В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку

§ 1. Истоки экономической науки: учения мыслителей Древнего мира

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока — колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские “Законы Ману” (IV—III в.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (ок. 430—355 до н. э.), Платона (427-—348 до н. э.), Аристотеля (384—322 до н. э.) можно охарактеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки.

Аристотель ·— первый экономист, ученик Платона, учитель Александра Македонского. Наиболее известны его две работы “Этика” и “Политика”, Он первым выделил отдельные категории экономическое теории, поставил вопрос о сравнимости всего, что подвергается обмену; стремился найти закон образования и изменения цен; выделил два рода деятельности: потребление (активная деятельность) и производство (продуктивная деятельность); высказал идеи о полезности как основе ценности хозяйственных благ, правильном обмене хозяйственных благ как обмене эквивалентов и др. В связи с тем, что в условиях рабовладельчества физический труд считался неприличным для свободного гражданина, продукт он оценивал только полезностью, а не трудом.

Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима: Bap- рона (116—27 до н. э.), Катона Старшего (234—149 до н. з.), Колумеллы (I в. н. э.), Сенеки (ок. 4—65 до н, э.), Тита Лукреция Кара (99-—55 до н. э.) являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Здесь еще обосновывается необходимость рабства, но в этих высказываниях уже отражается упадок и разложение рабовладельчества. Так, Марк Порций Катон в трактате “О земледелии” и “Си- схеме уроков’ 5 утверждает, что рабы должны трудиться постоянно и в дождь, и по праздникам, и дает рекомендации по нормированию труда рабов, а также сезонным нормам натурального довольствия. Марк Теренций Варрон в работе «Сельское хозяйство 5 ’ выступает сторонником мягкого принуждения к труду» Луций Юний Mo дера т Колумелла, признавая ограниченные возможности рабского труда., считал правильными все методы принуждения негодных работников к прилежанию и таким образом ставил проблему качества труда, имеющую огромное значение и в современной экономике, Проблемы собственности исследовались римскими юристами (Институции Гая, Кодексы Грегория и Гермогена, Сборник императорских институций Феодосия Iii Дигесты, Кодекс Юстиниана). Сенека утверждал, что все люди по природе равны, поэтому осуждал рабство. Он писал, «Они рабы. Но они люди”» Сенека выступал просив ростовщичества,, хотя сам через вольноотпущенников занимался ростовщичеством и бы,·! очень богат. Его идем оказали влияние на к ристиав етво.

Ученые-схоласты (преподаватели университетов) рассматривали экономические проблемы в рамках учения о справедливости с позиций Священного Писания, В это время в экономии господствует нормативный аспект (моделирование того, что должно быть) над позитивным (изучением реальной действительности), иррациональный (мифотворческий) — над рациональным (научным). Позднее идея равенства и справедливости в отношениях между людьми трансформировалась в идею эквивалентности (равенства) обмена товаров, идея честного труда — в обоснование буржуазного предпринимательства.

Но все эти взгляды и высказывания даже в совокупности не представляли собой систематизированного учения об экономике.

Источник

Экономическая мысль Древней Греции

Крупный вклад в становление экономической науки внесли древнегреческие философы: Ксенофонт, Платон и Аристотель. Все они были сторонникам натурального хозяйства и рабовладельческого общества, которое называли классическим, или античным.

В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку. . В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку фото. В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку-. картинка В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку. картинкаКсенофонт (430–354 гг. до н. э.) одним из первых начал изучать проблемы разделения труда, он – сторонник коллективного рабовладения и потребления. Его основной труд назывался «Ойкономия», что было переведено как «Домострой» («наука о доме» или «искусство управления домом»). Однако это греческое слово переводится и как «экономика» или «экономия».

В работе Ксенофонта содержались советы о том, как вести хозяйство, о наилучших методах эксплуатации рабов (включая элементы социальной демагогии и применения материальных стимулов).

Большой заслугой Ксенофонта явилось то, что он обратил внимание на наличие у любого товара двух сторон (полезных свойств): удовлетворять определенную потребность человека, (т. е. быть потребительной стоимостью) и способности к обмену (делающей товар меновой стоимостью).

Ксенофонт, как отмечалось выше, был сторонником натурального хозяйства, а также противником ростовщичества. Но при этом он признавал полезность денег, указывал на наличие у них функций средств обращения и средств платежа.

Рабов он не относил к какому-либо сословию, так как они являются собственностью свободных граждан. Платон проповедовал уничтожение частной собственности.

Все граждане, согласно Платону, в идеальном государстве могут получить дом и земельный надел без права распоряжения им, т. е. его нельзя было продавать или покупать. Представляет интерес и такое правило, характеризующее идеальное общество Платона, – не должно быть слишком большой имущественной дифференциации граждан: имущество граждан не должно отличаться по объему более чем в четыре раза. Граждане не должны иметь золота и серебра, не должны заниматься ростовщичеством.

Источник

Экономические взгляды мыслителей эпохи Древнего мира

В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку фото. В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку фото. В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку фото. В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку фото. В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку фото. В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку фото. В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Эпоха Древнего мираявляется для экономической науки, как впрочем, и для других наук, лишь первой ступенькой развития. В период появления первых государственных образований и становления государственных форм управления экономикой началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. Поэтому не случайно принято считать, что экономическая наука зародилась именно на Древнем Востоке – в колыбели человеческой цивилизации.

Самыми известными представителями того периода являются древнегреческие философы Ксенофонт (430 – 355 гг. до н.э.), Платон (428 – 347 гг. до н.э.) и Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.).

Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства.

Одной из важных экономических проблем, рассмотренных Ксенофонтом, является разделение труда. Он придерживался привычного для своего времени противопоставления умственного и физического труда. По его мнению, гражданина полиса достоин только умственный труд. Основной отраслью Ксенофонт считал земледелие, как наиболее достойный вид занятия, и противопоставлял его ремеслам, торговле, как занятиям, пригодным только для рабов. Впрочем, и в сельском хозяйстве, свободным гражданам надлежит осуществлять только управление и контроль.

Ксенофонт отмечал, что разделение труда способствует росту его производительности. Важным достижением была мысль о том, что разделение труда зависит от объема рынка. В крупных городах человеку достаточно знать одно ремесло, или даже отдельные его операции. В мелких городах чтобы прокормится человеку нужно выполнять различные работы.

Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. того «чем человек умеет пользоваться». Ксенофонт одним из первых выделил две стороны товара: полезность товара (потребительную стоимость) и способность товара к обмену (меновую стоимость). Деньги он рассматривал, прежде всего, как богатство, но признавал и функцию денег как средства обращения.

Основные произведения Ксенофонта: «Домострой», «О доходах».

Знаменитый греческий философ Платон специально не занимался экономическими вопросами, но затрагивал их в своих политических сочинениях, касающихся совершенствования системы государственного устройства.

Идеи Платона получили выражение в проекте идеального государства. По мнению Платона, люди наделены от природы неодинаковыми способностями, поэтому разделение труда, обязанностей – естественное явление. В идеальном государстве жители должны распределяются на три сословия: философы (правители), воины, ремесленники. Рабы находятся вне социальной структуры общества. Правители и воины, по его мнению, не должны иметь частной собственности, чтобы ничто не отвлекало их от ежедневных забот об общественном благе. Напротив, крестьяне и ремесленники могут быть частными собственниками, так как это побуждает их лучше трудиться.

Как и Ксенофонт, Платон считал земледелие единственным видом деятельности, достойным гражданина полиса. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов.

Что касается торговли, то отношение Платона к ней было неоднозначным. С одной стороны, главным условием стабильности государства он считал его самодостаточность. С другой стороны, допускал мелкую торговлю, которую считал полезной для экономического развития, отмечая, что именно в процессе торговли товары становятся соизмеримыми, и происходит это посредством денег. При этом цены на товары должны контролироваться государством, чтобы исключить возможность получения высокой торговой прибыли, что ведет к чрезмерному имущественному расслоению, росту социальных конфликтов, ослабляющих государство. Среди функций денег Платон выделял функции средства обращения и сокровища. К накоплению денег, в отличие от Ксенофонта, он относился резко отрицательно, считая, что оно может нарушить традиционную структуру полиса.

В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку. 640 1. В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку фото. В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку-640 1. картинка В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку. картинка 640 1

Основные произведения Платона: «Государство», «Законы».

Дальнейшее развитие экономическая мысль античности получила в трудах Аристотеля – знаменитого древнегреческого философа, ученика Платона.

Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Все, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое, а все, что расшатывало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники.

Аристотель выделяет две сферы хозяйственной деятельности – экономику и хрематистику. Производство необходимых для жизни продуктов – естественная сторона хозяйственной деятельности, именуемой «экономикой». Совокупность средств, необходимых для удовлетворения насущных жизненных потребностей составляет «истинное богатство». Подобная форма богатства естественна и не безгранична. В противоположность ей деятельность, направленная исключительно на обогащение – противоестественная сторона хозяйственной деятельности, заслуживает осуждения, ее он называет хрематистикой. Данная форма богатства не имеет предела.

Согласно концепции Аристотеля об экономике и хрестиматике следует двойственная характеристика обмена. Если обмен рассматривается как акт удовлетворения потребностей, то потребительную стоимость товара можно отнести к категориям сферы экономики, с другой стороны, если обмен символизирует акт наживы, это позволяет отнести меновая стоимость к категории хрестиматики.

С этих же позиций Аристотель анализирует этапы эволюции форм торговли и денежного обращения. Так, ранние формы торговли (прямой товарообмен, товарообмен посредством денег) он относил к сфере экономики, а движение торгового капитала, когда товарообмен осуществляется с приращением первоначально авансированных денежных средств – к сфере хрестиматики.

Рассматривая отношения обмена, Аристотель отмечает, что различные товары, участвующие в обмене, должны быть каким-то образом уравнены. Он считал, что в действительности различные вещи не могут стать соизмеримыми, но могут быть соизмеримы потребности людей в этих вещах, т.е. фактически полезности товаров. Он выделил особую функцию денег как меры стоимости.

Основные произведения Аристотеля: «Политика», «Никомахова этика».

Источник

ИСТОКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ. ЭКОНОМИЯ И ХРЕМАТИСТИКА

В результате изучения материала главы студент будет:

знать

уметь

владеть

Социально-политические предпосылки возникновения экономических взглядов

Исторический экскурс

Древний человек жил в окружении сил природы. В одиночку он был беззащитен, не мог себя прокормить, поэтому в те времена люди жили общинами. Вместе охотились и производили нехитрые продукты, сообща потребляли их. Даже женщины были общими, детей растили тоже вместе. Как только мастерство, умение человека возросли, а главное, усложнились орудия труда настолько, что один человек мог произвести больше, чем потреблял сам, у него появились жена, дети, дом, собственность. А самое главное, появился излишек продукта, который и стал объектом обмена людей.

Следовательно, на определенной стадии социального развития появился обмен продуктами труда внутри и между общинами. Это была, хотя и примитивная, неразвитая, но уже экономика, ибо речь шла не только об отношениях людей к вещам, но и об их отношениях между собой в обществе, а точнее, об отношениях, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением благ, необходимых для их жизни.

В этот период истории человеческого общества начинают осмысливаться факты экономической жизни и рассматриваться такие экономические явления, как обмен, деньги, цена, торговля, прибыль, ростовщичество, сборы и налоги, общественные работы, штрафы.

Экономическая мысль первоначально не отделялась от других форм мышления об обществе, которое аккумулировалось в теоретических философских системах. Согласно европейской традиции философия (естественная и нравственная) как система знаний о природе, обществе, человеке появляется в Древней Греции. Причем эти знания вначале несли на себе отпечаток мифологических воззрений. По мере того как люди сталкивались с теми или иными хозяйственными проблемами и пытались их разрешить, происходило формирование экономических знаний в рамках социальной философии.

История экономической мысли демонстрирует, что самой архаической и в то же время самой современной проблемой этой науки является обмен, товарно-денежное обращение, поэтому развитие экономической науки можно образно представить как историю развития отношений обмена, общественного разделения труда и рыночных отношений. Эти процессы неразрывно взаимосвязаны, взаимообусловлены и лежат в основе первых знаний об экономике.

В сочинениях Ксенофонта, Платона и особенно Аристотеля были сделаны первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство античного общества.

Знакомство с древнейшими мыслителями

Ксенофонт (430–355 до н.э.), греческий историк и военный стратег.

Он был сыном Грилла, принадлежащего к богатой афинской аристократии.

В 401 г. до н.э. Ксенофонт вступил в армию Кира Младшего. Принимал участие в битве при Кунаксе, а после смерти Кира и предательского убийства персами греческих стратегов сыграл одну из главных ролей в возвращении десяти тысяч греческих воинов Кира от реки Запат к побережью Черного моря. Затем в рядах спартанцев участвовал в борьбе с персами в Малой Азии.

С 395 г. до н.э. Ксенофонт находился при спартанском царе Агесилае и участвовал в битве под Коронеей (394 г. до н.э.) против афинян, тем самым отрезая себе обратный путь на родину. Впоследствии он поселился в Скилле (Пелопоннес) на земле, выделенной ему Спартой, где занимался литературным трудом. После битвы при Левктрах (371 г. до н.э.) Ксенофонт был вынужден оставить Скиллу и перебрался в Коринф.

Афиняне, примирившиеся со Спартой, отменили приговор, обрекший его на изгнание. Но в Афины Ксенофонт не вернулся, хотя это сделали его сыновья.

Ксенофонт являлся одним из учеников Сократа.

Сократ (ок. 470–399 до н.э.) был первым афинским философом и всю жизнь прожил в родном городе. Сократ явился одним из тех античных мыслителей, которые оказали значительное влияние на духовную жизнь запад

В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку. image001. В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку фото. В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку-image001. картинка В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку. картинка image001

ного мира. Учеником мыслителя был также Платон. Сам Сократ ничего не написал. Его учение известно потомкам благодаря Платону, в ранних работах которого Сократ играет основную роль.

Данные работы иллюстрируют, что Ксенофонт являлся ярым сторонником натурального хозяйства. Земледелию он отводил главную роль по сравнению с другими видами деятельности. Благополучие государства и его подданных, по мнению Ксенофонта, зависит исключительно от сельского хозяйства (земледелия) и его связей с торговлей и ремесленничеством.

Ксенофонт впервые вводит понятия «разделение труда» и «специализации». Он высоко оценивает эффективность профессионального труда и «емкость рынка». Мыслитель анализирует разделение труда в двух аспектах. Во-первых, он отмечает, что разделение труда в городах развито больше, чем в деревне, и объясняет это тем, что в малонаселенных местах на продукты специализированного труда спрос отсутствует. Другими словами, чем шире рынок, тем более глубоким будет и разделение труда. Во-вторых, он рассматривает разделение труда в контексте полезности блага. Ксенофонт считает (хотя вряд ли можно с этим мнением согласиться), что блюдо со стола аристократа вкуснее, потому что его готовят десятки поваров, каждый из которых специализируется на одной или двух операциях.

Мнение специалиста

Воззрения мыслителя противоречивы. С одной стороны, Ксенофонт выступал против торговли и денег, защищая натуральное хозяйство, с другой стороны – отстаивая интересы аристократии. Ксенофонт являлся сторонником денежного хозяйства в той мере, в какой оно выгодно крупному землевладению.

Античный мыслитель давал целый ряд практических советов, как можно увеличить государственные доходы. Решающее значение он отводил рациональной эксплуатации Лаврийских серебряных рудников, в связи с чем он рекомендовал Афинскому государству закупить большое количество рабов и затем отдавать их внаем на работы в рудники.

Платон (427–347 до н.э.) – великий древнегреческий мыслитель, основатель Академии и родоначальник собственной философской школы (платонизм).

Платон родился в Афинах в аристократической семье и получил от родителей имя Аристокл. Его отец Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра и афинского законодателя Солона. Мать Периктиона тоже принадлежала к роду Солона

В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку. image002. В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку фото. В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку-image002. картинка В чем заключается вклад древнейших философов в экономическую науку. картинка image002

и была двоюродной сестрой одного из 30 афинских тиранов – Крития. Платон был третьим сыном в семье. Платоном (широкоплечим) его прозвал учитель гимнастики. Однако в историю философии и культуры он вошел именно под данным прозвищем.

После казни Сократа в 399 г. до н.э. Платон вместе с другими его учениками покинул Афины. Мыслитель побывал в Мегерах, а затем много путешествовал, посетив Египет, Финикию, Вавилон, Персию, Ассирию, Южную Италию и Сицилию. В Южной Италии он познакомился с пифагорейцами. Встреча с ними оказала на мыслителя значительное влияние. Следует отметить, что Сицилию Платон посещал неоднократно. Именно там он старался претворить в жизнь свои принципы идеального государства. Одна попытка была им предпринята при власти тирана Дионисия I (ок. 430–367 до н.э.), правившего в сицилийском городе Сиракузы. Другая – во времена его сына Дионисия II Младшего, правившего в Сиракузах в 367–344 гг. до н.э. Оба начинания Платона потерпели полное фиаско. Дионисий Старший даже приказал продать философа в рабство. Платону только чудом (с помощью друзей) удается покинуть Сицилию и вернуться в Афины.

Платон купил там землю и в 388 г. до н.э. основал собственную школу, названную Академией. Такое имя она получила по местоположению в роще, посвященной античному божеству Академу. В Академии обучали не только философии, но и геометрии, астрономии, географии, зоологии, ботанике, к тому же каждый день там проводились и гимнастические занятия. Однако центральное место в платоновской школе занимало политическое образование. Обучение основывалось на лекциях, дискуссиях и совместных беседах.

Академия просуществовала более 900 лет. Она была закрыта в 529 г. по указанию византийского императора Юстиниана I (483–565). Ее закрытие связано с упадком Восточной Римской империи и почти совпало с появлением и распространением христианских монастырей.

Творческое наследие Платона дошло до наших дней. Это около 30 малых и больших диалогов, а также ряд писем. Важнейшей из работ Платона является книга «Государство» (360 г. до н. э). В этом труде философ ставит задачу поиска гармонизации общественных отношений и решает ее на основе анализа справедливости.

Справедливость, по Платону, состоит в том, чтобы каждому воздать должное. Он рассматривает справедливость как то, что укрепляет отношения между людьми, а вместе с тем и само общество. Несправедливость же – это то, что их разрушает. Платон, как и Ксенофонт, рассматривает проблемы разделения труда.

Государство вместе со справедливостью возникает на основе общественного разделения труда. Благодаря разделению труда люди получают возможность улучшить свое материальное положение. Разделение труда общественно полезно, ибо люди различаются по своим способностям, и потому один делает лучше одно, а другой – другое. Кроме того, человек делает лучше свое дело, если он специализируется в каком-либо одном деле.

Важнейший путь к гармонизации общественных отношений – достижение такого состояния, когда каждый человек будет занимать в обществе место, соответствующее его природным способностям и профессиональной подготовке. Такая специализация ведет к совершенству. Причем каждая профессиональная группа зависит от других. В силу этого все общественно необходимые виды деятельности являются одинаково важными, поэтому каждый будет удовлетворен своим положением и будет считать всех других граждан и все другие сословия сопричастными общей дружбе.

Трем началам (частям) человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему – в государстве аналогичны три схожих начала – совещательное, защитное и деловое. Из них далее Платон выводит и обосновывает три сословия – правителей, воинов и производителей, которые характеризуют социальную стратификацию в его идеальном государстве и взаимную заинтересованность всех трех сословий друг в друге. Действительно, первые два сословия удовлетворяют свои материальные потребности за счет труда непосредственных производителей. Однако со своей стороны непосредственные производители вполне могут чувствовать себя удовлетворенными. Взамен своих скромных затрат на содержание высших классов они получают рациональную организацию общества, квалифицированное управление, внутреннюю и внешнюю безопасность.

Таким образом, различие сословий определяется общественным разделением труда, а не иерархическим делением на классы. Поскольку разница в общественном положении людей обусловлена их природными различиями, постольку классовое устройство общества обосновывается философом как нравственное, справедливое, где гармонически взаимодействуют все сословия. Так в сочинениях Платона зародилась идея классового компромисса как условия социального мира и общего процветания.

Для обоснования своей идеи философ предусматривает социальную мобильность. Под ней он понимает перемещение одаренных из низов наверх, а менее одаренных из верхов в низшие слои общества.

В политике классового компромисса, социальной гармонии мыслитель считал важным стремиться к сглаживанию противоположности между богатыми и бедными. Античный исследователь видит, что людей портят богатство и бедность. Они порождают отчуждение между гражданами, вражду между классами.

Таким образом, греческий мыслитель прекрасно осознает великое освобождающее значение разделения труда и производственной кооперации в деле избавления людей от материальной нужды. При этом Платон называет «здоровым» такое государство, в котором уровень материального производства и потребления достаточен для удовлетворения естественных потребностей людей, для поддержания их здоровья.

Важнейшую веху в разделении труда, в развитии общественного производства, а вместе с тем и справедливости Платон усмотрел в формировании рынка, обмене товаров, появлении специалистов (купцов), обслуживающих обмен, и средств обмена – денег.

Мнение специалиста

Как следует из вышеизложенного, Платон рассматривает разделение труда с точки зрения сословий. Самое низшее из сословий – это сословие, занимающееся хозяйственной деятельностью (земледельцы, ремесленники и мелкие торговцы), второе сословие – воины и высшее сословие – философы, занимающиеся управлением государством и изданием законов.

Помимо этого разделение труда у философа связано со специализацией труда (у человека много потребностей в различных благах, а способность одна), поэтому с этим видом разделения труда Платон связывает обмен и образование городов. Анализируя особенности и значимость для социального развития товарно-денежного обращения, греческий философ подчеркивал, что процесс разделения труда и формирования рыночных отношений в греческих городах-государствах постепенно приобретает международный характер.

Мыслитель рассматривает значение денег (сейчас бы сказали – функции денег) в качестве средства обмена, измерения ценности товаров и накопления. К накоплению денег у Платона отрицательное отношение. Он доказывает, что государство становится «больным», когда целью граждан становится не здоровый образ жизни, а погоня за излишними удовольствиями и средствами их достижения – властью и богатством. Эта погоня порождает физические и нравственные пороки. Болезни разрушают физическое здоровье людей, а пороки (корыстолюбие, властолюбие и т.п.) разрушают нравственное и политическое единство общества. Исходя из этого, он отмечает, что крупной торговлей должны заниматься иностранцы. Крупную торговлю (оптовую) он рассматривал в противовес мелкой торговле (розничной). Он также противник сделок с отсрочкой платежа, поскольку процент есть средство обогащения. Торговые сделки, по мнению Платона, должны осуществляться за наличный расчет.

Платон проанализировал причины порчи монет и се экономические последствия. Различал «туземную монету», имеющую хождение внутри одной страны и «эллинскую монету», которая находится в монопольном владении государства и служит для оплаты военных походов, путешествий и приобретения иноземных товаров (сегодня бы сказали – свободно конвертируемая, или резервная, валюта).

Аристотель (384–322 до н.э.), великий мыслитель древности, философ, учитель и наставник Александра Македонского.

Он родился во Фракии в городе Стагире греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, поэтому Аристотель получил прозвание Стагирит. Его отец Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение, и сам занимался врачеванием при дворе Аминты III, царя Македонского. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем наследника.

Юношеские годы Аристотеля пришлись на начало расцвета Македонии. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка, он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же время он был подданным македонского правителя. Это противоречие сыграет определенную роль в его судьбе.

В 369 г. до н.э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен (впоследствии Аристотель тепло отзывался о нем, а когда Проксен умер, усыновил его сына Никанора). Аристотель наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством Проксена. В 367 г. до н.э. Аристотель отправился в Афины, где поступил в Академию Платона и пробыл там 20 лет до самой смерти учителя. Затем философ покидает Афины и проводит жизнь в странствиях.

В 347 г. до н.э. Аристотель женился на Пифиаде, приемной дочери Термин, тирана Ассоса в Троаде, но через два года Гермий выступил против персов, за что был свергнут ими и казнен. Аристотель вынужден уехать в Митилины.

В 343 г. до н.э. но приглашению македонского царя Филиппа он приехал в столицу Пеллу и около четырех лет учил наследника трона. После воцарения Александра (Македонского) в 335 (334) г. до н.э. Аристотель с женой, дочерью Пифиадой и приемным сыном поселился в Афинах. Здесь он открыл свою философскую школу – Ликей (Лицей), которая располагалась в роще, посвященной Аполлону Ликейскому. Философией было принято заниматься во время прогулок, поэтому учеников и последователей Аристотеля часто называли «перипатетиками» (прогуливающимися).

В последующие 10–12 лет Александр завоевывает всю известную древним грекам обитаемую землю. В это же время Аристотель с поразительной энергией возводит величественное здание науки, завершая и обобщая труды своей жизни. Но ему нс была суждена спокойная старость в кругу учеников и друзей. Возмутившиеся против македонского господства афиняне изгнали философа. Через год (323 г. до н.э.) он умер в городе Халкиде, на острове Эвбея.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *