется. Местные органы муниципального управления еще не осознали всей важности и перспективности данного вида деятельности. Именно стратегические планы развития некоторых городов (например, города Киржач) позволили им выжить в столь агрессивной среде конкурентных рыночных отношений, в той ситуации, когда страна находилась на этапе формирования современного рыночного общества.
Практическая значимость предлагаемых проектных решений состоит в том, что: во-первых, в структуре ни самого Исполнительного комитета муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район», ни в полномочиях такого структурного подразделения как Отдел экономического анализа и транспорта не предусмотрена деятельность по разработке, обсуждению, корректировке, исполнению и мониторингу стратегического плана социально-экономического развития города Нижнекамска. Во-вторых, что следует из первого пункта, разработкой стратегического плана никто не занимается, что дает возможности провести в данном направлении научно-практическую деятельность по анализу ситуации и разработке проекта стратегического плана развития города.
Апробация работы. Работа принимала участие в межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в современной России» (Нижнекамск, май 2007 года).
Логическая структура данной выпускной квалификационной работы представлена следующим образом:
введение – в данном пункте содержится оценка современного состояния решаемой научной проблемы, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения исследования по теме выпускной квалификационной работы. Во введении показаны актуальность, новизна выбранной темы, ее разработанность, связь данной работы с другими научно-исследовательскими работами, цели и задачи работы, объект и предмет выпускной квалификационной работы, новизна и практическая значимость предлагаемых мероприятий;
в первом разделе излагается сущность стратегического планирования на основе исследования теоретических работ отечественных и зарубежных авторов по направлению стратегического планирования и управления в общем и стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования в частности;
во втором разделе производится комплексный анализ стратегий развития некоторых муниципальных образований в Российской Федерации. Также осуществляется анализ социально-экономических показателей муниципального образования города Нижнекамска за период с 2001 по 2006 годы;
в третьем разделе описывается отечественный опыт в области разработки стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований. Далее, опираясь на изученные данные и данные аналитического раздела, осуществляется разработка собственного проектного решения по направлению стратегического планирования развития муниципального образования;
в последнем разделе выпускной квалификационной работы производится обоснование экономической значимости предлагаемых мероприятий, математическое и статистическое обеспечение работы, описание программы социологического исследования, а также описание компьютерного обеспечения, которое применялось в процессе написания дипломной работы и разработке проектного решения;
в заключении изложены основные выводы по работе. Раскрыта связь изученной темы с более широкой проблемной областью, показывается место и роль предлагаемых мероприятий для муниципального образования и республики Татарстан.
1 Теоретико-методологические основы изучения стратегического планирования развития муниципального образования
В чем заключается сущность стратегии развития города киржач
Дипломные работы, курсовые, контрольные, рефераты на заказ
8. Стратегия развития города
В 1996 г. производство сократилось в 50 раз, работающих стало в 4 раза меньше, начались перебои в выдаче заработной платы. Администрация района совместно с администрацией Владимирской области начала поиск путей выхода предприятия из кризиса.
В администрации рассматривался вопрос о передаче предприятия по окончании процедуры банкротства в муниципальную собственность. Юридически такая возможность имелась: администрация района была крупнейшим кредитором предприятия. Руководители района выехали в Ярцевский район Смоленской области, где уже имелся опыт по передаче в муниципальную собственность обанкротившегося текстильного предприятия «Ярцевский хлопчатобумажный комбинат». Изучение данного опыта и анализ сложившейся ситуации привели к выводу о нецелесообразности реформирования ТОО «Киржачшелк» в муниципальное унитарное предприятие.
Опыт функционирования унитарных предприятий в аналогичных отраслях показывает, что руководство предприятий недостаточно заинтересовано is повышении эффективности производства, а собственник (государство) не всегда в состоянии осуществить необходимые инвестиции в развитие производства. Основным направлением стал поиск нового эффективного частного собственника. Такой собственник был найден в лице ОАО «Детская одежда» (г. Владимир) и ЗАО «Капрохим» (Москва). Они были отобраны в результате длительных переговоров с многочисленными потенциальными претендентами.
В итоге проведенного аукциона на базе ТОО «Киржачшелк» появилось два новых предприятия. В настоящее время они стабильно работают, обеспечена занятость более 900 человек. Своевременно выплачивается заработная плата, в полном объеме платятся налоги.
Новыми собственниками кроме суммы за покупку предприятия, которая в основном была направлена на погашение двухлетних долгов по заработной плате, было затрачено более 20 млн руб. на приобретение сырья, нового оборудования и ремонт производственных помещений. В результате Киржачский район получил значительные инвестиции. Быстрое развитие новых предприятий позволило восстановить утерянные в прошлые годы рабочие места. Активизировалась работа транспорта, появилась потребность в детских дошкольных учреждениях. Регулярные выплаты заработной платы повысили платежеспособность населения, что сразу же сказалось на рынке товаров и услуг, в том числе услуг жилищно-коммунального хозяйства. Новые собственники финансируют подготовку рабочих и специалистов для своих производств в местном профессиональном училище. При Киржачском машиностроительном колледже в кооперации с Ивановской текстильной академией обучается молодежь.
Киржачский район перестал быть дотационным и приступил к решению вопросов не только устойчивого функционирования, но и развития.
Роль местных органов власти в обеспечении устойчивости развития шелкового производства велика и сейчас. В результате банкротства объекты тепло-, энерго- и водоснабжения от предприятия перешли в муниципальную собственность. Поэтому важными факторами стабильности работы шелкового производства становятся разумная тарифная политика и рациональная организация совместного использования этих важных объектов.
Вопросы по ситуации 8
1. Какова роль стратегического видения проблемы в развитии города?
2. В чем заключается сущность стратегии развития города?
Экзаменационная задача № 6
В 2006 г. в России появился первый государственный венчурный фонд. Его бюджет в 2008 г. составил 15 млрд. руб., данные средства были вложены в более мелкие отраслевые государственно-частные венчуры. Финансировался государственный фонд из средств госбюджета. Изначально было создано 2 фонда один которые должен был заниматься информационными технологиями и спустя 3 года, данные фонды интегрировались в Российскую венчурную компанию.
Всего создано 12 новых венчурных фондов, целью которых является профинансирование и развитие российских малых предприятий — так называемых стартапов, т.е. малых инновационных высокотохнопогических компаний. Отраслевые венчурные фонды пополняют свои средства за счет российской венчурной компании при этом софинансирование со стороны денег частных компаний составляет 51 %.
Государство является пассивным инвестором с ограниченной доходностью в размере 3% годовых. Все это делается, чтобы простимулировать вложения частных средств в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли. Венчурная компания создана на базе юридического лица, финансируется государственный венчур из средств госбюджета, а не из инвестфонда.
На основе приведенной выше информационной справки выделите особенности и характерные черти создаваемой Российской венчурной компании.
Особенности и характерные черты планируемой деятельности | Российская венчурная компания | Венчурные фонды |
Источник финансирования | ||
Oосновные клиенты | ||
Особенности функционирования | ||
Основная цель |
Экзаменационная задача № 35
Город Киржач– районный центр во Владимирской области, администрация которого активно применяет методы стратегического планирования и городского маркетинга.
Начался резкий спад объемов производства, сокращение численности работающих. Производство сократилось в 50 раз, работающих стало в 4 раза меньше, начались перебои в выдаче заработной платы.
Администрация района совместно с администрацией Владимирской области начала поиск путей выхода предприятия из кризиса.
Опыт функционирования унитарных предприятий в аналогичных отраслях показывает, что руководство предприятий недостаточно заинтересовано в повышении эффективности производства, а собственник (государство) не всегда в состоянии осуществить необходимые инвестиции в развитие производства. Основным направлением стал поиск нового эффективного частного собственника. Такой собственник был найден в лице ОАО «Детская одежда» (г. Владимир) и ЗАО «Капрохим» (Москва). Они были отобраны в результате длительных переговоров с многочисленными потенциальными претендентами.
В результате Киржачский район получил значительные инвестиции.
Пример «Киржачшелка» показывает, что сегодня можно осуществить эффективное финансовое оздоровление градообразующего предприятия. Это приводит не только к развитию самого предприятия, но и в значительной степени – к развитию территории, на которой оно расположено.
В городе был разработан стратегический план развития.
При этом был использован не только отечественный, но и зарубежный опыт. Подготовленный стратегический план развития был широко обнародован и опубликован. Было проведено несколько общественных слушаний, а в конце работы – широкая презентация плана и стратегических ориентиров развития города.
В итоге этой работы был получен достаточно неожиданный результат. Доходная часть бюджета города за два года выросла почти в четыре раза, в город приехали инвесторы, которые признались, что одной из главных причин их появления стало наличие стратегических ориентиров развития города, закрепленных в форме плана стратегического развития. Таким образом, город получил мощный импульс собственного развития.
Рассмотрение данного примера позволяет сделать следующий умеренно оптимистический вывод: в отечественных малых городах само наличие стратегического плана городского развития становится фактором их экономического роста и возрождения.
Какова роль стратегического видения проблемы в развитии города?
В чем заключается сущность стратегии развития города?
— финансовое оздоровление градообразующего предприятия
— в результате – развитие территории самого города
— в отечественных малых городах само наличие стратегического плана городского развития становится фактором их экономического роста и возрождения
ОТВЕТ 2: В чем заключается сущность стратегии развития города?
— наличие стратегических ориентиров развития города, закрепленных в форме плана стратегического развития. Стратегический план развития был широко обнародован и опубликован. Было проведено несколько общественных слушаний, а в конце работы – широкая презентация плана и стратегических ориентиров развития города.
В чем заключается сущность стратегии развития города киржач
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КИРЖАЧСКОГО РАЙОНА
Настоящая концепция подготовлена на основе результатов «мозговых атак» и обсуждений в администрации Киржачского района с привлечением представителей предприятий и организаций, В ней использованы результатысоциологического исследования населения города.
Организация работы по подготовке концепции осуществлена Администрацией Киржачского района совместно с Холдинговой компанией ТИКОМ при содействии Совета по международным исследованиям и обменам (IREX) в рамках реализации международного проекта «Партнерство: продолжение сотрудничества в новое столетие (SPAN)», финансируемого Агентством международного развития США (USAID).
Администрация города Киржач телефон: 092 372 01 77
Совет по международным исследованиям и обменам (IREX)
Телефон: (095) 234 01 46; 956 09 78 E-mail: vadim@irex.ru
Холдинговая компания ТИКОМ
Телефон: (095) 953 63 74 E-mail ticom@ticomgroup.com
НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ
В настоящее время отсутствует федеральная стратегия развития малых городов и сложных муниципальных образований, функционирующих на их основе. Не в полной мере обоснованы соответствующие механизмы разработки региональных, межрегиональных, муниципальных программ возрождения, стабилизации и развития. В этих условиях формирование концепции развития города Киржач и его стратегического плана крайне важно.
В развитии города Киржач и его района, функционирующего как сложное муниципальное образование, накопились острые проблемы.
-Слабый приток инвестиций, в том числе иностранных;
-Недостаточно развитая жилищная сфера, нехватка жилья, значительный удельный вес жилья с низкими потребительскими характеристиками;
-Слабо развитая социальная инфраструктура (образование, здравоохранение, досуг, сфера обслуживания);
-Неэффективное использование местных ресурсов;
-Отсутствие у администрации муниципального образования четко продуманной инвестиционной политики;
-Бюрократизм некоторых государственных структур (оформление земельных отношений, регистрация прав на недвижимое имущество, чрезмерное лицензирование различных видов деятельности и др.)
Малые города России являются значимыми и необходимыми для общества. Их функции шире, чем только воспроизводство экономических результатов. Некоторые из них не поддаются стоимостной оценке.
Экономический потенциал г. Киржач и всей Владимирской области позволяет уверенно и обоснованно планировать ускоренное развитие данного муниципального образования на ближайшую и отдаленную перспективу. Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что действенным и мощным инструментом управления развитием городов выступает стратегическое планирование. Стратегический план работает на создание новых экономических возможностей с учетом нужд людей и общества. Его необходимость обусловлена также тем, что население города (по данным проведенного социологического исследования) наличие острых проблем связывает с недостаточной прозрачностью деятельности органов местной власти.
Разработка стратегического плана позволит местным руководителям мобилизовать все имеющиеся ресурсы для приспособления к изменяющимся условиям и достижения поставленных целей, поможет местным властям повысить свой авторитет среди населения. Такой стратегический план предложен группой разработчиков данной концепции. Он требует своего дальнейшего уточнения и реализации в системе конкретных действий со стороны администрации города, региона и всех участников процесса городского развития.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ КИРЖАЧА.
Общая задача программы развития города заключается в создании условий для роста благосостояния, повышения жизненного стандарта жителей города, превращения города в притягательный центр для людей с высокой квалификацией, сохранение тенденций на постоянное и долговременное проживание.
Достижение этой цели характеризуют следующие критерии городского развития:
-Здоровье населения (долголетие, качество здоровья и работа способности, возможность получения высококвалифицированной медицинской помощи);
-Общественная безопасность (уровень тяжких преступлений, преступлений против собственности, ощущение у граждан личной безопасности);
-Образование (уровень образованности населения, доступность и качество образования, стремление граждан к получению второго образования);
-Доход (фактический доход населения, дифференциация доходов, адресная поддержка социально незащищенных слоев);
-Занятость (безработица, включая скрытую, качество работы, условия труда);
-Жилищные условия (характеристика проживания по комфорту и безопасности, включая непосредственно усилье и жилую сферу);
-Досуг и отдых (разнообразие форм, включая оздоровительные мероприятия, семейный отдых во время неотпускного периода, рекреационные возможности для занятий спортом, проведение зрелищных мероприятий и развитие индивидуальных увлечений);
-Окружающая среда (использование земель, качество воды и продуктов, экологическая безопасность, устойчивость природного комплекса).
Для существенного улучшения уровня жизни в г. Киржач необходимо:
-Увеличить реальные доходы населения.
-Улучшить состояние городской инфраструктуры.
-Решить жилищную проблему.
-Обеспечить в городе высокое качество среды жизнедеятельности, отвечающее современным экологическим требованиям.
-Достичь удовлетворяющего жителей города уровня обеспеченности объектами образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, спорта, торгового и бытового обслуживания.
-Обеспечить необходимый уровень занятости населения, постоянный рост числа рабочих мест, требующих высокой квалификации и предполагающих достойную оплату.
Экономической предпосылкой радикального повышения уровня жизни в городе Киржач является увеличение годового валового регионального продукта (ВРП), для чего необходимо:
-Создать стимулирующие экономико-правовые и материальные условия для привлечения в город инвестиций, в том числе иностранных, создания новых предприятий, обеспечивающих рост налогооблагаемой базы и квалифицированные рабочие места;
-Провести реструктуризацию хозяйства города, развернуть жилищно-коммунальное строительство, имеющее своей целью ликвидацию ветхого жилья, строительство современного комфортного жилья ;
-Расширять и развивать новые производства, связанные с жилищным и дорожным строительством, оказанием деловых, гостиничных, рекреационных, медицинских услуг и услуг связи;
-Обеспечить развитие сферы услуг, связанных с Интернетом и глобальной информационной сетью.
Для достижения вышеперечисленных целей следует осуществить строительство делового центра, гостиничного комплекса, медицинских и рекреационных центров, помещений для оказания бытовых услуг населению, а также деловых офисов для новых производств, финансовых учреждений, информационных служб и служб связи.
Достижение высоких темпов роста ВРП муниципального образования требует соответствующего роста ключевых экономических параметров уже в 2001-2010гг. Среди них можно выделить:
ПРИНЦИПЫ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ КИРЖАЧА
Опора на собственные силы.
В ближайшем будущем трудно рассчитывать на изменение федеральной политики по отношению к малым городам России. Поэтому в определении перспектив города Киржач необходимо опираться на внутренние факторы развития города и района.
Учет современных тенденций развития.
Основные тенденции социально-экономического развития в XXI веке предполагают переход к информационному типу развития, структурный сдвиг к преимущественно нематериальному производству, основанному на информационном обмене. В этих условиях главная ставка делается на человека, его информационные и творческие способности.
Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.
Мировой опыт городского развития показывает, что в рамках стратегического планирования целесообразно осуществить оценку преимуществ и недостатков Киржачского района, выявить факторы конкурентоспособности, отличающие город Киржач от других, а также новые факторы, которые можно сформировать в процессе управления его социально-экономическим развитием. Среди имеющихся конкурентных преимуществ Киржачского района можно выделить следующие:
-Выгодное географическое положения (близость Москвы, перекрестье дорог Золотого Кольца);
-Наличие исторических памятников культуры и архитектуры;
-Наличие сырьевых ресурсов;
Среди недостатков наиболее значимы следующие:
-Низкие показатели привлечения инвестиций;
-Недостаточная квалификация имеющихся специалистов в самых различных областях деятельности, отсутствие возможностей для подготовки и переподготовки кадров, миграция в столичный регион высококвалифицированных специалистов;
-Низкое качество жилья и недостаточная обеспеченность жилищной инфраструктурой;
-Отсутствие реальных телекоммуникационных возможностей для развития Интернета.
Стратегический план направлен на увеличение использования имеющихся и создание новых конкурентных преимуществ муниципального образования, а также блокирование имеющихся недостатков или их трансформацию в преимущества.
В процессе управления развитием муниципального образования основной упор делается на создание новых местных преимуществ, в качестве которых выступают:
-развитая рыночная инфраструктура;
-наличие коммуникативных линий; безопасность (личная и бизнеса);
-комплекс институтов, поддерживающих бизнес;
-корпус квалифицированных кадров;
-благоприятные условия для инвестиций.
Безусловно, значимым фактором развития муниципального образования является создание и поддержание высокого уровня квалификации муниципальных кадров, т.к. развитие города в значительной мере зависит от степени квалификации работающих в нем людей, что в значительной степени определяется политикой образования и качеством жизни. Важно, чтобы рабочие места в городе были высокооплачиваемыми, требовали высокой квалификации и тем самым содействовали бы социально-экономическому процветанию.
Существенным преимуществом города Киржач может стать обеспечение высокой степени безопасности (личной и ведения бизнеса). Нельзя рассчитывать на привлечение инвесторов в город при низком уровне безопасности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КИРЖАЧА.
Материальное производство в городе Киржач должно быть ориентировано не только на потребности населения города, но и частично столичного региона.
Потребителями современных услуг, предоставляемых структурами города, выступают не только жители Киржача, но и жители ближайшего московского региона.
Основные направления экономического развития:
-Дальнейшее развитие структурообразующих предприятий города;
-Привлечение в город новых производств;
-Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства;
-Создание новых высокооплачиваемых рабочих мест;
-Развитие инвестиционной и внешнеэкономической деятельности;
-Расширение туристических, гостиничных и финансовых услуг;
-Развитие городской инфраструктуры;
-Ускоренное развитие связи, телекоммуникаций и транспорта.
Модель развития Киржача предполагает развитие внутренних функций города.
Основное содержание внутренних функций заключается в использовании существующих и создании главных факторов, гарантирующих безопасное функционирование систем жизнеобеспечения, самодостаточность муниципального образования.
Прогноз численности населения.
Для разработки основных направлений ускоренного развития Киржача необходимо осуществить прогноз динамики прироста населения города.
Разработать меры по регулированию миграционных потоков населения.
Прогноз численности населения на период до 2010г. опирается на инерционные демографические тенденции, сложившиеся в Киржачском районе за последние годы.
Необходимо отметить, что на общую динамику численности населения динамика миграционные потоков влияет незначительно. Представленные на рис.2 данные, несмотря на свои разные значения, практически не меняют общей динамики численности населения района.
Практика показывает, что эффективных способов регулирования численности населения и особенно сдерживания миграционных потоков не существует.
Поэтому в прогнозе на длительную перспективу целесообразно опираться на анализ сложившихся тенденций в последние годы.
Очевидно, что в дальнейшем будет продолжаться стабилизация численности населения приблизительно на уровне 47 тыс. человек.
Такой стабилизации в значительной степени способствует поток мигрантов в район.
Слабый приток инвестиций, особенно иностранных, приводит к дотационности муниципального бюджета, отсутствию финансовых средств, отсутствию развития новых и имеющихся предприятий, городской инфраструктуры, малого бизнеса.
Усугубляет ситуацию отсутствие четкой политики администрации по привлечению инвестиций.
С целью активизации инвестиционного процесса следует:
Провести маркетинговые исследования для определения наименее затратных направлений развития;
Провести зонирование территории и на этой базе сформировать портфель инвестиционных проектов;
Поощрять инвестиции в наиболее важные для развития муниципального образования и перспективные направления:
Городскую и районную инфраструктуру (газификацию, тепло- и водоснабжение);
Образование и интернетизацию;
Сферу услуг, связи, телекоммуникаций;
Создавать благоприятные условия для перевода столичных предприятий на территорию района;
Определить в качестве приоритетных направлений развития создание новых или развитие имеющихся предприятий туристического комплекса, бытового обслуживания и сервиса для приезжающих;
Восстановить и развивать традиционные ремесла.
Реконструкция городской инфраструктуры и строительство жилья.
Одной из первоочередных задач является развитие инженерной инфраструктуры в связи с неудовлетворительным ее состоянием.
Требуется разумная централизация и жесткая дисциплина в управлении функционирования всей инженерной инфраструктуры.
Основные направления развития систем газоснабжения предполагают увеличение доли газа в топливном балансе города до 90%. Это позволит удешевить отопление жилья и объектов социальной сферы, что соответственно уменьшит расходы бюджета по данной статье расходов.
Газификация также улучшит экологическую обстановку в районе.
Начиная с 1995 года происходит плановая газификация Киржачского района (рис.3). С 1996г. было проложено 60 км газовых сетей.
Основные направления развития систем теплоснабжения предусматривают сокращение потерь тепла за счет повышения теплозащитных характеристик реконструируемых зданий и теплотрасс, повышения надежности и эффективности теплоснабжения, применение энергосберегающих технологий.
Основные направления развития систем электроснабжения предусматривают обеспечение роста электрической нагрузки.
Основные направления развития систем водоснабжения предусматривают снижение суммарных объемов потребления питьевой воды за счет комплекса водосберегающих мер, повышения надежности систем водоснабжения, обеспечения комплекса мер по достижению мировых стандартов качества питьевой воды. Основные направления развития систем канализации предполагают увеличение их мощности и повышения их надежности путем реконструкции существующих и строительства новых канализационных сетей и станций очистки.
Повышение качества жилищного фонда предусматривает уменьшение доли физически и морально устаревшего жилья до 30% от общего объема жилого фонда города за счет его сноса и увеличение ежегодных объемов строительства.
Жилищный фонд Киржачского района ежегодно увеличивается (рис4).
Несмотря на положительную динамику жилого фонда, проблема обеспеченности жильем в Киржачском районе стоит очень остро. Это объясняется недостаточной обеспеченностью жильем жителей, значительным количеством ветхого и непригодного для жизни жилья.
Средняя обеспеченности жилым фондом жителей к 2010 г. должна составить 30 кв.м. на человека (динамика обеспеченности жильем жителей представлена на рис.5).
Осуществлять силами строительных организаций муниципального образования строительство жилья по программам переселения жителей северных территорий с передачей доли построенного жилья в муниципалъный фонд.
Осуществлять строительство жилых домов на долевых началах.
Поддержка предприятий города.
Особенность малых городов, а также сложных муниципальных образований наличие двух-трех районообразующих предприятий. Поэтому основным направлением действий администрации района является сбалансированная политика поддержки структурообразующих предприятий.
Также необходимо осуществлять поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, как уже существующих, так и вновь создаваемых.
Основное внимание должно уделяться развитию механизмов взаимодействия администрации с предприятиями района. С этой целью необходимо:
Провести инвентаризацию всех предприятий района, инвентаризацию земель (особенно в поймах рек и лесных угодий);
Определить приоритетные направления поддержки районообразующих предприятий;
Упростить регистрацию и оформление малых, частных и т.п. организаций;
Стимулировать создание малых и средних организаций по переработке с/х продукции, оказанию услуг путаем применения дифференцированных коэффициентов по уплате вмененного налога;
Выделять земли предприятиям, выводимым из столицы при условии регистрации их в районе и строительства этих предприятий силами строительных организаций района.
Реконструкция центра города.
Реконструкция центра города может привлечь новые компании в муниципальное образование и изменить его имидж. Для расширения деловой активности города необходимо сделать более привлекательным его центр. Привлекательность города для бизнеса, а также для лиц наемного труда зачастую определяется имиджем центра города.
Привлекательный центр города свидетельствует о наличии здоровых условий для деятельности компаний и развития предпринимательства.
Создание агентства муниципального развития.
Относительно самостоятельным направлением развития Киржачского района является создание агентства муниципального развития, главной функцией которого будет организационная и методическая поддержка вновь создаваемых предприятий. Это позволит инвесторам и владельцам образующихся предприятий решать любые вопросы по открытию своего бизнеса или по привлечению инвестиций в одном месте. Кроме того, агентство муниципального развития может :взять на себя проработку ряда стратегических вопросов развития Киржачского района;
создать аналитико-консалтинговый центр социально-экономического развития территории;
обеспечивать фирмы необходимыми помещениями для офисов с
перспективой расширения их площадей;
оказывать помощь в сфере лизинга и банковской деятельности;
развивать Интернет-услуги и услуги малой полиграфии.
Улучшение здоровья жителей.
Целесообразно построить работу по развитию здравоохранения, ориентируясь на достижение максимально возможного уровня здоровья жителей города Киржач. С этой целью необходимо:
Повысить обеспеченность жителей района учреждениями здравоохранения, повысить качество оказываемых существующими учреждениями медицинских услуг, с этой целью организовать систему поощрительных и льготных мероприятий, которые позволили бы построить родильный дом в районе;
Составить и выполнять программу экологического оздоровления и контроля за окружающей средой в районе;
Завершить строительство полигона ТБО, что не только улучшит экологическую обстановку, но и позволит привлекать дополнительные инвестиции, поскольку многие виды отходов (бумага, стекло, полимерные материалы) пользуются все возрастающим спросом.
МЕХАНИЗМЫ И РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ
Механизм реализации концепции ускоренного развития Киржача состоит из двух основных составляющих:
Финансовый механизм. Для финансового обеспечения мер по ускоренному развитию необходимо:
Аккумулировать финансовые ресурсы,
Дать первоначальный толчок развитию города,
Преодолеть дотационный характер городского бюджета,
He ущемлять прав других муниципальных образований области,
Стимулировать привлечение новых налогоплательщиков в город, что, несомненно, окажет свое положительное влияние на развитие города и области в целом.
Организационный механизм. Необходимо не только образовать агентство развития города, но и довести данную концепцию до плана конкретных действий. Относительно самостоятельными разделами такого плана могут стать:
Управление муниципальной собственностью, в том числе природными ресурсами и землей. Этот раздел плана предполагает меры по развитию зонирования, геоинформационных систем, энергосберегающих технологий в жилищно-коммуналъной сфере, страхование жилья и прав собственности.
Первые шаги администрации города предполагают объемную и целенаправленно работу по зонированию.
Формирование дополнительных источников финансирования развития города.
Этот раздел включает в себя меры по повышению эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств, контролю эффективности по всем направления работы администрации, управлению муниципальными финансовыми потоками, развитию проектного финансирования, привлечению международных источников финансирования, развитию налогооблагаемой базы.
Меры по поддержке малого и среднего предпринимательства. Этот раздел должен, в первую очередь, включать в себя развитие проектного финансирования на конкурсной и долевой основе, создание гарантийного фонда, инкубатора малых инновационных предприятий, развитие рыночной инфраструктуры города, осуществление информационной поддержки малого бизнеса, формирование агентства развития.
Осуществление реформ в ЖКХ, снижение уровня монополизма, развитие конкуренции в городском хозяйстве, развитие энергосберегающих технологий.
Маркетинг города и его продвижение. Этот раздел включает меры:
По маркетинговому продвижению района,
По разъяснению процедур, связанных с открытием нового бизнеса в городе,
По обеспечению информационной открытости путем предоставления всем заинтересованным лицам стратегической информации о городе,
По использованию средств массовой информации, формирующих четкое представление о будущем развитии города и его преимуществах.
План конкретных мероприятий должен включать в себя сроки выполнения намеченных мероприятий (действий), ответственных исполнителей, ожидаемый результат, размер и источники финансирования. Подобный план развития г. Киржач предстоит выработать в ближайшее время.
Основными ресурсами развития являются:
1. Материальные ресурсы и имеющиеся мощности,
2. Финансовые ресурсы,
3. Кадровые ресурсы.
Материальные ресурсы и имеющиеся мощности.
Город Киржач и Киржачский район обладают значительным промышленным потенциалом. Из 26 муниципальных образований Владимирской области по ВРП на душу населения он занимает 5 место.
Основные производственные мощности имеются в машиностроении (ОАО «завод «Автосвет»», ОАО «Киржачский инструментальный завод») и в легкой промышленности (ОАО «Детская одежда», ЗАО «Славянский дом» и др.).
Природные условия Киржачского района (рельеф, климат, гидрогеологическая обстановка и др.) в целом благоприятны для развития экономики и определяют ее сложившиеся направления. Климат района (температура, осадки и т.д.) способствует развитию сельского хозяйства, организации массового отдыха населения, не является ограничением для всех видов строительства.
Из минерально-сырьевых ресурсов района следует отметить значительные запасы строительного песка и крупное (30 000 тыс. куб. м)месторождение высококачественного кирпично-черепичного сырья (глины).
Больше половины (58 %) общей площади района занято лесами (66,3 тыс.га).
Ежегодно общий размер пользования по всем видам рубок составляет около 10 тыс. куб. м.
Город Киржач и Киржачский район располагают значительными рекреационными ресурсами. Они складываются из лесорастительных условий, наличия водных пространств, охотничьей и рыболовной фауны.
Берега рек Киржач, Шерна, Шередарь рассматриваются в качестве перспективных территорий для организации отдыха населения района, а также жителей Москвы и Московской области.
Следует отметить, что уже сейчас в Киржачском районе размещено более 100 садовых товариществ жителей Москвы и Подмосковья. В дачный сезон население района возрастает в 3 и более раза и достигает 150-200 тыс. человек Финансовые ресурсы.
Бюджет г. Киржач и Киржачского района сформирован в основном за счет собственных средств, но остается все еще дотационным. За счет дотаций муниципальные власти обеспечивают в основном выполнение государственных обязательств. Все остальные расходы покрываются собственными доходами.
Динамика экономики района позволяет сделать вывод о том, что начиная с 2002 г. Киржачский район может стать самодостаточным.
Администрация района может оказать содействие предприятиям с участием иностранных инвестиций путем предоставления соответствующих льгот из местного бюджета в соответствии с принятым в 1999г. Законом Владимирской области «О дополнительных льготах организациям, реализующим инвестиционные программы с участием иностранных инвестиций в приоритетных областях народного хозяйства».
Ситуация с кадровым обеспечением Киржача не отличается принципиально от ситуации в РФ в целом. Большинство руководителей и специалистов органов местной власти и управления сформировались в доперестроечное время и относительно медленно овладевают новыми методами работы, что не позволяет осуществлять эффективное управление хозяйством муниципального образования как органически целостной социально-экономической системой. В структурах управления города и района нарастают тенденции бюрократизма.
В связи с этим необходимо:
Качественно изменить кадровый потенциал, осуществить подготовку, повышение квалификации кадров, повысив их адаптацию к новым условиям и требованиям;
Сформировать власть как команду личностей, повысить компетентность членов команды, создать условия для появления нестандартных идей, добиться прозрачности законотворчества, изменить отношение к социальным проблемам.
В перспективе особое значение среди факторов, привлекающих фирмы на данную территорию, будет иметь качество рабочей силы. Кадры, обладающие профессиональными знаниями и навыками, являются уникальным ресурсом развития. Когда имеет место непрофессионализм кадров, это становится тормозом развития города. Проблему кадров невозможно решить раз и навсегда. На каждом новом этапе развития требуется все больше усилий, направленных на подготовку и переподготовку кадров. В мировой и отечественной практике отсутствуют готовые рецепты решения всех проблем стратегического управления городом и регионом, поэтому кадры администрации должны быть готовы к инновационным подходам и технологиям.
Работу с персоналом управления города Киржача необходимо осуществлять по следующим направлениям:
Рациональное замещение должностей и эффективное использование специалистов исходя из новой стратегии города. Доля специалистов в области правоведения, социологии и экономики должна увеличиваться, в то время как удельный вес специалистов с техническим образованием должен уменьшиться почти вдвое;
Упреждающая подготовка специалистов по профилю работы, которые через 3-5 лет будут играть решающую роль в реализации стратегии города, в его муниципальных, государственных и рыночных структурах;
Создание профессионального ядра администрации, для чего необходимо осуществить специальную подготовку и переподготовку работников, прежде всего в РАГС при Президенте РФ.
Развитие города Киржач состоится в том случае, если в городе будут осуществляться постоянные инновации в сфере управленческих, финансовых и социальных технологий. Для этого необходима упреждающая диагностика ситуации в городе, а также исследование закономерностей и тенденций развития малых городов России.
В целях научного сопровождения инноваций в управлении и развитии города представляется рациональным:
Сформировать научный комплекс в городе Киржаче;
Наращивать научный потенциал города и эффективно его использовать;
Развивать научные контакты с исследовательскими и учебными центрами страны, продолжить творческие контакты с Холдинговой компанией ТИКОМ
Важнейшим вопросом развития образования в городе является возможность для учащихся города овладевать современными информационными технологиями и методами работы. В качестве приоритетной программы подготовки кадров в городе следует определить программу интернетизации образования. Необходимо обеспечить всех учащихся города бесплатным выходом в Интернет.
Концепция и основные направления развития города воплощаются в стратегическом плане развития, а также находят отражение в финансовых и бюджетных планах.
Идеи стратегического планирования развития города будут эффективно воплощаться в жизнь при условии, что его жители примут активное участие в формировании и реализации стратегии города.