В чем заключается воспитательная функция политологии

Функции политологии

Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, методологическую, познавательную, инструментальную, прогностическую и идейно-воспитательную.

Методологическая функция политологии заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке законов и категорий данной науки. Результатом такого поиска является система социально апробированных принципов и способов рационального познания политической действительности, правил и нормативов построения политической теории, образцов организации практической политической деятельности. Политология, как указывалось выше, выступает в качестве теоретико-методологической базы конкретных исследований политики в рамках некоторых других общественных наук. Методология и методы политического анализа будут особо рассмотрены в следующем разделе учебного пособия.

Познавательная функция политологии предполагает накопление, описание, изучение фактов политической действительности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития. Политология призвана дать рациональное объяснение политической действительности, отвечая на вопросы: как, почему, в силу каких причин возникли данные политические явления и процессы, почему им присущи именно эти особенности? Познавательная функция политологии направлена на адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей, тенденций и закономерностей развития.

Идейно-воспитательная, мировоззренческая функция политологии связана с выработкой, обоснованием определенных политических идеалов и ценностей, способствующих устойчивости той или иной политической системы, соответствующих политических взглядов, убеждений и политических ориентаций граждан. Политология способствует формированию гражданственности, политического сознания и политической культуры населения, осуществляет политическую социализацию граждан.

Без развитой политической культуры невозможно функционирование демократического общества. Способность граждан к участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения соответствующих знаний и опыта. Во всех развитых демократических странах действуют специальные системы политического образования и воспитания. Тем более актуальна эта задача для Беларуси и других посттоталитарных стран.

Источник

Функции политологии

Обобщая имеющиеся точки зрения, можно выделить пять основных функций политологии: теоретическую, методологическую, практическую, воспитательную и прогностическую. Теоретическая, или концептуально-описательная, гносеологическая, познавательная функция политологии состоит в разработке ней различных теорий, концепций, гипотез, идей, категорий, понятий, формулировке закономерностей, которые описывают и объясняют многообразные явления и процессы политической жизни общества.

С теоретической функцией политологии тесно связана ее методологическая функция, которая заключается в том, что категории и понятия этой науки, а также формульовані ней закономерности используются другими науками как теоретический инструментарий в исследовании политических явлений и процессов.

Например, в категории «политика», «политическая власть», «политическая система общества», «политический процесс», «политический режим», «политическая партия» и т.д разрабатываются именно политологией, однако широко используются и другими науками. Политология дает этим наукам исследовательские схемы, приемы познания политических явлений и процессов.

Практическая, или прикладная функция политологии заключается в ее ориентированности на решение конкретных практических политических задач и проблем. На основе разрабатываемых ею теоретических положений политология формулирует рекомендации

Относительно осуществления политики, проведения тех или иных мероприятий и кампаний. Наиболее полно практическая функция политологии проявляется в прикладной политологии, основное содержание которой составляет разработки различных политических технологий. Политология влияет на формирование мировоззрения индивида, давая ему знания о политическую сферу общественной жизни, об политические институты, права, свободы и обязанности гражданина, политическую культуру. Она играет решающую роль в политической социализации как процессе усвоения индивидом определенной системы политических знаний, норм и ценностей, влияет на формирование навыков политического поведения. В формировании мировоззрения человека, его политической социализации заключается воспитательная функция политологии.

Важной является также прогностическая функция политологии, которая заключается в ее способности предвидеть, прогнозировать перспективы развития политических процессов, ближайшие и отдаленные последствия принятия и выполнения политических решений. Реализация этой функции предусматривает моделирование политических процессов и отношений, заблаговременное проведение научных экспертиз важнейших политических решений на предмет реальности ожидаемого от них эффекта.

Источник

Функции политологии

Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет, отвечая на общественные потребности. К числу важнейших функций политической науки относят: методологическую, познавательную, регулятивную, прогностическую и мировоззренческую.

Методологическая функция политологии заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке категорий и законов данной науки.

Познавательная функция политологии предполагает накопление, описание, изучение фактов политической деятельности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития.

Регулятивная функция основывается на необходимости объективного анализа политической действительности с целью выработки научно обоснованной политики. Основным содержанием данной функции является разработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую жизнь общества.

Прогностическая функция политологии состоит в определении ближайших и отдалённых перспектив политического развития общества, выработке прогнозов, в моделировании будущих политических процессов и отношений.

Мировоззренческая функция политологии связана с формированием и обоснованием определённых политических идеалов и ценностей, соответствующих интересам общества политических взглядов, убеждений и ориентации граждан.

Методы политологии

Методология — это совокупность принципов, норм и методов познания. Каждая наука имеет свою собственную методологию.

В политологии используются три группы методов: теоретические, общенаучные и эмпирические.

К группе теоретических относятся следующие методы:

* структурализм — основывается на том, что и в обществе, и в политике есть устойчивые социальные и политические структуры, выполняющие свои постоянные функции. Таковыми структурами являются институты, нормы, труппы, общности, статусы, роли и т. д. Эти структуры имеют устойчивый характер, что позволяет выделять их из политической реальности и изучать каждую в отдельности. Этот методологический приём широко используется при анализе политических институтов, когда каждый из них рассматривается как самостоятельная целостность;

* функционализм — в отличие от структурализма выявляет факторы взаимозависимости политических институтов, организаций и других элементов политической реальности.

Функционализм объясняет появление какого-либо политического института в обществе созреванием в его политической системе соответствующих потребностей. Механизм исследования сводится к выявлению и изучению функций, выполняемых теми или иными политическими структурами;

* системный анализ — направляет исследователей на рассмотрение политики как открытой системы, взаимодействующей со всей окружающей средой. Учёные, использующие этот метод, исследуют вопросы взаимодействия политической системы с окружающей средой, механизмы адаптации политической системы, особенности её функционирования и развития;

* бихевиоризм — метод, основанный на предположении, что поведение человека — это реакция на различные внешние раздражители и стимулы. В политологии используют этот метод для описания изменений в политическом поведении людей, которые связаны с изменениями реалий жизни, принятием политических решений и т. д.

Общенаучные методы познания и объяснения объективной реальности сформировались в ходе развития общего научного знания и едины для всех наук. Это универсальные правила, устанавливающие соответствующие процедуры для достижения рациональных выводов. К ним относятся:

* сравнение — метод, который позволяет сопоставлять однопорядковые процессы, явления и события. Сравнительный метод позволяет установить, в чём состоит подобие сопоставляемых объектов, выделить их общие черты либо показать, по каким признакам они различаются. Этот метод лежит в основе сравнительной политологии;

* анализ и синтез — единый метод, обеспечивающий рассмотрение внутреннего строения сложных политических образований;

* индукция и дедукция — методы, определяющие логику и последовательность мыслительных операций при переходе от частного к общему и наоборот;

* моделирование — метод, основанный на построении моделей, раскрывающих как внутреннее строение политических объектов, так и складывающиеся между ними зависимости.

К нему прибегают в том случая, если анализ реального политического явлении невозможен или затруднён, либо требует больших финансовых затрат или требует много времени. Модель выступает в качестве аналога реального политического объекта. Сегодня этот метод получает большое распространение в связи с внедрением в политологические исследования компьютерной техники, которая позволяет оценивать самые разнообразные факторы, влияющие на политический процесс.

Эмпирические методы направлены на получение информации о политических предпочтениях избирателей, о намерениях политических лидеров, о ценностных ориентациях и политических установках различных социальных групп и их отношение к государственным управленческим решениям. Для достижения этих целей в политологии используют следующие методы:

* наблюдение — метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации политических фактов.

Различают два типа наблюдения: невключённое и включённое. При невключённом наблюдении исследователь находится и фиксирует события как бы со стороны. Включённое наблюдение предполагает участие наблюдателя в том или ином событии, деятельности организации, т. е. наблюдатель становится участником митинга, демонстрации, входит в состав или руководство партии, движения и т. д.;

* опрос — представляет собой устное или письменное обращение исследователя к определённой совокупности людей-респондентов с вопросом, содержание которого представляет изучаемую проблему. В политологии опросы используются для изучения общественного мнения по самому широкому кругу социально-политических проблем;

* контент-анализ — это целенаправленное изучение определённых документов (конституции, партийной программы, инструкции, законодательных актов и т. д.). В современных условиях применение этого метода связано также с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество метода заключается в оперативном получении фактографических данных о том или ином политическом явлении на основе объективной информации.

Важное значение в изучении политологии приобретают междисциплинарные связи во всех новых направлениях развития обществоведения, которые и позволяют говорить о характере и особенностях социальных носителей, групп, их интересов, что даёт возможность расширить фактологическую базу гуманитарных дисциплин.

Источник

В чем заключается воспитательная функция политологии

тБУЛТЩФЙЕ УПДЕТЦБОЙС РПМЙФПМПЗЙЙ УФБОПЧЙФУС ЧПЪНПЦОЩН ВМБЗПДБТС УХЭЕУФЧПЧБОЙА ЕЕ ЛБФЕЗПТЙБМШОПЗП БРРБТБФБ. лБФЕЗПТЙЙ РТЕДУФБЧМСАФ УПВПК ОБЙВПМЕЕ ПВЭЙЕ РПОСФЙС, ПФТБЦБАЭЙЕ УХЭОПУФОЩЕ УФПТПОЩ РТПГЕУУПЧ Й СЧМЕОЙК, Ч ДБООПН УМХЮБЕ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ. ч УПЧПЛХРОПУФЙ ЛБФЕЗПТЙЙ УМХЦБФ ЛБЛ ВЩ ПРПТОЩНЙ ХЪМБНЙ, ПРЙТБСУШ ОБ ЛПФПТЩЕ НПЦОП ПУХЭЕУФЧЙФШ ОБХЮОЩК БОБМЙЪ РПМЙФЙЮЕУЛПК ТЕБМШОПУФЙ.

оБЙВПМЕЕ ПВЭЙНЙ ЛБФЕЗПТЙСНЙ РПМЙФПМПЗЙ, ПИЧБФЩЧБАЭЙНЙ ЧУА ЕЕ РТПВМЕНБФЙЛХ Й ПФТБЦБАЭЙНЙ ЕЕ УРЕГЙЖЙЛХ, ЧЩУФХРБАФ ЛБФЕЗПТЙЙ «РПМЙФЙЛБ» Й «РПМЙФЙЮЕУЛПЕ».

рТЙ БОБМЙЪЕ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ СЧМЕОЙК Й РТПГЕУУПЧ РПМЙФЙЮЕУЛПК ЦЙЪОЙ ПВЭЕУФЧБ ЙУРПМШЪХАФУС ФБЛЦЕ РПОСФЙС: ПВЭЕУФЧП, ОБТПД, УЧПВПДБ, ЗТБЦДБОУЛПЕ ПВЭЕУФЧП, РТБЧП, РБФТЙПФЙЪН, УРТБЧЕДМЙЧПУФШ, ТЕЧПМАГЙС, ЬЧПМАГЙС, РПМЙФЙЮЕУЛЙК УФТПК, ДЕНПЛТБФЙС Й Ф.Д. нОПЗЙЕ ЙЪ ЧЩЫЕРЕТЕЮЙУМЕООЩИ ЛБФЕЗПТЙК РПМЙФПМПЗЙЙ ЫЙТПЛП ЙУРПМШЪХАФУС Й ДТХЗЙНЙ ПВЭЕУФЧЕООЩНЙ ОБХЛБНЙ, ОП ЛБЦДБС ЙЪ ОЙИ ЙУРПМШЪХЕФ ЬФЙ ЛБФЕЗПТЙЙ РТЙНЕОЙФЕМШОП Л УЧПЕНХ РТЕДНЕФХ ЙУУМЕДПЧБОЙС.

оЕПВИПДЙНП ФБЛЦЕ ПФНЕФЙФШ, ЮФП ЛБФЕЗПТЙБМШОЩК БРРБТБФ ПФОПУЙФУС Л ЮЙУМХ ОБЙВПМЕЕ ДЙУЛХУУЙПООЩИ РТПВМЕН РПМЙФПМПЗЙЙ. уМПЦОПУФШ РПМЙФПМПЗЙЮЕУЛПЗП БОБМЙЪБ ЧП НОПЗПН ЧЩЪЩЧБЕФУС НОПЗПЪОБЮОПУФША ТСДБ ЛБФЕЗПТЙК, ТБЪОПЮФЕОЙЕН ПРТЕДЕМЕОЙК Й ЖПТНХМЙТПЧПЛ.

пДОЙН ЙЪ РЕТЧЩИ Ч РПМЙФПМПЗЙЙ ЙУРПМШЪПЧБМУС ГЕООПУФОП-ОПТНБФЙЧОЩК РПДИПД. пО ЪБТПДЙМУС ЕЭЕ Ч ДТЕЧОПУФЙ. уПЗМБУОП ЬФПНХ РПДИПДХ, РПМЙФЙЮЕУЛЙЕ СЧМЕОЙС ТБУУНБФТЙЧБАФУС У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС УППФЧЕФУФЧЙС ЙИ ОПТНБН НПТБМЙ, УРТБЧЕДМЙЧПУФЙ, ПВЭЕЗП ВМБЗБ. пО РТЕДРПМБЗБЕФ ЧЩТБВПФЛХ ЙДЕБМШОПЗП РПМЙФЙЮЕУЛПЗП РПТСДЛБ Й ОЕПВИПДЙНПУФШ РПДЧЕДЕОЙС РПД ОЕЗП ТЕБМШОП УХЭЕУФЧХАЭЙИ ПФОПЫЕОЙК. пО ПЛБЪБМ ПРТЕДЕМЕООПЕ ЧМЙСОЙЕ ОБ ТБЪЧЙФЙЕ ЪБРБДОПЗП ПВЭЕУФЧБ, РПУЛПМШЛХ ВМБЗПДБТС ЕНХ ЖПТНХМЙТПЧБМУС ЙДЕБМ ДЕНПЛТБФЙЮЕУЛПЗП ХУФТПКУФЧБ. пДОБЛП ОЕДПУФБФЛПН ЬФПЗП НЕФПДБ ЧУЕЗДБ ВЩМБ ЕЗП ПФПТЧБООПУФШ ПФ УХЭЕУФЧХАЭЙИ ТЕБМШОПУФЕК, ЮФП РПТПЦДБМП ХФПРЙЮЕУЛЙЕ ЙДЕЙ, ФЕПТЙЙ, ТЕБМЙЪБГЙС ЛПФПТЩИ УПРТПЧПЦДБМБУШ НОПЗПЮЙУМЕООЩНЙ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙНЙ ЦЕТФЧБНЙ.

ч ТБНЛБИ ЙУФПТЙЮЕУЛПЗП НЕФПДБ РПМЙФЙЛБ ТБУУНБФТЙЧБЕФУС У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ЧПЪНПЦОПУФЙ ЙУРПМШЪПЧБОЙС РПМПЦЙФЕМШОПЗП РПМЙФЙЮЕУЛПЗП ПРЩФБ РТПЫМПЗП ДМС ТЕЫЕОЙС УПЧТЕНЕООЩИ БЛФХБМШОЩИ РТПВМЕН. пДОЙН ЙЪ РЕТЧЩИ Ч РПМЙФЙЮЕУЛПК ОБХЛЕ ЕЗП УФБМ ЙУРПМШЪПЧБФШ о. нБЛЙБЧЕММЙ.

вПМШЫПЕ ЧМЙСОЙЕ ОБ ТБЪЧЙФЙЕ РПМЙФЙЮЕУЛПК ОБХЛЙ ПЛБЪБМ УПГЙПМПЗЙЮЕУЛЙК НЕФПД, У РПНПЭША ЛПФПТПЗП НПЦОП ЧЩСЧЙФШ ЧЪБЙНПУЧСЪШ РПМЙФЙЛЙ Й ДТХЗЙИ УЖЕТ ЦЙЪОЙ, ТБУЛТЩФШ УПГЙБМШОХА РТЙТПДХ ЗПУХДБТУФЧБ, ЧМБУФЙ, РТБЧБ Й Ф.Д. уПГЙПМПЗЙЮЕУЛЙК РПДИПД РПЪЧПМСЕФ ПРТЕДЕМЙФШ УПГЙБМШОХА ОБРТБЧМЕООПУФШ РТЙОЙНБЕНЩИ ЗПУХДБТУФЧПН ТЕЫЕОЙК, ХУФБОПЧЙФШ, Ч ЙОФЕТЕУБИ ЛБЛЙИ ЗТХРР ПОЙ ПУХЭЕУФЧМСАФУС.

йОПК УТЕЪ БОБМЙЪБ РПМЙФЙЛЙ ПФЛТЩЧБЕФ БОФТПРПМПЗЙЮЕУЛЙК НЕФПД, ЛПФПТЩК ФТЕВХЕФ ОЕ ПЗТБОЙЮЙЧБФШУС ПРТЕДЕМЕОЙЕН ЧМЙСОЙС ОБ РПМЙФЙЛХ УПГЙБМШОЩИ ЖБЛФПТПЧ (ХТПЧОС ЦЙЪОЙ, ЖПТНЩ УПВУФЧЕООПУФЙ, ФЙРБ ЛХМШФХТЩ Й Ф.Д.), Б РТЕДРПМБЗБЕФ ЧЩСЧМЕОЙЕ Ч РПМЙФЙЛЕ ТПМЙ ЙОУФЙОЛФПЧ, ХУФПКЮЙЧЩИ ЮЕТФ ЙОФЕММЕЛФБ, РУЙИЙЛЙ, ОБГЙПОБМШОПЗП ИБТБЛФЕТБ, Ф.Е. ЛБЮЕУФЧ ЮЕМПЧЕЛБ ЛБЛ ВЙПУПГЙБМШОПЗП УХЭЕУФЧБ.

иПТПЫП ЙЪЧЕУФЕО ЙОУФЙФХГЙПОБМШОЩК НЕФПД, ПТЙЕОФЙТХАЭЙК ОБ ЙЪХЮЕОЙЕ ЙОУФЙФХФПЧ, У РПНПЭША ЛПФПТЩИ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС РПМЙФЙЮЕУЛБС ДЕСФЕМШОПУФШ: ЗПУХДБТУФЧБ, РБТФЙК Й ДТХЗЙИ ПТЗБОЙЪБГЙК, Б ФБЛЦЕ РТБЧБ Й ЙОЩИ ТЕЗХМСФПТПЧ РПМЙФЙЛЙ.

тЕЧПМАГЙА Ч РПМЙФЙЮЕУЛПК ОБХЛЕ УПЧЕТЫЙМ ВЙИЕЧЙПТЙУФУЛЙК НЕФПД, ЧПЪОЙЛЫЙК Ч 20-30-И ЗПДБИ XX ЧЕЛБ ЛБЛ БМШФЕТОБФЙЧБ АТЙДЙЮЕУЛПНХ НЕФПДХ, Ч ТБНЛБИ ЛПФПТПЗП РПМЙФЙЛБ БОБМЙЪЙТПЧБМБУШ РХФЕН ЙЪХЮЕОЙС ЗПУХДБТУФЧЕООП-РТБЧПЧЩИ Й РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ЙОУФЙФХФПЧ, ЙИ ЖПТНБМШОПК УФТХЛФХТЩ, РТПГЕДХТ ЙИ ДЕСФЕМШОПУФЙ. ч РТПФЙЧПЧЕУ ЬФПНХ ВЙИЕЧЙПТЙУФУЛЙК НЕФПД РПЪЧПМЙМ ЙЪХЮБФШ РПМЙФЙЮЕУЛПЕ РПЧЕДЕОЙЕ МЙЮОПУФЙ ЙМЙ ЗТХРР. вЙИЕЧЙПТЙУФЩ УФБМЙ БЛГЕОФЙТПЧБФШ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ЙОФЕТЕУЕ ЛБЛ НПФЙЧЕ РПМЙФЙЮЕУЛПЗП РПЧЕДЕОЙС. ъБДБЮХ РПМЙФЙЮЕУЛПК ОБХЛЙ ПОЙ УЧЕМЙ Л ПРЙУБОЙА ОБВМАДБЕНПЗП РПЧЕДЕОЙС, РТПГЕУУБ. ъБУМХЗБ ВЙИЕЧЙПТЙЪНБ УПУФПСМБ ОЕ ФПМШЛП ЧП ЧОЕДТЕОЙЙ Ч РПМЙФПМПЗЙА НЕФПДПЧ ФПЮОЩИ ОБХЛ (НБФЕНБФЙЛЙ, УФБФЙУФЙЛЙ Й Ф.Д.); ВЙИЕЧЙПТЙУФУЛЙК НЕФПД УФБМ ПУОПЧПК УПЪДБОЙС РТЙЛМБДОПК РПМЙФПМПЗЙЙ. пДОЙН ЙЪ ЕЗП УХЭЕУФЧЕООЩИ ОЕДПУФБФЛПЧ СЧМСЕФУС БОБМЙЪ РПЧЕДЕОЙС ЧОЕ ЛПОФЕЛУФБ ЕЗП НПТБМШОПК ПГЕОЛЙ, Б ФБЛЦЕ БЛГЕОФ ОБ ФЕИОЙЛХ ЙУУМЕДПЧБОЙС.

вЙИЕЧЙПТЙУФУЛЙК НЕФПД ОЕ РПЪЧПМСМ РТЕДУФБЧЙФШ НЙТ РПМЙФЙЛЙ ГЕМПУФОП, ОЕ ВЩМ УРПУПВЕО ЧЩСЧЙФШ ЧЪБЙНПУЧСЪЙ ТБЪМЙЮОЩИ ЕЗП ЬМЕНЕОФПЧ. рПЬФПНХ Ч 50-60-И ЗПДБИ XX ЧЕЛБ ЧПЪОЙЛМБ РПФТЕВОПУФШ Ч УЙУФЕНОПН РПДИПДЕ, ЛПФПТЩК РПЪЧПМСЕФ ТБУЛТЩЧБФШ ХУФПКЮЙЧЩЕ ЧОХФТЕООЙЕ ЧЪБЙНПУЧСЪЙ УПУФБЧОЩИ ЮБУФЕК РПМЙФЙЛЙ Й ФЕН УБНЩН ПРТЕДЕМСФШ ЧПЪНПЦОПУФЙ РТЙУРПУПВМЕОЙС УЙУФЕНЩ Л ЙЪНЕОСАЭЙНУС ХУМПЧЙСН ЧОЕЫОЕК УТЕДЩ. у РПНПЭША УЙУФЕНОПЗП РПДИПДБ ХДБЕФУС ЮЕФЛП ПРТЕДЕМЙФШ НЕУФП РПМЙФЙЛЙ Ч ТБЪЧЙФЙЙ ПВЭЕУФЧБ, ЕЕ ЧБЦОЕКЫЙЕ ЖХОЛГЙЙ, ЧПЪНПЦОПУФЙ РТЙ ПУХЭЕУФЧМЕОЙЙ РТЕПВТБЪПЧБОЙК. пДОБЛП УЙУФЕНОЩК РПДИПД НБМПЬЖЖЕЛФЙЧЕО РТЙ БОБМЙЪЕ ЙОДЙЧЙДХБМШОПЗП РПЧЕДЕОЙС Ч РПМЙФЙЛЕ (ОБРТЙНЕТ, ТПМЙ МЙДЕТБ), РТЙ ТБУУНПФТЕОЙЙ ЛПОЖМЙЛФПЧ Й ЙУУМЕДПЧБОЙЙ ЛТЙЪЙУОЩИ УЙФХБГЙК.

пУПВПЕ НЕУФП УТЕДЙ НЕФПДПЧ РПМЙФЙЮЕУЛПК ОБХЛЙ ЪБОЙНБЕФ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК РПДИПД, Ч ФПН ЮЙУМЕ РУЙИПБОБМЙЪ. пУОПЧБФЕМШ НЕФПДБ ъ. жТЕКД, ПТЙЕОФЙТХАЭЙК ОБ ЙЪХЮЕОЙЕ УХВЯЕЛФЙЧОЩИ НЕИБОЙЪНПЧ РПМЙФЙЮЕУЛПЗП РПЧЕДЕОЙС, ЙОДЙЧЙДХБМШОЩИ ЛБЮЕУФЧ, ВЕУУПЪОБФЕМШОЩИ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ РТПГЕУУПЧ, Б ФБЛЦЕ ФЙРЙЮОЩИ НПФЙЧБГЙК РПМЙФЙЮЕУЛПЗП РПЧЕДЕОЙС. оБ ПУОПЧЕ ХЮЕФБ ВЕУУПЪОБФЕМШОПЗП ЧПЪНПЦОП ПВЯСУОЕОЙЕ ТБЪМЙЮОЩИ ФЙРПЧ РПМЙФЙЮЕУЛПЗП РПЧЕДЕОЙС: РПЧЕДЕОЙС ФПМРЩ, ЙЪВЙТБФЕМЕК, ЧМБУФОПК МЙЮОПУФЙ Й Ф.Д.

дМС ТПУУЙКУЛПК РПМЙФЙЮЕУЛПК ОБХЛЙ ЧЕУШНБ БЛФХБМЕО УТБЧОЙФЕМШОЩК НЕФПД. уХЭОПУФШ ЕЗП ЪБЛМАЮБЕФУС Ч УПРПУФБЧМЕОЙЙ ПДОПФЙРОЩИ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ СЧМЕОЙК, ЛПФПТЩЕ ТБЪЧЙЧБАФУС Ч ТБЪМЙЮОЩИ УФТБОБИ, ЛХМШФХТОЩИ УТЕДБИ. тБУУНПФТЕОЙЕ РТПГЕУУБ ЖПТНЙТПЧБОЙС Й ТБЪЧЙФЙС ЗПУХДБТУФЧБ, РБТФЙК, ДЧЙЦЕОЙК, РПМЙФЙЮЕУЛПК УЙУФЕНЩ Х ТБЪМЙЮОЩИ ОБТПДПЧ ДБЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЩСЧМСФШ ЛБЛ ПВЭЙЕ ЮЕТФЩ РПМЙФЙЮЕУЛПЗП РТПГЕУУБ, ФБЛ Й ЕЗП ПУПВЕООПУФЙ. ьФП РПЪЧПМСЕФ ЙУРПМШЪПЧБФШ РПМПЦЙФЕМШОЩК РПМЙФЙЮЕУЛЙК ПРЩФ ДТХЗЙИ УФТБО ДМС УПЪДБОЙС Ч тПУУЙЙ РТБЧПЧПЗП ДЕНПЛТБФЙЮЕУЛПЗП ЗПУХДБТУФЧБ.

Источник

Функции политологии

В чем заключается воспитательная функция политологии. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается воспитательная функция политологии фото. В чем заключается воспитательная функция политологии-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается воспитательная функция политологии. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается воспитательная функция политологии. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается воспитательная функция политологии фото. В чем заключается воспитательная функция политологии-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается воспитательная функция политологии. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается воспитательная функция политологии. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается воспитательная функция политологии фото. В чем заключается воспитательная функция политологии-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается воспитательная функция политологии. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается воспитательная функция политологии. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается воспитательная функция политологии фото. В чем заключается воспитательная функция политологии-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается воспитательная функция политологии. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается воспитательная функция политологии. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается воспитательная функция политологии фото. В чем заключается воспитательная функция политологии-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается воспитательная функция политологии. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается воспитательная функция политологии. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается воспитательная функция политологии фото. В чем заключается воспитательная функция политологии-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается воспитательная функция политологии. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, методологическую, познавательную, инструментальную, прогностическую и идейно-воспитательную.

Методологическая функция политологии заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке законов и категорий данной науки. Результатом такого поиска является система социально апробированных принципов и способов рационального познания политической действительности, правил и нормативов построения политической теории, образцов организации практической политической деятельности. Политология, как указывалось выше, выступает в качестве теоретико-методологической базы конкретных исследований политики в рамках некоторых других общественных наук. Методология и методы политического анализа будут особо рассмотрены в следующем разделе учебного пособия.

Познавательная функция политологии предполагает накопление, описание, изучение фактов политической действительности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития. Политология призвана дать рациональное объяснение политической действительности, отвечая на вопросы: как, почему, в силу каких причин возникли данные политические явления и процессы, почему им присущи именно эти особенности? Познавательная функция политологии направлена на адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей, тенденций и закономерностей развития.

Объективный анализ политической действительности является необходимым условием для выработки научно обоснованной политики. Политология не только отражает политическую реальность, но и способна служить мощным инструментом воздействия на нее. Отсюда следующая функция политологии – инструментальная, или регулятивная – связана, прежде всего, с вопросами практической политики. Основным содержанием данной функции является выработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую действительность.

Политическая наука дает теоретическое обоснование политических реформ и преобразований, разрабатывает технологию относительно безболезненного разрешения социально-политических конфликтов. Тем самым политология призвана способствовать повышению эффективности политического руководства и управления общественно-политическими процессами. К сожалению, на практике политологические знания и рекомендации политической науки не всегда бывают востребованы обществом, органами власти и управления.

Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив политического развития общества, выработку прогнозов, моделирование будущих политических процессов и отношений. Прогнозы должны опираться на вскрытые объективные закономерности и тенденции общественно-политического развития. Прогнозирование – одна из важнейших и наиболее сложных задач политической науки. В последнее время возможности прогнозирования несколько расширились благодаря использованию новейших научных достижений, вычислительной техники, современных методик и т.д.

Идейно-воспитательная, мировоззренческая функция политологии связана с выработкой, обоснованием определенных политических идеалов и ценностей, способствующих устойчивости той или иной политической системы, соответствующих политических взглядов, убеждений и политических ориентаций граждан. Политология способствует формированию гражданственности, политического сознания и политической культуры населения, осуществляет политическую социализацию граждан.

Без развитой политической культуры невозможно функционирование демократического общества. Способность граждан к участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения соответствующих знаний и опыта. Во всех развитых демократических странах действуют специальные системы политического образования и воспитания. Тем более актуальна эта задача для Беларуси и других посттоталитарных стран.

В чем заключается воспитательная функция политологии. 640 1. В чем заключается воспитательная функция политологии фото. В чем заключается воспитательная функция политологии-640 1. картинка В чем заключается воспитательная функция политологии. картинка 640 1

Какой бы узко профессиональной сферой деятельности ни занимался человек, он является гражданином своей страны и в той или иной степени участвует в политической жизни. Говорят, если люди перестают заниматься политикой, политика начинает заниматься людьми. Они превращаются в объект манипуляций, заложников некомпетентности и политического авантюризма властей. Знакомство с основами политологии помогает человеку осознать свое место в обществе, ориентироваться в сложной политической обстановке, занимать гражданскую позицию. Французский политолог Ф.Бро отмечает: «Политическая наука обеспечивает высшую форму уважения личности, так как дает человеку возможность более свободно распоряжаться собой и более сознательно выбирать, в какую борьбу включаться» (Политология вчера и сегодня. М., 1990. – С. 243).

ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

Политическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности по сию пору.

Греческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) в своих произведениях (“Государство”, “Политик”, “Законы”) создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждаться в помощи.

Он сформулировал представление об идеальном государстве, т.е. реально не существующем идейном образе, и его особенностях:

— власть здесь принадлежит людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы;

— политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение;

— “коммунизм” как принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.

Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших в его время и служивших искажением задаваемого идеальным типом образца: тимократия власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия —власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).

Другой великий греческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политик) — здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политика, сочетающую в себе качества аристократии и демократии.

Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений.

В созданной им теории “среднего элемента”, под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории “среднего класса”.

Столь же актуальные для современности многие идеи высказал великий римский мыслитель, оратор, политический деятель Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.).

Вслед за Аристотелем наиболее привлекательной он считал форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества.

В “Кратком пособии для претендентов на выборные должности” Цицерона немало полезных советов, которые вполне годятся для использования и в современной политической практике.

Политические идеи средневековья и Возрождения. Абсолютное господство религии в средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики оценивались с позиций христианского учения. Политические проблемы рассматривались как часть проблем теологических, сколок с них.

Именно так их трактовал крупнейший католический теолог Августин Аврелий (353—430), по мнению которого деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если же оно от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений философ видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Он обосновывает принцип безусловного примата церковной власти над светской, который будет впоследствии рождать острейшие политические и теоретические коллизии.

Идею божественного происхождения государственной власти развивает и Фома Аквинский (1225—1274). Сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемые людьми, могут быть и дурными, противоречить божественной воле. Этого люди могут избежать в случае познания всеобщего порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку. Законы государства должны гармонировать с этим более общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Если государственная власть не делает этого, отходит от требований божественного закона, подданные имеют право не следовать ее требованиям.

Отход от чисто теологической интерпретации политики происходит в эпоху Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли (1469— 1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.

По мнению Н. Макиавелли, политика — отражение природы человека, а она отнюдь не благая. Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне конкретным людям — их тогдашним правителям. Автор свободен от оценки политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивает зависимость политики от естественных сил: климата, места, полезных ископаемых. Политика для него — удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.

Политическая мысль Нового времени. Новое время в Европе — это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти.

Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных.

Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632—1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” — принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689—1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж.Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов: объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов — правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.

В середине XIX в. Карл Маркс (1818—1883) создает теорию, оказавшую мощное влияние на политическую практику XX в.

Основные компоненты политической теории марксизма:

— принцип экономической детерминации политической жизни:

— способ производства материальных благ обусловливает социальную, политическую, духовную жизнь в обществе;

— идея классовой борьбы как движущей силы исторического и политического прогресса и представление государства в качестве орудия господства одного класса над другим, подчеркивание паразитизма государственной власти эксплуататоров;

рабочий класс — носитель всеобщего политического интереса, в капиталистическом обществе наиболее эксплуатируемый. Во главе других трудящихся классов он и совершает социалистическую революцию, в ходе которой уничтожается эксплуататорское государство и открывается путь к строительству бесклассового общества изобилия и свободы — коммунизма;

— диктатура пролетариата — период не ограниченного законом господства рабочего класса, в ходе которого создаются предпосылки бесклассового общества, происходит отмирание классов и государства.

Становление и развитие политической науки за рубежом в XIX—XX вв.

Современный облик политической науки с такими ее чертами, как интерес к изучению мотивов и последствий политической деятельности, использование методов конкретной социологии, стремление не строить проекты политического переустройства, но анализировать конкретные политические события и процессы, складывался под влиянием работ ряда социологов и философов.

Итальянский социолог и политолог Вильфредо Парето (1848— 1923), следуя за И. Макиавелли, видел два реальных средства управления людьми: силу и хитрость, поэтому эффективно действующие политики делятся им на “львов” и “лис”. Невысоко оценивая смысл и результаты участия масс в политике, он считал демократию крайне несовершенной формой организации политических отношений, так как в ее рамках неразумная масса получает доступ к принятию политических решений. Реальная власть в обществе принадлежит и должна принадлежать элите — узкому кругу лиц, знаниями, способностями, профессиональными успехами доказавшими свою избранность.

Немецкий историк, философ и социолог Макс Вебер (1864—1920) предложил разделить все типы власти на аффективный, или эмоциональный, целостно-рациональный, или религиозный, и определяемый заинтересованностью. Его по праву считают основателем современной теории бюрократии, которую он рассматривал в качестве рационализированной, обезличенной системы управления, осуществляемой как следование правилам и предписаниям. В научном описании он стремится проводить четкое различие между фактами, которые можно достоверно установить и эмпирически проверить, и ценностями, не подлежащими какой-либо эмпирической фиксации и выражающими внутренний мир субъекта, специфику его отношения к окружающему миру.

Мощное воздействие на методы современной политологии и весь спектр ее проблем оказали идеи австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856—1939) и его последователей. В их трудах было обращено внимание на принципиально новый объект интереса теоретиков политики — роль бессознательного в детерминации политических процессов. В свете этих идей политическое поведение рассматривается в качестве результата неосознаваемых влечений, формирующихся в подсознании человека под воздействием детских впечатлений, воспитания. Политика все чаще оценивается как некий вид патопсихологии, сфера, влекущая людей с неосознаваемыми психическими деструкциями.

Развитие политической мысли в России в XIX—XX вв.

В политической жизни России легко найти представителей широко распространенных и в других странах политических теорий и ориентации: консерваторов и либералов, анархистов и социалистов, республиканцев и монархистов. Но здесь же возникли политические

идеи, ярко выражавшие своеобразие как российской политической практики, так и политической культуры, и сами оказавшие мощное воздействие на развитие мировой политической мысли. Генезис этих идей связан с именами Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева и В.И. Ленина.

Н.Г. Чернышевский (1828—1889) оказал мощное влияние на становление идей общинного социализма, доказывающих возможность перехода от феодального общества к социалистическому минуя капиталистическую стадию общественного развития. Основу осуществления социализма он видел в общинном устройстве крестьянской жизни в России, характеризовавшейся совместным землепользованием, традицией коллективного обсуждения и решения общих дел, запрещением купли и продажи земли. Практическая реализация такой возможности связывалась Н.Г. Чернышевским с деятельностью организации революционеров, их активной борьбой за радикальное переустройство общества. Эти идеи повлияли на формирование идеологии и политической практики народничества (его наиболее видными представителями были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский).

Характерные черты народнической идеологии:

критическое отношение не только к российскому феодализму, но и к европейскому капитализму;

— идея общинного социализма — переход к обществу без классов, эксплуатации и государства осуществляется минуя капитализм, посредством использования коллективистских традиций, общинной организации крестьянской жизни;

— наличие “критически мыслящей личности” — ведущего начала политической жизни. Именно благодаря ее активности происходит обновление форм социальной организации, она ведет за собой массу;

— политическим инструментом воздействия личности (героя) на массу служит организация революционеров, политическая партия, методы деятельности которой народники, в зависимости от их революционного темперамента, представляли весьма многообразно: от пропаганды до террора.

В русской религиозной философии, представленной именами B.C. Соловьева (1853—1900), В.В. Розанова (1856—1919), С.Н. Булгакова (1871—1944), Н.А. Бердяева (1874—1948), была разработана идея соборности как принципа устройства жизни социальной общности, противоположного индивидуализму, материализму и анархизму.

Политические аспекты идеи соборности:

провозглашение антииндивидуализма и антиутилитаризма в качестве единственно возможных и естественных оснований общественной жизни и ее политической организации;

— государство рассматривается как посредник между церковью и материальным обществом, оно охраняет нравственный мир человека, но не вмешивается в него;

— нераздельность нравственности и политики, своеобразный “антимакиавеллизм и антилиберализм”, т.е. невозможность сведения сферы мотивации политической деятельности только к интересам и потребностям.

Крупнейший последователь К. Маркса, под руководством которого политическая теория научного коммунизма стала реальностью, В.И. Ленин (1870—1924) обосновал идею о том, что политическая партия является важнейшим инструментом завоевания политической власти рабочим классом.

Он подчеркивал значение просвещения рабочего класса интеллигентами и профессиональными революционерами для его превращения в решающую силу политической борьбы.

ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.

Понятие власти. Различные концепции власти: биологический, антропологический, психологический и социологический подходы. Субъекты и объекты власти, источники, ресурсы, функции. Господство и власть. Формы господства. Модели власти: традиционная, рационально-легальная, харизматическая. Легитимность власти. Диффузная и специфическая легитимность. Уровни легитимности (идеологический, структурный, персональный). Делегитимация.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *