В чем заключается связь предпринимательства с новаторством
1.1. Связь предпринимательства и инновационной деятельности
Несмотря на то что первые научные исследования предпринимательской деятельности в экономической науке стали проводиться еще в XVIII в.
Представления о природе предпринимательства и его сущности можно условно разделить на два больших периода: классический (XVШ—XIX вв.) и современный (с середины ХХ в.).
На начальных этапах (с XVIII в.) наиболее существенным признаком предпринимательства считался фактор неопределенности, обусловливающей прибыльность или убыточность деятельности предпринимателя. Его социально-экономической функцией признавалась рисковая деятельность по установлению равновесия между спросом и предложением на различных рынках. Тогда же появились представления о разграничении понятий «собственники капитала» и «предприниматели». Последние осуществляли функционирование, наращивание капитала и выступали в этом качестве как венчурные (рисковые) капиталисты, т. е. профессиональные распорядители привлеченных финансовых средств, направлявшие их в рисковые предприятия для получения высокой нормы прибыли, вкладывая в организацию дела свои идеи, знания и навыки.
Вслед за Р. Кантильоном (1680-1734) в трудах неоклассической школы предпринимателем стали считать обладающего предприятием индивида, осуществляющего торговую деятельность со свойственным ей риском.
Характер получаемого дохода отличал предпринимателя от капиталиста-собственника и менеджера, хотя все они могли быть объединены в одном физическом лице.
Существенный вклад в определение предпринимательства внес Ж. Б. Сэй (1767-1832), которому принадлежит определение предпринимателя как лица, соединяющего и комбинирующего факторы производства.
В отличие от предшественников, Й. Шумпетер обосновал метод динамического равновесия, наступающего в результате замены существующей комбинации факторов производства новой, соответствующей более высокому уровню развития производительных сил. По его мнению, сущность предпринимательской функции состоит в реформировании, постоянном обновлении производства; содержанием же предпринимательской деятельности выступает реализация новых факторов производства и обращения благодаря открытию и практическому использованию новых возможностей изготовления новой продукции, применения новой технологии, новых источников сырья и нахождения новых рынков сбыта, реорганизации производства. Он утверждал, что предпринимательская функция присуща различным категориям работников, и ее правомерно считать общеэкономической функцией.
По мнению другого видного представителя новоавстрийской школы — Ф.
Представители новоавстрийской школы не связывают предпринимательскую деятельность с определенной формой собственности, отрицая причинную связь между ними. Предпринимательская деятельность может реализоваться при акционерной, групповой и частной (индивидуальной) формах собственности. Однако предпринимательство в рамках акционерной и групповой собственности осуществляется лишь в той мере, в какой удается предоставить работникам возможность проявить инициативу.
Следовательно, нововведения выступают как специфический инструмент предпринимательства. Для его умелого применения необходимо внимательное изучение внешней и внутренней среды организации, а также овладение принципами успешной реализации нововведений и применение их.
Предпринимательство — это процесс трудовой деятельности особого экономического субъекта — предпринимателя. Особенность его труда, за исключением мелких хозяйств, состоит в том, что он не является трудом физическим, производственным.
Создаваемый предпринимателем продукт является не конкретным (овеществленным) предметом или услугой, а организацией, осуществляющей производство и реализацию этого предмета или услуги, т. е. предпринимательство формирует конкретные хозяйственные условия для осуществления процесса производства. В этом аспекте предпринимательство представляет собой общественный механизм, предназначенный для организации и осуществления процесса воспроизводства.
Таким образом, в современном представлении предпринимательство — это творческая деятельность, направленная на поиск новых сфер вложения капитала, создание новых и совершенствование имеющихся продуктов, производств, организаций, развитие собственных преимуществ, эффективное использование различных возможностей для получения прибыли. Поэтому не всякий бизнес является предпринимательством, а лишь такой, который позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания (разработки), производства или использования (заимствования) инновационного продукта в любой его форме.
Начиная с 1970-х гг. в странах с рыночной экономикой получил обоснование так называемый предпринимательский стиль управления, обеспечивающий наивысшую экономическую эффективность хозяйственной деятельности. При этом управление рассматривается как важнейшая предпринимательская функция, позволяющая эффективно реализовать все остальные.
Предпринимательский стиль управления предполагает готовность брать на себя риск, активное способствование реализации нововведений в качестве непрерывного процесса изменений внутри организации и во внешней среде, стремление к опережению конкурентов.
Напротив, непредпринимательский стиль управления связывают со стремлением избежать риска. В стратегических решениях акцент делается на краткосрочные решения, максимизирующие текущий доход, а нововведения используются для сокращения текущих издержек.
Таким образом, благодаря исследованиям ученых-экономистов уже к середине прошлого века были выделены наиболее характерные черты предпринимательства:
1) организационно-творческая деятельность, инновационная по своей сути;
2) предпринимательство выступает не только на индивидуальном уровне, но и на уровне крупных организаций;
3) предпринимательство проявляется в явном и неявном качестве в виде принятия решений и несения риска, новых комбинаций производственных факторов или нововведений, распределения ресурсов в перспективных направлениях, управления, организации и выполнения принятых решений и др.;
4) предпринимательство выступает не как социально-экономический и политический, а как функционально-экономический и социально-культурный феномен; функция предпринимателя не может выступать в качестве классообразующей [6] ;
5) доходом от предпринимательства выступает так называемый предпринимательский доход, являющийся формой по сути монопольного дохода, возникающего в результате координации нового спроса и нового предложения.
Принимая во внимание, что инновационная деятельность чаще всего трактуется учеными как создание и распространение новшеств, можно сделать вывод о чрезвычайной близости понятий «предпринимательство» и «инновационная деятельность».
Первая модель — традиционное, репродуктивное, рутинное предпринимательство. Предприниматель стремится организовать работу с расчетом на максимальную отдачу ресурсов. Считается, что именно в рамках классической модели формируется концепция управления ростом производства, воплощение которой требует времени для проведения мероприятий за счет внешних факторов — субсидирования и протекционизма со стороны правительства. Приводятся в движение и внутренние резервы фирмы для повышения рентабельности, модернизации производства и обновления ассортимента продукции.
Вторая модель — инновационное (продуктивное) предпринимательство, которое предполагает поиск новых путей развития предприятия, что позволяет говорить о концепции управления ростом или инновациями. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме обычно включает в себя инновационный процесс. Если производство полностью основывается на инновациях, то результатом выступает новый товар или же товар с принципиально новыми характеристиками или свойствами. Однако производство или поставка на рынок традиционных товаров может также осуществляться с использованием каких-то новых элементов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или же изменениями качественных характеристик производимого товара. В этом случае можно говорить о производстве традиционных товаров через привнесение частичной инновации.
Существуют и другие подходы к классификации предпринимательства. Рассмотрим их в рамках следующего раздела.
Связь предпринимательства и инновационной деятельности
Несмотря на то что первые научные исследования предпринимательской деятельности в экономической науке стали проводиться еще в XVIII в.
Представления о природе предпринимательства и его сущности можно условно разделить на два больших периода: классический (XVIII—XIX вв.) и современный (с середины ХХ в.).
На начальных этапах (с XVIII в.) наиболее существенным признаком предпринимательства считался фактор неопределенности, обусловливающей прибыльность или убыточ-ность деятельности предпринимателя. Его социально-эконо-мической функцией признавалась рисковая деятельность по установлению равновесия между спросом и предложением на различных рынках. Тогда же появились представления о раз-граничении понятий «собственники капитала» и «предприни-матели». Последние осуществляли функционирование, нара-щивание капитала и выступали в этом качестве как венчурные (рисковые) капиталисты, т. е. профессиональные распорядители привлеченных финансовых средств, направлявшие их в рисковые предприятия для получения высокой нормы прибыли, вкладывая в организацию дела свои идеи, знания и навыки.
Вслед за Р. Кантильоном (1680-1734) в трудах неоклассической школы предпринимателем стали считать обладающего предприятием индивида, осуществляющего торговую деятельность со свойственным ей риском. Его доход — это плата за риск.
Характер получаемого дохода отличал предпринимателя от капиталиста-собственника и менеджера, хотя все они могли быть объединены в одном физическом лице.
Существенный вклад в определение предприниматель-ства внес Ж. Б. Сэй (1767-1832), которому принадлежит опре-деление предпринимателя как лица, соединяющего и комби-нирующего факторы производства.
На соединение в предпринимательской функции двух различных компонентов — несения риска и осуществления инновационной деятельности — обратил внимание немецкий экономист И. фон Тюнен (1783—1850).
Основу современного подхода к исследованию феномена предпринимательства заложил австрийский экономист Йозеф Шумпетер (1883—1950), обосновавший представления об ин-новационной деятельности как основной характеристике пред-принимательства. Согласно его взглядам предприниматель — ключевая фигура прогресса производительных сил, осуще-ствляющий «реорганизацию экономической жизни на началах большей частнохозяйственной целесообразности».
В отличие от предшественников, Й. Шумпетер обосновал метод динамического равновесия, наступающего в результате замены существующей комбинации факторов производства новой, соответствующей более высокому уровню развития производительных сил. По его мнению, сущность предпринимательской функции состоит в реформировании, постоянном обновлении производства; содержанием же предпринимательской деятельности выступает реализация новых факторов производства и обращения благодаря открытию и практическому использованию новых возможностей изготовления новой продукции, применения новой технологии, новых источников сырья и нахождения новых рынков сбыта, реорганизации производства. Он утверждал, что предпринимательская функция присуща различным категориям работников, и ее правомерно считать общеэкономической функцией.
По мнению другого видного представителя новоавстрийской школы — Ф. фон Хайека (1899—1992), предпринимательство связано с поиском и исследованием новых экономических возможностей, причем потенциальным предпринимателем выступает любой индивид, деятельность которого носит поисковый характер.
Представители новоавстрийской школы не связывают предпринимательскую деятельность с определенной формой собственности, отрицая причинную связь между ними.
Американский специалист по современному менеджменту П. Друкер определяет предпринимательство как конкретную деятельность, содержанием которой являются нововве-дения во всех сферах, в том числе и в управлении. «Нововведения являются особым инструментом предпринимателей, средством, при помощи которого они и используют изменения как благоприятную возможность для осуществления своих замыслов в сфере бизнеса и услуг, в задачу предпринимателей входит целенаправленный поиск источников нововведений, а также изменений и их признаков, указывающих на возможность достижения успеха», — пишет П. Ф. Друкер. Он доказывает, что не все, кто открывает свой бизнес, становятся предпринимателями, таковыми они могут стать, если формируют новый потребительский спрос. Отличительная особен-ность предпринимателей состоит в том, что они пытаются создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяют и преобразовывают ценностные установки.
Следовательно, нововведения выступают как специфический инструмент предпринимательства. Для его умелого применения необходимо внимательное изучение внешней и внутренней среды организации, а также овладение принципами успешной реализации нововведений и применение их.
Предпринимательство — это процесс трудовой деятельности особого экономического субъекта — предпринимателя. Особенность его труда, за исключением мелких хозяйств, состоит в том, что он не является трудом физическим, производственным. Труд предпринимателя позволяет создать ка-питал. Он организует процесс движения капитала за пределы, определяемые величиной ресурсов, вовлекаемых в процесс производства. Предпринимательский труд имеет творческий характер, поскольку связан с затратами человеческого интеллекта, нервов, эмоций и т.
Создаваемый предпринимателем продукт является не конкретным (овеществленным) предметом или услугой, а орга-низацией, осуществляющей производство и реализацию этого предмета или услуги, т. е. предпринимательство формирует конкретные хозяйственные условия для осуществления процесса производства. В этом аспекте предпринимательство представляет собой общественный механизм, предназначенный для организации и осуществления процесса воспроизводства.
Любая инновационная деятельность является предпринимательской (и наоборот) и основана на поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их оценке; поиске необходимых ресурсов; создании и управлении предприятием; получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым результатом.
Таким образом, в современном представлении предпринимательство — это творческая деятельность, направленная на поиск новых сфер вложения капитала, создание новых и совершенствование имеющихся продуктов, производств, организаций, развитие собственных преимуществ, эффективное использование различных возможностей для получения прибыли. Поэтому не всякий бизнес является предпринимательством, а лишь такой, который позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания (разработки), производства или использования (заимствования) инновационного продукта в любой его форме.
Начиная с 1970-х гг. в странах с рыночной экономикой получил обоснование так называемый предпринимательский стиль управления, обеспечивающий наивысшую экономическую эффективность хозяйственной деятельности. При этом управление рассматривается как важнейшая предпринимательская функция, позволяющая эффективно реализовать все остальные. Таким образом, объектами предпринимательских нововведений выступают не только новая продукция, технологические процессы, но и организационно-управленческая и административная деятельность.
Предпринимательский стиль управления предполагает готовность брать на себя риск, активное способствование реализации нововведений в качестве непрерывного процесса изменений внутри организации и во внешней среде, стремление к опережению конкурентов.
Напротив, непредпринимательский стиль управления связывают со стремлением избежать риска.
Таким образом, благодаря исследованиям ученых-эконо- мистов уже к середине прошлого века были выделены наиболее характерные черты предпринимательства:
организационно-творческая деятельность, инновационная по своей сути;
предпринимательство выступает не только на индивидуальном уровне, но и на уровне крупных организаций;
предпринимательство проявляется в явном и неявном качестве в виде принятия решений и несения риска, новых комбинаций производственных факторов или нововведений, распределения ресурсов в перспективных направлениях, управления, организации и выполнения принятых решений и др.;
предпринимательство выступает не как социально-экономический и политический, а как функционально-экономический и социально-культурный феномен; функция предпринимателя не может выступать в качестве классообразующей;
доходом от предпринимательства выступает так называемый предпринимательский доход, являющийся формой по сути монопольного дохода, возникающего в результате координации нового спроса и нового предложения.
Принимая во внимание, что инновационная деятельность чаще всего трактуется учеными как создание и распространение новшеств, можно сделать вывод о чрезвычайной близости понятий «предпринимательство» и «инновационная деятельность». Это подтверждается также выделением в экономической литературе двух моделей предпринимательства: классической и инновационной.
Первая модель — традиционное, репродуктивное, рутинное предпринимательство. Предприниматель стремится организовать работу с расчетом на максимальную отдачу ресурсов. Считается, что именно в рамках классической модели формируется концепция управления ростом производства, воплощение которой требует времени для проведения мероприятий за счет внешних факторов — субсидирования и протекционизма со стороны правительства. Приводятся в движение и внутренние резервы фирмы для повышения рентабельности, модернизации производства и обновления ассортимента продукции.
Вторая модель — инновационное (продуктивное) предпринимательство, которое предполагает поиск новых путей развития предприятия, что позволяет говорить о концепции управления ростом или инновациями.
Существуют и другие подходы к классификации предпринимательства. Рассмотрим их в рамках следующего раздела.
Что такое внутреннее предпринимательство и зачем оно корпорациям: пять кейсов от лидеров рынка
Сегодня бизнес сталкивается с жесткой конкурентной средой. Развитие технологий требует от предприятий новых идей — иначе их место займут другие. Один из самых простых и действенных подходов к ускорению инноваций — это использование уже имеющихся ресурсов внутри компании — её сотрудников, пишут аналитики Deloitte в исследовании «Пять инсайтов о внутреннем предпринимательстве».
RB.RU поговорил с представителями крупнейших российских компаний о развитии внутреннего предпринимательства и узнал, зачем бизнес поощряет проекты своих сотрудников, что от этого получает и какие уроки извлекает.
В проекте Dig(IT)al рассказываем о технологиях, которые помогут вам заработать. Переходите на цифровую сторону бизнеса.
Внутреннее предпринимательство или интрапренерство — это поддержка со стороны компаний своих предприимчивых сотрудников, желающих развивать свой бизнес. Наемный работник становится бизнесменом, но его проект развивается с помощью ресурсов, менторов, денег компании, в которой он работает.
По данным Deloitte, интрапренерство окупается многократно — в росте компании и поддержке ее корпоративной культуры. Внутреннее предпринимательство способствует развитию проактивных кадров и одновременно с этим приводит компанию к лидерству на рынке. Корпорации с предприимчивым персоналом получают преимущества: от мотивации и повышения квалификации команды до экономии затрат, инновационных предложений и ускоренного запуска продуктов и услуг, указывают эксперты.
Почта Gmail, Google AdSense, Mac, iPhone — все это примеры проектов внутреннего предпринимательства, которые реализовали крупнейшие компании мира. Различные формы поддержки бизнеса сотрудников организовали и российские предприятия: «Яндекс», Mail.ru Group, «Лаборатория Касперского», группа НЛМК, «Северсталь» и так далее.
Например, с 2014 года в «Яндексе» активно работает процедура экспериментов, говорит его представитель. Каждый сотрудник может не только разработать новую технологию, но и запустить какой-нибудь проект внутри «Яндекса» и возглавить его. Раз в полгода «Яндекс» проводит обзор таких проектов — эксперимент может превратиться в отдельное бизнес-направление или стать подразделением существующего сервиса. «Сейчас у нас десятки разных экспериментов, и почти каждую неделю рассматриваются новые. Успешные примеры: «Драйв», каршеринговый сервис «Яндекса», «Дзен», который сегодня перерос в бизнес-юнит, и даже «Такси» — все когда-то начиналось в качестве небольшого эксперимента», — перечисляет представитель «Яндекса».
Однако, в России активно поисками и запуском новых бизнесов занимаются от силы 50 компаний из топ-1000 крупнейших, говорил в интервью изданию «Секрет фирмы» Дмитрий Калаев, директор «Акселератора ФРИИ» в октябре 2019 года. «Это очень мало. Но в сравнении с 2019 годом эта цифра практически удвоилась», — добавил он.
Расскажи, как цифровая трансформация изменила твой бизнес
«Северсталь»
В «Северстали» действует внутренний акселератор SteelTech Lab — это краткосрочная программа интенсивного развития идей сотрудников. Она состоит из трех основных этапов: сбор заявок, оценка их потенциала, промышленные испытания идей и расчет экономического эффекта. Заключительный шаг — Demo Day, на котором топ-менеджмент компании принимает решение о дальнейшей судьбе заявленных проектов. С участниками программы работают профильные эксперты. Кроме того, проектам предоставляется финансирование и поддержка стартап-трекера — сотрудника, который поможет развить идею до жизнеспособного продукта. Проекты акселератора рассчитаны на снижение затрат компании, повышение качества, создание новой продукции, отмечает директор по развитию бизнес-системы «Северстали» Дмитрий Горбачев.
По его словам, компания поддерживает предпринимательскую активность своих сотрудников по трем причинам:
В первую волну SteelTech Lab поступили 63 заявки от разных производств компании. На этап акселератора были отобраны пять проектов. Авторам идей было выделено финансирование, предоставлена экспертная помощь и возможность полностью сосредоточиться на реализации проектов. Три идеи приняты к реализации — в том числе проект по производству базальтовой ваты в качестве тепло- и звукоизоляционных материалов.
«Прежде всего, внутреннее предпринимательство дает новые идеи и проекты, которые мы можем реализовать или доработать, а затем реализовать. Нам важно, чтобы инициатива шла не только от руководства, но и от коллектива. Как показывает количество заявок в акселератор, коллектив к этому во многом готов», — рассказывает Дмитрий Горбачев.
«В то же время необходимо помнить, что не все гипотезы «выстреливают» и не все проекты удастся реализовать, хотя время и ресурсы будут потрачены. Нужен баланс между предпринимательской свободой и соблюдением KPI».
По словам Горбачева, с одной стороны, нужно избегать излишнего контроля: если речь идет о предпринимателе, пусть и начинающем свой путь в рамках компании, можно помочь ему советом или консультацией, но не стоит сразу «включать начальника». С другой — проект должен быть экономически эффективен, иметь прогнозируемую и удовлетворяющую заказчика окупаемость, должны соблюдаться сроки и так далее, уверен он.
«ВымпелКом» (бренд «Билайн»)
В «ВымпелКоме» направление корпоративного предпринимательства объединяет в себе разные активности: от хакатонов и площадок по сбору идей до специальных кросс-функциональных проектов, где команды пробуют новые способы создания ценности для клиента. Среди них есть флагманский проект — бизнес-инкубатор «Билайн». «Этот проект наиболее сильно влияет на образ мышления сотрудников», — указывает руководитель по развитию корпоративного предпринимательства «Билайн», руководитель корпоративного инкубатора Алексей Алдошин. При этом бизнес-инкубатор сам является результатом корпоративного предпринимательства, добавляет он.
Бизнес-инкубатор «Билайн» помогает сотрудникам развивать бизнес-идеи новых продуктов и искать точки роста в существующих. В проект приходят сотрудники с идеями, а потом работают над ними в течение 3,5 месяцев и представляют свои результаты в финале.
Успех или неудача зависит от трех важных составляющих: выполнения договоренностей, способности делать и работать с обратной связью, качества развития идей и принимаемых решений. «Когда мы говорим, что у сотрудника есть возможность влиять на будущее компании — это значит, что есть возможность принять участие в создании ценности, которую мы создаем для клиента. И в этом смысле, инкубатор — отличная возможность», — рассказывает Алдошин.
У бизнес-инкубатора четыре основные задачи, говорит он:
Уже успешно завершились две итерации проекта: в 2018 году и в июле 2020. В 2018 году было подано 217 заявок, из них 15 вышли в финал. Десять проектов финалистов «получились достойными продолжения». Во второй раз было подано 354 заявки на входе, в финал вышло 18 проектов: 8 решают локальные задачи, 5 проектов развивают текущие направления, 2 проекта корректируют core-процессы бизнеса, 3 — венчурные продукты (цифровые продукты, которые могут иметь только экспериментальную стратегию развития — прим.).
У всех этих проектов есть бизнес-заказчики, а часть проектов с реальными продажами, гордится Алдошин. «Большинство проектов — с кумулятивным эффектом, и потенциал связан с масштабом основного бизнеса, где есть большое плечо. Все такие проекты являются digital-продуктами в чистом виде», — рассказывает он.
Сейчас в эту деятельность вовлечено более 700 сотрудников компании. Несмотря на то, что сам по себе карьерный рост — не цель проекта, у нескольких финалистов изменились роли в сторону большей ответственности и более серьезного характера задач. Так, например, один из финалистов инкубатора, Эльдар Умирзаков, начинал участвовать в инкубаторе в 2018 году будучи специалистом колл-центра, а сейчас занимает должность старшего менеджера по развитию цифровых продуктов в направлении гейминга (тематика его проектов).
Кировский завод
В феврале 2020 года Кировский завод запустил программу «Внутреннее предпринимательство» для сотрудников, которые хотят реализовать свою идею и превратить её в работающий продукт. На момент запуска инициативы Кировский завод уже два года проводил акселерационные программы и по пилотированию для внешних стартапов. Их основная цель — улучшить технологическое и конкурентное преимущества Кировского завода, а также инвестировать в перспективные стартапы.
«Следующим логичным шагом стало развитие внутреннего предпринимательства, так как сотрудники глубоко погружены в процессы Кировского завода, знают основные проблемы и боли и, как следствие, могут предложить новые точки роста компании», — объясняет его представитель.
За время первой отборочной кампании с февраля по апрель программа получила 90 идей от сотрудников. «Мы не сильно ограничиваем сотрудников по технологическим направлениям. Главное — обосновать необходимость для целевой аудитории и реализуемость на площадках Кировского завода», — рассказывает представитель завода. Но преимущество отдается идеям, которые синергичны с основными бизнесами Кировского завода, признает он.
Отобрав лучшие 29 идей, Дирекция по инновациям вместе с Корпоративным университетом начали двухмесячную подготовку участников к финальному отбору. За это время они получили базовые знания по расчету рынка, анализу клиентов и конкурентов, ораторским навыкам. Подготовка проходила во внерабочее время по вечерам. Лучшие 20 идей были презентованы на финальном отборе, по результатам которого 4 идеи попали в бизнес-инкубатор Кировского завода, который проводится с августа по декабрь. Сотрудникам выделили 30% рабочего времени на обучение, создание MVP, работу с трекером по проверке гипотез.
«Мы подводим промежуточные итоги, при невыполнении поставленных целей сотрудник покидает бизнес-инкубатор и возвращается на свое основное место работы. Те, кто все преодолевает, презентует результат своей работы в бизнес-инкубаторе на инновационном комитете во главе с генеральным директором Кировского завода. По результатам принимается решение о выделении самостоятельного проекта с целью развития и роста бизнеса. Здесь сотрудник уже уходит со своего основного места работы и 100% времени тратит на развитие бизнеса из своей идеи», — описывает представитель завода.
Завод проводил опрос среди участников программы — в основном люди отмечают ее значимость для саморазвития, карьерного роста, получения новых знаний и реализации своих идей.
Программа помогла авторам из идеи получить бизнес-модель, которая реально может заработать, подчеркивает представитель завода, а также научила понимать клиентов и выстраивать взаимодействие с ними.
Временные трудности связаны с тем, что порой сложно выделить рабочее время на участие в бизнес-инкубаторе сотруднику, так как приходится менять уже привычный формат работы, признает представитель компании: «Но зато это способствует развитию взаимозаменяемости на рабочих местах».
Фото: Кировский завод
МТС в последние годы активно развивает цифровые сервисы за пределами телекоммуникаций: в компании уже есть цифровая медицина — приложение SmartMed, голосовой помощник Марвин, стриминговая платформа WASD.TV и многое другое. Для создания новых идей МТС использует разные способы, в том числе творческий потенциал сотрудников. В МТС работает больше 60 000 человек.
«По статистике, в среднем 5% людей обладают предпринимательским мышлением, таким образом у нас есть около 3 тысяч внутренних предпринимателей. Поэтому мы решили дать возможность сотрудникам приходить к нам со своими идеями и их реализовывать и в 2019 году запустили МТС Гараж», — рассказывает представитель компании.
Сначала был подготовительный этап, МТС проводила онлайн- и офлайн-мероприятия и объясняла сотрудникам компании, что вообще предлагает. Показывала, как генерируются и прорабатываются идеи, как формируются команды, защищаются проекты. В июле 2019 года компания начала собирать заявки — участвовать мог любой сотрудник из подразделения и филиала МТС в любом регионе. Всего было получено 72 заявки, дальше их оценивали аналитики, внутренние и внешние эксперты.
В итоге отобрали 24 идеи, в которых увидели потенциал, объясняет представитель МТС. С середины августа выбранные команды приступили к работе: им освободили 20% рабочего времени, провели для них обучение, снабдили их оборудованием, дали в помощь трекеров. В октябре была промежуточная защита проектов, рассказывает он: «Мы оценивали, насколько командам удалось продвинуться вперед, и отбирали тех, кто показал результат». До очной защиты в Москве еще через полтора месяца добрались 8 проектов. По итогам очной защиты три проекта отравились на доработку.
В пилот попали пять проектов. На полгода команда полностью перешла в «Гараж» на 100% рабочего времени, чтобы тестировать продажи и дорабатывать функционал продукта. «Их задача — доказать, что их гипотезы о клиенте, проблеме, бизнес-модели подтверждаются и люди или компании действительно готовы это покупать», — говорит представитель компании. По результатам шести месяцев МТС провела демо-день, где участники представили финальные цифры продаж и планы по выходу на рынок.
В 2020 году из-за пандемии МТС перевела все мероприятия в онлайн и, по словам ее представителя, получила даже больший эффект, чем от очных встреч. Всего было получено 70 идей, 25 из которых отобрали в «Гараж». На очной защите перед топ-менеджментом МТС было представлено 13 проектов.
«Лаборатория Касперского»
Несколько лет назад в составе «Лаборатории Касперского» появился бизнес-инкубатор, его преемником стал центр инноваций Kaspersky iHub, который развивает стартапы в области информационной безопасности. Его резидентами сейчас являются несколько проектов, большинство из которых были созданы внутренними предпринимателями, рассказывает представитель компании.
Сотрудники проектов в составе центра инноваций имеют те же рабочие условия и соцпакет, что и остальные сотрудники компании, отмечает представитель компании. А кроме комфортных и стабильных условий работы команда получает мощный канал сбыта в виде партнерской сети «Лаборатории Касперского», которая насчитывает более 250 компаний по всему миру.
С помощью внутреннего предпринимательства компания не только может расширить свое продуктовое портфолио, но и в достаточно сжатые сроки протестировать «в бою» многие продуктовые теории, объясняет представитель «Лаборатории Касперского». «Из отрицательных моментов: как и в любом венчурном бизнесе, не все проекты взлетают», — добавляет он.
Социальное явление
Сегодня корпоративные акселераторы — серьезный тренд, отмечает представитель «Лаборатории Касперского». В России венчурный рынок движется в сторону корпоративных инвестиций. Большие компании стали развивать венчурные фонды как свои отдельные подразделения.
В России уже есть позитивные примеры внутреннего предпринимательства, подтверждает Дмитрий Горбачев, но пока среди крупного бизнеса это, возможно, всего сотые доли процента. «Но поощрять такие стремления нужно. Внутреннее предпринимательство помогает создавать инновационную среду в компании», — отмечает он.
А компании, в свою очередь, так помогают стартапам. «Быть самостоятельным IT-предпринимателем сегодня сложно, дорого и рискованно, а мы в Mail.ru Group создаем для внутренних предпринимателей своего рода трамплин. Они сразу получают доступ к технологиям и разработкам из разных сфер, наработанных в MRG за много лет», — рассказывает представитель компании. Кроме того, компания помогает с маркетингом, сотрудникам не нужно искать офис, юристов и HR.
«В таких условиях у стартапов больше возможностей, чтобы они могли расти, развиваться и транслировать идеи миру, используя внутренние ресурсы и синергии между нашими сервисами и продуктами», — уверен представитель Mail.ru Group.
Идея корпоративного предпринимательства носит исключительно созидательный характер, считает Алдошин. «Корпоративные предприниматели — люди, которые способны отдавать. Это полезное социальное явление, которое пробуждает жажду к новому», — уверен он.
Фото на обложке: sommart sombutwanitkul, Shutterstock