В чем заключается суть управления
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Это можно представить следующей формулой:
Управление равно: информация плюс решение, плюс воздействие, плюс контроль.
Труд управленцев заключается в том, чтобы собирать, хранить и обрабатывать информацию; вырабатывать и принимать управленческие решения; выдавать воздействия на объект управления; контролировать исполнение управленческих решений.
При рассмотрении понятия управления можно выделить три основных аспекта: содержание, организация и технология управления.
1. Содержание управления заключается в выявлении и разработке основных закономерностей управления, его принципов, методов и путей, позволяющих наилучшим образом достигать поставленных целей. Содержание управления зависит от целей, задач и конкретных особенностей производства. От принятой технологии производства. От взаимосвязей производственных подразделений. От характера основных и оборотных фондов. От рабочей силы и всей системы производственных отношений.
2. Организация управления характеризуется построением рациональной системы управления путем выделения взаимосвязанных уровней, функций и стадий управления. Разрабатывается иерархическая структура органов управления, которые специализируются на выполнении определенных управленческих функций и наделяются правами и полномочиями для их выполнения.
3. Технология управления представляет процесс, который включает процедуры и действия, связанные с выполнением основных управленческих операций. Технологические процедуры управления можно разделить на формализуемые, которые можно выполнять по установленным правилам (алгоритмам) на компьютере, и на творческие, которые выполняются людьми (управленцами). Увязка всех элементов технологии управления обеспечивается с помощью автоматизированной системы управления.
Все три аспекта управления должны комплексно использоваться в зависимости от конкретных особенностей управления.
Суть управления
В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве.
Управление – это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде всего с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием.
Цель управления заключается в эффективном использовании рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства. При управлении всегда возникают вопросы: что, кому, где, когда, сколько, из чего? Число таких вопросов все время растет. Растет и плата за ошибку.
Управление предприятием призвано решать две основных задачи:
1. Поддерживать нормальный ход производства, обеспечивать его цикличность и стабильность;
2. Обеспечивать развитие производства, совершенствование продукции, введение технических и технологических новшеств.
Управление предполагает наличие знаний и данных о состоянии производства. Оно представляет собой совокупность информационных процессов и воздействий на поведение персонала предприятия, порядок выполнения которых регламентируется определенными правилами и инструкциями. На основе анализа информации вырабатываются управленческие решения о переводе производства в новое, заранее определенное состояние.
Суть управления заключается в следующем:
1. Сбор, хранение, обработка и передача информации.
2. Разработка и принятие управленческих решений.
3. Выработка управляющих воздействий и выдача их объекту управления.
4. Контроль исполнения принятых решений.
Это можно представить следующей формулой:
У = И + Р + В + К.
Управление равно: информация плюс решение, плюс воздействие, плюс контроль.
Труд управленцев заключается в том, чтобы собирать, хранить и обрабатывать информацию; вырабатывать и принимать управленческие решения; выдавать воздействия на объект управления; контролировать исполнение управленческих решений.
При рассмотрении понятия управления можно выделить три основных аспекта: содержание, организация и технология управления.
1. Содержание управления заключается в выявлении и разработке основных закономерностей управления, его принципов, методов и путей, позволяющих наилучшим образом достигать поставленных целей.
Содержание управления зависит от целей, задач и конкретных особенностей производства. От принятой технологии производства. От взаимосвязей производственных подразделений. От характера основных и оборотных фондов. От рабочей силы и всей системы производственных отношений.
2. Организация управления характеризуется построением рациональной системы управления путем выделения взаимосвязанных уровней, функций и стадий управления.
Разрабатывается иерархическая структура органов управления, которые специализируются на выполнении определенных управленческих функций и наделяются правами и полномочиями для их выполнения.
3. Технология управления представляет процесс, который включает процедуры и действия, связанные с выполнением основных управленческих операций.
Технологические процедуры управления можно разделить на формализуемые, которые можно выполнять по установленным правилам (алгоритмам) на компьютере, и на творческие, которые выполняются людьми (управленцами). Увязка всех элементов технологии управления обеспечивается с помощью автоматизированной системы управления.
Все три аспекта управления должны комплексно использоваться в зависимости от конкретных особенностей управления.
Классическая административная школа менеджмента основана во Франции А. Файолем (1841—1925), который сначала был инженером в крупнейшей горнодобывающей компании, а затем ее директором. Находясь на посту высшего руководителя, А. Файоль видел значительно более широкую перспективу, чем Тейлор, внимание которого прежде всего было обращено к совершенствованию управления на уровне рабочей группы или цеха.
В отличие от Тейлора, А. Файоль обратился к исследованию более общих принципов организации, с применением которых он связывал успех руководимой им компании:
1) разделение труда;
2) власть и ответственность;
3) дисциплина;
4) единоначалие;
5) единство целей;
6) подчинение личных интересов интересам компании;
7) хорошая оплата труда персонала;
8) централизация;
9) иерархическая структура;
10) порядок;
11) справедливость;
12) стабильное положение персонала;
13) инициатива;
14) корпоративный дух.
Результатом реализации данных принципов является формирование цепи команд, т.е. соподчиненной вертикальной линии власти, соединяющей всех менеджеров организации от высших до низовых уровней. При этом команда сверху должна пройти через руководителя каждого низлежащего подразделения, прежде чем она достигнет уровня, которому она предназначена. Результативность цепи команд определяется реализацией всех структурных принципов, а также зависит от четкости и однозначности поставленных задач, их адекватной группировки (департаментализации) и реального делегирования власти.
А. Файоль впервые предложил рассматривать управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Он выделил пять основных элементов, из которых, по его мнению, складываются функции администрации (менеджмента): прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль. Все 14 принципов управления прямо связаны с данными функциями. Следование принципам должно быть гибким, а их правильное применение к многообразным обстоятельствам и представляет собой искусство администрирования.
А. Файоль первым отказался от взгляда на управление как «исключительную привилегию» высшего руководства. Он утверждал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют в определенной мере даже рабочие. Поэтому чем выше уровень организационной иерархии, тем выше административная ответственность, и наоборот.
Для А. Файоля процесс организации — это определение и создание общей структуры предприятия в соответствии с конкретными целями, что, следовательно, порождает необходимость придать форму всей структуре и строго обоснованно определить место и функции каждого из ее компонентов. Такого рода целое А. Файоль именовал «социальным организмом», который можно сконструировать разными способами.
Организационное проектирование начинается с простейшей организации, руководитель которой соединяет в своих руках и управление, и исполнение. Затем оно переходит к небольшому предприятию с несколькими работниками. Здесь руководитель освобожден от значительной «нагрузки» в исполнительской сфере. По мере того как увеличивается число работающих, между руководителем организации и рядовыми исполнителями появляется посредствующее звено — мастер. При этом появляется новая закономерность: каждая новая группа исполнителей вынуждает руководителя вводить еще одного мастера. В свою очередь, наличие нескольких мастеров требует введения должности заведующего мастерской; наличие нескольких заведующих — должности начальника отдела и т.д. Каждый новый уровень руководства, как правило, имеет четыре-пять прямых подчиненных. Чем выше положение работника в иерархии, тем больше возрастает его роль и ответственность. В связи с тем что роль руководителя становится все трудней, возникают необычные для прежних промышленных организаций должности — секретарей, консультантов и т.д.
Исключительное значение Файоль придал «штабной» работе, считая, что помимо помощи в оперативных делах и решениях они призваны заниматься разработкой планов и усовершенствованием всех сфер организационной деятельности. Но при этом «штабные» работники должны быть освобождены от всякой ответственности за ведение дел, т.е. стоять в стороне от линии власти и цепи команд в организации. Поэтому наряду с линейной иерархией подчиненности вводится функциональная, «штабная» деятельность, которая является чем-то вроде эксперимента для высшего управленческого уровня и заключается в разработке необходимых рекомендаций и предложений.
А. Файоль придавал особое значение формальной организации, формальной структуре, определяющей ответственность различных звеньев и всю систему соподчиненности в иерархии управления. Но в то же время он не отрицал необходимость формирования горизонтальных связей. В любой организации постоянно возникают ситуации, когда требуется оперативное взаимодействие руководителей не «по вертикали», а «по горизонтали» — «мостик Файоля». Такое право, однако, не должно нарушать линии власти в организации. Поэтому, хотя менеджеры одного уровня управления и могут взаимодействовать друг с другом, минуя всю цепь команд, они должны были получить на это взаимодействие санкцию своих непосредственных начальников.
Концепция А. Файоля стала одной из основ для теоретических построений, формулирующих исчерпывающие принципы организации и обосновывающих нормативные концепции формальной структуры управления. А. Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины ХХ в. Его административную (классическую) модель также представляли Л. Урвик, Д. Муни и др.
Следует отметить, что хотя последователи Ф. Тейлора разрабатывали эффективные методы производства на базе инженерных наук, а последователи А. Файоля занимались повышением эффективности управления на основе экономического анализа, обе эти системы не противоречили, а дополняли одна другую.
Таким образом, главная идея моделей внутренних процессов состоит в том, чтобы идентифицировать процессы труда в управлении с процессами труда в производстве, используя разделение управленческого труда по сферам деятельности, функциям, задачам, уровням управления, превращая типовые задачи в стандартные, запланированные и просчитанные.
Основной акцент в административной школе менеджмента делается на формализации отношений и связей между элементами организационной структуры управления, внимание смещается с технической подсистемы на организационную (управленческую) подсистему предприятия.
Социально-психологические методыуправления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.
Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.
Постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов обеспечивает социальное планирование.
Психологические методы в современных условиях играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению, с тем чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.
Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива организации. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. Целесообразно, чтобы психологическое планирование выполняла профессиональная психологическая служба организации, состоящая из социальных психологов. К наиболее важным результатам психологического планирования следует отнести: формирование подразделений («команд») на основе психологического соответствия сотрудников; комфортный психологический климат в коллективе: формирование личной мотивации людей исходя из философии организации; минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражения); разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников; рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования; формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников.
Перечислим основные признаки классификации организаций:
· по отношению к власти
правительственные и неправительственные;
· по отношению к главной цели — общественные и хозяйственные;
· по отношению к прибыли — коммерческие и некоммерческие;
· по отношению к бюджету — бюджетные и внебюджетные;
· по форме собственности — государственные, муниципальные, общественные, частные и организации со смешанной формой собственности;
· по уровню формализации — формальные и неформальные;
· по отраслевой принадлежности — промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и пр.;
· по самостоятельности принятия решений — головные, дочерние, зависимые;
· по размеру и численности членов организации —- крупные, средние, малые.
Наверное, существует еще много признаков, по которым можно классифицировать организации, например, по территориальной принадлежности (организации Западного округа Москвы), по политической ориентации (красный пояс) и т.п.
Общественные организации создаются для удовлетворения социальных потребностей и интересов членов общества: политические партии, союзы, блоки, правозащитные организации и др. Осуществляют добровольно общественную деятельность, например, »Экология и мир», «Столичное собаководство», «Гринпис», «Союз потребителей» и пр.
Хозяйственные организации удовлетворяют потребности индивидуума и общества путем хозяйственно-производительной деятельности. В свою очередь они подразделяются на производственные, научно-производственные, посреднические и др.
Правительственная организация (ПО) — такой статус дается официальными органами власти федерального или местного уровней. К правительственным организациям относятся организации, зафиксированные в Конституции, указах Президента, например, министерства, государственные комитеты, Администрация Президента, префектуры, районные управы и пр. На эти организации распространяются различные привилегии и определенные жесткие требования (привилегии — финансирование, льготы, социальное обеспечение; требования — государственный чиновник не имеет права возглавлять коммерческие структуры, не имеет права использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды своих сотрудников. Неправительственные организации — это те, которые не имеют статуса ПО.
Коммерческие организации — организации, ставящие своей целью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров. Согласно Государственному Кодексу Российской Федерации (ГК РФ) к ним отнесены: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Некоммерческие организации — ставят целью удовлетворение общественных потребностей. Несмотря на то что цели их носят некоммерческий характер, они могут заниматься предпринимательством и получать прибыль, идущую на текущие расходы. Полученная прибыль идет не учредителям, а используется на развитие организации, прибыль не облагается налогом. В соответствии с ГК РФ к некоммерческим отнесены: потребительские кооперативы, общественные и религиозные, благотворительные и другие фонды, ассоциации, союзы, учреждения.
Бюджетные организации — источником финансирования таких организаций является государственный бюджет или бюджет государственного органа. Бюджетные организации освобождаются от многих налогов, в том числе от НДС.
Небюджетные организации — сами изыскивают источники финансирования, в том числе источником финансирования может быть бюджет, а инвестором — бюджетная организация.
По форме собственности различают государственные, муниципальные, общественные организации и организации со смешанной формой собственности.
Государственные и муниципальные организации полностью или частично находятся под контролем государственных или муниципальных органов власти.
Частные организации — это организации, созданные индивидуальными предпринимателями: товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства, а также созданные за счет взносов акционеров: акционерные общества, хозяйственные товарищества и др.
Организации со смешанной собственностью образуются на основе сочетания различных форм собственности: государственной, частной, иностранной. Например, акционерное общество наряду с участием государственного капитала привлекает частные, в том числе и иностранные инвестиции.
По уровню формализации различают формальные и неформальные организации.
Формальные организации — это зарегистрированные в установленном порядке общественные и хозяйственные организации. Это объединение людей, связанных договором о своих правах и обязанностях. Формальные организации могут иметь статус юридического или неюридического лица.
Неформальные организации — незарегистрированные в государственных органах власти. Это объединение людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях, они не регистрируются в государственных органах, создаются на базе общих интересов в области культуры, быта, спорта и пр. (группа туристов, объединение друзей бега и т.п.). Признак формирования неформальной организации — появление неформального лидера. Появление сильного лидера увеличивает шансы перерастания неформальной организации в формальную.
Что такое управление: его принципы, виды и функции
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Согласитесь, невозможно представить какую-либо организованную деятельность людей без четкой системы управления.
А если предположить, что в один момент все в мире перестанет быть кем-то или чем-то управляемым, то наступит апокалипсис, прототипом которого является известная басня Крылова «Лебедь, рак и щука».
Поговорим в этой статье о том, что же такое управление, каковы его функции и какие виды управления бывают.
Управление – это …
Начну с примеров. Строительная бригада возводит загородный дом, ее работой руководит прораб. Компания «Лукойл» добывает, обрабатывает нефть и продает нефтепродукты, руководство процессом осуществляет совет директоров.
Нашим государством руководит Правительство во главе с Президентом. Все перечисленные люди управляют определенными объектами посредством системы управления, специально созданной под конкретный объект.
Вывод: управление – это деятельность, направленная на координацию функционирования объекта с целью достижения поставленных задач.
Объекты управления:
Наука, которая изучает принципы и методы управления, называется теорией управления.
По большому счету, синонимом понятия «управление» является понятие «менеджмент» (это как?), которое вошло в лексикон россиян сравнительно недавно (в конце прошлого столетия).
Но, в основном, термин «менеджмент» употребляется применительно к сфере коммерции, а «управление» – ко всем областям деятельности человека.
И так происходит не из-за того, что в руководстве разными объектами есть какие-либо существенные отличия, а в силу медленного «вживления» данного понятия в лексикон.
Обратите внимание, мы сегодня говорим об управлении как о действии. Но существует еще понятие «управление», являющееся отглагольным существительным.
В этом случае «управление» – это организация, осуществляющая руководство чем-либо.
Например, Управление здравоохранения Липецкой области. Понятно, что данная организация занимается руководством деятельности всех медицинских подразделений области.
Главная цель управления любым объектом – решение поставленных задач.
Функции управления состоят во всестороннем обеспечении процесса достижения целей, осуществляемом посредством эффективного использования ресурсов (трудовых, природных, экономических и т.д.).
Структура системы управления
Система управления – это иерархическая структура (как это?), которая имеет вертикальные и горизонтальные ветви.
Структура системы управления зависит от сложности объекта управления. Вот, например, как выглядит структура (что это такое?) управления небольшой торговой компании:
В данном примере 3 уровня структуры по горизонтали и 1 уровень по вертикали.
А вот какой вид имеет структура управления организации покрупней:
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Создание оптимальной структуры управления – одна из важных задач для любой только что созданной организации. Ведь именно от этого зависит эффективность хозяйственной деятельности.
Так, чрезмерно «раздутый» управленческий аппарат будет тормозить работу, при этом поглощая значительную часть финансовых средств компании. Недостаточный по объему аппарат также будет являться тормозом и не даст организации работать на полную мощность.
Принципы управления
Принципы управления основаны на способах воздействия субъекта (это как?) управления (того, кто управляет) на объект управления (того, чем управляют).
Очевидно, что системы управления появились тогда, когда в этом назрела необходимость, т.е. с началом централизации производства – с созданием первых мануфактур (производств, основой которых являлось разделение труда).
Но систематизация и описание принципов управления появились только в 1916 году. Доктрину администрирования создал экономист Анри Файоль. Постулаты (это как?) этого труда актуальны и по сей день, хоть и с немного модернизированной формулировкой.
Основные принципы управления:
Виды управления
Классификация видов управления зависит от объектов управления. Далее мы рассмотрим наиболее актуальные из них.
Государственное управление
Управление государством – это деятельность структур власти, направленная на реализацию целей, поставленных руководством страны.
Структура власти в РФ:
Основные ветви управления РФ – государственная власть и местное самоуправление.
Гос.власть управляет государством в целом, а органы местного управления – непосредственно субъектами РФ, городскими и сельскими поселениями (муниципальное управление), но только в контексте задач, поставленных гос.властью.
Управление государством осуществляется методом комплексного подхода. Это значит, что ставятся и реализуются цели, касающиеся различных сфер деятельности государства:
Выполнение целей перечисленных направлений характеризует эффективность государственного управления. Это значит, что чем больше задач решено в очерченных рамках, тем более эффективно выполняется управление государством.
Государственное управление осуществляется посредством издания законов (законодательных актов), и контролем за их выполнением – как на уровне государства в целом, так и на уровне субъектов РФ.
Управление производством
Грамотное управление производством или иной хозяйственной деятельностью осуществляется параллельно по 3 режимам управления:
Управление персоналом
Управление персоналом – это:
Управление персоналом, как и управление производством в целом, подразделяется на оперативное, тактическое и стратегическое.
Например, на сей момент компании необходимо 10 сотрудников для выполнения работ на автоматизированной технологической линии.
Но в стратегических целях компании – использование новой инновационной (это как?) технологии, а это требует привлечение к процессу производства еще 3 работников новой для компании специализации.
Поэтому управление персоналом в данной ситуации подразумевает следующие действия:
Управление финансами
Управление финансами – это целенаправленное и оправданное перераспределение финансовых потоков между подразделениями внутри какого-либо объекта.
Объектом может быть:
Управление финансами зависит от объекта, где циркулируют финансовые потоки.
Управление осуществляют:
Управление рисками
Всякая деятельность (и не только коммерческая) сопряжена с рисками (что это такое?), т.е. с возможностью материальных или (и) моральных потерь. Поэтому управление рисками – одна из важнейших функций управления любым объектом.
Управление рисками – это деятельность, направленная на минимизацию возможных рисков и на разработку планов по эффективному устранению их последствий.
Методы управления рисками:
Управление рисками актуально не только для коммерческих структур, но и для обычных людей в их повседневной жизни.
Хотите знать немного больше – читайте наш блог! Удачи всем!
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Вчера была 252-я годовщина со дня рождения Крылова. Я снова перечитывала его басни и снова удивлялась, насколько актуальны и сегодня его произведения. Плохое управление лучше не выразить — лебедь, рак и щука.
Есть ли принципиальная разницы между управлением и руководством? Или это слова-синонимы?
Умение управлять — это высший пилотаж. А управлять так, чтобы люди были благодарны, вообще Божий дар!
Управление — задача сложная, многие стремятся управлять, но далеко не все умеют это делать.