В чем заключается суть композиции
Композиция в литературе: что это такое, виды, элементы композиции в литературном произведении
Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.
Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.
Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.
Композиция что это
В обычной жизни мы часто слышим слово «композиция». Причем совершенно в разных контекстах. От архитектуры и до литературного произведения, от музыки до фото. Сегодня мы разберемся: композиция что это такое и где она используется.
Определение
Общее определение Композиции, по толковому словарю, такое:
• Составление из частей целого. Расположение, строение и соотношение этих частей.
• Также, законченное произведение с определенным построением.
Где может быть
Живопись
В рисовании, как и в любом изобразительном искусстве, композиция – это такое изображение элементов на картине, которое позволяет наиболее точно передать замысел творца.
Композиция придает картине законченный вид. Ни одна из частей не кажется излишней или незавершенной. Как правило, у картины есть «центр», элемент, который подразумевается главным во всей картине. Это хорошо видно в натюрмортах.
В живописи существует несколько законов построения картинки:
Основы композиции – отдельный курс в художественных школах и училищах, это сложная тема, которая требует много практики.
Как в любых правилах, здесь также есть исключения. И даже в самых дорогих картинах в мире иногда сложно понять замысел художника.
Архитектура
В архитектуре – это способ размещения отдельных элементов для получения гармоничного строения. Построение подчиняется некоторым принципам:
Данные принципы определяют сочетания элементов в архитектуре. Для создания идеального строения важно помнить о контрасте, пропорциях, ритме и других частях композиции.
Литература
Композицией называется построение всего произведения. Ее условно делят на внутреннюю и внешнюю. Где внешняя – строение самого текста, то есть абзацы, заглавия и так далее. А внутренняя – гармония в художественном содержании произведения. Композиция бывает:
Каждое литературное произведение, от романов классиков до анекдотов, имеет какую-либо композицию, условно говоря, это план и четкая структура. Теперь Вы это знаете и можете привести свои примеры на каждый тип композиции.
Музыка
В отношении музыки композицией называется любое законченное музыкальное произведение. Даже музыку пишет Композитор, то есть «создающий композиции».
И поскольку по образованию я музыкант, то с этой темой я очень хорошо знаком. Вся музыка, начиная от простых песен, и заканчивая большими симфониями или операми имеют композицию. В целом ее можно определить так:
Это очень условно, конечно. В песнях и романсах больше присутствуют куплеты и припевы. Но это как раз все в центральной части.
Если еще больше углубляться в тонкости, то даже в каждой музыкальной фразе есть своя выстроенная композиция, так же как в четверостишии стихотворения. Да, все непросто, но очень интересно.
Флористика
Во флористике композицией называется художественно оформленный букет. Группа цветов должна обладать определенными качествами:
Флористика – одна из профессий, где визуальная гармония и красота куда важнее всех правил.
Теперь Вы знаете, что любой красивый букет по сути своей является художественной флористической композицией. В качестве бонуса в конце будет инструкция, как получить лучшие фотографии букетов в домашних условиях.
Математика, программирование и шахматы
Даже в математике нашлось место композиции. Это суперпозиция функции и суперпозиция числа. В программировании – методика создания нового класса. В шахматах композицией можно назвать составление задач и способов игры.
Наверное, это не слишком веселая тема, поэтому вот Вам красивый букет и пойдем дальше.
Кстати, букет из мыла. Видели такие?
Материаловедение
Страшное слово, правда? На самом деле это сплав из разных материалов. Иногда даже встречается слово «композит», являющееся уже общепринятым.
Немного красоты в ленту. Пример композитов. Да Вы и сами видели в магазинах более утилитарные вещи.
Фотография
Если упростить терминологию, то композиция – способ донести замысел фотографа с помощью разных художественных приемов. Добиваются с помощью перспективы, ракурса, точки съемки.
Первым делом фотографы думают над перспективой. Перспектива бывает линейная и тональная. Линейная – большинство фотографий, правильная линия горизонта, правильная перспектива и расположение объектов.
Тональная – более творческий подход, обеспечивающий переходы не линий объектов, а цветов. Например, съемка в тумане. Ракурс влияет на восприятие всей фотографии. Фото может быть одноплановое и многоплановое.
Многоплановое фото условно делится на передний план, средний и дальний. Точка съемки характеризует снимаемый объект. Для построения правильного сценария фотографии важно придумать всего один сюжетный центр, вокруг которого будет развиваться сюжет.
На этом «горят» многие фотографы-любители или новички. Ищите композиционный центр до того, как нажать кнопку съемки. Особенно полезно смотреть фотографии самых лучших фотографов, чтобы учиться видеть, и затем применять на практике.
Как самому создать композицию в флористике
Теперь Вы знаете, что такое композиция. Как же использовать эти знания? Сразу оговорюсь, что в математике, программировании, архитектуре и шахматах я понимаю очень мало.
Зато фотография, изображение и, отчасти, литература – мои темы. Но начнем с темы флористики. Как сделать хороший букет? Легче всего собрать букет, где все цветки примерно на одном уровне в горизонтальной плоскости. А в вертикальной – параллельны друг другу.
Распространенные композиции для цветов. Круглая. Самый красивый цветок в центре, остальные его обрамляют.
Асимметричный букет. Та же структура, но цветки подчеркнуто на разном уровне.
Односторонний букет. Самый красивый букет сверху, остальные ручьем спускаются вниз.
Подобные букеты может сделать даже любитель. А может они не из цветов?
Мыло
Игрушки
Носки
А букеты из конфет и воблы уже, наверное, все видели.
Качественная фотография или рисунок
Уже писали, что залог качественного изображения – сюжетный центр. А если есть сюжет, то много ли нужно еще? Хороший рисунок и хорошее фото состоит из композиции, освещения и идеи. Как создать правильную обстановку?
Правило третей. Включите сетку на телефоне или фотоаппарате. Она поможет не заваливать горизонт. А также поможет увидеть где нужно расположить объект, чтобы он выглядел гармонично. Подробнее о композиции кадра я писал уже ранее.
А в качестве бонуса – все важные объекты должны быть на пересечениях линий сетки.
Мультфильмы приучили нас к движению слева направо. Кадры с соблюдением движения выглядят более живо. Обязательно оставляйте в кадре место, куда объект пойдет в следующую секунду.
Полезно уметь обращаться с камерой, хотя бы на телефоне. Грамотно использовать вспышку, знать наиболее сильные стороны камеры. Уберите из снимка лишние детали. Чем меньше хлама на карточке, тем лучше зритель пойдет главную мысль.
Для фотографий улицы. Подойдите поближе и спрячьте камеры. Внешний вид камеры спугнет непосредственность людей, а фотографирование издали размоет сюжетный центр. Изучите сочетания цветов и их влияние на зрителей.
И последнее правило – не обрезайте кадр. Ни сюжетно, получая половину головы, ни постфактум. Обрезка кадра опять же говорит, что Вы были слишком далеко от событий. В изобразительном искусстве правила те же самые, только момент ловить не нужно.
Качественный рассказ или повесть
Тут только общие рекомендации. До начала письма пропишите характеры каждого героя, его историю и пару диалогов. Диалоги, или мысли персонажа нужны, чтобы почувствовать правильно ли мы понимаем его характер.
Полезно дать почитать кому-нибудь еще и спросить, каким они видят этого персонажа. Заранее продумайте весь сюжет. Напишите план по главам. Выберите желаемую композицию и подстройте план текста под нее.
И снова цветы
Бонус – как снимать цветы, чтобы не стыдно было выкладывать в социальные сети. Для начала нужно выбрать сюжет. Для этого выберите, для чего вы снимаете букет и подберите окружение. Объектов в окружении должно быть нечетное число.
Светлый фон – беспроигрышный вариант. Но для светлых букетов хорошо будет смотреться и темный. Букеты фотографируют на столе, на подоконнике, на фоне стены. Лучше, если фон будет однотонный или, хотя бы, без рисунка.
Освещение должно быть ярким и равномерным. Лучше сверху, чтобы не отсвечивало от листочков, и камера не создавала тени. На улице идеальным решением будет пасмурный день, либо можно зайти в тень дерева или дома.
Не бойтесь фотошопа и приложений по обработке фото. Те же фильтры в инстаграме. Вспышка на телефоне может испортить кадр. Лучше фотографировать без нее, но тогда поищите светлое место.
Творите
Сегодня я кратко рассказал что такое композиция в разных сферах жизни, каким законам она подчиняется и как использовать ее для своей жизни. Вы что-нибудь узнали для себя нового? Напишите в комментариях, будет очень интересно почитать.
Любое исследование хорошо подкреплять практикой, поэтому предлагаю творить, пробовать новые формы, наслаждаться полученным результатом самим и радовать близких.
Ведь творческий поток — это непрерывно текущая река, в которой можно просто расслабиться и довериться её течению. Иногда бывает полезно отключить свои мозги, и просто что-то делать. Удачи вам в любом вашем начинании!
С вами был любитель творческих потоков Иван.
Разбираемся в законах композиции за 10 минут
Законы композиции пригодятся иллюстраторам, визуализаторам и дизайнерам. Чтобы узнать все самое необходимое, достаточно нашей статьи.
Любая дизайнерская работа, будь то иллюстрация, визуализация или
3D-сцена, начинается с построения композиции.
Связь между объектами
Построение композиции стоит начинать с распределения ролей задействованных объектов. Если каждый из них будет притягивать внимание в равной степени, то зритель просто растеряется и не поймет, чему посвящена картинка, и, скорее всего, посчитает ее неинтересной. Именно поэтому важно подчеркнуть главный объект визуализации и, уже отталкиваясь от него, строить композицию, пользуясь приемами привлечения внимания, о которых мы поговорим ниже.
Золотое сечение
Про принцип построения композиции на основе золотого сечения слышали даже те, кто не имеет ничего общего с миром искусства. Интересно, что он использовался еще древними египтянами при строительстве пирамид, хотя историки и спорят о том, насколько осознанно жители Древнего Египта применяли золотое сечение.
Первое упоминание принципа связывают с именем Евклида, который применил золотое сечение для построения правильного прямоугольника. В искусстве принцип получил широкое распространение начиная с Леонардо да Винчи — наверняка вы знаете его легендарный рисунок «Витрувианский человек», наглядно демонстрирующий связь этого принципа с пропорциями человеческого тела.
Пишет про дизайн в Skillbox. Работает директором по маркетинговым коммуникациям, изучает рекламную графику и 3D.
КОМПОЗИЦИЯ.
В изобразительном искусстве композиция отвечает за грамотное распределение элементов (фигур, предметов, пятен, объёмов, цветов, света и тени, деталей, направлений и т. д.) в плоскости картины. Это своеобразный “скелет” произведения, выявляющий его образный смысл. При помощи композиции произведение изобразительного искусства приобретает цельность, законченность, взаимосвязь всех элементов и подчинение всего этого основной идее картины.
В отличие от рисования с натуры, занятия композицией позволяют художнику сконцентрироваться на главных, важных характеристиках предметов и их художественных образах, отказавшись от случайных, незначительных деталей и частей.
Работа художника над композицией обширна и включает в себя несколько последовательных этапов:
1) поиск темы произведения;
2) определение идеи картины;
3) выбор сюжета;
4) подбор формата картины, размера листа или холста и техники исполнения;
5) создание структуры линий и пятен будущего произведения;
6) поиск наиболее выразительных и характерных поз персонажей, их характеров и расположения друг по отношению к другу;
7) определение изобразительного языка и стилизации;
8) доработка равновесия цветовых и тональных пятен в картине, ритм элементов;
9) усиление смыслового и композиционного центров;
10) характер и количество деталей и т. д.
4 основных закона композиции:
Правила композиции:
5). Расположение главного на втором плане.
Приёмы композиции:
+ вертикали и горизонтали;
+ контраста:
+ диагоналей (для передачи движения);
+ статики-динамики;
+ равновесия частей;
+ “золотого” сечения;
+ передачи пространства;
+ передачи впечатления монументальности и т.д.
В разные периоды композиция выявляла и отображала общепринятые нормы изображения художниками предметного мира. Подчинение канону сменялось отказом от структурных схем в пользу свободных композиционных приёмов. Всё это свойственно духу эпохи и индивидуальному авторскому вкусу.
1). Композиция в первобытном искусстве практически отсутствует. Изображения животных и человеческих фигур располагаются неосознанно, хаотично на поверхности стены, накладываясь друг на друга или располагаясь на расстоянии. Редки изображения продуманных сюжетных сцен, объединяющих по смыслу фигуры людей и животных в группы.
2). Композиция в искусстве Древнего Востока.
3). Композиция в Древнем Египте.
Подчинение элементов фрески или рельефа определённому порядку, канон в изображении человеческой фигуры задают фризовый характер композиции. А возрастная и социальная субординация помогают выявить композиционный центр и отделить его от периферии. Древнеегипетские художники открывают такие приёмы композиции как ритм (форм, цветов, масс), симметрия, пропорциональность частей друг другу и подчинение второстепенного главному.
4). Композиция в Древней Греции.
Приёмы симметрии, выработанные древнеегипетскими мастерами, древние греки дополнили и обогатили (постепенное нарастание движения от краёв к центру композиции, завершающееся величественной статичность в фронтонах древнегреческих храмов, например, западный фронтон храма Зевса в Олимпии).
Появляется приём выявления центра композиции (сюжетно-композиционного центра) при помощи ярких цветовых пятен.
5). Композиция в эпоху Средневековья.
Художники отказываются от развития композиции в глубину, но вместо трёхмерности появляется орнаментика, декоративность. Композиции средневековых мастеров строятся по принципу ритма, симметрии, декоративности, распределении плоскостных элементов (фигур людей, зверей, святых и фантастических персонажей) в плоскости листа или стены. Линейно-плоскостное начало в рисунке фигур доминирует над объёмным пятном. Часто художники Средневековья объединяют в один сюжет разновременные события и разномасштабные фигуры (величина и массивность персонажей определяется чёткой церковной иерархией). Это достигается при помощи ритмизации элементов композиции, использования принципов симметрии, асимметрии, диссимметрии, декоративной орнаментальности.
6). Композиция в эпоху Возрождения.
Термин Композиция появился в эпоху Возрождения, когда художники, создавая произведение искусства, стремились выразить в нём свою идею и донести её до зрителя за счёт единства рисунка, колорита и сюжетной основы. Жанр произведения и его стилистика, в этом случае, значения не имели, т.к. композицией называли само законченное произведение искусства. С этого периода художники стали разрабатывать и сохранять наиболее удачные схемы композиций, на которые накладывали сюжетное изображение.
Появляются первые теоретические исследования композиции и записи размышлений художников (Джотто, братья ван Эйки, Мазаччо, Гирландайо).
В картины и фрески художников возвращается трёхмерность, поэтому для изображения глубины пространства используются приёмы трёхъярусного расположения пейзажа (Джотто), принцип вертикалей и горизонталей (Джотто), ритмичность чередования масс (Мазаччо). Для раннего Возрождения характерен приём контрастного противопоставления персонажей (“Поцелуй Иуды” Джотто).
Эфир. Что такое композиция и зачем она нужна.
Многие начинающие художники интересуются темой композиции. Тема композиции в обучении рисованию сейчас незаслуженно обойдена. Ей почему-то уделяют мало внимания, особенно на этапе становления художника, на этапе обучения изобразительному искусству.
Пора про композицию поговорить. Сегодня будет вводный этап разговора о композиции: будет серия эфиров и статей по этой теме, потому что в одном эфире сложно дать и общие понятия, и рассказать об особенностях, и о применении композиции в изобразительном искусстве.
План разговора такой:
1). Что такое композиция?
2). Зачем нужна композиция и чем она полезна начинающему художнику? Нужна ли композиция художникам-самоучкам, тем, кто учится рисовать самостоятельно или обучается на курсах изо?
3). Как использовать композицию в своих работах? Чем ценно знание композиции для рисования? Как композиция влияет на выражение авторской идеи?
1). Что такое композиция.
Он был изображён в виде портрета фронтально, сзади был русский пейзаж, такой, стандартный: небо голубое, трава зелёная и берёзки стоят. Так вот, этот персонаж был написан в такой псевдореалистической манере, насколько художник мог, насколько он владел изобразительной грамотой. У персонажа были такие широко открытые голубые глаза. Но, в противовес к этим позитивным, располагающим моментам, сама изобразительная манера была не чистой. Написана картина была не утрированно нереалистично и, в то же время, с претензией на реализм. Получилось несоответствие задуманного и изображённого по факту, идея и исполнение разошлись.
Где-то были цвета замыленные, где-то форма исказилась и выражение взгляда персонажа было такое, как на картине Врубеля “Пан”. И, когда на эту картину посмотрели зрители, они написали следующие отзывы: это воплощённое зло, это изображён демон или падший монах и прочее. А идея, заложенная в картину, была совершенно другая. Именно потому, что человек не владел композиционными приёмами, не мог управлять теорией цвета, которая тоже может работать как одна из возможностей применения композиции, не использовал стилизацию, не получилось отобразить идею адекватно восприятию зрителя. Чтобы избежать таких ошибок, мы изучаем композицию, занимаемся композицией.
Одной из составляющих композиции является пластический язык. Каким образом, для какого состояния, для какой идеи, для какого настроя какие изобразительные средства подходят. Например, будет это нежная дымка или резкие чёткие границы с обводкой, с декоративными подчёркиваниями? Будет это комбинирование абстракции с реализмом или чистый экспрессионизм? Об этом мы тоже говорим на курсе композиции и за это отвечает, в том числе, композиция, как область знаний художника.
В композиции очень важно уметь управлять цветом. Отдельно существует теория цвета, но было бы здорово, если бы художники изучали теорию цвета комплексно: с учётом основ композиции, с учётом изобразительной грамоты. Речь идёт о том, какие части каким цветом обозначить, насколько плоско или объёмно, в каком процентном соотношении будут цвета по отношению друг к другу во всём холсте или листе.
Музыкальное произведение исполняется хором. Сама идея музыки заложена в изобразительный язык и в структуру самого произведения. Посмотрите на ритм голов, как они расположены внутри этого большого формата. Тяжёлый мощный низ задаёт ощущение точной, монотонной мелодии, на которую накладываются ритмы, полутона, музыкальные нюансы. Те, кто занимался музыкой, легко это могут считать и почувствовать. В картине есть такой фундамент, очень прочный, мощный, монолитный. И этот фундамент музыкального произведения, в нашем случае католического песнопения, в этом тёмном низе очень хорошо изображён. И поверх расположена ритмика отдельных звуков-голов.
Если взять что-то ближе к нашему времени, посмотрим картину Караваджо “Шулера”.
Здесь другая идея. Здесь тоже есть некоторая цельность в нижней части. Все персонажи объединены игрой в карты, общей темой и единым тёмным пятном в виде почти треугольника. И в вершине этого треугольника находится персонаж, который главенствует в этой всей истории. Хотя самый светлый и ярко читаемый тут молодой человек, разглядывающий свои карты, ради него всё и затевалось, но герой здесь персонаж в верхней части картины. Он выделен цветом. Он не только находится в самом верху, в навершие картины, он ещё и самый тёмный. Он тёмный по духу.
На профессиональных художественных выставках сейчас часто встречаются работы ученического характера, когда изображение сделано грамотно, академично, но без учёта композиции. Если честно, это скучно рассматривать. Получается, такая выставка не совсем профессиональная. Художник что-то делает, что-то изображает, но у него нет своей идеи, своего творческого импульса, туда ничего не заложено, кроме ремесла.
Композиции мы учим на нашем курсе, он так и называется, “Композиция” . В оффлайн обучении в классе этот курс называется “Композиция и цветоведение” , он достаточно объёмный. Есть он и в формате видеоуроков по композиции. В нём 6 занятий, он не большой, очень ёмкий. Там я говорю не только о композиции вообще, но и о современной композиции в рисовании и даю свои личные, конкретные наработки в области композиции, упражнения по композиционному мышлению. Чем этот курс рисования хорош: он достаточно академический, но краткий и с ним можно очень по-разному работать и применять его в любой творческой профессии, связанной с изображением. Я там показываю современные композиционные приёмы, как выстраивать изобразительную плоскость, как рассчитать равновесие в картине, как выявить композиционный центр и, в то же время, даю возможность художникам проявить фантазию, помогаю развивать творчество.
В комментариях просят посоветовать книги по композиции, они есть. О. А. Голубева “Основы композиции”, Р. Арнхейм “Искусство и визуальное восприятие”, например. Их, безусловно, нужно читать и изучать, но к самой теории обязательно нужна практика, а композиции лучше учиться с педагогом. Самостоятельно развить композиционное мышление очень сложно. Это я знаю даже по своему опыту. Я обучалась сначала академической композиции, а потом я не могла выбраться за пределы этих заданных композиционных схем.
Можно использовать такую манеру рисования и композиционно грамотно, выполнить рисунок в гиперреалистичной манере, но от такой манеры уйти чуть больше в творчество очень сложно. Гиперреализм просто порабощает художника. Поэтому удобнее изучать одновременно рисунок, живопись и композицию, чтобы сформировать композиционное мышление на раннем этапе и изображать не просто реалистично, а с выражением своей авторской идеи, не только той идеи, которую подсказывает реальность (света, цвета или ещё чего-то), а передать то, что вы лично хотели сказать этим рисунком, конкретно этим сюжетом. Жанр может быть любой: натюрморт, портрет, пейзаж. Это будет не просто изображение природы, а конкретная заложенная в сюжет идея: состояние дня или мечтательность героя, который находится в этой среде.
Чтобы не быть голословной, приведу пример. Усманов М.У. Новый город на Каме. 1975.
У каждого мастера есть свой уникальный путь, который он проходит, и эта философия выражается в композиционной структуре, которую художник выбирает сам в том или ином случае. Как правило, у каждого художника есть свои любимые приёмы. У меня это ритм. На ритме я очень много что могу выстроить, любую тему или идею я могу при помощи ритмизации решить, получается неплохо. Кто-то любит использовать принцип вертикалей и горизонталей, как на той картине, которую я показывала. Это такой принцип композиции, когда изображение строится на перекрестии направлений и форм и ключевые точки, которые образуются перекрестиями, дают нужные маячки, по которым зритель рассматривает картину.
В творчестве это самое важное: не повторяться, не делать ради того, чтобы делать, а создавать что-то своё, уникальное, сильное. В этом и заключается реализация себя, как художника. Это суть самого творчества. Этому учат в любом учебном заведении, где получают творческую профессию в области изобразительного искусства. На эту основу накладываются все остальные знания, умения и навыки художника.
Давайте посмотрим пару примеров ещё. Например, композиция натюрморта. Здесь изображены вполне узнаваемые предметы, но они структурированы таким образом, чтобы было ощущение яркого света, вспышки света. Получилось такое немного меланхолическое изображение, как будто туманный день или пасмурный и предметы теряются в этой дымке. Конечно, мы изображаем натюрморт, предметы, но сам композиционный ход в виде U, даёт мягкость, нежность восприятия этого натюрморта. Сама композиция, сама структура такая.
Или, если говорить о композиции пейзажа, может применяться в живописи такой ход, когда всё состоит из кренящихся направлений, форм. Здесь есть ощущение динамики, движения в пейзаже, света, движения самих объектов, какой-то суеты. Цвет эту динамику немного сбавляет, делает её не излишне драматичной, а скорее забавной.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂