В чем заключается своеобразие авангардного проекта д хармса и н олейникова
Даниил Хармс «Исследовательская работа»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Исследовательская работа на тему: « Даниил Хармс – поэт- обэриут» Автор: Ученица 6 «Б» класса Горшкова Полина Научный руководитель: Савичева Ирина Александровна
Цель исследования: выяснить роль поэтического наследия Д. Хармса в детской литературе. Гипотеза: Д. Хармс – создатель особого стиля в поэзии и один из любимых детских поэтов. Объект исследования: биография и творчество Д.Хармса. Предмет исследования: поэтическое наследие Д.Хармса для детей.
Жил был удивительный человек – Даниил Хармс. Родился он в Петербурге в 1905 году, а умер в 1942 в Ленинграде. Был он большим выдумщиком и шутником. Даниил Иванович умел многое. Играл на трубе, губной гармошке, фисгармонии, валторне и балалайке. Неплохо пел. Танцевал чечётку. Писал стихи, рассказы, пьесы. Был остроумен. Его произведения необычны, абсурдны, полны волшебства и загадок.
Будущий писатель Даниил Ювачев родился 17 декабря 1905 г. в Петербурге. Его мать (Надежда Ивановна Колюбакина) – по образованию педагог, занималась перевоспитанием женщин, прошедших тюрьму. Отец (Иван Павлович Ювачев), бывший морской офицер, прошел сложный путь от революционера до проповедника, автора почти десятка книг на религиозную тему.
У маленького Дани Ювачева было много талантов. Он имел абсолютный музыкальный слух, хорошо рисовал, был смышлен и находчив. К тому же он был проказник и выдумщик, что смущало отца. Вследствие этого он и отдал сына в самое дисциплинированное среднее заведение Петербурга – Петершуле, в котором он приобрел основательное знание английского и немецкого языков
Даниил Ювачев стал Хармсом в 1925 г. Надо сказать, что псевдонимов у писателя было много– около тридцати. Хармс – самый популярный из них. Предположительно он происходит от фр. слова charm, что означает «обаяние», «чары». Своеобразие его внешности (цилиндр, монокль, трубка необыкновенный красный пиджак) отмечали все современники.
«ОБЭРИУ» Александр Введенский Яков Друскин Константин Вагинов Николай Заболоцкий Николай Олейников ОБЭРИУ — Объединение реального искусства (у) – 1928 г. «Кто мы? И почему мы? Мы, обэриуты,— честные работники своего искусства. Мы — поэты нового мироощущения и нового искусства.» Даниил Хармс
Выступления обэриутов проходили повсеместно и имели успех. В зале развешивались плакаты с абсурдистскими надписями: «Искусство — это шкап», «Мы не пироги», «2 x 2 = 5», а в концертах почему-то участвовали фокусник и балерина. Нападки со стороны официозной критики, невозможность печататься заставили некоторых обэриутов (Введенский, Хармс, Владимиров и др.) переместиться в сферу детской литературы. С 1928 по 1931 год Д. Хармс выпустил 9 детских книжек – детская литература в тот период была практически единственным источником дохода. Возможно, поэтому детские стихи и рассказы Хармса были высоко оценены Самуилом Маршаком и любимы не одним поколением детей.
Судьба всех участников группы была на редкость печальной: арестованы были почти все, одни расстреляны, другие прошли через лагеря, третьи были репрессированы, погибли в заключении. Д. Хармс вторично подвергся аресту в августе 1941 г. и после недолгого рассмотрения своего дела был направлен в психиатрическую больницу, где и умер 2 февраля 1942 г. в блокадном Ленинграде. Принято считать, что основоположниками литературы абсурда являются француз Эжен Ионеско и ирландец Сэмюель Беккет. Однако, почти за 40 лет до возникновения в Европе этой ветви литературы большинство ее основных идей и приемов были реализованы в творчестве – ироничного мастера абсурда – Даниила Хармса
Д. Хармс знакомит детей с жизнью родной речи. Ее ритмами. Ее красотой. Иван Иваныч Самовар Был пузатый самовар, Трехведерный самовар. В нем качался кипяток, Пыхал паром кипяток, Разъяренный кипяток, Лился в чашку через кран, Через дырку прямо в кран, Прямо в чашку через кран.
Детские стихи Хармса дают выход существующей у детей потребности в движении, в игре и песне, в активности воображения. А за Васькой бегал Мишка по дороге По панели, Бегал Мишка По панели, И кричал он: – Жу–жу–жу! Я теперь уже не Мишка, берегитесь! Берегитесь! Я теперь уже не Мишка, я советский самолет
Хармс играет с цифрами. «Миллион». Шел по улице отряд сорок мальчиков подряд: раз, два, три, четыре и четырежды четыре, и четыре на четыре, и еще потом четыре. «Веселые чижи» Жили в квартире Сорок четыре Сорок четыре Веселых чижа…
В стихотворении «Иван Топорышкин» перед нами словесная игра – настоящая путаница, смешная и абсурдная Иван Топорышкин пошёл на охоту, С ним пудель пошёл, перепрыгнув забор. Иван, как бревно, провалился в болото, А пудель в реке утонул, как топор. Иван Топорышкин пошёл на охоту, С ним пудель вприпрыжку пошёл, как топор. Иван повалился бревном на болото, А пудель в реке перепрыгнул забор.
И художник, если захочет, может «подыграть» автору. Хармс обращается к воображению детей – просит найти ключик. Искала старушка букашек в цветах И ловко ловила букашек сачком. Но крепко держала старушка в руках Лекарство, и ключик, и палку с крючком. Однажды старушка копалась в цветах И вскрикнула вдруг, завертевшись волчком: – Исчезли! Пропали! Да где ж они? Ах! Лекарство, и ключик, и палка с крючком! И с места не может старушка сойти, Кричит: «Помогите!» И машет сачком. Скорей помогите старушке найти: Лекарство, и ключик, и палку с крючком!
У Хармса есть стихотворение «История Сдыгр Аппр», которое редко печатается, и иллюстрации к нему могут нарисовать, наверное, только художники-абстракционисты, но в этом стихе «настоящий Хармсище» Тихо плещет Океан Скалы грозные ду-ду Тихо светит Океан Человек поет в дуду Тихо по морю бегут Страха белые слоны Рыбы скользкие поют Звезды падают с луны Домик слабенький стоит Двери настежь распахнул Печи теплые сулит В доме дремлет караул А на крыше спит старуха На носу ее кривом Тихим ветром плещет ухо Дуют волосы кругом А на дереве кукушка Сквозь очки глядит на север Не гляди моя кукушка Не гляди всю ночь на север Там лишь ветер карабистр Время в цифрах бережет Там лишь ястреб сдыгр устр Себе добычу стережет
Смех – это единственный переводчик со взрослого языка на детский.
В наше время ОБЭРИУты не забыты. В Петербурге, в доме-музее Достоевского проводится выставка «Случаи и вещи. Даниил Хармс и его окружение». Юрий Любимов в Театре на Таганке представил премьеру к сорокалетию театра «Идите и остановите прогресс (Обэриуты)» по произведениям А.Введенского, Д.Хармса, Н.Заболоцкого, А.Крученых, Н.Олейникова. Книжный магазин «Москва» провел конкурс к юбилею Даниила Хармса на оформление обложки его собрания сочинений. Конкурс продолжался 4 месяца. 173 работы, 157 молодых художников, несколько гигабайтов присланных эскизов. В Санкт-Петербурге в 2013 году благотворительная организация «Ночлежка» представила новую серию своей сувенирной продукции. Все деньги, вырученные от продажи сумок, футболок и магнитов, пойдут на помощь бездомным.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В детстве одной из моих любимых книг была книга Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар». Стихи в них смешные, забавные, необычные. В них все перевернуто с ног на голову, они развивают воображение и фантазию. Эти стихи мне нравятся до сих пор, поэтому меня заинтересовало, а каким же был поэт их написавший? В какое время он жил, каким был человеком? И почему он был обэриутом?
Номер материала: ДБ-1089573
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Даниил ХАРМС
Ресурсы интернета
Биография и личность Хармса
Хронос и Русское поле
Из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Библиогид
Статья Алексея Коновалова.
Валерий Сажин. Зажечь беду вокруг себя. Конспект биографии Хармса
Из книги: Хармс Д. Собрание сочинений: В 3 т. Т.1: Авиация превращений. – СПб.: Азбука, 2000.
«Прибавляющееся год от года в последнее десятилетие количество написанного о Хармсе умножает число вопросов и о разнообразных источниках и свойствах его творчества, и о многих эпизодах его биографии. Причем биографии Хармса недостает не столько фактов, сколько их мотивировок, а без этого она, если не превращается в плод фантазии биографа, остается лишь конспектом или хронографом.»
А.А. Кобринский. «Я участвую в сумрачной жизни»
Предисловие к книге: Даниил Хармс. Горло бредит бритвою. – Глагол 4, 1991.
«В истории русской, да и всей мировой литературы найдется немного литературных судеб, подобных судьбе Даниила Хармса. Феномен писателя, зарабатывающего на жизнь талантливыми детскими произведениями и в то же время день за днем создающего – безо всякой надежды на опубликование –- блестящие стихи, прозу, драмы, принадлежащие истинно «большой» литературе, конечно, был определен реалиями коммунистического диктата в нашей стране в 20-х – 30-х годах.»
Евгений Евтушенко. Даниил Хармс
Из книги: Строфы века. Антология русской поэзии.
Владимир Грибанов. Даниил Хармс: Чармс, Шардам, Хаармс…
«Хотя творчество Хармса далеко от всякой политики, власть не без основания видит в нем своего беспощадного критика. То, что большинству казалось «нормальной жизнью», Даниил Хармс представлял и описывал как кошмарный абсурд, не поддающийся разумному пониманию и объяснению.»
И.С. Ревяков. Даниил Иванович Хармс и дети
«Возможно, Даниил Иванович Хармс – единственный детский писатель, который не любил детей, но каким-то образом писал гениальные детские произведения.»
Анна Герасимова. «Моя» «жизнь» «в» «искусстве»
«Внешние пpоявления хаpмсовской «игpы в себя» хоpошо известны по воспоминаниям: это и знаменитый имидж с тpосточкой, «гольфами», собачкой, смешными шапочками и шляпами, и «фольтики» –- необъяснимые с pациональной точки зpения поступки.»
Даниил Хармс о себе
Автобиография. Инкубаторный период.
Даниил Хармс. Опыт патографического анализа
«Сегодня Хармс – один из самых издаваемых и читаемых авторов в России. Его талант выдержал испытание временем, его творчество вернулось к нам из небытия и забвения. Извечная дилемма «гениальности и помешательства» вновь указывает на то, как нестандартные личности, юродивые и душевнобольные, гонимые и казнимые, – являются истинными двигателями нашей культуры. К сожалению, прогресс достаётся дорогой ценой.»
Я.С. Друскин. Чинари
«Что же объединило на многие годы столь разных, на первый взгляд, поэтов и философов? Это было литературно-философское содружество пяти человек, каждый из которых, хорошо зная свою профессию, в то же время не был узким профессионалом и не боялся вторгаться в «чуждые» области, будь то лингвистика, теория чисел, живопись или музыка.»
К. Минц. Обэриуты
«Что же объединило на многие годы столь разных, на первый взгляд, поэтов и философов? Это было литературно-философское содружество пяти человек, каждый из которых, хорошо зная свою профессию, в то же время не был узким профессионалом и не боялся вторгаться в «чуждые» области, будь то лингвистика, теория чисел, живопись или музыка.»
Игорь Бахтерев. Горькие строки
«Невеселый разговор пойдет об одной литературной ленинградской группе. Каждый входивший в группу начинал писать в двадцатые годы – А. Введенский, Д. Хармс, Ю. Владимиров, Д. Левин, К. Вагинов, Н. Заболоцкий, Н. Олейников. К этой группе причисляет себя и автор горьких строк.
Сначала о названии. Эта группа именовалась «Левый фланг», пока в 1927 году не произошло небывалое – «Дом печати» пригласил участников «фланга» под свою крышу. Тогда же выяснилось, что руководителей «Дома» не устраивает наше название. По их разумению, слово «левый», «левое» был прерогативой политиков. Так не по своей воле, под безапелляционным давлением, «фланг» превратился в «Обериу», приблизительно – «объединение реального искусства».»
Документы к биографии Хармса
Информация о творческом вечере заумников; анкета Хармса заполненнная при приеме в Союз поэтов (1925); Манифест ОБЭРИУ; анкета, заполненная после ареста (1931); протоколы допросов Хармса; письма жены Хармса М.В. Малич.
Александр Галич. Легенда о табаке (Стихи)
«Посвящается памяти замечательного человека, Александра Ивановича Ювачева, придумавшего себе странный псевдоним – Даниил Хармс – писавшего прекрасные стихи и прозу, ходившего в автомобильной кепке и с неизменной трубкой в руках, который действительно исчез, просто вышел на улицу и исчез.»
Произведения Хармса
Daniil Kharms – Даниил Хармс. Сайт Сергея Виницкого
Полное собрание сочинений: Проза. Стихи. Драматургия. Произведения для детей. Письма. Дневники. Документы.
Даниил Хармс
Случаи. Елизавета Бам. Рассказы. Стихотворения. Старуха. Письма.
Библиотека Мошкова
Стихи и рассказы для взрослых и детей. Сценки, наброски. Дневники, письма.
Частная виртуальная библиотека
Большое собрание произведений для взрослых – проза, поэзия, драматургия.
Электронная библиотека
Проза и стихи для детей. Елизавета Бам. Сценки. Письма. Дневники. Документы.
Library Petrenko.ru
Произведения для взрослых – проза, стихи, драматургия, анекдоты, письма.
Обэриуты
Рассказы, стихи, «Елизавета Бам» и другие произведения.
Викитека
Письма, рассказы, стихи.
Классика.ru. Проза
Проза. Сценки. Рассказы для детей. Дневниковые записи. Письма.
Библиотека «Мета» (Украина)
Стихи и рассказы для взрослых и детей. Сценки, наброски. Дневники, письма.
Студенческая библиотека Он-лайн
Стихи и рассказы для взрослых и детей.
Ipages.ru Книги, анекдоты, истории, афоризмы
Стихи и рассказы для взрослых и детей. Сценки, наброски. Дневники, письма.
Сказки
Сказки для взрослых и детей.
Стихотворения для взрослых и детей
Песни на слова Хармса
Фильм по мотивам произведений Хармса
Клоун Ада. Гению Даниила Хармса посвящается
Сайт, посвященный фильму «Клоунада» (1989, режиссер Д. Фролов; премьера – февраль 2005). О создании и специфике фильма. Интервью с актерами и зрителями. Также на сайте – материалы о жизни и личности Хармса.
Подражания «Литературным анекдотам» Хармса
Н. Доброхотова, В. Пятницкий. Веселые ребята
Широко известная книга подражаний. До сих пор часто распространяется в интернете как действительно принадлежащая Хармсу.
Митьки (Митя Шагин, Игорь Смирнов-Охотин). Вспоминая Даниила Хармса
Митьки о Хармсе: «Начальником всех писателей в стране Советов был Даниил Хармс. Сам Хармс не писал романов, но все писатели – даже те, кто писали романы, – ему подчинялись. Так было заведено. А если какое-нибудь стихотворение или роман Хармсу не нравился, Хармс приказывал автору свое произведение сжечь. Ослушаться никто не мог. А еще Хармс сам мог написать про любого писателя и ославить его».
Статьи и материалы о творчестве Хармса
Даниил Хармс – литературоведческий сайт
Авторы сайта – филологи из Липецка, Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Хельсинки – занимающиеся творчеством Хармса, обэриутов, проблемами русского литературного авангарда. Их задача – создание профессионального литературоведческого ресурса. На сайте – биография Хармса, наиболее полная библиография, фотографии Хармса и его близких, рисунки и шаржи, аннотированные ссылки на интернет-ресурсы. Главным разделом сами авторы называют корпус статей о творчестве Хармса и его месте в отечественной и мировой литературе. Далее приводятся ссылки на некоторые из этих статей.
Тексты из книги Н.В. Гладких «Проза Даниила Хармса: Вопросы эстетики и поэтики» на сайте Клоун АДА
Борис Парамонов. Русский европеец Даниил Хармс
«Стихи Хармса похожи на Хуана Миро, на Мондриана, больше всего на Пауля Клее. Но можно вспомнить и Сезанна, отца новой живописи, а может быть и всего авангардного искусства. На его пейзажах и натюрмортах мир еще узнаваем, но это уже не копия природы, а обнаружение ее скрытых, подземных сил – бытийных сил. Вы уже не материю природы видите, а ощущаете ее энергии. Так вот и стихи Хармса – они похожи на яблоки Сезанна».
Библиография
Сайт Николая Гладких
Издания произведений Хармса. Отечественные и зарубежные материалы о жизни и творчестве Хармса.
Даниил Хармс. Литературоведческий сайт
Основная литература, которой пользуются хармсоведы.
Библиогид (на сайте Российской государственной детской библиотеки)
Региональный сайт детских библиотек (Санкт-Петербург)
Умка & Броневичок
Список работ Анны Герасимовой (Умки), специалиста по творчеству Хармса и обэриутов.
Галерея
30 (17 по старому стилю) декабря 2005 года – сто лет Даниилу Хармсу
Юбилейно-культурологическая акция к 100-летию со дня зачатия Даниила Хармса
На вахту в честь 100-летия со дня рождения Даниила Хармса встанут петербуржцы – участники акции в духе абсурдизма.
Презентация. ОБЭРИУ (Объединение реального искусства)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар
ОБЭРИУ (Объединение реального искусства)
Искусство, как и наука, никогда не стояло на месте, и доказательством тому могут служить не только достижения творцов нашего времени. В начале ХХ века общество отреклось от многих устоев былой жизни, эта тенденция прослеживалась в моде, в законах, в социальных тенденциях и, конечно же, в литературе.
В данной отрасли одними из наиболее нестандартных и инновационных на то время были обэриуты. Это объединение писателей, которые напрочь отказались от традиционных форм искусства, и сейчас мы разберемся в том, что же они взяли в качестве замены.
Поэтическое объединение под названием ОБЭРИУ зародилось в Советской России, в городе Ленинграде. Данная аббревиатура расшифровывается как «Объединение реального искусства», при этом буква «у» сюда добавлена лишь в качестве дополнения.
Из всех слов в названии следует выделить «реальное». Что разумели под ним? Реальность изображения, идеи, или просто каламбур? Н. Заболоцкий в статье «Поэзия Обэриутов» (1927) раскрывает программные манифесты творчества ОБЭРИУ.
В этот же день был опубликован и первый (и последний) манифест, в котором излагался отказ от привычных форм искусства и закреплялись новые литературные взгляды.
Творчество обэриутов становилось авангардным, в стихотворениях появлялась новая смысловая нагрузка, которая была ориентирована на экзистенциализм и прочие глобальные вопросы человечества.
Обэриуты – это собирательное название, которое было официально закреплено за поэтами в 1928 году, но данные тенденции в литературе появились задолго до этого времени.
Старт формирования группы приходится на 1925 год, когда поэты Даниил Хармс
Час первый – поэты вступают в группу: А. Введенский, Н. Заболоцкий, Д. Хармс, И. Бахтерев, К. Вагинов, Юрий Владимиров, Борис Левин.
Час второй – постановка пьесы по рассказу «Елизавета Бам», который написал Даниил Хармс.
Час третий – просмотр смонтированного фильма «Мясорубка», который создал Александр Разумовский.
Участники и сторонники авангардного творчества
Собрание «Три левых часа» документально закрепило ядро ОБЭРИУ, его основу.
Творчество этих людей основывалось в первую очередь на отказе от «заумного» языка, от сложных литературных оборотов и приемов. В основе лежал гротеск, абсурд и алогизм.
Заумь предлагала взглянуть на слово с принципиально новой стороны. Это своеобразный поиск открытия неизвестного в прежней форме. Хотя с другой стороны, здесь есть своя правда. Поскольку у обэриутов действительно не так много примеров эксперимента над словом.
Обэриутов скорее увлекали исследования слова в определённом контексте, уделяя внимание форме творческого метода, но не форме слова. Возможно, что именно такой новаторский подход обоих групп и сближает их.
Среди людей творческих группа обэриутов нашла поддержку.
Разделить их творческие взгляды смогли писатель Евгений Шварц поэт Николай Олейников,
Разделить их творческие взгляды смогли филолог Николай Харджиев философ Леонид Липавский философ Яков Друскин.
Поддержка нашлась и со стороны художников
Владимир Стерлигов а также члены сообщества МАИ,
художница Алиса Порет
Художница Татьяна Глебова
ОБЭРИУ была последней оригинальной выдающейся русской поэтической школой «серебряного века» наряду с символизмом, футуризмом и акмеизмом. В работе над поэтическим словом обэриуты превзошли всех своих учителей, как драматурги они предвосхитили европейский театр абсурда за 40 лет до его возникновения во Франции.
Философия ОБЭРИУ В своем манифесте писатели-обэриуты публично заявили: «Кто мы? Почему именно мы. Мы – поэты нового искусства и нового мироощущения. Смысл искусства и слова в нашем творчестве углубляется и значительно расширяется, но никак не разрушается. Любой предмет в первую очередь очищается от шелухи, литературной и обиходной, и лишь после становится творением».
Суть релятивности заключалась в том, что каждый последующий фрагмент текста опровергал предыдущий, который, в свою очередь, не изымался. Как пример можно рассмотреть рассказ «Голубая тетрадь номер 10», который написал Даниил Хармс. Начало его таково: «Был один рыжий человек…». После становится известно, что у этого человека не было ни волос, ни ушей, ни носа – ничего.
Для понимания истоков ОБЭРИУ важны также нелепые стихи капитана Лебядкина из «Бесов» Достоевского, сочетающие надутость и дилетантизм с прорывающимися чертами новаторства.
Можно назвать еще два источника поэтики ОБЭРИУ: 1. детский инфантильный фольклор (недаром поэты ОБЭРИУ сотрудничали в детских журналах, и если их знали современники, то только как детских поэтов) с его считалками, «нескладушками» и черным юмором;
«Пятое значение» Известно, что существует четыре значения предмета, среди которых эмоциональное, начертательное, эстетическое и целевое. Однако было необходимо создать нечто, что обеспечило бы сам факт существования предмета – так размышляли обэриуты.
Это должно было быть такое значение, которое освободило бы объект от различных условных связей и сделало бы его независимым. В теории данный аспект сложно постичь, так как данное творчество строится на абсурдных теориях.
Вот пример. Стихотворение Введенского «За кончик буквы взяв, я поднимаю слово шкаф» наглядно демонстрирует нам присутствие «пятого значения». Здесь любое слово можно рассматривать как отдельный предмет, а предмет, в свою очередь, как самостоятельное слово.
…Мне страшно что я при взгляде на две одинаковые вещи не вижу что они усердно стараются быть похожими. Я вижу искаженный мир, я слышу шепот заглушенных лир, и тут за кончик буквы взяв, я поднимаю слово шкаф, теперь я ставлю шкаф на место, он вещества крутое тесто Мне не нравится что я смертен, мне жалко что я не точен, многим многим лучше, поверьте, частица дня единица ночи Еще есть у меня претензия, что я не ковер, не гортензия. Мы выйдем с собой погулять в лес для рассмотрения ничтожных листьев, мне жалко что на этих листьях я не увижу незаметных слов, называющихся случай, называющихся бессмертие, называющихся вид основ Мне жалко что я не орел, перелетающий вершины и вершины, которому на ум взбрел человек, наблюдающий аршины… Александр Введенский. «Мне жалко что я не зверь…»
Творчество ОБЭРИУ Эксперименты обэриутов в области литературы достаточно разнообразны по своему подходу. Каждый отдельно взятый автор имеет свои «фишки», свой стиль и направленность.
Объединяет поэтов повсеместный алогизм, который напрочь разрушает стереотипы восприятия литературы. Подобная тенденция заставляет смотреть на общую картину через призму гротеска, видеть ее совсем иначе, нежели в классическом варианте.
Отсутствие последовательности событий, нетипичные литературные приемы и многочисленные «ошибки» заставляют мозг читателя самостоятельно сопоставлять все части в общую картину.
Александр Введенский наиболее выдающийся среди представителей данного течения, и все благодаря тому, что его творчество максимально приближено к классике и легкое в восприятии.
Главным образом Введенский работает со структурой самого языка. Его творения имеют привычные размеры (как у Пушкина, например), в них нет сложной рифмы, оборванных фраз и заумных терминов. Лексика простая, речевые структуры весьма распространенные, слова рифмуются до боли просто, и это легко запоминается.
В стихах Александра Введенского все прозрачно, грамотно и понятно, но что-то неуловимое не дает читателю окончательно осознать суть происходящего.
Поэт использует абсолютно непредусмотренные речевые обороты, он сочетает слова, которые никогда ранее не стояли рядом, тем самым образовывая неформулируемый, неуловимый смысл.
Увы, стоял плачевный стул, На стуле том сидел аул, На нём сидел большой больной, Сидел к живущему спиной. Он видел речку и леса, Где мчится стёртая лиса. Александр Введенский
Творчество поэта Хармса основано преимущественно на семантической бессмыслице. Во многом Даниил Хармс похож на Александра Введенского – он так же объединяет несочетаемые между собой слова, создает некую иллюзию смысла.
Читая его стихи, на первый взгляд кажется, что все четко и понятно. Но едва закончишь последнюю строчку, содержание теряется, приходится перечитывать, и не один раз, дабы уловить хоть долю того, что пытался передать автор.
Вторая черта, которой характеризуется творчество Хармса, – это «заумь». Он создает новые слова, вписывает их в стихотворения, и, находя таковые в той или иной строчке, можно догадаться об их смысле.
Я шел зимою вдоль болота В галошах, В шляпе И в очках. Вдруг по реке пронесся кто-то На металлических крючках. Я побежал скорее к речке, А он бегом пустился в лес, К ногам приделал две дощечки, Присел, Подпрыгнул И исчез.
Даниил Хармс прослыл в свое время не только как поэт, но и как писатель пьес и рассказов. Как и стихи обэриутов, проза Хармса носила абсурдный характер, была основана на бессмысленных словосочетаниях, событиях, которые не связаны друг с другом, и частой смене настроения.
Примечательной чертой его рассказов стала бытовая тематика. До гротеска доводились различные жизненные ситуации, которые могли происходить в магазине, на вокзале, во время ужина или светского мероприятия.
Любой диалог в произведениях автор представлял в жанре, который не имел названия, но был четко противоположным привычному нам стилю изложения.
Литературные творения Заболоцкого объединяют в себе непривычные и даже немного нелепые метафоры, которые объединяются в четкий смысл.
Дочитав его стихотворение до конца, читатель осознает его суть и предмет, понимает, на что было направлено перо автора. Однако само произведение буквально переполнено гиперболами, нетипичными сравнениями, антропоморфностью не только животных, но и предметов быта, явлений природы.
Гляди: не бал, не маскарад, Здесь ночи ходят невпопад, Здесь от вина неузнаваем, Летает хохот попугаем.
Поэзия Николая Олейникова имеет весьма глубокий и достаточно понятный читателю смысл. Невзирая на аллегории, метафоры и символизм, автор грамотно передает всю суть своей мысли и формирует ее в простые рифмованные стоки.
Во многом творчество Н. Олейникова можно охарактеризовать как пародию, в которой он высмеивает различные слабости людей или системы, или же показывает нам изнанку бытия, поднимает крайне важные и даже трагические вопросы.
Наиболее ярким его произведением считается «Таракан». Это стихотворение, которое рассказывает нам о трагической судьбе насекомого, который стал предметом для проведения опытов. Таракан ничтожен для человека, однако автор говорит нам, что он тоже живой, тоже имеет душу и хочет жить.
– Таракан сидит в стакане, Ножку рыжую сосёт. Он попался. Он в капкане. И теперь он казни ждёт. – Таракан к стеклу прижался И глядит, едва дыша. Он бы смерти не боялся, Если б знал, что есть душа.
Критика современников Существование объединения реального искусства ставило под угрозу новые политические и социальные тенденции советской России. В ведущих ленинградских издательствах участники этой группы получали многочисленные отказы, пресса умалчивала об их существовании, а впоследствии называла предателями, врагами и шпионами.
В 1930 году прошло последнее публичное выступление, на котором зачитывались стихи обэриутов, а также проводилась развлекательная программа с участием фокусника Пастухова.
В честь него вышла разгромная статья в газете «Смена», в которой данное действо назвали «заумным жонглерством», а всех причастных к нему – противниками пролетариата и заговорщиками. За ней последовали подобные отрицательные отзывы и рецензии, что побудило вскорости государственные органы перейти к решительным действиям.
Репрессии и преследования
В 1931 году объединение реального искусства официально перестало существовать.
Даниила Хармса, Александра Введенского и Игоря Бахтерева арестовали по государственному делу, после чего сослали без права на дальнейшее возвращение.
Оставшиеся члены группы продолжали сотрудничать, однако уже не выступали и не издавались как ранее.
В 1941-1942 годах погиб в заключении А. Введенский
Пришедшая война забрала жизни Д. Левина и Л. Липавского. Д. Левин Л. Липавский
Николая Олейникова расстреляли в 1937 году.
Оставшиеся обэриуты оказались в заблокированном Ленинграде, который постоянно подвергался штурму и нападениям со стороны фашистов. В этих условиях были утрачены многочисленные наработки авторов, сгорали и терялись целые пьесы, сборники стихотворений и отдельные наработки.
В Ленинграде скончался Д. Хармс
Из-за этих событий единственным взрослым сочинением Юрия Владимирова, которое дошло до наших дней, стало «Физкультурник».
Недетские произведения Д. Левина были полностью утрачены, как и прозаические творения А. Введенского, в том числе культовый рассказ «Убийцы вы дураки».
«Оттепель» После 1956 года постепенно воскрешалось некогда погубленное творчество великих поэтов и писателей. Начали издаваться детские стихотворения Д. Хармса и А. Введенского. Они печатались не только в России, но и на Западе благодаря усилиям Владимира Эрля и Михаила Мейлаха.
Окончательно запрет на творчество обэриутов был снят в годы перестройки, когда советская цензура утратила свое значение и творческий диапазон значительно расширился.
Его работы начали издавать еще в 70-х годах, при этом печатались не только старые наработки, но и новые произведения. В 80-е и в первой половине 90-х он продолжал сочинять, при этом не изменяя авангардному стилю.
Обэриуты для детей А. Введенский, Д. Хармс, И. Бахтерев, Юрий Владимиров и Н. Заболоцкий активно писали стихи для детей, которые были более простыми и понятными, нежели творения для взрослой публики.
Но даже в столь невинных на первый взгляд творениях заключался трагический или же сатирический замысел авторов.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1437601
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения РФ опубликовало методические рекомендации по проведению инклюзивных смен для детей с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
ОНФ выявил за 2021 год более 600 опасных маршрутов к школам в регионах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.