В чем заключается взаимосвязь различных видов государственной службы
Какая существует взаимосвязь службы в органах внутренних дел, государственной службы иных видов и муниципальной службы?
Взаимосвязь службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:
1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, а также основных социальных гарантий при прохождении службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов;
2) установления ограничений и обязательств при прохождении службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов;
3) учета стажа службы в органах внутренних дел при исчислении стажа государственной службы иных видов;
4) соотносительности специальных званий, воинских званий, классных чинов и дипломатических рангов;
5) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и граждан, проходивших государственную службу иных видов.
Взаимосвязь службы в органах внутренних дел и муниципальной службы обеспечивается посредством учета стажа службы в органах внутренних дел при исчислении стажа муниципальной службы.
Гражданину, проходившему государственную службу иных видов, назначаемому на должность высшего начальствующего состава, или сотруднику органов внутренних дел, назначаемому на соответствующую должность государственной службы иного вида, по решению Президента Российской Федерации могут быть сохранены социальные гарантии, которые имел указанный гражданин или сотрудник.
В чем заключается взаимосвязь различных видов государственной службы
Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации, иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:
1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных
2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;
3) учета стажа государственной службы Российской Федерации и иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших
государственную службу Российской Федерации.
Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» установил, что система государственной службы включает в себя следующие ее виды:
— государственная гражданская служба;
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Соотношение должностей федеральной государственной службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы в соответствии с этим Федеральным законом определяется Указом Президента Российской Федерации, а в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.
Помимо этого взаимосвязь видов государственной службы поддерживается правовыми положениями, касающимися основных условий и размеров оплаты труда, а также основных государственных социальных гарантий. Нормы оплаты по штатным должностям, а также соотношение окладов устанавливаются Президентом Российской Федерации.
Взаимосвязь видов государственной службы подтверждает установленная федеральным законодательством система ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации, общих для всех видов государственной службы. Перечень ограничений приведен в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Кроме того, существуют запреты, связанные с гражданской службой Овсянко Д.М. Административно-правовые проблемы государственной службы в Российской Федерации / Д.М. Овсянко // Система ГАРАНТ.. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов устанавливается также и посредством учета стажа государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон «О системе государственной службы
Российской Федерации» фиксирует это.
Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:
1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;
4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
Муниципальная служба представляет собой вид профессиональной деятельности, непосредственно связанной с обеспечением исполнения полномочий органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальная служба определяется как профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе, на муниципальной должности, не являющейся выборной. Федеральный закон от 2 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изм. и допол.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007 г. № 10. ст. 1152.
Как в Законе № 79-ФЗ (ст. 21-31), так и в законах об иных видах государственной службы содержатся нормы, регламентирующие все перечисленные стадии прохождения государственной службы. Козбаненко В.А. Публично-правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 3. С. 41.
Основные условия прохождения государственной службы всех видов регулируются служебным контрактом. Предметами регулирования служебного контракта являются обязательства Российской Федерации и федерального государственного служащего, а также обязательства субъекта Федерации, принимаемые на себя соответствующим государственным органом и государственным служащим.
В соответствии с федеральным законом о конкретном виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином: на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.
Федеральными законами о различных видах государственной службы предусматриваются:
— возрастные ограничения пребывания на государственной службе;
— порядок назначения на должность, присвоение классного чина, специального звания, ранга, а также все другие обстоятельства прохождения государственной службы соответствующего вида;
Гражданским служащим и государственным служащим других видов государственной службы федеральными законами предоставляются соотносимые размеры оплаты труда и однотипные основные государственные социальные гарантии. Во всех видах государственной службы оплата труда предусматривается в виде денежного содержания (вознаграждения, довольствия).
Денежное содержание включает в себя:
-оклад по занимаемой штатной должности,
— оклад по присвоенному классному чину (специальному званию),
— процентную надбавку за выслугу лет и другие надбавки.
Обеспечивается единство основных условий оплаты служебной деятельности государственных служащих независимо от вида государственной службы, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Дополнительные условия оплаты служебной деятельности государственных служащих устанавливаются с учетом особенностей вида государственной службы. Гражданским служащим, как и служащим других видов государственной службы, гарантируется:
— своевременная и в полном размере выплата денежного содержания (денежного довольствия);
— ежегодный оплачиваемый отпуск;
— медицинское обслуживание служащего и членов его семьи, в том числе после выхода на пенсию;
— переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;
— обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением должностных обязанностей;
— обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения государственной службы;
— защита служащего и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением должностных обязанностей и другие государственные социальные гарантии. Козбаненко В.А. Публично-правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 3. С. 42.
Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается установлением однотипных ограничений и обязательств.
Под ограничениями прав государственных служащих следует понимать установленные нормами права запреты на совершение конкретно определенных действий, выраженные в категоричной форме посредством возложения прямой юридической обязанности не совершать какие-либо действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Так, государственный служащий любого вида государственной службы не может ее продолжать в случае:
— осуждения к наказанию в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;
— признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
— наличия гражданства иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, и т.д.
Что касается используемого в законах термина «обязательства», то, очевидно, подразумеваются установленные для государственных служащих пределы, выйти за которые нельзя. Так, государственные служащие любого вида государственной службы не вправе:
— заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой;
— быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти;
Обязательства государственного служащего о соблюдении указанных ограничений, установленных федеральными законами о видах государственной службы, включаются в должностной регламент (инструкцию) и контракт государственного служащего.
Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается учетом стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы. В стаж (общую продолжительность) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу включаются периоды замещения должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы.
Правовое значение стажа государственной службы состоит в обеспечении стабильного пребывания на гражданской службе наиболее квалифицированных специалистов. Установленный порядок учета стажа гражданской службы стимулирует привлечение на гражданскую службу и удержание высококвалифицированных кадров.
Предусматривается пенсионное обеспечение гражданских служащих и государственных служащих иных видов государственной службы за выслугу лет или по инвалидности, а также членов семьи государственного служащего в случае потери кормильца. Условия назначения и размеры указанных пенсий, порядок исчисления стажа государственной службы для назначения пенсий за выслугу лет будут регулироваться федеральными законами с учетом особенностей вида государственной службы.
Однако деление на виды государственной службы не оказывает решающего влияния на статус государственных служащих. Как гражданская, так и военная и правоохранительная служба являются государственной службой, то есть профессиональной служебной деятельностью граждан Российской Федерации по обеспечению полномочий Российской Федерации и органов государственной власти.
Законодательство предусматривает для государственных служащих возможность перехода с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида с включением в стаж срока гражданской службы периодов замещения воинских должностей и должностей правоохранительной службы.
Государственно-служебные отношения, возникающие при реализации гражданином Российской Федерации конституционного права на равный доступ к государственной службе и ее прохождение, регулируются федеральными законами о видах государственной службы на единых принципах построения и функционирования системы государственной службы.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ С ИНЫМИ ВИДАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ
Действующим законодательством о государственной (муниципальной) службе регулируется взаимосвязь государственной гражданской службы с иными видами государственной службы, а также ее взаимосвязь с муниципальной службой.
Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы России иных видов (военной, правоохранительной) в соответствии со ст. 6 Закона № 79-ФЗ обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также:
Термин «соотносительность» означает, очевидно, что указанные выше условия труда государственных служащих различных видов будут максимально близки, но не одинаковы.
Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента РФ, а в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.
Взаимосвязь федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ поддерживается и тем, что Законом № 58-ФЗ установлен единый порядок присвоения государственным. гражданским служащим классных чинов (ч. 1 ст. 13). Этим же Законом (ч. 3 ст. 13) установлено, что при переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитываются при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с законодательством
Взаимосвязь видов государственной службы подтверждает установленная федеральным законодательством система ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации, общих для всех видов государственной службы. Перечень ограничений на государственной гражданской службе приведен в ст. 16 Закона № 79-ФЗ, в ст. 17 этого Закона перечислены запреты, связанные с гражданской службой, а в ст. 18 — требования к служебному поведению государственного гражданского служащего.
Взаимосвязь видов государственной службы поддерживается также правовыми положениями, касающимися основных условий и размеров оплаты труда, а также основных государственных социальных гарантий. В частности, в Законе № 79-ФЗ (ч. 2 ст. 6) речь идет о взаимосвязи государственной гражданской службы и государственной службы иных видов на основе основных и дополнительных государственных гарантий. Для государственных гражданских служащих эти гарантии содержатся в ст. 52 «Основные государственные гарантии гражданских служащих» и ст. 53 «Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих» этого Закона.
Взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы регламентирована как Законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 7), так и Законом № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст. 5).
Согласно ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем создание и важнейшие функции муниципальных органов определены актами органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ), они действуют в русле общегосударственной политики — экономической, социальной и т.д. — и могут наделяться отдельными государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ). При этом население муниципальных образований руководствуется решениями органов местного самоуправления точно так же, как и положениями федеральных законов и законов субъектов РФ. Это, несомненно, также является объективным фактором, обусловливающим необходимость обеспечения взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы, хотя их правовое регулирование, согласно ст. 2 Закона № 58-ФЗ, осуществляется раздельно.
Нормами ст. 7 Закона № 79-ФЗ определено, что взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:
Взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы как самостоятельных видов публичной службы выражается также в единстве квалификационых требований, предъявляемых к гражданам при поступлении на гражданскую (муниципальную) службу, и к государственным гражданским (муниципальным) служащим при прохождении и прекращении каждой из этих видов публичной службы.
Осуществление органами местного самоуправления (муниципальными служащими) отдельных государственных полномочий, переданных им на исполнение федеральными законами или законами субъектов РФ (согласно ст. 19 Закона № 131-ФЗ), также следует рассматривать как одну из важных форм взаимосвязи и взаимодействия двух видов публичной службы — государственной гражданской и муниципальной.
Взаимосвязь и тесное взаимодействие государственной гражданской и муниципальной службы обеспечивают, в конечном счете, повышение эффективности государственного и муниципального управления.
Взаимосвязь видов государственной службы
Деление на виды государственной службы не оказывает решающего влияния на статус государственных служащих. Как гражданская, так и военная и правоохранительная служба являются государственной службой, т.е. профессиональной служебной деятельностью граждан Российской Федерации по обеспечению полномочий Российской Федерации и органов государственной власти (ст. 1 Закона N 58-ФЗ).
Законодательство предусматривает для государственных служащих возможность перехода с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида с включением в стаж срока гражданской службы периодов замещения воинских должностей и должностей правоохранительной службы (ст. 54 Закона N 79-ФЗ).
Государственно-служебные отношения, возникающие при реализации гражданином Российской Федерации конституционного права на равный доступ к государственной службе и ее прохождение, регулируются федеральными законами о видах государственной службы на единых принципах построения и функционирования системы государственной службы.
Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы установлены в ст. 3 Закона N 58-ФЗ. В этой статье закреплены основополагающие начала, которые нашли свое развитие и конкретизацию и в Законе N 79-ФЗ (ст. 4).
Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы носят конституционно-правовой характер, что обеспечивает их обязательность, стабильность и неукоснительное соблюдение при правовом регулировании всех видов государственной службы, в том числе гражданской.
Принципами организации и функционирования гражданской службы, так же как военной и правоохранительной службы, являются:
— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
— равный доступ граждан к государственной службе;
— единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
— взаимосвязь государственной и муниципальной службы;
— открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю;
— объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
— профессионализм и компетентность государственных служащих;
— защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Указанные единые принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации нашли свое отражение в Законах N 58-ФЗ и N 79-ФЗ. Законом N 79-ФЗ предусмотрены и другие принципы построения и функционирования гражданской службы, учитывающие ее особенности.
Законодательством предусматривается, что замещение должностей гражданской службы и государственной службы иных видов осуществляется преимущественно на конкурсной основе. Регулирование порядка и условий назначения на должность по конкурсу дифференцируется: на гражданской службе он регламентируется положением, утверждаемым указом Президента РФ, а в правоохранительной службе, например, актом руководителя соответствующего федерального правоохранительного органа.
Основные условия прохождения государственной службы всех видов регулируются служебным контрактом. Предметами регулирования служебного контракта являются обязательства Российской Федерации и федерального государственного служащего, а также обязательства субъекта Федерации, принимаемые на себя соответствующим государственным органом и государственным служащим.
В соответствии с федеральным законом о конкретном виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином: на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.
Федеральными законами о различных видах государственной службы предусматриваются:
— возрастные ограничения пребывания на государственной службе;
— порядок назначения на должность, присвоение классного чина, специального звания, ранга, а также все другие обстоятельства прохождения государственной службы соответствующего вида;
— основания прекращения службы, в том числе основания увольнения в запас служащего или в отставку.
Гражданским служащим и государственным служащим других видов государственной службы федеральными законами предоставляются соотносимые размеры оплаты труда и однотипные основные государственные социальные гарантии. Во всех видах государственной службы оплата труда предусматривается в виде денежного содержания (вознаграждения, довольствия). Денежное содержание включает в себя: оклад по занимаемой штатной должности, оклад по присвоенному классному чину (специальному званию), процентную надбавку за выслугу лет и другие надбавки.
Обеспечивается единство основных условий оплаты служебной деятельности государственных служащих независимо от вида государственной службы, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Дополнительные условия оплаты служебной деятельности государственных служащих устанавливаются с учетом особенностей вида государственной службы. Гражданским служащим, как и служащим других видов государственной службы, гарантируется:
— своевременная и в полном размере выплата денежного содержания (денежного довольствия);
— ежегодный оплачиваемый отпуск;
— медицинское обслуживание служащего и членов его семьи, в том числе после выхода на пенсию;
— переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;
— обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением должностных обязанностей;
— обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения государственной службы;
— защита служащего и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением должностных обязанностей и другие государственные социальные гарантии.
Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается установлением однотипных ограничений и обязательств.
Под ограничениями прав государственных служащих следует понимать установленные нормами права запреты на совершение конкретно определенных действий, выраженные в категоричной форме посредством возложения прямой юридической обязанности не совершать какие-либо действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Так, государственный служащий любого вида государственной службы не может ее продолжать в случае:
— осуждения к наказанию в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;
— признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
— наличия гражданства иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, и т.д.
Что касается используемого в законах термина «обязательства», то, очевидно, подразумеваются установленные для государственных служащих пределы, выйти за которые нельзя. Так, государственные служащие любого вида государственной службы не вправе:
— заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой;
— быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти;
— заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц и т.д.
Обязательства государственного служащего о соблюдении указанных ограничений, установленных федеральными законами о видах государственной службы, включаются в должностной регламент (инструкцию) и контракт государственного служащего.
Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается учетом стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы. В стаж (общую продолжительность) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу включаются периоды замещения должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы.
Правовое значение стажа гражданской службы состоит в обеспечении стабильного пребывания на гражданской службе наиболее квалифицированных специалистов. Установленный порядок учета стажа гражданской службы стимулирует привлечение на гражданскую службу и удержание высококвалифицированных кадров.
Для взаимосвязи гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов характерна соотносимость основных условий государственного пенсионного обеспечения. Пенсионное обеспечение государственных служащих всех видов государственной службы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая 2004 г.)[2], Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с последующими изменениями)[3].
Предусматривается пенсионное обеспечение гражданских служащих и государственных служащих иных видов государственной службы за выслугу лет или по инвалидности, а также членов семьи государственного служащего в случае потери кормильца. Условия назначения и размеры указанных пенсий, порядок исчисления стажа государственной службы для назначения пенсий за выслугу лет будут регулироваться федеральными законами с учетом особенностей вида государственной службы.