В чем заключается своеобразие пушкина
СОДЕРЖАНИЕ
Творческий путь Пушкина можно условно разделить на несколько этапов: лицейский период (1813-1816 гг.), Петербургский период (1817-1820 гг.), период Южной ссылки (1820-1824 гг.), период ссылки в Михайловское (1824-1826 гг.), творчество II половины 20-х годов (1826-1830 гг.), творчество периода Болдинской осени (1830 г.), творчество 30-х годов (1831-1836 гг.).
Для лицейского этапа характерно формирование Пушкина-поэта под воздействием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. В раннем творчестве поэта отчетливо звучат его патриотические настроения («Воспоминания в Царском Селе»), политические мотивы, протест против крепостничества («Лицинию»), вольнолюбивые и сатирические мотивы («Городок»), которые тесно переплетаются с приверженностью философии Эпикура и анакреонтикой. В раннем творчестве начинает звучать тема смерти («Моя эпитафия», «Завещание», «Элегия», «Желание»), но она не имеет трагического оттенка, поэт желает умереть любя.
Для петербургского периода характерно тяготение к активному романтизму, декабристским настроениям во имя торжества свободы.
Вольнолюбивые мотивы усиливаются в лирике Пушкина Южного периода. Появляются и «южные» поэмы, героями которых становятся сильные и ищущие личности, находящиеся в разладе с обществом. В качестве индивидуальных домашних заданий можно предложить сильным учащимся проследить особенности романтической композиции и стилистики одной из «южных» поэм.
В период михайловской ссылки в творчестве Пушкина происходит утверждение принципов реализма. В этот период создается историческая трагедия «Борис Годунов», которую школьникам предстоит обсудить на уроке внеклассного чтения.
В период после поражения декабристского восстания (1826-1830 гг.) Пушкин остается верным идеалам декабристов. Эти настроения подтверждаются в стихотворениях «В Сибирь», «Арион», «Анчар». Вольнолюбивые стихи Пушкина занимают в его творчестве центральное место, они полны жгучей ненависти к «самовластительным злодеям» на троне, и «барству дикому», жестоко угнетающему народ. Для Пушкина идея свободы неразделима с Отечеством, с идеей патриотизма. Об этом он пишет в послании «К Чаадаеву», которое превращается из дружеского послания в политическое.
Основные мотивы поэзии А.С. Пушкина: тема любви, тема поэтического творчества и тема смысла жизни, главная в философской лирике. Поэта волнуют проблемы смерти и бессмертия, преемственности поколений, вечного и преходящего, проблемы памяти и забвения.
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Женский образ дан лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые черты». Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного. В стихотворении «Я вас любил» показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
собое внимание стоит обратить на стихотворение «Мадонна». Это стихотворение Пушкин посвятил своей жене. Радость и счастье от долгожданного брака (он трижды делал предложение Н.Н. Гончаровой) выразились в строках:
Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Пушкинская проза характеризуется разнообразием сюжетов: от бытоописательного «Арапа Петра Великого» до фантастичных «Гробовщика» и «Пиковой дамы». Принципом изображения действительности в прозе Пушкина была объективность. Пушкин, как правило, отказывается от подробного изображения чувств героев, столь характерного для прозы его предшественников. Пушкина интересуют в жизни не только какие-либо ее отдельные проявления, но вся жизнь в целом.
Любопытным композиционным приемом является продолжение стихом прозы. Особенно часто он используется в «Повестях Белкина» и «Путешествии в Арзрум». Часто Пушкин использует такой художественный прием, как рассказ в рассказе или вставная новелла.
Пушкин выступал против описательности в прозе. Но тем не менее описания природы и интерьера в пушкинской прозе встречаются неоднократно. Несомненно, что Пушкину они нужны для создания особой атмосферы рассказа, для характеристики душевного состояния героя.
Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но его драмы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самому значительному в его наследии. В законченном виде Пушкин оставил всего пять пьес: «Бориса Годунова» и четыре «маленькие трагедии». Почти до конца была доведена драма «Русалка» и до половины «Сцены из рыцарских времен». В рукописях остались планы и наброски еще около десятка пьес.
На протяжении творчества Пушкина характер его драматургии несколько раз менялся. В этом жанре яснее, чем во всех остальных, выражалась тесная связь его поэзии с событиями современности и размышлениями поэта на социальные и политические темы. Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа, из которых только два средних представлены законченными произведениями.
Третий этап в эволюции пушкинского драматургического творчества представлен четырьмя «маленькими трагедиями» и неоконченной драмой «Русалка» (1826-1831). После «Бориса Годунова» Пушкину захотелось выразить в драматической форме те важные наблюдения, открытия в области человеческой психологии, которые накопились в его творческом опыте. Он задумал создать серию коротких пьес, драматических этюдов, в которых в острой сюжетной ситуации с предельной глубиной и правдивостью раскрывалась человеческая душа, охваченная какой-либо страстью. Последний этап пушкинского драматургического творчества совпадает с началом нового постепенного подъема в русской общественной жизни и в литературе (30-е гг.). В произведениях крупнейших писателей и прежде всего Пушкина снова оживляется тема освободительного движения.
Своеобразие творчества Александра Сергеевича Пушкина
Творческая деятельность великого русского классика Александра Сергеевича Пушкина насыщена и многоэтапная. Наибольшее влияние на писателя и формирование его художественного стиля оказали русские литературные деятели, которые стали впоследствии идейными вдохновителями и участниками декабристского восстания. Также особо на творчестве Пушкина отразился фольклор России и литература Европы.
Прославленный национальный поэт
Неоспоримый талант Пушкина почитаем и любим, вклад колоссален. Личность писателя играет важную роль в формировании современной русской словесности. Пушкин состоит в истории как великий литературный деятель.
Этапы творческого пути
Знаменитый поэт начинает сочинять ещё в стенах Царскосельского лицея. Это начало писательской деятельности. Период характеризуется усвоением многочисленных литературных традиций, стилей, изучением интонаций поэзии.
Следующий исторический этап — это время после лицея. Пушкин живёт и творит в Петербурге. Его сочинения приобретают политический уклон. Было написано много гражданско-патриотических стихов, в произведениях всё больше затрагиваются вольнолюбивые темы. Наиболее значимый труд того времени — это поэма «Руслан и Людмила», где молодой Пушкин мастерски владеет различными литературными стилями и формами.
Третий период — ссылка русского классика на юг. Литературные произведения писателя того времени объединены общим романтизмом. В творчестве присутствует тема изгнанника. Поэту неуютно в провинциальной окраине, но он остаётся верен себе и свободе своей личности. Лирический герой у Пушкина во всём разочарован, ему близки Байроновский характер и настроение. Он сторонится цивилизации, его привлекает мир природы. Там его преследуют бесконечные страсти, новые конфликты, очередные разочарования.
В четвёртом периоде, во времена ссылки в селе Михайловское, русский классик отходит от романтических настроений. Он старается в творчестве приблизиться к докладу о реальной жизни, где образы персонажей и их обстоятельства естественны. В своих произведениях писатель следует правилам реализма, действительность изображается натурально и объективно. В 1820-х годах Пушкин пишет всё больше прозаических работ.
Следующий исторический этап творчества — «Болдинская осень». Писательские труды становятся реалистичнее. В это время Пушкиным были разработаны литературные каноны, сформировавшие национальную, бытовую, социально-культурную палитру образов писателя.
Произведения, созданные в Болдино:
В 1830-е годы происходил условный шестой заключительный этап творчества Пушкина. Главной и основной становится философская тема.
Жанровое своеобразие работ
Александр Сергеевич — это поэт и прозаик, он автор философских драм и сказок для детей. Из-под его пера вышли поэмы, элегии, множество стихотворений и сонетов. Он первым создал роман в стихах.
Жанры литературных трудов:
Пушкиным написано множество критических работ, он проводил несколько исследований в области истории. Его культурное наследие безгранично и бесценно. В своих произведениях писатель привносил новаторство в русскую литературу. Он рушил стереотипы, ломал изжившие себя правила, развивал новые формы. Выступая против классицизма, он желал преобразить трагедию, придать ей естественности и правдивости.
Автор выступал в роли гражданина и патриота, психолога и философа. Он модернизировал и усовершенствовал русское стихотворчество, преобразил всю прозаическую литературу. По мнению Пушкина, в России поэзия по своему развитию значительно опережает прозу. Он полагал, что русские прозаики перегружают свой слог излишним нагромождением.
Истинным новшеством прозы стал цикл «Повести Белкина» по причине простоты и лаконичности изложения. Самое главное в творчестве Пушкина — кратко и ясно излагается повествование. Наиболее плодотворное поэтическое время — Болдинская осень. Он создал более 50 литературных работ. Тогда же появился гениальный роман «Евгений Онегин».
Образы и формы передаются с предельной ясностью, писательские произведения полны неисчислимых идей и мыслей. Примечателен сборник «Маленькие трагедии». Это наиболее популярные работы автора. В этих достаточно малых по объёму произведениях присутствует глубокий анализ человеческих характеров, сути естества, людских стремлений. Здесь есть сообщение о грехах и порках, об их пагубности и вредоносности.
Затрагиваются вечные темы о добре и зле, о жизни и смерти. Каждая из этих работ содержит в себе некую эпоху истории, образы персонажей многогранны и объёмны.
Литературные труды Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связаны с русским фольклором. Им нередко применялись сюжеты народных преданий и легенд. Писатель также использует стилистические приёмы фольклорной культуры.
Значение писательской деятельности
Александр Сергеевич является основоположником реалистической литературы в России. В работах с безмерной яркостью представлены самые лучшие черты русского человека. Пушкин — это дух России, не каждые сто лет рождается такой масштабный деятель и новатор. Поэт формировался под влиянием творчества великих умов: Вольтер, Руссо, Державин, Карамзин.
Новаторство Александра Пушкина
Основные темы стихотворных трудов — это любовь, поиск смысла жизни, искусство. Литературные работы о дружеских отношениях и привязанности сердца поражают чистотой и искренностью, мягкостью и душевностью.
Писатель исключительно радовался гармонии и согласию природы. Он восхищался красотой. Друзья для русского классика много значили. На протяжении всей жизни он дружил с лицейскими товарищами Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом и другими. Многие стихотворения посвящены именно друзьям-единомышленникам. Каждое очередное творение писателя становилось событием. О нём велись беседы, его переписывали в свои тетради.
Чувство любви не оставляет Александра Сергеевича на его дороге жизни. Оно не позволяет погружаться в отчаяние, поддерживает и подбадривает. Любовные прореживания представляют собой для русского поэта работу души.
Прекрасное романтическое произведение о любви — это «Я помню чудное мгновение». Автору удаётся подобрать волшебные слова, чтобы создать прелестный образ девушки и описать небывалую власть любви над человеческим сердцем. Любовь у Пушкина истинная и подлинная. В ней нет корысти и эгоизма. Это чувство простое и нравственно красивое. Поэтическое произведение «Мадонна» написано для супруги автора Н. Н. Гончаровой.
В литературных работах А. С. Пушкина основной герой — это живой персонаж со всеми слабостями и недостатками. Писатель отрицает романтизм. В его творчестве имеет значение обычный и усреднённый человек. Сюжетные линии в художественных произведениях разнообразны. Автора интересуют не какие-то особенные детали и временные отрезки, а весь жизненный путь в целом. Примечательно, что у русского классика отсутствуют крупные по объёму литературные труды. Наиболее длинный — «Капитанская дочка», размещённая на ста страницах.
Вклад в развитие литературы
В основном прозаическое творчество отличается особенной чёткостью построения сюжета. Произведение состоит из глав, либо текст без затруднений разделяется на смысловые отрезки, каждый из которых можно воспринимать как обособленную часть.
В книгах нередко ярко выражены и чётко очерчены вступление и заключение. В начале обычно представлена предыстория для дальнейших событий или описание главных действующих лиц. В заключении повествуется о том, каким образом сложилась судьба у героев в дальнейшем. В этом состоит ритмичность формы прозы Александра Пушкина. Бывает, что автор оставляет произведение без заключения. Это делается для того, чтобы финал оставался открытым, и читатель сам мог ответить на появившиеся у него вопросы.
Писателем поднимаются риторические философские вопросы, на которые нет однозначных ответов. Интересным литературным приёмом выступает продевание стихотворениями прозы. Особенно он встречается в «Повестях Белкина».
Наиболее важные и значимые для мировой литературы работы автора — это, разумеется, драмы. В завершённом виде составлено только лишь пять пьес. Пушкин-драматург задавался вопросами о политической стороне жизни и о социальной. В своей творческой лаборатории автор поднимает злободневные темы о необходимости для России революции, об отсталости самодержавного строя, о крепостничестве. По мнению поэта, русский народ должен самолично воспринять проблемы и бороться за свои права.
Автору всегда была особенно любопытна людская душа, предающаяся какой-нибудь страсти. Личность великого русского классика остаётся навсегда загадкой для читателя. С годами она становится всё таинственней, потому что всё дальше отстраняется эпоха царской России, где жил и творил свои проекты культовый писатель.
Характеристика деятельности Александра Пушкина:
Своими сочинениями и творчеством Пушкин известен во всём мире, его можно назвать символом русской литературы и русской культуры. Его божественный дар был отмечен даже врагами.
Исключительность гения поэта, его проникновение в другие культуры и иные эпохи явили неизмеримое многообразие сотворённого им литературного мира. Работы образуют общее целостное единство, которое можно сопоставить с одним обширным художественным произведением, где основная тема — это судьба человека.
Своеобразие творчества Александра Сергеевича Пушкина
Творческая деятельность великого русского классика Александра Сергеевича Пушкина насыщена и многоэтапная. Наибольшее влияние на писателя и формирование его художественного стиля оказали русские литературные деятели, которые стали впоследствии идейными вдохновителями и участниками декабристского восстания. Также особо на творчестве Пушкина отразился фольклор России и литература Европы.
Тематика лирики А.С. Пушкина
А.С. Пушкин (1799-1837) является одним из величайших поэтов русской литературы начала XIX в., и его творчество оказало влияние на всю русскую литературу в последующие периоды ее развития. Творчество Пушкина отличается поразительным жанровым, сюжетным и тематическим многообразием, которое наиболее отчетливо и ярко проявилось в лирике поэта. В лирике Пушкина выделяются темы:
Биография и творчество Пушкина
На прошлом уроке мы выяснили самое главное: изменение музы от ее классического облика к романтическому, а потом и реалистическому. И возвращаясь к восьмой главе «Евгения Онегина», можно обратить внимание, что историю своей музы, а между тем, и историю своей жизни, Пушкин рассказывает так, как будто бы она счастлива и свободна, складывалась и развивалась: лицей, Петербург, юг, Михайловское.
Но стоит обратить внимание на другое обстоятельство, которое нам хорошо известно, но не всегда соотносимо с этим отрывком, ведь все эти периоды биографической Пушкинской жизни были не просто не свободными периодами, а были периодами, организованными не Пушкинской волей: лицей – это решение его родителей; служба в Коллегии иностранных дел – тоже навязанная; юг – это недобровольный перевод по службе; Михайловское – действительная ссылка, которая оканчивается удивительно: Пушкин оказывается единственным официально помилованным ссыльным, что являлось волей императора, а не самого Пушкина. Когда же речь идет о втором Петербургском этапе жизни Пушкина, то мы понимаем, что эта ситуация не меньшей свободы. В 1831 году после женитьбы Пушкина молодожены проводят медовый месяц в Царском Селе, что, вероятно, тоже символично. Пушкин в начале своей новой семейной жизни возвращается в свою юность, в Царское Село. Там же по случаю холеры оказалась царская семья. Николай I
Рис. 1. Император Николай І ()
смотрит на возмужавшего Пушкина и отправляет его на службу в Министерство иностранных дел с особенным заданием: он теперь работает над историей Петра Великого.
Рис. 2. Император Петр Великий ()
Вольнолюбивые мотивы лирики Пушкина
Вольнолюбивая лирика Пушкина освещает проблемы свободы человека вообще в государстве, в жизни, проблему крепостного права. Наиболее активно эта тема развивалась в первый петербургский период его творчества (1817-1820), а также в период южной ссылки в Кишиневе (1822). Вольнолюбивые мотивы наиболее ярко отражены в следующих стихотворениях поэта:
✓ «К Чаадаеву» (1818), имеющее следующие особенности:
• написано в жанре дружеского послания;
• наряду с дружескими, интимными интонациям используются и пафосные;
• развивается гражданская тема;
• присутствуют мотивы свободы, усыпления и иллюзии, надежды, чести и Родины, дружбы, души;
✓ «Деревня» (1819), которое имеет следующие особенности:
• направлено против крепостного права и «барства дикого»;
• противопоставляет идиллическому взгляду на деревенскую жизнь рассуждения на тему трудной жизни и положения крестьян;
• описывает деревню в сентименталистском ключе, но это описание имеет ряд особенностей:
— труд как непременное условие жизни в деревне;
— точность, предметность и конкретность описаний, отсутствие аллегоричности, свойственное сентиментализму;
— динамика в изображении явлений;
✓ »Узник» (1822), которое можно охарактеризовать следующим образом:
• отражение реальных фактов жизни поэта (пребывание в ссылке), которые максимально обобщены в стихотворении;
• использование романтического образа орла, в котором в абстрактной форме предстает свобода, прославляемая в данном стихотворении;
• усиление средствами художественной выразительности — призывами, эпитетами, повторениями, противопоставлениями и др. — центральной антитезы плен — свобода;
✓ «Анчар» (1828), имеющее следующие особенности:
• использование дерева как символа смерти и зла;
• осуждение рабства, деспотизма;
• утверждение свободы человеческой личности.
Жанр(от фр.genre – род, вид) – форма, в которой проявляются основные роды литературы – эпос, лирика, драма. (Например, повесть – вид эпического жанра, комедия – вид драматического жанра, послание – вид лирического жанра, поэма – вид лиро-эпического жанра.) Каждый жанр обладает определенным комплексом устойчивых свойств.
Принципы определения жанра | Пример (элегия) |
Принадлежность к тому или иному литературному роду; | Принадлежит к лирике |
Преобладающее эстетическое качество | Представляет собой философское размышление, окрашенное грустью; |
Объем и структура произведения | Сравнительно невелика по объему |
Жанр | Черты жанра | Примеры |
Ода | Стихотворение прославляющего содержания, которое выражается в патетическом и торжественном строе стиха. В поэзии классицизма ода являлась ведущим жанром высокого стиля. | «Вольность» и др. |
Послание | Стихотворное произведение в форме обращения к реальному или вымышленному лицу или группе лиц, для которого характерны следующие черты: 1) отсутствие резких границ между поэзией и прозой жизни; 2) сочетание разностильного и разномасштабного; 3) вольная смена картин и тем, т.к. послание ориентировано на свободу дружеской беседы или письма (отсюда столкновение литературного и бытового материала, разностильность, композиционная неупорядоченность). | «К Чаадаеву», «И.И Пущину» и др. |
Элегия | Лирическое стихотворение, в котором выражаются преимущественно философские размышления, грустные раздумья, тоска по прошлому. Основное чувство — чувство меланхолии, что определяет круг тем: неразделенная любовь, разлука с возлюбленной, скорбь об утраченной радости, чувство приближения безвременной смерти, наслаждение в страданиях и печали. | «Деревня», «К морю», «Погасло дневное светило» и др. |
Эпиграмма | Сатирическое стихотворение небольшого объема, содержащее критическую оценку каких-либо общественно-политических событий или направленное в адрес частного лица. | «На Аракчеева», «На кн. А.Н. Голицына» и др. |
Мадригал * | Небольшое стихотворение чаще любовного содержания, содержащее комплимент адресату, реже – философского содержания. Концовка мадригала, как правило, неожиданна, парадоксальна. | «Ек. Н. Ушаковой», «Княгине З.А. Волконской» и др. |
Лирическое стихотворение | Жанр лирики, ставший основным начиная со второй трети Х1Х в. и сохраняющий свои позиции до настоящего времени. Границы жанра лирического стихотворения размыты, что позволяет относить к нему лирические произведения самого разного содержания и формы. С точки зрения содержания традиционно выделяют гражданскую (политическую), любовную, пейзажную, философскую, медитативную и др. Подобное разделение условно, один и тот же лирический текст, как правило, представляет собой переплетение нескольких содержательных пластов. | «Я вас любил…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Зимняя дорога». «Бесы» и др. |
Сонет | Твердая стихотворная форма, стихотворение, состоящее из 14 строк. Классическая форма сонета предполагает наличие 2 катренов (четверостиший) и 2 терцетов (трехстиший). Существуют многочисленные варианты сонета, обусловленные отклонениями от классической формы. | «Поэту», «Мадонна» и др. |
Отрывок* | Стихотворение, которому придана форма внешней незавершенности, но при этом обладающее внутренней эстетической цельностью. | «Осень» и др. |
Эпитафия* | Надгробная надпись, преимущественно стихотворная, как правило, небольшого объема; может быть как реальной, так и фиктивной, т.е. представляющей собой стихотворение, предназначенное для публикации. В последнем случае эпитафия может носить шутливый, даже пародийный характер. | «Моя эпитафия», «Эпитафия младенцу» и др. |
Баллада * | Лиро-эпический жанр:небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-нибудь необычный случай фантастического, исторического или героического содержания. | «Песни западных славян» и др. |
Стансы* | Небольшое элегическое стихотворение медитативного (реже – любовного) содержания, состоящего из четверостиший, каждое из которых представляет законченную мысль, объединенных общей темой. | «Стансы» и др. |
«Евгений Онегин»
Жанр | Роман в стихах |
Тема | Изображение жизни человека и общества России конца 10-х-начала 20-х гг. XIX века |
Основная проблема | Взаимоотношение человека и общества, влияние происходящих событий, изменяющихся обстоятельств на формирование характера человека |
Конфликт | Между личностью и средой |
Герой | Типичный представитель круга передовой дворянской молодежи |
Особенности изображения человека в романе | Эволюция характера под воздействием жизненных обстоятельств, «испытаний души» |
Позиция автора | Автор не отождествляется с героем, стремится максимально объективно изобразить происходящее |
Особенности композиции | Отсутствие традиционного начала, открытый финал, наличие лирических отступлений; любовный конфликт, традиционно центральный для романа начала XIX века, оказывается на втором плане |
Тема дружбы
Тема дружбы занимает в лирике Пушкина значительное место — она проходит через все его творчество. Наиболее ярко выражена эта тема в жанре дружеского послания, которое благодаря Пушкину приобретает большую популярность в русской литературе. Тема дружбы отражена в следующих стихотворениях поэта:
✓ «Чаадаеву» (1821), имеющее следующие особенности:
• ведущей темой послания является дружеская привязанность, что отличает его от послания «К Чаадаеву» (1818);
• развивает мотив одиночества;
• дается развернутая характеристика самого Чаадаева как надежного наставника, помощника и тонкого психолога;
✓ «19 октября» (1825), имеющее следующие особенности:
• написано во время ссылки в Михайловское, и потому проникнуто мотивом одиночества и грустного настроения;
• использует богатые образы, передающие силу грусти и одиночества (описание пустынной кельи, осенней стужи и т. п.);
• развитие темы дружбы, которое далее выливается в гимн дружбе;
✓ стихи, посвященные Ивану Пущину.
Тема свободы в творчестве Пушкина
Эта работа, которая открыла Пушкину возможность посещения исторических архивов, работы с закрытыми документами, привязывала его к Петербургу, из которого Пушкин хотел уехать куда угодно, но император его не пускал. Единственные две поездки, которые он совершил, это поездка без разрешения на Кавказ в 1829 г., за что был наказан, и единственная официально разрешенная командировка – это поездка в Оренбургскую губернию, когда Пушкин официально работает над сбором материала в связи с историей Пугачевского бунта. Он рвется из Петербурга, и единственное, что ему удается, это Михайловское и Болдино. Представить себе менее несвободную судьбу российского дворянина просто невозможно.
Любовная лирика
Любовная лирика Пушкина принесла поэту известность и популярность в широких кругах и оказала огромное влияние на любовную поэзию многих последующих авторов. На любовные стихи Пушкина было создано огромное количество романсов и песен. Наиболее яркими произведениями любовной лирики поэта являются следующие стихотворения:
✓ «Я помню чудное мгновенье…» (1825), посвященное А.П. Керн и имеющее следующие особенности:
• рассказывает историю человеческой жизни и любви, содержит размышления автора на эту тему;
• раскрываются психологические состояния лирического героя и его история любви, которая является основной темой стихотворения;
• имеет четкую стройность изложения: три совершенно равные и контрастирующие между собой части, что отражает этапы чувства и жизни героя;
✓ «Не пой, красавица, при мне…» (1828), имеющее следующие особенности:
• необычная композиционная структура, которая заключается в накладывании на один женский образ другого, и идет их противопоставление друг другу в пользу второго образа;
• жанр стихотворения — элегия — воспоминание;
✓ «Я Вас любил…» (1829), являющееся шедевром пушкинской любовной лирики и имеющее следующие особенности:
• раскрывает любовь лирического героя, богатую множеством оттенков;
• выражает такие качества поэта, как альтруизм, самопожертвование в любви;
• описывает три временных отрезка, по которым проходит жизнь и любовь и поэта;
• имеет драматизм, не свойственный стихотворению-элегии;
• используется форма монолога-размышления, точно найденная поэтом и подчиняющая себе основной конфликт и образы стихотворения;
• кажущаяся простота языка, интонационно-мелодический ритм которого довольно сложен.
Подражание в творчестве Пушкина
Сначала это будет творчество Батюшкова,
Рис. 9. В.А. Жуковский ()
И действительно, говоря о своей лицейской музе, Пушкин выделит там два центральных жанра: послание и элегия. Поэтому в первом периоде лицейской жизни Пушкин будет ориентироваться на дружеское послание Батюшкова, а во втором – на элегию Жуковского. Пушкин действительно будет создавать произведения, в которых будет восстанавливать своеобразие художественной манеры своих учителей. Так, предположим, если речь идет о Батюшкове, то это послание «Городок», которое почти имитирует Батюшковские «Мои пенаты», если Жуковский, то это стихотворение «Певец», которое является вариацией стихотворения с тем же названием. Следует напомнить, что Жуковский и Батюшков создают существенно разные художественные миры, разные облики поэтов, разные облики их муз. Так, если поэт Батюшкова – это ленивец, философ, мудрец, мечтатель, эпикуреец, в своих мечтах наслаждающийся жизнью, традиция которого воспроизводит античную традицию, то в случае с Жуковским перед нами меланхолик, драматически переживающий свое земное существование, устремленный к небесному идеалу, чем близок к традиции христианского неоплатонического миропонимания. В этом смысле это два разных содержательных явления, трудно соотносимые друг с другом. Однако Пушкинские стихи, написанные в подражание Батюшкову, вызывают у Батюшкова такую серьезного рода реакцию, что однажды он приедет в лицей, чтобы познакомиться с этим юным дарованием. А чуть позже среагирует на одно из лицейских посланий «Юрьеву»
таким образом: нервно сжав листок с рукописью этого стихотворения, заметит, что если этот юнец так и дальше пойдет, то нам на Парнасе больше делать нечего. Те открытия, к которым старшие современники Пушкина шли длительным художественным развитием, этот по сути подросток воспроизводит с необычайной легкостью. Таким образом, перед нами удивительное свойство Пушкина, которое много позже Гнедич
в одном из посланий, обращенных Пушкину, неслучайно соотнесет его с Протеем –
древнегреческим мифологическим существом, способным принимать самые разнообразные формы. В итоге перед нами обнаружится изумительная особенность Пушкина художественно проникать не только в стили других авторов, но и в стили других народов и культур. Ведь в последующем он с точностью будет воспроизводить в своем творчестве, скажем, не только миры библейского Ветхого завета,
Рис. 13. Ветхий завет ()
Он изобразит нам Средневековую Англию, Испанию. Поэтому ту удивительную особенность, которую много позже Достоевский
Рис. 15. Ф.М. Достоевский ()
определит как всемирную отзывчивость Пушкина, можно обнаружить в этой необычайной способности Пушкина улавливать и воспроизводить явления окружающего мира, иногда даже чуждые самому Пушкину.
Другая особенность, которая так же ярко проявляется уже в самом начале творческого пути Пушкина, это способность соединять несоединимые вещи. В частности, он не только подражает Батюшкову и Жуковскому, но соединяет их вместе. Если в первой половине лицейского творчества – это образы Батюшкова: поэт-ленивец и мудрец, то во второй – элегические образы Жуковского, связанные со смертью. И это все пишет мальчик в возрасте 15-16 лет, создавая ощущение некого сюжета, которые развернулся в его лицейской лирике от некого предшествующего счастья и наслаждения жизнью к полному его разочарованию. Более того, из этого сюжета он сделает стихотворения, и самое замечательное из них – это послание «Друзьям»:
Богами вам еще даны
Златые дни, златые ночи,
И томных дев устремлены
На вас внимательные очи.
Играйте, пойте, о друзья!
Утратьте вечер скоротечный…
Все это сильно напоминает поэтическую мысль Батюшкова с призывом наслаждаться жизнью. А финальная строчка звучит так:
И вашей радости беспечной
Сквозь слезы улыбнуся я.
Тема поэта и поэзии
Тема поэта и поэзии в стихах Пушкина является довольно устойчивой и активно разрабатывалась. Пушкин один из первых в русской литературе XIX в. поднял тему о роли поэта и поэзии в общественной жизни, его влиянии на общество и специфике его взаимоотношений с обществом. Тема поэта и поэзии разрабатывается в следующих стихотворениях поэта:
✓ «Пророк» (1826), имеющее следующие особенности:
• отражает общественную ситуацию в указанный период и собственное мироощущение автора;
• имеет мотивы декабристской поэзии;
• проводит мысль о роли поэта и поэзии в обществе через использование библейской образности (образ пророка);
• включает в себя тонкое соединение высокого драматизма, выражающегося через использование монологов и напряженности высказываний, с пушкинским лиризмом, который передается в смене переживаний поэта, философской широте мысли и иносказании;
✓ «Поэт» (1827), которое:
• перекликается с «Пророком»;
• предваряет произведения о творце и обществе, созданные в 20-30-е гг. XIX в.;
• описывает будни и труд поэта, раскрывая реалии его жизни, имея в виду не только себя самого, но и поэта вообще;
• указывает на высокое назначение поэта, на возвышенность его духа и натуры;
• носит характер реалистического стихотворения, несмотря на возвышенность стиля и языка и условность образов;
✓ «Поэт и толпа» (1828), имеющее следующие особенности:
• раскрывается тема взаимоотношения художника и общества, показывается конфликтность этих взаимоотношений, непонимание поэта толпой (но не народными массами, а светской толпой), презрение и гнев поэта по отношению к этой «черни»;
• обличается невежество светской «черни» — толпы;
• используется диалогическая форма повествования для передачи высокого драматизма стихотворения;
• дается определение миссии поэта, которая заключается в следующем:
— недопустимость дидактики и морализаторства;
— воспевание высоких идеалов и ценностей, но с опорой на реалистичность изображения;
— свобода творчества, независимость поэта от указаний толпы.
«Про лицей»
Невзирая на то, что все родственники Пушкина оказались связанные с Петербургом или его окрестностями, родился Пушкин в Москве под самый финал уходящего XVIII века в 1799 году.
Рис. 8. Портрет Пушкина-ребенка (вероятный автор – генерал Ксавье де Местр) ()
И с необходимостью получения образования Пушкин впервые появился в Петербурге в 1811 году.
Рис. 9. Пушкин-лицеист (предполагаемый автор – лицейский учитель рисования С.Г. Чириков, около 1815 г.) ()
Мальчика привез сюда его дядя, в ту пору самый знаменитый поэт из Пушкинского рода, Василий Львович Пушкин.
)
Юного Александра определили в только что открывающееся оригинальное учебное заведение – Царскосельский императорский лицей, который был со своей историей и идеей. Учебное заведение было закрытого интернатского типа, где мальчики не только учились, но и жили. В связи с тем, что здание не успевали переделать под лицей, учебный год начался только 19 октября. Эта дата станет значимой не только для лицеистов, но и благодаря творчеству Пушкина для всей истории русской поэзии и культуры.
Идею лицея сформулировал император Александр I
Рис. 11. Император Александр I ()
как мысль, связанную с тем, чтобы создать специальное учебное заведение, где можно было бы взрастить новые чиновные кадры для новой реформированной России. Эту самую реформу осуществил в виде лицейского плана М. Сперанский.
Рис. 12. М.М. Сперанский ()
В одном из стихотворений, посвященном 19 октября, Пушкин напишет «Дней Александровых прекрасные начала», связав само создание лицея с идеей создания новой России, нового государства, новых чиновников. Но уже даже из этого вступления становится понятно, что кое-что из этого удивительного лицейского плана осуществилось. И тут на ум приходит из первого, самого знаменитого выпуска Горчаков,
Рис. 13. А.М. Горчаков ()
солицеист Пушкина, оказавшийся уже во второй половине XIX века канцлером России. С другой стороны, совершенно непредсказуемыми оказались судьбы ближайших Пушкинских друзей: Пущина
Рис. 15. В.К. Кюхельбекер ()
Это будущие декабристы, сосланные государственные преступники, которые хотели продлить ту самую идею обновления России. Только вот представление об этих идеях, официальные и собственно декабристские, оказались существенно различными. И уж совсем не предполагаемым стало то, что лицей войдет в историю, в первую очередь, как некая родина русской поэзии. И, действительно, странно, что рядом с Пушкиным оказались не только будущие великие государственные деятели и преступники, но и мальчики, увлеченные поэзией: А.А. Дельвиг,
В.К. Кюхельбекер. Именно в лицее развернулось нечто, что можно было бы назвать словесной республикой. Это и создание лицейских журналов, это и попытки вести некую литературно-художественную жизнь, которая не имела под собой никакого реального плана и педагогического усилии коллектива. Все это имело характер внутренней и особо ценимой самими лицеистами литературно-художественной деятельности. В это же лицейское время и Дельвиг, и Пушкин начинают публиковаться, причем в ведущих литературных журналах, например, в «Вестнике Европы», организованном Карамзиным.
Рис. 17. Н.М. Карамзин ()
В 1814 году выходит первое стихотворение Пушкина в печати «К другу стихотворцу», подписанное инициалами НКШП.
Рис. 18. Первое печатное произведение Пушкина «К другу стихотворцу» ()
«Воспоминания в Царском селе»
Другим примером, демонстрирующим, с одной стороны, особенное положение лицейского Пушкина в кругу уже известных поэтов, может оказаться, пожалуй, самое известное стихотворение «Воспоминания в Царском селе»,
Рис. Автограф стихотворения «Воспоминания в Царском селе» ()
неслучайно помянутого Пушкиным в «Евгении Онегине»: «Старик Державин нас заметил». Напомним, что ситуация складывалась таким образом, что лицеистам было известно то, что экзамен по русской литературе будет принимать олицетворение поэзии XVIII столетия Г.Р. Державин.
И как-то в связи этим сложилось впечатление о том, что Пушкин со своей удивительной способностью подражать стилям других авторов будет подражать этому автору. Но от попыток Пушкина придать этому стихотворению Державинский вид останется только одна – это правка первой строчки: изначально было так: «Навис покров угрюмой ночи». Но, когда обнаружил, что это будет Державин, Пушкин на всякий случай «ч» поправил на «щ», и получилась старославянская форма «нощи». Таким образом, эта деталь придает облик XVIII века, хотя, работая над этим произведением, Пушкин подражает исторической элегии Батюшкова «На развалинах замка в Швеции», где его лирический герой, блуждая по развалинам древнего рыцарского замка, вспоминает в своих мечтах о той жизни, которая когда-то разворачивалась здесь, противопоставляя героическому прошлому нынешнее безгероическое настоящее. В этом смысле, Пушкин подхватывает строфику и мотивы Батюшковского стихотворения: мы тоже гуляем, но не по развалинам, а по Екатерининскому саду,
Рис. 6. Екатерининский сад (Источник)
созерцая памятники воинским победам эпохи Екатерины ІІ,
Рис. 7. Императрица Екатерина ІІ ()
поэтому тоже возникает ощущение героического прошлого. Но неожиданно финал этой как бы исторической элегии заканчивается не элегически, а одически, потому что Пушкин вспомнить войну 1812 года, которая была недавно, нашу победу, славу русского народа. Таким образом, традиционная печальная историческая элегия Батюшкова под пером Пушкина соединится с одическим финалом. И опять возникнет соединение несоединимого. Безусловно, успех, который имели эти стихи у Державина, отразится на том, что этот текст будет известен и ближайшему окружению лучших русских поэтов, в частности, В.А. Жуковскому, который в этом же году напишет некую вариацию Пушкинскому стихотворению. Это будет тоже прогулка по императорским садам, правда сады будут другие. Это будет Павловск и элегия «Славянка». И здесь мы обнаруживаем, что наш юный поэт оказывается неким источником, творческим импульсом для создания произведений своих учителей и выдающихся к тому времени поэтов.