В чем заключается суть правовой культуры
Правовая культура: понятие, классификация, структура, функции
Правовой культура — это совокупность представлений людей о праве, его реализации, правоприменительной деятельности, сформированных в виде знаний, убеждений, норм и установок, принятых социумом. Также правовую культуру можно рассматривать в узком и широком смысле:
Сущность описываемого феномена заключается в знании, уважении индивидом норм права и их соблюдении. По этой причине правовая культура во многом перекликается с правосознанием, поскольку отчасти тоже базируется на понятиях о правомерности и неправомерности тех или иных деяний.
Помимо этого, в ее состав включается поведение, соответствующее не только юридическим нормам, но и требующее от каждого члена общества соблюдения норм морали, прав других людей, а также выполнения им взятых на себя обязательств. По этой причине указанное понятие требует от человека развития ряда положительных личных качеств, включая честность, совестливость и справедливость.
Структура правовой культуры
К структуре раскрываемого явления относят перечень компонентов, из которых и складывается позитивное правовое поведение граждан. Существуют три группы указанных компонентов:
К группе познавательных компонентов относят полноту юридической информированности граждан, уровень правовой образованности населения, знание и понимание отдельным человеком действующих внутри страны законов.
К поведенческим компонентам относят устойчивые формы правомерного поведения, заключающиеся в повседневном осознанном соблюдении и исполнении человеком законов и различных оговоренных в законодательстве обязанностей, а также в использовании им своих прав. При этом гражданин сознательно отказывается от применения любых противозаконных средств при решении спорных ситуаций, выбирая в качестве единственной приемлемой для себя модели правомерное поведение.
К группе ценностно-ориентационных компонентов относят различные правовые установки, касающиеся, в частности, желания гражданина соблюдать закон, его готовности воспринимать, усваивать и оценивать правовую информацию, отстаивать свои законные интересы и др. Эти установки оказывают существенное воздействие на мировоззрение индивидуума.
Следовательно, именно уровень развития правовой культуры является основным показателем той роли, которую играет право в жизни конкретного социума.
Как формируется правовая культура?
Формирование правовой культуры всегда протекает поэтапно. Изначально образуется своеобразный фундамент этого феномена, основанный на человеческих взаимоотношениях и способах разрешения возникающих между индивидами споров. В дальнейшем первичные знания и правила взаимоотношений между членами социума конкретизируются, в них выделяются отдельные, самостоятельные отрасли и направления (к примеру, семейное, гражданское, уголовное право). Параллельно растет и уровень правосознания граждан, увеличивается степень их юридической информированности и понимания ими ценности права как способа законного и наиболее справедливого урегулирования споров между людьми.
Но для формирования полноценной правовой культуры недостаточно одних лишь знаний о праве, остающихся на обыденном, повседневном уровне. Немалое значение имеет и оценка правовой практики. Она заключается в оценке индивидуумом не только нравственной, но и правовой стороны любого явления или события, при которой человек делает выводы о законности либо о незаконности данного события в правовом контексте.
Ступени правовой культуры
Правовую культура принято разграничивать на несколько разновидностей, которые называют «ступени», поскольку в них прослеживается определенная последовательность. Выделяют следующие ступени:
В целом, правовая культура является важнейшей составляющей любого правового государства, сильнейшим стимулом по воспитанию в гражданах чувства взаимного уважения друг к другу, а также доверия к закону и правопорядку.
Уровни правовой культуры
В науке принято выделять три уровня правовой культуры, к числу которых относятся:
Все перечисленные выше уровни правовой культуры тесно связаны между собой, они взаимно дополняют и взаимно обуславливают собственное существование. К тому же, различный уровень решаемых человеком задач требует от него соответственного уровня правовой культуры (к примеру, находящийся на обыденном уровне понимания права индивидуум не сможет полноценно участвовать в законотворческой деятельности).
Функции правовой культуры
На правовую культуру возлагается сразу несколько важных функций, а именно:
Отличия правовой культуры от правосознания
Правосознание отличается от правовой культуры наличием в его составе ряда теорий, отражающих отношение социума и отдельных граждан к юридическим нормам, а правовая культура выражается, прежде всего, в положительном отношении индивидуумов к правовой сфере и юридическим институтам. По этой причине правовую культуру относят к более широким, нежели правосознание, понятиям, отражающим уровень знания гражданами собственных прав и обязанностей, состоянием правосудия и правоохранительной системы, соблюдением законов представителями власти и т.д.
К высшей степени проявления правовой культуры причисляют правовую активность отдельной личности, выражающуюся как в строгом соблюдении индивидуумом законов, так и в его активной деятельности, затрагивающей области применения права и правового регулирования.
Значение правовой культуры
Развитые государства отличает высокий уровень развития правовой культуры — именно она является фундаментом общественной и гражданской активности, способствует формированию институтов гражданского общества и прививает населению чувство ответственности за происходящее в стране.
Наличие правовой культуры помогает оптимизировать работу правоохранительной системы, наладить взаимодействие между различными группами населения и слоями общества, предупредив возможную конфронтацию между ними. К тому же, высокий уровень правовой культуры прямо влияет на правоприменительную и правотворческую сферы, повышая эффективность их работы и помогая усовершенствовать взаимоотношения между различными государственными институтами.
Помимо этого, правовая культура включает в свой состав практику правового общения между гражданами и представителями власти, развитость юридической науки, соблюдение прав человека и ряд других важных аспектов. В ее состав входит и правосознание, но исключительно в развитых формах его выражения. Следовательно, правовая культура объединяет в себе весь спектр ценностей, относящихся к правовой деятельности человека, включая правовые отношения между государством и гражданином, юридический менталитет населения, сферы правопорядка и правоприменения.
Заключение
Таким образом, именно наличие развитой правовой культуры является обязательным условием как для сознательного исполнения людьми принятых законов, так и для предотвращения правового произвола государства по отношению к гражданам. Наличие у населения научно обоснованных юридических представлений относится к важнейшей гарантии по сохранению правопорядка внутри страны, без которого невозможно стабильное и поступательное развитие современного государства.
Цели правовой культуры
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основные аспекты понятия правовой культуры
Под правовой культурой понимается уровень развития правосознания в обществе, а также вопросы соблюдения норм права всеми членами общества, что выступает в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина, а также гаранта реализации каждого субъектом права своих обязанностей.
Правовая культура способна продемонстрировать следующие обстоятельства.
Результативность деятельности законодательных органов в сфере принятия и применения соответствующих нормативно-правовых актов. Здесь оценивается уровень правовой науки, развития таких факторов, как правоприменительная практика, профессионализм и компетентность в развитии органов государственной власти и местного самоуправления.
Оценка степени развития правовой системы в государстве в целом. Функционирование правовой системы возможно в тех случаях, когда нормативно-правовые акты стоят в строгой иерархии, она соблюдается, а во главе этих актов стоит Конституция РФ, при этом иное законодательство соответствует ей.
Цели правовой культуры
Каждая культура имеет свои задачи и цели. То же самое касается и правовой культуры, которая является специфическим правовым явлением и имеет свои цели, выраженные в следующих положениях:
Готовые работы на аналогичную тему
Вопросы правового воспитания
Вся вышеуказанная деятельность реализует цели правовой культуры, направленные на правовое воспитание. Правовое воспитание призвано создать определенную модель поведения личности, направленную на выполнение норм права.
Правовое воспитание направлено на следующие цели:
Правовое воспитание направлено также на формирование правовых потребностей, интересов, установок, ценностных ориентиров, определяющих выбор соответствующих действий и поступков.
От того, насколько развито правовое воспитание в обществе, зависит и качество правовой культуры. Целью правовой культуры является вторжение в социальную среду и воздействие на общество.
На различных этапах своего правового развития правовая культура подвергалась постоянным изменениям и совершенствовалась. Независимо от того, по каким основаниям производилась ее систематизация, неизменным оставался тот факт, что она выступало в качестве признака правового государства, и чем выше была правовая культура, тем более развитым являлось правовое государство. Таким образом, наблюдается взаимосвязь между формированием правовой культуры и формированием государства. Кроме того, активное взаимодействие в данной сфере производилось между нравственностью, моралью и правовой культурой, все эти элементы выступают в качестве способов укрепления законности и правопорядка в государстве.
Формирование правовой культуры также способствует формированию правовой политики, которая играет важную роль в создании нормативно-правовых актов государства, регулированию правовых отношений в обществе. На современном этапе развития Российского государства можно выделить следующие актуальные цели, которые преследует правовая культура на сегодняшний день:
Таким образом, основное назначение правовой культуры заключается в прогрессивном правовом развитии общества и государства, которые достигаются выше указанными методами.
С помощью правовой культуры преодолеваются такие явления, как юридическая безграмотность и правовой нигилизм. С этой целью анализируется состояние действующего законодательства, в том числе нормативно-правовых актов на федеральном уровне, на уровне субъектов, а также на местном и локальном уровне. Если данные акты качественно составлены, отсутствуют пробелы, не урегулированные моменты, будет возникать меньше споров на практике, что позитивно скажется на развитие правосознания в обществе.
Важную роль также играет и культура юридических текстов. Текст закона должен быть написан грамотным языком, с использованием юридической технологии, Кроме того, закон должен быть понятен лицам, в отношении которых он адресован. С помощью всех вышеуказанных методов можно добиться высокоразвитой правовой культуры в обществе, за счёт чего будет обеспечена свобода человека и гражданина, подчиненность общественному порядку, общественные отношения будут иметь более четкую организацию.
ПРАВО. ТЕОРИЯ. Правовая культура.
СОДЕРЖАНИЕ.
Правовая культура. Понятие.
Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом.
Правовая культура в узком смысле – образ мышления, стандарты и нормы поведения конкретных людей.
Правовая культура в широком смысле – уровень развития права в обществе, правовое сознание, правомерное поведение, правовые отношения, правовые учреждения.
Структура правовой культуры:
• состояние правосознания в обществе;
• действенность функционирования правовых органов и учреждений;
• уровень правотворческой деятельности (правотворчества);
Функции правовой культуры.
Уровни правовой культуры:
Формы правовой культуры.
1.Правовая культура личности – отражает степень и характер развития личности, которые выражаются в уровне правомерности ее деятельности. Включает в себя:
Проявления правовой культуры личности: знание Конституции, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; уважительное отношение к праву; стремление строить свое поведение в соответствии с предписаниями правовых норм; готовность остановить правонарушение и др.
2.Правовая культура общества — отражает обеспечение прав и свобод человека, безопасность личности, является гарантом ее правовой защиты и гражданской активности.Складывается из правовой культуры отдельных граждан.
Проявления правовой культуры общества: незыблемость конституционного строя, признание верховенства законов; уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина; системность и доступность законодательства; строгое и неуклонное соблюдение законности и др.
3. Правовая культура социальных групп – свойственна отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы (правовых ценностей данного общества);
Важнейшим элементом правовой культуры является уровень правосознания в обществе.
Правосознание.
Правосознание (правовое сознание) — это совокупность идей, представлений, чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.
Уровни правосознания:
• обыденное (эмпирическое): уровень правосознания обычного человека, который не обладает какими-либо особыми познаниями в праве.
• профессиональное: правосознание юристов, которые облагают глубокими знаниями в юриспруденции.
• научное (теоретическое): характерно для ученых-юристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют право.
Виды правосознания:
• индивидуальное: формируется у конкретного индивида.
• групповое: формируется в отдельных социальных группах (например, у бюрократов).
• общественное.
Структура правосознания:
Правовая идеология – это понимание права, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Это рациональный уровень правосознания, формирующийся в процессе интеллектуального осмысления права.
Правовая психология – это эмоционально-чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настроения, переживания, иллюзии, привычки, стереотипы. Это стихийный, интуитивный, неконтролируемый разумом уровень правосознания. Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на выбор того или иного поведения — правомерного или неправомерного. Человек воспринимает право не только интеллектуально — разумом, рассудком, но и эмоционально — ощущая, чувствуя правовое воздействие.
Правовое воспитание.
Правовое воспитание — целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.
Целью правового воспитания является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан.
Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. В то же время, развитие правосознания определяет выбор индивидом правомерного или неправомерного поведения, а следовательно, и общее состояние законности и правопорядка.
Пути и методы правового воспитания:
Виды деформации правосознания:
Правовой нигилизм. Формы проявления:
Пути профилактики правого нигилизма:
Правотворчество.
Правотворчество (правотворческая деятельность) — специальный вид деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены правовых актов.
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на следующие виды:
— высоким уровнем соблюдения законов; — обеспечением и реализацией субъективных прав; — исполнением юридических обязанностей всеми гражданами, организациями, государственными органами.
Значение правовой культуры для гражданина и общества:
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Статья «Правовая культура»
Автор: Мозжакова Людмила Сергеевна
ОБЛАСТНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Социологическое исследование на тему: «Правовая культура несовершеннолетних «
преподаватель Л.С. Мозжакова
Глава 1. Феномен правовой культуры в системе общей культуры социума.
1.1. Понятие, функции правовой культуры.
1.2. Система правовой культуры и её особенности в России.
Глава 2. Констатирующий эксперимент по исследованию правовой культуры несовершеннолетних.
2.1. Организация и проведение анкетирования.
2.2. Результаты исследования правовой культуры студентов возраста 15-17 лет.
Цель: выявить характер, особенности и проблемы правовой культуры в среде молодежи возраста 15-17 лет.
Объект исследования: правосознание и правовое поведение в подростковой среде.
Предмет исследования. Особенности формирования правовой культуры несовершеннолетних (15-17 лет, на примере студентов ОТДХ)
Актуальность темы. Правовая культура молодежи является залогом ее гражданственности, ответственности, правового сознания и правомерного поведения, а также самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия.
Проявление правовой культуры идет в 2-х направлениях:
В современных условиях жизни очень важно владеть правовой информацией и грамотно владеть ей.
Для достижения нашей цели были поставлены задачи:
1. Изучение теоретического аспекта по теме;
2. Проведение исследования правовой культуры в молодёжной среде;
3. Проведение анализа и оценки правового сознания и правового поведения среди подростков.
1. Теоретический анализ литературы по данной проблеме;
2. Проведение анкетирования;
3. Колличественно-качественный анализ результатов.
Гипотеза. Проведение анкетирования среди студентов нашего отделения позволит нам предположить, что данная категория обладает среднестатистическими правовыми знаниями, но при этом мы предположили, что правовое поведение наших студентов не всегда правомерное.
Глава 1. Феномен правовой культуры в системе общей культуры социума.
1.1. Понятие, функции правовой культуры.
Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.
По видам правовую культуру можно разделить, на: а) правовую культуру общества в целом; б) правовую культуру индивида; в) правовые культуры социальных общностей (классов, наций, народа) и цивилизаций.
В зависимости от носителя правовой культуры различают три её вида:
-правовая культура общества;
-правовая культура личности;
-правовая культура группы.
Правовая культура в узком смысле, т.е. культура отдельного лица, является элементом общей культуры личности и включает в себя высокий уровень правосознания и качественное овладение навыками правомерного поведения.
1. Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.
2. Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.
4. Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность.
Выполняя коммуникативную функцию, правовая культура обеспечивает общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него.
1.2. Система правовой культуры и её особенности в России.
Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Более того, эти элементы выступают составными компонентами нескольких различных систем.
Особого внимания заслуживает деятельная сторона правовой культуры. При этом необходимо, прежде всего, иметь в виду две области деятельности: 1) непосредственно в правовой сфере; 2) внеправового характера, но связанная со сферой действия права. Понимание первой не представляет особой сложности, хотя и здесь проявляются весьма нетрадиционные взгляды. О второй может идти речь тогда, когда содержанием ее оказывается разработка, предположим, в художественной форме каких-либо произведений, отражающих правовые идеи, теории, оценки, чувства. Эта деятельность непосредственно не входит в предмет правовой культуры, но своим идейным содержанием наполняет ее. Например, радио, телевидение, литература, живопись, кино, журналистика.
При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяются следующие уровни правовой культуры.
-Теоретический уровень. Правовая культура представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Она вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников.
Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных элементов:
Уровень знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, работником правотворческой или правоприменительной сферы или он занимается иной деятельностью. Имеется такой феномен правовой культуры как презумпция знания закона, что означает предположение о знании лицом закона, принятое с целью нормального функционирования всей правовой системы и выступающее в качестве непременного требования правовой культуры.
Поэтому каждый гражданин должен быть заинтересован в правовой культуре. Наличие даже обширных юридических знаний у граждан, должностных лиц ещё не говорит о высоком уровне правовой культуры, ибо необходимо не только знать право, но и проявлять правовую активность.
Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества, совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Оно возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории.
На его содержание, как одну из форм общественного сознания, оказывает воздействие ряд факторов: социально-политические, экономические, культурные и правовые. Оно не только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.
Правосознание как особая форма общественного сознания характеризуется тем, что:
· носителем правосознания является человек или общность людей;
· она отражает государственно-правовые явления;
· выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;
· носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспектив развития политико- правовых явлений, их связь с окружающей действительностью;
· тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания.
Правосознание выступает в качестве одобрительной или отрицательной реакции людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п. Правосознание представляет собой систему таких переживаний и идей, в которых выражается отношение людей не только к праву, но и иным явлениям правовой действительности.
Роль правосознания. Как особая форма общественного сознания правосознание есть осознание права, совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств человека, объединений людей или всего общества относительно права и его роли.
Ему принадлежит значительная роль в различных сферах правовой жизни. Оно составляет внутреннюю идеальную детерминанту любой юридической деятельности:
· в правотворческой деятельности при создании юридических предписаний;
· в правоприменительной практике органов государства и должностных лиц при разрешении конкретных жизненных ситуаций;
· даже при незнании конкретных правовых предписаний, способствуя выбору варианта законопослушного поведения всеми субъектами правоотношений;
Следовательно, можно определить правосознание как форму общественного сознания, систему понятий, представлений, идей о порядке правового регулирования общественной жизни. Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного.
Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и не правового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания ему в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Также ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.
Правосознание включает знание действующего права, его основных принципов и требований, но не сводится к нему. Для правосознания не менее важен оценочный момент и поведенческие установки.
Правосознание оказывает влияние на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Производительная роль правосознания особенно велика в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения эта деятельность является дополнительным фактором оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела.
По своей структуре правовое сознание включает три относительно самостоятельных компонента:
· Правовую идеологию, олицетворяющую преимущественно результаты абстрактного мышления и включающую концептуально оформленные понятия и идеи о необходимости и роли права, его функциях и ценности, его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь;
· Правовую психологию, состоящую преимущественно из созерцательных моментов познания, психологического восприятия правовых реалий: чувств, эмоций и переживаний людей, связанных с правом;
· Поведенческие факторы, в которых «цементируются» интеллектуальные, идеологические и психологические элементы. Эти факторы, выражаясь в мотивах, целях, внутренних установках и конкретных волеизъявлениях в регулируемых правоотношениях, во многом определяют правомерность поведения субъектов права.
В реальной жизни указанные выше компоненты правового сознания находятся в органическом единстве. Тесно переплетаясь и взаимодействуя, они пронизывают всю государственно-правовую действительность, выступая мощным средством совершенствования или, напротив, сдерживая в прежнем виде.
Таким образом, структура правосознания включает в себя два элемента:
Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания.
Индивидуальное правосознание предполагает определенные знания права, законодательства, уважение к праву и психологическую индивидуальную готовность к совершению юридически значимых поступков. Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.
Правовое воспитание как залог правовой культуры молодёжи.
Чувство правовой защищенности может обрести реальные формы только то общество, в котором сформировано правосознание всех уровней, в том числе и профессиональное. Это является одним из обязательных условий формирования правового государства и гражданского общества.
Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых знаний, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых широко освещается также в средствах массовой информации и становится достоянием общественности.
Элементами правовой культуры являются квалифицированное правотворчество и правоприменение; правосознание народа, социальных групп и отдельных граждан.
Свою регулирующую роль в обществе право выполняет в тесном взаимодействии с другими социальными нормами; политическими, нравственными, правилами общественных организаций, обычаями, традициями.
Идейное целевое единство социальных норм не исключает различий между правовыми и другими социальными нормами. Эти различия проявляются в содержании и характере регулирования ими общественных отношений; в способах их установления; в формах выражения; в способах охраны и степени определенности мер воздействия, применяемых к их нарушителям.
Особенности российской правовой культуры. В современной России на теоретическом уровне наметилось два противоположных взгляда на правовую культуру. С одной стороны, наблюдается либерализация законодательства, долгие годы наблюдалось направление в сторону строительства правового государства, с другой стороны набирают силу почвеннические настроения. Надо отметить, что на практике, непосредственно в законодательстве, доминирует принцип либерализма. Основной закон России, Конституцию РФ, не без оснований именуют одним из самых либеральных в мире.
В обыденной же жизни необходимо отметить широко распространившийся правовой нигилизм, выражающийся, как и много веков назад, в неуважительном, пренебрежительном отношении к праву. С точки зрения причин это следствие юридического невежества, отсталость и правовой невоспитанности основной массы населения. Кроме того, нельзя в этом плане забывать и об исторических особенностях правовой культуры в России.
В обыденных дискуссиях о проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться с высказывания о том, что правовая культура в России отсутствует, что правовая культура присуща только обществу с развитым правовым государством.
Согласиться с этим с позиции науки нельзя. Правовая культура не есть нечто обособленное, она, являясь частью культуры в целом, органично переплетена с последней, и, следовательно, в той или иной степени присуща как обществу в целом, так и отдельным индивидам. Эти слова подтверждает исследователь Ратинов А. Р. Он отмечает, что «ни в одном из многочисленных исследований разных возрастных групп, включая подростков, не было обнаружено ни одного испытуемого, который не имел бы определённых правовых представлений, оценочных отношений к явлениям правовой жизни и т. п.». Таким образом, ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры. Но она может быть очень низкой.
В качестве предположения, объясняющего современное положение дел в правовой культуре, можно указать на наследие советской системы. В условиях длительного подавления прав и свобод, индивид, дабы реализовать свои потребности, жизненные интересы, вынужден искать способы обойти закон, «обмануть начальника».
Опираясь на вышесказанное можно констатировать, что несмотря на достаточно высокий, хотя и далеко не совершенный, уровень развития законодательства, воплотившего в себе прогрессивные либеральные ценности, общий уровень правовой культуры населения остаётся крайне низким. И основным проблемным моментом остаётся отсутствие осознания права как важнейшей социальной ценности.
Глава 2. Констатирующий эксперимент по исследованию правовой культуры несовершеннолетних.
2.1. Организация и проведение анкетирования.
Определив непременное наличие правовой культуры в жизни общества, следует обратиться к её роли в нём. В целом, роль правовой культуры общества мало чем отличается от роли культуры вообще. Интересней в этом плане обратиться к правовой культуре личности.
Исследования показывают, что тот или иной человек не совершает противоправных действий в большей степени не потому, что предвидит соответствующее наказание, а именно потому, что сам считает этот поступок недостойным, опасным, противоречащим жизненным принципам, системе ценностей и т. д. В этом, собственно, и проявляется относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности.
Наше исследование предполагало проведение анкетирования. Анкеты содержали вопросы:
• 1 часть- простейшие вопросы по правовым знаниям;
• 2 часть- вопросы, касающиеся эмоционального отношения к праву;
• 3 часть- вопросы о правовом поведении.
Всего было15 вопросов. В нашем эксперименте приняли участие студенты 1-2 курсов.
Интересен Вопрос » В чём заключается главная задача изучения права» ответы распределились так: 90 человек ответили, что это научит нас использовать знания в типичных ситуациях в жизни (практический характер). 50-поможет предотвратить совершение правонарушения. 40- ответили, что правовые знания помогут обходиться без профессиональной помощи юристов, что очень отрадно.
Неоднозначным явился вопрос «Что в жизни для Вас представляет наибольшую ценность?»:
5, 6 место занимают закон, мораль и интересы общества. Не представляют особую ценность.
Вопрос: «Совершаете ли Вы мелкие правонарушения в повседневной жизни?
Большинство честно ответили «Иногда» (11 человек).
Таким образом, вопросы о правовом поведении представляют для нас картину-большинство респондентов честно заявили, что их поведение не всегда является правомерным и в повседневной жизни совершаются различные правонарушения. И отношение к ним у студентов достаточно противоречивое.
2.2. Результаты исследования правовой культуры студентов возраста 15-17 лет.